это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3359924
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc78463249 \h 3Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации подростков средствами культурно-досуговой деятельности PAGEREF _Toc78463250 \h 61.1. Сущностная характеристика процесса социализация и ее критерии PAGEREF _Toc78463251 \h 61.2. Психолого-педагогические особенности социализации подростков PAGEREF _Toc78463252 \h 111.3. Возможности культурно-досуговой деятельности в процессе социализации подростков PAGEREF _Toc78463253 \h 14Выводы по первой главе PAGEREF _Toc78463254 \h 17Глава 2. Практические аспекты социализации подростков средствами культурно-досуговой деятельности PAGEREF _Toc78463255 \h 182.1. Анализ методики ««Психологическая атмосфера в коллективе» (Л. Г. Жедунова)», направленной на социализацию подростков PAGEREF _Toc78463256 \h 182.2. Анализ ««К.О.С» - методика изучения коммуникативных и организаторский способностей»», направленной на социализацию подростков PAGEREF _Toc78463257 \h 21Выводы по второй главе PAGEREF _Toc78463258 \h 23Заключение PAGEREF _Toc78463259 \h 24Список литературы PAGEREF _Toc78463260 \h 26Приложение PAGEREF _Toc78463261 \h 28
ВведениеАктуальность работы. Главной проблемой социального развития является координация отношений между обществом и каждым человеком, то есть его социализация. Социализация подрастающего поколения особенно важна для общества. Именно в детском, подростковом и юношеском возрасте формируется базовая структура личности. Ее качественные характеристики существенно зависят от степени образованности окружающей среды. Человек, с психологической точки зрения, - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Системные качества личности формируются в совместной деятельности и общении.
Социальное самоопределение личности одинаково актуально как в прошлом, так и в этом столетии, но оно во многом зависит от социально-политических и экономических систем общества. Это процесс, который постоянно меняется по своей природе.
Социализация подрастающего поколения - сложный непрерывный процесс, с одной стороны, потребности личности приспосабливаются к потребностям общества, но эта адаптация не является пассивной, ведущей к конформизму, который является инициативой по присвоению общечеловеческих ценностей. С другой стороны, общество формирует нормы морали и поведения в семье, школах, учреждениях досуга и других социальных средах вокруг человека, где отношения между людьми находятся в педагогически приемлемой форме.
На самом деле развлекательные объединения, представляющие досуг, являются мощным стимулом для творческого развития детей, подростков и молодежи, расцвета их способностей, расширения круга интересов, гуманизации мыслей, чувств и действий, а также творческой активности.
При всех положительных аспектах досуга можно отметить, что досуг четко отражается на состоянии политики, экономики, идеологии, образования и культуры. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, культура использования которого относительно низка, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и т.д., но наоборот становится частью общества.
В российской науке мало внимания уделяется социализации подрастающего поколения в условиях командно-административной системы. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченный эмпирический материал по социализирующему эффекту досуга и его основное сведение к реализации воспитательных функций значительно снижают эффективность практической деятельности в сфере досуга, что также определяет необходимость и актуальность данного исследования.
Самый сложный процесс социализации происходит в подростковом возрасте, так как в это время тело и сознание претерпевают значительные изменения. Подростки находятся под сильным влиянием микро-и макросреды, а также различных социальных институтов.
Объект работы – процесс социализации.
Предмет – социализация подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе социализация подростков и, как она осуществляется средствами культурно-досуговой деятельности. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить сущностную характеристику процесса социализация и ее критерии;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности социализации подростков;
3. Изучить возможности культурно-досуговой деятельности в процессе социализации подростков;
4. Провести анализ методики ««Психологическая атмосфера в коллективе» (Л. Г. Жедунова)», направленной на социализацию подростков;
5. Проанализировать методику ««К.О.С» - методика изучения коммуникативных и организаторский способностей», направленную на социализацию подростков.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Айварова Н.Г. «Психологическое здоровье как условие успешной социализации подростка», Барейша А.Г. «Социальный страх: сущность, функции, типология», Баринов Д.Н. «Социальный страх как явление общественного сознания подростков», Вайсбург А.В. «Современные методы социологических исследований» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы на примере двух методик. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации подростков средствами культурно-досуговой деятельности1.1. Сущностная характеристика процесса социализация и ее критерииСоциализация личности является одним из основных понятий социальной педагогики, носит междисциплинарный характер, отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно найти различные определения этого понятия, например: социализация - сложный многогранный процесс, включающий в себя [5, с. 162-187]:
1. Усвоение социальных норм и культурных ценностей общества, к которому принадлежит индивид в течение его жизни;
2. Овладение и дальнейшее развитие социокультурного опыта личности;
3. Формирование индивидуальности, усвоение индивидами ценностей, норм, установок, моделей поведения, присущих определенному обществу, социальной группе;
4. Включение человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение социального опыта и осознание собственной сущности путем выполнения определенной роли в практической деятельности и т.д.
