это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3397891
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
1. Методологические направления на этапе формирования
социологии как науки …………………………………………………………….3
2. Представители классической социологии………………………..4
3. Основные школы и направления современной зарубежной
социологии………………………………………………………………………5-8
4. Социологическая мысль в России ……………………………...9-10
5. Список использованных источников ……………………………11
Методологические направления на этапе формирования социологии как науки
Этап формирования научных основ социологии начинается с середины
19 века. «Отцом-основателем» социологии считается Огюст Конт (1798-
1857). Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология».
Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил
социологию, как наиболее, по его мнению, важную.
Если О. Конт говорил о возможностях познания общества при помощи
«социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал
возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов
или открытия им подобных), то социально-биологическая школа и ее
основатель Г. Спенсер сравнивал общество с развитием живого организма,
ратуя за использование биологических законов при их познании.
В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально -
психологическая школа: Г. Тард, Г. Лебон, Ф. Теннис, Н.К. Михайловский,
Н.И. Кареев, Е.В. Де Роберти основное внимание сосредоточили на
проблемах личности, которую они рассматривали как единство
биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь
представляли как особое проявление мировой энергии.
Во второй половине 19 века большой популярностью пользовалось
географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее
полное воплощение в трудах Э. Реклю, Ф. Ратцеля, Л.И. Мечникова,
отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды
на развитие общества и личности.
В этот же период окрепла и приобрела значительное влияние
марксистская концепция в социологии, видными представителями которой
были К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и до определенного
времени П.Б. Струве, А. А. Богданов и М.И. Туган-Барановский. В основе
этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений
на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной
борьбы в решении всех социальных конфликтов.
Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление,
представленное Н.М. Коркуновым, Л.И. Петражицким, Н.И.
Новгородцевым, Б.А. Кистяковским и Б.Н. Чичериным, которые придавали
большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в
обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая
особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.
Представители классической социологии
Второй этап развития социологии как науки, который часто называют
классическим, представлен трудами французского ученого Э. Дюркгейма,
немецких исследователей М. Вебера, Г. Зиммеля. Они претендовали на иное
видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение
важнейших компонентов общественной жизни.
Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция
социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей
спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям
реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно,
присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать
социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований
Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из
социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего
во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.
Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из
социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский
социолог относит демографические, технологические и экологические
факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного
сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них
раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные
представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют
саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание
жизненным узлом всего общества.
М. Вебер был первым крупным социологом-антипозитивистом. Он
полагал, что общество следует изучать не «извне», на чём настаивали
позитивисты, а «изнутри», то есть исходя из внутреннего мира человека.
Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета
социологического знания такие понятия, как «общество», «народ»,
«человечество», «коллективное» и т.д. Они считали, что предметом
исследования социологи может быть только индивид, поскольку именно он
обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным
поведением.
Именно они положили начало поиску новых подходов, в том числе и
эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки,
которые также развивались В. Парето, Г. Моска, У. Дильтеем, П.А.
Сорокиным, З. Знанецким и другими крупнейшими представителями
социологической мысли первой половины 20 века.
Основные школы и направления современной зарубежной
социологии
Поиски новых подходов социологической науки продолжались в
течение всего 20 века и привели к третьему, современному этапу развития
науки, который представлен следующими основными школами в
социологии.
Структурный функционализм - один из основных методологических
подходов. Его сущность состоит в выделении исследуемого социального
объекта как целого, его элементов, определении их места и значения,
функций, а также функциональных зависимостей между составными
элементами и между элементами и социальным целым. Наиболее полно
основы этой концепции изложены американским социологом Т. Парсонсом,
опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма.
Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет
стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой
различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления
долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько
видоизмененным названием – структурализм. Во Франции его развивали
М. Фуко, К. Леви - Стросс и другие. Основной подход этой теории состоит в
определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем,
структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая
к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию
интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на
основе анализа общественного и государственного устройства США, которое
Т. Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как
большое достижение.
Совершенствовать структурный функционализм был призван
неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался
объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую
дифференциацию функций, выполняемых индивидом. Р. Мертон, пытаясь
преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал
теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он
привнес в функционализм идею изменения, но ограничил ее уровнем
конкретной социальной системы.
Теории социального конфликта - направление в социологии,
признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор
общественного развития. Американский ученый Ч. Р. Миллс, крайне
критически относившийся к традиционной социальной науке, утверждал, что
в основе развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция.
Общество всегда находятся в состоянии нестабильности, потому что в нем
идет постоянная борьба между различными социальными группами,
олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.
Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что высшим
проявлением этого конфликта является борьба за власть, другой теоретик-
конфликтолог, немецкий социолог Р. Дарендорф считает, что все сложные
организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в
основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины.
Источником конфликтов является так называемый политический человек.
Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт
противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и
части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их
«канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теорий,
американский социолог Л. Козер, определил социальный конфликт как
идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных
групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса,
перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство
представителей этого направления
подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение
общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и
совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность
конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
Бихевиоризм - направление в позитивистской социологии, в основе
которого лежит понимание поведения человека как совокупности
длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). Творческий
импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается
сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения
межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных
отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой
особенностью этого направления была опора на изучение конкретного
состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных
организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы
насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности.
Представителями данного направления были Дж. Тибо и Г. Келли.
Теория социального обмена - направление в современной
социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в
широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных
отношений, на которой вырастают различные структурные образования
(власть, статус и др.). Наиболее яркие представители, американские
социологи Дж. Хоманс и П. Блау отстаивали огромную значимость
психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение
людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории,
по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить
вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за
свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они
получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и
удовлетворяющим всех его участников.
