это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3454474
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется необходимостью
совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста.
В свою очередь данная необходимость обусловлена фактом формирования
устойчивого тренда к старению населения России. Старение населения при
увеличении продолжительности жизни граждан пожилого возраста
определяет необходимость поиска новых форм социального обслуживания
данной категории населения.
Идеология совершенствования сферы социального обслуживания
граждан пожилого возраста начинает доминировать в управленческих
практиках, тренды оптимизации организационной структуры и повышение
качества оказываемых учреждениями услуг продвигаются в
регламентирующих документах федерального и регионального уровней
государственного управления.
Целью данной работы является исследование правового регулирования
социального обеспечения граждан пожилого возраста.
Для достижений цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Дать общую характеристику нормативно-правового
регулирования социального обеспечения граждан пожилого возраста.
2. Рассмотреть правовые принципы и их реализация в сфере
социального обслуживания лиц пожилого возраста.
3. Охарактеризовать наиболее значимые проблемы в сфере
социального обеспечения граждан пожилого возраста и возможности их
решения.
4. Проанализировать направления нормативно-правового
совершенствования социального обеспечения граждан пожилого возраста.
Объектом исследования настоящей курсовой работы является правовой
анализ социального обеспечения граждан пожилого возраста.
Предметная направленность определяется изучением в рамках
заявленной темы нормативно-правовых источников регулирования
социального обеспечения граждан пожилого возраста.
Методологическую основу исследования составляет формально-
юридический, общенаучный метод и метод толкования правовых норм.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные работы
различных ученых в области права человека на социальное обеспечение и
статьи из периодической печати.
Эмпирическая основа исследования построена на нормативном
материале и судебной практике.
Гипотеза исследования курсовой работы заключается в следующем:
доказать предположения о том, что регулирование социального обеспечения
4
граждан пожилого возраста представляет собой социальную защиту данной
категории граждан.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, целями и
задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих в
себя пять параграфов, заключения и списка используемых источников.
5
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нормативно-правовое регулирование социального обеспечения
граждан пожилого возраста
В Российской Федерации, как в социальном государстве, право на
социальное обеспечение гарантируется Конституцией [ 1 ]. Социальное
обслуживание является самостоятельным институтом права социального
обеспечения. Становление социального обслуживания, в том числе пожилых
людей, приближённого к современным реалиям, приходится на девяностые
годы прошлого века. Первоначально определим, как в учёном сообществе и
нормативных документах рассматривается понятие социального
обслуживания.
Составными частями жизни современного общества являются
социальное обеспечение, социальная защита и социальные услуги
населению. Понятия «социальная защита» и «социальное обеспечение»
близки по смыслу, но не представляют собой абсолютного тождества.
Социальная защита включает в себя социальное обеспечение как составную
часть, а кроме того, включает в себя и гарантии по охране труда, здоровья,
минимальной оплате труда и иные условия, обеспечивающие нормальный
уровень жизнедеятельности человека.
Для понимания сущности данных явлений необходимо дать
определение данных категорий. Тучкова Э. Г., в частности, определяет
социальное обеспечение как «систему экономических и правовых мер,
принимаемых государством с целью перераспределения валового
внутреннего продукта посредством предоставления гражданам в случаях
наступления социальных рисков материальных благ для выравнивания их
личных доходов и поддержания полноценного социального статуса, за счет
средств целевых финансовых источников объеме и на условиях, строго
нормируемых обществом и государством» [ 13 , C.15].
Еще одной категорией, нуждающейся в раскрытии, является
социальная защита населения. По мнению Галаганова В. П., «социальная
защита населения – это совокупность экономических, правовых и
организационных мер государства, адресованных нетрудоспособным и
трудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
которую они не могут самостоятельно преодолеть, и направленных на их
материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки
на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни человека,
в различных формах и видах в установленном законодательством порядке»
[ 11 , C.5].
Аналогичной позиции придерживается Хамидуллин Н. Р. Называя
благополучие и достойную жизнь главной задачей власти, автор считает, что
«социальная политика – это не только помощь нуждающимся, но и
инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное,
6
культурное, личностное развитие». Таким образом, социальная защита
является реализацией социальных гарантий государства, выполнением
государством своих обязательств перед гражданами [ 14 , C.214].
Однако деятельность государства в данной сфере затрагивает более
широкий круг вопросов.
Следовательно, социальную защиту населения следует рассматривать
как одно из направлений государственной политики, которая заключается в
установлении общественно необходимого материального и социального
положения всех граждан, общества в целом. Определение, данное
Галагановым В. П., отражает только содержание категории «социальная
защита населения», не раскрывая сущности категории «социальное
обеспечение» в целом.
