это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3346477
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc76037728 \h 21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА PAGEREF _Toc76037729 \h 51.1 История и понятие верховенства права PAGEREF _Toc76037730 \h 51.2 Основные формы государства PAGEREF _Toc76037731 \h 92. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ PAGEREF _Toc76037732 \h 122.1 Верховенство закона и совместная ответственность государства и личности PAGEREF _Toc76037733 \h 132.2 Разделение властей и защита прав и свобод личности PAGEREF _Toc76037734 \h 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc76037735 \h 24СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc76037736 \h 26
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Термин «верховенство закона» появился в России в XIX веке в 1864 году во время судебной реформы, но дальнейшего развития он не получил. Во время Реформации термин «законное государство» стал использоваться как тип государства, но в России этого еще не было.
Только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года, определила полностью значимость этого термина: «правовое государство - это государство с экономическими, политическими и социальными основами». Это государство с четырьмя основными характеристиками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; гарантия прав и свобод личности.
Правовое государство, по сути, делает верховенство закона признаком того, что государство, все его институты и должностные лица связаны с законом. Это также гарант того, что закон действительно превосходит другие нормативные правовые акты, надежно защищает права граждан, взаимную ответственность
Признаки правового государства по большей части опираются на различные официальные правовые акты. Это также общеобязательность права, которая выражается в том, что право является единственной системой норм, которая обязательна для всего населения и организаций данного государства. Обладая указанными присущими только ему признаками, право, выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая организованность и порядок в обществе, свободное развитие личности.
Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
Объект работы – правовое государство.
Предмет – основные признаки правового государства.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе основные признаки правового государства в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить историю и понятие верховенства права;
2. Раскрыть основные формы государства;
3. Изучить верховенство закона и совместная ответственность государства и личности;
4. Проанализировать разделение властей и защита прав и свобод личности.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. Книга «Разделение властей и парламентская система» П. Г. Соломона раскрывает одну из главных особенностей верховенства права. В ней раскрываются все плюсы и минусы современной России. Работа посвящена анализу и оценке правовой ситуации в России и продвижению судебной реформы. Автор рассматривает различные факторы, определяющие процесс реформирования законодательства.
В. А. Четверин, автор книги «Демократические конституционные государства» - заведующий кафедрой теории государства Института государства и права Российской академии наук, считает, что демократические конституционные государства являются правовыми основами государства нашего времени.
Нормативная база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА1.1 История и понятие верховенства праваСтатья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация является демократическим федеративным государством, управляемым на основе верховенства закона, с республиканской формой правления».
Страна, управляемая верховенством закона, - это не просто страна, которая соблюдает закон, это общество и государство, которые признают закон как меру свободы и справедливости, которая сложилась в истории и четко выражена в законах, подзаконных актах и практике, обеспечивающих осуществление прав и свобод человека. Государство становится легитимным, превращаясь из института власти в социальную службу для человека и общества, выражая их волю и действуя под их контролем.
Такова природа государства, которое руководствуется законом во всей своей деятельности и считает своей главной целью обеспечение прав и свобод человека. Для того чтобы создать правовое государство, одного его провозглашения недостаточно. Оно фактически должно превратиться в систему гарантий, которая не позволит никому прибегать к неконституционным методам осуществления власти и неограниченному административному вмешательству со стороны саморегулируемого гражданского общества. Правовое государство - это высшая степень государственной власти, реальная правовая система, обеспечивающая все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Идея верховенства права появилась в начале прошлого века, но идеи, сформированные на ее основе, были выдвинуты гораздо раньше. Первая идея верховенства закона сформировалась в Древней Греции. Платон (427-347 до н. э.), один из величайших мыслителей древности, различал два типа государственных структур: первый - правитель как личность превыше всего, а второй - закон. Платон считал, что все блага, которые боги могли простить государству, произошли бы только в том случае, если бы закон был правителем, а люди были его рабами.
Другой известный философ древности Аристотель (384-322 до н. э.) считал, что в наиболее правильно устроенных государствах всем управляет не человек, а закон. Другими словами, Аристотель считал, что там, где не было верховенства закона, не было и государственной системы.
