Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


МОТИВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕНИЯ ОБ ИДЕЯХ

Тип Реферат
Предмет Философия

ID (номер) заказа
3599233

200 руб.

Просмотров
614
Размер файла
61.51 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Актуальность проблемы исследования. Человек во все времена стремился к познанию своих истоков, он стремился получить знания о бытии вещей и жизни. Человек, как существо мыслящее и разумное, постоянно находится в поиске ответов на вопросы, которые касаются смысла жизни и первооснов бытия и познания. Именно это привело к зарождению в античном мире философии. Она зародилась в Древней Греции. Одним из значительных мыслителей античного периода, да и мировой философии в целом был Платон. Его труды направлены на изучение различных областей познания. На протяжении нескольких тысячелетий ученые изучают и критикуют труды Платона. Его труды раскрывают все стороны человеческой жизни. Именно его учения дают возможность понять, что же такое философия и что она дала миру, позволяют более глубоко изучить человека. «Ядром» философии Платона, по мнению большинства исследователей, является его учение об идеях. Теория идей Платона дала название философскому направлению.Актуальность исследования находит подтверждение в том, что идея - это важное понятие в философии, а учение Платона о существовании мира идей и мира вещей является основой его философской мысли. Платона по праву считают создателем философского идеализма и изучение его учения об идеях позволит более глубоко понять философию идеализма в целом.Цель нашей работы — исследование учения Платона об идеях, его общих принципов и положений.Объект исследования — учение об идеях Платона.Предмет исследования — общие принципы и положения учения об идеях Платона.В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;познакомиться с жизнью и философской деятельностью Платона;рассмотреть материальный мир и мир идей в философии Платона.Гипотеза исследования теория идея Платона - это важнейшая часть его творчества. Методы исследования: изучение теоретических материалов по проблеме. Структура работы. Работа состоит из введения, трех теоретической глав, заключения и списка литературы.1. МОТИВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕНИЯ ОБ ИДЕЯХС древних времен человек, как существо разумное, стремится найти ответы на волнующие его вопросы: о смысле жизни, о познании, о первоначальных основах бытия. В античные времена все эти вопросы рассматривались через религиозные взгляды, что довольно часто вызывало критику. Поэтому вопрос о поисках смысла жизни, отличного от традиционного и привел к возникновению философии.Наука и философия зародились в Афинах с появлением там Анаксагора. Его позвал Перикл, который собирал таланты по всей Греции, в 460 году до н.э. Этот период характеризуется расцветом культуры и экономики. В каждом полисе существовали свои законы, своя идеология и культурная традиция. Общим же для всех была религия, многобожие.Духовная атмосфера Афин определялась религиозными взглядами большей части общества. А вот в аристократических кругах она определялась научными взглядами. В античном мире существовало два вида произведений: для широкого круга, их обычно записывали, и для общения внутри той или иной школы, такие произведения были устными. О существовании устных учений свидетельствует высказывание Аристотеля о воззрениях Платона в "Физике": "И хотя он по-другому говорит о восприемлющем в так называемых “неписаных учениях”, однако место и пространство он объявил тождественными".Античная философия характеризуется взаимосвязью философских учений с учениями о природе, именно они позволили позднее развить такие науки, как астрономия, физика и биология. Следует отметить разнообразие греческой философской мысли. Античность — это время большого количества научных гипотез и типов философских учений. Это в свою очередь привело к существованию большого количества версий объяснения мира с точки зрения философии. Учитывая большое количество философских учений в античной философии, ее стали считать школой философского мышления. Больше всего философских учений посвящено вопросам формирования материализма и идеализма.