это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3374827
Ознакомительный фрагмент работы:
СодержаниеВведение 4
1. Теоретические основы индикаторов безопасности экономических систем 6
1.1 Безопасность экономических систем: понятие, структура и значение 6
1.2 Основные индикаторы безопасности экономических систем 9
2. Состояние и перспективы определения индикаторов безопасности экономики Ивановской области 15
2.1 Современное состояние индикаторов безопасности экономики Ивановской области 15
2.2 Угрозы безопасности экономики Ивановской области 25
2.3 Основные направления экономической безопасности Ивановской области 28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Введение
Уровень и качество жизни населения, темпы социально-экономического развития регионов, уровень безопасности экономической системы, позиции региона в современных условиях определяются структурой и качеством экономики региона. Промышленные предприятия являются поставщиками товаров и услуг в экономике, трансформируя ресурсы в готовую продукцию, выплачивая налоги в бюджеты разных уровней, определяя уровень развития общества, траекторию развития государства.
Промышленность, производство – это основа всей системы общественного воспроизводства, первый этап в системе общественного воспроизводства. Сфера услуг, финансовый сектор, общественный сектор экономики, все они зависят и основываются на секторе промышленных предприятий. Начиная с 1990-х годов промышленный сектор экономики в регионах неуклонно разрушался, промышленность, сельское хозяйство, до сих пор не могут восстановиться по всем аспектам: кадровым, технологическим, организационным и т.д.
Основные точки роста: ВПК и сырьевая составляющая в части добычи углеводородов не могут долгое время служить драйверами роста, необходимо системное развитие экономики, всех отраслей производства, наращивание экспорта технологичной продукции. Глобализация, интеграционные процессы превратили все национальные рынки продукции практически в один единый мировой рынок, поэтому продукция промышленных предприятий даже, реализуясь на внутреннем рынке, вынуждена конкурировать с продукцией множества зарубежных компаний по цене, качеству, другим факторам.
Для обеспечения безопасности экономической системырегионов необходимо использование индикаторов безопасности экономической системы регионов, поэтому выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной в современных условиях.
Предмет исследования – экономическая безопасность системы Ивановской области.
Объект исследования – Ивановская область.
Цель исследования – разработать направление повышения экономической безопасности системы Ивановской области.
Задачи исследования:
- изучить теоретические индикаторы безопасности экономической системы Ивановской области;
- отразить современное состояние функционирования экономики Ивановской области;
- представить основные угрозы снижения значений индикаторов безопасности экономической системы Ивановской области;
- разработать направления повышения безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях.
Методы исследования: анализа и синтеза, научной абстракции, табличный метод, статистические методы, причинно-следственный и другие методы.
Информационная база исследования: научные труды отечественных и зарубежных исследователей в сфере безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, интернет-ресурсы.
1. Теоретические основы индикаторов безопасности экономических систем
1.1 Безопасность экономических систем: понятие, структура и значение
Экономическая безопасность относится к состоянию экономики региона, которое обеспечивает стабильное и независимое развитие территории, защиту от внутренних и внешних угроз и устойчивость к влиянию негативных факторов. Уровень безопасности экономической системы во многом определяется степенью развития промышленности в экономике. Промышленный цикл отражает состояние науки, техники и техники, производства и рынка, а обрабатывающее производство само по себе является средством достижения высоко-конкурентной экономики, и поэтому промышленную политику региона следует рассматривать как неотъемлемую часть безопасности экономической системы.
Промышленная политика в рамках общей экономической политики обеспечения безопасности экономической системы - это качество развития экономики региона, которое наряду с определенными условиями и факторами характеризует стабильность, устойчивость и поступательное развитие экономики той или иной территории и определяется способностью регионазащищать интересы своих основных субъектов путем разработки и осуществления долгосрочной промышленной политики государства.
В то же время, промышленная составляющая безопасности региона включает в себя:
- мероприятия по воспроизведению регионального потенциала в области науки, техники, технологии и производства;
- мероприятия по развитию приоритетных областей науки и техники;
- мероприятия по повышению конкурентоспособности экономики региона;
- мероприятия по экспортному контролю распространения технологии и развития науки;
- мероприятия по разведке и контрразведке в области технологий и НИОКР, имеющих стратегическое значение.
Проблемы промышленной политики в рамках общей экономической политики обеспечения безопасности экономической системы являются актуальными для любого региона, потому что уровень безопасности в этой области отражает не только возможности и качество жизни (как организаций, так и людей) на данный момент, но и определяет перспективы развития общества и экономики в целом.
Исходя из этих соображений, концепция общей экономической политики обеспечения безопасности экономической системы должна включать две взаимосвязанные и взаимодополняющие подсистемы:
* основная подсистема средств безопасности: наука и человеческие ресурсы, технологии и технологии, продукты и услуги, внедрение и коммерческое использование;
* подсистема обслуживания: инвестиции, управление (управление), маркетинг.
