это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3582022
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность исследования. Вопросы целесообразности применения законодательства приобретают особую актуальность в период законодательной реформы, когда принимаются новые законы, законы, не соответствующие новым экономическим, политическим и социальным условиям, перестают применяться. В отечественной юридической науке не единожды акцентировалось внимание на важность и значимость проблемы действия нормативно -правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц вопросов, так как научные воззрения и представления о них являются одной из исходных точек в процессе изучения права. На сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что среди теоретиков права и практиков отсутствует единое определенное основание, по которому толкуется пределы действия нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц которое необходимо как для науки, так и для правильного правоприменения. Все, вышеизложенное обусловило актуальность темы курсового исследования.Объектом исследования является пределы действия нормативно – правовых актов. Предмет исследования курсовой работы составляют законодательство Российской Федерации, научная и учебная литература, характеризующие правовую природу действия нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы дать правовую характеристику действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. В ходе работы необходимо решение следующих задач:- рассмотреть понятие и виды нормативно – правового акта;- раскрыть действие нормативно-правовых актов во времени, - проанализировать действие нормативно-правовых актов в пространстве;- выявить действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.Теоретическую основу курсовой работы составляют использованные в процессе написания ее основной части монографии, учебники и учебные пособия, статьи в сборниках, журналах, газетах. Наибольшую теоретическую значимость для курсовой работы составили работы таких ученых, как: М. Б. Смоленский, С. Ю. Наумова, А. В. Малько, В. Д. Перевалов, М. М. Рассолова, С. Н. Братановского, А. С. Шаталова и др. Нормативная основа курсовой работы включает в себя Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, такие, а также соответствующие подзаконные акты и связанная с ними современная правоприменительная практика.Методологическую основу данного исследования составили современные методы познания и получения научного результата. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: исторический, сравнительно-правовой и системный. В рамках данного исследования были также использованы диалектические и логические приемы: анализ, синтез и обобщение.Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.. Глава 1. Общие положения о действии нормативных актов во времени1.1 Понятие и виды нормативных правовых актовНормативный правовой акт является основным источником права в правовой системе современной Российской Федерации. Нормативный правовой акт является действующим с момента его вступления в силу и до его отмены. Именно в этот момент он наделяется такими существенными характеристиками, которые делают его основным источником права. В отечественной юридической науке нормативные правовые акты являются наиболее изученными источниками права. Их основные свойства, признаки и эффективность были изучены советскими и российскими теоретиками. Практически все отечественные теоретики права утверждают, что нормативный правовой акт является важнейшим, основным, наиболее распространенным и характерным источником права в России. Однако среди них отсутствует единый подход к понятию нормативного правового акта и его признакам. Как известно из законов формальной логики, определение понятия формируют его существенные признаки. Рассмотрев признаки нормативно -правового акта, выделив из всего их массива главные (существенные, основные) и второстепенные (несущественные, факультативные), попробуем сформулировать свое определение этому ключевому понятию теории государства и права [11, с. 234]. До настоящего времени определения нормативного правового акта практически не претерпели существенных изменений. Наиболее традиционно под нормативным правовым актом принято понимать – письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права, имеющий официальный обязательный характер, содержащий норму права и регулирующий общественные отношения. Так, Р.Ф. Васильев полагает, что нормативно-правовой акт следует определять как «…волеизъявление управомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которых в виде велений, обращений, соглашений и т.п. в установленных законом случаях фиксируется в документарной форме (акте-документе)» [16, с. 25]. Как представляется, такой путь конкретизации не всегда является оправданным, особенно в отношении тех понятий, которые носят достаточно широкий характер, поскольку призваны соединить в себе различные варианты проявлений описываемых ими явлений. Вот и в данном определении возникает вопрос о возможности включения в качестве вида правого акта интепретационных актов. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что сам Р.