Данные составляющие, проявляются, прежде всего, в форме
социального обслуживания и социальных услуг. Определение «социальное
обслуживание» наиболее полно раскрывается в Федеральном законе «Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от
28.12.2013 № 442-ФЗ [ 9 ]. Этим же законом определяется категория
«социальные услуги». На основании ст.3 Федерального закона, социальное
обслуживание это «деятельность по предоставлению социальных услуг
гражданам», а социальная услуга – «действие или действия в сфере
социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой
помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения
условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей
самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности».
Таким образом, Федеральный закон «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» определяет социальное
обслуживание как деятельность, то есть процесс предоставления социальных
услуг, носящую комплексный и системный характер. Социальная услуга в
этом случае является составной частью данной деятельности и может
оказываться разово.
Прежде чем говорить о правовом положении пожилых людей в мире
следует просмотреть нормативные акты, регламентирующие правовой статус
граждан пожилого возраста и основными источниками названных норм в
сфере международного права следует назвать: Декларацию ООН по
проблемам старения, утвержденная резолюцией 47/5 от 16 октября 1992 г.
[ 5 ]; Принципы ООН в отношении пожилых людей [ 6 ]; Международный
(Венский) план действий по проблемам старения [ 7 ]; а также Европейскую
социальную хартию [ 2 ] и конечно Всеобщую декларацию прав человека [ 3 ]
вместе с Международным пактом об экономических, социальных и
культурных правах[ 4 ].
В России также принято значительно число нормативно-правовых
актов в области социальной защиты граждан пожилого возраста.
Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания
имеет системный характер и представлено на всех уровнях: федеральном,
региональном, местном.
7
Главным правовым актом, являющимся основной для правового
регулирования во всех областях деятельности, является Конституция РФ. В
соответствие с Конституцией РФ, каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,
для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Гражданский кодекс Российской Федерации напрямую не регулирует
предоставление социальных услуг. При этом ГК РФ [ 8 ] раскрывает
содержание организационно-правовых форм субъектов гражданско-правовых
отношений.
Необходимо отметить, что при разграничении ответственности по
обязательствам ГК РФ предусматривает различные уровни ответственности
для государственных и муниципальных учреждений, казенных учреждений,
автономных учреждений и бюджетных учреждений. Порядок и условия
оказания социальных услуг прямо вытекают из организационно-правового
статуса учреждений, оказывающих данные услуги. Кроме того, ГК РФ
регламентирует предпринимательскую деятельность, в том числе, в сфере
социального предпринимательства.
Процесс оказания государственных и муниципальных услуг именно в
социальной сфере регулируется ранее упомянутым Федеральным законом
(№фз?) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации».
Помимо нормативных актов, имеющих статус и силу Федерального
закона, регулирование процесса оказания социальных услуг населению
осуществляется на основе иных правовых актов.
(постановление правительством? постановление президентом?)
Подводя итоги исследованию нормативно-правовых основ в системе
социального обслуживания населения нужно сделать ряд основных
заключений:
1. развитию системы социального обслуживания в нашей стране
уделяется достаточно большое внимание. Разработан понятийный аппарат,
создана нормативно-правовая база, разрабатываются и реализуются
концепции и программы федерального и регионального уровней;
2. законодательство относит регулирование процессов оказания
социальных услуг населению к федеральному и региональному уровням. При
этом допускается оказание социальных услуг, не включенных в федеральный
перечень и в объемах, свыше установленных региональным
законодательством. Однако в этом случае оказание услуг должно
производиться исключительно за счет муниципальных средств, либо на
возмездной основе.
1.2 Правовые принципы и их реализация в сфере социального
обслуживания лиц пожилого возраста
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста – обязательный
элемент социального государства. Социальное обслуживание выступает в
8
качестве гарантии реализации прав граждан, закрепленных в Конституции
РФ и нашедших отражение в федеральном и региональном законодательстве.
Органами государственной власти уделяется серьезное внимание
организации и правовому обеспечению социального обслуживания граждан,
которые нуждаются нуждающихся в социальной поддержке со стороны
государства[ 12 , C. 3]. (кем утверждена?)
С учетом высокой активности подавляющего большинства граждан
пожилого возраста разработана и реализуется Стратегия действий в
интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025
года. Целью Стратегии является повышение продолжительности, уровня и
качества жизни людей старшего поколения [ 10 ].
Приоритетные направления Стратегии сформированы с учетом
осуществляемой социально-экономической политики в отношении граждан
старшего поколения и направлены на достижение поставленных в Стратегии
задач.
Итогом реализации Стратегии станет сформированная система мер,
направленных на повышение благосостояния и социально-культурного
развития граждан старшего поколения, укрепление их здоровья, повышение
продолжительности жизни и активного долголетия. Вместе с достижение
цели Стратегии невозможно без активного участия граждан пожилого
возраста, и при активном участии самих граждан старшего поколения[ 10 ].