Использование индикаторов безопасности экономической системы в рамках общей экономической политики обеспечения безопасности экономической системы можно рассматривать как один из наиболее важных факторов, которые могут оказать существенное влияние на национальную экономическую безопасность в контексте глобализации. Полное использование инструментов промышленной политики региона для обеспечения безопасности экономической системы возможно только в том случае, если на высшем уровне проводится целенаправленная и рациональная политика в отношении развития отраслей экономики.
Ключевой целью любой стратегии обеспечения безопасности экономической системы является достижение состояния, при котором экономика региона будет иметь технологическую независимость и технологическую неуязвимость. Промышленная политика региона является основой обеспечения безопасности экономической системы, поскольку реализация эффективной стратегии развития промышленности позволяет достичь состояния устойчивости экономики, ускорить экономический рост, отойти от ресурсной составляющей экономики и повысить конкурентоспособность товаров и услуг, предлагаемых мировому рынку (рис. 1).
Конкурентоспособность
Экономическая система
деятельность
Экономический рост
Устойчивое развитие
Экономический суверенитет
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Рис. 1. Структура безопасности экономической системы
Все вместе взятые элементы, входящие в систему безопасности экономической системы отраженные на рисунке 1 позволяют противодействовать внешним и внутренним угрозам, причем сбалансированная и выверенная инновационная политика в регионе является ключевым фактором обеспечения безопасности экономической системы поскольку позволяет добиваться повышения темпов экономического роста, устойчивого развития и роста конкурентоспособности в целом в регионе.
1.2 Основные индикаторы безопасности экономических систем
Методы оценки эффективности обеспечения безопасности экономической системы региона - это:
- методы наблюдения за основными макроэкономическими показателями и их сравнение с пороговыми значениями;
- методы оценки темпов экономического роста по основным показателям, анализа динамики их изменения;
- методы экспертной оценки;
- методы анализа и обработки сценариев.
Сложность использования данных методов заключается в громоздком анализе и в проблеме выявления именно тех индикаторов, сопоставление которых с пороговыми значениями позволяют провести комплексный анализ состояния экономики региона, а также определить наиболее критичные точки. По мнению Архипенко, М.Б., важным условием при выборе перечня базовых показателей безопасности экономической системы является их соответствие перечню, применительно к экономике и региональным интересамИвановской области.
Аналогичное мнение разделяет коллектив авторов под руководством Фартушняк, Л.Л., которые ссылаются на методические рекомендации правительства Российской Федерации по оценки безопасности экономической системы. При этом, авторы отмечают отсутствие оценки состояния безопасности экономической системы в количественном выражении при существующей взаимосвязи правительственной методики с методологией оценки безопасности экономической системы.
Данный подход не может объективно оценивать уровень защищённости экономических интересов, так как описание экономических интересов на уровне региона приравнивается к обычным статистическим данным. Результат несоответствия региональных экономических интересов в числовом выражении приведет к искажению представления и об угрозах данным интересам.
В большинстве указанных методик при расчете применяются наборы неких параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономики. При этом предполагается, что за пределами этих значений экономическая система теряет способность к развитию и конкурентоспособность, то есть возникает угроза экономическим интересам, что в реальности не является таковым. Пороговые значения статичны, так как оценивают достигнутый уровень развития экономики региона, а не тенденцию.
Качественный анализ состояния безопасности экономической системырегиона должен опираться на совокупность показателей, которые позволят выявить и оценить риск наступления грядущих угроз, а также выбрать оптимальный комплекс мер по их минимизации или устранению. Таким образом, процесс управления обеспечением безопасности экономической системы должен строиться на достоверном мониторинге базовых показателей и их сравнении с пороговыми значениями, которые сигнализируют о возникновении угрозы безопасности экономической системы. А систематический мониторинг позволит снизить вероятность наступления внутренних и внешних угроз в экономике.
Путем обобщения различных подходов к определению уровня безопасности экономической системы региона можно составить следующий перечень показателей значения Ивановской области (см. таблица 1):
- показатель ВРП на душу населения (ВРПДН);
- показатель доли инвестиций в основной капитал в ВРП (ДИ);
- показатель доли в промышленном производстве обрабатывающих производств (ДОП);
- показатель доли импорта в ВРП (ДИВРП);
- уровень безработицы (УБ);
- уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) (УП);
- показатель доли расходов на НИОКР в ВРП (ДРН);
- показатель доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (ДНДПМ).
Таблица 1 - Перечень индикаторов экономической безопасности Ивановской области
п/п Индикатор Пороговые значения 2020г. Скорректированные пороговые значения 2021 г.
1 Объем ВРП на душу населения, % 50 50
2 Доля инвестиций в ВРП, % 25 25
3 Доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении, % 25 10
4 Показатели доли в промышленном производстве обрабатывающих производств, % 60 70
5 Отношение расходов на НИОКР в ВРП, % 2 5
6 Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, % 7 5
7 Уровень преступности, кол-во на 100 тыс. чел. 5000 4000
8 Уровень безработицы, % 7 4
По каждому индикатору предлагается сопоставлять фактические их значения с предельными критическими значениями в случае положительных отклонений фактических значений от предельных критических можно говорить об улучшении уровня инновационной политики и безопасности экономической системы.
