это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3363872
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеТаможенные органы любого государства играют значительную роль в развитии национальной экономики. В Российской Федерации таможенные органы обеспечивают национальную безопасность страны. Их деятельность связана с достижением значимых целей таможенной политики: обеспечением наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулированием товарообмена на таможенной территории Евразийского экономического союза, участием в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированием развития национальной экономики.
В тоже время развитие национальной экономики, в свою очередь, влияет на управление и организацию таможенных органов, изменяет их структуру, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью работы является анализ тенденций развития структуры таможенных органов.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить роль таможенных органов в системе государственного управления РФ;
- исследовать задачи и функции таможенных органов;
- изучить организационную структуру управления Федеральной таможенной службы России;
- исследовать влияние цифровой экономики на управление таможенными органами РФ;
- исследовать тенденции развития структуры таможенных органов вследствие влияния внешних факторов.
Объектом исследования являются структура таможенных органов Российской Федерации. Предметом исследования является механизм управления таможенными органами РФ и его изменение.
Методологической основой работы послужили труды российских ученых и специалистов таможенного менеджмента, таких как: Алексеева П. М., Волков В. Ф., Блау С.Л., Малевич Ю.В., Суглобов А.Е., Парфенов М. О. и др.
Информационной основой работы являются нормативные правовые документы, связанные с таможенными органами РФ, включая Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации, Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» и др.
В работе использованы общенаучные и специальные методы, такие как формально-логический, статистические методы и др.
1. Основы управления деятельностью таможенных органов РФ1.1. Таможенные органы в системе таможенных органов РФТаможенные органы РФ – органы государственного управления, осуществляющие таможенное дело. Должностными лицами таможенных органов являются граждане РФ, замещающие в порядке, установленном законодательством РФ, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ [13].
Объектом управления в деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России
Таможенные органы РФ составляют четырехзвенную систему с единым федеральным подчинением [3].
Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами и и единого экономического пространства, который закреплен в части 1 статьи 8 Конституции РФ [1].
В начале 2016 года в системе таможенных органов произошли серьезные изменения - ФТС России переведена из подчинения Правительства РФ в ведение Минфина России с передачей последнему функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела [6].
На основании ч. 1 ст. 9 ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему [3].
Указанный выше ФЗ в ст. 10 закрепляет четырехзвенную систему таможенных органов, в которую входят:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления (РТУ);
3) таможни;
4) таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ.
Компетенция конкретных таможенных органов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела (Минфин РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС РФ), вправе создавать специализированные таможенные органы.
Региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Регионы деятельности указанных таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством РФ.
В настоящее время в структуру таможенных органов РФ входят Федеральная таможенная служба России, 8 региональных таможенных управлений, 2 специализированных таможенных управления, 74 таможен, а также 10 таможен непосредственно подчиненных ФТС России, 465 таможенных постов[14].
Региональные таможенные управления (РТУ) – это звено таможенной системы РФ, входящее в единую федеральную централизованную систему таможенных органов нашей страны и обеспечивающее реализацию задач и функций Федеральной таможенной службы России по регионам.
РТУ руководит деятельностью таможен и таможенных постов, которые находятся регионе деятельности РТУ, за исключением таможен, непосредственно подчиняемых центральному подразделению ФТС России.
Деятельность таможен и их статус определяется Приказом ФТС России от 04.09.2014 N 1700 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне».
В соответствии с этим нормативным правовым документом таможня входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивает реализацию задач и функций Федеральной таможенной службы России в регионе деятельности таможни.
В зависимости от расположения все таможни подразделяются на внутренние и пограничные.
С учетом специфики проводимых операций их классифицируют на:
- сухопутные,
- морские,
- речные,
- воздушные.
Такие таможни, как Внуковская, Домодедовская, Центральная базовая, Центральная таможня (Кинологический центра ФТС России), Центральная энергетическая и Шереметьевская, являются специализированными и непосредственно подчиняются ФТС РФ.
На более низком уровне находятся таможенные посты, которые подчиняются как вышестоящим таможням, так и напрямую ФТС России.