В Средние века Н. Макиавелли и Дж. Боден отстаивали мандат государства на защиту прав и свобод граждан. Дж. Боден определял государство как правовое управление многими семьями и тем, что им принадлежит. Он считал, что задачей государства является обеспечение прав и свобод. Н. Макиавелли в своей теории пытался объяснить политические принципы, основанные на многовековом опыте существования прошлых и нынешних государств. Он считал, что целью государства является свободное пользование собственностью и обеспечение безопасности каждого.
Кроме того, идея верховенства закона, идея его развития, волновала эпоху начала демократической революции, охватившей ученых XVII-XVIII веков. Например, ведущий британский ученый в области политики и права Дж. Локк (1632-1704) писал, что «государство объединяет людей под эгидой установленных им законов, которое само соблюдает и защищает права отдельных лиц».
Но кто является основателем теории «верховенства закона»? Эксперты в области политической теории и истории расходятся во мнениях по этому вопросу. Одни говорят, что предком был Кант (1724-1804), другие называют его немецким юристом Т. К. Уолкером. Само государство (согласно теории Канта) должно опираться на закон во всей своей деятельности. Право также должно координировать с людьми свои действия, иначе оно потеряет их доверие.
В разные эпохи разные ученые-правоведы давали разные определения термину «правовое государство». Сегодня верховенство права характеризуется следующими словами: «верховенство права - это всеобъемлющая общественно-политическая организация. Осуществление демократии как формы, действующей на основе закона, является инструментом защиты и обеспечения соблюдения прав, свобод и обязанностей каждого человека».
Фундаментальной и важной предпосылкой для установления и укрепления верховенства права является его фундамент, на котором оно строится и, следовательно, играет определенную роль.
Основой верховенства права является следующее:
1. Экономической основой правового государства является развитие различных форм собственности на основе определенных производственных отношений, свободного предпринимательства, в борьбе с экономическими монополиями.
2. Создание социальных условий, необходимых каждому для создания возможностей для творчества и работы, обеспечение индивидуальных прав и свобод человека, является прочной социальной основой верховенства закона.
3. Политическая основа верховенства права наиболее полно отражена в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, другими словами, оно ориентировано на суверенитет народа и государства, живущего в государстве.
Таким образом, можно сделать вывод, что целью существования современного правового государства является создание условий для оптимального развития общества, государства и личности в рамках правового поля.
Функции государства делятся на внутренние и внешние.
Внутренняя функция государства заключается в определении его внутренней политики. К ним, прежде всего, относятся:
1. Уважение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2. Охрана окружающей среды;
3. Поддержание общественного порядка;
4. Налоговая политика;
5. Контроль за охраной труда и здоровья граждан, незащищенных групп населения в обществе;
6. Установление государственных пособий и пенсий.
Внешнеполитическая деятельность государства реализуется через реализацию внешних функций, к которым относятся внешнеэкономические функции, а также деятельность, осуществляемая государством в целях национальной обороны.
1.2 Основные формы государстваФорма государства - это организация власти в определенном государстве. Форма государства состоит из трех элементов:
1. Форма правления;
2. Форма государственного устройства;
3. Политический режим.
Форма правления - это организация высших органов государства. По форме правления страна делится на монархии и республики. Отличительной особенностью монархии является то, что высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках одного главы государства (короля, царя и т.д.). Власть приобретается монархом по наследству и осуществляется пожизненно. Существуют абсолютные (неограниченные) и парламентские (ограниченные) монархии. Абсолютная, неограниченная монархия характеризуется государственной властью, сосредоточенной в руках одного главы государства, не ограниченной никем и ничем. В ограниченной парламентской (конституционной) монархии вместе с главой государства (монархом) верховную власть осуществляет представительный орган (например, парламент).
