это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3589271
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Приоритетной задачей каждого государства является охрана детства и материнства с помощью различных инструментов власти. От законодательства страны, которое обеспечивает качество жизни, зависит и «качество» семьи, которая будет способна выполнять присущие ей функции. Детство – это особый период жизни человека, в котором закладываются основы физического и душевного здоровья, для чего необходимы благоприятная атмосфера в семье, способствующая нормальному развитию ребенка. Ни для кого не секрет, что ребенку лучше всего жить в своей семье, которая «социально здорова», не причиняет ему никакого вреда. Обеспечение жизни ребенка в семье является одной из важных составляющих правовой охраны семьи. Именно поэтому в обеспечении охраны семьи на государственном уровне активное участие принимают различные органы государственной власти, в частности органы опеки и попечительства выполняют специальные задачи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей. Традиционно сложилось, что семья – это тыл человека, то место, где его любят, поддержат, защитят с одной стороны, но есть и другая, когда ребенок, не знает, что такое любовь, поддержка и защищенность. Впоследствии, такие дети не могут полноценно функционировать в обществе, строить крепкие семьи, законными способами защищать свои интересы. Именно поэтому, деятельность органов опеки и попечительства заключается в защите прав детей, с установлением опеки над несовершеннолетними детьми, у которых умерли родители (один родитель) или же если родители по каким-либо причинам не смогли давать детям должного воспитания. Органы опеки и попечительства являются правовым институтом, деятельность которого регулируется Федеральным законодательством, 4 Семейным и Гражданским кодексами, а также распорядительными документами Правительства РФ и законами субъектов РФ. Количество детей-сирот по данным замминистра просвещения Татьяны Синюгиной на момент 2019 года, составляет 47 тысяч детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет. Это на 5 тысяч больше, чем в 2017 году (по данным Министерства Просвещения РФ) [10]. В Министерстве Просвещения рассчитывают, что сокращению количества сирот будет способствовать законопроект о создании банка данных о недобросовестных опекунах. Ранее проект закона одобрили в Комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. По словам вице-премьера по социальной политике Голиковой Татьяны Алексеевны число детей-сирот в России в 2020 году сократилось на 6,6%. "По оперативным данным, на начало 2021 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 406 128 человек. Почти 365 тыс. из них находились на воспитании в замещающих семьях", - сказала она [21]. Также на 6% - до 37 тыс. - сократилась численность воспитанников в организациях для детей-сирот, на 8% - до 4,5 тыс. - сократилась численность детей, в отношении которых исполнение обязанностей опекуна было возложено на органы опеки, на 8,4% - до 1,5 тыс. человек - снизилось количество детей, изъятых у родителей, добавила Голикова. "На безвозмездную форму опеки передано более 19,5 тыс. детей, на возмездную форму - почти 12 тыс. Усыновлено 2,5 тыс. детей", - отметила она [21]. В ноябре 2020 года Голикова сообщала, что число детей-сирот в России за два года сократилось на 15%, до 42 тыс. Она отмечала, что почти 60% случаев, когда ребенок становится сиротой, связаны с лишением и ограничением родительских прав, только 24% - со смертью родителей [21]. Наше государство участвует в обеспечении законных интересов и прав ребенка не только в рамках семейного законодательства, но и выступает гарантом защиты прав и интересов, предусмотренных международными договорами и отечественным законодательством. Например, присоединившись к Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года, Российская Федерация, как страна-участник обязуется обеспечить защиту прав и заботу о ребенке в той мере, которая необходима для его благополучия (пункт 2 статьи 3 Конвенции) [4].С каждым годом, несмотря на все преобразования, происходящие в нашей стране, количество детей, которые нуждаются в защите, неумолимо растет. Законодательно определен список лиц, на которых возлагается обязанность по защите прав и законных интересов детей. Это, как известно, родители или лица, их заменяющие. В случае отсутствия родителей или законных представителей, а также в случаях ненадлежащего исполнения своих обязанностей ими, защита прав детей становится прерогативой органов опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства должна соответствовать Федеральным законодательным актам РФ, Семейному и Гражданскому кодексам и иным нормативными актами органов исполнительной власти. Таким образом, возлагая защиту прав и законных интересов детей на органы опеки и попечительства, государство согласно статьи 121 Семейного кодекса РФ, дает этим органам право на объединение усилий и тесное сотрудничество с государственными и муниципальными органами и учреждениями, а также привлечение внимания к беззащитным детям со стороны общественных организаций и фондов (в это число входят и благотворительные фонды), для достижения главной цели - защиты прав самой незащищенной категории граждан – детей [15]. Степень разработанности проблемы в литературе. Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Объект исследования – социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Предмет исследования – технологии работы органов опеки и попечительства с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей дошкольного возраста. Цель исследования – выявить технологии работы органов опеки и попечительства с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей дошкольного возраста. Задачи: охарактеризовать общие технологии органов опеки и попечительства с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; охарактеризовать технологии органов опеки и попечительства с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей дошкольного возраста. Методы исследования: анализ литературы и источников сети Интернет, сравнение, наблюдение. База исследования: Органы опеки по Привокзальному и Советскому районам Тулы на ул. Революции. ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Такое явление как сиротство существовало на протяжении всей истории человечества. Возникновению данного феномена, его динамике (увеличению или снижению количества детей-сирот) способствовали особенности того или иного времени, уровень развития общества как в глобальном, так и в локальном смыслах. Сиротство является одним из показателей социального неблагополучия страны. Во всем мире данная проблема получила масштабы, сравнимые с национальной катастрофой, которая выражается не только ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей, но и недостатком эффективных способов противодействия или уменьшения негативных последствий этого явления. В настоящее время различают понятия биологического и социального сиротства. Под биологическим сиротством подразумевают категорию детей, потерявших родителей вследствие их смерти, а под социальным – детей, имеющих кровных родителей, но в силу тех или иных причин, оказавшихся им ненужными. Последний вид сиротства наиболее характерен для современного общества.. Существует также еще одно условное деление сирот в обществе на тех, кто оказался сиротой в результате лишения их кровных родителей родительских прав («лишенцы») и тех, чьи кровные родители сами добровольно отказались от этих прав, как правило, сразу же после рождения ребенка («отказники»).Появление сирот в обществе обусловлено различными причинами, которые можно сгруппировать по наиболее важным направлениям: снижение роли семьи в воспитании детей (недостаточное внимание к семье со стороны государства, низкий уровень материального благополучия значительной части семей, деформация отношения молодых людей к семье, семейной жизни, жестокое отношение к детям и насилие в семьях); разрушение нравственных идеалов и ценностей в обществе, что влечет за собой снижение ответственности молодежи за рождение ребенка; определенная деградация части взрослого населения, особенно молодого, воспитанного в семьях группы риска, под воздействием алкоголизации и других десоциализирующих факторов. В контексте данной работы под сиротством понимается результат проявления аномии в современном обществе, выражающийся в утрате базовых семейных ценностей, деградации института материнства, влекущий сознательный отказ от рождения детей, утрату родительской ответственности за воспитание детей и воспроизводство модели родительской не успешности в последующих поколениях. Данное определение как раз и отражает причинное объяснение появления феномена сиротства. Необходимо отметить, что в России функционируют различные формы устройства и социальной помощи детям-сиротам. Рассмотрим наиболее распространенные. Передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения; учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд.Усилия каждой формы устройства детей направлены на социализацию, социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т.д. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства.Опека (попечительство) – еще одна наиболее распространенная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного, а также учреждения, в которых помещены дети. Органы опеки и попечительства должны осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.Согласно п.2 ст.121 Семейного Кодекса и п.1 ст.34 Гражданского Кодекса, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 02.06.2016), органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству. Рассмотрим более подробно технологии работы органов опеки и попечительства с детьми-сиротами.Своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей является важной предпосылкой для принятия органами опеки и попечительства мер по защите их прав и интересов. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, уполномоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребенка.Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться в органы опеки и попечительства.На органы опеки и попечительства возлагаются не только обязанности по выявлению, учету детей-сирот, но и по избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 Семейного Кодекса Российской Федерации решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015). Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.Немаловажно, что для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Органы опеки и попечительства контролируют, чтобы лица данной категории зачислялись на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, опека решает вопросы, связанные с выплатой сиротам стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для студентов, обучающихся в данном образовательном учреждении.Кроме того, существует такое направление работы органов опеки и попечительства, как поддержка области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан.Органами опеки и попечительства осуществляется контроль по предоставлению бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.Что касается жилищной сферы, то одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав органами опеки и попечительства осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм. Немаловажную часть в работе органов опеки и попечительства занимают социально-правовые услуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.Следующим направлением является психологическая помощь. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи органов опеки и попечительства. Психологическая помощь включает в себя: психопрофилактику и психогигиену; психодиагностику; психологическое консультирование; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; психологическое просвещение и т. д.Рассмотрев основные направления, стоит отметить, что работа органов опеки и попечительства с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечительства родителей, параллельно затрагивает такой набор социальных технологий, как: диагностика, социальная адаптация и коррекция. Данные технологии, для наиболее эффективной работы, следует применять в порядке, представленном выше. Среди технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, диагностика занимает важное место. Диагностика позволяет получить объективную и достоверную информацию о психологическом состоянии для дальнейшей работы над положительными изменениями в поведении детей-сирот, поэтому при учете ребенка-сироты необходимо правильно поставить диагноз и найти пути решения. Главная задача диагностики заключается не только в том, чтобы поставить «точный» диагноз, но и также в оказании посильной и своевременной помощи детям. Социальная адаптация является одной из ведущих технологий социальной работы с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей. Л.