Что объединяет все методы, так это учет результатов социализации, а также механизмов, с помощью которых человек приобретает социальный опыт на протяжении всей жизни. К середине двадцатого века социализация стала самостоятельной междисциплинарной областью исследований. Сегодня философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук изучают проблему социализации или ее отдельные аспекты.
Отметим, что почти до 60-х годов XX века все ученые думали о развитии человека в детстве, отрочестве и юности. Только в последние десятилетия детство перестало быть единственным объектом интереса исследователей, и изучение социализации распространилось на взрослую жизнь и даже на старость.
Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и вхождение индивида в саму социальную среду (онтогенез) в результате его активного взаимодействия с окружающим социальным миром. В процессе такого взаимодействия:
1. Осуществляется социальное признание;
2. Осуществляется социальная коммуникация;
3. Осваиваются практические навыки;
4. Осуществляется активная реконструкция окружающего мира.
Социализация не может определяться развитием личности, которое также происходит вне общества. Социализация не может быть сведена к образованию. Несомненно, суть образования заключается в построении таких отношений между детьми и обществом, чтобы обеспечить их социализацию. И в настоящее время образование рассматривается с двух точек зрения. Образование в узком смысле относится к процессу целенаправленного воздействия на развитие личности с целью подготовки ее к производственной, социальной и культурной деятельности. Образование в самом широком смысле - это воздействие на всю социальную реальность человека с целью усвоения социального опыта. Как в первом, так и во втором случае образование предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация основана на двусторонней деятельности [12, с. 142-164].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что социализация - это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, в ходе которого потребности индивида приспосабливаются к потребностям общества (или отвергаются им). Кроме того, адаптация не пассивна, а активна, при которой индивид добровольно и творчески устанавливает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя человечество на уровне генетической памяти. С другой стороны, общество формирует кодекс этики и поведения, обучая отношениям между людьми в семье, в школах, в учреждениях досуга и в других социальных средах вокруг человека.
В процессе социализации существуют различные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новый спрос играет ведущую роль на этапе его развития. Существует семь стадий.
Первый этап социализации - это восприятие индивидом социальной информации на уровне чувств, эмоций, знаний, навыков и умений. В то же время, конечно, следует уделять внимание своевременному представлению информации.
Второй этап социализации - это интуитивная связь полученной информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного отношения к нему. На этой стадии социализации глубокий опыт становится решающим. Именно к этим чувствам, состоянию души человек прислушивается бессознательно при восприятии и оценке той или иной информации. Еще одним фактором, оказывающим сильное влияние на данном этапе социализации, является микросреда, в которой в основном живут дети. Это может быть двор, друг, класс, но чаще всего это семья. Если новая информация противоречит тому отношению, которое ребенок получает в этой среде, он должен решать внутренние конфликты [3, с. 44-67].
Таким образом, третий этап заключается в выработке отношения принятия или неприятия полученной информации. Факторами, влияющими на этом этапе, являются обстоятельства, в которые включен ребенок, а также ситуация, в которую он каким-то образом погружен. В результате с каждым последующим источником информации становится все труднее и труднее направлять подростков к пониманию их ценностей.
Четвертый этап - формирование ценностной ориентации и отношения к действию. Идеалы являются основными факторами, способствующими достижению положительных результатов на данном этапе.
Основой пятого этапа является действие, логически построенная поведенческая система. В то же время следует отметить, что в некоторых случаях действия предпринимаются сразу после получения такой информации, как «взрывные реакции» до того, как развивается вторая или четвертая фаза. В других случаях они возникают только в результате повторения определенных внешних воздействий через фазу обобщения и консолидации.
На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах. В шесть лет считается нормой не воевать, а в шестнадцать - защищать честь и достоинство себя и других.
