это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3384058
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Общие понятия5
1.1 Понятие инвалидности и порядок ее установления5
1.2 Структура и функции КЦСОН г. Асбеста10
2. Социальное обслуживание инвалидов16
2.1 Организация ситуационной помощи инвалидам16
2.2 Анализ ситуационной помощи инвалидам20
Заключение 25
Список использованных источников27Приложение А
Введение
На современном этапе Российская Федерация является социальным государством, роль которого состоит в создании условий, направленных на обеспечение социально-правовой защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья и предоставлении им мер социальной защиты. Одним из структурных элементов социальной защиты инвалидов стоит признать систему социального обслуживания, которую можно рассматривать через призму части права граждан на социальное обеспечение.
Однако практическая реализация прав граждан в области социального обеспечения инвалидов весьма затруднена, что обусловлено совокупностью факторов. В частности, различными несовершенствами законодательной базы, пробелами в системе социальной политики, а также отсутствием эффективного механизма по предоставлению социальных услуг. Очевидно, что назвать такую ситуацию допустимой не представляется возможным, так как она порождает различные спорные ситуации и нарушения прав инвалидов. В связи с этим, проведение комплексного исследования, которое направлено на выявление указанных моментов и разработка возможных путей их решения, является не только актуальным, но и значимым с теоретической и практической точки зрения.
Цель курсовой работы - провести комплексный анализ социального обслуживания инвалидов на примере КЦСОН г. Асбеста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задач:
Рассмотреть понятие инвалидности и порядок ее установления;
Изучить структуру и функции КЦСОН г. Асбеста;
Описать организацию ситуационной помощи инвалидам;
Изучить механизм социального обслуживания и его проблемы.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с оказанием инвалидам различных социальных услуг в рамках социального обслуживания;
Предмет исследования - законодательство в сфере регламентации социального обслуживания инвалидов и практика его применения.
Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально-логический метод, методы анализа и синтеза. Также при написании работы были использованы частно-научные методы познания, а именно формально-юридический метод.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Общие понятия
1.1 Понятие инвалидности и порядок ее установления
В переводе с латинского языка слово «инвалид» означает «немощный» или «бессильный». Очевидно, что происхождение данного понятия указывает на то, что в обществе всегда имели место определенные отграничения сильных людей от слабых и здоровых лиц от лиц, имеющих определенные заболевания или дефекты. Кроме того, подразумевалось, что люди, которых можно отнести к категории инвалидов, не всегда способны обойтись без посторонней помощи, что предопределяло неоднозначное отношение к указанной категории лиц, что отчасти сохранилось на современном этапе развития.
Законодательное определение понятия «инвалидность» содержится в ч.1 ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-ФЗ № 181-ФЗ). В соответствии с указанным пунктом, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Из данного определения следует, что в качестве сущностного признака инвалидности выступает стойкость расстройства функций организма, которая порождает существенное ограничение жизнедеятельности человека. Полагаем, что именно данный признак позволяет разграничивать инвалидов и временно нетрудоспособных лиц.
Также в ст. 1 ФЗ № 181-ФЗ закрепляется еще один критерий, который имеет значение для уяснения сути института инвалидности. В частности, речь идет о понятии «ограничение жизнедеятельности», под которым понимают полную или частичную утрату лицом возможности или способности осуществлять самообслуживание, передвигаться, ориентироваться, общаться, либо контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью. Из этого определения можно выделить такие признаки инвалидности, как нарушение функций самообслуживания и передвижения, нарушение самоконтроля, нарушение ориентации, общения, обучения и труда.
На основе критериев и признаков, которые указаны выше, можно сделать вывод о том, что законодатель относит к инвалидам тех граждан, которые не могут на самостоятельной основе реализовать свои социальные потребности и нуждаются в посторонней помощи и социальной защите. Кроме того, можно говорить о том, что инвалидность является не просто причиной, по которой лицо имеет право на помощь со стороны государства, а правовым статусом, который лицо приобретает в порядке, установленном действующим законом. Наличие данного правового статуса порождает определенные правовые последствия, а признание лица инвалидом стоит рассматривать в качестве юридического факта, порождающего возникновение правоотношений в сфере социальной защиты инвалидов. Представляется, что именно в этом состоит основное юридическое значение инвалидности, так как ее наличие выступает как основание для возникновения правоотношений по социальной защите, а реализация данных правоотношений на практике допускается с момента признания лица инвалидом.