Республика - это форма правления, при которой все высшие органы государства избираются непосредственно народом или состоят из парламента на определенный срок полномочий. Глава государства с республиканской формой правления - это единый или коллегиальный орган, избираемый на определенный срок полномочий. Глава государства с республиканской формой правления (в Российской Федерации это президент) избирается или заменяется. Существует два типа республиканских форм правления: президентская и парламентская. В президентской республике власть главы государства и главы Правительства сосредоточена в руках Президента. В такой республике президент избирается народом страны, а не парламентом. Президент формирует правительство в обход парламента.
В парламентской республике обеспечивается верховенство парламента. В то же время Правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом, избранным Президентом.
Россия - президентская республика.
Форма государственного устройства - это внутреннее устройство государства, способ разделения его территории, характер взаимоотношений между его частями (субъектами) и их взаимоотношения с государством в целом.
Все штаты делятся по форме их устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство - это государство, которое не имеет внутри себя отдельного государственного образования. Это единое государство, частью которого является административно-территориальная единица (область, край). В такой стране существует единая высшая институциональная система и единая законодательная система. Унитарными странами являются, например, Франция, Япония, Бельгия.
Федеративное государство состоит из независимых государственных образований, которые пользуются определенной степенью независимости за исключением суверенитета. Это государство с федеративной организационной формой вместе с высшими федеральными органами власти и федеральным законодательством, органами власти и законодательством субъектов Федерации. Гражданство Федерации - гражданство субъектов федерации. Федерациями являются, например, Соединенные Штаты, Германия.
Россия - это федерация.
Предпосылкой любого федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъекта Федерации, а также разграничение полномочий и компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов полномочий и компетенции органов государственной власти субъекта Федерации.
Конфедеративное государство - это сложное образование, союз независимых (суверенных) государств. У конфедерации нет единой территории, единого законодательства и гражданства.
Конфедерация - это союз России и Беларуси. Есть также некоторые признаки альянсов в Содружестве Независимых Государств (СНГ), включая Россию.
Политический режим - это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
Политический режим делится на: демократическую и антидемократическую (авторитарная и тоталитарная).
Демократические режимы характеризуются многопартийной системой, свободной прессой, независимой судебной системой и тем фактом, что народ признается единственным источником власти. В то же время права и свободы человека гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией страны.
Существует прямая демократия и представительная демократия.
Прямая демократия означает непосредственное участие народа в решении национальных дел (например, посредством референдумов). Представительная демократия означает участие народа в государственных делах через представительные и демократически избранные институты власти. В демократических странах также применяется принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной).
Антидемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы характеризуются несоблюдением основных прав и свобод граждан и запретом законной деятельности оппозиционных партий и движений. Антидемократические государства характеризуются государственным регулированием экономики, государственным вмешательством в общественную жизнь и превосходством государственной собственности. В то же время авторитарные режимы характеризуются концентрацией власти в руках диктаторов де-факто, которые полагаются на вооруженные силы.
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ2.1 Верховенство закона и совместная ответственность государства и личностиГосударства, управляемые верховенством права, обладают характеристиками, присущими каждому государству. Однако в дополнение к ним характеристики правового государства включают следующие характеристики, которые являются отличительными чертами правового государства:
1. Верховенство закона;
2. Совместная ответственность государства и отдельного человека;
3. Разделение властей;
4. Защита прав и свобод физических лиц;
Государства имеют в своем законодательстве общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности социального развития. В стране, где правит закон, нет государственных учреждений, официальных или общественных организаций, и никто не имеет права нарушать закон.
Конституция Российской Федерации является основным законом российского государства, утвержденным высшими органами власти, устанавливает основные принципы устройства государственной власти и основы правового статуса физических лиц и имеет высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции содержится в части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, имеет прямое действие и распространяется на территорию Российской Федерации в целом. Законы и иные правовые акты, принятые Российской Федерацией, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Иными словами, Конституция Российской Федерации является основным законом, и никакой другой закон или акт не имеет права его исправлять или дополнять.
Конституция и ее положения абсолютно обязательны для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а также частных и юридических лиц, находящихся на территории России, независимо от их национальной принадлежности. Комментарий к Конституции Российской Федерации содержит параграф, в котором рассматривается отношение российских учреждений и организаций, их должностных лиц и других работников, российских граждан и их юридических лиц, расположенных за пределами Российской Федерации. Для всех этих людей Конституция Российской Федерации является законом и является обязательной.
