это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3513944
Ознакомительный фрагмент работы:
Древнеегипетская вера демонстрирует сложную схему, складывающуюся вследствие многих противоречий, взаимных убеждений, которые приходят в разное время из разных регионов. Для того, чтобы ее понять, нужно рассмотреть концепции, изложенные в священной книге древних египтян, которая, как известно, была создана задолго до наших времен.Ужасы гибели преследуют людей. Ограниченное время существования неотвратимо вызывает у человека вопросы о смысле земных судеб, о предназначении жизни, об иерархии жизненных ценностей. Феномен жизни и смерти является принципиальной основой бытия человека. Древний Египет представляется нам государством смерти, в котором жили люди, поклонявшиеся ей и всю жизнь готовившиеся к ней. Вследствие этого заглавие «Книга Мертвых» обычно связывается с погребальными обрядами и рассказами о загробной жизни. Истинным заглавием данного произведения было «Изречения выхода в день»; в нем отображается главная сущность этого текста: посодействовать умершему миновать все угрозы и препятствия загробного мира, пройти посмертный трибунал и совместно с солнечной аркой бога Ра возвратиться на землю, т. е. оживиться, воскреснуть, «обновиться», как думали древние египтяне. Эта книга о преодолении погибели, о победе над ней, о том, как это устроить. Понимание важности данной книги для раскрытия тайны древнего мировоззрения египтян определило актуальность ее изучения.Объект исследования – религиозные представления о загробной жизни в Древнем Египте.Предмет исследования – структура и содержание древнеегипетской «Книги мертвых», культ мертвых, магические заклинания, пантеон богов в Древнем Египте.Цель исследования – рассмотреть религиозные представления о загробной жизни древних египтян, представленные в Книге мертвых, древней магии и пантеоне богов.Задачи исследования:Дать описание культа мертвых в древнем Египте.Рассмотреть структуру и содержание древнеегипетской Книги мертвых.3. Выявить религиозные идеи, связанные с верой в загробную жизнь, в Древнем Египте.4. Охарактеризовать пантеон богов древних египтян.Раскрывая данную тему, авторы произведений, посвященных Древнему Египту, ставят многочисленные вопросы. Наиболее интересной и содержательной, по нашему мнению, представляется книга М. А. Коростовцева «Религия Древнего Египта». Автор соединяет научный подход и религиозное содержание (верования египтян, ритуальные практики).Значительное место занимают труды Э. А. Уоллиса Баджа «Египетская религия, египетская магия», «Египетская Книга мертвых». Это исследователь международного уровня. Для Э. А Баджа Египет — не просто древнейшая цивилизация, оставившая после себя гигантские пирамиды и развалины храмов. Он стремится к тому, чтобы проникнуть в религию, мифологию, традиции.Научные разработки знаменитых египтологов Д. Брэдстеда и Б. Тураева на тему «История Древнего Египта» служат примером комплексного подхода к изучению истории религии. Книги захватывают период от доисторических времен вплоть до арабских завоеваний. Авторы учитывают географическое размещение Древнеегипетского государства, его национальный колорит, влияние как внутригосударственных, так и внешне государственных обстоятельств. Нами был использован исторический метод исследования, давший возможность проследить развитие явлений на протяжении длительного времени. ГЛАВА 1. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХКульт мертвых в Древнем ЕгиптеКульт мертвых — это совокупность мифологических представлений о существовании душ умерших после смерти, об отношениях между живыми и умершими, от которых зависит благополучие живых, а также судьба предков после смерти. Культ умерших проникает во все слои традиционной культуры и воплощается в верованиях, пророчествах, мечтах, похоронных церемониях, системе, семье, обычаях, обрядах и магических действиях, направленных на предотвращение и защиту умерших [23]. Благодаря культу мертвых, связь между живыми и умершими членами семьи никогда не прекратится: если при жизни помнить своих умерших отца и мать и совершать необходимые обряды, то их дух сохранится, а иначе месть мертвых может вызвать болезни, неурожаи и всевозможные несчастья. Культ мертвых подразумевает двойственное отношение к своим предкам: их уважают и ожидают поддержки в ответ, но в то же время их боятся и поэтому пытаются без необходимости не нарушать опасную черту, отделяющую смерть от жизни. У древних египтян существовала возможность устранить последствия греха с помощью раскаяния, жертвоприношения и других искупительных действий. Искуплением были молитвы, мемориалы, раздача милостыни бедным, пожертвования церкви, поминовение и т.д. [23].