это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3560143
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально - экономические и политические перемены в обществе через изменения внутрисемейных отношений.Увеличение числа проблемных семей во время переходных периодов общественного развития демонстрирует эту зависимость. В последнее десятилетие в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов, неполных семей, гражданских браков, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение.Свидетельством этих негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологические консультации, в психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом. Поддержка семьи и усиление её воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьёй, глубоких системных знаний о данном феномене и умений определять точки приложения профессиональных усилий.Основная цель семейного консультирования - это оказание психологической помощи супругам, то есть разговор с психологом должен помочь паре в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.1 ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА В современных исследованиях, посвященных семье и браку, семья рассматривается как социальный институт и как малая группа. Как социальный институт она удовлетворяет потребности общества в воспроизводстве населения, воспитании нового поколения и т. д. Как малая группа семья удовлетворяет потребности ее членов, в частности, потребность в родительстве, психологической поддержке и пр.Специфика семьи как социального института состоит в том, что она обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением. Стабильность семьи как социального института обеспечивается ее взаимодействием с другими социальными институтами – государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой, в рамках которых создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. Оказывая воздействие на семью, они регулируют ее создание и функционирование.Как малая группа семья – это саморегулирующаяся система: микрокультура общения, взаимодействия в семье вырабатывается самими ее членами. В процессе их взаимодействия неизбежно происходит столкновение разных позиций и мнений, возникают противоречия, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. В противном случае в семье наблюдаются деструктивные процессы, в результате которых она может разрушиться.Существует множество определений семьи, обусловленных различием исследовательских подходов к ее изучению, спецификой ее рассмотрения.Например, Н. И. Посысоева определяет семью как важнейшую форму организации личной жизни, вид социальной общности, малую группу, основанную «на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [Посысоева, с. 22].А. И. Антонов, В. М. Медков утверждают, что основным критерием для выделения семьи из всего множества малых групп является наличие в ней родителей и детей, а «брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей» [Антонов, Медков, с. 64]. Таким образом, по мнению автора, лишь наличие триединого отношения с у п р у ж е с т в а — р о д и т е л ь с т в а — р о д с т в а позволяет говорить о конструировании семьи в ее строгой форме [Антонов, Медков, с. 65]. Именно семьи с такой структурой способны осуществлять стабильное воспроизводство населения и обеспечивать преемственность семейных поколений, оптимальным образом организовывать социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семья – это сложное образование, в котором находят свое проявление как естественная, так и социальная природа человека, реализуется как материальная, так и духовная составляющие жизни общества.Л. ван Берталанфи (один из основателей общей теории систем), основываясь на разработанной им универсальной, применимой к разным системам модели, считал семью не простой суммой людей, ее составляющих. Он подчеркивал, что семья – это определенная сеть взаимоотношений между всеми ее членами [см.: Леви].Обобщая взгляды разных исследователей, можно заключить, что семья – это системно-функциональное объединение эмоционально близких и значимых друг для друга людей на основе супружества, родительства и родства. Жизнедеятельность семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, что, в свою очередь, определяет ролевую специфику членов семьи и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.Основой семьи является брак. Под институтом брака понимают институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства, социально-правовые аспекты супружеских и детско-родительских отношений. Брак имеет санкционированный характер, т. е. в определенной культурной форме («законный», «церковный», «гражданский») признается обществом, которое берет на себя обязательства по его защите (например, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей) и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей. Будучи заинтересованным в устойчивости брачных отношений, общество осуществляет внешний социальный контроль за функционированием брака с помощью системы общественного мнения и других средств социального воздействия на индивида.Существует тесная взаимосвязь между понятиями «семьи» и «брака». Однако они не тождественны друг другу. Семья традиционно рассматривается исследователями как некая общность, которая может включать в себя брачную пару. Принято рассматривать супружескую пару как «ядро» семьи, к которому добавляются дети, родители супругов, родственники. Таким образом, понятие «нуклеарной семьи» наиболее приближено к понятию «брака».Брак – это добровольный семейный союз мужчины и женщины, подразумевающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и своим детям. По определению А. Г. Харчева, брак – это «исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» [Харчев, с. 66].Таким образом, в обобщенном виде семью и брак можно определить следующим образом: с е м ь я – это общность людей, связанных родственными отношениями и эмоционально-психологической близостью; б р а к – это социально признанный союз людей, упорядочивающий их половую жизнь и налагающий на них определенные обязательства по отношению друг к другу и к их детям.