В комментарии к Конституции Российской Федерации также учитывается отношение иностранных дипломатических и консульских представительств, отношение представителей международных организаций, расположенных на территории Российской Федерации, и их сотрудников к дипломатическому и консульскому иммунитету (т. е. неприкосновенности) Конституции Российской Федерации.
Как упоминалось выше, все должностные лица от глав государств до рядовых должностных лиц обязаны действовать в соответствии с основным законом и соблюдать его, а не нарушать. За нарушения они должны нести строгую юридическую ответственность в виде уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности.
Также было бы неприемлемо обогащать закон подзаконными актами и вкладывать в его содержание такой смысл, который законодатели не предписывали. Кроме того, в действиях всех обычных граждан следует руководствоваться законом. Для этого, помимо прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение содержится в части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Закон подлежит официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любой нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности физических лиц и граждан, не может быть применен без официального опубликования для всеобщего сведения».
В то же время официальные публикации гарантируют, что опубликованный текст полностью соответствует оригинальному тексту, то есть тексту, принятому законодательным органом или референдумом и подписанному компетентным должностным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального парламента», Федеральная Конституция и федеральные законы должны быть официально обнародованы в течение 7 дней со дня подписания Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 части 1 вышеупомянутого Федерального закона официальной публикацией является первая публикация полного текста «Сборника законодательства Российской Федерации». Поэтому любая другая публикация, опубликованная в любых средствах массовой информации или личная публикация, не является официальной публикацией. Во время обнародования Федеральной Конституции или федерального закона название закона и дату его принятия (т. е. ратификацию) указывает Государственная Дума и Совет Федерации.
Он не может вступить в силу до тех пор, пока закон не будет официально обнародован, и поэтому не может быть применен. В этом случае невозможны и другие формы его реализации - соблюдение, исполнение, использование. Если предполагается, что гражданин обязан знать закон (фактическое незнание не освобождает его от ответственности за нарушение закона), то их публикация является необходимым условием для приобретения гражданином таких знаний.
Даже в Древнем Риме не было неизвестно, что правители будут доводить содержание принятых законов до сведения граждан. Об этом свидетельствует закон о двенадцати таблицах в Древнем Риме, который получил свое название из-за того, что они были выполнены на двенадцати деревянных досках. И эти доски были вывешены на городской площади, чтобы показать всем желающим. Кроме того, каждый молодой человек, ставший гражданином Рима, должен был знать об этих законах. Утверждалось, что без этого было бы невозможно выполнять обязанности граждан и осуществлять полномочия государства.
В наши дни также важно иметь обязательные знания федерального законодательства, основы которого преподаются уже в школах.
Совместная ответственность государства и отдельного человека является неотъемлемой частью верховенства права. В недемократической стране признается только ответственность граждан перед государством. Это как если бы оно предоставляло права и свободы, которые определяют его статус. Напротив, в странах, где правит закон, подчеркивается ответственность государственных учреждений и должностных лиц перед гражданами за нарушения их прав и свобод. Эта ответственность станет реальностью только в том случае, если соответствующий нормативный правовой акт установит порядок привлечения к ней должностных лиц, нарушающих гражданские права и свободы.
Важной гарантией неприкосновенности прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым органы государственной власти обязаны предоставить каждому человеку возможность ознакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы. В странах, где действует верховенство закона, также признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Все это в совокупности делает государство подотчетным своим гражданам. Граждане, в свою очередь, несут ответственность за свои противоправные действия в отношении лиц государственных органов.
Например, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность физических лиц перед государством. Уголовная ответственность - это предусмотренные законом неблагоприятные последствия (уголовные наказания, судимости), которые наступают в отношении лица, совершившего преступление, после решения суда.
Административная ответственность отдельного лица перед государством. Этот вид ответственности рассмотрен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность характеризуется мерами принуждения, применяемыми уполномоченным органом от имени государства в отношении лица, совершившего правонарушение, предусмотренное административными мерами.