Потребность защитить труп от естественного разложения побудила египтян обратиться к мумификации — состоянию материальной защиты, параллельно защищающей свою неприкосновенность. Вначале мумификация заключалась в перебинтовывании абсолютно всех органов тела пеленальной полотняной тканью. Потом процедура работы с покойными усложнилась. Из полости тела извлекали внутренности, пользуясь разнообразными минеральными и растительными материалами (вытяжками из кедра, кипариса, кассии и др.), а также натриевыми солями, Высочайшая безупречность в мастерстве мумификации была приобретена в XVI-XIII вв. до н. э. Затем, в эпоху семи древнегреческих мудрецов, мумифицирование совершали приблизительно так: усопшего приносили к мумификаторам, родственники которого подбирали деревянное расписное изображение умершего. При этом мастера именовали Осириса самым лучшим способом мумификации. Это был самый дорогостоящий способ. Также имелся второй, значительно более доступный и более недорогой способ мумификации. Наконец, появился и третий способ - самый доступный. Обсудив оплату, родственников возвращали домой. Мастеров подбирали незамедлительно, причем самым скрупулезным образом. Три способа мумификации в Новый и позднеегипетский этапы выглядели приблизительно следующим образом [16].Первый способ. Первым делом, мозг доставали из тела железным крюком через носовую часть. Этот прием позволил извлечь только определенную часть мозга, оставшуюся часть удаляли впрыскиванием растворителей. Потом острейшим камнем из Эфиопии надрезали паховую область и полностью удалили всю брюшную полость, а вдобавок и грудные полости от всех органов за исключением сердца. Все это складывали в четыре особых контейнера - купола. Над крышкой любого канопского сосуда был запечатлен Асмит - хранитель Канопуса с печенью, хэппи - хранитель Канопуса с легкими, Дуамутеф - хранитель Канопуса с желудком, Кебехсенуф - хранитель Канопуса с кишечником. На крышке каждой баночки находилась статуя. Промыв полость, а затем прополоскав ее пальмовой настойкой, мастер вновь обрабатывал и измельченными благовониями. Полость торса наполняли чистой измельченной миррой, кассией и другими ароматическими маслами, а затем зашивали. Далее Исида взяла и мумифицировала тело своего супруга Осириса на протяжении 70 суток, чтобы тело оставалось в натриевых щелочах в течение этих суток. За это время тело вымывают, просушивают особым методом, обвязывают тканью из очень тонкой льняной ткани, перерезают бинт и закрепляют эластичной лентой вместо клея [16].Впрочем, используемый в ходе проведения вскрытия материал был изготовлен из слез Исиды и Нафты убиенного мужа - брата Осириса. Сотканное покрывало мумии принадлежит богу Хедихати и богине Тайтет. Шесам, сын Бога, был вынужден передать Анубису и его сыну Гору крема для мумификации.Тогда родные уносили тело, сооружали деревянный саркофаг в форме человеческой фигуры и помещали внутрь мумии. Такой гроб помещали в родовую гробницу, которую закрепляли вертикальным способом на стене. Таким образом обеспеченные и благородные жители бальзамировали покойников. Второй способ. Когда родители решали использовать куда более недорогой метод, так как стоимость первого способа оставалась значительной, мастер делал это: кедровым маслом впрыскивали в брюшную полость погибшего при помощи промывающей патрубка, не обрезая паховую область и не снимая ворот. И поэтому, для того чтобы удостовериться, что масло не течет, они затягивали абсолютно все просветы в корпусе и вливали сульфат натрия в течение 70 дней. Однако оставлять тело в щелочи надолго было недопустимо. На протяжении последних дней масло удалялось из организма. Это масло воздействовало как сильнодействующее вещество, что расщепляло все внутренние органы, которые оказались наполнены маслом. Содовый напиток расщеплял плоть, так, что от мертвого человека оставались только кожа и кости. Потом, вымыв и полностью просушив тело, его возвращали родственникам. Покойника хоронили в яме, изредка в глиняной емкости.Третий способ. Третье средство для бальзамирования, применявшееся для бедных, было самым несложным и доступным по затратам. Соком редьки заливали брюшную полость, после чего тело помещали в раствор натрия на 70 дней. После этого кремневым ножом делали разрез на левой стороне живота и удаляли оставшиеся внутренние органы. Сердце оставалось — это считалось необходимым для мумии после смерти. Кишки промывали пальмовым вином и хранили в отдельном контейнере, называемом навесом. После удаления внутренних органов египтяне покрывали тело натрием и оставляли его в помещении на 40 дней. Карбонат натрия является антисептиком и влагопоглощающим веществом. Именно он был основным элементом антисептического процесса. Иногда таксидермист связывал ногти пальцев ног нитью, чтобы они не упали и не растворились в соли. После всех процедур тело, лишенное влаги, промывали и заворачивали в ткань. Потом, вымыв