При исследовании брачных отношений особый интерес для психологов представляет супружество как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [см.: Голод, 1984].На основе этого определения С. И. Голод выделяет особый по своим ключевым характеристикам тип семьи – «брачный» или «супружеский». Он утверждает, что супружество – сущностное ядро современной семьи, стабильность которой поэтому зависит, прежде всего, от супружеской взаимоудовлетворенности. Автор подчеркивает не институциональный характер отношений мужа и жены в данном типе их взаимоотношений [см.: Голод, 2003]. Такой подход позволяет на равных основаниях рассматривать как официально зарегистрированные, так и «гражданские» браки, основываясь, прежде всего, на самоопределении партнеров в качестве супружеской пары. Однако на удовлетворенность браком влияют не только супружеские отношения, но и структура семьи, распределение ролей в ней, успешность выполнения семейных функций и т. д. Поэтому современные исследования семейно-брачных отношений проводятся по разным направлениям, затрагивают множество проблем и в целом представляют собой многоаспектный анализ семьи, брака и супружества.Предпринимаются попытки типологизации семей по различным основаниями. Например, Д. Леви [см.: Леви] выделяет следующие т и п ы с е м е й в соответствии с их структурой:«нуклеарная семья» – состоит из мужа, жены (лат. nucleus - ядро, ядром семьи является супружеская пара) и их детей;«пополненная семья» – супружеская пара и их дети, родители супругов, их родственники, например, сестры, братья, дяди, тети. Все члены семьи живут вместе или поблизости друг от друга, тесно общаются и являются элементами структуры семьи данного типа;«смешанная», или «перестроенная семья», образовавшаяся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных друг для друга родителей и детей, так как дети от предыдущих браков, проживающие в новой семье родителя, входят в ее состав;«семья родителя-одиночки» (матери или отца) возникает в двух случаях: брак никогда не заключался, ребенок родился вне брака и изначально воспитывался матерью или после развода, ухода или смерти одного из супругов.А. Е. Личко [см.: Личко] предложил классифицировать семьи в соответствии с их структурным составом и функциональными особенностями:1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).2. Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья.Гармоничная семья – это та семья, которая справляется со стоящими перед ней задачами, успешно выполняет свои функции. Дисгармоничная – это семья, которая с этими задачами не справляется. Каждая семья может оказаться дисгармоничной в какой-то момент своего существования. В дисгармоничных семьях не удовлетворяются основные потребности членов семьи, нарушены отношения между ними.Также существуют различные классификации типов расп р е д е л е н и я р о л е й в семье. Например, И. В. Гребенников [см.:Гребенников] выделяет три типа распределения семейных ролей:централистический (или авторитарный), когда во главе стоит один из супругов, которому принадлежит право принятия решения по основным вопросам семейной жизни;автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;демократический – управление семьей осуществляют оба супруга, обладающие равными правами в принятии решений и в равной мере несущие ответственность за функционирование семьи.Типы семейных структур по критерию власти подразделяют на:патриархальные, где главой семьи является отец;матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;эгалитарные семьи, в которых нет одного главы семьи, а преобладает ситуативное распределение власти между супругами.Современная семья выполняет ряд ф у н к ц и й, основными среди которых являются следующие:1. Хозяйственно-бытовая. Заключается в обеспечении материальных условий жизни семьи, ведении домашнего и личного хозяйства, экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи и т. д. Главными показателями, характеризующими выполнение семьей данной функции, являются: удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений, источники и количество доходов.2. Сексуально-эротическая. Секс обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей супругов, но при этом сексуальные (половые) отношения давно утратили свое сугубо физиологическое значение и имеют разнообразные личностные смыслы. И. С. Кон [см.: Кон] пишет, что сексуальный контакт может быть средством релаксации, в том числе снятия полового напряжения, продолжения рода, получения эмоциональной разрядки. Кроме того, он может быть способом получения удовольствия, полового самоутверждения, проверки своих возможностей, поддержания определенного ритуала, привычки, использоваться для достижения неэротических целей, общения, когда близость становится способом проявления личностной интимности. Сексуальная культура закладывается не столько благодаря познаниям в области анатомии, физиологии, сколько в процессе развития умений быть психологом в отношении близкого человека. Она предполагает взаимопонимание, доверие, искренность, взаимную верность, альтруизм, признание взаимной исключительности и единственности друг друга.3. Репродуктивная. В семье происходит основное воспроизводство населения. Ребенок в момент своего рождения не способен удовлетворять свои потребности самостоятельно, он «не завершен» (и биологически, и личностно) в момент своего рождения. Ему необходимо пройти длинный путь, чтобы достигнуть взрослого состояния. Семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. В связи с этим репродуктивная функция включает в себя заботу о здоровье членов семьи.4. Воспитательная. Состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. Родители формируют личность ребенка, но и дети постоянно влияют на своих родителей и других взрослых членов семьи, таким образом, происходит систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни.5. Эмоциональная. Заключается в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность членов общества, содействует сохранению их психического здоровья. Одна из основных потребностей членов семьи – потребность в поддержке, защите, личном комфорте. Супруг должен быть готов к оказанию помощи и поддержки партнеру в решении его