Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Характеристика основных теорий происхождения государства.

Тип Курсовая
Предмет Теория государства и права

ID (номер) заказа
3457200

500 руб.

Просмотров
1220
Размер файла
809.96 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕАктуальность темы работы. Особенности политико-правового мышления людей XXI века на фоне возрастания значимости истории правовых учений предопределяет необходимость расширения форм и способов познания сущности политико-правовой действительности. До сих пор правовая наука не сформулировала универсальную концепцию происхождения государства и права, которая достоверно и обоснованно определяла бы факторы, превалирующие в образовании данных феноменов. Разработки различных отечественных и зарубежных школ, посвященные проблематике возникновения государства, были и остаются наиболее значимым вектором развития юриспруденции. Проблема, обусловленная отсутствием фактических знаний людей о далеких временах генезиса государственности, приводит к многообразию гипотез, а, следовательно, высокую дискуссионность тематики.Истоки формирования соционормативной регуляции уходят в далёкое прошлое, когда, обобщенно говоря, происходил процесс становления человеческой общности с характерными для нее качественно новыми формами регуляции коллективного и индивидуального поведения. Анализ концепций происхождения государства и права, распространенных в прошлом и в настоящее время, обнаруживают как общие закономерности в возникновении государства и права, так и их особенности у отдельных народов. При этом в различных теориях центр тяжести акцентуированного внимания смещен по-разному в зависимости от предметного интереса представителей, тех или иных воззрений. Дискуссионность и сложность определения истины в происхождении государства предопределяет актуальность и необходимость осуществления исследований в данной области.Степень разработанности заявленной темы обусловлена важностью исследования в рамках мировой науки концепций и теорий происхождения государства, традиционно относимой к актуальнейшей проблеме бытия. На рубеже ХХ – XXI вв. был представлен целый ряд трудов, касающихся проблематики происхождения государств, среди которых следует отметить исследования А.Б. Венгерова, Е.И. Дулимова, С.А. Комарова, В.М. Корельского, В.В. Лазарева, А.Н. Тимонина, B.C. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, В.А. Четвернина и др. Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения в процессе возникновения государства.Предметом работы является процесс возникновения и развития государства как определенной формы социальной организации и основные концепции происхождения государств.Целью работы является анализ основных теорий происхождения государства.Задачи работы:- рассмотрение перехода от первобытного общества к государству и определение значения неолитической революции в данном процессе;- анализ особенностей возникновения государства у различных народов, выявление особенностей восточного, западного и синтезного путей возникновения государства;- изучение сущности теологической, патриархальной теорий происхождения государства, определение особенностей теории насилия;- выявление специфики договорной, психологической и марксистской теорий происхождения государства;- анализ иных теорий происхождения государства.Методологическую основу работы составил диалектический метод познания, а также общенаучные методы (анализ, синтез и др.) и частно-научные методы, среди которых можно выделить: аналитический, логический, исторический, технико-юридический и др.Структурно работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ГОСУДАРСТВА1.1. Переход от первобытного общества к государству. Значение неолитической революцииВопросы о происхождении государства, права, социума и человека юридического (homo juridicus) взаимосвязаны и восходят к первобытной общине, где в основе находилась семья, преимущественно занимающаяся охотой и собирательством, а правила, регулирующие поведение человека во много были «предначертаны» природой.Развитие человеческого общества сопровождалось действием различных регуляторов, первые из которых имели «естественно-природную» основу. Формирование запретов в первобытном обществе - результат стихийного процесса, основанного на длительном коллективном опыте. Инстинкты выживания, продолжения рода и сохранения потомства заставляли человека изыскивать оптимальные формы борьбы за жизнь, что требовало определенных ограничений, которые постепенно становились устойчивыми правилами поведения, регулирующими отношения человека с природными явлениями, дикими животными и человеческим сообществом.В первобытных обществах регулирование поведения осуществлялось посредством ритуалов, обрядов, мифов, традиций, обычаев, религиозных норм и т.д.Для периода мезолита характерно существенное изменение жизнедеятельности человека в связи с завершением, так называемого, Ледникового периода. Человеку необходимо было подстраиваться под новые климатические условия, что привело к активизации его потенциальных возможностей, к развитию способов добывания пищи, к обустройству своей жизнедеятельности. Обозначенные и другие факторы, по справедливому утверждению Г.В. Мальцева, неизбежно стали причиной для «эволюционного взрыва», именуемого в исторической литературе как неолитическая революция. Человек стал переходить от присваивающего принципа ведения своего хозяйства – к производящему, что позволило людям получать прибавочный продукт. Кроме того, развитие производственных отношений усложняло взаимоотношения членов общины, стало более выраженным соперничество, переходящее в отдельных случаях во враждебность между членами общины. Социогенез переходил совершенно на иной уровень, но еще не урегулированный соответствующими нормами.Постепенно складывалась новая система взаимоотношений с другими людьми, что требовало выработки определенных, ранее не известных человеческому обществу, правил поведения, то есть возникла потребность в нормах, в правовых нормах. Мононормы, лежащие в основе контактирования людей между собой, уже были недостаточны для регулирования отношений, ими невозможно было урегулировать развивающиеся общественные отношения.Постепенно мононормы стали разделяться на нормы морали, принимаемые за основу в регулировании внутриродовых отношений, и не правовые обычаи, которые постепенно преобразовывались в систему обычного права. Н.Ю. Тетерятников обычное право характеризует в качестве «социально-регулятивного компромисса» между принятыми родовыми традициями, с одной стороны, и активизирующимися частно-собственническими приоритетами, с другой стороны. Активизация людей в области производительных сил в период неолитической революции и привело к образованию правовых норм. Именно люди, создавали и формировали правовые нормы, позволяющие им сорганизоваться, определить основы своего поведения в позднеродовом обществе, где имели уже сложные межличностные связи как среди равных, так и среди властвующих. Только люди, как утверждает М.