Таможенный пост является таможенным органом, который входит в единую систему таможенных органов РФ и обеспечивает реализацию задач и функций ФТС РФ в регионе деятельности таможенного поста в пределах своих компетенций.
Таможенный пост является низовым звеном системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководства региональных таможенных управлений, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС РФ.
Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории, и в тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост является структурным элементом таможни.
Помимо четырех звеньев в таможенной системе РФ имеются специализированные органы, находящиеся в каждом из четырех звеньев ФТС РФ.
Эти специализированные таможенные органы делятся на два типа:
1. Органы, имеющие общие универсальные компетенции, которые, однако в силу своего географического расположения, например на территории морских портов, или аэропортов, вынуждены специализироваться на таможенном оформлении и контроле товаров, которые перемещаются определенным видом транспорта.
2. Таможенные органы, специализация которых закреплена в нормативных актах, определяющих их правовой статус.
Система таможенного ведомства характеризуется принципом иерархии построения. Каждый из элементов таможенной системы в процессе организации управления имеет как бы двойной статус, то есть выступает одновременно и как его субъект и как объект.
Таким образом, вся территория Российской Федерации поделена на таможенные округа, где осуществляют свою деятельность региональные таможенные управления. Эти таможенные управления участвуют во внешнеэкономической деятельности регионов или субъектов РФ.
При этом все таможенные органы имеют единые задачи, но у некоторых из них основные компетенции связаны с разработкой стратегии направлений, с руководством и контролем за их выполнением, тогда как у других таможенных органов основной задачей является их практическая реализация.
1.2. Задачи и функции таможенных органовКомпетенция таможенных органов определена на уровне национального и международного законодательства ЕАЭС, включает в себя решение задач, которые реализуются в сфере таможенного регулирования, а также закреплены в соответствии с ним властные функции и права таможенных органов.
Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенных операций, помещения товаров под конкретную таможенную процедуру, взимания таможенных платежей.
Согласно ст.351 (раздел VII) таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории ЕАЭС выполнение следующих задач:
- защита национальной безопасности государств-членов;
- создание условий для ускорения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
- обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования [2].
В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:
- совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля;
- взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль за правильностью их исчисления и своевременности уплаты;
- обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;
- защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС;
- ведение таможенной статистики и др.
При этом в соответствии с законодательством государств-членов отдельные функции таможенных органов, связанные с взиманием таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контролем правильности их исчисления и своевременности уплаты, возвратом (зачетом) и принятием мер по их принудительному взысканию, могут быть возложены на другие государственные органы государств-членов.
Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы помимо задач и функций, установленных ст. 351 ТК ЕАЭС выполняют следующие функции:
1) обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
2) ведут таможенную статистику РФ;
3) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, условиям лицензий и разрешений;
4) проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами РФ или законодательством РФ;
5) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;
6) осуществляют в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;
7) оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и (или) через Государственную границу РФ;
8) осуществляют противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах, а также научных, образовательных, медицинских некоммерческих организациях, некоммерческих печатных изданиях, а также государственных унитарных предприятиях, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы);
9) обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу ЕАЭС;
10) совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах РФ;
11) участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством РФ;
12) обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
13) внедряют технологии осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма "единого окна" и электронного документооборота. При введении Правительством РФ запрета на оборот отдельных категорий товаров таможенные органы обеспечивают в пределах компетенции соблюдение указанного запрета. Федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ на таможенные органы могут быть возложены иные функции [3].
Таким образом, основные функции таможенных органов РФ изложены в Таможенном кодексе ЕАЭС и в Федеральном законе РФ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1.3. Организация структуры Центрального аппарата ФТС РоссииСтруктура центрального аппарата ФТС России включает руководство ФТС России:
- руководителя Федеральной таможенной службы,
- первого заместителя руководителя ФТС России,
- заместителей руководителя ФТС России;
- помощников (советников) руководителя ФТС России;
- структурные подразделения ФТС России (главные управления).