Данные показатели предлагаем расширить за счет показателей, характеризующих инновационное развитие экономики региона:
- показатель доли инновационных предприятий в общем количестве предприятий (ДИП);
- показатель доли инновационных товаров и услуг в общем объеме произведенной продукции в национальной экономике (ДИТУ).
Оценку эффективности реализации обеспечения безопасности экономической системы предлагаем определять путем сравнения индекса инновационного развития экономики региона (ИРНЭ) и индекса безопасности экономической системы (ИЭГ).
Расчет индекса безопасности экономической системы по формуле 1.
(1)
Расчет индекса инновационного развития экономики региона по формуле 2.
(2)
Если оба индекса растут, значит, инновационное развитие экономики региона положительно влияет на уровень безопасности экономической системы, по соотношению темпов роста данных индексов индекса безопасности экономической системы к индексу инновационного развития экономики региона можно количественно оценить степень влияния промышленной политики региона на уровень безопасности экономической системы государства.Кроме того, предлагаем несколько показателей оценки эффективности экономикирегиона, как инструмента обеспечения безопасности экономической системырегиона в динамике.
УВЭ – удельный вес экспорта в объеме ВРП, который рассчитывается как отношение объема экспорта в экономике к значению ВРП в процентах.
УПИ – удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме ВРП, который рассчитывается как отношение объема инвестиций в основной капитал в экономику к значению ВРП в процентах.
УСФР - удельный вес сальдированного финансового результата промышленных предприятий, который рассчитывается как отношение сальдированного финансового результата организаций основных видов деятельности в экономике к значению ВРП в процентах.
Для оценки эффективности экономикирегиона, как инструмента обеспечения безопасности экономической системырегиона в динамике следует рассчитывать изменение уровня основных характеристик функционирования экономики региона по комплексному индикатору уровня основных характеристик функционирования экономики региона (формула 3).
(3)
где КПК – значение комплексного показателя уровня основных характеристик функционирования экономики региона;
- УВЭ – удельный вес экспорта в объеме ВРП;
- УИОК – удельный вес инвестиций в основной капитал в экономику региона в объеме ВРП;
- УСФР - удельный вес сальдированного финансового результата организаций основных видов деятельности в структуре ВРП.
Вывод.
Единого понятия и концепции безопасности экономической системы, значения и роли использования индикаторов в системе безопасности экономической системы пока нет, что и естественно, разные исследователи делают акценты на разных составляющих данной категории.Но можно выделить ряд показателей, которые используются во всех или по крайней мере в большинстве методик, такие показатели, как: ВРП на душу населения, уровень безработицы и т.д.
Еще одной общей чертой в определении понятия и концепции безопасности экономической системы, значения и роли инноваций в системе безопасности экономической системы является уровень противодействия внешним и внутренним угрозам, выделение индикаторов уровня безопасности экономической системы, определения их пороговых значений, шкал уровня безопасности экономической системы.
В целом, категория безопасности экономической системы является широкой и охватывает широкий спектр вопросов от экономики до экологии региона, причем промышленная политика региона имеет важное значение в обеспечении безопасности экономической системы.
2. Состояние и перспективы определения индикаторов безопасности экономики Ивановской области
2.1 Современное состояние индикаторов безопасности экономики Ивановской области
Основным индикатором безопасности экономической системы являются показатели развития малого и среднего бизнеса в экономике.
Экономическое положение Ивановской области за 2021 год характеризуется следующими тенденциями.
Среди положительных результатов необходимо отметить, что за январь-февраль 2021 года по сравнению с 2020 годом отмечен рост оборота организаций на 6,6%; промышленного производства - на 3,5%, на 5,6% - производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий и на 14,1% - объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство»; среднемесячная номинальная заработная плата выросла на 4,5%, реальная заработная плата с учетом инфляции - на 0,6%.
Индекс потребительских цен в регионе за 2021 год оставался ниже 4%, за 2021 год по сравнению с 2020 года в Ивановской области уровень инфляции снизился на 1 процентный пункт, и составил 103,9%.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (за счет всех источников финансирования) за 6 месяцев 2021 года вырос на 21,3%.
За отчетный период на 0,1% снизилось количество введенных жилых домов с учетом жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.
Ограничения в работе отдельных форм (направлений) торговли и организаций общественного питания привели к снижению показателей и в данных сферах. Так, оборот розничной торговли снизился на 5,5%, оборот общественного питания – на 8,6%, объем платных услуг, оказанных населению – на 12,7%.
Уровень безработицы по отношению к экономически активному населению по состоянию на 01.06.2021 вырос с начала года до 4,2% (с 0,6% на 31.12.2020), при этом снизился за последний месяц на 0,4%.
Анализ состояния и уровня использования индикаторов обеспечения безопасности экономической системыпроведем с позиций анализа динамики таких показателей, как сальдированный финансовый результат промышленных предприятий, экспортный потенциал промышленных предприятий региона, их соотношение с ВРП Ивановской области в динамике.
В таблице 2 представим данные о динамике экспорта из Ивановской области и его удельного веса в структуре ВРП Ивановской области.