Седьмой этап выражается в понимании и оценке его социальной деятельности.
Социализация выполняет основные функции личностного и социального развития [10, с. 23-64]:
1. Регулятивные функции формирования и регулирования жизни человека в обществе через влияние специальных социальных институтов, определяющих образ жизни этого общества во временном контексте;
2. Личностная преобразующая функция, которая персонализирует человека путем формирования системы социальных отношений, в которых его потребности мотивируют области, идеалы и установки;
3. Функция ценностной ориентации, формирование системы ценностей, определяющей образ жизни человека;
4. Общение и информация, направляют отношения человека с другими людьми, системами, насыщают человека информацией, формируют его образ жизни;
5. Репродуктивная функция, которая развивает волю действовать определенным образом;
6. Творческая функция, в процессе которой рождается желание творить, находить выход из нестандартных ситуаций, открывать и изменять окружающий мир;
7. Компенсаторная функция, восполняющая отсутствие у человека необходимых физических, умственных и интеллектуальных свойств и качеств.
Функция социализации не только раскрывает, но и определяет процесс личностного и социального развития. Функция направляет деятельность индивида и определяет более или менее перспективный путь личностного развития. Они реализуются комплексно, позволяя людям проявить себя в определенной сфере деятельности.
Процесс социализации личности делится на три уровня [2, с. 32-41]:
1. Биологический уровень - это связь между человеческим организмом и окружающей средой. Человек, как и любое растение или животное, является частью Вселенной. На человека влияет фаза погоды, луна и другие природные явления.
2. Психологический уровень демонстрирует основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность.
Таким образом, включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно- временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека. Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
1.2. Психолого-педагогические особенности социализации подростковСпецифика проявления подросткового возраста зависит от конкретной социальной среды, а главное, когда подросток субъективно устанавливает новые отношения со взрослым миром, меняются позиции ребенка в обществе. Это составляет новое содержание его сознания, формируя психологическую составляющую этого возраста - самосознание.
1. Характеристика самосознания выражается в способности и потребности подростка познать себя как личность, свои специфические качества. Это порождает у подростков стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому также способствуют новые разработки, которые отличают образ жизни подростков от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это повышенные требования взрослых к подросткам, товарищам, общественное мнение которых определяется не успехами ученика в учебе, а его личностью, взглядами, способностями, многими другими чертами характера, умением соблюдать «Кодекс этики», принятый подростками. Все это порождает мотивацию побуждать подростков прибегать к анализу себя и сравнению себя с другими. Поэтому у них постепенно развиваются ценностные ориентации, вырабатываются относительно устойчивые модели поведения, которые, в отличие от выборки детей младшего школьного возраста, больше не представлены в виде образа конкретного человека, точно так же, как подростки интересуются людьми и самими собой [11, с. 98-112].
2. На каком-то этапе развития предыдущее положение, которое ребенок занимает в системе окружающих его межличностных отношений, воспринимается им как несовместимое с его способностями, и он пытается его изменить. Существует открытое противоречие между образом жизни ребенка и его способностями, которые уже определили этот образ жизни. В соответствии с этим перестраивается его деятельность.
3. В подростковом возрасте происходит хорошо известный «скачок» в психофизиологическом развитии личности. Основная железа внутренней секреции - гипофиз, а также гонадотропины начинают выделять большое количество гормона роста - самотропина. В этот период происходит рост длины конечностей. В результате, особенно телосложение ребенка, пропорциональное развитие туловища и конечностей, сменяется длинноногой формой подростка, характеризующейся длинными руками и длинными ногами. Мальчики-подростки, даже с избыточным отложением жира, худеют. Регулярная физическая активность и закаливание в этот период могут предотвратить чрезмерное отложение жира у подростков, склонных к ожирению.
Появление первых признаков полового созревания (у мальчиков в возрасте 12-13 лет, у девочек в возрасте 10-12 лет) требует ограничения кровоснабжения, что сказывается не только на работе мышц, но и других органов, в том числе головного мозга. Таким образом, для подростков этого возраста характерно снижение двигательной активности и общей выносливости, а также временное снижение их интеллектуальной активности [8, с. 12-35].