Ф. Васильев в дальнейшем содержании своей статьи включает указанный вид актов в состав правовых. Также необходимо остановиться на определении нормативно- правового акта, предложенного Ю.А. Тихомировым. С его точки зрения нормативно-правовой акт представляет собой «… письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений» [27, с. 17]. Думается, что данный подход, во-первых, также заужен по вопросу о возможности включения в качестве его разновидности интепретационных актов; а во-вторых, круг субъектов, уполномоченных на издание юридических актов ограничен только тремя видами субъектов. Иные существующие определения нормативно-правового акта надо признать, более приближенными к тому, что предложено С.С. Алексеевым вследствие своей большей абстрактности, нежели два предыдущих. Так, О.В. Шопина предлагает под правовым актом считать «…выражающее волю субъекта права и оформленное в установленном порядке решение, призванное достигать социально-позитивные цели (регулировать общественные отношения) и влекущее определенные юридические последствия» [31, с. 22]. Признаками нормативно-правового акта являются: 1 Нормативный характер (т.е. содержание каких-либо норм, которые обязательны для исполнения определенному кругу лиц); 2 Правовой акт (т.е. отмена или изменение нормы права); 3 Общеобязательность (т.е. исполнение его всеми лицами, на которые он направлен); 4 Государственное принуждение (т.е. определенный перечень мер, способствующих соблюдению и исполнению высших юридических документов). Признаками нормативного правового акта являются: а) создается специально уполномоченным на то субъектом, как правило, это государственный орган, но возможны случаи, когда нормативный акт принимается непосредственно населением (референдум); б) обязательно в письменной форме; в) носит общий характер, т. е. распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц, действует неоднократно, регулирует наиболее важные, сходные, типичные отношения; г) принимается в особом процессуальном порядке: – является общеобязательным; – подкрепляется мерами государственного принуждения; – исходит в императивно-одностороннем властном порядке. Только государство обладает монополией на издание законов.Благодаря указанной совокупности признаков становится возможным проводить дальнейший анализ по вопросу о том, какие документы стоит относить к правовым актам, а какие нет. В настоящее время большинство авторов предлагают в качестве таковых рассматривать четыре группы актов: нормативные правовые акты (являются результатом правотворчества), правоприменительные акты (выступают как результат применения правовых норм уполномоченными субъектами, содержащихся в нормативных актах), акты реализации прав и обязанностей (выступают в отличии от предыдущих актов результатом реализации правовых норм субъектами, не наделенных властными полномочиями, то есть они реализуют права и обязанности только в отношении самих себя – это, прежде всего, гражданско-правовые договоры, завещания, доверенности и т.п.), интерпретационные акты (являются результатом официального толкования нормативных правовых актов и носят вспомогательный характер в ходе правореализации). Таким образом, в современной России иерархическая система нормативно-правовых актов в общем виде представлена так: 1. Основной закон - Конституция Р.Ф. Является главной частью всего законодательства России. Господство ее в системе нормативных актов России определяется: а) Принятие конституции на референдуме вследствие свободного волеизъявления всего народа; б) Установление Конституцией основных начал, принципов, норм общественного и государственного строя; с) Содержание Конституцией реестра основных прав человека и выделение структуры и компетенции высших органов государственной власти и управления. 2.Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, далее передаются на исследование Совета Федерации для утверждения. Закон будет утвержден в том случае, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. 3.Указы Президента. 4.Постановления Правительства. 5. Законы субъектов. 6. Локальные акты [19, с. 234]. 1.2 Действие нормативных правовых актов во времениВ юридической науке принято выделять несколько основных вариантов введения нормативных правовых актов в действие. Во-первых, с конкретной даты, указанной в самом нормативно-правовом акте или специальном акте о введении его в действие. Примером может послужить Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 231 данного закона установлен момент вступления его в силу, а именно по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, кроме некоторых пунктов, для которых установлен иной порядок[8]. Также, закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий.Во-вторых, в общем порядке. Такой порядок вступления в силу нормативно-правовых актов регламентирован в Федеральном законе от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также в Указе Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [9]. Известно, что Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 3 десяти дней после дня их официального опубликования. Примером является Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в действующей на данный момент редакции [25, с. 122]. Известно, что изменения, внесенные Федеральным законом от 28.11.2015 г. № 354-ФЗ, в данный закон, вступили в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 28.11.2015 г. Однако вступление в силу нормативных правовых актов может быть предусмотрено законом и в ином порядке: 1) отдельные акты вступают в юридическую силу с момента их принятия (в случае необходимости срочного урегулирования каких-либо общественно значимых проблемных ситуаций); 2) со времени указанного в самом нормативном правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования; с наступлением конкретной календарной даты, которая может увеличивать срок введения в действие нормативного правового акта свыше установленного времени). Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты, в том числе акты, содержащие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (Указ Президента от 02.01.2016 г. № 2 РФ «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237». Данный указ вступил в силу со дня его подписания, а именно 02.01.2016 г.). Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения[4]. Порядок опубликования и вступления закона в силу определен федеральным законом от 14.06.1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Согласно ст. 2 указанного федерального закона датой принятия закона коллегиальным органом считается день принятия (издания) его в окончательной редакции, что подтверждается экземпляром данного акта с подписями должностных лиц соответствующего правотворческого органа и протокола его заседания[6]. Датой принятия (издания) нормативных правовых актов иными правотворческими органами считается день подписания акта руководителем соответствующего правотворческого органа. Тексты федеральных конституционных законов, а также обычных федеральных законов в соответствии со статьями 107 и 108 Конституции РФ подписывает Президент РФ в течение четырнадцати дней. Законы субъекта федерации подписываются высшим должностным лицом этого субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации) в течение срока, установленного его Конституцией (уставом). После подписания нормативного правового акта ему необходимо придать статус официального акта, свидетельствующего, что он издан в полном соответствии с требованиями, предъявленными, к такого рода правовым документам. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан[4]. Для этого законы, подписанные президентом РФ, публикуются в соответствующих официальных печатных изданиях – «Собрание законодательства Российской Федерации» или в «Российской газете». В этих же печатных органах публикуются нормативные правовые указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в течение десяти дней с момента их подписания. Нормативные правовые акты министерств и ведомств публикуются после их государственной регистрации в ведомственных органах печати – «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» Государственной регистрации подлежат, нормативные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие права и основные свободы человека и гражданина, статус организаций и др. Не подлежат государственной регистрации акты рекомендательного характера, внутриведомственного характера, индивидуально-правовые акты. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не 117 вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний[12, с. 602]. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов определяется уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан, проживающих на его территории. Опубликование допускается в местных периодических печатных изданиях (газетах) либо в сборниках муниципальных нормативных правовых актов. После официального опубликования нормативные правовые акты вступают в юридическую силу различными способами и в различные сроки, установленные законом. В настоящее время нет четкого регламентирования процедуры государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов, что создает серьезные трудности введения их в действие, придание им юридической силы. Выходом из создавшегося правового вакуума, является быстрейшее издание федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», где следует устранить данный пробел в законодательстве. И это было бы наиболее оптимальное, и по нашему мнению, решение данной проблемы. Мы рассмотрели общие сроки, по истечению которых вступают в силу указанные выше нормативные правовые акты. Нормативным правовым актом может быть предусмотрено ограничение срока его действия в целом или отдельной его части[26, с. 189]. Нормативные правовые акты прекращают свое действие тоже в результате различных обстоятельств. К числу таковых относятся следующие: 1) в связи с истечением срока действия акта, на который он был принят (Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»); 2) издание нового нормативного правового акта, который заменяет ранее действовавший (УПК РСФСР, утратил силу с принятием УПК РФ). Если заменяется не весь нормативный акт, а только отдельные его правовые нормы (изменение содержания нормы права), то это будет означать, что старая норма права отменена и действует новая. Представляется, что в современном российском правотворчестве зачастую руководствуются принципом немедленного издания законов и других правовых актов под воздействием удовлетворения сиюминутных интересов, а не решения долгосрочных проблем. Диалектика развития общества такова, что под воздействием различных объективных и субъективных факторов возникает потребность в изменении действующих законов. Они могут изменяться как в сторону усиления ответственности за определённые деяния, так и в сторону ее смягчения. Чтобы не допустить отягчения ответственности, ст. 54 Конституции РФ определяет, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон[14, с. 23]. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативно-правовой акт фактически теряет юридическую силу, вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования (косвенная отмена). Следует признать, что этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм. Например, с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 15.07.1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ст. 30 которого определяет порядок официального опубликования международных договоров РФ, фактически утратил силу Указ Президента РФ от 11.01.1993 г. №11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации». Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса в целом, можно сделать следующие выводы. 1. Действие нормативного правового акта во времени находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят и какие он преследует цели. Каждый нормативный правовой акт рассчитан на установленный срок действия во времени. 2. Как видится мерой, предупреждающей издание нормативных правовых актов низкого качества может быть отстранение от правотворческой деятельности тех физических лиц, которые непосредственно имеют отношение к подготовке проекта конкретного акта, не достигшего нужного качественного уровня[23, с. 345]. Глава 2. Порядок действия нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц2.1 Действие нормативно-правовых актов в пространствеДействие нормативного правового акта в пространстве – это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению. В этой связи нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию государства или же на определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны.Следовательно, пространственное действие нормативных правовых актов в первую очередь связано с понятием территории государства.Пространство действия нормативно – правового акта по общему правилу ограничено территорий Российской Федерации. В понятие «территория государства» включается: суша с недрами; внутренние воды, двенадцатимильные пребрежные морские воды в пределах границ государства; воздушный «столб» в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам); территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море; воздушные суда в воздухе. [29, с. 234]. Территорию Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституцией РФ[4] и международным правом составляют внутренняя сухопутная территория страны, ее внутренние воды и территориальное море, а так же воздушное пространство над этими объектами. Территориальная принадлежность России в правовом отношении распространяется на воздушные, морские и речные суда, приписанные к определенному порту России, во время их пребывания за пределами территории Российской Федерации. Юрисдикция Российского государства относительно гражданских транспортных средств иностранных государств, находящихся в территориальных водах России и соответствующая юрисдикция иностранных государств относительно Российских гражданских транспортных средств, пребывающих в их территориальных водах, определяются Федеральным Законом от 31 июля 1998 г. № 155 – ФЗ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей Российской Федерации» [5], Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982[1]. Согласно названным актам по ряду вопросов в прямо указанных в них случаях гражданские суда подпадают под юрисдикцию государства пребывания. Что же касается военных кораблей и воздушных судов, то где бы они не находились они всегда являются объектами Российской Федерации[20, с. 46]. Нормативно – правовым актам присуще свойство экстерриториальности, т.е. не действия на определенной части территории. Это касается, прежде всего, помещений, занимаемых дипломатическими и консульскими представительствами. Здания, занимаемые и используемые представительствами иностранных государств, включая резиденцию главы представительства, земельные участки, отведенные им, пользуются дипломатической неприкосновенностью. Дипломатический иммунитет распространяется также на транспортные средства представительства, официальную корреспонденцию, архивы и иные документы. Таким образом, пространственная распространенность действия уголовно-процессуального законодательства на территории государства может варьироваться путем включения временного фактора. Определенная множественность сроков введения в действия раздела присуща УПК РФ. Он также вводился поэтапно[13, с. 45]. 2.2 Действие нормативно-правовых актов по кругу лицТерриториальный принцип действия правовых предписаний дает лишь общую картину охвата правовым регулированием общественных отношений на определенной территории. Практически каждый нормативный правовой акт содержит определенные особенности его применения, которые могут быть обусловлены: 1) гражданством субъекта правоприменения; 2) его возрастом; 3) состоянием психического здоровья; 4) профессиональной деятельностью; 5) показателями родственности; 6) неправомерностью поведения; 7) половой принадлежностью; 8) должностным положением; 9) правовым статусом и т.