Что касается групп инвалидности, как справедливо отмечается в ч.3 ст. 1 ФЗ № 181-ФЗ, группа инвалидности устанавливается в зависимости от степени расстройства функций организма. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Детализация групп инвалидности содержится в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее-Постановление Правительства РФ № 95). Так, в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ № 95, в зависимости от того, какова степень выраженности стойких расстройств функций организма, которые возникли в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается Ι,ΙΙ или ΙΙΙ группа инвалидности. Критерии для установления группы инвалидности определены Приказом Минтруда и социальной защиты населения от 27.08.2019 года № 585н (далее-Приказ Минтруда № 585н). Так, в документе определены степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленные заболеваниями, травмами или дефектами, на основе которых определяется группа инвалидности. Так, согласно п.11 Приказа Минтруда № 585н, критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с ΙV степенью выраженности стойких нарушений функций организма. Согласно п.5 Приказа Минтруда № 585н, данная степень означает стойкие и значительные нарушения функций организма человека, которые обусловлены заболеваниями, травмами или дефектами в диапазоне 90-100 %. Отметим, что в процентах оценивается степень выраженности стойких нарушений функций организма. В свою очередь, критерием для установления второй группы инвалидности выступает нарушение здоровья человека, у которого имеет место ΙΙΙ степень выраженности стойких нарушений функций организма в диапазоне 70-80 %. Данная степень означает стойкие выраженные нарушения.
Третья группа инвалидности устанавливается при таких нарушениях здоровья человека, при которых наблюдается ΙΙ степень выраженности стойких нарушений функций организма (диапазон 40-60 %). В рамках данной степени нарушения функций организма характеризуются как стойкие умеренные нарушения функций организма человека. Что касается ребенка-инвалида, то такая категория присваивается при наличии у ребенка ΙΙ,ΙΙΙ или ΙV степени выраженности стойких нарушений функций организма в диапазоне от 40 до 100 процентов.
Из проведенного анализа следует, что правовое регулирование правового института инвалидности, равно, как их реабилитации и абилитации во многом осуществляется Федеральным законом № 181-ФЗ и рядом подзаконных актов. Однако в данном случае нельзя умалять значимость различных региональных актов и иных программ, которые регламентируют вопросы подобного рода и будут рассмотрены в настоящем исследовании позднее.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (далее-МСЭ). Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ, и регламентируется Постановлением Правительства РФ № 95. Так, в настоящее время определены три основных условия для признания лица инвалидом. Во-первых, нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеванием, последствием травмы или дефектом. Во-вторых, это ограничение жизнедеятельности, суть которой была рассмотрена в настоящем исследовании выше. И, наконец, в-третьих, это необходимость социальной защиты лица, в том числе, реабилитации. Таким образом, для признания лица инвалидом необходимостью является наличие совокупности данных условий, а наличие только одного или двух условий, как отмечается в п.6 Постановления Правительства РФ № 95, недостаточно для признания лица инвалидом.
В качестве первоначального этапа признания лица инвалидом является направление его на экспертизу в учреждение МСЭ медицинской организацией, организацией, которая осуществляет пенсионное обеспечение или органом социальной защиты с письменного согласия гражданина. В качестве повода для направления гражданина в учреждение МСЭ является проведение лечебных или диагностических мероприятий и при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма. В данном случае выдается направление как документ, отражающий данные о состоянии здоровья лица (форма данного документа утверждена Приказом Минтруда № 578н). Представляется вполне естественным, что организации, которые направили лицо в учреждение МСЭ, несут ответственность за достоверность данных, указанных в направлении.
После обращения гражданина в учреждение МСЭ специалисты проводят осмотр гражданина и по его результатам формируют программу обследования. Кроме того, разрабатывается программа реабилитации и абилитации и только после выполнения данных программ ставится вопрос относительно наличия у лица ограничений жизнедеятельности.
Для решения вопроса о наличии у лица ограничений жизнедеятельности и необходимости признания его инвалидом в отношении лица проводится экспертиза в бюро МСЭ по месту жительства лица. Если гражданин не может посетить бюро МСЭ, экспертиза может проводиться на дому. Отметим, что при определенных изменениях, заболеваниях и дефектах допускается заочное освидетельствование, так как инвалидность в данных случаях презюмируется.