Таблица 2
Данные о динамике экспорта из Ивановской области и его удельного веса в структуре ВРП в 2018-2020 гг., млн. рублей
Год Экспорт всего, млн. рублей ВРП, млн. рублей Удельный вес
экспорта
в общем объеме
ВРПИвановской области, %
2018 9584,15 184807 5,19
2019 10542,54 232493 4,53
2020 11827,18 249756 4,74
Отклонение 2020 г. от 2018 г., +/- +3384,8 +69238 +0,06
Как видно из таблицы 2, в целом экспорт из Ивановской области в страны СНГ и мира вырос на 3384,8млн. рублей США, удельный вес экспорта в структуре ВРПИвановской областиувеличился с 4,68% в 2018 году до 4,74% в 2020 году.
Но периодически удельный вес экспорта в структуре ВРПИвановской области и снижался.
Экспорт за отчетный период составил 182,3 млн. долларов, в том числе в государства-участники СНГ – 90,1 млн. долларов, в страны дальнего зарубежья – 92,2 млн. долларов. Экспорт из Ивановской области в страны дальнего зарубежья вырос на 12,3%.
Наибольший удельный вес в суммарном объеме экспорта приходился на Беларусь – 17,4%, Казахстан – 16,5%, Чехию – 6,9%, Германию - 6%, Украину – 5% и Узбекистан 4,6%. Основные экспортируемые товары - текстильные изделия и продукция химической промышленности; машины, оборудование и транспортные средства.
В течение последних 6 месяцев продолжается рост импорта в регион, за 2021 год он вырос на 4,7%, его объем составил 562,6 млн. долларов.
Рост показателя в регионе связан с увеличением импортных поставок из стран СНГ – на 6,1%, а также из стран дальнего зарубежья - на 3,3%.
Наибольший удельный вес импортных товаров в январе - декабре 2020 года наблюдался из таких стран, как: Узбекистан – 33,5%, Китай – 22,4%, Республика Беларусь – 8,5%, Турция – 5,7% и Германия - 4%.
Внешнеторговый баланс со странами дальнего зарубежья вырос на 5,4% по сравнению с 2019 годом, а со странами СНГ – на 1,9%.
Доля экспорта во внешнеторговом обороте к концу 2020 года выросла до 24,5%, доля импорта уменьшилась до 75,5%.
Рассмотрим, как обстоят дела с инвестициями в основной капитал в экономикуИвановской области и их удельным весом в структуре ВРПИвановской области в таблице 3.
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал в экономикуИвановской областии их удельный вес в ВРП в 2018-2020 гг., млн. рублей
Год Инвестиции в основной капитал всего, млн. рублей ВРП, млн. рублей Уд. вес
инвестиций в основной капитал в общем объеме
ВРП Ивановской области, %
2018 30314,9 184807 16,40
2019 29359,8 232493 12,63
2020 37992,3 249756 15,21
Отклонение 2020 г. от 2018 г., +/- 12279,8 69238 +0,97
Темп роста 2020 г. к 2018 г., % 147,76 138,36 х
Из таблицы 2 можно сделать вывод, что удельный вес инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП Ивановской области вырос с 14,24% в 2018 году до 15,21% в 2020 году, а темпы роста объемов инвестиций в основной капитал в экономикуИвановской областивыше, чем темпы роста ВРПрегиона (см. рис. 3).
Рис. 3. Темп роста объемов инвестиций в основной капитал в экономику Ивановской области и темп роста ВРП региона в 2018-2020 гг.
По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области за 5 месяцев 2021 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (за счет всех источников финансирования) вырос на 21,3% и составил 23,8 млрд. рублей (по Российской Федерации – 95,9%).
Одним из важнейших показателей, характеризующим конкурентоспособности промышленных предприятий Ивановской области, является показатель сальдированного финансового результата организаций основных видов деятельности в экономике региона.
В таблице 4 представим данные о динамике сальдированного финансового результата организаций основных видов деятельности в экономике региона Ивановской области и его удельного веса в составе ВРП в 2018-2020 гг.
Таблица 4
Данные о динамике сальдированного финансового результата организаций основных видов деятельности в экономике региона и его удельного веса в составе ВРП в 2018-2020 гг.
Год Значение сальдированного финансового результата организаций основных видов деятельности в экономике региона, млн. рублей ВРП, млн. рублей Уд. вес сальдированного финансового результата организаций в экономике региона
в общем объеме
ВРПИвановской области, %
2018 5844,2 184807 3,16
2019 9526,2 232493 4,10
2020 12511,1 249756 5,01
Отклонение 2020 г. от 2018 г., +/- 8249,9 69238 2,65
Темп роста 2020 г. к 2021 г., % 293,61 138,36 х
Как видно из таблицы 4 значение сальдированного финансового результата организаций основных видов деятельности в экономике региона выросло за 2018-2020 гг. в 2,93 раза, а его удельный вес увеличился с 2,36% в объеме ВРПИвановской области в 2018 году до 5,01% в 2020 году.
Для оценки значения индикатора уровня безопасности экономической системы Ивановской области обобщим данные анализа и рассчитаем изменение уровня безопасности экономической системыИвановской области с 2018 года по 2020 по комплексному индикатору уровня основных характеристик функционирования экономики Ивановской области (см. п. 1.2).