д. Так, по справедливому замечанию В. И. Власова, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда. То же самое можно сказать о нормах уголовного кодекса,- они действуют только в отношении лиц, достигших возраста уголовной ответственности, вменяемых и виновных в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного в уголовном законе как преступление[15, с. 267]. Достаточно часто нормативные правовые акты адресуются определенному кругу профессиональных работников: учителям, медицинским работникам, шахтерам, строителям и т.д. (акты соответствующих министерств и ведомств). Законодательные акты общероссийского масштаба могут быть адресованы пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Все они имеют свою специфику использования и применения конкретными категориями лиц. Все эти виды нормативных правовых актов распространяют свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, кому конкретно адресованы. Каждый вид нормативных правовых актов имеет свою специфику действия по кругу лиц. Это касается не только тех, которые издаются правотворческими органами государства, но также нормативных актов, издаваемых судебными органами и локальными организациями. Так, правотворческие решения суда вступают в силу в соответствии с процессуальным законодательством и действуют в отношении конкретного лица по месту его проживания. Действие корпоративных (локальных) актов в пространстве связано с функциями, осуществляемыми корпорацией (общественной организацией) и распространяется на работников (членов ) конкретной организации, то есть действуют по кругу лиц избирательно, как и другие виды нормативных правовых актов.Общие принципы действия нормативных правовых актов по кругу лиц сводятся к следующему: 1) под их действие подпадают все физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации; 2) в них содержатся особенности реализации их норм применительно к тем отношениям, которые они регулируют; 3) для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, исключения не предусмотрены, кроме случаев, когда согласно нормам международного права и международным договорам Российской Федерации для лиц дипломатического корпуса предоставляется соответствующий иммунитет (в отношении послов, посланников, секретарей посольств, поверенных в делах и других лиц, прямо предусмотренных законом, а также в отношении членов семей дипломатического персонала); 4) нормы всех трех уровней (федеральный, региональный, локальный) нормативных правовых актов подлежат обязательному исполнению гражданами, которым они адресуются, с учетом предусмотренных в них особенностей; 5) нормы одной отрасли права не могут распространить свое действие на общественные отношения, регулируемые другой отраслью права, что означает: у каждой отрасли права есть свой круг субъектов, которым адресуются ее нормы[24, с. 79]. Действие российского законодательства распространяется на всех граждан Российской Федерации, иностранцев, за исключением лиц тех, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, лиц, не имеющих гражданства, вовлекаемым в уголовно-процессуальную деятельность в том или ином качестве (понятых, свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т. д.). Дипломатической неприкосновенностью, исключающей производство в отношении них различных уголовно-процессуальных действий, пользуются главы дипломатических представительств, дипломатический персонал, а в ряде случаев и сотрудники административно-технических служб и члены семьи дипломатических представителей, проживающие совместно с ними и не являющихся гражданами Российской Федерации. Эти вопросы решаются в соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года[2], Венской Конвенцией о консульских сношениях 1963 г. [3], а также на основе других международных договоров и взаимных соглашений Российской Федерации с другими государствами. Например, консульские конвенции РФ с США (1964 г.) и Польшей (1971 г.) распространяют полный дипломатический иммунитет на консульских должностных лиц. Таким же иммунитетом пользуются высшие должностные лица международных организаций, члены их семей, главы государств и другие лица высшего ранга, входящие в состав дипломатических миссий[18, с. 33]. Обобщая выше приведенные и другие международно-правовые и внутренние акты Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003г №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дал практически полный перечень лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. Согласно п.7 этого постановления в него входят: главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации[10].Нормативные правовые акты РФ, распространяющие свое действие в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, соответствуют международным правовым документам. Законодательство России, как и законодательство иных стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей в значительном объеме к российским гражданам. Следовательно, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений[17, с. 37]. Иногда в юридической печати и других изданиях пишут об уголовно-процессуальном иммунитете российских граждан, выполняющих определенные государственные и общественные функции. При этом имеются в виду лица, перечисленные в ст. 447 УПК: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судьи Конституционного и других судов Российской Федерации, прокуроры, адвокаты и т.