и просушив тело, его возвращали родственникам для погребения в обыкновенной могиле [16]. Последним шагом в бальзамировании и подготовке тела к загробной жизни было оборачивание льняными бинтами. Каждый бальзамировщик специализировался на перевязке определенных частей тела. Каждая фаланга пальца была перевязана отдельно. Перед обертыванием тело покрывалось специальной туникой из квадратного куска ткани, лицо было сделано из гладкой спиральной вращающейся повязки. И последний штрих - маска с краской, передающая черты умершего [17]. Когда умений и навыков мастеров оказалось недостаточно для исполнения бальзамирования и подготовки мумификации усопшего человека, тогда понадобились новые способы и методы влияния на этот процесс. Отсюда открывается путь к правильному пониманию Книги мертвых [16]. Магические тексты, иллюстрирующие потусторонние обители мертвых, рассказывают о том, как право на бессмертие стало написано в папирусе после фараонов Среднего царства (около 2010—1785 гг. до н.э.) [6].Древний Египет, как и любое другое древнее государство, хранит множество тайн, многие из которых до сих пор не разгаданы. Изучив захоронения, археологи узнали много подробностей о культуре Древнего Египта. Благодаря изучению мумий ученые решили множество загадок, связанных с религиозными представлениями древних египтян. Мумии донесли до нашего времени традиции и искусство того времени. Легенды и проклятия мумий до сих пор волнуют многих [1]. Структура и содержание Книги МертвыхЭто не просто книга о смерти - это книга о жизни, о том, как преодолеть смерть [21]. Эта книга о преодолении и победе над смертью. Она учит тому, как это сделать. В Гробнице древнего царства умерший говорит в своей биографии: «Мне дали голодному хлеб, жаждущему воду и голому одежду, так что мне будет хорошо с Великим Богом» [22, с. 149].Священная книга разделена примерно на четыре большие части.I часть включает в себя главы с 1 по 16, процессию похоронного шествия для некрополя, молитвы за «дневной (умерший) выход» и гимны богам Ра и Осирису.II часть (главы 17-63) включает в себя рассказы об обрядах «выхода (умершего) в течение дня» и реинкарнации, триумфе над могуществом темных сил, сокрушении недругов усопшего, получении силы над стихиями. III часть (глава 64-129) включает повествование относительно нижеуказанных ритуалов, сопутствующих «дню выхода (умершего)»: преображение усопшего в бога, принесение его в крепость миллионы лет, умение следовать разнообразным канонам, возвращение в гробницу и суд загробной жизни.Часть IV охватывает главы 130-162, изображающие магические обряды, применявшиеся с целью защиты мумий, и памятный текст, славящий имена усопших. Такие проповеди читались на протяжении года после смерти на специальный праздник или в день преподнесения подношений усопшему [20]. Книга мертвых представляет собой набор различных слов по своему прямому назначению и часто называется главой в литературе. Она разделена на 3 категории: молитвы и гимны для различных божеств, заклинания и похоронные записи. Порядок и количество слов в разных списках были разными. Кроме того, здесь важную роль играла платежеспособность клиента. В соответствии со своими убеждениями и способностями каждый выбирал то, что он считал нужным для себя. Итак, в одних экземплярах мы получаем десятки глав, а в других – единицы. Также был назван один текст, который при необходимости мог заменить все остальные. Объемы слов сами по себе не являются заглавиями, они далеко не всегда отвечают смыслу непосредственно самого текста; в основном, это касается заговоров. Сложно рассуждать о логике построения любых свитков, но, если посмотреть на всю книгу в целом, то логика становится более заметной. По-видимому, писцы эпохи Саиса (664-525 гг. до н. э.) собирали собственную версию текста. Рисунки (часто на самом высоком уровне изготовления), размещенные вместе с текстом, играли огромную роль: это был первый пример иллюстрации книги в истории. Таким образом, текст получил не только вербальное, но и визуальное выражение. Для египтян, для которых все виды изображений имели огромное значение, рисунки казались настолько важными, что часто, когда не хватало места, они предпочитали не заканчивать текст, а разместить иллюстрацию. Во времена XXI рода (1060-947 гг. до н. э.) возникали копии Книги мертвых, складывающиеся исключительно из иллюстраций.Содержание египетского художественного письма заключается именно в том, чтобы египтяне видели не просто картинки на страницах Книги мертвых, но и перечитывали фактически одинаковый текст. Опасные странствия мертвых, мистические жители потустороннего мира, магические деяния героев и необычные объекты, с которыми они имеют дело, все это запечатлено на листьях папируса. Для древних жителей Египта это было так чудесно, так страшно и непонятно [3]. Важность Книги мертвых в египтологии общеизвестна, однако ее исследование еще не получило соответствующей трактовки. Стремление исследовать Книгу мертвых в целом крайне редки. Учеными уделяется особый интерес к ее индивидуальным разделам, лексическому запасу, мифологическим элементам, псалмам и т. д.