В. Мардахаев считает, что социальная адаптация характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для социализации, самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм [МардахаевЛ.В. Социальная педагогика. М.: Юрайт, 2015. С. 817.]Адаптация – это системный, единый процесс, который позволяет индивидууму удовлетворять свои потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая соответствие деятельности человека, его поведение требованиям среды и который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности, а при неблагополучном – к дезадаптированности [Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб. 2016. С. 145.]В процессе адаптации наибольшее внимание уделяется созданию позитивной среды, возможности для нормального развития, общения. В данный период стараются больше уделить внимание требованиям дисциплины, режиму дня, установлению доверительных контактов с воспитателями. Особой процедурой технологизации социальной работы является коррекция. Она призвана помочь лицам, испытывающим определенные проблемы в социальном функционировании. В отличие от профилактики коррекция нацелена не на предупреждение негативного развития, а на его преодоление, на исправление отклонений от общепринятых моделей восприятий реальной действительности и поведения в социуме. Поэтому коррекционная работа затрагивает психологическую, педагогическую, социально-средовую, этическую и другие сферы жизнедеятельности индивидуума, семьи, коллектива [Гринёв Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспектив: материалы III международной научно-практической конференции/ под ред. И.А. Плоховой.- Ульяновск: УлГПУ. 2015. С.183 – 188.]Социальная коррекция позволяет изменить к лучшему состоянию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании. Психологическое воздействие включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства социально - коррекционной работы, которые направлены на изменение отношения детей-сирот к тому, что происходит с ними и вокруг них, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное и опираться на него. Таким образом, на органы опеки и попечительства возлагается множество функций: орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д.Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения и т.д. Далее охарактеризуем особенности работы органа опеки и попечительства с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечительства родителей, дошкольного возраста.ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его социальным человеком. Особенностью дошкольного периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение психических качеств ребенка адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.Специфика развития детей дошкольного возраста осложняется фактом отсутствия родительского внимания и защиты. В данном случае работа по развитию и формированию личности ребенка возлагается на соответствующие организации – интернатные учреждения, коррекционные и социальные дома ребенка, а также органы опеки и попечительства. Перед тем как перейти к рассмотрению технологий социальной работы, важно определить некие особенности детей-сирот дошкольного возраста.Дети-сироты дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки. Дошкольный возраст, это время, когда ребенок стремится к самостоятельности, он впервые начинает устанавливать отношения с миром взрослых людей, проходит первичную социализацию [А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Психология сиротства (текст). Изд.3-е. –СПб.: Питер, 2007 – 416 с.: ил.]. Именно дошкольное детство является одним из самых важных этапов жизни ребёнка, даётся первый «старт» развитию личности ребёнка, поэтому от того, как ребёнок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни.Основной задачей детского дома является развитие позитивного потенциала, заложенного в ребёнке, оказание ему помощи в социальной адаптации, а также преодоление последствий прошлого негативного опыта [А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Психология сиротства (текст). Изд.3-е. –СПб.: Питер, 2007 – 416 с.: ил.].Воспитанники детского дома совершенно иначе ведут себя в той же ситуации и по-другому общаются с взрослым, нежели ребята из детского сада: чаще и настойчиво обращаются к взрослому, стремятся завладеть его вниманием, прижимаются к нему, дерутся за право взяться за руку. Такого рода поведение присуще как младшим, так и старшим дошкольникам, то есть дети явно испытывают обостренную потребность во внимании и доброжелательности взрослого.Детям дошкольного возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (в сотрудничестве, в уважении, в сопереживании). Но у воспитанников детского дома потребность во внимании и доброжелательности остается доминирующей на протяжении всего дошкольного возраста.В исследованиях Н. Н. Авдеевой показано, что дети раннего возраста, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей, которые растут в семье [+].По данным Т.П. Гавриловой, кризис трех лет протекает у детей-сирот дошкольного возраста в стертой форме, задерживается формирование чувства гордости за достижения. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития в эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети-сироты дошкольного возраста, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в интернатное учреждение не знают, как играть с игрушками. Дети дошкольного возраста в специальном учреждении отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.