Среди мер поддержки граждан пожилого возраста одно из самых
значимых мест занимает система социального обслуживания граждан.
Социальное обслуживание населения в форме предоставления
социальных услуг может осуществляться различными учреждениями.
Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский
научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и
технологий» был разработан национальный стандарт социального
обслуживания населения, в котором была осуществлена классификация
учреждений социального обслуживания [ 12 , C. 43].
Одним из приоритетных направлений организации работы с пожилыми
гражданами является привлечение социально ориентированных
некоммерческих организаций к социальному обслуживанию населения. По
информации органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в реестр поставщиков социальных услуг включено более 1 тыс.
негосударственных поставщиков социальных услуг, из них более 900
социально ориентированных некоммерческих организаций.
Позволим себе обратить особое внимание на Принципы ООН в
отношении пожилых людей, которые были приняты Генеральной
Ассамблеей ООН еще в 1991 году и основной целью считали задачу по
обеспечению полнокровной жизни для лиц преклонного возраста,
усматривая в реальности значительные различия в положении пожилых
людей как между странами, так и в границах конкретных стран и даже между
отдельными лицами, настаивая на включении во внутригосударственное
законодательство специальных программ и требуя соблюдения
9
установленных стандартов в виде провозглашенных принципов по
отношению к пожилым людям. (когда было рапефицирована в рф?)
Одним из провозглашенных принципов был назван принцип
независимости, который, в свою очередь, предусматривал обеспечение
некоторых условий для названной социальной группы людей, а именно
свободное пользование продовольствием, водой, жильем, одеждой,
медицинским обслуживанием; обеспечением внимания и поддержки в семье,
обществе; получении материального обеспечения и возможности человеку
старшего возраста работая или занимаясь деятельностью, приносящей
заработок; иметь право и возможность принимать участие в образовательных
программах, в программах повышения квалификации и подготовки; просто
жить в безопасных с точки зрения экологии районах и др.
Следующим принципом следует назвать принцип участия, который
подразумевает активное вовлечение пожилых лиц в различные сферы жизни
общества; их повсеместное участие в принятии значимых общественно-
политических решений; обеспеченные материально пожилые люди вполне
могут выполнять общественные обязанности, например, по воспитанию
молодежи, по формированию у них профессиональных и иных навыков, а
также сами могут организовывать и принимать участие в различных
профессиональных, общественных, культурных и иных созданных
организациях, ассоциациях или движениях.
Для определенной части пожилого населения крайне важным следует
считать принцип – ухода, для соблюдения которого следует предварительно
создать условия и механизм реализации. Прежде всего, следует обеспечить
уход за пожилым человеком в самой семье, где он проживает; не снимая
обязанности по обеспечению и контролю над механизмом со стороны
государственных организаций и самого общества; чтобы поддерживать среди
пожилого населения определенный уровень развития личности в физической,
психологической, нравственной и эмоциональной сферах, возможность
пользоваться социальными и правовыми услугами, реализовывать свои права
и основные свободы, требовать от окружающих по отношению к себе и
другим уважения человеческого достоинства, защищать личное жизненное
пространство, возможность принимать собственные решения в отношении
себя и своих близких, иметь право и возможность обеспечить себе кров,
питание, лечение, уход и т.д.
Совершенно самостоятельно принято рассматривать принцип
реализации внутреннего потенциала, что связано с правом на образование, на
культурные и духовные ценности и доступ к ним, а также реализация прав в
спортивной и развлекательной сферах.
Повторяя принципы Всеобщей Декларации прав человека, позволим
себе напомнить, что «признание достоинства, присущего всем членам
человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой
свободы, справедливости и всеобщего мира; а пренебрежение и презрение к
правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть
человечества» [ 3 ], что подразумевает определенный образ жизни, достойный
10
человека; защиту от дискриминации, различного рода эксплуатации,
унижения и любых форм насилия. Более того, пожилые люди заслуживают
право на особое внимание и справедливое обращение независимо от
возраста, пола, вероисповедания, национальности или иного статуса.
В Российской Федерации выстроена и действует определенная система
механизмов в отношении названной категории граждан, а именно
устанавливаются и выплачиваются государственные пенсии и
предусмотренные законом пособия; определена и работает система охраны и
профилактики здоровья пожилых людей; реализовываются механизмы
социальной защиты граждан, работает система социальных служб; создана
система социальных гарантий и т.д.