Суть МСЭ состоит в обследовании гражданина, изучении документов, которые были предоставлены, в анализе социальных и бытовых данных гражданина, трудовых и психологических данных. Указанная информация позволяет специалистам бюро МСЭ сделать вывод о наличии ограничений жизнедеятельности и необходимости признания его инвалидом или о наличии оснований для отказа в признании лица таковым. Решение по результатам экспертизы проводится простым большинством голосов и имеет форму акта.
В качестве правовых последствий признания лица инвалидом является составление выписки из акта экспертизы, которая направляется в пенсионный орган для назначения соответствующих пенсионных выплат и составление для лица индивидуальной программы реабилитации. Также лицу, признанному инвалидом выдается справка, подтверждающая установление инвалидности с указанием группы (по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 года № 1031н). Порядок обжалования решению бюро МСЭ содержится в разделе ΙV Постановления Правительства № 95. Также стоит отметить, что лицо обязано явиться на переосвидетельствование 1 раз в год, а инвалиды Ι группы проходят переосвидетельствование 1 раз в 2 года. Если лицо не было признано инвалидом по желанию ему также выдается справка о результатах проведенной экспертизы.
Таким образом, лицо признается инвалидом в результате проведения экспертизы бюро МСЭ. Данная экспертиза носит комплексный характер и направлена на оценку состояния здоровья лица и оснований для признания его инвалидом. Решение экспертизы может быть обжаловано, в том числе, в суде. В большинстве случаев лицо обязано являться на переосвидетельствование 1 раз в год, что необходимо для получения актуальных данных о его здоровье, в том числе, оценки эффективности реабилитационных программ. По результатам переосвидетельствования лицу может быть изменена группа инвалидности или лицо может быть признано здоровым (утратившим статус инвалида). Данные об инвалидах заносятся в федеральный реестр инвалидов.
1.2 Структура и функции КЦСОН г. Асбеста
Комплексный центр социального обслуживания населения г. Асбеста расположено по адресу: Асбест, ул. Московская, д. 23. Это учреждение предоставляет достаточно широкий спектр социальных услуг, а нормативной основой его деятельности выступает Конституция РФ и федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее-ФЗ № 442-ФЗ).
Структура социального учреждения представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. - Структура КЦСОН г. Асбеста
Данное учреждение выполняет широкую совокупность функций в сфере оказания населению социальных услуг. Стоит отметить, что в соответствии с п.2 ст. 3 ФЗ № 442-ФЗ, под социальной услугой стоит понимать действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, разовой или периодической помощи, в том числе, срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности, расширения его возможностей для самостоятельного обеспечения своих основных жизненных потребностей. Из данного определения следует, что все социальные услуги на территории нашей страны оказываются в рамках социального обслуживания. В настоящее время, под социальным обслуживанием понимают деятельность социальных служб, направленную по предоставлению гражданам социальных услуг. К службе данного рода также относится КЦСОН г. Асбеста.
Основными функциями данного учреждения являются. Во-первых, это предоставление социальных услуг в стационарной и полустационарной форме. Во-вторых, функция предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. В-третьих, это предоставление срочных социальных и дополнительных социальных услуг, оказание материальной помощи. Кроме того, стоит выделить такую функцию, как выявление несовершеннолетних лиц и иных лиц, которые находятся в социально опасном положении и нуждаются в социальных услугах. Также рассматриваемое учреждение принимает участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе и в консультационной работе, содействует оздоровлению и отдыху лиц, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании.
Социальные услуги предоставляются тем категориям граждан, которые признаются нуждающимися в социальном обслуживании и, как следствие, в получении социальных услуг, которые предоставляются в рамках социального обслуживания. Как отмечается в ст. 14 ФЗ № 442-ФЗ, в качестве правового основания для рассмотрения вопроса о предоставлении лицу социального обслуживания выступает заявление, которое подается гражданином или его законным представителем, либо соответствующее обращение государственных органов и общественных объединений. В данном заявлении, форма которого может быть как письменная, так и электронная, заявитель просит признать его нуждающимся в получении социального обслуживания и в составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Пример такого заявления представлен в Приложении А.
Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ № 442-ФЗ, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшать условия его жизнедеятельности. Во-первых, это полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять свое самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать жизненные потребности в связи с заболеванием, травмой, возрастом или инвалидностью. Во-вторых, это наличие в семьи инвалида или инвалидов, в том числе, ребенка-инвалида или детей-инвалидов, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе. В-третьих, это наличие ребенка или детей, в том числе, находящихся под опекой или попечительством и испытывающих трудности в адаптации. Кроме того, это отсутствие возможности обеспечения ухода, в том числе, временного, за инвалидом, ребенком, детьми и отсутствие попечения над ними.