А. Громов, в процессе своего поступательного развития смогли создать государство и правовые номы. Такие рассуждения близки к социологической теории происхождения права и может быть подвергнуты справедливой критике, но, как представляется, невозможно отвергать утверждение, что право это институт именно человеческого общества, и только люди, как разумные существа, имеют возможность определить содержание правовых норм.Далее, определим отличие государства от первобытного общества.Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.В качестве вывода можно заключить, что к признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами.1.2. Особенности возникновения государства у различных народов: восточный, западный и синтезный пути возникновения государстваРазвитие государства и права приводит к развитию и учений об их становлении. Исследования в области политической, социальной антропологии, этнографии, истории ХХI века дают основания предполагать о различиях в происхождения государства у разных народов, что в итоге приводит к утверждению о наличии западного, восточного и синтезного путей возникновения государства.Исторически государство возникает значительно раньше на Востоке, чем на европейском континенте, о чем свидетельствуют и археологические раскопки, и документальные источники (например, древний Китай). Изучение проблемы образования государства на Востоке позволяет вычленить следующие основные этапы этого процесса.Первичными социальными структурами следует признать локальные группы, которые, объединяясь, образуют ранние этнические общности. В единое целое их соединяют такие исходные структурные основы-связи, как инцесттабу (запрет на кровосмешение), брачно-семейные связи и т.п.; взаимообмен материальными благами, дарами, деятельностью и т.п.Постепенно принцип равного взаимообмена, основанный, в свою очередь, на другом фундаментальном принципе локальной группы - принципе эгалитарности. Престиж и авторитет - вот путь к власти. По мере развития общества локальные группы объединялись в общины, что приводило к необходимости образования уже надобщинных структур и лидеров этих структур. Материальные блага накапливались «наверху», у власть придержащих. Дистанция между «верхами» и «низами» величивалась больше, достигнув наконец той отметки, когда происходит резкое качественное изменение социальной структуры, которая трансформируется в раннее государство. Именно оно непосредственно предшествует развитому государству, то есть государству в современном виде. Наконец, наступает период, когда раннее государство в силу объективных обстоятельств превращается в собственно развитое государство. Это происходит в результате действия таких существенных факторов, как изменение размеров и степени сложности всей социальной структуры общества, становление системы принуждения и системы институализированного закона (права).В целом, восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход от первобытного общества к государству. Основными причинами появления государства здесь были: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства этими массами.Следует признать уникальность и неповторимость западного пути происхождения государств. Именно западное общество стало «локомотивом истории», когда европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса. Ведущим государствооб-разующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин.Европейский путь происхождения государств основывается, прежде всего, на классовом расслоении общества с выделением частной собственности и сопровождающейся борьбой, военными противостояниями между классами за права, собственность, материальные и нематериальные ценности. Данный пример возникновения феодального государства из первобытнообщинного строя не является чем-то исключительным.При обеих моделях (западной и восточной) возникновение государства так или иначе связывается с тем, что в основе этого процесса лежит соотношение между властью и собственностью. Каждой модели соответствует своя «формула», на основе которой и протекает процесс. Образно говоря, для «восточной» модели соответствует формула «Я властвую, потому и обладаю собственностью», для «европейской» - противоположная по смыслу: «Я обладаю собственностью, потому и властвую». Однако понятно, что очень упрощенный подход, но в целом, думается, от отражает принципиальное отличие двух моделей. Синтезный путь происхождения государства был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием имущественного и политического неравенства одновременно. Расслоение различных групп происходило, в первую очередь, в соответствии с их положением в системе государственной иерархии, выполнением разнообразных управленческих функций. Потребность в объединении значительных масс людей на довольно больших территориях была вызвана внешней угрозой. Рабский труд при синтезном пути происхождения государства не получил широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Ярким примером синтезного пути происхождения и развития государственности является германская организация общества. На процесс формирования государства влияло прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Однако немаловажное значение имело влияние опыта других государств.Таким образом, закономерности возникновения государства у отдельных народов позволяет выделить восточный (азиатский) путь возникновения государства, который присущ странам Древнего Востока, Африки и др., и западный (европейский) путь возникновения государства, который характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность.ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА2.1. Теологическая, патриархальная теории происхождения государства, теория насилияНаиболее развернутое изложение вопросов закономерностей происхождения государства обнаруживается в рамках теологической, насильственной, договорной, психологической, марксистской теорий происхождения. Помимо этого, особо выделяется теория естественного права и ее различные современные течения. В целях наглядности, представим основные теории происхождения государства в приложении к данной работе (см. приложение), а отдельные теории осветим в рамках данной работы более подробно.