Материалистические мировоззрения были свойственны таким древнегреческим философам, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Героклит, Ксенофан. По их мнению, вещи, которые возникают или погибают разными способами, произошли из одного какого-то вещественного начала. Софисты утверждали, что любые человеческие понятия, этические нормы и оценки относительны. Священник Димитрий Лушников так описывает учение софистов: «такое учение об относительности всего воспринимаемого - есть провозглашение принципиального релятивизма наших знаний, который последователи Протагора доводили до конца, что приводило, в свою очередь, к релятивизму во всем. Отрицая какие бы то ни было объективные нормы и признавая «человека мерой всех вещей».Следует отметить, что релятивизм знаний приводил к релятивизму в этике, а, следовательно, и к разрушению самих основ общественной жизни. Опасность такого учения первым увидел Сократ и, именно он выступил против них. Его ученик, Платон, продолжил эту борьбу. Философия Платона — это попытка критически обосновать учения Сократа.Сократ и Платон имели взгляды противоположные учению софистови именно они стали основоположниками учения объективного идеализма. Таким образом, можно отметить, что античная философия до Платона прошла два этапа своего развития. На первом этапе (VII - V века до н.э.) существовали "досократовские" философские школы. Античная философия этого периода занималась решением проблемы поиска первоначала сущего.Второй этап — это время расцвета философской деятельности софистов и Сократа (средний этап, VI - V века до н.э.). Здесь главной проблемой становится человек, возникают этические школы киников и стоиков. И, наконец, на третьем этапе появляются школы Платона и Аристотеля. Этот период называется высокая классика (V - IV века до н.э.). Учение Платона сыграло существенную роль в философском мировоззрении, т.к. дало новый рациональный взгляд на объяснение и познание мира. Рассмотрим философию Платона более подробно.2. ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛАТОНА2.1 Биография ПлатонаБиографий Платона было написано много, авторами были его ученики, поклонники и писатели. Но да нашего времени сохранилось очень мало информации и она довольно скудная. Довольно часто имеющиеся сведения противоречат друг другу. Остановимся на наиболее известных сведениях о биографии Древнегреческого философа. Платон жил в 427 - 347 годах до нашей эры. К сожалению, его дата рождения в разных источниках указывается по разному. Об этом в своем биографическом очерке говорит Е.Н. Орлов. Он отмечает, что даже год рождения философа указывается по разному в разных источниках. Автор предполагает, что правильно считать годом рождения Платона 427 г. до н.э. Днем рождения Платона принято считать 26 или 27 мая. Также споры вызывает и место рождения философа. Некоторые ученые считают, что он родился на острове Эгина, находящимся в Сароническом заливе. Есть сведения, что это была афинская колония и отец Платона владел там участком земли. Однако, большое количество ученых считают, что на самом деле родиной философа были сами Афины, а точнее квартал Колитт.А вот принадлежность Платона к древнейшей и влиятельнейшей в стране семье не вызывает сомнений. Аристон, отец философа, был потомком царя Кодра. Царь Кодра пожертвовал своей жизнью на войне, так как узнал, что по предсказаниям оракула победит та сторона, которая потеряет своего царя. Мать философа тоже принадлежала к высшей афинской аристократии. Перектиона (ряд источников называет ее Потона) происходила от Дропида, являвшегося родственником известного мудреца Солона, а брат и кузен были членами олигархических тридцати. В.Я. Кисиль и В.В. Рибери отмечают, что по матери философ происходил от одного из «Семи мудрецов» Солона.Платон получил самое блестящее воспитание из доступных в те времена. О его детских годах практически нет сведений, за исключением информации о том, что он был очень старательным, много учился и был успешным по многим предметам. Благодаря своему богатырскому сложению и природной ловкости он добивался значительных успехов в гимнастических упражнениях. Ряд биографов Платона, говорят о том, что именно это его одним из любимых учеников Аристона. По некоторым сведениям, своим прозвищем философ был обязан именно своему учителю. Настоящее же его имя – Аристокл. Многие источники свидетельствуют об успехах Платона на поприще музыки и поэзии. Иногда можно услышать о лирических стихотворениях, которые дошли до нашего времени и приписываются творчеству философа, в тоже время большое количество специалистов сомневается в их подлинности. Точно известно, что Платон пробовал себя в различных родах поэзии - эпиграммы, эпос, драмы, эротическая лирика. Но до наших дней никаких поэтических трудов философа не дошло. Биографы Платона упоминают о существовании большой эпической поэмы, которую написал философ и затем сжег, сравнив ее с гомеровской. Тоже самое случилось и с его драматической тетралогией. Юношеские увлечения Платона поэзией, музыкой и живописью прошли после встречи с Сократом.