В-пятых, субъект может признаваться в качестве лица, нуждающегося в социальном обслуживании при наличии внутрисемейного конфликта, наличии насилия в семье, что особенно распространено в ситуациях, где наблюдается алкогольная, наркотическая и иная зависимость. В-шестых, это отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, которое не достигло возраста 23 лет, завершило пребывание в организации для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. В-седьмых, это отсутствие работы и денежных средств, а также наличие других обстоятельств, которые признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности лиц. В результате анализа ситуаций, при которых гражданин признается сегодня нуждающимся в социальном обслуживании можно заключить, что на практике такое признание осуществляется только в отношении таких лиц, оказавшихся в действительно сложной жизненной ситуации. В частности, это инвалидность, отсутствие способности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, отсутствие денежных средств, жилья или работы.
Поступившее заявление гражданина о признании его нуждающимся в социальном обслуживании проходит регистрацию в соответствующем журнале регистрации заявлений поставщика социальных услуг. Социальные услуги в рамках социального обслуживания населения предоставляются бесплатно в объемах, которое определены индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ст. 16 ФЗ № 442-ФЗ). По истечении указанного периода социальные услуги могут предоставляться за плату. Исключением из правила о возмездном характере социальных услуг являются несовершеннолетние граждане, а также лица, которые пострадали в чрезвычайных ситуациях, межэтнических конфликтах и граждане, которые указаны в региональном законодательстве.
В случаях, когда социальное обслуживание предоставляется за плату, размер ежемесячной платы рассчитывается на базе тарифов на социальные услуги, однако не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Также стоит акцентировать внимание на том, что поставщики социальных услуг на современном этапе развития имеют право предлагать гражданам, находящимся на социальном обслуживании социальные услуги, превышающие объем услуг, указанных в индивидуальной программе. Представляется вполне естественным, что данные услуги будут предоставляться на условиях полной оплаты.
Как следует из ч.1 ст. 17 ФЗ № 442-ФЗ, социальные услуги населению предоставляются на основании договора о предоставлении социальных услуг, который заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем. Такой договор заключается в течение суток с даты предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, которые определены в индивидуальной программе, а также условия о стоимости социальных услуг в случае их предоставления на условиях полной или частичной оплаты. Именно после заключения договора о предоставлении социальных услуг инициируется деятельность, направленная га социальное обслуживание и предоставление социальных услуг. В рамках социального обслуживания гражданину, который был признан нуждающимся в социальном обслуживании предоставляются необходимые ему социальные услуги.
Таким образом, КЦСОН г. Асбеста предоставляет гражданам социальные услуги, что можно рассматривать в качестве основного направления и основной функции данного учреждения.
2. Социальное обслуживание инвалидов
2.1 Организация ситуационной помощи инвалидам
Представляется вполне естественным, что на фоне ограничения своей жизнедеятельности, инвалиды являются одними из основных получателей социальных услуг, в том числе, в КЦСОН г. Асбеста. Рассмотрим социальные услуги, которые предоставляются данной категории граждан.
Так, первым видом социальных услуг, которые предоставляются в рамках социального обслуживания инвалидов названы социально-бытовые услуги, которые направлены на поддержание жизнедеятельности социальных услуг в быту. На практике социально-бытовые услуги направлена на оказание материальной помощи гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, а цель услуги состоит в поддержании и планомерном повышении качества жизни населения. В рамках указанной деятельности инвалидам оказывается содействие в получении медицинских услуг на дому, помощь в организации обучения и хозяйственной деятельности (ч.1 ст. 442-ФЗ).
Второй вид социальных услуг, которые оказываются в рамках социального обслуживания, это социально-медицинские услуги (ч.2 ст. 20 ФЗ № 442-ФЗ). Данный вид социальных услуг направлен на то, чтобы поддержать и сохранить здоровье инвалидов, в том числе, посредством организации ухода и оказания содействия в проведении мероприятий оздоровительного характера. Также социально-медицинские услуги могут включать в себя систематическое наблюдение за инвалидами и выявление отклонений в состоянии их здоровья. Также стоит рассмотреть такие услуги, как услуги социально-психологической и социально-педагогической направленности. Так, социально-психологические услуги (ч.3 ст. 20 ФЗ № 442-ФЗ) традиционно направлены на организацию деятельности по коррекции психологического состояния инвалидов. Для достижения поставленной цели психологические работники осуществляют социально-психологическое консультирование, проводят диагностические мероприятия и их последующий анализ, а также оказывают экстренную социально-психологическую помощь и патронаж. Особое внимание уделяется работе с несовершеннолетними инвалидами.