где КПК – значение индикатора уровня основных характеристик функционирования экономики Ивановской области;
- УВЭ – удельный вес экспорта в объеме ВРП;
- УПИ – удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме ВРП;
- УСФР - удельный вес сальдированного финансового результата организаций основных видов деятельности в экономике регионаИвановской области.
Проведем расчет данного показателя в 2018 и 2020 гг.
Из порядка расчета следует, что чем выше в динамике значение комплексного показателя уровня основных характеристик функционирования экономики Ивановской области, тем выше уровень безопасности экономической системы Ивановской области.
По нашим расчетам, уровень безопасности экономической системы Ивановской области в 2018-2020 гг. увеличился с 5,398 единиц до 7,122.
По причине данных тенденций и негативного воздействия пандемии коронавируса на экономику региона в 2021 году в законодательных актах Ивановской области был оптимизирован ряд невостребованных инвесторами мер господдержки:
- сохранен до истечения срока применения (01.01.2023) срок действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль в размере 13,5% и 15,5%, установленных Законом Ивановской области от 12.05.2015 № 39-ОЗ (15,5% - для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области и 13,5% - для текстильных, швейных производств, машиностроения и производства транспортных средств);
- в рамках реализации на территории региона механизма «специальный инвестиционный контракт 2.0» внесены изменения в региональное налоговое законодательство, предусматривающие для организаций-участников СПИК полное освобождение от уплаты налога на имущество и установление льготной ставки в размере 0% по налогу на прибыль организаций;
- до конца 2023 года продлены «налоговые каникулы» (ставка 0%) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (УСН или патент).
В таблице 5 представим сопоставление предварительных показателей индикаторов экономической безопасности Ивановской области с пороговыми значениями данных индикаторов.
Таблица 5
Таблица значений выводов о состоянии экономической безопасности Ивановской области
Показатель Единица измерения Показатель
2021 Пороговые значения
1.Объем ВРП на душу населения % 101,0 98,8
2.Показатели доли в промышленном производстве обрабатывающих производств % 104,4 98,3
3. Доля инвестиций в ВРП % 56 62
4.Уровень безработицы % 0,6 4,4
5.Уровень преступности, кол-во на 100 тыс. чел. 1079 3000
6.Отношение расходов на НИОКР в ВРП Ивановской области % 3 4
7.Доля в населении людей имеющих доходы ниже прожиточного минимума в Ивановской области % 14,2 8
Вывод: Ивановская область находиться на 3-ем уровне (региональная, внутри страны) экономической безопасности.
2.2 Угрозы безопасности экономической системы Ивановской области
Исходя из полученных нами результатов, можно сделать выводы:
1. Безработица представляет определенную угрозу - занижения уровня национального продукта и необходимости выплачивать завышенные пособия;
2. Уровень преступности - он является серьезной преградой не только для внутреннего развития, но и для международной торговли и международных отношений в целом.
3. Отношение расходов на НИОКР в ВРП - оказывают значимое влияние на динамику роста ВРП на душу населения
4. Доля в населении людей имеющих доходы ниже прожиточного минимума - ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.
Основными причинами снижения уровня безопасности экономической системы Ивановской области являются низкая инвестиционная активность в экономике региона и снижение экспортного потенциала. К данным проблемам безопасности экономической системы Ивановской области добавляются проблемы монополизации экономики региона, демографические и социальные факторы.
Показатель максимальной доли участия Ивановской области в экономике по выручке крупнейших компаний, существенно варьируется в зависимости от сектора экономики. Фактически в четырех секторах экономики:
- легкая промышленность;
- машиностроение;
- деревообрабатывающая;
- финансы.
В структуре обрабатывающих производств удельный вес текстильного и швейного производства составляет 40,3%, машиностроительный комплекс - 27,7% (в том числе производство электрического оборудования - 1,4%) и производство химических веществ и продуктов - 2,9%.Чуть более четверти доли Ивановской области составляет в коммунальном хозяйстве , а чуть менее четверти – в телекоммуникациях и строительстве. К наименее секторам Ивановской области относятся металлургия, фармацевтика, где доля государства не достигает 5,0%, 3,0% и 1,0% соответственно.
Участие Ивановской области в рыночных взаимодействиях не только в качестве разработчика правил и гаранта их исполнения, но и в качестве игрока, способного оказывать существенное искажающее воздействие на конкуренцию. Ивановские компании могут приобретать на рынках определенные преимущества, которые оказывают искажающее влияние на конкуренцию.
Отрицательные факторы большой доли присутствия Ивановской области в экономике региона заключаются в:
- создании барьеров для развития малого и среднего предпринимательства,
- снижении общей производительности в виду более низкой производительности государственного сектора по отношению к частному,
- снижении инновационной активности и развития технологий, как фактора, сопровождающего предпринимательскую инициативу.
Изменения в структуре отраслей промышленности в Ивановской области являются следствием происходящей системной трансформации рынков, делающей глобально конкурентоспособными только те компании, которые имеют возможность предложить потребителям интегрированные решения, включающие как адаптированные под конкретные потребности покупателей товары и услуги, так и управленческие решения, основанные на анализе большого массива данных, собираемых и обрабатываемых посредством цифровых платформ.