Структурными подразделениями по защите государственной тайны, а также по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации могут являться отделы ФТС России.
В главных управлениях (управлениях) ФТС России образуются отделы, а также службы.
Динамика изменения количества управлений ГТК/ФТС России по годам представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика изменения количества управлений ГТК/ФТС России по годам
Структура Центрального аппарата (ЦА) ФТС России включает в себя следующие главные управления и специализированные управления:
1) восемь главных управлений:
- Главное организационно-инспекторское управление;
- Главное управление информационных технологий;
- Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;
- Главное управление по борьбе с контрабандой;
- Главное управление тылового обеспечения;
- Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования;
- Главное финансово-экономическое управление;
- Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров.
2) тринадцать управлений:
- Управление таможенных расследований и дознания;
- Правовое управление;
- Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля;
- Управление делами: ▪
- Управление государственной службы и кадров;
- Управление по связям с общественностью;
- Управление по противодействию коррупции;
- Управление таможенного сотрудничества;
- Контрольно-ревизионное управление;
- Управление товарной номенклатуры;
- Медицинское управление;
- Аналитическое управление;
- Управление контроля таможенных рисков.
Каждое управление закреплено за руководящим составом ФТС России – руководителем и его заместителями.
Рассмотрим особенности деятельности главного организационно-инспекторского управления (ГОИУ).
Данное главное управление таможенных органов РФ занимается контролем и инспектированием деятельности таможенных органов, обеспечением ведения организационно-структурной работы в таможенных органах и организациях, контролем деятельности отдела организации и несения оперативно-дежурной службы ФТС России, РТУ, организацией силового обеспечения, организацией планирования деятельности таможенных органов и организационным обеспечением деятельности коллегии ФТС России.
Основные направления деятельности ГОИУ:
1) инспектирование деятельности таможенных органов РФ по вопросам соблюдения права ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном деле при выполнении ими основных функций;
2) организация и проведение по поручению руководителя ФТС России служебных проверок в структурных подразделениях ФТС России, таможенных органах и учреждениях;
3) методическое руководство, организация и контроль деятельности организационно-инспекторских подразделений региональных таможенных управлений (РТУ) и организационно-аналитических подразделений таможен;
4) контроль исполнения поручений, данных по результатам инспекторских, функциональных и служебных проверок, проведенных ГОИУ;
5) обеспечение ведения организационно-структурной работы в таможенных органах и учреждениях ФТС России;
6) организация ежегодного планирования деятельности ФТС России, контроль и координация работы по планированию деятельности таможенных органов;
7) организация и обеспечение деятельности коллегии ФТС России;
8) контроль исполнения поручений руководителя ФТС России;
9) организация и координация деятельности структурных подразделений ФТС России по формированию показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке выполнения показателей результативности деятельности и эффективности деятельности;
10) организация и несение оперативно-дежурной службы в ФТС России.
В свете цифровизации национальной экономики еще особо следует рассмотреть Главное управление информационных технологий (ГУИТ), основными направлениями деятельности которого являются:
1) развитие информационных таможенных технологий;
2) обеспечение информационной безопасности, в том числе:
- организация и координация работ по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации на объектах информатизации, предназначенных для работы со сведениями, составляющими государственную тайну,
- защита конфиденциальной информации, обрабатываемой в информационных системах таможенных органов Российской Федерации, персональных данных должностных лиц таможенных органов и представителей сторонних организаций, физических лиц;
3) планирование и централизованное оснащение таможенных органов средствами информатизации;
4) научно-техническое;
5) развитие и оснащение ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России;
6) обеспечение специальной связью и радиосвязью, радиочастотное обеспечение;
7) координация деятельности информационно-технических служб таможенных органов;
8) оснащение оперативно-техническими средствами таможенного контроля, охраны и таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;
9) организация таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;
10) обеспечение единства измерений в таможенных органах;
11) обеспечение радиационной безопасности;
12) обеспечение деятельности научно-технического совета ФТС России и Совета по информационной безопасности таможенных органов;
13) формирование предложений в проект плана закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов, проекта плана-графика закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчика, планов научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
14) формирование планов информатизации, отчетов по ним и проведение внесения изменений;
15) формирование предложений в проект бюджетной заявки ФТС России в пределах выделенных лимитов ассигнований по направлениям деятельности;
16) участие в установленном порядке в работе контрактной службы ФТС России;
17) методологическое руководство работой по формированию открытых наборов данных;
18) организация информационно-технического обеспечения таможенных органов и др.