Рассматривая такой вид социальных услуг, как социально-педагогические услуги (ч.4 ст. 20 ФЗ № 442-ФЗ), стоит отметить, что в рамках указанной деятельности социальные педагоги осуществляют деятельность, направленную на предупреждение девиаций в поведении несовершеннолетних инвалидов, проводят коррекцию и диагностику. Кроме того, сотрудники социальных служб осуществляют социально-педагогических патронаж, например, в отношении неблагополучных семей, проводят обучение детей-инвалидов и консультируют такие семьи в плане пользования и получения протезно-ортопедических средств, организовывают обучение детей-инвалидов, которое традиционно проводится на дому, осуществляют организацию их досуга.
Социально-трудовые услуги (ч.5 ст. 20 ФЗ № 442-ФЗ) направлены на оказание помощи в трудоустройстве в решении иных проблем, которые непосредственно связаны с трудовой адаптацией и реабилитацией инвалидов. С данным видом социальных услуг тесно взаимосвязаны социально-правовые услуги (ч.6 ст. 20 ФЗ № 442-ФЗ). Так, данные услуги традиционно направлены на оказание юридической помощи и защиту законных прав, свобод и интересов рассматриваемых лиц. В рамках данной деятельности граждан консультируют по вопросам, которые непосредственно затрагивают их право на социальное обслуживание и иные права, оказывают содействие в подготовке документации для получения тех или иных выплат, а также консультируют по вопросам пенсионного и медицинского обеспечения инвалидов.
Сравнительно новым видом социальных услуг являются услуги, которые предоставляются граждан в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности (ч.7 ст. 20 ФЗ № 442-ФЗ). Представляется, что данные услуги приобретают особую актуальность для семей, воспитывающих детей инвалидов или семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами, а также для одиноко проживающих инвалидов.
Отдельный вид социальных услуг представлен так называемыми «срочными социальными услугами». Как следует из названия данных услуг, они предоставляются лицам, которые оказались в трудной жизненной ситуации и нуждается в помощи, необходимой для нормальной жизнедеятельности. Как детализируется в ст. 21 ФЗ № 442-ФЗ, срочные социальные услуги включают в себя предоставление следующих услуг. Во-первых, это обеспечение горячим питанием или наборами продуктов. Во-вторых, это обеспечение одеждой или обувью, другими предметами первой необходимости. В-третьих, содействие в получении временного жилого помещения и юридической помощи, которая необходима для защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг. В-четвертых, это содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением психологов и священнослужителей. Как следует из ч.1 ст. 21 ФЗ № 442-ФЗ, данный перечень не является исчерпывающим, так как в случае необходимости гражданам могут быть предоставлены иные социальные услуги срочного характера, обозначенные, но не детализированные в п.6 ч.1 ст. 21 ФЗ № 442-ФЗ. Отсюда следует, что определение вида срочной социальной услуги на практике зависит от конкретной жизненной ситуации, в которой на момент обращения в учреждение социального обслуживания лицо оказалось. Отметим, что в качестве получателей социальных услуг, которые были указаны выше, выступают граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которому предоставляются одна или несколько социальных услуг.
В результате анализа существующих разновидностей социальных услуг можно констатировать, что каждая из них определенно несет свою нагрузку и выполняет строго определенные задачи, что актуально даже несмотря на то, что в методах правового регулирования таких услуг наблюдаются определенные различия. Полагаем, что нормы, которые регулируют правоотношения в сфере оказания социальных услуг, сами правоотношения и все социальные услуги будут образовывать систему взаимодействующих, взаимосвязанных элементов, а именно, систему социальных услуг. Также стоит акцентировать внимание на том, что признаки и принципы взаимодействия структурных элементов данной системы основываются на сочетании публичных и частных начал российской правовой системы. В этом случае особое значение приобретает социальное предпринимательство, так как к поставщикам социальных услуг относят не только государственные учреждения.