В юношеском возрасте Платон знакомится с философским учением Гераклита. Многие специалисты считают, что именно это учение привело философа к самому известному учителю мудрости того времени, к Сократу. Сведений об отношениях между этими двумя философами очень мало, хотя известно, что в конце своей жизни Сократ считал Платона своим любимым учеником. После смерти Сократа, Платон был учеником Кратила и Гермогена. Затем он много странствовал. Он побывал на острове Мегара, в Киренах, в Египте. В Египте он перенес тяжелое заболевание и жрецы лечили его морской водой. В этот период встречался с Эвклидом, брал уроки математики у известного геометра Феодора. К сожалению, ни у кого из биографов нет сведений о том, где был Платон после Египта. В Афины же он вернулся спустя 12, а по некоторым источникам 13 лет. Он поселился в Академии, где и создал свою философскую школу. Здесь Платон разрабатывал свою философию, обучал и воспитывал учеников.Платон много путешествовал, и уже около 388 года до н.э. он посетил Великую Грецию. Здесь он познакомился с пифагорейской философской школой. Побывал он и на острове Сицилия. По возращении из Сицилии, Платон в течение 14 лет жил спокойной и безмятежной жизнью в своей школе, занимался работой над своей философией. Сведений о жизни Платона после возращения из Сицилии очень мало. Известно, что он прожил 80 лет и был похоронен в Керамике, недалеко от Академии.Несмотря на то, что сегодня можно обнаружить портреты Платона, доподлинных сведений о его внешнем виде нет. Так, Е.Н. Орлов подчеркивает, что все существующие портреты были выполнены не его современниками, а значительно позже. Также нет точных сведений и о характере Платона. Некоторые источники говорят о его надменности, гордости, завистливости, пылкости, но в тоже время существуют сведения, что философ легко уживался со всеми выдающимися современниками, с которыми встречался. Таким образом, сведений о жизни Платона немного и довольно часто они противоречивы, а вот о его философской деятельности известно значительно больше. На нее мы и обратим внимание в следующем параграфе.2.2 Философская деятельность ПлатонаВся жизнь известного мыслителя античного периода тесным образом связана с его философией. Любые перемены, которые происходили в жизни философа, в итоге вели и к изменениям его философских взглядов. Ранний Платон был увлечен этическими проблемами и верил в существование понятийного знания. Его работы этого периода посвящены определению этических понятий, он полимезирует с софистами и эристами. Основу его учений составляют теория познания и деятельности.Но постепенно Платон выходит из учения Сократа. Меняясь его интересы привели его к теории бытия. Похожие идеи он обнаруживает у пифагорейцев, Анаксагора и элеатов. Платон создает свою теорию идей, развивает учение о бессмертной душе. Теме души посвящены такие его сочинения-диалоги, как "Федр", "Пир", "Государство", "Тимей" и др. На заре своего творчества Платон продолжал обосновывать свою теорию идей, расширял сферу философских исследований природы, занялся философией государства.Таким образом, мы можем говорить о том, что Платон, являясь продолжателем традиций пифагорейцев, Сократа, Гераклита, Анаксагора и ряда др. философов привнес в науку новые воззрения. В течение всей своей жизни он продолжал развивать науку. Благодаря ему она поднялась на качественно новый уровень развития. Из научных воззрений Платона следует отметить его атеистические воззрения. К ним относят:- отрицание существования богов;- отрицание бессмертия души;- научную интерпретацию мифа.Следует отметить такую важную особенность платоновского философского мировоззрения, как его критика теории идей, в основе которой лежали существование мира чувственных вещей и мира идей. Но здесь необходимо заметить, что философ не просто критикует эту теорию, он создает и утверждает свою теорию идей. Именно теорию идей большинство ученых считают основой философии Платона.Началом философской деятельности Платона, Е.Н. Орлов считает год возвращения философа из первой поездки на Сицилию, около 386 года. Это время, когда была создана егошкола (Академия), ставшая всемирно известной. Она располагалась по дороге в Элевсин, недалеко от Афин. Следует отметить, что это была очень сильная школа, учится в ней стремились многие. Подтверждение этому мы можем найти у Е.