Таким образом, в свете цифровизации национальной экономики Главное управление информационных технологий становится одним из ключевых подразделений ФТС России.
2. Тенденции развития структуры таможенных органов РФ2.1. Цифровизация деятельности таможенных органов РФВ последнее десятилетие одним из направлений государственной политики является цифровизация всех сфер, включая экономику и государственное управление. В отношении таможенной деятельности также ведется цифровизация.
В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [5] целевым ориентиром указана полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов, которая в разы повысит управляемость таможенными процессами и включает следующие направления развития:
- применение самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками;
- цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных;
- внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
- создание долговременных архивов юридически значимых электронных документов;
- применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров;
- автоматизацию процесса контроля правильности классификации товаров и выявления нарушений, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой (ЕТН) ВЭД ЕАЭС;
- применение интегрированных механизмов межведомственного информационного взаимодействия;
- участие в создании национального механизма «единого окна», его развитии и модернизации, обеспечении сопряжения с системами «единого окна» зарубежных государств;
- применение высокотехнологичных автоматических систем и устройств, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;
- использование при совершении таможенных операций транспортных, коммерческих и иных документов, созданных и используемых в деловом обороте в виде электронных документов.
В 2019 году в деятельности таможенных органов проведены следующие мероприятия:
1) внедрены новые версии программных средств:
- АПС «Электронные услуги»,
- АС «Валютный контроль»,
- ИПС СУР),
2) завершены работы по опытной эксплуатации:
- Аналитического хранилища из состава ИСС «Малахит»
- централизованной версии АПС «Электронное представление сведений».
В настоящее время в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС) реализовано 38 информационных таможенных технологий, использующих 64 вида электронных документов и 69 баз данных на федеральном уровне [12].
ЕАИС таможенных органов функционирует в круглосуточном режиме с помощью 81 программного 24 средства и более 2 000 каналов передачи данных. Ежедневно в ЕАИС таможенных органов обрабатывается более 35 млн. сообщений, в том числе 70 000 сообщений, полученных посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Также обеспечена высокая скорость работы централизованных сервисов – до 6,5 секунды на списание денежных средств с Единого лицевого счета и до 3 секунд – проверка на риски [12].
В 2019 году проведены мероприятия, направленные на организацию информационно-технического обеспечения вновь созданных электронных таможен и Центров электронного декларирования (ЦЭД).
Среднее время прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, составило 1 час 19 минут при импорте и 45 минут при экспорте.
В таможенные органы было подано более 5 млн. электронных деклараций на товары (ЭДТ), что составило 99,98 % от общего количества деклараций на товар (ДТ). Электронную форму декларирования применяли 92 534 участника ВЭД, что составило 99,91 % от общего количества участников ВЭД.
Также в последние годы совершенствовалось применение технологий совершения таможенных операций без непосредственного участия должностных таможенных органов – автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров.
По итогам 2019 года в автоматическом режиме зарегистрировано более 2,8 млн. деклараций на товары, из которых доля автоматически зарегистрированных деклараций этого вида достигла 87,6 % по экспорту и 69,2 % по импорту.
Также в 2019 году автоматически выпущено более 643 тыс. таможенных деклараций, что почти в 2 раза превышает показатель 2018 года (324 тыс. деклараций).
Доля автоматически выпущенных ДТ, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, достигла 75,9 и 57,3% по экспорту и по импорту соответственно.
Технология электронного декларирования транзитных товаров активно внедрялась по инициативе ФТС России таможенными органами на всей территории ЕАЭС.