Позже, на третьей стадии полового созревания (13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек), увеличивается объемная скорость кровотока, а, следовательно, незначительное повышение физических и интеллектуальных способностей. В то же время наблюдается заметное повышение температуры кожи, особенно в конечностях. В то же время из-за расширения кровеносных сосудов в коже снижается возможность терморегуляции организма, что приводит к увеличению простудных заболеваний.
В возрасте 15-16 лет у мальчиков-подростков происходят значительные изменения в структуре гортани: развитие хряща гортани и системы голосовых связок. У мальчиков эта рекомбинация более выражена, чем у девочек, потому что самым важным регулятором роста гортани является мужской гормон - тестостерон. Результатом этих морфологических изменений является выраженная мутация в голосе мальчиков-подростков - появляются низкие обертоны.
На этом этапе адаптации категоричность мнений подростка, желание любой ценой казаться взрослым, демонстрируя при этом свою кажущуюся независимость, только подчеркивают маргинальный характер этапа подростковой социализации. Внезапные изменения в организме и психике, которые происходят у подростка в этот период, делают его раздражительным и уязвимым. Он пытается сформировать свою собственную систему взглядов на мир, которая основана только на случайных наблюдениях.
Подростки в это время характеризуются импульсивностью, эмоциональностью, чувствительностью, негативизмом, критическим мышлением, взлетами, мечтами. Все эти качества делают подростков социально мобильной частью общества, но и парадоксальной. С одной стороны, есть несостоявшийся социальный статус, неисследованная социальная роль, с другой - желание решать проблемы самостоятельно. Эту возрастную стадию часто называют «кризисом». Кризис подросткового возраста обусловлен разрывом между развитием внутреннего мира ребенка и теми отношениями с внешним миром, которые сформировались на предварительном этапе [18, с. 184-197].
4. В этом возрасте успеваемость подростков часто снижается. Конфликт с другими людьми, в том числе с пожилыми людьми, сопровождается болезненными переживаниями.
5. Этот период характеризуется радикальными сдвигами, вызванными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладывается фундамент сознательного поведения и формируется общая направленность формирования нравственных понятий и социальных установок. Прежние интересы подростка ограничены и исчезают, но новые интересы плотно формируются на основе проявления положительных факторов - возрастает его самостоятельность, его отношения с другими людьми, взрослыми становятся более разнообразными и значимыми.
6. Важнейшим средством познания подростков является художественная деятельность, которая заключается как в овладении, так и в создании художественной ценности. Это позитивный процесс, требующий индивидуального творчества, определенных знаний и навыков, приобретенных и продемонстрированных в этой деятельности.
7. В подростковом возрасте спектр деятельности ребенка значительно расширяется и его характер качественно меняется. Значительные изменения происходят в интеллектуальной деятельности детей. Люди все чаще стремятся заниматься сложными, требовательными, творчески напряженными видами деятельности, такими как оценка произведений искусства, обсуждение книг для чтения и так далее [16, с. 112-134].
Внимание у подростков не только обладает большим объемом и стабильностью, но и обладает специфической избирательностью. Восприятие также становится избирательным, целенаправленным и аналитическим. При значительной склонности к романтике воображение подростка становится более реалистичным и критичным. Они более трезво оценивают свои способности.
1.3. Возможности культурно-досуговой деятельности в процессе социализации подростковТворческая самореализация личности подростка - реализация тенденций генетического программирования, а также реализация способности к формированию в процессе социальной деятельности, осуществляется как можно лучше в свободное время, суть которого заключается в свободной творческой деятельности. Детский досуг является своеобразной «зоной невмешательства», а потому требует самоанализа, оценки своего «Я». Досуг подростков - это сфера, в которой, помимо дома и школы, они играют новые роли, особенно остро и полно раскрывая свою приверженность свободе и независимости, активной деятельности и самовыражению. Поэтому подростковый досуг характеризуется самореализующейся функцией.
Творческая деятельность – это универсальная сущность человека, который осознает, что «он изменил мир». Творческий процесс всех их сил можно найти в играх, в узнавании окружающего мира, в назначении подросткам самых разнообразных социальных ролей. Причем эти процессы осуществляются в основном в свободное от работы время. Через механизмы эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности. Это закрепляется в их сознании и поведении и оставляет след на всю оставшуюся жизнь. Поэтому подростковый досуг характеризуется творческими функциями [15, с. 15-42].