Данная группа текстов — это «путеводитель» для душ усопших в путешествии в иной мир. Однако это должно было оказать помощь душе и сердцу умершего прийти в себя после погибели, опять соединиться с собственным телом и обучиться держать под контролем себя. Таким образом, Книга мертвых – это собрание слов, своего рода руководство или путеводитель, посвященный преодолению небезопасных факторов в тяжелом пути в царство мертвых. Известно более 190 глав Книги, слова которой в религиозной практике древних египтян применялось тысячи лет. Отдельные экземпляры отделяются друг от друга по численности глав и их выбору. В отдельных вариантах количество глав, фиксируемых на папирусах, изменялось в зависимости от того, какое количество денег могла внести семья покойного. В определенный этап времени священные тексты египетской Книги мертвых получили широкую известность. И тем временем был выработан экономный или бюджетный ее вариант, который размножался писцами, оказавшимися при храмах. Впоследствии благодаря тому, как книга покупалась, в нее вписывалось имя покупателя [20].Книга Мертвых не была просто копией Текстов Саркофагов. Как последние, включив в себя фрагменты Текстов Пирамид, оставались самостоятельным произведением, так и этот сборник, вобравший части и тех и других, стал отличным от них произведением. Книга Мертвых явилась итогом всего долгого развития египетской религиозной литературы [15].Возникает чувство, что главы расположены беспорядочно. Их отличает лишь заглавное название «рау», которым начинается любая глава книги. Никакой зависимости среди разделов не наблюдается – ни порядковой, ни сквозной. Абсолютно определённо, что любая глава содержит своё практическое назначение при преодолении пути к Царству Мёртвых.Наиболее цитируемым является раздел 125, где говорится о посмертном суде. В Книге детально говорится о каждом из 42 судей, собрание которых возглавляют Осирис, Анубис и Тот [10].Книга Мёртвых сочинялась иероглифами и знаками и украшалась возрождениями богов, святых зверей и птиц, мифологическими сценами, обликами похоронных шествий и т.д. При изготовлении похожих картин применялось до 13 тонов цвета. Заглавия и некоторые абзацы наполнялись красными чернилами, а важнейший текст - чёрными. Текст из иероглифов как правило писали вертикальными строчками, а иератический - горизонтальными. Виньетки и иллюстрации делались одним мастером, а текст - другим. Порой доходило до того, что родные умершего расходовали практически всю предназначенную сумму для того, чтобы сделать копию Книги Мёртвых у лучшего художника. Многие языковые неточности, которые встречаются в этих папирусах, это небрежность мастеров, которые делали копии. Ошибки являлись следствием непонимания смыслового значения текста. Иногда мастера не знали, где начало и где конец написанной книги [14].ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯО ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ2.1 Магия и религияТот факт, что человек будет продолжать жить после смерти, был частью мировоззрения почти всех людей в древние времена; такое посмертное существование было результатом воли Бога и сознательных усилий людей. Египтяне не только создали необычайно развитую систему мышления, но и связали ее с осознанием хорошего посмертного существования человека.Магия окрашивала весь круг мыслей древних Египтян разными цветами. Исида даровала народу магию, чтобы защититься от ударов судьбы, заболеваний и плохих сновидений, а также гарантировать умершим спокойную бесконечную жизнь в мире мертвых, найти связь среди живых и мертвых, духов и богов. Только магия, в отличие от наук, основывается на убеждении человека в возможности что-то осуществить, обращаясь к потусторонним силам [15].Книга мертвых — это единая система магического мировоззрения. Она прекрасно передает необходимые заклинания, а также включает вдохновенные молитвы и хвалу высшим богам. Итак, это все, что должен знать умерший или те, кто проводит похороны [8]. Между погребальными пеленами бальзамировщики должны были поместить амулет в виде Ока Уджат, а на сердце — амулет в виде скарабея. Без этих амулетов воскреснуть для вечной жизни было невозможно. Талисманы и обереги — это взаимосвязь рук, конструкций и установок верующих, носящие сакральные элементы. Периодически возникает подобие начального магического приема, как правило, когда совершается основа нужного деяния. В результате этого создается магическая сила, а в конце дается ее прекращение. Данное направление священных предметов в дальнейшем защищает все четыре грани похоронной комнаты от нечистой энергии [15]. Магия окрашивала весь круг мышления древнего египтянина. Посвящённые Египта полагали, что магию людям даровала Исида, чтобы при жизни отводить от них удары судьбы, болезней, сновидений, а умершему обеспечить безопасную вечную жизнь в мире ином, а также для установления контактов живых с умершими, духами и божествами. Экземпляры, скульптуры, образы живых, сущности усопших - это всего лишь маленький список похожих примеров в Книге мертвых[15].