Помимо монополизма государства в экономике для безопасности экономической системыИвановской области можно выделить угрозы демографического характера, выражающееся в старении населения, превышении смертности над рождаемостью. Утечка мозгов, старт которой был дан в начале 90-х, пусть и не в таких масштабах, но продолжается, что отражается на кадровом потенциале экономики региона.
Низкий уровень инвестиций в отечественный реальный сектор экономики, крайне низкая инновационная активность российских предприятий, затянувшееся импортозамещение в сфере технологий, машин и оборудования приводят ко все большему разрыву между экономикой региона и экономиками областей в уровне конкурентоспособности продукции и услуг.
Вдобавок ко всему низкий инвестиционный климат и неудовлетворительные условия ведения бизнеса в Ивановской области не позволяют активно привлекать внешнее финансирование в реальный сектор экономики, в итоге высокие темпы развития показывают инфраструктурные отрасли (финансы, машиностроение ,легкая промышленность) .
Вышеперечисленные факторы существенно ограничивают внутренние возможности использования индикаторов уровня безопасности экономической системы региона для обеспечения безопасности экономической системы. Такие тенденции будут только снижать их эффективность, и, соответственно, будут возрастать угрозы для безопасности экономической системы.
В современной Ивановской области существуют следующие угрозы для безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях:
– угроза роста Ивановской конкуренции;
– угроза технологического разрыва между Ивановской промышленностью и промышленностью развитых областей;
–угроза снижения эффективности экономики Ивановской области.
Данные угрозы можно нейтрализовать только на комплексной, системной основе, проводя целенаправленную промышленную политику в сфере укрепления технологической базы и кадровой обеспеченности экономики региона.
2.3 Основные направления повышения значений индикаторов безопасности экономики Ивановской области
Для преодоления и противодействия угрозам безопасности экономической системы Ивановской области в современных условияхтребуется разработка и реализация целевых программ по интенсификации и развитию производства. Важным условием повышения уровня и качества основных характеристик функционирования экономики Ивановской области является совершенствование их структуры.
Структура инвестиций предприятий региона должна определяться экономическими и природными условиями, специализацией, а также общим уровнем развития материально-технической базы. Соблюдение определенных пропорций между элементами основных фондов, обусловленных их ролью в производстве, является одним из основных условий эффективного функционирования промышленных предприятий.
Для системной работы в сфере преодоления и противодействия угрозам безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях необходимы комплексные планы и программы развития реального сектора экономики.
Под данные комплексные планы и программы развития реального сектора экономики необходимо на долгосрочной основе, минимум на ближайшие 10-15 лет, заложить инвестиционные ресурсы.
Кроме того, можно выделить демографическую составляющую безопасности экономической системы Ивановской области в современных условияхв перспективе.
Демографические процессы, протекавшие в области с 2018 года, привели к сокращению численности населения. Причиной тому служит естественная убыль населения. Высокийуровень естественной убыли не может компенсировать миграционный прирост, который к тому же в последние три года имеет отрицательное значение. Сокращение естественной убыли населения стало результатом увеличения ежегодного числа рождений и уменьшения ежегодного числа смертей.
Начиная с 2018 года годовой прирост числа рождений в области,сокращается. Однако, изменения тенденций рождаемости незначительны и не слишком определенны, они не позволяют говорить об устойчивом переломе, который знаменовал бы переход от неблагоприятной к благоприятной динамике. Этому также способствует рост уровня смертности населения Ивановской области.
При очень высокой смертности в средних возрастах всё же основная масса смертей (порядка 70%) приходится на пожилых людей, перешагнувших порог 60-летия.
Росстат произвел расчет предположительной численности населения до 2030 года. В области, по-прежнему, баланс рождений и смертей будет складываться таким образом, что естественный прирост населения останется отрицательным. Это привело к тому, что уже в 2021 году численность населения Ивановской областисоставило менее 1 миллиона человек.
Не следует рассчитывать на то, что миграционный прирост сможет нейтрализовать нежелательные последствия современных демографических тенденций, в частности, падения рождаемости, намного ниже уровня простого замещения поколений населения в Ивановской области (см. таблица 6).
Таблица 6
Данные прогноза демографических процессов в Ивановской области
Год Численность населения, человек, на конец года Всего, человек Мигра-ционный прирост, человек
родившихся умерших естественный прирост 2020 998506 10271 16667 -6396 -493
2021 991459 10040 16611 -6571 -476
2022 984280 9792 16516 -6724 -455
2023 976966 9553 16409 -6856 -458
2024 969553 9326 16274 -6948 -465
2025 962049 9110 16141 -7031 -473
2026 954468 8906 16006 -7100 -481
2027 946867 8751 15857 -7106 -495
2028 939275 8652 15718 -7066 -526
2029 931732 8595 15583 -6988 -555
2030 924260 8548 15472 -6924 -548
Динамика населения области, как и России в целом, в обозримом будущем в очень большой мере зависит от активной и эффективной демографической и миграционной политики. Разумная политика должна состоять в воздействии на те демографические показатели (снижение смертности, увеличение рождаемости, привлечение приемлемого количества мигрантов), которые, в принципе, можно изменить, и одновременной адаптации экономических и социальных институтов к тем элементам демографической реальности, которые изменить невозможно (сокращение численности населения, его старение).