Такая форма досуга, как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие, является благоприятной областью для реализации себя, человеческих качеств, преимуществ и недостатков по сравнению с другими. Подростки оценивают себя в соответствии с социально принятыми стандартами и критериями, поскольку самосознание имеет содержание, которое по своей сути является социальным и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются сообщества, которые дают подросткам, подросткам и молодежи возможность играть различные социальные роли.
В сфере досуга дети, подростки, молодежь более открыты влиянию и влиянию на них различных социальных институтов, что позволяет им с максимальной эффективностью влиять на свой моральный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досуга и отдыха укрепляется чувство дружбы, повышается степень консолидации, стимулируется трудовая активность, развивается жизненный статус, устанавливаются социальные нормы поведения.
Отличительной особенностью досуга является его драматизация. Художественные образы, действуя через эмоциональную сферу, заставляют подростка переживать, страдать и быть счастливым, их воздействие часто бывает более острым. Иными словами, подростковый досуг способствует формированию высоких идеалов и развитию системы ценностных преимуществ [7, с. 7-15].
Досуг подрастающего поколения оказывает большое влияние на познавательную активность детей, подростков и молодежи. В досуге происходит изучение новых вещей в различных областях знаний: расширяется художественное видение; понимается процесс технологического творчества; появляется понимание истории спорта и т.д.Большинство подростков находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. В свободное время дети читают книги, смотрят фильмы, пьесы и телешоу, где они открывают для себя профессиональный мир. Наконец, развлекательные учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть подростковый досуг предусматривает реализацию профориентационных функций.
Важные виды деятельности современных детей, подростков и молодежи чрезвычайно насыщены и относительно строго регламентированы, а потому требуют больших физических, умственных и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, который в основном проводится на основе игровых занятий, помогает снять возникшее напряжение. Именно в рамках досуга происходит восстановление и восстановление утраченных сил, то есть реализуется развлекательная функция.
Более того, присущее природе стремление человека к удовольствиям также в основном реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и молодежь наслаждаются широким разнообразием досуга: играми и победами; возможностью узнавать новое и создавать что-то. Другими словами, детский досуг выполняет гедонистическую функцию.
Выводы по первой главеИсходя из этого, можно сделать следующие выводы. Социализация как поэтапный процесс осуществляется в сознании и поведении подростков во многом аналогично информации о каждом обществе, и, достигнув своего логического завершения - самооценки, на каком-то этапе жизни этот процесс повторяется снова по той же причине, но на новом качественном уровне.
В процессе обучения, взросления, накопления жизненного опыта, а, следовательно, общего прогресса, психологического развития у детей в начале переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, появляются различные увлечения и желание занять иной, более самостоятельный подход.
Развлекательные мероприятия для детей, подростков и подростков, разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности, находят широкий отклик в их душах, кругах друзей и знакомых, в классе и в семье, что приводит к обмену мнениями по темам, которые они слышат, видят и выполняют, которые задаются досуговыми мероприятиями. В результате, если нет внешней мотивации, подросток сам не будет заниматься этой деятельностью.
Глава 2. Практические аспекты социализации подростков средствами культурно-досуговой деятельности2.1. Анализ методики ««Психологическая атмосфера в коллективе» (Л. Г. Жедунова)», направленной на социализацию подростковИсследование будет проводиться на примере 7 Б класса школы 30 г. Уфы.
На данном этапе работы выявляется ряд существенных проблем [17, с. 82-94].
1. Невозможно представить сообщение и донести его до группы;
2. Недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации;
3. Напряженность в коллективе - трудности общения, так называемый «изгой»;
4. Неспособность контролировать высказывания и эмоции;
5. Коммуникационные барьеры в отношениях;
6. В группе есть ребенок с антисоциальным поведением.
На основе результатов диагностического исследования и выявления ряда проблем был разработан дальнейший план работы на оставшиеся три недели, включающий диалоговые и игровые тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Этап 1:
На данном этапе проводились мероприятия, направленные на решение проблем, поднятых на диагностическом этапе.
Для того, чтобы ознакомить группу с проблемами общения и такими темами, как «Общение», была проведена беседа под названием «Разнообразие общения». Беседа состоит из двух частей: первая часть - теоретический материал, включающий общую информацию о проблемах общения. Вторая часть беседы заключалась в том, что обсуждались проблемы и трудности каждого ребенка на основе игр во внеурочной деятельности.