Н. Орлова, который говорит о томт, что «это место стало священной Меккою для образованных людей древности, и еще долго - целые века - после смерти Платона сюда стекались греки, римляне и варвары, чтобы поучиться у даровитых его преемников и прислушаться к шелесту крыльев витающего здесь гения».В преподавании Платон продолжил метод своего учителя – Сократа. Он довольно редко читал лекции, в основном его преподавательская деятельность состояла из вопросов и ответов, т.е. он излагал свои мысли диалектически. Во времена Сократа и Платона под термином "диалектика" подразумевалось умение вести спор (беседу), позволяющую найти истину через противоречия в суждениях собеседника. Таким образом, мы видим, что уже в античный период диалектика – учение, изучающее окружающий материальный мир, а также мир идей через противоречия, в процессе движения и развития. Что же такое диалектика? Современный философский словарь дает следующее определение понятия «диалектика» – «научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания».Вместе со своими учениками, Платон занимался разработкой основных положений. Он, конечно, руководил разговором и не давал своим ученикам уйти в сторону. Платон умел подводить к нужным ему ответам и вопросам. В отличие от Сократа, который аргументировал свои воззрения серьезно, у Платона диалектический способ носил скорее формальный характер. Но именно с помощью диалектики, философ пробуждал у своих учеников активную работу мышления, что позволяло более весомо осветить сложные мысли.Платон высоко оценивал использование диалектического способа развития мысли и поэтому он использовал его в своих литературных произведениях. В античные времена люди отдавали предпочтение устной речи, а не письменной, т.к. считали, что она живая, эмоционально окрашенная, а письменная – мертвая. Поэтому большинство учений излагалось в устной форме. Большинство писателей того времени стремились найти способ уйти от этого недостатка в письменной речи. Для Платона таким способом стала форма диалога. Он излагал информацию в письменном труде в виде разговора между двумя или несколькими лицами, один герой развивал известные положения, а другие сомневались, уточняли, переспрашивали и т.д. Следовательно, диалоги Платона стали письменной формой диалектики.Для произведений философа характерен богатый, гибкий и мелодичный язык. Его труды написаны просто и непринужденно, в них используются яркие образы и красивые выражения. Наиболее яркие примеры таких работ – его "Апологии" и "Федона". Герои Платона имеют свои эмоции и чувства – это всегда живые личности. Но в тоже время аргументированность делает многие его диалоги тяжелыми для восприятия. Почти полвека Платон занимался литературной деятельностью. Он является одним из первых известных древних философов труды которых дошли до наших дней в полном или почти полном составе. До нашего времени дошли 35 диалогов и 13 писем философа к разным лицам. Хотя многие ученые считают его письма к разным лицам подлогом. Да и диалоги не все являются подлинными. К подлинным ученые относят те диалоги, о которых говорит Аристотель. Например, «Республика», «Тимей», «Законы», «Федон», «Пир» и др. Диалоги Платона невозможно соединить в одно целое, т.к. в его трудах отсутствует связь. Диалоги у него постоянно меняются, дополняются. Довольно часто философ противоречит сам себе: так в одном диалоге он отстаивает определенное положение, а в другом он отказывается от него. В качестве примера можно привести учение об идеях Платона, которое он затем полностью уничтожил в «Парменидах». Большинство специалистов отмечают, что диалоги Платона – это отдельные мысли в разные моменты их развития, а не единое целое. Большинство историков философии делят сочинения Платона на три отдела:1) диалектика (учение об идеях и познании);2) физика (учение о космосе и душе);3) этика (учение о нравственности и государстве).Существует мнение, что такое деление было предложено учениками Платона. Именно в соответствии с этой классификацией и рассматривается философская деятельность Платона. Остановимся подробнее на мире идей Платона в следующей главе.3. МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР И МИР ИДЕЙ В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА3.1 Учение об идеях в ранней АкадемииВ середине IV века до нашей эры в Академии Платона развернулись философские дискуссии. Их участниками стали практически все ученики философа. О существовании этой дискуссии стало известно благодаря трудам Аристотеля. Именно он собрал и систематизировал дискуссии внутри Академии в своем трактате "Об идеях". Данный трактат дошел до наших дней не полностью, но, мы можем видеть, что в процессе дискуссии не только высказывалась критика теории идей Платона, но и давалась аргументация ее сторонников. В подтверждение этого можно привести слова И.