Итак, на основе теоретического анализа, были выявлены некоторые особенности детей-сирот дошкольного возраста. Данные особенности представляются в большей степени социально-психологическими проблемами детей, которые требуют разрешения. В связи с данным фактом, на работников учреждений интернатного типа возлагается большое количество функций и задач по воспитанию и организации жизни таких детей. Направленность работы определяется и регулируется представителями органов опеки и попечительства. Большое внимание органы опеки и попечительства акцентируют на формировании личности детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в специализированных учреждениях. Этот процесс зависит от традиций и норм, принятых в учреждении, которые, в свою очередь, регулируются требованиями, предъявляемыми к детям. В учреждениях, где проживают сироты, создаются условия для благоприятного формирования их личности: в комнатах детей есть все необходимое – кровати, гардеробы для личных вещей, игровые зоны, компьютерные и учебные классы; большие детские площадки. Органы опеки и попечительства контролируют и несут ответственность за соблюдение предоставляемых прав и интересов детей.Воспитание является одним из наиболее важных факторов социальной работы органов опеки с детьми-сиротами дошкольного возраста. Стоит отметить, что воспитание – направленный процесс, оно рассматривается как механизм, средство управления нормальным входом любого человека в общественную жизнь. Основная его функция – регулирование влияния социального окружения, создание условий для успешного развития. Воспитание направлено на усвоение нравственных норм. Для сирот-дошкольников воспитание выступает также одним из главных компонентов социализации, которое предполагает сознательные действия попечительского, педагогического состава, направленные на интеграцию сироты в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. В процессе воспитания у детей-сирот складывается механизм управления своим поведением, формируется опыт коммуникации и совместной деятельности с другими детьми, определяются основные нормы и ценности в жизни ребенка.Попечительско-педагогический состав в совместном взаимодействии разрабатывает различные направления по воспитанию ребенка-сироты дошкольного возраста, среди них: философско-мировоззренческая подготовка; воспитание гражданской позиции и патриотизма; формирование нравственной культуры личности; трудовое воспитание и профориентация; формирование эстетической культуры личности; воспитание физической культуры личности. Именно в дошкольном возрасте важно заложить в ребенке данные ценности, чтобы в будущем он стал полноценным активным членом общества.Отметим, что деятельность органов опеки и попечительства в сфере воспитательной работы с сиротами-дошкольниками, осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов различного уровня. Нормативно-правовые акты, регулирующие организацию процесса воспитания, разделены по уровням: 1) Нормативные правовые акты федерального уровня, к которым относятся федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, федеральные государственные образовательные стандарты, программы.2) Законодательные акты субъектов Российской Федерации, которые можно разделить на несколько групп: первая группа – региональные законы; вторая группа – целевые программы; третья группа – ведомственные нормативно-правовые акты (регламенты, положения).3) Нормативные правовые акты муниципального уровня (документы и постановления глав администраций муниципальных образований, муниципальные целевые программы).Рассмотрим положения некоторых существующих законов. В ст. 41 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» идет речь о том, что отдельные направления воспитательной работы (пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактика курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и других одурманивающих веществ), относятся к деятельности по охране здоровья детей.Еще одним нормативным правовым актом федерального уровня, регламентирующим направления деятельности образовательных организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как одного из направлений воспитания, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ. Ст. 14 указанного федерального закона определяет полномочия органов опеки и попечительства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений детей дошкольного возраста и несовершеннолетних. В соответствии с указанным нормативным правовым актом, в учреждении, осуществляются меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения детей, посредством организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них детей дошкольного возраста.29.05.2015 было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанный нормативный правовой акт федерального уровня устанавливает приоритеты государственной политики в сфере воспитания и социализации детей-сирот. При этом воспитание объявлено стратегическим государственным приоритетом, требующим объединения усилий государственных, региональных, муниципальных органов власти, организаций и учреждений, а также институтов гражданского общества. Данный документ активно используется в работе органов опеки и попечительства при определении основных направлений развития воспитания для учреждений интернатного типа: внедрение новых форм и методов воспитания; развитие форм, включение детей в различные формы социально-полезной деятельности.Охарактеризовав основные нормативно-правовые документы, предопределяющие специфику реализации социальной работы органов опеки и попечительства, отметим, что реализуемые подходы способствуют созданию условий для развития личности детей-сирот дошкольного возраста, усвоения ими ценностей и норм поведения, развития навыков, способностей и умений, которые пригодятся сироте при обучении в будущем, жизни в целом.Одной из задач органов опеки и попечительства является определение методов работы с сиротами, а также консультирование социальных работников в их применении в той или иной ситуации. Органы опеки и попечительства отмечают, что при работе с сиротами дошкольного возраста одновременно важны как групповые формы работы, так и индивидуальные. Групповая работа с детьми может включать проведение различных культурно-досуговых мероприятий, проведение экскурсий, праздников, коллективных творческих дел – такие формы влияют на развитие взаимодействия и коммуникации детей в группе. В свою очередь, индивидуальные формы работы могут включать в себя воспитательно-профилактические мероприятия с ребятами, беседы с детьми по различным вопросам, коррекционные занятия, что способствует развитию доверительных, теплых отношений с работником, развитию любви и т.