В заключение можно сказать, что государство законодательно устанавливает меры свободы человека, в то же время ограничивая себя в собственных решениях и действиях. В соответствии с законом государственные учреждения не могут нарушать его положения и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязательств. Правовые обязательства государственной власти (институтов) обеспечиваются системой мер, направленных на ограничение их произвола. К ним относятся:
1. Политическая ответственность правительства перед национальными властями;
2. Политическая ответственность представителей перед своими избирателями;
3. Юридическая ответственность за неисполнение государственными должностными лицами любого уровня своих обязанностей;
4. Ответственность физических лиц перед государством должна основываться на той же правовой основе. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовая природа совместной ответственности государства и личности является важной составной частью права объективного развития общества. Соблюдение правовых требований является юридической обязанностью каждого, в первую очередь государства, что является особенностью правового государства.
2.2 Разделение властей и защита прав и свобод личностиВажной особенностью правового государства является принцип разделения властей. На протяжении многих веков идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождала поиск человеком идеального государства. Раньше такие идеи уже присутствовали во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель, Полибий. Основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина Дж. Локка (1632-1704) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755).
Теория Монтескье разделения властей, лежащая в основе структуры государственной власти, играет важную роль в формировании буржуазно-демократического общества. Первые конституции Соединенных Штатов в 1787 году и Франции в 1789 году закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в этом важный фактор баланса трех основных ветвей государственной власти, для основных ветвей государства.
На протяжении XIX-XX веков разделение властей приобрело более широкое значение и в конечном итоге стало общепризнанным принципом цивилизации и демократии.
Теория разделения властей своеобразно рассматривается в современной юридической литературе. Поэтому И. Д. профессор Левин писал: «Разделение властей - это система национальных правовых институтов, призванная обеспечить относительную независимость отдельных государственных институтов друг от друга правовыми средствами, ограничивая полномочия каждого учреждения путем присвоения определенной сферы деятельности. Способность учреждения возражать против своей точки зрения, чтобы воспрепятствовать выполнению решения другого учреждения без права заменить его своим собственным решением».
Однако разделение властей было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. Согласно этой доктрине, в России было создано тоталитарное государство, а затем в других странах было создано государство, отказавшееся от принципа разделения властей.
В президентской республике разделение властей является наиболее последовательным. В Соединенных Штатах этот принцип в значительной степени дополняется системой сдержек и противовесов, которая позволяет не только разделить три великие державы, но и конструктивно сбалансировать их.
В странах с парламентскими формами правления, как и в любом конституционном государстве, гарантируется относительная независимость и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, но при этом сохраняется баланс между ними.
Полупрезидентские республики также имеют свои особенности. Например, согласно французской доктрине, применение принципа разделения властей никоим образом не равносильно разделению и ослаблению власти. В современной Франции президент обладает широким спектром полномочий, поэтому он в какой-то степени является обладателем исполнительной власти, за осуществление которой он не несет ответственности перед парламентом. Двухпалатный парламент остается высшим законодательным органом страны, но его полномочия, а также сфера применения закона строго ограничены Конституцией.
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был воплощен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, которая позже была внесена в Конституцию РСФСР.
Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 2020 года, содержит статью, содержащую принцип разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит, что «государственная власть Российской Федерации осуществляется на основе законодательного, административного и судебного деления. Законодательное собрание, исполнительная и судебная власти независимы».
Важной особенностью российской конституции является то, что президент не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. Он является главой государства и обязан обеспечивать скоординированное функционирование и взаимодействие национальных органов власти. Президент не имеет права вмешиваться в полномочия Федерального парламента или судебной власти. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что Президент Российской Федерации фактически считается главой исполнительной власти.
Таким образом, разделение властей является правовым принципом, суть которого заключается в предотвращении концентрации государственной власти в руках любой из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной.
Гуманизм - это своего рода суперпринцип всей конституционной системы. Его закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек-государство», при котором государство берет на себя решение главной проблемы жизнеобеспечения.