личных проблем, уметь выслушать, выразить принятие, симпатию, эмоционально поддержать, помочь разобраться в проблеме.6. Коммуникативная (духовного общения). Состоит во взаимном духовном влиянии. С годами у членов семьи формируются определенные культурные ценности, разнообразные интересы и увлечения. Активность и интересы членов семьи определяет направленность совместного проведения досуга.7. Первичного социального контроля. В семье происходит передача социальных норм и ценностей от поколения к поколению и осуществляется контроль за их выполнением членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно выстраивать свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. На разных этапах семейного цикла значение этих функций меняется. Для молодых семей репродуктивная, сексуально-эротическая функции, естественно, важнее, чем для пожилых. А вот эмоциональная функция сохраняет свое значение на протяжении всего существования семьи. Функции семьи менялись исторически, на них накладывали отпечаток новые социальные процессы и условия. ХХ век для семейных отношений оказался примечательным существенными изменениями в значимости и содержательном наполнении тех или иных функций брака. Супруги, по замечанию Э. Гидденса, стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии. Дом стал местом, где они могут получить эмоциональную поддержку по контрасту с инструментальным характером рабочей среды [см.: Гидденс]. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: сегодня она заключается не в беспрекословном подчинении членов семьи ее главе, а в той мотивации к достижениям, которую порождает семья. Тем не менее, если семья оказывается не способна выполнять какие-либо функции, ее жизнедеятельность нарушается. Дело в том, что, с одной стороны, функционирование семьи связано с удовлетворением потребностей общества в воспроизводстве, воспитании, сохранении физического и психического здоровья населения, а с другой стороны, с удовлетворением потребностей самих членов семьи. Эффективно функционирующая семья способствует удовлетворению основных потребностей ее членов (в еде, крове, безопасности, общении, принятии, самореализации) и поэтому является для них ценной, значимой сферой жизнедеятельности.2 ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ СОТРУДНИКОВ Традиционно основным методом психологического консультирования считается интервью, т.е. терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования (в том числе и семейного) широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике).Во многом выбор методов и контактных техник определяется тем уровнем, на котором осуществляется консультационный процесс. Принято выделять внешний и внутренний уровни консультирования.Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече (особенно при консультировании семейной пары). Здесь широко используются технологии создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К.Роджерс, Ф.Василюк и др.). Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него на уме, и выразить свои подлинные чувства. Это первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе самому и к другому человеку.Используются на этом уровне и различные техники, разработанные в поведенческой психологии. В частности, бихевиористская модификация «контрактной терапии», когда супруги договариваются вознаграждать друг друга за то поведение, которого они ожидают от партнера.На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и психодраме.Такой эклектизм вполне уместен, но лишь при определенных условиях. Во-первых, выбирая средства, необходимо помнить известное методологическое положение, которое Дж. Пол сформулировал как вопрос: «Какая помощь, кем осуществляемая и в каких условиях наиболее эффективная для этого клиента с этими конкретными проблемами?» А во-вторых - не забывать, что основным средством психологического консультирования становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношений в системе «психолог - клиент», основанная на сознательном использовании базового двуединого механизма бытия и развития личности - идентификации - обособления (B.C.Мухина). Именно эти взаимоотношения создают условия для переживания, объективации, рефлексии и реконструкции образа мира клиента и его отдельных фрагментов в период консультаций и групповых занятий.Существует множество концепций семейного консультирования: от модификаций фрейдовской психоаналитической модели до позитивной семейной терапии Н. Пезешкиана. Однако в последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный.Основоположники системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, К. Витакер и др.) рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку семья - это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны.Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.Каковы функции психолога при работе с семьей? На чем будет сфокусировано его внимание в процессе консультирования? Какие средства воздействия станут основными? На эти вопросы представители многочисленных системных подходов к психологической помощи семье отвечают в зависимости от своей теоретической ориентации.Так, автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Это сближает его с системными терапевтами. Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, а связанной со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, среди которых концепции дифференцировки собственного Я, эмоциональных треугольников, семейных проекций и др. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Неслучайно его концепция дифференцировки собственного Я так напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки. Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного Я в ходе сеансов семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более продуктивные. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми рекомендациями, а вести совместный поиск. С этим трудно не согласиться: совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъектности и уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи.Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиентов.Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, - структурная семейная терапия С. Минухина.В основе этого подхода лежат три аксиомы.Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема.Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.Семья предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого - отдельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами.С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый - их спутанность, нечеткость, размытость; второй - излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: «мать - ребенок (дети)» и «отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей - в доверии, тепле и поддержке.Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребенок ощущает как холод, безлюбость и может охарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела».Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиотической взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроить границы между собой и другими.Роль психолога в системе С. Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. «Терапевтическое воздействие на семью, - пишет он, - является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны» (С. Минухин, 1978). «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «миникризис», имеющий важное значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются, и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит и изменить свою структуру.С. Минухин выделяет семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.Не менее распространен еще один из вариантов системного подхода - стратегическая семейная терапия (Дж.Хейли, К. Маданес, П.Вацлавик, Л.Хоффман и др.), где основная работа терапевта направлена на формирование у членов семьи ответственности друг за друга.Иногда в рамки стратегического направления включают и вариант системной семейной терапии, разработанный в миланской научной школе. Однако здесь в центре работы - выявление и преобразование тех бессознательных «правил игры», которые поддерживают семейное неблагополучие. «Семейные игры» (впервые они описаны в трансактном анализе Эрика Берна) основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что возможно осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье, манипулируя другими членами семьи. Работа психолога сначала направлена на выявление тех реакций членов семьи, которые приводят к «зацеплениям», делающим семью нездоровой (диагностика), затем - на помощь в осмыслении этих зацеплений и выработку продуктивных способов взаимодействия.Еще один конструкт, используемый для анализа супружеских взаимодействий, - представление о том, что в основе семейных конфликтов лежит бессознательная борьба супругов за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом (в российском варианте это можно выразить пословицей-вопросом: «Кто в доме хозяин?»). Работа консультанта в этой модели психотерапии сфокусирована на установлении баланса между супругами, когда выигрыши или проигрыши одного будут компенсироваться выигрышами или проигрышами другого.Психоаналитический (Н.Аккерман, К. Сэджер и др.), когнитивно-поведенческий (Р.Дрейкурс, А. Эллис и др.) подходы в семейной терапии по сравнению с системным подходом более традиционны.Анализ многочисленных теоретических построений и практики работы семейных консультантов породил яркую и удобную для повседневного употребления типологию, где все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от избранного психологом подхода к целям работы и понимания собственных функций) разбивают на три группы: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем».«Ведущие» терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье, они воздействуют из позиции «супер-родителя», который лучше членов семьи знает, что для ее членов хорошо или плохо и активно действует. Это полностью избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность. Справедливости ради отметим, что для человека или семьи, обратившихся за помощью в период глубокого кризиса, такое отношение на начальном этапе консультативного процесса является не только потребным, но и единственно возможным, так как люди, только что пережившие жизненную катастрофу, нередко находятся в состоянии возрастной регрессии, когда возвращаются формы реагирования, свойственные испуганному беспомощному ребенку. В случае работы с такими клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает «родительскую позицию» и избирает стратегию дородительствования, постепенно «доращивая и довоспитывая», помогая поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающими. Именно этот подход представлен в данном ранее описании структурной семейной терапии (С.Минухин).«Реагирующие» семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье, стараются мобилизовать ее собственный внутренний потенциал развития. Они «включаются» в обстановку и атмосферу семьи, с которой проводится работа. Такую терапию удобно выполнять вдвоем: один из психологов дает втянуть себя в создавшуюся семейную ситуацию (при этом он чаще всего принимает на себя роль ребенка), второй выступает в роли наблюдателя и держится несколько более отстраненно (как бы вне семейной системы).Если вспомнить, что реагирующие психотерапевты теоретически ориентируются прежде всего на психоанализ, то нетрудно понять и истоки такой работы, и ее сущность. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт выполняет обе эти функции (и идентификацию с клиентом, и обособление, отстранение от него). В процессе взаимодействия с клиентом он попеременно то идентифицируется с ним, глубоко проникает в его проблемы, то отстраняется от клиента и его ситуации с целью объективного суждения. Здесь же эти функции как бы «разделены» между двумя психологами.«Чистильщики систем» прежде всего стремятся навести порядок в правилах, по которым живет семья. Консультант старается противодействовать неправильному поведению, заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод характерен для стратегической семейной терапии и системной семейной терапии миланской научной школы (с одним из вариантов такого подхода вы можете познакомиться, прочитав яркие и талантливые работы Вирджинии Сатир, которые переведены на русский язык и неоднократно издавались в нашей стране).