это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3347067
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение………………………………………….………………………..………3
Глава 1. Общая характеристика конституционных обязанностей……………..5
1.1. Понятие конституционных обязанностей………..…………………..……..5
1.2. Признаки конституционных обязанностей …………......................……....7
Глава 2. Виды конституционных обязанностей……………………….…..........9
2.1. Общие конституционные обязанности ……………..……………………..9
2.2. Частные конституционные обязанности……….….……………………....16
Глава 3. Ответственность за неисполнение конституционных обязанностей……………………………………………………………….…….20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………...………..………………….…26
Введение
Актуальность проблемы исследования. Обязанности человека имеют столь же древнюю историю, как и само человечество, т.к. они тесно связаны с отношениями между людьми, являются своего рода гранями взаимодействия между индивидами. Представления человека об обязанностях появились в глубокой древности в виде наиболее общих по содержанию правил поведения (обычаев, табу, ритуалов, моральных и религиозных норм). В результате длительного генезиса в российской правовой системе категория «обязанность» трансформировались от нормы обычного права в конституционную обязанность.
Основной целью российского государства, провозглашенного Конституцией РФ в качестве правового, выступает обеспечение гармонии интересов личности и государства. Это означает такое взаимодействие между указанными субъектами, при котором государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. При этом необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства и личности являются конституционные обязанности граждан, выступающие наряду с правами и свободами. Реализация прав во всех случаях предполагает исполнение обязанностей, возникающих в связи с предоставлением прав самому государству, а также гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Всестороннее исследование проблемы правовой регламентации и практики реализации конституционных обязанностей граждан в Российской Федерации представляется актуальным как с точки зрения науки, так и с позиции правоприменения.
На современном этапе в условиях всё возрастающей роли права в жизни общества вопросы генезиса конституционных обязанностей личности вполне закономерно выдвинулись на первый план. Анализ различных аспектов правовой регламентации и практической реализации конституционных обязанностей граждан в России имеет большое научное, социально-политическое и правоприменительное значение в свете всестороннего развития и совершенствования демократии. Кроме этого, трудно переоценить значение обязанностей граждан в вопросах укрепления законности и правопорядка в современной России, а также их значение для характеристики правового положения личности и ее научных основ в теории права. Этим обусловлен выбор темы исследования и структура работы.
Цель работы состоит в исследовании конституционных обязанностей граждан Российской Федерации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
проанализировать понятие, признаки конституционных обязанностей;
изучить виды конституционных обязанностей;
проанализировать ответственность за неисполнение конституционных обязанностей.
Нормативной базой данного исследования служат, прежде всего, нормы российского права, в частности Конституция РФ и иные федеральные законы.
Теоретической основой данного исследования служат труды В.В. Оксамытного, М.Н. Марченко, С.А. Авакьяна, С.Х. Хаматовой, А.М. Цалиева и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с несением конституционных обязанностей.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие конституционные обязанности, а также юридическая доктрина по данной теме.
Методологической основой курсовой работы выступают общенаучные методы, в том числе анализ и синтез, и методы частно-научного познания (формально-юридический, сравнительно-правовой и системный).
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика конституционных обязанностей
1.1. Понятие конституционных обязанностей
Обязанности наряду с правами и свободами человека и гражданина являются базовыми элементами юридического статуса личности. Как отмечает В.В. Оксамытный, «в правовом статусе представлены не только права и свободы, но и их парная категория - обязанности личности в государственно-правовой сфере. Юридические обязанности являются установленными законом социально полезными и государственно целесообразными мерами должного поведения лица».
Функциональное назначение юридических обязанностей - корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное - формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе.
Как мы видим, теоретическое обоснование наличия у человека юридических обязанностей исходит из того, что существование обязанностей обусловлено необходимостью сочетания индивидуальных интересов, общественных интересов и государственных интересов.
Очевидно, что без юридических обязанностей, налагаемых на личность, не может существовать никакое общество и государство, поскольку осознанное исполнение обязанностей каждым человеком позволяет поддерживать определенный порядок в государстве, в отношениях между людьми; во многих случаях выполнение обязанностей одними людьми позволяет другим людям реализовать их права и свободы.