Символический интеракционизм - направление в социологии,
сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий
преимущественно в их символическом содержании. В поиске выхода из
противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали
объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность
или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский
социолог Дж. Г. Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание
на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники
этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них
характерно представление о деятельности как совокупности социальных
ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что
послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая
теория».
Феноменологическая социология - направление в социологии,
представляющее собой разновидность понимающей социологии. Сторонники
этой теории рассматривают общество как явление, созданное и постоянно
воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Свое начало она
берет от философской концепции немецкого ученого Э. Гуссерля. На основе
данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в
трудах австрийского философа и социолога А. Щюца. В центре внимания
сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как
у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная
реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая
находится изначально вне субъекта и только потом посредством
социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У
феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством
образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события,
согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в
действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях.
Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие
«значение» оказывается в центре внимания этой школы.
В рамках феноменологической концепции сложились две крупные
школы – социологця знания и этносоциология (последний термин
сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука
–зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается, социологии
знания, то она представлена К. Мангеймом, который обращал основное
внимание на изучение тех структур, в которых, так или иначе, присутствуют
взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к
трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти
идеи были развиты американцем П. Бергером и немцем Т. Лукманом,
которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических
универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого
организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной
среды». Американский социолог Г. Гарфинкель, будучи одним из самых
ярких и последовательных представителей этнометодологии,
сформулировал ее программное положение: «Черты реальности поведения
должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная
задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая
противопоставляется научной рациональности. В последнюю четверть века
20 века получила распространение мир-системная социология,
основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.
Вваллерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения
глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой
реальностью.
Современная социология продолжает порождать новые теории и
концепции. По мнению французского социолога А. Турена, особенность
современной социологии состоит в изменении предмета исследования и
исследовательских ориентаций. Если в середине 20 века вся проблематика
сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она
сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора).
Все более популярным вариантом социологического мышления
становится теория рационального выбора, которую предложил
американский социолог В. Коулмен. Понятие системы им также отрицается.
Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации.
Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.
Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном
пространстве. Но особенно привлекательным для новейших концепций
социологии становятся идеи роли человека как активного социального
субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в
макро-, так ин мезо- и микросреде.
Социологическая мысль в России
Социология всегда состояла из множества школ и направлений,
значительное влияние на которые оказывали специфика стран и
национальные традиции. С одной стороны, особенности русской социологии
уходят корнями в русскую культуру, с другой, - социологическая мысль в
России развивалась как интегральная часть европейской культуры.
Выдающиеся деятели русской социологии: Максим Максимович
Ковалевский (1851-1916), Николай Константинович Михайловский (1842-
1904), Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) и другие.
Н. Я. Данилевский – создатель самой ранней в истории социологии
антиэволюционной модели в форме теории культурно-исторических типов.
В 60-е гг. получила известность русская этико-субъективная школа.
Ее ведущими теоретиками были П. А. Лавров и Н. К. Михайловский.
Субъективная социология в России – направление в российской социологии
конца XIX – начала ХХ вв., считавшее личность ведущим фактором
социального прогресса.
Другим важным направлением в развитии социологии в России было
психологическое. Психологическая социология – направление в русской
социологии конца XIX – начала ХХ вв., определявшее социологию как науку,
призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни,
опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов поведения.
Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала
публикация двухтомного труда Ковалевского “Социология”. В своем
подходе к социологии как к системе научного знания Ковалевский
придерживался точки зрения, согласно которой психология - не область
биологии, а составная часть социологии. По его мнению, конкретные науки
обеспечивают социологию необходимыми данными и опираются на те общие
законы, которые устанавливает социология.
Одним из крупнейших социологов ХХ столетия был Питирим
Александрович Сорокин. В 1922 г. он защитил докторскую диссертацию
“Система социологии”, затем был выслан из России, работал в Гарварде, где
создал и возглавил первый социологический факультет, опубликовал ряд
работ по динамике культуры, социологической теории, теории конвергенции.
В 1964 г. П. А. Сорокин был избран председателем Американской
социологической ассоциации, признан “живым классиком социологии”,
оставив потомкам огромное теоретическое наследие.
В середине 20-х гг. развитие социологии в России было насильственно
прервано, и эта наука была объявлена вне закона. В 60-е гг. начался процесс
ее возрождения. Первым шагом на этом пути была организация
эмпирических исследований, связанных с именем С. Г. Струмилина.
Станислав Густавович Струмилин – статистик и экономист, один из
основоположников изучения бюджета времени. Он пришел к выводу, что при
воспроизводстве населения “примат экономики над биологией неоспорим”.
Сегодня идет мучительный процесс утверждения социологии в России.
Шаг за шагом она отвоевывает утраченные позиции и внедряется в
общественное сознание и, будем надеяться, займет достойное место в
системе научного знания.
Список использованных источников
1. Лавриенко, В.Н. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриенко,
Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. проф. В.Н. Лавриенко.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
2. Фененко, Ю. В. Социология. Учебник / Ю.В. Фененко. — М.:
Проспект, 2006. — 232 с.
3. Шиняева, О. В. Социология. В двух частях. Часть 1: учебное пособие
для студентов всех специальностей и направлений / О. В. Шиняева, И. Г.
Гоношилина, И. А. Зосименко и др. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 184 с.
4. Социология и изучение общества [Электронный ресурс]. – URL:
https://libsib.ru/sotsiologiya/sotsiologiya-i-izuchenie-obschestva/sotsiologiya-v-
rossii (дата обращения: 24.09.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!