Как правило, семья обращается в психологическую консультацию в трудные периоды жизни, когда ощущается напряжение, нарушаются взаимоотношения между ее членами, возникают конфликты.Анализируя проблемы, с которыми супруги часто обращаются в консультацию, исследователи (Ю.Е.Алешина, В.Ю.Меновщиков) считают наиболее типичными:различного рода конфликты и взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;конфликты, проблемы, недовольство супругов из-за различий во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере и их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи;проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.При всем внешнем различии эти проблемы схожи: трудности возникают в сфере отношений с другим человеком. Однако эти проблемы - лишь маркер неблагополучия во внутреннем мире человека (это могут быть искаженные представления о мужчине и женщине, их обязанностях и желаемом поведении, расхождение между желаемым и реальным отношением, негативное отношение к себе и партнеру, саморазрушающие чувства вины, обиды, страха, гнева и др.).2.1 Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношенийМы подходим к консультированию по проблемам отношений через исследование специфики субъективного образа мира человека и реконструкцию тех или иных его фрагментов.Такое понимание образа мира личности близко к понятию мифа в том культурологическом смысле, который приобрел этот термин сегодня (Э. Кассирер, С.Криппер, А.Лобок, А.Лосев и др.). Мы определяем образ мира как индивидуальный миф человека о себе, других людях, мире и своей судьбе во времени его жизни и историческом времени. Это целостное образование самосознания, картина, которая существует на когнитивном и образно-эмоциональном уровне и регулирует жизненные отношения, поведение, бытие человека в мире. В качестве центрального компонента образа мира выступает «образ Я» - система представлений и отношений человека к себе (и всему, что он считает своим) во времени жизни и историческом времени. В качестве других структурных звеньев образа мира выступают образ другого человека (близкого и дальнего; мужчины и женщины), образ мира в целом, который на глубинном уровне проявляется в чувстве онтологической уверенности или неуверенности человека в мире. Этот миф изменяется с духовным и психическим развитием личности и служит внутренней основой для регуляции поведения и осуществления жизненных выборов.Именно реконструкция субъективного образа мира личности становится основной стратегией консультирования. Это предполагает оказание помощи на всех этапах формирования новой системы отношений семьи и каждого из ее членов к себе, другим, миру во времени своей жизни от момента обращения за психологической помощью до формирования позитивных отношений членов семьи к себе, другим, миру в целом. Консультант сопровождает семью в ее нелегком пути от неблагополучия к благополучию. Он помогает одному или обоим супругам осознать не только внешние, но и внутренние причины нарушения отношений; осознать свой образ мира или те его фрагменты, которые связаны с нарушением взаимодействия; обеспечивает психологическую поддержку; содействует самопознанию и познанию другого человека; развивает эмпатию (умение встать на место другого человека и почувствовать его как самого себя) и рефлексивные способности (способность мысленно выйти за пределы непосредственной ситуации взаимодействия и посмотреть на нее как бы со стороны). В результате такой работы клиент получает возможность пройти по обеим сторонам улицы взаимодействия, увидеть и понять не только свои переживания, но и переживания другого человека, начинает лучше понимать мотивы, чувства, конфликты (свои и другого человека). Все это дает возможность реконструировать свой образ мира и освоить новые, более продуктивные модели взаимодействия и поведения.2.3 Способы организации процесса семейного консультированияСемейное консультирование – это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, т.е. с семьей в узком смысле этого слова (отец-мать-дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.); работа с экосистемой или социальной сетью.Индивидуальная работа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваются классические отношения «консультант-клиент», однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях и т. п ). Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента» (Н. Пезешкиан, 1994).Если при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель «изменить жену или детей и их отношения ко мне». Однако возможно измениться самому, продумать свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Для этого вполне возможно использовать прием терапевтических притч (Н. Пезешкиан и др.). К примеру, как бы между прочим задать вопрос о том, чем отличается психолог от милиционера, а потом с улыбкой пояснить, что если кто-либо жалуется милиционеру на соседа, то он разбирается с соседом, а если жалуются психологу, то он разбирается с самим жалобщиком.Индивидуальная консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать «о стыдном» в присутствии других членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его.Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов супружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях (как говорится: «Никогда хорошо не жили, так и начинать не стоит»), то возникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.Более оптимистичный прогноз с подобными проблемами - ситуация, когда супружеская пара способна по собственной воле прийти к психологу. Уже сам такой приход свидетельствует о том, что у них имеется установка на сохранение совместной жизни, а значит, есть надежда на изменения к лучшему. Задача состоит в том, чтобы найти позитивный потенциал супружеской пары, столь необходимый для выхода из кризисной ситуации и реконструировать семейные отношения.