Н. Мочаловой: «трактат содержал не только критическое обсуждение платоновской теории идей и ее различных академических интерпретаций, но и аргументацию сторонников идей».Многие ученики Платона в своих трудах анализировали мнения сторонников и противников теории идей. Можно отметить такие труды, как трактаты Ксенократа «Об эйдосах», «Об идеях», работа «Об эйдосах» Гераклида Понтийского. Спевсипп же стал автором труда под названием "О родах и видах образцов". У Платона этой теме посвящен диалог «Парменид». Такое большое количество материала об этой дискуссии, вероятнее всего свидетельствует о ее продолжительности и интенсивности. Ученые отмечают, что центральное место в дискуссии, а возможно и ее инициатива принадлежали Спевсиппу. Говоря об отказе от идей, Аристотель упоминает его имя. Об этом свидетельствует И.Н. Мочалова подчеркивая, что в «Метафизике» Аристотеля дважды указывается на отказ Спевсиппа от идей из-за имеющихся трудностей и надуманности идей. Также на трудности теории идей Платона указывает и Аристотель. Учение Платона сформулировано в таких трудах, как «Пир», «Менон», «Кратил», «Теэтет» и «Федон», которые были написаны им еще до отъезда на Сицилию. Несмотря на то, что Аристотель высоко ценил своего учителя Платона, от отмечал и уязвимые места его теории и даже подвергал учение идей критике. Аристотелю принадлежат слова, ставшие крылатыми: «хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». Ее довольно часто произносят, как «Платон мой друг, но истина дороже».Критику учений Платона можно найти в 13-й книге Аристотеля «Метафизики». Но, ряд исследователей считают, что эта критика не всегда была обоснована и убедительна. Он поправляет учение Платона и помещает идею в вещь. По его мнению, идея, являясь сущностью вещи и находится в ней самой. Если же она находится вне ее, то она уже не может быть ее сущностью. Аристотель заменяет термин «идея» на термин «форма».Учение Платона и понимание его идей разделял Евдокс , он представил его в «Федоне», но Евдокс попытался сделать шаг вперед и развить тезис Платона. Он сделал предположение о существовании идей в вещах. Евдокс таким образом пытался поддержать идеи Платона и уберечь его от критики. Но его объяснения противоречили пониманию идей Платона. Критики учения Платона об идеях доказывали самопротиворечивость его идей. Обсуждаю учение своего учителя, академики пришли к «Закону противоречия», что поставило под сомнение существование самих идей. Велись огромные дискуссии, но на многие из них не было ответа, т.к. дать его мог только сам Платон.По возращению из Сицилии философ пишет первую часть «Парменид» и в ней приводит пять аргументов, четыре из которых против идей. В этом диалоге Платон делает вывод о самопротиворечивости идей и, в результате подводит к их отрицанию.В первой части «Парменид» дает аргументы «против идей». Именно эти аргументы приводились в процессе дебатов в Академии. Но затем Платон приводит пятый аргумент, и им опровергает четыре предыдущих. Он отрицает все допущения, которые рассматривались в первых четырех аргументах. Можно сделать вывод, что именно таким образом, Платон дал ответ своим ученикам. Он показал им, что их интерпретации идей не разделяет, что они не затрагивают сути его учения об идеях. Платон не дает ученикам ответы не на все вопросы. Он предостерегает их от поспешных выводов, но оставляет им возможность продолжать творческий поиск. Теорию идей Платон развивал в течение всей своей творческой жизни. Он искал ответы на вопросы и объяснения существования идей. Многие его диалоги строятся на размышлении философа о теории идей. Таким образом, мы можем говорить о том, что именно идеи представляют собой ключевое понятие философии Платона. Что же такое идеи? В.А. Скобелева дает следующее определение «идеи» – «это истинно сущее бытие: неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции».Рассмотрим теорию идей Платона более подробно.3.2 Теория идей ПлатонаКак уже было сказано, свои труды Платон писал в виде диалогов. Это вообще было свойственно всем ученикам Сократа. Они исходили из того, что философия существует в душе, а не в мертвом теле книги и проявляется в беседе души с другой душой, либо сама с собой. «Ядром» философских мировоззрений Платона является его учение об идеях.Следует отметить, что ни в одном из своих диалогов, Платон не дает полностью свое учение об идеях. В его трудах нет и систематизации учения. На протяжении полувека, в разных своих диалогах, Платон дает ответы на вопросы. Его тексты рассматривают проблемные вопросы теории идей. О взглядах Платона по данному вопросу большей частью известно от других философов. Например, многое можно найти в трудах Аристотеля. Многие исследователи считают, что это объясняется постоянным развитием теории идей у Платона. Так, например, Р.С. Сизов и Д.В. Воробьев объясняют фрагментарность изложения теории идей в трудах философа ее постоянным становлением. На протяжении уже многих веков изучаются, критикуются и интерпретируются труды Платона. Платон в своем учении развил идею Сократа об истинности и устойчивости знаний этических понятий и распространил ее на все понятия без исключения. В своих учениях философ приходит к пониманию того, что вещь не может быть объектом понятий, следовательно, существует некое неизменное бытие, не данное непосредственно. Вот это бытие он и назвал «идеей».Платон считает, что «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Идеи – это вечные и неизменные образцы, эталоны вещей и в то же время недосягаемые для вещей цели, к которым они стремятся». Т.е. он отмечал, что реально существуют лишь бестелесные идеи. Платон отмечал, что они истинны, вечны и неизменны. Платон считается основателем идеализма, т.к. его учение об идеях является основой объективного идеализма. Оно исключает из понятия идей любую материальность. По Платону идеи существуют всегда, и они незримы. Идеи не могут рождаться и умирать. В доказательство идеализма учения Платона Н.И. Петрова приводит слова профессора В.Ф. Асмуса, который занимался исследованием творчества Платона: «Учение Платона есть идеализм, так как, согласно Платону, реально существует не чувственное явление предмета, но лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность... Учение Платона «об идеях», конечно, есть учение идеализма объективного».Принцип философии Платона выражается в разделении мира на 2 части: мир вещей и мир идей. Идея Платона — это своего рода форма, которую нельзя постичь чувствами. Она постигается лишь умом. Ее нельзя постичь чувствами, т.к. природа идеи отлична от природы вещей чувственного мира. Его идеи бестелесны. Осознанного и систематизированного идеализма в до платоновской древнегреческой философии не существовало. Мир идей Платона – это мир подлинных сущностей, а вот мир вещей – это чувственно воспринимаемый мир (или мир подобия).Идея Платона – первопричина всего сущего. Исходя из его идеи предметом философии, как науки стало познание мира идей. Платон считает материальный мир, который нас окружает всего на всего «тенью» мира «идей». По Платону идеи могут существовать независимо от вещей. А вот мир вещей не может существовать без идей, т.к. идея представляет собой первообраз вещи. Философ считает, что существует только один вид бытия – идея. Вещи всего лишь копии идей в материальном мире. Но вещи неопределенны и поэтому они не реальны и не истинны. При этом философ считает, что идеей обладают лишь этически ценные понятия. Идеи в философии Платона реальнее, чем вещи. В.Ф. Шаповалов отмечает, что идея, по Платону, – «это идеальный прообраз вещи, ее совершенный образец – эйдос».Идеи Платона противостоят чувственному миру, как благо противостоит злу. Т.е. благо является идеей идей: «Так вот, то, что предает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины».Благо в платоновской философии – это первопричина всего, основа миропорядка и оно отождествляется с божественным разумом. Платон отмечает, что существует система идей высшее место в иерархии которой принадлежит идее Блага. И все вещи и живые существа стремятся именно к ней. Именно она причина и цель бытия. Благо Платона отождествляется с разумом божественным. При этом Благо Платона – первопричина только того, что правильно, того, что полезно. Оно не может быть причиной зла. А, значит, и бог не может быть причиной зла. Эта проблема раскрыта в диалоге Платона «Государство»: «- Значит, благо – причина не всяких действий, а только правильных? В зле оно неповинно.- Безусловно.