Понимание о "мире двойников" после "личной" жизни в богатой египетской гробнице не противоречило представлениям об образе Осириса: он позволил обрести существование только после своей смерти без его вмешательства. Тогда, когда государственность древнего Царства мертвых утрачивается и становится невозможным поддерживать "двойной мир" в гробнице из-за отсутствия средств, суд Осириса становится единственным путем в загробную жизнь. Также египетскими мастерами были массово практикуемы все формы магии очищения во время воздействия над умершим. К ним относился очищающий свет, ароматы, благовоние, эмульсии для омовения и т. д. [1].Надписи дополняются изречениями. Книга мертвых описывает тысячелетнюю историю пользования магией речи в погребальной церемонии. Порой самопроизвольные речи, иногда реальные формулировки отдельных слов (просьбы, заговоры, указания, ограничения с неотъемлемой долей церемоний и магических манипуляций) с самых ранних времен были связаны с обрядовыми и магическими мероприятиями. Магическими средствами погребения в Египте служили обереги, образы фрагментов тела, присутствия божеств, миниатюрных образцов многообразных вещей, иероглифы, которые отображали богов, зверей и людей. В книге также есть ряд проклятий, которые предполагается произносить над Апофисом, и указано, что эти слова следует произносить только после омовения и ритуального очищения. Египтяне, как и большинство восточных народов, придавали большое значение знанию имен. И живые, и мертвые должны знать как использовать и упоминать имена, обладающие магической силой. Египтяне считали, что если человек обращается к богу или злому духу по имени, он обязан ответить этому человеку и исполнить любое его желание. Также, зная имя соседа, человек может помочь или навредить ему. Проклятое имя приносило своему обладателю несчастье, блаженное приносило пользу своему обладателю [15]. Абсолютно все чары предусматривают верное понимание имени. На основе этой идеи египтянин является сущностью имени личности, составной единицей Священного Духа, бога. Могучий Ра собственноручно создавал Вселенную с помощью могущества слова. Придавая вещам и существам названия, бог определил их суть и роль. Знание истинного и тайного имени давало силу его владельцу. Идея загробной жизни сосредоточилась на мифе об Осирисе. Он проводил ритуал взвешивания сердца на похоронном суде. В этой церемонии покойный давал «клятву отрицания», заверяя, что он никогда не совершал преступлений, затем его сердце было взвешено на весах, а его противовесом было перо, символ богини Маат, покровительницы истины и гармония. Осирис принимал решение о «чистоте сердца» умершего и о его праве на воскресение [9] В Книге Мертвых много заклинаний такого рода — ряд глав передают заклинания души, заклинания враждебных духов и божеств, заклинания всевозможных препятствий, барьеров, ворот, пилонов, Залов Храма Осириса, стоящих на пути душ умерших в Обитель Благословенных, заклинания разрушительных духов и строгих богов, охраняющих их, заклинания монстров, пожирающих души грешников, заклинания 42 богов иного и царя Загробного Царства - Осириса. Божества, ради облегчения странствия умерших, сотворили в Царстве Мертвых место покоя, где душа имеет возможность задержаться и передохнуть. Таким образом, войти в Ариту мог не всякий, только те, кому было известно имя Бога и конкретные ритуалы, могли войти [15]. Потусторонний мир является воспроизведением земного бытия с полностью оживленной и веселой жизнью. Захоронение усопшего правителя сопровождается церемониями, где история Осириса символизирует воскрешение. В царствии умерших покойник предстанет перед судом Осириса, после которого переходит в потусторонний мир, похожий во многом на жизнь на земле. Это делает понятным, почему покойник обязан стать богатым, снабженным всеми нужными для такой жизни вещами, начиная с его собственного организма. В древние времена бальзамирование передавалось не только человечеству, но и существам (животным). Возле мумии в усыпальнице помещается изображение усопшего, портрет которого должен быть очень похож. Многие маленькие статуэтки заменяют прислужников. На стенах гробницы изображены сражения, пиры, охота и т. д. Там были картины и рельефы, изображающие ряд светских