В теологической теории закономерность возникновения государства связывается непосредственно с божественным волеизъявлением. Причем существенно, что само понятие и источник происхождения такого обязательного атрибута государства, как право, связывается конкретно с категорией справедливости (а затем и правосудием). Именно справедливость была тем самым смыслообразующим элементом понятия права, который зародился еще в первых мифологических воззрениях древности: Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии. Так, согласно древнеегипетской мифологии в качестве «владыки справедливости» фигурирует бог Осирис в одном случае, в другом справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат, которая и устанавливает вечный естественно-божественный порядок справедливости в обществе. Согласно такому представлению о справедливости и тем самым о праве все люди равны и наделены богами равными возможностями: нарушение такого равенства в человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от божественного закона. При этом существенным фактором и мотивом, поддерживающим божественно освященные устои официального порядка, был страх перед наказанием - при жизни или неминуемо после смерти - за те или иные прегрешения и проступки.Теологическая теория происхождения государства имела активное развитие в период Средневековья, что было обусловлено стремлением церкви поставить себя выше над светской властью, над государством. В основе теологической теории на тот момент лежала теория мечей, суть которой заключалась в том, что якобы церкви богом переданы два меча – один духовный, а второй – светский. Церковь, в свою очередь, светский меч предоставила монарху с тем, чтобы он осуществлял непосредственное управление народом, но по правилам установленным церковью. То есть именно церковь имела от Бога волю разрабатывать и устанавливать правила. Таким образом, в рамках теологической теории можно говорить о том, что право возникло исходя из божьей воли, проводником которой является церковь. Теологическая теория происхождения государства была представлена А.Августином, который утверждал, что государство и право неотделимы. Право является выражением справедливости и возводится к божественному началу, носит, так называемый «теономный характер».В эпоху победившего капитализма эстафету теологизма принял неотомизм. И хотя неотомизм традиционно рассматривается как одно из течений современной естественно-правовой теории, он столь же обоснованно может считаться и развитием теологической теории, так как исходное начало у них одно - божественная воля. Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон, ученик Сократа, приобрел рощу на окраине Афин, носившую имя героя Академа, основал здесь свою знаменитую академию, просуществовавшую почти целое тысячелетие (до 529 г. н. э.). Платон в трактатах «Законы» и «Государство» проводит идею моногамной патриархальной семьи как не только базовой ячейки государства, но и социальной, соответствующей природным потребностям человека; отсюда - и государство, выросшее из патриархальной семьи, должно рассматриваться как адекватное природе человека - и биологической, и общественной одновременно. Аристотель как ученик Платона тоже видел в патриархальной семье начала государственности, при этом шел дальше, считая аристократию одной из лучших форм правления, а соответствующий аристократии брак, при котором муж - глава семьи, благодаря своим достоинствами был способен предоставлять жене все то и в полной мере, что ей действительно требуется, лучшей формой брака. Подобные взгляды на происхождение государства разделялись Конфуцием, Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. Михайловским и другими учеными.Патриархальная (от «патриарх» - родоначальник) концепция представляет воззрение, согласно которому общество и государство возникли из семьи, «а общественная и государственная власть - из власти отца семейства».Российский социолог Н. К. Михайловский связывал патриархальный путь формирования государственной власти с достижением общественного идеала, который обязательно включает в себя добровольное подчинение. И в этом видится связь теории патриархальной и насильственной, хотя Н.К.Михайловский сторонник только первой из названных. По его мнению, государство изначально призвано быть защитником членов общества и объективным арбитром их конфликтов. Несмотря на искусственный способ формирования, миссия государства неизменна: максимально обеспечить интересы общества в целом и каждого его члена. Поэтому зарождение власти Н.К. Михайловский усматривал именно в семье, так как этот общественный институт основан на заботе более сильных о менее сильных членах. Хотя общинная власть схожа с семейной, она уже имеет элементы отличия, так как носит политико-идеологический характер и является властью политической, иногда инородной этому обществу. По мнению Н.К. Михайловского, патриархальная теория имеет консолидирующее значение и для современного общества. Она призывает каждого члена активно участвовать в развитии общества, является основой патриотизма, а правителя - сдерживать свои личные интересы для реализации общественных интересов.На потребность людей объединяться с себе подобными и ее роль в формировании государства и права обращал внимание и представитель юридико-социологического направления в юриспруденции М.М. Ковалевский, который считал, что право и государство формируются под влиянием необходимости объединения в рамках стада, рода, племени для совместной борьбы за выживание на началах солидарности.Насильственная теория происхождения государства исходит из признания за государством первичности, именно оно и образует право, так как формирование правовых норм возможно только при наличии отношения власти и подчинения. Теория насилия, как и некоторые другие теории происхождения государства и права, имеет довольно длительную историю. Зачатки этой теории встречаются еще в древности, в частности, в сочинениях софистов. В их учениях государство рассматривается как учреждение, существующее исключительно для блага сильного, а право - как средство обуздания одних слоев общества в интересах других. Первоначально право предназначалось, по мнению софистов, для «обуздания сильного в интересах слабого». Однако сильный, вскоре распознав это, сделал все, чтобы разорвать «противоестественные оковы» и таким образом «восстановить господство естественного закона», согласно которому слабый по законам самой природы должен подчиняться сильному.Дальнейшее развитие теория насилия получила в последующие столетия и, особенно, в период Средневековья, когда она широко использовалась, в частности, для борьбы с теологическими теориями и взглядами на государство и право.Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.По мнению М.А. Кочемасовой «теория насилия и патриархальная теория дополняют друг друга, образуя обоснованную концепцию происхождения государства. Глава государства, как и глава рода, должен заботиться о гражданах своего государства, обеспечивать их права и свободы, в том числе и с использованием мер государственно-правового принуждения как внутри государства, обеспечивая стабильность и правопорядок, так и во внешних отношениях с другими государствами». С такой точкой зрения не соглашается В.