д. На самом деле эти лица не пользуются уголовно-процессуальным иммунитетом, потому что иммунитет исключает возможность производства каких-либо уголовно-процессуальных действий в отношении лица, обладающего таким признаком (свойством). А в отношении лиц, названных в ст. 447 УПК, не только могут, но и должны в силу общих положений закона применяться все предусмотренные УПК действия. Особенность уголовно-процессуального статуса этих лиц заключается в том, что для производства определенных действий (возбуждение уголовного дела, задержание, арест и некоторые другие) осуществляется только определенными субъектами уголовного судопроизводства и в ряде случаев либо с согласия той государственной или общественной корпоративной структуры, в которую они входят или объединены, либо на основании заключения коллегии судей. Например, решение вопроса о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, принимаются с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы (п.1 ст. 448 УПК). Те же решения в указанных случаях в отношении судей Конституционного Суда принимаются Председателем Следственного Комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ (п.3 ч.1 ст. 448 УПК), а в отношении Генерального Прокурора – Председателем Следственного Комитета РФ, в отношении Председателя Следственного Комитета РФ – лицом, исполняющим его обязанности, на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ (п.п. 2, 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ) [28, с. 45]. После возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого следственные и другие процессуальные действия в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК осуществляются, как правило, в общем порядке. Исключение составляют задержание, обыск и процедура обращения к исполнению решения суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудитор, Уполномоченный по правам человека, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, будучи задержанными по подозрению в совершении преступления, если они задержаны не на месте совершения преступления, после установления их личности подлежит немедленному освобождению. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу, согласно ч. 2 ст. 450 УПК исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ и квалификационной коллегии судей. Требуется соответствующее согласие Совета Федерации или Государственной Думы на исполнение решения суда об аресте а также на производство обыска в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также Уполномоченного по правам человека в РФ (ч.3 ст. 450 УПК). Ст. 452 УПК предусматривает возможность рассмотрения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда Верховным судом РФ при условии заявления ими соответствующего ходатайства до начала судебного разбирательства по уголовному делу[30, с. 29]. ЗаключениеИзучив некоторые практические аспекты функционирования нормативно-правовых актов, можно сделать определенные выводы, которые, как представляется, в достаточной мере отражают специфику этого института теории государства и права, и позволяют вносить предложения по совершенствованию законодательстваПод eq территорий нормативно-правовым eq нормативные актом следует eq отношении понимать eq правового письменный документ, eq границы принятый eq акта субъектом правотворчества в eq отношении пределах его eq пространстве компетенции и содержащий eq пределами правовые eq отмена нормы. В современной России иерархическая система нормативно-правовых актов в общем виде представлена так: 1. Основной закон - Конституция Р.Ф. Является главной частью всего законодательства России. Господство ее в системе нормативных актов России определяется: а) Принятие конституции на референдуме вследствие свободного волеизъявления всего народа; б) Установление Конституцией основных начал, принципов, норм общественного и государственного строя; с) Содержание Конституцией реестра основных прав человека и выделение структуры и компетенции высших органов государственной власти и управления. 2.Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, далее передаются на исследование Совета Федерации для утверждения. Закон будет утвержден в том случае, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. 3.Указы Президента. 4.Постановления Правительства. 5. Законы субъектов. 6. Локальные акты.Нормативные eq воли правовые eq всеми акты имеют eq территория четко eq соответствии выраженную направленность eq соответствии своего eq приписанные действия во времени, в eq пространстве пространстве и по eq нормативные кругу лиц. Пределы eq территория распространения их eq соответствии юридической силы в eq акта каждом из eq всеми указанных направлений eq соответствии зависят от eq воздушное вида нормативного eq акта правового eq всеми акта и воли eq территорий субъекта eq территорий правотворчества, который их eq нормативные издает. При eq нормативные этом субъекты, eq отмена издающие eq пределами нормативные правовые eq нормативно акты, eq территорий действуют в соответствии с eq акта установленными eq приписанные законом полномочиями. Это eq актов означает, что eq воли границы их возможности eq всеми установления eq отмена пределов действия eq отмена нормативных eq определенный правовых актов во eq воздушное времени eq каждом ограничены законом.eq пространстве Действие eq воли нормативного правового eq границы акта во eq территория времени продолжается с eq правового момента eq пространстве вступления его в силу и до eq приписанные момента ее eq нормативные утраты.