На уровне Конституции РФ установлены нормы и гарантии для
создания определенных механизмов и условий, обеспечения достойной
жизни в старости пожилым людям, которые представлены нормами,
закрепляющими права всех граждан и пожилых в том числе; нормами,
которые обеспечивают реализацию только прав пожилых граждан, и
нормами, которые регулируют реализацию и защиту прав ветеранов,
инвалидов, долгожителей. При этом на государственные и
негосударственные структуры возлагаются обязанности и предоставляются
соответствующие права. Справедливости ради заметим, что наряду с
Конституцией в стране существует порядка 50 нормативных правовых актов,
регулирующих отношения в сфере получения, назначения, выплаты пенсий,
различных пособий, предоставления льгот и социальных услуг и достаточно
велико число категорий граждан, в отношении которых действуют названные
нормы.
Можно отметить, что «главным критерием истинного демократизма и
гуманизма любой конституции является степень защищенности прав и
свобод личности. Материальное и духовное развитие как общества в целом,
так и каждого отдельно взятого гражданина возможно лишь там, где человек
не только на словах, но и на деле становится высшей ценностью, а его права
и свободы – смыслом и назначением государства» [ 15 , С. 66].
Социальная политика в отношении престарелых и пожилых граждан
реализуется на уровне федеральном, региональном и местном посредством
деятельности определенных органов и структур, а именно: созданный Указом
Президента РФ. Координационный комитет; который осуществляет свою
деятельность совместно с департаментом по делам пожилых в Министерстве
труда и социальной защиты.
На основании изучения теоретико-методологических и правовых основ
социального обслуживания граждан пожилого возраста можно сделать
следующие выводы:
1. В России сформировался тренд к увеличению числа пожилых
граждан, испытывающих потребность в различных видов социального
обслуживания, однако эти граждане одновременно являются и ценным
ресурсом социально-экономического развития.
11
2. Сфера социальных услуг и социального обслуживания
населения еще продолжает свое формирование, в связи с этим постоянно
совершенствуется и нормативно-правовая база в данной сфере.
3. Граждане пожилого возраста в большинстве своем
достаточносоциально активны и готовы к продолжению трудовой или
общественной деятельности, либо к различным формам самореализации, с
учетом данного фактора разработана и реализуется Стратегия действий в
интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025
года.
4. Одним из направлений работы с гражданами пожилого возраста
является привлечение социально-ориентированных некоммерческих
организации к процессу оказания социальных услуг.
Исходя из этого задача системы социального обслуживания
заключается не только в оказании социально-медицинских услуг гражданам
пожилого возраста, но и в проведении социальных мероприятий,
направленных на социально-психологическую реабилитацию, абилитацию и
адаптацию граждан пожилого возраста, нуждающихся в такой помощи.
12
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
2.1 Наиболее значимые проблемы в сфере социального обеспечения
граждан пожилого возраста и возможности их решения
2.2 Направления нормативно-правового совершенствования
социального обеспечения граждан пожилого возраста
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была дана общая характеристика правового
регулирования социального обеспечения граждан пожилого возраста.
14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Российской газете от 4 июля
2020 г. № 144;
2. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г.
Страсбурге 03.05.1996) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС
КонсультантПлюс (Дата обращения 20.10.2021);
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС
КонсультантПлюс (Дата обращения 20.10.2021);
4. Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс] –
Режим доступа: СПС ГАРАНТ (Дата обращения 20.10.2021);
5. Резолюция 47/5 Генеральной Ассамблеи ООН "Декларация по
проблемам старения" (Принята в г. Нью-Йорке 16.10.1992 на 42-ом
пленарном заседании 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
[Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (Дата
обращения 20.10.2021);
6. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении
пожилых людей (Приняты 16.12.1991 Резолюцией 46/91 на 74-ом пленарном
заседании 46-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]
– Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (Дата обращения 20.10.2021);
7. Венский международный план действий по проблемам старения
(Принят в г. Вене 05.08.1982 - 06.08.1982 Всемирной ассамблеей по
проблемам старения) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС
КонсультантПлюс (Дата обращения 20.10.2021);
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание
законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301;
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" //
Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N
52 (часть I) ст. 7007;
10. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об
утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в
Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] – Режим
доступа: СПС КонсультантПлюс (Дата обращения 20.10.2021);
11. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального
обеспечения в Российской Федерации : учебник / Галаганов В.П. — Москва :
КноРус, 2016. — 152 с.;
12. Зуева Н. Л. Социальное обслуживание населения:
административно-правовое регулирование [Текст] : монография / Н. Л. Зуева.
// - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2013. - 212 с.;
15
13. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров
/ отв. ред. Э. Г. Тучкова. — 2-е изд., перераб. и доп. // — М.: Проспект, 2017.
— 480 с.;
14. Хамидуллин, Н. Р. Международные аспекты формирования
социальной защиты населения, опыт зарубежных стран / Хамидуллин Н. Р. //
Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. - № 3 (139). -
С. 214-219;
15. Экзеков М.Х. Взаимосвязь прав человека и коллективных прав
меньшинств в международном праве // Юридический вестник ДГУ. Т. 21.
2017. - № 1. - С. 65–71;
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!