С Нерсесянц, отмечающий негативное значение теорий патриархальной и насильственной, как по отдельности, так и в симбиозе: «в условиях достаточно развитой цивилизации и политико-правовой жизни подобные представления, как правило, используются в консервативно-реакционных целях - для обоснования и оправдания различных форм деспотической и тиранической власти». Теория насильственного формирования государства и права в том виде, как она сформировалась и как представлялась в научных изданиях в конце XIX-начале XX в., систематически подвергалась довольно напористой и небезосновательной критике не только с точки зрения ее сущности и содержания, но и при рассмотрении ее социальной роли и назначения.Особенно в этом плане следует выделить весьма критическую позицию Г. Еллинека. Отмечая, что «теория силы с первого взгляда в значительной мере подтверждается историческими фактами», а именно - тем, что исторически процесс образования государств только в исключительных случаях не сопровождался победой превосходящей силы и «война была творцом большинства государств», ученый вместе с тем особо подчеркивал, что теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. А это, по мнению Еллинека, не только неблагоприятная, но и невыполнимая задача. Теория силы убедительна только для тех, кто «фаталически относится к существующему, как к чему-то неустранимому», но неубедительна для тех, кто решается выяснить на опыте, «не может ли существующее государство сложиться и как-нибудь иначе».Говоря о фактической роли и назначении теории насилия, Г. Еллинек считал, что практические последствия ее сводятся даже не столько к обоснованию, сколько к «разрушению государства». Если государство есть не что иное, как грубая, неразумная сила, то почему бы угнетенному этой силой слою или классу не сделать попытки сбросить ее с себя, низвергнуть тех, кем осуществляется эта сила. Или даже разрушить всю «столь прославленную цивилизацию», тем более, что такие деяния не стоят вне обусловленной естественными законами необходимости.Критикуя насильственную теорию происхождения государства, В.С.Нерсесянц отмечал: «в теоретическом плане основной недостаток патриархально-патерналистских воззрений состоит в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти».Обобщая изложенное можно констатировать, что теологическая, патриархальная теории происхождения государства, а также теория насилия постоянно подвергаются критике, что свидетельствует, прежде всего, о несовершенстве представленных концепций.2.2. Договорная, психологическая и марксистская теории происхождения государстваОбъединение в одном параграфе данной работы договорной, марксистской и психологической теорий происхождения государства во многом объясняется стремлением представить эволюцию политико-правовой мысли. Указанные теории происхождения государства активно развивались последовательно друг за другом: так, наиболее активное развитие договорная теория происхождения государства получила в XVII-XVIII веках, марксистское учение - с середины XIX века, психологическая - в конце XIX - начале ХХ века.Договорная теория происхождения государства возникла в эпоху, когда в Европе появились абсолютные монархии (испанская, английская, французская и австрийская). Вместе с тем, монархическая власть во многих странах Европы, в частности, в Германии, Польше и Швеции имела ограниченный характер. Осмыслить концептуально эти особенности и была призвана теория договорного происхождения государства и права, развитая в трудах Г. Гроция, С. Пуфендорфа и др. Договорная теория происхождения государства получила наибольшее распространение в XVII-XVIII вв. в трудах Г.Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др. Согласно договорной теории, государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма - государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. Впоследствии заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание (Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев).Т. Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он обладает неограниченными полномочиями. Дж. Локк обосновывал идею конституционной монархии, так как, по его мнению, общественный договор есть определенный компромисс между монархом и подданными, есть определенное ограничение свободы и монарха, и народа.Относительно оценки характера и роли договорной теории происхождения государства, необходимо отметить прежде всего, что она является идеалистической теорией, исходный постулат которой чаще всего составляют некая первобытная идиллия, царство неограниченной свободы, первозданная по своей чистоте и невинности естественная жизнь.Договорная теория по своей сути и характеру антиисторична и механистична. Антиисторизм ее заключается в том, что многие положения о государстве и праве она изучает вне времени и пространства. К таковым можно отнести, в частности, положения о сущности государства как выразителе интересов и защитнике всех членов общества - и богатых, и бедных, и стоящих у власти, и униженных, и обиженных.Механистический характер рассматриваемой теории выражается в том, что процесс возникновения государства и права она представляет не как эволюционный, постепенно складывающийся и не зависящий от воли отдельного человека процесс, каковым он является на самом деле, а как некий разовый, субъективный акт (заключение общественного договора), результатом которого и является государство.В период своего расцвета договорная теория выполняла многоцелевую функцию. Она была не только академически, политически и идеологически, но и практически важной доктриной. В частности, договорная теория широко использовалась восходящим классом буржуазии в борьбе с абсолютизмом и деспотизмом. Она служила политическим и идеологическим оправданием революционных выступлений и требований установления и соблюдения принципов демократии, законности, равноправия всех граждан или подданных, конституционности.Следует отметить, что в настоящее время роль договорной теории, по сравнению с периодом ее наибольшего развития, во много раз уменьшилась. Соответственно, существенно сократилась и сфера ее распространения. Из некогда весьма популярной теоретически и весьма важной практически она превратилась лишь в исторически и академически значимую теорию, но постепенно к ней возрастает интерес ввиду её практической ценности.