событий. Такие изображения были помещены в замурованные погребальные камеры и представляли собой рассказ о том, что включает в себе независимое существование покойника в соответствие с правилами потустороннего мира. Произведения мастера почитались сакральными, а ведущими проектировщиками, скульпторами, художниками являлись влиятельные жрецы. Было поверье, будто судьба покойного всецело определяется душевным складом земного бытия [16].2.2Древнеегипетский пантеон боговДревние Египтяне поклонялись очень многим богам. Почти у всех богов были разные имена, а некоторых даже называли по-разному в разное время суток. Так, главного Бога Египта - Бога солнца в виде восходящего солнца -звали Хепри, в виде солнца в зените - Ра, в виде солнца перед закатом - Атум. Все Боги были разделены на местных божеств, почитаемых в каждом доме и каждой большой деревне, и богов общего Египта, обожествляемых по всей стране. Боги нового центра стали общими египетскими богами, правители которых заняли трон фараонов, основали общую египетскую династию и сделали город новой столицей всего государства. Переплетение функций богов привело жрецов к организации пантеона и установлению определенных отношений между божествами. По версии мемфисского священника предком и изначальным богом был бог Птах - бог воды, земли и вселенского разума, который сотворил божественный мир человека словом Божьим. В древнем мире Египта сформировался один из самых огромных и непростых пантеонов богов. Египтяне боготворили тысячи богов и богинь. Постепенно роль части божеств повысилась, остальные пали, не выживши в новых процессах, протекавших в древнеегипетском социуме.Осирис - главное значимое божество пантеона всех египетских богов, потому что он Бог подземного мира. Он связан с циклом смерти, воскресения и разлива Нила, что очень важно для обитателей Египта. В египетской мифологии Осирис был богом естественной продуктивности, правителем последней и судьей Царства мертвых. Исида учила своих коллег, детей, ткачей излечивать болезни и устанавливать брачную систему. Соответственно, она считается моделью женственности и интеллектуальности в семье. Любой женщине в Египте надлежит соответствовать облику этой богини. Если Осирис бродил по всему миру, то его замещала Исида, которая правит всем государством. Таким образом, это самое первое проявление участия женщин в политическом процессе [8].Исида была тоже включена в состав верховных богов, которые считались причастными к обрядам по усопшим. Вдвоем со своей сестрой Нефтис Исида исполнила роль священной плакальщицы. Родительская тревога Исиды простиралась на каждого в загробном царстве. Богиня Исида являлась самой последней древнеегипетской богиней, перед которой молились. В греко-римскую эпоху ее сравнивали с греческой богиней Афродитой, которая расширила свое почитание на запад - в Великобританию; на восток - в Афганистан. Хоруса представляли в виде человека с головой обычного ястреба. Гора рассматривали как небесного бога, связанного с войной и охотой. Доминирующий король любой эпохи приравнивался к проявлению определенных качеств Гора [5]. В соответствии с преданием об Осирисе, Гор был сыном Исиды и Осириса, который был божественным образом рожден после смерти Осириса. Он воспитал Гора, чтобы тот мог расплатиться за погибель родного отца. Соответственно легенде, во время битвы с Сетом, Гор утратил свой левый глаз, который был магически восстановлен богом Тотом. Сет почитали богом хаоса, насилия, пустынь, бурь. Согласно легенде он являлся убийцей Осириса. Между некоторыми вариациями этого мифа Сет обманным путем заставляет Осириса лечь в гроб, а после запечатывает его. Сет - бог зла, войны, мрака и безжизненных степей. Он считался младшим отпрыском бога земли Хеба и богини неба Нут. Сет также был родным братом Осириса, Исиды и Нефтиды [1]. Часто Сета представляют в обличье зверя или человека с головой животного. Однако для египтологов возникает вопрос, какой набор животных он включает. Обычно он характеризуется длинной мордой, длинными ушами с квадратными кончиками. Сет обладает стройным собачьим телосложением и прямым хвостом, который заканчивается пучком на конце. Много существ считаются мифологическими сочетаниями разнообразных животных, являясь своеобразной характерной сочетанием.Возглавлял триаду богов пантеона Птах, его почитали жители Мемфиса. Птах - один среди главных и старейших богов Античного Египта. В древнеегипетской мифологии Птах являлся основным божеством Мемфиса, создавшим Луну, Солнце и Землю. Существуют доказательства того, что это принадлежит времени 1-й династии [9]. Подлинное общество Птаха было похоже на ремесленников и, возможно, строителей. Имхотеп, архитектор четвертой семьи, стал богом после смерти своего сына Птаха.