Вся группа активно участвовала в играх, и каждый выражал желание ответить на вопросы и высказать свое мнение. В конце беседы была проведена народная игра, чтобы расслабиться и снять напряжение. Цель игры - развитие невербальной коммуникации: одного из участников называют предметом, он должен показать язык мимики и жестов этого предмет, а другие участники должны угадать [4, с. 84-97].
Первый игровой тренинг (по кругу) был направлен на установление более тесных связей, проведение занятий и снятие напряжения. Из-за нехватки времени (45 минут) тренинг состоит всего из 3 частей.
Часть 1: каждый представляет себя по кругу, называет свое имя и говорит, что хорошего сегодня произошло и почему он получает положительные эмоции.
Часть 2 - раздел игры: в него входят друзья из игры (все начинают хлопать дважды по кругу, дважды на коленях). Когда ведущий хлопал в ладоши, он дважды называл свое имя, когда похлопывал себя по коленям, он дважды называл чье-то имя, чтобы сесть в круг, а затем игра продолжалась с указанным человеком, игра продолжалась до тех пор, пока человек не
Часть 3: подведение итогов. Каждый говорит, что ему понравилось, а что нет.
Целью данного тренинга является установление контакта, снятие напряжения, получение положительного эмоционально-психологического фона.
В данном случае игра – имитационная и искусственно созданная проблемная среда дала толчок для формирования социального опыта, то есть поступков в определенной ситуации, и способствовало развитию коммуникативных способностей.
Процесс развития социализации подростков чрезвычайно длителен и сложен, ребенку необходим тот социальный опыт, который он получает в игре, так как путем проб и ошибок он находит выход из проблемной ситуации. Безусловно, за такое короткое время, нельзя добиться таких грандиозных целей, как развитие социализация у всех подростков [5, с. 162-187].
Игровые тренинги в методике направлены на развитие коммуникативных способностей, таких как:
1. Понимание людьми друг друга;
2. Умение слушать;
3. Умение доносить информацию до другого человека или до группы людей;
4. Умение справляться с некоторыми из коммуникативных барьеров;
5. Умение контролировать свои эмоции и высказывания и др.
Для начала рассмотрим рисунок 2.1 сравнительной характеристики методики «Психологическая атмосфера в коллективе» в начале и в конце работы. Хотелось бы отметить, что по некоторым пунктам были достигнуты довольно высокие результаты.
Рисунок 2.1 - Психологическая атмосфера в классе
По результатам первой методики, можно видеть, усредненный показатель, почти по всем пунктам. Так называемая, «ровная» атмосфера в коллективе. Увеличен показатель по пунктам «увлеченность» - (6,1) и «успешность» - (6,4), что говорит о заинтересованности учеников в учебном процессе. И низкие показатели по пунктам «согласие» - (4,2), и «удовлетворенность» - (4,9), показывающих, что класс имеет проблему решения общих вопросов, и в том, что они плохо слушают друг друга.
Так же, значительное увеличение показателей по пунктам «устойчивость» - (7,2), «теплота взаимоотношений» – (6,2) и «занимательность» - (7,0), что говорит о том, что класс стал интересоваться не только учебой, но и отношениями внутри коллектива.
О повышении интереса друг к другу говорит пункт «теплота взаимоотношений» (от 5,5 до 6,2) – это очень ценно для нашей работы.
Эта методика показала общее настроение группы, его направленность, и атмосферу внутри коллектива. Остальные же методики тесно связаны с темой выпускной квалификационной работы, и направлены на выявление уровня развития коммуникативных способностей [6, с. 100-117].
2.2. Анализ ««К.О.С» - методика изучения коммуникативных и организаторский способностей»», направленной на социализацию подростковПрежде чем говорить о результатах данного теста хотелось бы отметить, что в классе 7 Б очень коммуникабельные и общительные подростки, но как и в любом возрасте, есть замкнутые и «отверженные», общающиеся своей микрогруппой. В первом тесте участвовал 21 ребенок, а во втором – 20. Данные, которые высчитывались по формуле, переносились в бальную систему от 1 до 5. Результаты приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Способности класса
Коммуникативные способности Организаторские способности
До После До После
Кол-во чел. Оценка Кол-во чел. Оценка Кол-во чел. Оценка Кол-во чел. Оценка
3 1 2 1 5 1 4 1
4 2 5 2 5 2 3 2
5 3 2 3 1 3 2 3
2 4 4 4 2 4 2 4
7 5 7 5 8 5 9 5
Оценки:
1. – Ниже среднего
– Средний
– Высокий
– Очень высокий
Полученные результаты, говорят о том, что в классе есть подростки с очень высоким, но и очень низким уровнем К.О.С., однако, хотелось бы подчеркнуть, что подростков с высоким уровнем К.О.С. больше.