д. Стоит отметить, что попечительство контролирует, чтобы групповые формы работы не превалировали над индивидуальными, чтобы их количество было в равной доле.Методы воспитательной работы подбираются в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Посредством использования различных методов воспитания, у воспитанников осуществляется работа по формированию личностных качеств, развивается потребностно-мотивационная сфера и сознание, вырабатываются навыки и привычки поведения, а также производится его коррекция. В качестве методов воспитания дошкольников, органы опеки и попечительства предлагают использовать:1) методы формирования сознания (рассказ, сказки, поучительные истории, басни); 2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация); 3) методы стимулирования и мотивации (поощрение, наказание, соревнование, игра, одобрение, осуждение); 4) методы контроля и оценки (опрос, тестирование, самооценка).Конечно, важной задачей органов опеки и попечительства остается обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей дошкольного возраста (представители опеки выбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливает материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей).Также как и при проживании детей в интернатном учреждении, органы опеки осуществляют контроль за воспитанием, обучением детей-сирот дошкольного возраста, несовершеннолетних, детей, нуждающихся в государственной поддержке; обследуют условия жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; заслушивают опекуна (попечителя) о выполнении им своих обязанностей; отстраняют опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей в случаях систематического нарушения прав и интересов опекаемого и многое другое.Таким образом, изучив направления деятельности органов опеки и попечительства, можно сделать вывод о том, что деятельность отделов опеки и попечительства осуществляется в соответствии с его функциями и задачами. В настоящее время вопрос о работе отдела опеки и попечительства является актуальным, поскольку целью этого отдела является не только реализация единой государственной политики в области осуществление социальной и правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и организация и контроль за воспитательной работой сиротских учреждений для детей-сирот дошкольного возраста. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в социальной работе с детьми-сиротами несколько основных социальных технологий чаще всего применяются на практике. Во-первых, это диагностика. Диагностика позволяет получить объективную и достоверную информацию о психологическом состоянии для дальнейшей работы над положительными изменениями в поведении детей сирот. Во-вторых, это социальная адаптация. Период адаптации включает в себя создание позитивной обстановки, возможности для гармоничного развития, общения. Большое внимание уделяется выработке положительного отношения к требованиям дисциплины, режима дня, установление доверительных контактов с воспитателями. Возникающие проблемы на этапе социальной адаптации, решают с помощью последней технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, коррекции. Коррекция реализует свою деятельность на изменение к лучшему социальных процессов, протекающих в обществе, ослабление или преодоление их негативных проявлений. Коррекция должна нормализовать психологическое состояние личности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Большой толковый социологический словарь. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/social_dict (01.10.21). 2.Григорьева, И.А. Теория и методика социальной работы: учебник для среднего профессионального образования / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 3.Жукова В.И. Теория социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2011. 4.Конвенция ООН о правах ребенка // ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 06.10.21). 5.Кузина И. Г. «Теория социальной работы». - Изд-во ДВГТУ. – 2006. 6.Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. 7.Мартынова Е.В., Н. В. Карасева, Т. С. Киенко, С. Н. Фрондзей; Опека и попечительство: учебное пособие под общей редакцией Е. В. Мартыновой; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. - 168 с. 8.Мельников В.П. История социальной работы в России: Учебное пособие. - 3-е изд./ В.П. Мельников, Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 9.Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно - практическое пособие/ Под ред. проф., доктор юридических наук Р.П. Мананковой. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. 10.Минпросвещения Российской Федерации. Статистика. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (05.10.21). 11.О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием: постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 11.04.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 15. - Ст. 1434. 12.Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. 13.Посысоева. Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 14. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М.Платонова, Г. Ф. Нестерова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. 15.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (01.10.21). 16.Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 4ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (01.10.21). 17.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (05.10.21). 18.Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 178-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89558/ (05.10.21). 19.Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Технология социальной работы: учебник / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. — М.: КНОРУС, 2016. 20.Холостова Е. И. Теория социальной работы: Учебник/ Под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с. 21. Число детей-сирот // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/10773269 (дата обращения: 06.10.21).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!