Основополагающей чертой марксистского учения о происхождении права является то, что возникновение права неразрывно связывается с возникновением государства. Эта одновременность государство - и правообразования обусловливает также и то, что основные причины и закономерности возникновения права те же, что и возникновения государства, а именно: возникновение частной собственности, приведшей к расколу общества на антагонистические классы. Основополагающей чертой марксистского учения о происхождении государства является то, что возникновение государства неразрывно связывается с возникновением права. Эта одновременность государство - и правообразования обусловливает также и то, что основные причины и закономерности возникновения права те же, что и возникновения государства, а именно: возникновение частной собственности, приведшей к расколу общества на антагонистические классы. Что же касается собственно процесса правообразования, то марксизм указывает на следующие его основные моменты.Марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Государство, по характеристике Энгельса, возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно, за редким исключением является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.На рубеже XIX-XX вв. становление и бурное развитие психологической науки не могло не оказать влияния и на политико-правовые представления. Это проявилось, в частности, в возникновении психологических теорий государства и права. Наиболее ярким ее представителем был Л.И. Петражицкий. Он и другие сторонники психологизма выводили закономерность возникновения государства через позицию субъективного идеализма, всецело ставя зависимость их происхождения от психики людей. Вследствие такого представления право есть вечное явление, не зависящее от экономики общества, классов, государства. Более того, по мнению Л.И. Петражицкого и его сторонников, именно экономика, классы и государство обусловливаются правом, то есть психическими особенностями людей.В научной литературе психологическая теория подвергается определенной критике. Конечно, многие положения психологической школы могут и должны быть подвержены критике (как, например, утверждение, что в право включается и бред душевнобольного, различного рода идеи фикс, договоры с дьяволом и т.п.). Но психологическая теория государства и права имеет и ряд достоинств, среди которых выделяют следующие:- в отличие от другие теорий, где психологии практические не уделено вообще никакого внимания, в данной теории признаётся психологическая основа в становлении государства и правовых норм. Именно в данной теории учитывается психологическая составляющая любого индивида;- в психологической теории учитывается роль сознания человека, что безусловно важно в процессе возникновения государства и регулировании имеющихся общественных отношений. До сих пор в теории государства и права обращается особое внимание на значимость правосознания людей, наличие которого является неотъемлемым элементом в комплексе факторов, влияющих на правопорядок в обществе.В целом отрицать связь права как социального регулятора с сознанием и психикой, в частности людей, было бы совершенно неверным. Ведь в конце концов, именно представления людей о справедливости, равенстве, ответственности, свободе, связанные с этими представлениями переживания, чувства и эмоции оказывают в конечном счете существенное влияние (наряду, конечно, с реалиями социально-экономического, политического и иного свойства) на формирование правовых идей, правовых принципов, правовых норм, правовой политики. Иное дело, что абсолютизировать эту сторону правообразования недопустимо, как недопустима фетишизировать и экономические, классовые и иные факторы, детерминирующие генезис права.Итак, все выше представленные теории происхождения государства имеют свои отличительные черты и особенности:- в марксистской теории, как представляется, неоспоримо утверждение об одновременном происхождении государства и права;- в рамках психологической теории государство, право, политика - результат свойств и психобиологических влечений, инстинктов индивида; государство необходимо для подавления агрессивных влечений человека; государство - результат потребности людей подчиниться силе;- отдельные положения договорной теории происхождения государства в настоящее время, в XXI веке, имеют существенную практическую значимость и могут выполнять определенную идеологическую и политико-практическую роль. Речь идет, в частности, о положениях, касающихся мер, принимаемых в обществе и государстве против узурпации власти одним лицом или группой лиц; права граждан на выражение своего мнения и на смену правительства, преступающего закон; равенства прав и свобод граждан, реальности и гарантированности этих прав и свобод; и др. 2.3. Характеристика иных теорий происхождения государстваИсторически в теоретико-правовой мысли разворачиваются исследования в различных областях познания правовой действительности, познания, освобожденного от идеологического позиционирования. Среди этих усилий значительное место отводится и изучению вопросов о происхождении и закономерностях возникновения государства и права. Сложность и неоднозначность конкретно-исторических процессов формирования государства обусловили в науке различные точки зрения на объяснение основных причин его появления. В рамках данного вопроса представим сущность отдельных теория происхождения государства.Волевая гипотеза возникновения государства имеет свои трактовки данного процесса. Название данной концепции носит условный и обобщающий характер, поскольку в литературе его трудно отнести к числу общепринятых. Однако в этом названии как нельзя удачно сочетаются такие важные аспекты как собственно человеческая и общественная природа самого государства и права, а также воля, волевое существо человека, объективно вынужденного в различные исторические периоды развития общества соотносить свои волевые устремления с волеизъявлениями других индивидов и коллективными образованиями, причем это соотнесение выражалось в различные времена по-разному, включая и «силовые методы».В общем виде волевая гипотеза возникновения государства сводится к следующим тезисам о закономерностях их возникновения.В первобытном обществе нет индивидуального носителя интереса, нет и общесоциальных средств удовлетворения потребностей индивида. В родовом обществе, с его полной тождественностью сферы личного и общественного, предопределяются и особенности системы социального регулирования: недифференцированность первобытных норм, их казуистичность (рассчитанность на конкретные жизненные ситуации), нерасчлененность прав и обязанностей членов родоплеменной организации. Человек иначе не выделен пока еще в своей общности социально-экономически, а значит, и нормативно.По мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться собственные, индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные). Человек начинает индивидуализироваться, и через свою персонификацию получает своего рода социально-групповую, сословную, кастовую и затем уже классовую «привязку». При этом фактор классообразования «включается» уже после того, как право - в виде специфической нормативной системы упорядочивания указанной «привязки» индивида к общественным интересам – уже возникло. Так, русские городские общины XI - XII вв. еще не имели даже раннеклассового характера, но уже обладали характерными для государства признаками территориальности, публичности. Аналогично обстояло дело и с правом - сопряженным (но все же не одновременным по моменту возникновения) с государством социальным явлением. Государство закономерно возникает по воле людей, а право возникает изначально как разрешение, дозволение, реализуемое индивидом в целях удовлетворения своих собственных потребностей и обеспечения интересов посредством силового воздействия на других индивидов. Данный процесс идет не вслед за расколом общества на классы, а начинается до него, протекает затем параллельно с ним. Причем важно подчеркнуть, что раскол общества на классы исказил природу права, поглотил первичный материал права классовым содержанием, придал ему уже специфические свойства классовой публичности и классово-государственной принудительности. Но так или иначе, классовый фактор повлиял и самым существенным образом на изменение «полярности» как норм, так и способов их реализации. Первичность личности уступила место приоритетности класса, способы же реализации, покоившиеся ранее на непосредственно человеческих отношениях, приобрели отчуждение от отдельной личности формы.Теория естественного государства и права является, с одной стороны, разновидностью теологизма и, с другой, представляет собой самостоятельное течение политико-правовой мысли. По Гоббсу естественное право есть свобода всякого человека использовать свои силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы, то есть собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и, разумению является наиболее подходящим для этого средством. Гроций же полагал, что право (естественное) есть предписание здравого ума, посредством которого то или иное действие, в зависимости от его соответствия или несоответствия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим богом, создателем природы. По учению Д. Локка в естественном (догосударственном) состоянии господствует естественный закон, закон природы. Этот закон, будучи выражением разумности человеческой природы, требует мира и безопасности всего человечества. Человек же, обладая разумом и являясь членом человеческого сообщества, следуя естественному закону (праву), преследуя свои интересы, отстаивая свою жизнь, свободу, собственность - должен стремиться не навредить другому.Несомненно, анализируемая теория имела исключительное значение для идеологической и политической борьбы против феодализма, способствовала расшатыванию его основ. После укрепления буржуазного строя роль теории естественного государства и права упала, уступив место позитивистской теории права. Однако в XX столетии, особенно после первой мировой войны, начинается возрождение ее в различных модификациях. К числу наиболее распространенных в настоящее время следует отнести такие, как неотомическая, феноменологическая, экзистенциалистская и герменевтическая теории естественного права.Неотомическая теория (представители Ж. Дабен, Ж-Маритен, И. Месснер и др.) получила наибольшее распространение в странах, в которых католическая церковь сохраняет значительное влияние на все основные сферы жизнедеятельности - экономическую, политическую идеологическую (Франция, Италия, Германия и др.). Суть данной доктрины, тесно связанной с теологической концепцией и развивающей ее применительно к теории естественного права в современном буржуазном обществе, сводится к следующему.Феноменологическая теория (X. Вельцель, Г. Гуссерль, А. Райнрах и др.) в основу понимания и происхождения права кладет представление о так называемых «эйдосах» - «чистых» сущностях, «идеальных юридических формах», априорных, то есть заранее определенных, «нормативных идеях». «Эйдетическое право» - специфический аналог естественного права, оно непосредственно предшествует праву позитивному, лежит в основе последнего, определяет его конкретное содержание.Основные положения экзистенциалистской теории права (представители - Э. Фехнер, В. Майхофер, Г. Кон и др.) базируются на противопоставлении обыденного, эмпирического, отчужденного бытия и глубинного, живого существования, воплощаемого в экзистенции человека.Согласно данной доктрине, право черпает свою силу именно в экзистенции человека, тогда как внешне оно воплощается в застывших, искусственных формах (право на обыденном уровне бытия человека). Взаимосвязь же между экзистенцией как основой права и обыденным общественным бытием выражается в беспрерывной серии конкретных жизненных ситуаций, среди которых особое место занимают «пограничные ситуации», в которых и происходит определяющее воздействие экзистенции на позитивное право. Тем самым позитивное право (действующее законодательство) рассматривается как возможное экзистенциалистское право, право, в котором реализуются сущностные потенции человека. При этом главное в экзистенции - свободная воля человека, коренящаяся в мировом разумном порядке, природе вещей и тем самым - в естественно существующих правах человека.Герменевтическое течение теории естественного права (А. Кауфман, В. Хассемер и др.) исходит из непризнания неподвижности естественного права, недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтической трактовки сущности и происхождения права полагают, что естественное право развивается в историческом времени, выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Право вытекает из идеи права, в которой воплощается справедливость как выражение формального равенства индивидов, обеспечение их безопасности, отсутствие произвола и т. п.Рассмотренные теории происхождения государства и права не исчерпывают перечень всех касающихся данной проблематики теорий. Помимо них и наряду с ними существует еще целый ряд соответствующих теорий.Среди них в юридической литературе называются и рассматриваются такие, как ирригационная теория, суть которой сводится к тому, что главной первопричиной возникновения государства в Древнем Египте стала необходимость и жизненная важность проведения в столь засушливом регионе ирригационных работ. Наделенные организаторскими способностями, широким кругозором и умом организаторы и руководители ирригационных сооружений, охватывающих всю страну, постепенно превратились в чиновников-организаторов и проводников велений государственной власти. В силу того, что ирригационный фактор сыграл, по мнению некоторых авторов, в процессе возникновения и становления государства в Древнем Египте и прилегающих к нему стран главенствующую роль, данную теорию происхождения государства называли ирригационной теорией.