В 2019 году в рамках проводимого в таможенных органах государств – членов ЕАЭС эксперимента таможенными органами оформлено свыше 450 тыс. электронных транзитных деклараций (ЭТД), что в 3,5 раза превышает аналогичный показатель 2018 года [12].
Продолжено внедрение технологии декларирования таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме. В 2019 году оформлено более 940 тыс. ЭТД, что составляет 99,12 % от общего количества оформленных транзитных деклараций.
Помимо внедрения электронного документооборота, связанного с таможенной деятельностью, также планируется использование инновационных компьютерных технологий.
Реализация идеи интеллектуализации технических платформ таможни достижима прежде всего за счет разработки (адаптации) и внедрения в систему таможенных органов методов и инструментальных средств искусственного интеллекта, которые позволят обрабатывать масштабные данные и решать математические и другие задачи в целях принятия решения на основе знаний [13].
Такие изменения технологий обработки влекут изменение структуры таможенных органов – на первый план выдвигаются службы технической обработки таможенных деклараций, а также службы, связанные с информационной инфраструктурой.
2.2. Развитие структуры таможенных органов РФРазвитие структуры таможенных органов РФ связано также с принятием новой Стратегии развития таможенной службы.
Стоит отметить, что в стратегии развития до 2020 года было предусмотрено создание шестнадцати центров электронного декларирования (ЦЭД), автоматизации системы управления рисками, автоматизации процесса регистрации деклараций и выпуска деклараций.
На сегодняшний день электронное декларирование и автоматизация процессов таможенных органов – что-то понятное и очевидное, недостаточное для дальнейшего функционирования. Стратегия 2030 – это совершенно новая концепция и видение таможенной службы в 2030 году: от электронной таможни к таможне интеллектуальной.
Основные сравнительные характеристики образа таможни. представлены нами на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительная характеристика особенностей развития таможни в Стратегиях 2020-х гг. и в 2030-х гг.
В 2019-2020 годах в рамках реформирования системы таможенных органов были проведены следующие мероприятия:
- создано медицинское управление в ФТС России;
- созданы и начали функционировать Центры электронного декларирования (ЦЭД) в РТУ и таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России.
По состоянию на 1 января 2021 года в систему таможенных органов входят:
- 8 региональных таможенных управлений (РТУ),
- 4 специализированных таможенных управления,
- 85 таможен (в том числе 8 электронных и 9 непосредственно подчиненных ФТС России),
- 531 таможенный пост (в том числе 2 непосредственно подчиненных ФТС России).
В этой связи Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года целевым ориентиром указано повышение эффективности управления кадровым составом таможенных органов, которое включает ряд задач в вопросах организации на перспективу:
- совершенствование системы подбора и расстановки кадров;
- сохранение высококвалифицированного кадрового состава и привлечение молодых специалистов на службу в таможенные органы;
- совершенствование системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, повышение их профессионализма и компетенции;
- противодействие коррупции, исключение причин и условий совершения правонарушений и преступлений коррупционной направленности;
- обеспечение собственной безопасности таможенных органов.
Таким образом, в соответствии с новой Стратегией современная таможенная служба представляется как комплекс информационных, технологических и технических систем, обеспечивающих регулирование товарных потоков через таможенную границу. Учитывая зарубежный опыт, наиболее приемлемая модель ее развития –цифровая, или информационно-техническая.
ЗаключениеВ работе исследованы тенденции развития структуры таможенных органов РФ, которые являются органами государственного управления, осуществляющими таможенное дело. С 2016 года
Таможенные органы РФ составляют четырехзвенную систему с единым федеральным подчинением в которую входят: федеральный орган, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Федеральный орган ФТС России осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в связи с чем к нему относятся также представительства в зарубежных странах. Региональные таможенные управления обеспечивают реализацию задач и функций Федеральной таможенной службы России по регионам.
В подчинении региональных таможенных управления находится большинство таможен, среди которых выделяют внутренние и пограничные. При этом таможни делятся на сухопутные, морские, речные и воздушные, что связано со спецификой таможенных операций, проводимых через данные таможни.