- Значит, и бог, раз он благ, не может быть причиной всего вопреки утверждению большинства. Он причина лишь многих вещей, созданных им для людей, а ко многому он не имеет отношения…».Источник истины, соразмерности, а также гармонии и красоты у Платона именно Благо. Познание вещей возможно только благодаря благу, оно же дает им бытие, существование. Познание истины по Платону есть познание Блага, как высшей нравственной категории. Идея у Платона – это цель, к которой, как к самому главному благу и стремится все сущее. Идеи бывают более или менее общими и находятся в отношении рода и вида. И тогда одна идея находится в подчинении у другой. Иногда несколько идей (не менее двух) входят в одну и ту же рядовую идею. И тогда они соподчинены между собой. Но есть идеи, которые противоположны друг к другу и они не могут сочетаться между собой. Примером могут служить – жизнь и смерть или огонь и вода. Подлинное Бытие по Платону составляет всеобщая совокупность идей. Большинство исследователей считают, что Платон в качестве подлинного бытия принимает умопостигаемые идеи. Его бытие не изменяется, оно вечно. Бытие у Платона – бестелесная идея. Итак, мир «идей» – это бытие. Противопоставляется ему мир небытия – «материя». С помощью данного понятия Платон пытается объяснить многообразие чувственного мира. «Материя», как считает Платон – это «начало иного». Он рассматривает ее, как текучее, изменчивое, непостоянное. Ее нельзя познать, т.к. она лишена определенности. Вещи не могут быть предметом научного знания из-за своей материальности. Платон считает, что материя бесформенна, неопределенна и поэтому способна принять любую форму. Она представляет собой по Платону возможность, но не действительность. Она отождествляется с пространством.Таким образом, можно сделать вывод, что мир Платона составляют три уровня сущего: идеи (бытие), вещи (копии идей) и материя (небытие).Разъяснение доступности истинного знания разуму Платон дает в своем диалоге «Федон». Философ подчеркивает, что знание – это припоминание: «…знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом…».По Платону душа еще до начала земной жизни благодаря своей сверхчувствительности запечатлела идеи в виде копий. Во время соединения души с телом, знания просто забылись. В процессе своей жизни человек видит предметы и органы его внешних чувств снимают с них копии. Так как понятия и предметы окружающего мира по Платону и есть копии идей, то душа встречаясь с предметами вспоминает копии идей, которые были ею позабыты. Таким образом, Платон через идеи объясняет сущность философского знания. Душа по Платону бессмертна.Мы видим, что Платон верит в возможности переселения душ. Душа у него является источником движения. Она реальна, но не материальна. По Платону душа и тело существуют независимо друг от друга. Душа совершенна и цельна. По Платону разум имеет душу и поэтому способен переходить в сознание. Душа у Платона является посредником между миром идей и чувственных вещей. Она находится в царстве где истина и бытие совпадают, где идеи вечны и неизменны. Наряду с идеей и материей у Платона возникает третье начало – космическая душа. Она является источником движения, сознания и познания. Душа космоса является связующим звеном между миром идей и миром вещей. Душа космоса у Платона включает в себя три части:- тождественное;- иное;- смесь тождественного и иного.Тождественное – идеи, иное – материи, смесь тождественного и иного – вещи.Рассуждая об идеях Платон говорит об идеи блага, идее прекрасного, идее мужества, идее добродетели, идее белого и идее равного. Теория идей наиболее полно представлена Платоном через идею прекрасного. Он исследует не то, что нам кажется прекрасным или бывает прекрасным, а то что «прекрасно само по себе», то есть по истине прекрасно. Именно оно придает вещам качество и свойство красоты, т.е. сущность прекрасного по истине прекрасное не зависит от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений. Сам Платон описывает идею прекрасного, как «прекрасное по природе». Она не знает ни рождения, ни гибели, ни роста, всегда одинакова. Прекрасное не зависит ни от каких воздействий, его не может стать больше или меньше. Т.е. прекрасное прекрасно всегда и ни от чего не зависит и ни что не может на него повлиять. Итак, идея прекрасного у Платона – это сверхчувствительное бытие, которое возможно постичь только разумом. Таким образом, следует отметить, что прекрасное у Платона – это вечная сущность, которая всегда равна сама себе. Идеи Платона подразделяются на высшие и низшие. К высшим обычно относят идею истины и идею прекрасного, а идея блага считается наивысшей. Идея блага притягивает к себе все другие идеи.