Необходимо назвать также органическую теорию происхождения государства, приравнивающую государство к человеческому организму и приписывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории государство является результатом действия сил природы, создающих его наряду с обществом и человеком.Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе, полагал Г. Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.В настоящее время органическая теория хотя и не пользуется прежней популярностью, но имеет хождение на Западе.Аналогично обстоит дело и с расовой теорией, которая рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «высших» рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века - в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.Определенную роль среди многочисленных теорий происхождения государства и права играет так называемая патримониальная теория.Суть этой теории сводится к тому, что за основу процесса образования государства и права берется поземельная собственность.Исходный тезис основателей данной теории сводится к тому, что государственная власть, при которой властителем земли является государь (царь, король и т.п.), выступает как производное от первобытной власти вождей, сконцентрировавших на поздних стадиях развития первобытного общества рычаги не только управления обществом, но и распоряжения землей.В результате изложенного можно сделать вывод, что в мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих закономерности возникновения и развития государства и, соответственно, права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ основных теория происхождения государства позволяет сформулировать следующие выводы:1. Развитие социально-экономических отношений в период неолитической революции, усложнение общественных отношений привело к возникновения государства и появлению в обществе людей обычного права. Закономерности возникновения государства у отдельных народов позволяет выделить следующие основные пути его возникновения:- восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего Востока, Африки и др.- западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие - существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.- смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим.Современное понимание происхождения государства основывается на понимании различий развития западного общества и восточного общества. Особенности развития института частной собственности на Востоке и Западе находятся в основе современного понимания происхождения государства. Вместе с тем, перспективным направлением научных исследований видится анализ синтезного пути возникновения государства.2. Существует множество теорий происхождения государства. Наиболее развернутое изложение вопросов происхождения государства обнаруживается в рамках теологической, договорной, психологической, марксистской теорий происхождения, каждая из которых предлагает свой взгляд на закономерности происхождения государства. Чтобы объективно представить процесс возникновения государства необходимо изучение всех теорий происхождения в комплексе. 3. При общем анализе имеющихся теорий происхождения государства становится очевидным, что они могут быть подразделены на две основные группы: государство возникло в процессе естественного развития общества (это теории формирования политических элит без прямого насилия: теологическая, патриархальная, органическая) и как насильственный акт (теория насилия и материалистическая теория). Но так как ни одно явление в мире не протекает в чистом виде, можно предположить, что, скорее всего, естественный, можно сказать, эволюционный, и насильственный путь, если можно так выразиться - близкий к революционному, пути возникновения государства, скорее всего, объединяют в себе действия и того, и другого характера.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрсланова Д.Р., Чернова Э.Р. К вопросу о происхождении государства и права // Правосестник. 2019. № 8. С. 2-10.Багатиров С.М. Патриархальная теория возникновения государства // Государствоведение в XXI в.: проблемы и перспективы развития: сборник трудов конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский институт (филиал) РПА Минюста России, 2020. С. 85-89.Байрамов А.А. Теории о насильственном происхождении государства и права: дис. …канд. юрид. наук. Белгород, 2015. 177 с.Батейщиков А.И., Антось П.А., Рассказова Л.Ф. К вопросу о теологической теории происхождения государства в современных реалиях // Вестник науки. 2018. № 1. С. 4-12.Бялт В.С. Теория права и государства: учебное пособие. М.: Юрайт, 2021. 123 с.Гаврилова М.И. Теоретико-методологические аспекты теорий происхождения государства // Современность в творчестве начинающего исследователя: сборник трудов конференции. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2021. С. 32-35.Гаврилюк Р.В., Носаненко Г.Ю., Арсланов Л.Э. Теории происхождения государства: общая характеристика // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2021. № 2. С. 10-13.Гаязов И.Р. Социальные нормы первобытного общества // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сборник трудов конференции. М.: Интернаука, 2020. С. 77-81.Громов М.А. Современные подходы к проблеме возникновения государства // Пермский период: сборник трудов конференции. Пермь: Изд-во Пермского института ФСИН, 2020. С. 156-159.Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права и народов Дона и Северного Кавказа. М.: Южный федеральный ун-т, 2012. 120 с.Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 750 с.Жаворонков Н.А. Критика расовой теории происхождения государства // Актуальные вопросы публичного права: сборник трудов конференции. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2020. С. 459-467.Жидкова Н.С. Формирование первых воззрений о соотношении телесного и социального в первобытном обществе и их мировоззренческая функция // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: философские науки. 2020. № 1. С. 27-32.Кочемасова М.А. Влияние патриархального фактора и фактора насилия на процесс происхождения и развития государства // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 35-51.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2021. 521 с.Локк Дж. Два трактата о правлении // История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: Норма, 2012. С. 92-98.Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М.: Изд-во РАГС, 2000. 189 с. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. М.: Проспект, 2017. 755 с.Миронова Е.А. Теория права и государства в связи с теорией нравственности (психологическая теория права Л.И. Петражицкого) // Этнос и право. 2019. № 4. С. 9-10.Михайловский Н.К. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. 662 с.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2002.552 с.Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. М.: Ленанд, 2015. 271 с.