Для оценки уровня экономической безопасности региона предлагается использовать следующие критериальные границы интегральных показателей (таблица 7).
Таблица 7
Уровни оценки экономической безопасности региона
Оценка ЭБР Критериальные
границы Комментарии
Высокая 1,05 и выше отсутствие проблемных социально-экономических зон
Нормальная 1,00 - 1,04 некоторые нарушения протекания исследуемых социально-экономических процессов в регионе
Низкая
(предкризисная) 0,70 - 0,99 исследуемые процессы находятся в переходном, пограничном состоянии, что свидетельствует о наличии проблемных зон для устранения которых требуется соответствующее государственное вмешательство
Кризисная 0,5 - 0,69 Серьезное проявление выделенных угроз, которые представляют собой серьезную социально-экономическую проблему, устранение которой разработку и реализацию дополнительных мер со стороны региональных органов власти
Критическая 0,49 и ниже глубина существующих угроз приобретает национальные масштабы
В таблице 8 представим результаты интегральной оценки экономической безопасности Ивановской области.
Таблица 8
Результаты интегральной оценки экономической безопасности Ивановской области
Год Наименование безопасности ЭБР Оценка
уровня
ЭБР
Экономическая Научно - техническая Инвести
ционная Социаль
ная Демо
графи
ческая 2021 1,042 0,75 0,903 0,7 0,3775 0,715
нормальная низкая низкая низкая критическая низкая
Вывод. Общая интегральная оценка экономической безопасности Ивановской области говорит о низком предкризисном уровне экономической безопасности Ивановской области. Особое внимание региональным властям необходимо обратить на научно-техническую, социальную и демографическую обстановку в регионе. С учетом таких выводов представлены следующие рекомендации.
Учитывая нарастание естественной убыли и эмиграции из Ивановской области трудоспособного населения, трудовая миграция в регион из стран СНГ и других регионов станет единственным фактором восполнения трудовых ресурсов в Ивановской области.
Поэтому для реализации данного экономического интереса необходимо упрощение процедур перемещения, адаптации и легализации пребывания в Ивановской области граждан из стран СНГ, также стоит задуматься над более простой и быстрой процедурой получения вида на жительство и гражданства Ивановской области для выходцев из стран СНГ.
В целом для преодоления противодействия угрозам безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях необходим переход от сырьевой направленности структуры экономики и экспорта в Ивановской области. Разбивка на отдельные мегапроекты и целевые программы развития отдельных отраслей и предприятий не приносит должного результата. Распыление финансовых ресурсов и инвестиций по точкам роста без системной работы по совершенствованию структуры экономики не может способствовать повышению уровня и качества основных характеристик функционирования экономики Ивановской области.
В сфере получения образования гражданам из стран СНГ в Российских вузах и роста численности иностранных студентов из ближнего зарубежья необходимо заключать соглашения о сотрудничестве в сфере образования, развивать контакты в сфере обмена опытом, повышения квалификации, сделать более простыми и удобными способы поступления в вузы области граждан из всех стран СНГ.
Такая политика позволит привлечь большее количество иностранных студентов из ближнего зарубежья, увеличивать сферы влияния в странах ближнего зарубежья, создавать и укреплять хозяйственные, политические, экономические и культурные связи Ивановской области со странами СНГ.
Рост реального сектора экономики, повышение уровня и качества основных характеристик функционирования экономики Ивановской области, преодоление и противодействие угрозам безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях невозможны без развития науки и образования в стране, научно-технический потенциал, его рост являются гарантией инновационного расширенного воспроизводства в экономике. Патенты, изобретения, макро-технологии, определяя общий технологический уклад в экономике, системно повышают уровень конкурентоспособности промышленных предприятий Ивановской области.
Для активации вышеуказанных направлений преодоления и противодействия угрозам безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях необходимо формирование в Ивановской области рациональной, инновационно-ориентированной модели управления, нацеленной на системное мышление, широкое использование интеллектуального ресурса, активное внедрение рациональных методов, принципов, подходов к работе на всех уровнях и стадиях функционирования экономики Ивановской области.
Заключение
Единого понятия и концепции безопасности экономической системы региона пока нет, что и естественно, разные исследователи делают акценты на разных составляющих данной категории.
Уровень безопасности экономической системыИвановской области в 2018-2020 гг. незначительно вырос. В то же время помимо монополизма государства в экономике для безопасности экономической системыИвановской области можно выделить угрозы демографического характера, выражающиеся в старении населения, превышении смертности над рождаемостью. Утечка мозгов, старт которой был дан в начале 90-х, пусть и не в таких масштабах, но продолжается, что отражается на кадровом потенциале экономики региона.