Ра является одним из самых могущественных богов, связанных с солнцем; как правило, он представлен с телом человека и головой ястреба. Паря по небесам на лодке ежедневно, а потом каждую ночь он делал проход чрез подземный мир, на протяжении которого ему велели сразить змеиного бога Апописа, для того чтобы снова воскреснуть. Древнеегипетский бог Ра зарыдал, и от его слезы, которая попала на землю, появился человек. На некоторых листах египетской Книги мертвых встречается интересный фрагмент, связанный с его нанесением себе увечий. Влияние Ра лежало в основе убежденности фараонов (и жителей Египта) в их собственной безопасности и нерушимости их могущества. Они веровали, будто управляют Египтом с соблюдением общих законов (порядка), установленных Ра [15]. Культ Бога Ра направлен преимущественно на жителей Гелиополиса. Благодаря этому Ра постепенно встал на одну ступень с остальными солнечными божествами, в особенности с Амоном. Богиню Хатор традиционно представляли в образе коровы или женщиной с головой коровы, либо женщины с коровьими ушами. Хатор была воплощением материнства, плодородия, считалось будто она оберегает женщин при родах. У нее присутствовал немаловажный погребальный подход, поскольку она считалась "леди Запада". Гробницы традиционно сооружались у западного берега Нила. Многие традиции гласят, что Хатор каждую ночь встречает заходящее солнце; живущие люди рассчитывали попасть в загробную жизнь точно так же.Анубиса интересовали похоронные таинства, забота о мертвых. Вообще его описывали шакалом или человеком с головой шакала. Связь шакалов с погребениями, возможно, сложилась оттого, будто египтяне видели, как шакалы рылись на могилах. Анубис - один среди древнейших уважаемых божеств Античного Египта. Он тесно ассоциируется со смертью, потусторонней жизнью и развитием процедуры мумификации. Во времена древнеегипетской веры он запечатлен преимущественно в образе собаки либо человека с собачьей головой. Анубис играл множество значимых функций в древнеегипетской мифологии, учитывая сохранение погребений, приведение людей в загробную жизнь и «Взвешивание сердца» [21].Тот - бог письменности, благоразумия, запечатленный в виде бабуина, в виде божественного ибиса или человека с головой ибиса. Считается, будто он создал язык, письменность с иероглифами, прислуживая в качестве писца, советника божеств пантеона. Находясь в качестве бога мудрости, Он имел познания о магии, часть тайны, недоступных другим богам пантеона. Тот - древнеегипетский бог, прославившийся благодаря собственной мудрости и магическим способностям. Египтяне полагали его одним среди важнейших божественных творений в египетской мифологии. В некоторых иллюстрациях он фигурировал в образе обезьяны с собачьей головой. Бастет— это древнеегипетская богиня кошек. Бастет изображалась в образе женщины с головой льва или дикой кошки. В I тыс. до н. э. она приобрела чуть менее злобное обличье домашней кошки. Во времена Античного Египта кошки считались лишь домашними животными, а не предметом поклонения. Бастет - матерь абсолютно всех кошек. На территории Древнего Египта Бастет почиталась также в качестве богини любви, красоты, развлечений, уюта и плодородия. Данное божество связывали с благополучными деторождениями у женщин [10].Амон Ра во времена Древнего Египта продолжал считаться божеством правителей, божеством фараонов. Однако с течением времени святилища Амона Ра превратились в досягаемые места и для фараонов, также как и обычных людей. Амон Ра, наряду со множеством египетских богов, рассматривался как верховный бог-творец. Богом египетских фараонов считается бог изобилия и вечной жизни. Спустя некоторое время после мятежа фиванских правителей и после возрождения могущества египтян на всей территории Египта, Амон добился особого "кредита доверия" за одержанную победу. Благодаря объединению с богом солнца Ра Амон превратился в одного из самых влиятельных божеств египетского пантеона. Его должность была получена на протяжении большинства времен в новой империи. ЗАКЛЮЧЕНИЕКнига мертвых - о том, как победить смерть, как преодолеть ее, каким образом это делать. В ней получила олицетворение величайшая концепция человека - идея отмщения в потустороннем мире.Этот древний текст был предназначен для жизни после смерти и важных приготовлений к этому переходу. Основная составляющая книги представляет описание пребывания души, отправившейся за грань физического тела, искушений, ждущих ее, а также ее бытия на этапе более совершенного сознания. Главное внимание в этой книге сосредоточено на том, как люди живут после смерти, а совсем не на духовном существовании в земной действительности.