От социальных услуг стоит отграничивать социальное сопровождение, так как под социальным сопровождением стоит понимать содействие в медицинской, психологической, педагогической и иной помощи, которое не относится к социальным услугам (ст. 22 ФЗ № 442-ФЗ). Обусловлено это тем, что социальное сопровождение осуществляется посредством привлечения сторонних организаций, которые предоставляют данную помощь отдельно, но на базе межведомственного взаимодействия. Стоит отметить, что социальные услуги, рассмотренные выше, предоставляются как в полустационарной форме, а также в форме стационара и на дому.
В завершении стоит отметить, что социальное обслуживание инвалидов на территории нашей страны основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, а также носит гуманный характер и исключает унижение чести и достоинства человека.
Таким образом, в законодательстве определен спектр социальных услуг, среди которых выделяют социально-медицинские, социально-бытовые, а также социально-психологические и иные социальные услуги. Перечень таких услуг нельзя назвать исчерпывающим, а их предоставление осуществляется только тем лицам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании.
2.2 Анализ ситуационной помощи инвалидам
В результате анализа социального обслуживания инвалидов выявлены определенные проблемы, требующие незамедлительного разрешения.
Так, в рамках анализа социально-медицинских услуг выявлено, что все мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, осуществляются на базе индивидуальной программы реабилитации и абилитации (далее-ИПРА). В рамках исполнения данной программы инвалиды нередко обращаются в центр социального обслуживания (КЦСОН г. Асбеста). Однако было установлено, что в настоящее время отсутствуют понятные, а также полезные перечни реабилитационных мероприятий по каждому из разделов ИПРА. Так, четких перечней мероприятий нет в пунктах социально-средовой реабилитации и абилитации, в социально-психологической реабилитации. До сих пор не созданы перечни организаций, где реабилитация и абилитация этого вида могла бы проводиться на практике. В целях решения данной проблемы, необходимо ужесточить требования к составлению органами-исполнителями ИПРА этих перечней. Так, перечни должны быть максимально полными и емкими, а также содержать указание на организации, которые будут выступать в качестве исполнителей таких мероприятий. В частности, если исполнителем должен быть КЦСОН г. Асбеста, необходимо прямо предусматривать данный момент в ИПРА.
Существует проблема преемственности деятельности реабилитационных организаций, в том числе, после проведения медицинского вмешательства. Нет эффективной системы взаимодействия между медицинскими, социальными и другими организациями, часто инвалид не знает, куда обратиться за помощью или консультацией. Как следствие, нередко инвалид обращается за помощью в КЦСОН даже в тех случаях, когда оказание помощи относится к компетенции учреждений здравоохранения.
Также выявлено, что в настоящее время существенно сокращен раздел, который посвящен физкультуре и спорту, в то время как это является самостоятельным направлением реабилитации и абилитации инвалида, предусмотренным п.4 ч.2 ст. 9 ФЗ № 181-ФЗ. Если ранее в программе указывалась нуждаемость лица в мероприятиях подобного рода, то на сегодняшний день указывается нуждаемость лишь в информировании лица и его консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Данный порядок порождает ситуацию, при которой исполнитель может лишь сообщить инвалиду о том, что адаптивная физкультура и спорт в том или ином субъекте отсутствует и поставить отметку о выполнении данного пункта ИПРА. Это не является допустимым и требует существенных изменений регулирования. Как следствие, особое внимание предлагается уделить устранению формальности при составлении и исполнении ИПРА, установить необходимость указания на конкретные мероприятия в том числе, по направлению физической культуры и спорта, так как в настоящее время мероприятия по данному направлению не проводятся, однако в документе ставится отметка о выполнении этого пункта.
При изучении социально-бытовой, психологической, а также адаптивной реабилитации инвалидов было установлено, что на практике такие мероприятия проводятся преимущественно в центрах социального обслуживания, нередко в учреждениях социального обслуживания стационарного типа. Однако в данной сфере можно наблюдать множество проблемных аспектов, которые связаны с реализацией права инвалидов на такую реабилитацию. Основная проблема на сегодняшний день состоит в острой нехватке мест в учреждениях социального обслуживания стационарного типа, в том числе, в КЦСОН г. Асбеста. Решение этой проблемы видится в расширении сети таких учреждений и во внедрении в данное учреждение дополнительных койко-мест.
Кроме того, в результате анализа системы и организации социального обслуживания инвалидов в форме стационара можно прийти к выводу, что на территории нашей страны до сих пор отсутствует четкое и однозначное понимание эффективности деятельности поставщиков социальных услуг. Данный вопрос находится вне рамок правового регулирования, что является ошибочным и недопустимым в связи с чем, объективной необходимостью является разработка системы показателей и критериев, которые позволят изменить и оценить качество их деятельности.