Низкий уровень инвестиций в отечественный реальный сектор экономики, крайне низкая инновационная активность предприятий региона, затянувшееся импортозамещение в сфере технологий, машин и оборудования приводят к все большему разрыву между российской экономикой и экономиками зарубежных стран в уровне конкурентоспособности продукции и услуг.
Вдобавок ко всему низкий инвестиционный климат и неудовлетворительные условия ведения бизнеса в Ивановской области не позволяют активно привлекать внешнее финансирование в реальный сектор экономики, в итоге высокие темпы развития показывают инфраструктурные отрасли (финансы, транспорт) и добыча полезных ископаемых.
Вышеперечисленные факторы существенно ограничивают внутренние возможности использования инструментов промышленной политики для обеспечения безопасности экономической системы. Такие тенденции будут только снижать их эффективность, и, соответственно, будут возрастать угрозы для безопасности экономической системы.В современной Ивановской области существуют следующие угрозы для безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях:
– угроза роста межрегиональной и международной конкуренции;
– угроза усиления технологического разрыва между промышленностью региона и промышленностью развитых стран Запада;
– угроза повышения монополизма и снижения эффективности экономики региона.
Данные угрозы можно нейтрализовать только на комплексной, системной основе, проводя целенаправленную промышленную политику в сфере укрепления технологической базы и кадровой обеспеченности экономики региона.
Рост реального сектора экономики, повышение уровня и качества основных характеристик функционирования экономики Ивановской области, преодоление и противодействие угрозам безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях невозможны без развития науки и образования в стране, научно-технический потенциал, его рост являются гарантией инновационного расширенного воспроизводства в экономике. Патенты, изобретения, макро-технологии, определяя общий технологический уклад в экономике, системно повышают уровень конкурентоспособности промышленных предприятий Ивановской области.
Для активации вышеуказанных направлений преодоления и противодействия угрозам безопасности экономической системы Ивановской области в современных условиях необходимо формирование в Ивановской области рациональной, инновационно-ориентированной модели управления, нацеленной на системное мышление, широкое использование интеллектуального ресурса, активное внедрение рациональных методов, принципов, подходов к работе на всех уровнях и стадиях функционирования экономики Ивановской области.
Список использованных источников
Нормативно правовые акты
Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (последняя редакция).
Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (в редакции от 24.04.2020 г.). – Интернет-ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/e407bf69c5ee5740a1df3286315f8677205e1a5d/Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии системы экономической безопасности Российской федерации на период до 2030 года».
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (с изменениями и дополнениями от 31.03.2020 г.). – Режим доступа: https://base.garant.ru/70643464/Книги, статьи, электронные ресурсы
Авдийский, В.И. Национальная и региональная экономическая безопасность РФ: Учебное пособие: моногр. / В.И. Авдийский. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 134 c.
Андреев, В.Г. Геополитика и мировая война. - Интернет-ресурс. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/BIBLIO/archive/andreyev_geopolitimirwoina/Артемьев, Н.В. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Гриф МО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: моногр. / Н.В. Артемьев. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 889 c.
Архипенко, М.Б. Национальные интересы России в межстрановом пространстве / М.Б. Архипенко, М.А. Половченко // Сибирский экономический журнал. – 2019 – №6(6). - Интернет-ресурс. – Режим доступа: https://sibeconom.com/archive/6/150 (дата обращения: 03.11.2020). DOI: 10.32743/2658-4107.2019.6.6.150
Афонасова, М.А. Обострение проблемы экономической безопасности российской экономики в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран / М.А. Афонасова // Успехи современного естествознания. - 2018. – № 1. – С. 241.
Бондаренко, В.А. Этнопсихологические факторы влияния на отношения контрагентов во внешней торговле / В.А. Бондаренко // Вестник РГЭУ. - 2019. – № 1 (45). – С. 139.
Валовой региональный продукт Ивановской области. – Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/folder/27188Внешнеэкономическая деятельность Ивановской области. – Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/folder/27735Демография. Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781Динамика курса доллара США. – Интернет-ресурс. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/106_kurs-dollara-po-godam-tablica/Информация об итогах социально-экономического развития Ивановской области за январь-декабрь 2020 года. – Режим доступа: https://derit.ivanovoobl.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/Курс доллара по годам. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/106_kurs-dollara-po-godam-tablica/
Мочалова, С.Ю. Анализ миграционных потоков Ивановской области / С.Ю. Мочалова // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа:://scienceforum.ru/2018/article/2018002405 (дата обращения: 26.03.2021)
Нартов, Н.А. Геополитика: учебник / Н.А. Нартов. - М.: Издательство политической литературы, 2003. – 463 с.
О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. - Интернет-ресурс: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201705150001.pdfСтатистический ежегодник «Ивановская область» (2020 год). – Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/folder/31706Статистический ежегодник «Ивановская область» (2019 год). – Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/folder/31706Статистический ежегодник «Ивановская область» (2016 год). – Режим доступа: https://ivanovo.gks.ru/folder/31706Фартушняк, Л.Л. Геополитический статус государства: сущностные характеристики. - Интернет-ресурс. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/polit80.htmlЧисло иностранных студентов в российских вузах за 10 лет увеличилось почти вдвое. – Режим доступа: https://nauka.tass.ru/nauka/7562175
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!