Новое российское государство радикально изменило отношения между личностью и государством. При этом основное внимание уделяется не коллективному праву пользования, как это характерно для тоталитарных государств, а индивидуальному выбору образа действий. Коллективизм, конечно, необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый через чрезмерный универсализм, он может подавлять инициативу и способности личности. Но индивидуализм, наоборот, раскрывает потенциал общества, и задача закона, исходя из этого, состоит в том, чтобы способствовать проявлению каждой личности.
Приоритет личности над государством позволяет осознать место человека в обществе. Это место не определяется государством, оно, по сути, принадлежит одному человеку и реализуется в меру его возможностей и инициативы. Гражданское общество отличается от тоталитарных типов общества тем, что оно развивается на основе саморегулирования, то есть не в полной мере регулируется государственным принуждением. Государство лишь в определенной степени регулирует поведение человека, чтобы не затрагивать его свободу и защищать общественные интересы. Такое понимание взаимоотношений между человеком, обществом и государством подчеркивает гуманистический характер конституционного строя.
Термин «высшая ценность», упомянутый в статье 2 Конституции Российской Федерации, относится не к закону, а к категории морали. Но если оно включено в текст Конституции, то становится правовой категорией, то есть обязательным правилом для всех членов общества независимо от того, осуждены они властями или нет. Следующие главы Конституции, в частности глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчинены этому суперпринципу, раскрывая и развивая его.
Основной ответственностью государства в этой связи является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Признание означает закрепление в Конституции и законодательстве всего объема прав и свобод, закрепленных в признанных нормах международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.
Сохранение требует, чтобы государственные учреждения не только воздерживались от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавали условия для совершения таких действий людьми.
Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению или предотвращению нарушенных прав, а также установление соответствующих гарантий.
Признание человеком высшей ценности его прав и свобод не означает, что государство ни при каких обстоятельствах не имеет права ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одних людей не ущемляло права и свободы других и не наносило вреда обществу. Кроме того, государства должны следить за соблюдением своих граждан закона и требовать, чтобы они уважали верховенство закона. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать верховенство закона и действовать в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Конституционное обязательство признавать человека, его права и свободы высшей ценностью достигается с помощью сложного и детализированного механизма власти. Фактически все государственные институты и вся правовая система страны участвуют в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Гуманизм конституционного строя четко отражен в подходе гражданской системы. Гражданство понимается как правовая связь человека с определенной страной, которая приводит к установлению взаимных прав и обязанностей, и, самое главное, государство обязано в полной мере защищать права и свободы этого человека. Преимущество гражданства заключается в том, что государство обязано защищать своих граждан, даже за рубежом. Поэтому правовой статус, предоставляемый гражданством, связан с гарантиями, и его реализация во многом зависит от государственных должностных лиц.
Сегодня статус человека претерпел фундаментальные изменения по сравнению со статусом человека в тоталитарный период. Конституция (часть 3 статьи 6) предусматривает, что граждане Российской Федерации не могут быть лишены гражданства или права на изменение гражданства. В любом случае граждане не могут быть лишены гражданства против их воли и без законных оснований. Основания также необходимы для получения гражданства.
Принцип равного гражданства, предусмотренный статьей 6 Конституции Российской Федерации, распространяется на основы конституционного строя независимо от причин его приобретения. Это означает, что для того, чтобы в полной мере пользоваться правами и свободами, продолжительность пребывания в гражданстве и разница между гражданством по рождению и гражданством по приобретению не имеют значения.
Поэтому подлинная гарантия прав и свобод личности является чрезвычайно важной конституционной особенностью страны, управляемой верховенством закона. Его принципы закреплены в статье 2 Конституции Российской Федерации: «человек, его права и свободы имеют высшую ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства». Иными словами, государство обязано не только уважать права и свободы, но и создавать условия для их реальной реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
Право и государство возникли и развивались одновременно, т.е. они являются продуктом общественного развития. В государственно-организованном обществе право выступает как нормативный регулятор общественных отношений.