Определенный набор обязанностей касается отношения как к другому человеку, так и к обществу и государству. Если говорить о конституционных обязанностях, то они имеют особое социальное значение, занимают доминирующее место во всей системе юридических обязанностей и оказывают определяющее воздействие на эту систему, конкретизируемую и развиваемую федеральным законодательством.
Тем не менее, «одной из особенностей современного общества является отсутствие четкого осознания, что конституционные обязанности выступают в качестве необходимых и безусловных предпосылок свободы, устанавливаются в интересах как всего общества и государства, так и самой личности».
Так, ряд ученых раскрывают понятие юридической обязанности через категорию должного, определяя обязанность как вид и меру должного поведения лица. Согласно иной точке зрения, юридическую обязанность следует определять через категорию необходимости, то есть как необходимость определенного поведения обязанного субъекта.
Обязанности представляют собой юридическую меру должного поведения. Обязанность наряду с правом - предпосылка свободы и в конечном счете выражает собственные интересы человека, даже если он этого не осознает.
В юридической литературе понятие "обязанность" чаще всего выражается через категорию "юридическая обязанность". Так М.Н. Марченко, определяет юридическую обязанность как предусмотренную законом необходимость должного поведения одного лица − субъекта правоотношений в интересах другого, правомочного лица. Юридическая обязанность выступает как особый, требуемый законом вид поведения одного, обязанного лица по отношению к другому, обладающему соответствующими субъективными правами.
Проанализировав имеющиеся определения конституционной обязанности, можно заключить, что конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
1.2. Признаки конституционных обязанностей
Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.
1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.
3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.
6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.
Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности - это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Основными признаками их являются: верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер.
Глава 2. Виды конституционных обязанностей
2.1. Общие конституционные обязанности
В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ указано: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Единство прав и обязанностей является важнейшим принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. При этом обязанности, как и права, носят реальный характер.
Предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других и как следствие их обязанностей. Конституционные права и свободы находятся в неразрывном диалектическом единстве с конституционными обязанностями и ответственностью.
Принцип равенства обязанностей означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей. Граждане РФ не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.
Говоря о конституционных обязанностях человека и гражданина как о притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории и выраженные в конституционно-правовых нормах, можно отметить, что обязанности относятся не только к гражданам государства. Обязанности различны по своей природе, одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. В России проживает много лиц, которые не являются гражданами, Конституция не освобождает и их от выполнения ряда обязанностей, к таковым относится уплата налогов и сборов, уважение прав и свобод других лиц, сохранение природы и окружающей среды.
Конституционные обязанности в Российской Федерации можно подразделить на общие и частные.
К первой группе относятся обязанности, распространяемые на любого человека: соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15); уважать права и свободы других (ч. 3 ст. 17); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44). Данные обязанности распространяются на все без исключения категории населения.
К основным Конституция РФ относит следующие обязанности человека:
— соблюдать Конституцию и федеральные законы (ч. 2 ст. 15);
— уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
— заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ч. 3 ст. 44);
— платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
— воспитывать и обеспечивать образование детей (ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 43);
— заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);
— защищать Отечество и нести военную службу (ч. 1,2 ст. 59).
Обязанность соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы носит общий характер. Хотя в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ указывается на обязанность лишь граждан соблюдать Конституцию РФ и законы, из общего смысла конституционных норм, и в частности тех положений, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации, со всей очевидностью вытекает, что данная обязанность в равной мере распространяется как на граждан, так и на иностранцев и лиц без гражданства.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Поскольку люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Перед цивилизованным обществом стоит задача согласовать эти интересы, способствовать достижению компромиссов. Прежде всего, нужно противодействовать разрушающим общество и государство попыткам осуществлять свои права и свободы за счет прав и свобод других, обуздывая проявления эгоизма, своеволия, анархии и обеспечивая общественное согласие, социальное партнерство.
Особенностью правового статуса индивида является то, что он несет ответственность за нарушение Конституции РФ и федеральных законов, совершая неправомерные деяния в конкретных сферах своей жизнедеятельности. В зависимости от характера общественных отношений человек несет административную, уголовную, гражданско-правовую (имущественную), дисциплинарную ответственность.