Работа с супружеской парой. В этом случае муж и жена приходят на консультацию вместе, их поведение делает наглядными привычные модели взаимодействия друг с другом. Консультант может непосредственно подвести их к осознанию конфликтных, непродуктивных форм взаимодействия. В ходе работы с парой можно рассмотреть сложную жизненную ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам обрести новый взгляд на жизненные трудности и свою роль в их преодолении, а затем найти новые, более продуктивные способы взаимодействия и решения трудных вопросов. Однако все не так просто: на первом этапе работы супружеская пара может доставить консультанту немало беспокойств и поставить под угрозу саму возможность консультирования.2.3 Трудности работы с супружеской паройВести прием, в котором участвуют двое клиентов (да еще конфликтующих между собой), гораздо труднее, чем консультировать одного. Хотя работа с двумя супругами и является более эффективной, ее результаты не носят столь глубокого характера, какой возможен при индивидуальном консультировании: здесь реже затрагиваются те глубинные проблемы, которые лежат в основе супружеских разногласий. Для того чтобы настроить супругов на совместную работу, организовать и направить конструктивный диалог, от консультанта требуются особые навыки и умения.Конструктивный диалог по праву считается наиболее эффективным методом работы с супружеской парой или семьей в целом на начальных стадиях консультирования. Организация конструктивного диалога включает три этапа: подготовительный, переговоры и принятие компромиссных решений.Особенно важен первый - подготовительный этап, его задача - найти точки соприкосновения и переформулировать цели супругов. Как правило, у конфликтующих сторон (особенно в пред-разводной ситуации) эти цели не совпадают: ведь они «смотрят в разные стороны». Успешно проведенное переформулирование целей заключается в перенесении акцентов с формальных требований супругов друг другу, потока жалоб и обид на чисто человеческие контакты. На этом этапе психолог направляет усилия на то, чтобы превратить пару, пришедшую нередко с нереалистическими ожиданиями, в активных, ответственных участников процесса: он устанавливает доверительные отношения, объясняет принципы партнерского общения и т. п.Только после этого можно переходить ко второму этапу - переговорам. Конфликтующие стороны начинают встречаться в роли полноправных партнеров, а психолог руководит этими встречами, выполняя роль посредника, фасилитатора, модели партнерских отношений. В результате постепенного обмена мнениями, чувствами и пожеланиями, участия в ролевых играх и специально смоделированных ситуациях взаимодействия супруги переходят к третьему этапу - принятию компромиссного решения.Особенно сложно складывается ситуация на начальных этапах консультирования: присутствие второго члена пары так или иначе затрудняет установление терапевтического контакта, негативно влияет на ход беседы. Супруги могут перебивать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь доспорить, что-то объяснить или доказать друг другу. Порой может возникнуть и вовсе парадоксальная ситуация: в какой-то момент конфликтующие супруги могут внезапно объединиться и... совместно выступать против консультанта. Возможна и обратная реакция: присутствие партнера приводит к тому, что муж или жена становятся неразговорчивыми, каждый из них ожидает, что другой начнет беседу и скажет что-то важное.Прежде чем переходить к описанию стратегии и тактики консультирования семейной пары, отметим, что возможны по крайней мере два варианта прихода в консультацию: обоих супругов вместе или одного из них с жалобами на себя или партнера. Наиболее частый вариант - последний.При формулировании жалоб субъектный фокус (т.е. на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты:первый жалуется на второго;первый и второй жалуются на третьего;первый и второй совместно хотят в чем-то разобраться;первый жалуется на себя, второй хочет ему помочь.Основная задача консультанта на первом этапе - установить контакт с клиентом (-ами) и разобраться в том, что именно привело его или их на прием. Однако уже в начале беседы с супругами возможны серьезные затруднения. Порой муж и жена стремятся не столько изложить суть проблемы, сколько продемонстрировать вину и недостатки другого, вспоминая все новые и новые прегрешения партнера, обвиняя и перебивая друг друга.Как в этом случае должен поступить консультант? В такой ситуации следует ввести правила поведения в консультации, предложив супругам говорить по очереди и комментировать слова партнера только тогда, когда на это будет дано время.Начальный этап работы с парой может быть совместным, когда консультант и клиенты пытаются вести общий разговор, или раздельным. Совместный вариант беседы вполне уместен во втором, третьем и, возможно, в четвертом случае. На первой же встрече, когда один клиент жалуется на другого, целесообразнее выслушать жалобы по очереди. Один из супругов остается с консультантом, а второй ожидает своей очереди за порогом кабинета.На втором этапе консультант выступает как психологический посредник. Он следит за диалогом и при необходимости вмешивается, направляя его.Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании супружеской пары, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, т. е. консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако перефразирование часто направлено не на то, чтобы показать клиенту, что консультант его понимает и поддерживает, а на то, чтобы клиента понял его партнер.Консультант направляет повторение фразы первого лица второму. Например, при приеме супругов это может звучать так: «Света, вы поняли то, что сейчас сказал Сергей? Он говорил о том...» (далее идет перефразирование).2.4 Основные требования к работе с супружеской паройКонсультирование супружеской пары должно соответствовать принципу гуманного отношения к каждому члену семьи и семье в целом и веры в ее силы; не переделка, а квалифицированная помощь и поддержка естественного развития. Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Консультант должен принимать семью и ее позиции и давать клиентам почувствовать это.Консультанту следует уважать автономность семейной диады, обратившейся за помощью, ее права на свободный выбор своего пути развития (если, конечно, ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью ребенка). Помните: консультирование эффективно только тогда, когда оно способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостности.Консультант осуществляет индивидуальный подход к семье и каждому из ее членов, опираясь при этом на ресурсы развития, которые реально есть у семьи. Консультирование должно осуществляться в логике позитивных возможностей развития семьи, а не искусственно навязывать супругам цели и задачи извне.Осуществляя консультирование семейной пары, психолог должен соблюдать принцип реалистичности: не пытаться «переделать семью или кого-либо из ее членов», «обеспечить жизненное благополучие или трудоустройство». Он может лишь поддержать в период преодоления «разрывов жизни», помочь преодолеть типичное для кризисных периодов отчуждение от себя и мира, создать условия для выявления внутренних ресурсов, позволяющих «стать автором и творцом своей жизни» и обрести большую гибкость в отношениях как между членами семьи, так и в отношениях семьи с «большим миром».Умение слушать и слышать каждую из сторон помогает наладить контакт, а значит, дает шанс на успешное консультирование.Консультируя семью, необходимо более четко структурировать процесс приема.Работа с нуклеарной семьей, т. е. с семьей в узком смысле этого слова (отцом, матерью, детьми). Преимущества этого процесса заключаются в том, что семья приходит на консультацию в полном составе и здесь во время непродолжительной терапевтической встречи будет в привычных для себя формах продолжать ту самую жизнь, которой живет дома, а следовательно, для семейного диагноза не потребуется специальных средств.Работа с нуклеарной семьей особенно уместна тогда, когда в семье наблюдается симптом психологического неблагополучия ребенка. Под углом зрения системной семейной психотерапии нарушения в поведении ребенка воспринимаются как ключ к «общесемейной боли», как своего рода сообщение о кризисных процессах, которыми страдает вся семья. «Насколько детское неблагополучие очевидно, настолько стоящая за ним общесемейная дисфункция закамуфлирована, скрыта в глубоких тайниках семейной жизни. И естественно, этот всегда досадный детский недуг, причиняющий столько неудобств взрослым, не был бы так упорен, если бы в каком-то смысле не являлся нужным, "полезным" для семьи как целостности, не работал бы на нее, т.е. не обладал бы некоей "условной желательностью", удерживая семью от распадения и в то же время позволяя сохранить status quo дефектных отношений» (Т.В.Снегирева, 1991).Работа с расширенной семьей, в которую входят не только мать, отец и дети, но и другие близкие люди (бабушки, дедушки, дяди, тети и другие члены семьи, оказывающие влияние на ее жизнь и систему отношений).Работа с экосистемой. В процессе консультирования учитываются, включаются в качестве промежуточных переменных внешние контакты и социальные институты.Работающий с семьей консультант должен быть предельно осторожным. Прежде всего, ему необходимо учитывать, что общесемейная дисфункция, как правило, закамуфлирована и скрыта в глубоких тайниках семейной жизни: зачастую супруги говорят, думают, рассуждают и даже веруют на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают - на другом, что образует как бы скрытую инфраструктуру их жизни. Каждый шаг психолога может наталкиваться на сопротивление членов семьи. Для специалиста, консультирующего семью, всегда остается открытым вопрос: как далеко можно заходить, взаимодействуя с семейной реальностью, спрессовывая в кратком количестве встреч тот психологический опыт, на приобретение которого сама жизнь обычно отводит месяцы и годы.К примеру, в кризисные периоды жизни нередко наблюдается алкоголизация главы семейства. Однако в этом случае не имеет смысла работать лишь с самим главой семейства: алкоголизация часто лишь симптом, показатель семейного неблагополучия, наличия дисфункциональных внутрисемейных отношений. Дело в том, что алкоголь - это наркотик, вызывающий ощущение теплоты, безопасности и комфорта. В семье, где жены или излишне авторитарны, или холодно-сдержанны, алкоголь «замещает» многие функции, традиционно приписываемые семье (защищенность, доверие, тепло, близость). Кроме того, алкоголь часто становится для мужчины «домашним способом» хоть как-то расслабиться и уйти от жизненных проблем. Следовательно, необходимо рассматривать алкоголизацию как показатель недостатка эмоциональной поддержки и работать не только с самим пьющим супругом, но и с существующими семейными отношениями, правилами и убеждениями, содержанием поведения членов семьи по отношению друг к другу.Какой бы вариант взаимодействия не избрал психолог для консультирования обратившейся за помощью семьи, важно, чтобы он опирался на позитивные ресурсы ее членов, стремился поддержать и развить лучшие чувства и способности родителей и детей. Только такой подход способен предотвратить тяжелые конфликты и нарушения.Не реже, чем с просьбой о помощи в восстановлении семейных отношений, супруги обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми самых различных возрастов - от дошкольников до студентов и старше. Причем это дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения, но есть самая большая проблема - отношения с собственными родителями, непонимание, доходящее до отчуждения.Наиболее типичны жалобы на постоянные конфликты с ребенком, на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); невнимательность; неорганизованность поведения; лживость (за которую принимают как «псевдоложь», т.е. детское фантазирование, так и ложь во спасение, из страха быть наказанным, упрямство, необщительность, неуважение к родителям, неподчинение, грубость... Список этих «грехов» можно продолжать до бесконечности.Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом?Прежде всего - наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения).Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на нее родителей, и взгляд ребенка, и материалы психодиагностики).В любом случае психолог должен быть на стороне ребенка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями).Причины нарушения детско-родительских отношений - это прежде всего неумение понять ребенка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.