Пространство eq отношении действия eq пределами нормативно – правового eq обязательны акта по eq нормативные общему правилу eq воздушное ограничено eq территорий территорий Российской eq воли Федерации.eq пределами Территорию Российской eq отмена Федерации в eq нормативные соответствии с Конституцией РФ и eq соответствии международным eq нормативно правом составляют eq отношении внутренняя eq воли сухопутная территория eq актов страны, ее eq акта внутренние воды и eq нормативно территориальное eq территория море, а так же воздушное eq каждом пространство над eq отношении этими объектами. eq акта Территориальная eq нормативно принадлежность России в eq силу правовом eq территория отношении распространяется на eq каждом воздушные, eq воли морские и речные eq актов суда, eq силу приписанные к определенному eq территорий порту eq приписанные России, во время их eq обязательны пребывания за eq обязательны пределами территории eq каждом Российской eq территорий Федерации.Действие eq акта нормативно – eq нормативно правовых актов распространяется на всех граждан Российской Федерации, иностранцев, за исключением лиц тех, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, лиц, не имеющих гражданства. Таким образом, можно предположить, что теоретическое обоснование проблемы правовой преемственности и имплементации норм уголовного права с течением времени играет огромную роль в обеспечении верховенства закона при регулировании общественных отношений и составляет один из важных аспектов уголовно-правовая защита личности в государстве.Список используемой литературы и используемых источников1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву" (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства. 1997. № 48. Ст. 5493.2. Венская Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года (заключена в г. Вене 18.04.1961)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.3. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) // Действующее международное право Т. 1.4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) //Российская газета. 2020. № 144.5. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.6. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249.8. Федеральный. закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2002. № 209-210.9. Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. от 28 мая 1996 .10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12. 11. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2 томах. М.: Юридическая литература, 2020. 360 с.12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2020. 788 с. 13. Белоносов В. О. Российский уголовный процесс. М. : Дашков и Ко, БизнесВолга, 2018. 567 с.14. Белоусова М.С. Правотворческая функция российского государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. №19 (200). С. 23-25.15. Власов В.И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону. 2019. 289 с.16. Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник МГУ. 1998. № 5. С. 25 -29.17. Головко Л. В. Курс уголовного процесса. М.: Статут, 2020. 490 с.18. Гриненко А. В. Уголовный процесс. М.: Норма, 2019. 265 с.19. Глушко А. С. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Аллея науки. 2018. № 4. С. 234-235. 20. Корнуков В. М. Некоторые вопросы действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц // Законность. 2020. № 2. С. 45-48.21. Логозина С. М. Виды нормативно – правовых актов // Юридический мир. 2020. № 11. С. 45-47.22. Николаев В. С. Классификация нормативно – правовых актов // Закон и право. 2018. №7. С. 55-57.23. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. М.: Высшее образование, 2020. 578 с.24. Румянцев М. Б. Действие российского нормативного акта по кругу лиц: особенности и принципы // Закон и право. 2018. № 3. С. 78-80.25. Румянцев М. Б. Особенности действия во времени нормативных актов РФ // Научный альманах. 2017. № 6. С. 121-122.26. Туранин В.Ю. Технология подготовки региональных (муниципальных) нормативных правовых актов и информационных документов. Белгород, 2020. 342 с.27. Тихомиров Ю.А. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. М., 1999. 78 с.28. Уголовный процесс: учебник / отв. ред. А.П. Кругликов. М. : Проспект, 2019. 787 с.29. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник. М. : Норма, 2019. 356 с.30. Шаталов А. С. Уголовно – процессуальное право Российской Федерации. М.: Норма, 2020. 643 с.31. Шопина О.В. Система правовых актов в современной России: проблемы теории: : специальность 12.00.02 «конституционное право; муниципальное право» : дис. … канд. юрид. наук. -Саратов, 2002. 123 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!