Так, в соответствии с КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1). При этом иностранные граждане, лица без фажданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ст. 2.6).
Другой важнейшей универсальной обязанностью является обязанность каждого уважать права и свободы других лиц.
Поскольку люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Перед цивилизованным обществом стоит задача согласовать эти интересы, способствовать достижению компромиссов. Прежде всего, нужно противодействовать разрушающим общество и государство попыткам осуществлять свои права и свободы за счет прав и свобод других, обуздывая проявления фетишизации свободы, эгоизма, своеволия, анархии, обеспечивая общественное согласие, социальное партнерство.
Хотя Конституция РФ напрямую не устанавливает этот принцип, его содержание вытекает из толкования статей, посвященных правам и свободам человека и гражданина. Так, согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В решении этих задач важную роль играет соблюдение принципа формального равенства людей перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и г.п. (ст. 19 Конституции РФ). Отсутствие привилегий в пользовании правами и свободами — одно из важнейших положений конституционного права.
Принципы такого рода содержатся в международно-правовых актах, о которых в общей форме говорится в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. призвала всех людей поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1), допуская ограничение прав и свобод одних людей должным признанием и уважением прав и свобод других (ст. 29). В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорится: «Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как обозначающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеют право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте».
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину. Охрана окружающей среды — это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Правовая обязанность сохранять природу и окружающую среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся в условиях неблагоприятной окружающей среды.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (ст. 78 Закона). Определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом ионесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Широкий круг мер административной ответственности установлен КоАП РФ, в частности, за порчу земель; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; использование земель не по целевому назначению; нарушение правил водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил пользования объектами животного мира; правил охоты и рыболовства, использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и др.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа России и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» конкретизирует конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также направлен на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Таким образом, общие конституционные обязанности распространяются на любого человека: соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст.15); уважать права и свободы других (ч. 3 ст.17); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст.44).
2.2. Частные конституционные обязанности
Вторая группа обязанностей относится только к определенным категориям населения: родительские обязанности (ст. 38); обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38); обязанность работающих платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); воинская обязанность (ст. 59). Данные обязанности адресованы соответственно к родителям, трудоспособным совершеннолетним детям, налогоплательщикам, военнообязанным и другим конкретным категориям людей.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, а согласно ч. 4 ст. 43 родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. В СК РФ подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите их прав и интересов.
Наряду с Конституцией РФ и СК РФ обязанности родителей по образованию детей регулируются Федеральным законом "Об образовании".
В ч. 3 ст. 38 Конституция РФ закреплена обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Регулируемая Конституцией область относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87 СК РФ).
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица); организации – юридические лица. Условия налогообложения определяются НК РФ.
В качестве основных Конституция РФ определяет обязанности гражданина Российской Федерации защищать свое Отечество и нести военную службу, при этом согласно ч. 1 ст. 59 защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Защита Отечества – не только правовое, но, прежде всего, нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства, направлена на защиту населения, материальных и духовных ценностей общества.
Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Основными актами, конкретизирующими конституционные положения о несении гражданами военной службы, являются федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и др.
Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы по призыву. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу. Согласно ст. 12 Федерального закона "Об обороне" комплектование Вооруженных Сил осуществляется: 1) военнослужащими – путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу; 2) федеральными государственными гражданскими служащими; 3) работниками.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ). Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, условия и порядок несения альтернативной службы определяются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", согласно ст. 2 которого гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: а) несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; б) он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Таким образом, частные обязанности адресованы соответственно родителям, трудоспособным совершеннолетним детям, налогоплательщикам, военнообязанным и другим конкретным категориям людей.
Глава 3. Ответственность за неисполнение конституционных обязанностей
Обязанность беречь памятники истории и культуры относится ко всем субъектам правоотношений. Она распространяется также на объекты, поступившие из-за границы и находящиеся на территории РФ. КС РФ по делу о проверке конституционности положений Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» в Постановлении от 20 июля 1999 г. № 12-П указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.