На практике инвалидам нередко неправомерно отказывают в предоставлении технических средств реабилитации и компенсации денежных средств, если данные средства были приобретены на самостоятельной основе. Как следствие, именно центр социального обслуживания занимается сбором документации и консультированием по поводу получения ТСР. Как следствие,
стоит существенно ужесточить ответственность за неправомерный отказ от предоставления технических средств реабилитации, компенсации денежных средств, если данные средства были приобретены на самостоятельной основе.
Что касается социально-трудовой реабилитации инвалидов, то отметим, что определенные трудности и спорные ситуации при реализации указанного направления реабилитации и абилитации также не являются редкостью. Как правило, это незаконный отказ в приеме на работу, несоблюдение квотирования рабочих мест для лиц, признанных инвалидами, трудности в получении ими образования, а также непредставление им определенных льгот работодателями. Полагаем, что для минимизации спорных ситуаций необходимо планомерно ужесточать ответственность за нарушение данных законодательных норм и одновременно стимулировать работодателей на прием лиц с ограниченными возможностями здоровья. Полагаем, что в качестве одного из наиболее эффективных стимулов может стать снижение налоговых ставок, так как возможность уменьшения налогооблагаемой базы будет стимулировать работодателей осуществлять фактическое трудоустройство инвалидов. Это особенно значимо в связи с тем, что сегодня работодатели за счет квоты для приема на работу инвалидов часто выделяют вакансии по профессиям, по которым на работу принимаются лица без инвалидности. Как следствие, за счет квот инвалиды трудоустраиваются на рабочие места, не требующие высокой квалификации в связи с чем, на места с низкой оплатой труда, что порождает падение уровня дохода указанной группы лиц.
В завершении стоит отметить, что сегодня необходимо оптимизировать действующую систему управления социальными службами. Так, не все социальные учреждения адаптировались к работе в условиях рыночной экономики, что на сегодняшний день является объективной необходимостью. Для оптимального существования в рыночных условиях, все учреждения этого типа, в том числе, КЦСОН г. Асбеста, должны осуществить пересмотр деятельности по оказанию социальных услуг с позиций эффективности, качества, гибкости и вариативности. Представляется вполне естественным, что в рамках деятельности, направленной на оказание социальных услуг, стоит руководствоваться принципом индивидуального подхода к каждому лицу с ограниченными возможностями здоровья, так как инвалиды являются лицами, относящимися к группе социально незащищенных слоев населения. Полагаем, что данный принцип не стоит отождествлять с принципом адресности, закрепленном в п.2 ч.2 ст. 4 ФЗ № 442-ФЗ, несмотря на то, что данные принципы имеют схожее содержание. Принцип индивидуального подхода к каждому получателю социальных услуг подразумевает учет достаточно широкой совокупности психологических, социальных, личностных и иных факторов, проявляющихся в той или иной ситуации, что необходимо для максимально эффективного социального обслуживания населения, в том числе, инвалидов. В связи с этим, стоит дополнить ч.2 ст. 4 ФЗ № 442-ФЗ частью 7, в которой закрепить принцип индивидуального подхода к каждому получателю социальных услуг. Изложить данный пункт (п.7) необходимо в следующей редакции:
индивидуальный подход к получателю социальных услуг.
Таким образом, социальное обслуживание инвалидов на современном этапе развития обладает высокой значимостью, так как позволяет им получить необходимую бытовую и медицинскую помощь, способствует их абилитации и реабилитации. Одновременно с этим, данная сфера не лишена недостатков, что обуславливает необходимость совершенствования законодательства.
Заключение
В результате проведенного исследования социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья удалось прийти к следующему:
1. В качестве инвалидов выступают лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма выделяют инвалидов Ι,ΙΙ и ΙΙΙ группы, а также категорию «ребенок-инвалид». В настоящее время на территории нашей страны действует специальный порядок признания граждан инвалидами, обязательным элементом которого выступает их медицинское освидетельствование.
2. Социальное обслуживание инвалидов представляет собой оказание им различных социальных услуг, представленным в виде социально-медицинских, социально-бытовых и иных услуг. Данные социальные услуги направлены на поддержание нормального образа жизни инвалидов, содействуют абилитации и реабилитации данных лиц.