Как видно по таблице, количество подростков с высоким уровнем К.О.С. остается почти неизменным. Меняются результаты в лучшую сторону у средней группы (от 2 до 4 баллов), что говорит о том, что работа в классе и игровые тренинги, в которые были включены все подростки положительно повлияли на развитие их коммуникативных способностей [1, с. 15-47].
Большинство тестированных (18 человек) показали средний уровень, т.е. они не плохо интерпретируют язык мимики и жестов, но не совсем умеют использовать получаемую информацию в реальной жизни. У этих подростков склонность скорее буквально воспринимать информацию, т.е. верить в слова, а не в выражение лица говорящего.
Два подростка оказались в группе с низким показателем невербальной коммуникации, т.е. им трудно правильно оценить людей, т.к. они не предают значения жестам и мимике, плохо фиксируют внимание.
И только один показал высокие результаты по данному тестированию, свидетельствующие о том, что этот он обладает высокой степенью интуиции, хорошей наблюдательностью и чутьем.
Таблица 2.2 – Результаты методики К.О.С.
Оценка коммуникативных умений 0-10% 10-40% 40-70% 70-100%
Вначале 2 16 5 3
в конце 2 20 2 2
Тест по методике представлен в приложении А.
Выводы по второй главеГлавной проблемой социального развития является координация отношений между обществом и каждым человеком, то есть его социализация. Социализация подрастающего поколения особенно важна для общества. Именно в детском, подростковом и юношеском возрасте формируется базовая структура личности. Ее качественные характеристики существенно зависят от степени образованности окружающей среды. Человек, с психологической точки зрения, - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Системные качества личности формируются в совместной деятельности и общении.
ЗаключениеВ настоящее время ситуация культурно-досуговой деятельности характеризуется возникновением ряда негативных процессов в сфере духовной жизни: утратой духовно-нравственных норм, отчуждением детей, молодежи и взрослых от культуры и искусства, финансовой недобеспеченностью учреждений культуры, в том числе значительным сокращением деятельности современных культурно-досуговых центров.
Основной задачей культурно-досуговых центров как социальных институтов является развитие социальной активности и творческого потенциала личности. Необходимо организовывать различные формы досуга и развлечений, чтобы создать условия для полной самореализации в сфере досуга.
На пути решения этой проблемы одной из актуальных проблем деятельности культурно-развлекательных учреждений является организация досуга подростков. К сожалению, в связи с социально-экономическими трудностями общества, большим количеством безработных, отсутствием достаточного количества учреждений культуры и недостаточным вниманием, уделяемым местными властями и культурно-досуговыми учреждениями организации досуга подростков, наблюдаются значительные проблемы
Досуг является одним из важных средств формирования личности подростка. Это напрямую влияет на сферу его производственной и трудовой деятельности, так как в условиях досуга расслабление от интенсивных физических и умственных нагрузок это наиболее полезно в процессе отдыха и восстановления. Использование досуга подростков является показателем диапазона их культурных, духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальных групп.
Свободное время, как часть досуга, привлекает подростков различными формами нерегулируемого и добровольного выбора, демократичностью, эмоциональной окраской, способностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творчество и созерцание, производство и игру. Для значительной части подростков учреждения социального досуга являются основными направлениями социокультурной интеграции и самореализации личности. Однако все эти преимущества в сфере досуга еще не стали тем достоянием, которое является привычным атрибутом образа жизни подростков.
Практика подросткового досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу и т.д. Однако культурно-развлекательные центры не всегда строят свою работу в соответствии с интересами подростков. Необходимо не только понимать текущие культурные потребности и предвидеть их изменения, но и уметь быстро реагировать на них и уметь предлагать новые формы и виды досуга.
Список литературыНормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
4. Айварова, Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации подростка / Н.Г. Айварова. – М., 2018. – 154 с.