В ст. 62 Основ законодательства РФ о культуре предусматривается возможность установления гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства о культуре.
Так, в ст. 240 ГК РФ предусматривается возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.
УК РФ за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.
КоАП РФ устанавливает широкий круг видов нарушений в рассматриваемой области, в частности, за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия; ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко- культурного наследия и др.
КС РФ в Постановлении от 20 февраля 2001 г. № 3-П сформулировал развернутую правовую позицию, раскрывающую конституционно-правовой смысл «законно установленных налогов и сборов». В п. 2 данного Постановления указывается, что согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (п. «з» ст. 71); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76).
Конституционное правило, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги и сборы или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ), представляет собой частный случай проявления действия законов но времени, т.е. института обратной силы закона. То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для налогоплательщика ощутимой материальной потери. Именно по этой причине акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3.). В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198).
Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе: знакомится с материалами проверок, обжаловать решения налоговых органов и т.д. Конституцией предусмотрено то, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В случае неявки гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы ст. 328) или административной ответственности (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету ст. 21.5; уклонение от медицинского обследования ст. 21.6; умышленные порча или утрата документов воинского учета ст. 21.7.) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за неисполнение конституционных обязанностей предусмотрена в различных источниках (КоАП РФ, УК РФ и др.) и соразмерна важности этих обязанностей.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать некоторые общие выводы.
Создание и поддержание гармоничных отношений в государстве и обществе требуют не только уважения к правам и свободам, но и выполнения человеком и гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и отказ от осуществления своих прав и свобод. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями.
Чрезмерное выпячивание личностью своих прав и свобод и отрицание обязанностей ведет к правовому нигилизму. В этом случае у личности формируется правосознание, для которого характерно стремление любой ценой осуществить свои желания. Такой тип поведения нередко влечет за собой правонарушения и даже преступления.
Необходимо различать обязанности человека и обязанности гражданина. Правовая связь между человеком и государством в форме гражданства накладывает на личность особые обязанности. Так, только на граждан Российской Федерации возложена обязанность нести военную службу и защищать свое Отечество.
Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.
Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации – "Права и свободы человека и гражданина".
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".
К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).
Необходимость конкретизации конституционных норм обусловлена тем, что большинство конституционных норм об обязанностях граждан, предметно не определенных и понятийно обще сформулированных, обращены не только к личности как их носителю, но и к государству в лице законодателя. Они реализуются при посредстве отраслевого законодательства, которое определяет нормативное содержание соответствующей обязанности и устанавливает процессуальные формы реализации обязанностей.
Кроме того, Конституция РФ всегда рассчитана на длительный период ее действия. Принимая конкретизирующие основной закон нормативные акты, прежде всего федеральные конституционные законы и федеральные законы, законодатель может и должен актуализировать Конституцию РФ.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // СПС КонсультантПлюс
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Налоговый кодекс Российской Федерации
часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" // "Российская газета" от 17 ноября 1992 г. N 248
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 26 ст. 2519
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. N 23 ст. 2750
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9 ст. 1014
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3030
Литература
Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. Т. 1. М. : Юристъ, 2006. 864 с.
Кордуба С.Б. Теоретические аспекты конституционных обязанностей личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. №4. С.437-441
Мазуров А.В. Конституция и общественная практика. - М.: Частное право, 2009. 680 с.
Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968.
Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби ; Проспект, 2007. 743 с.
Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права: монография. Саратов. 2003. 220 с.
Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. - "ЮНИТИ-ДАНА", 2012 г. 511 с.
Конституция Российской Федерации : науч.-практ. ком. / Т. Е. Абова [и др.]; под ред. Б.Н. Топорнина; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017. 450 с.
Умнова-Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Умнова-Конюхова, И. А. Алешкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 536 с.
Хаматова С.Х.Институт конституционных обязанностей человека и гражданина в системе правового федеративного государства. Государство и право, № 9. 2018. С.56
Цалиев А.М. О конституционных обязанностях человека и гражданина // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020. №2. С.345-351
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2015. С.312
Судебная практика
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.1999 N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.2001 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Востокнефтересурс" // СПС КонсультантПлюс
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!