Учения о праве, несмотря на их несходство, имеют следующие общие положения:
1. Право – это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
3. Право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Можно сказать, что верховенство права - это государство, отвечающее потребностям права как саморегулирующееся общество, то есть оно обеспечивает систему верховенства права и создает надежную гарантию административного вмешательства в процесс саморегулирования общественной жизни, защиты интересов производителей и потребителей социальных благ в рамках процесса надлежащего урегулирования споров. По сути, верховенство закона представляет собой систему институциональных и формальных правовых гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, независимость и равную свободу для производителей и потребителей социальных благ и для общих участников социальной коммуникации - отдельных лиц и их объединений.
Минимальные (интегральные) и максимальные меры свободы определяются объективными возможностями общества и процессом социального прогресса, уровнем развития законов, которые проявляются объективно. Нормы меры свободы выражения мнений должны быть определены в Конституции и в законе.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 11.06.2021).
5. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
6. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 N 5-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
7. Валадес, Д. Конституционные проблемы правового государства / Д. Валадес. - М.: Идея-Пресс, 2016. - 168 c.
8. Витрук, Н.В. Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства / Н.В. Витрук. - М., 2019. - 653 c.
9. Гессен, Р. О правовом государстве / Р. Гессен. - М.: Медиа, 2017. - 576 c.
10. Грачева, Е. Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект) / Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2019. - 222 c.
11. Доморацкая, Э. И. Демократическое правовое государство и гражданское общество / Э.И. Доморацкая. - М.: Наука, 2015. - 184 c.
12. Доморацкая, Э. И. Государство и экономика. Организационно-правовые аспекты / Э.И. Доморацкая. - М.: Наука, 2015. - 224 c.
13. Менгер, А. Конституционно-правовое развитие государств евразийского пространства в условиях современных вызовов и угроз человечеству/ А. Менгер. - М.: ГОУ ВПО, 2015. - 730 c.
14. Менгер, А. Новое учение о государстве / А. Менгер. - М., 2015. - 266 c.
15. Менгер, А. Создание правового фундамента народного трудового государства / А. Менгер. - Москва: Наука, 2015. - 215 c.
16. Мусаев, М. Жертвы преступлений в свете уголовно-правовой и процессуальной политики государства / М. Мусаев. - Москва: Наука, 2015. - 697 c.
17. Омельченко, О. Об истории Российского государства и его Вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы / О. Омельченко. - М.: Русь, 2014. - 256 c.
18. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве / О. Омельченко. - М.: Эксмо, 2013. - 576 c.
19. Рассел, Д. Международно-правовой статус Государства Палестина / Д. Рассел. - М., 2015. - 182 c.
20. Шелестов, Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства / Ю.И. Шелестов. – М., 2019. – 182 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Служебная дисциплина в органах внутренних дел.
Контрольная, Административная деятельность полиции
Срок сдачи к 31 дек.
Нужно пройти контрольные тестирования по предметам
Тест дистанционно, Административное право, Безопасность жизнедеятельности, Гос. и муниципальные финансы
Срок сдачи к 28 дек.
Взаимодействие экономических и правовых отношени в хозяйственной жизни общества
Контрольная, Экономика
Срок сдачи к 31 дек.
Написать курсовую. Тема курсовой Маркетинг в развитии коммерческой...
Курсовая, Коммерция
Срок сдачи к 8 янв.
Сделать 6 несложных лабораторных в sql
Лабораторная, Информационные системы в экономике
Срок сдачи к 27 дек.
Решить задачу неканонического вида симплекс методом
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 26 дек.
доклад + презентация
Доклад, система государственного и муниципального управления
Срок сдачи к 26 дек.
Написать полные конспекты на темы: нервная система, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, органы кроветворения и иммунной защиты
Реферат, Гистология Животных
Срок сдачи к 26 дек.
Написать текст для рекламной компании фотографа , подробнее ниже
Отчет по практике, Реклама и PR
Срок сдачи к 26 дек.
Расчет тягово-экономических свойств автомобиля.
Курсовая, Автомобильная промышленность
Срок сдачи к 29 дек.
сделать презентацию по заданию, уровнь 2...
Презентация, информационные технологии
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!