Таможенный пост находится на нижнем звене таможенной системы РФ и занимается таможенным оформлением и таможенным контролем на определенной территории.
В структуру центрального аппарата ФТС России входит руководство ФТС России, включающее следующих руководителей и подразделения: руководитель ФТС, первый заместитель руководителя ФТС, заместитель руководителя, помощники руководителя ФТС России, а также главные управления ФТС России в количестве 8 подразделений и управления в количестве 13 подразделений.
В свете цифровизации национальной экономики особо следует рассмотреть Главное управление информационных технологий (ГУИТ), основными направлениями деятельности которого являются: развитие информационных таможенных технологий; обеспечение информационной безопасности, а также планирование и централизованное оснащение таможенных органов средствами информатизации и т.п.
В последнее десятилетие одним из направлений государственной политики является цифровизация всех сфер, включая экономику и государственное управление. В отношении таможенной деятельности также ведется цифровизация.
В 2019 году в деятельности таможенных органов проведены следующие мероприятия:
1) внедрены новые версии программных средств: АПС «Электронные услуги», АС «Валютный контроль», ИПС СУР),
2) завершены работы по опытной эксплуатации: Аналитического хранилища из состава ИСС «Малахит» централизованной версии АПС «Электронное представление сведений».
В настоящее время в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС) реализовано 38 информационных таможенных технологий, использующих 64 вида электронных документов и 69 баз данных на федеральном уровне.
Помимо внедрения электронного документооборота, связанного с таможенной деятельностью, также планируется использование инновационных компьютерных технологий, включая инструменты искусственного интеллекта и обработки больших массивов данных.
Такие изменения технологий обработки влекут изменение структуры таможенных органов – на первый план выдвигаются службы технической обработки таможенных деклараций, а также службы, связанные с информационной инфраструктурой.
Развитие структуры таможенных органов РФ связано также с принятием новой Стратегии развития таможенной службы.
В 2019-2020 годах в рамках реформирования системы таможенных органов были проведены следующие мероприятия: создано медицинское управление в ФТС России; созданы и начали функционировать Центры электронного декларирования (ЦЭД) в РТУ и таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России.
Таким образом, в соответствии с новой Стратегией современная таможенная служба представляется как комплекс информационных, технологических и технических систем, обеспечивающих регулирование товарных потоков через таможенную границу. Учитывая зарубежный опыт, наиболее приемлемая модель ее развития –цифровая, или информационно-техническая.
Список использованных источниковТаможенный кодекс Евразийского экономического союза. Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (в редакции от 01.07. 2021).
Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года. Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года
Алексеева, П. М. Тенденции и перспективы развития международного сотрудничества таможенных органов / П. М. Алексеева // Право и практика. – 2019. – № 1. – С. 258-262.
Волков, В. Ф. Основные тенденции развития системы управления таможенных органов / В. Ф. Волков // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности : Сборник научных трудов XVII Международной конференции, XV Международного конкурса научных и научно-методических работ, Мытищи- Москва, 30–31 октября 2020 года / Отв. редактор и составитель Т.В. Пирязева. – Мытищи- Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2020. – С. 22-26.
Волков В.Ф. Управление таможенными органами. - СПб.: ИЦ "Интермедия", 2015.
Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах : монография / С.Л. Блау, Ю.В. Малевич, А.Е. Суглобов [и др.] ; под ред. С.Л. Блау. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 160 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; URL: http://new.znanium.com]. — (Научная мысль). — https://doi.org/10.12737/21935. - ISBN 978-5-369-01631-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/766028 (дата обращения: 19.08.2021). – Режим доступа: по подписке.
Парфенов, М. О. Ситуационное моделирование таможенного института. Технологии моделирования развития системы таможенных органов / М. О. Парфенов, Н. В. Полежаева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – Т. 3. – № 4(14). – С. 522-524.
Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году. Материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. - М.: 2020.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие / Под ред. И.С. Мога. – М.: Издательство «Спутник +», 2018. – 186 с.
Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://customs.gov.ru
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!