Романов И.С. Договорная теория возникновения государства. Идеи Гоббса, Локка и Руссо о государстве, обществе и природе человека // Российская наука в современном мире: сборник статей научно-практической конференции. М.: Актуальность.РФ, 2020. - С. 112-118.Ромашов Р.А. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2021. 443 с. Соловьева Д.А. Теория возникновения государства // Экономика и бизнес: позиция молодых ученых: сборник трудов конференции. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2020. С. 287-289.Соломко З.В. Раннесоветская марксистская теория права в контексте современной политико-правовой мысли // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 5. С. 124-127.Степанова Е.А. Теория божественного повеления: логическое опровержение и теологическое определение // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2020. № 87. С. 70-86.Тетерятников Н.Ю. К вопросу о связи антропогенеза с возникновение государства // Енисейские политико-правовые чтения: сборник научно-практической конференции. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2020. С. 372-382.Усмоналиева Р.У., Абдуллаев Ж.Б. Возникновение государств Древнего Востока // Интернаука. 2018. № 46-1. С. 11-13.ПРИЛОЖЕНИЕХарактеристика отдельных теорий происхождения государстваНазвание теорииАвторыСодержание теорииНедостаткиТеологическая теорияФома АквинскийГосударство произошло по воле бога, а значит, государственная власть является вечной. Человек подчиняется государю, как ставленнику богаОтсутствие научного обоснования. Теория основана на вере (мировоззрении), а не на научной основеПатриархальная теорияАристотельГосударство является результатом расширения, разрастания семьи. Рост количества семей и взаимоотношений между ними приводит к образованию государства. Власть государя – естественное продолжение отцовской властиДостаточно тяжело при помощи данной теории объяснить наличие войн, если исходить из того, что государство – это одна единая семья. Сторонники данной теории абсолютно оправдывают монархическую власть, практически исключая возможность людей участвовать в управлении государством.Договорная теория(естественно-правовая теория)Гуго Гроций.Томас Гоббс, Дж. Локк, Жан-Жак Руссо, РадищевГосударство представляет собой объединение людей на основе заключения ими общественного договораВ основе государства лежит договор, а значит, его можно и расторгнуть. Теория насилия Теория внешнего насилияЛюдвиг Гумплович,Карл КаутскийГосударство образовалось в результате того, что одно племя завоевывало другоеНе объясняет возникновение всех государств, т.к. многие из государств возникли не в результате воинственных действий, а мирным путёмТеория внутреннего насилияЕ.ДюрингГосударство происходит в результате осуществления насилия одной части общества над другой, менее сильной и находящейся в меньшинствеПо мнению основателя теории государство всегда находится на стороне большинства, но нужно признать, что это не всегда так бывает в государствах.Материалисти-ческая теория(классовая теория)К. Маркс, Ф.ЭнгельсВ основе происхождения государства находятся экономические причины, основными из которых являются: общественное разделение труда, а также образование прибавочного продукта. Переход от присваивающей экономике к экономике производящей приводит к расслоению людей, к дифференциации членов общества.Теория практически не учитывает роль социальных, политических факторов в происхождении государства.Ирригационная теорияКарл Августа Виттфо-гельНа отдельных территориях (Египет, Вавилон) необходимо было перераспределять водные ресурсы и делать ирригационные сооружения, что требовало определенной организации людей. Те люди, которые и взяли на себя функции организаторов, руководителей процесса и стали во главе государства.Слишком узкое обоснование, теория не имеет универсального характера и не может объяснить происхождение государств на тех территориях, которые не отличаются жарким климатом.Расовая теорияЖ.А. ГобиноЛюди имеют различную расовую принадлежность. Расы не равны между собой и отдельные из них превосходят другие по ряду показателей, в том числе в физическом, умственном плане. Высшие расы призваны господствовать над другими, что и предопре-деляет возникновение государство как института, обеспечивающего господство одной расы над другой.Теория не учитывает, что государство может состоять из представителей одной расы.Инцестная теория(теория кровосмешения)Клод Леви-СтроссОсознание первобытными людьми необходимости запрета инцеста (половой связи между кровными близкими родственниками) привело к тому, что стали выделяться люди, которые и запрещали инцест и применяли меры наказания за нарушение запрета, они устанавливали связи с другими общинами с целью обмена женщинами. Эти контролирующие люди и стали во главе складывающейся государственностиТеория основано на том, что только воспроизводство человека стоит в основе государственности, другие факторы, в том числе экономические не принимаются во внимание.Органическая теорияГ.СпенсерПроцесс образования государства сравнивается с процессом развития биологических организмов: переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разностороннему (дифференциация) Теория основана на биологических законах, хотя человеческое общество на много сложнее и имеет свои законы развития.Психологичес-кая теорияЛ.И. Петражиц-кийВ основе возникновения государства находится психология людей (их эмоции, переживания): людям психологически необходима власть вождя, служителей культа, а чувство страха приводит к подчинению более сильным.Абсолютизируется психологический фактор и опять же (как и ряд вышеуказанных теория) не учитываются иные факторы, играющие существенную роль в возникновении государства: экономические, политические и др.Патримониаль-ная теорияКарл Людвиг ГаллерПереход к оседлому образу жизни, необходимость в закреплении земельной собственности привело к выделению собственника земли, который и становился государем.Идеологическая направленность теории, которая заключается в оправдании монархической власти Диффузионная теорияФриц ГребнерОпыт управления одних народов перенимается другими народами. Происходит смешение народов, развитие связей, производительных сил, транспортных средств и т.д. Теория объясняет как одни народы перенимают опыт государственности у других, но теория не объясняет первоначальное происхождение государстваЭкономическая теорияПлатон,Анри Сен-СимонВ основе происхождения государства находится фактор общественного разделения труда. Экономические преобразования и приводят к возникновению государстваВ основе теории только один экономический фактор, не берутся во внимание другие (политические, религиозные и др.) факторы, влияющие на образование государственности


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.