3. При изучении проблемных аспектов и разработке путей их решения в данной сфере предложено ужесточить требования к составлению органами-исполнителями ИПРА перечней реабилитационных мероприятий, устранить формальность при составлении и исполнении программ реабилитации, установить необходимость указания на конкретные мероприятия. Также было предложено расширять места в стационаре КЦСОН г. Асбеста. Кроме того, стоит ужесточить ответственность за неправомерное непредставление ТСР, а также за неправомерный отказ инвалидам в приеме на работу.
4. Также был сформулирован вывод о том, что сегодня необходимо оптимизировать действующую систему управления социальными службами. Для достижения данной цели было предложено дополнить ч.2 ст. 4 ФЗ № 442-ФЗ частью 7, в которой закрепить принцип индивидуального подхода к каждому получателю социальных услуг. Изложить данный пункт (п.7) необходимо в следующей редакции: индивидуальный подход к получателю социальных услуг.
Таким образом, социальное обслуживание инвалидов на современном этапе развития обладает высокой значимостью, так как позволяет им получить необходимую бытовую и медицинскую помощь, способствует их абилитации и реабилитации. Однако в данной сфере были выявлены определенные проблемы и предложены возможные пути их решения.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 48. - Ст. 4563;
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред.01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52. – Ст.7007
3. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. 26.11.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - N 9. - Ст. 1018;
4. Приказ Минтруда России от 27.08.2019 N 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации;
5. Приказ Минтруда России N 578н, Минздрава России N 606н от 06.09.2018 (ред. от 28.08.2019) «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией» // Официальный интернет-портал правовой информации;
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н (ред. от 17.11.2020) «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления». Справочно-информационная система Консультант плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109767/ (дата обращения: 13.09.2021);
Литература
7. Владимирова О.Н. Организация системы комплексной реабилитации в Российской Федерации на основе изучения потребностей инвалидов // Медицина в Кузбассе. – 2018. - № 44. – С.45-58;
8. Григорьев Д.В. Трудовая реабилитация инвалидов их интеграция в общество // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. - № 1. – С.60-65;
9. Гусев А.Ю. Судебная защита прав российских граждан на социальное обеспечение: монография. – М.: Проспект, 2020-112 с.;
10. Васильцова Л.И. Рынок социальных услуг: векторы развития и социально-экономические последствия // Дискуссия. - 2017. - № 5(79). - С.68-74;
11. Жукова Е.В. Современные технологии социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов с нарушением функций верхних конечностей вследствие цереброваскулярной терапии // Вестник науки и образования. – 2020. - № 3. – С.201-214;
12. Захарова Н.А. Инвалидность: порядок признания, социальная защита и поддержка: книга. – М.: Феникс, 2015-190 с.;
13. Игонина Н.А. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика // Философия права. – 2018. - № 2(85). – С.54-62;
14. Пузин С.Н. Реабилитация как основа преодоления ограничений жизнедеятельности граждан с нарушением здоровья и их социализации // Физическая и реабилитационная медицина. – 2019. - № 9. – С.49-54;
15. Радченко Т.Е. Социальная политика государства как фактор социальной активности инвалидов // Вестник Пермского национального политехнического университета. – 2019. - № 1. – С.44-49;
16. Рогачева Т.В. Теоретические основы социально-средовой реабилитации инвалидов // Медицинская психология в России. – 2018. - № 5. – С.23-39;
17. Романова М.А. Проблемы социального положения инвалидов в современном обществе // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. - № 1(41). – С.191-196;
18. Сазанов Н.И. Реабилитация и абилитация инвалидов в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в муниципальном образовании // Педагогическое образование в России. – 2018. - № 9. – С.101-109;
19. Сивакова И.В. Инвалидность. Полный универсальный справочник: справочное пособие. – М.: Проспект, 2021-96 с.;
20. Сокуров А.В. О формировании системы аккредитации организаций, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов // Вестник медицинского института. – 2018. - № 8. – С.302-311;
21. Усова Л.В. К вопросу об интерпретации понятий «инвалид» и «инвалидность» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. - № 3. – С.98-104;
22. Черникова Т.А. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов как важнейший инструмент их реабилитации // Colloquium-journal. – 2020. - № 6. – С.5-9;
23. Шипова В.М. Комментарий к нормам труда в здравоохранении: книга // под ред. С.Ю. Кочетков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017-144 с.;
Приложение А
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!