Вопреки полученным в наследство знаниям и жреческой мудрости, древние египтяне оставались практичным народом. Их религиозные убеждения воспринимались наравне с их магическим опытом. Магия окутывала все стороны общественной жизни египтян, что свидетельствует о том, с каким убеждением общество уверовало в потустороннюю жизнь, причем для погребения использовались разнообразные способы мумифицирования. Воздействие Книги мертвых на жизнь египтян обратилось в необычайное действие. Каждый, проживавший на территории Древнего Египта, обязан был владеть хотя бы небольшой частью знания надписей. Для египтян Книга мертвых означала то же самое, что Библия для христиан.В нашей работе мы дали описание культа мертвых в Древнем Египте, структуры и содержания древнеегипетской Книги мертвых, религиозных представлений о загробной жизни в Древнем Египте, а также пантеона богов. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКМонографииБадж Э. А. Уоллис. Египетская религия. Египетская магия // Э.А.Уоллис. – Москва: Новый Акрополь, 1996. — 416 с.Бредстед Д., Тураев Б.А. История Древнего Египта // Д. Бредстед, Б. А. Тураев. – Минск:Харвест, 2003. – Т.1. - 832 с. Египетская книга мертвых. Папирус Ани Британского музея. Перевод, введение и комментарии Э.А.Уоллис Баджа; перевод с англ. С.В. Архиповой. - Санкт-Петербург: Алетейа, 2003. - 416 с.Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта / М. А. Коростовцев. – СПб., «Летний сад», 2000. – 464 с. Лазарев Е. Египетская "Книга мертвых". Книга Амдуат [Электронный ресурс] /Лазарев Е. - М., 2005. – 57 с. - URL: https://royallib.com/read/avtor_neizvesten/kniga_amduat.html#0 (Дата обращения 18.06.2021). Мертц Б. Древний Египет. Храмы. Гробницы. Иероглифы / Б.Мертц. – М., Центрполиграф, 2002.- С. 363.Миронов В. Б. Древние цивилизации [Электронный ресурс] / Миронов В.Б. - М., 2006. – 1390 с. - URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/drevnie_civilizaci/index.php (дата обращения 18.06.2021). Плутарх. Исида и Осирис // Плутарх. - Киев., УЦИММ-ПРЕСС, 1996. – 257 с. Рак И. В. Египетская мифологи // И. В. Рак – СПб., ТЕРРА – Книжний клуб., 2000. - 320 с.Рак И. В. Мифы Древнего Египта // И. В. Рак. - СПб., Изд.-во «Петро-РИФ»., 1993. - 270 с. Розанов В. В. Собрание сочинений. Возрождающийся Египет //В.В. Розанов. – М., Республика. 2002. - 526 с.Савельева Т. Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего Царства (III— VIII династии) //Т. Н. Савельева. - М., Наука. Издательская фирма «Восточная Литература», 1991. – 180с.Сказки древнего Египта// Сост. и общ. ред. Г. А. Беловой, Т. А. Шерковой. - М., Алетейа, 1998. - 352 с.Тураев Б. А. История Древнего Египта [Электронный ресурс] / Тураев Б.А. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/istorija-drevnego-egipta/16_1(дата обращения 18.06.2021).Шапошников А. Древнеегипетская Книга Мертвых. Слово устремленного к Свету [Электронный ресурс] /Шапошников А. – М., Издательство: ORPR OnLineLibrary (ebook), 2002. - 98 с. - URL: https://itexts.net/avtor-neizvesten/233458-drevneegipetskaya-kniga-mertvyh-slovo-ustremlennogo-k-svetu-avtor-neizvesten/read/page-1.html (Дата обращения 18.06.2021). СтатьиКитова А. О. Мумификация в древнем Египте: история изучения, современные методы исследования [Электронный ресурс] / А. О. Китова // Египет и сопредельные страны. - 2016. - № 4. - С. 31-41 - URL: https://theafterlife.ru/texniki-mumifikacii/ (дата обращения 18.06.2021).Мережко. Е. Посмертные маски – свидетели истории [Электронный ресурс] / Мережко Е. – URL:https://www.weekly-news.info/single-post/2018/08/10/posmertnye-maski-svideteli-istorii(дата обращения 18.06.2021).Меркулов С. Египетская «Книга мертвых». Это книга о жизни, победившей смерть [Электронный ресурс] //Меркулов Е. - URL: https://ezoterik-page.com/egipetskaya-kniga-mertvyx/#:~:text=В%20нем%20отражается%20вся%20основная,—%20«обновиться»%2C%20как%20говорили%20египтяне (дата обращения 18.06.2021).История Древнего мира. Религия древних египтян [Электронный ресурс] / Проект Mystic-Chel. – URL: http://www.mystic-chel.ru/east/egypt/480.html (Дата обращения 18.06.2021)Сергеев А. Египетская «Книга мёртвых» / А. Сергеев // Духовные ласточки. - 2020. – Т 4. - С. 185-195. Хомутский В. Древнеегипетская «Книга Мертвых [Электронный ресурс] /Хомутский В. – URL: https://historicaldis.ru/blog/43561193502/Drevneegipetskaya-Kniga-Mertvyih (Дата обращения 18.06.2021). Чегодаева М. А. Древнеегипетская «Книга Мёртвых» . Перевод с древнеегипетского, введение и комментарии /М.А. Чегодаев // Вопросы истории. - 1994. - № 8-9. - С. 145 - 159. Ч. Левкиевская Мертвых культ [Электронный ресурс] / Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 3 - URL: https://grimoire.club/viewtopic.php?t=4741 (дата обращения 18.06.2021). СловариШопенгауэр А. [Электронный ресурс] /Жизнь философа и философия жизни - URL: https://bookscafe.net/download/percev_a-a_shopengauer_zhizn_filosofa_i_filosofiya_zhizni-51056.epub(дата обращения 18.06.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!