В целом в психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления:1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье (А.С.Спиваковская). Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно важно сочетание первого и второго направления работы. Прежде всего - работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.Один из них - стереотип насильственного воздействия на ребенка, которое, как бы в насмешку, родители называют воспитанием.Для многих российских пап и мам может показаться нелепой сама мысль о том, что кормить ребенка через силу, вталкивая через плотно стиснутые зубы ложку с кашей, - это жестокое насилие над ребенком. Этот жест заботы оставляет дыру в символических границах телесности ребенка, нарушает его целостность и... формирует будущую жертву, уже готовую смириться с проникновением другого человека в ее личное пространство.Вместе с тем эффективная коммуникация с ребенком покоится на трех китах: безусловном принятии; признании того, что ребенок чувствует; предоставлении ему выбора. Это - важнейшее открытие гуманистической и психоаналитической психологии (К.Роджерс, Х.Джайнотт, А.Фабер и др.). Просветительская работа с родителями и должна быть направлена, с одной стороны, на преодоление непродуктивных стереотипов и принятие идей воспитания человека с чувством собственного достоинства, а с другой - на освоение адекватных этим идеям способов взаимодействия с детьми.Первый шаг, который может (и должен) сделать навстречу ребенку взрослый, - это «принять его и присоединиться к нему», предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она, эта установка, ни была.Второй - создать опыт подлинно человечных отношений с ребенком. Ведь движущая сила развития ребенка - это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие осмысленности его личного существования - это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. В основе же нарушения развития личности, агрессивности, жестокости, в равной степени свойственных детям и взрослым, лежат не только конфликты, но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте. Необходимо глубоко понять внутренний мир ребенка и создать опыт «корригирующей заботы», восполнить недоданное ребенку тепло, отогреть его душу.Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К. Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) установили: отсутствие эмоционального тепла, оскорбления, жестокость, которую претерпел ребенок, оказывают на всю его дальнейшую жизнь судьбоносное влияние. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестоким отношениям с окружающими, как бы вновь и вновь мстя им за свой опыт унижений.Еще один важный момент консультирования по проблеме детско-родительских отношений: при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого, и ребенка. При этом важно задавать себе вопросы: что в истории развития моего ребенка могло привести к агрессивному поведению? Могла ли спровоцировать вспышку гнева создавшаяся ситуация? Каков «вклад взрослого» в возникновение конфликта? Только так мы научимся понимать хотя бы что-то из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые «одинаково метят жизненный путь человека».Исследования природы агрессивного поведения (К. Бютнер, В. А. Горянина, Е.В.Ольшанская и др). показали: в основе любого конфликта, немотивированного, на первый взгляд, взрыва агрессии ребенка лежит страх. Все многочисленные страхи (перед смертью, обществом и отдельными его представителями, лицами противоположного пола, перед своими запретными, с точки зрения морали, чувствами) свойственны и ребенку, и воспитывающему его взрослому. Возникают же они на основе пережитого негативного опыта: память о нем актуализируется в боязнь быть травмированным, обиженным. Страх подвергнуться нападению в ситуации, в чем-то напоминающей прошлый опыт, трансформируется в гнев, ярость, архаическое чувство злобы.Первый шаг к подлинно гуманному воспитанию - в понимании взрослым субъективного образа мира ребенка, его чувств и эмоций, в том числе и тех, которые в нашей культуре привыкли считать негативными; второй - в стремлении изжить страх, создать отношения, свободные от страха, «корригирующий опыт заботы». Для этого необходимо отказаться от манипулирования поведением и репрессивных мер (отметки, замечания, наказания и пр.) и обратиться к сфере чувств и переживаний ребенка, научиться понимать ребенка и взаимодействовать с ним.Идею корригирующего опыта заботы легче провозгласить, чем реализовать. На ее пути множество препятствий. И первое из них - родители, воспитанные в страхе и несвободе. Именно поэтому в консультирование родителей целесообразно включать методы, дающие живое знание и раскрепощающие их собственную эмоционально-рефлексивную сферу, позволяющие принимать себя и уверенно чувствовать себя во взаимодействии с детьми.В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы:первая - усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;вторая - работа по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них.Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими эмоциональными проблемами.На занятиях особое место отводиться анализу семейных отношений, приемов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовностью родителей к предстоящей внутренней работе. Однако в процессе консультирования длительного, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Психология социальной работы. Под ред. Гулиной М.А. СПб.2004Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2001Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. М. 2005Киршенбаум К. Когда хорошие люди изменяют. М.2008Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования” / “Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994Елизаров А.Н. «Основы индивидуального и семейного психологического консультирования» / Учеб. пособие М.: «Ось 89» 2003 г.Алешина Ю.Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование» Изд.-2 - М.: Независимая фирма «Класс» 2000 г.Ершова И.А., Пермякова М.Е., Вильгельм А.М. «Основные направления консультативной работы с семьей» Екатеринбург, Издательство Уральского университета 2018.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!