5. Барейша, А.Г. Социальный страх: сущность, функции, типология / А.Г. Барейша. – М., 2015. – 197 с.
6. Баринов, Д.Н. Социальный страх как явление общественного сознания подростков / Д.Н. Баринов. – М., 2014. – 942 с.
7. Баринов, Д.Н. Социоструктурный аспект изучения социальных страхов подростков / Д.Н. Баринов. – СПб., 2017. – 111 с.
8. Вайсбург, А.В. Современные методы социологических исследований: учебное пособие / А.В. Вайсбург. – Тверь : ТвГТУ, 2019. – 204 с.
9. Габдрахманова, Р.Г. Условия успешной социализации подростков в школьных трудовых объединениях / Р.Г. Габдрахманова. – М., 2018. – 174 с.
10. Гревцева, Г.Я. Особенности социально-культурного развития личности в детстве как феномен ее социализации / Г.Я. Гревцева. – М.: Логос, 2015. – 316 с.
11. Григорьева, А.А. Философские основы социализации личности / А.А. Григорьева. – М., 2018. – 149 с.
12. Григорьева, М.Ю. Факторы успешной социализации подростков в современном обществе / М.Ю. Григорьева. – М., 2018. – 214 с.
13. Джиоева, О.Ф. Особенности формирования личности в социальной среде / О.Ф. Джиоева. – М., 2015. – 396 с.
14. Зубова, О.Г. Прикладная социология: методология и методика: учебное пособие / О.Г. Зубова. – Москва : МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2015. – 194 с.
15. Литвак, Р.А. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве / Р.А. Литвак. – М.: Логос, 2019. – 140 с.
16. Пеньков, С.В. Влияние различных факторов на процесс социализации современного подростка / С.В. Пеньков. – М., 2015. – 216 с.
17. Пеньков, С.В. Факторы социализации личности школьников / С.В. Пеньков. – М., 2015. – 347 с.
18. Рослякова, С.В. Особенности социализации современных подростков / С.В. Рослякова. – М., 2018. – 249 с.
19. Старченко, Д.В. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации / Д.В. Старченко. – СПб., 2016. – 315 с.
20. Фролов, А.А. Единство воспитания, социализации и развития личности в педагогике А.С. Макаренко / А.А. Фролов. – М., 2014. – 421 с.
ПриложениеТест К.О.С. для подростков
Для родителей будет предоставлен тест с вопросами, а для детей картинки, предусматривающие различные варианты ответов.
1. Социально коммуникативное развитие направлено на:
a. присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
b. развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
c. становление собственных действий детей
d. развитие интеллекта, познавательной активности
2. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, ими могут являться:
a. семья
b. детский сад
c. общество
d. средства массовой информации
e. политический строй
f. экономическое положение родителей
3. Снятие у старших дошкольников проблемности коммуникативных ситуаций обеспечивает:
a. полноценное усвоение содержания коммуникативной деятельности
b. амплификацию индивидуального коммуникативного опыта
c. коммуникативную компетентность и готовность к осуществлению новых видов деятельности, в том числе и учебной
d. становление коммуникативного потенциала личности
4. Высокий уровень развития социальных эмоций у дошкольников…
a. положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта
b. положительно коррелирует с лидирующим положением ребенка в группе детского сада
c. отрицательно коррелирует с высоким уровнем интеллекта
d. не коррелирует с лидирующим положением ребенка в группе детского сада
4. Группа сверстников для ребенка —
a. источник многих позитивных эмоций
b. источник многих негативных эмоций
c. не значимый источник социализации
5. Верхние позиции в иерархии семейных ценностей в настоящее время заняли
a. забота о материальном благополучии семьи
b. стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования
c. ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения
d. соблюдение домашних традиций и обычаев, семейного единения
6. Приоритет личных интересов в сознании современного ребенка находит свое отражение и в таком явлении, как…
a. незнание детьми имен некоторых своих товарищей по группе детского сада, а иногда даже и воспитателей
b. хорошее знание разницы между плохим и хорошим, но не соблюдение правил в соответствии с этим знанием
c. поверхностное и формальное общение между детьми: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать
d. деформация опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми
7. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию –
a. игра-фантазирование
b. сюжетно-ролевая игра
c. дидактическая игра
d. игра-театрализация
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!