Теория идей Платона – основа его трудов. И хотя она подвергалась множеству критических замечаний философов, и настоящего, и прошлого, она все же является важным шагом в развитии философии. Платон стал первым греческим философом, который создал концепцию объективного идеализма. Суть его концепции выражается в первичности мира идей, понятий, мыслей по отношению к миру вещей. ЗаключениеПроведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования нам удалось изучить учение об идеях Платона, их общие принципы и положения. На основании изученного материала, можно сделать вывод, что теория идей Платона не только стала основой его философского мировоззрения, но и положила основу такого направления философии, как объективный идеализм. Платон много сделал для развития философской науки и именно поэтому важно изучать его учения, особенно теорию идей. В результате теоретического исследования проблемы мы установили, что его теория идей несмотря на наличие огромного количества работ философа раскрыта в них не полностью и не систематизирована. Платон творил в форме диалогов и все его философские труды близки по духу художественным произведениям.Теорию идей Платона много критиковали, да и сам Платон на протяжении своего жизненного пути неоднократно пересматривал свои учения, но и в античные времена, и в современном мире Платон остается величайшим философом, его труды изучаются и интерпретируются.И хотя сведений о жизни Платона немного, а имеющиеся не полно раскрывают информацию, но и того, что мы изучили достаточно для того, чтобы сделать вывод, что вся жизнь Платона - философия. Такого большого количества философских трудов дошедших до нашего времени нет практически ни у одного философа. Это свидетельствует о том, что учения Платона были интересны, их изучали и анализировали.Теория идей Платона во все времена вызывала жаркие дискуссии. Есть сведения о наличии трудностей и противоречивости его учений, но в целом сама теория стала основой для многих последующих философских трудов. Уже в Академии античные философы высказывали критику идей, были и те, кто отрицал данную теорию, но ряд учеников Платона пытались на основе его учений разработать свои. В каждом своем диалоге Платон пытается аргументировать свои взгляды. Хотя есть работы где он вроде бы подвергает сам себя критике, но это скорее попытка собрать воедино аргументы оппонентов и попытаться ответить им на их критические высказывания.В процессе написания реферата мы изучили мотивы и предпосылки возникновения учения об идеях. Познакомились с жизнью и филосовской деятельностью Платона. А также рассмотрели материальный мир и мир идей в философии Платона, уделив особое внимание его теории идей. Мы рассмотрели идеи как неизменное бытие, мир идей и мир вещей. Изучили суть теории идей. А также, увидели, что учения Платона, в частности теория идей играют большое значение в развитии философской мысли.В результате теоретического исследования нам удалось доказать гипотезу, выдвинутую в начале написания данной работы.Таким образом, мы можем говорить о том, что цели и задачи, поставленные при написании реферата выполнены полностью.
Список используемой литературы
Геворкян А.Т. Тайна Платона: Текст лекций. - Ереван: Чартарагет, 2008. - 144 с.Кисиль В.Я., Рибери В.В. Галерея античных философов: В 2т.: Т.2. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 576 с.Лушников Димитрий Учение об идеях у Платона и Аристотеля // Христианское чтение, 2000. - №19. - С. 165-183Мочалова И.Н. Учение об идеях в ранней Академии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - №21-1. - С. 181-193Основные положения теории идей Платона // Студопедия [Электронный ресурс]. // URL: https://studopedia.ru/2_50495_tema--osnovnie-polozheniya-teorii-idey-platona.html (дата обращения: 16.11.2020)Петрова Н.И. «теория идей» Платона как этап развития его мировоззрения // Проблемы науки, 2018. - №11. - С. 15-21Платон Диалоги / Пер. с греческого Л. Сумм. – Москва.: Эксмо, 2009. – 640 с.Сизов Р.С., Воробьев Д.В. Теория идей Платона и Аристотеля: сравнительный анализ // Гуманитарные научные исследования, 2017. - № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24736 (дата обращения: 14.09.2020).Скобелева В.А. Душа в учении Платона об идеях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - №85. - С.24-27Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. – Москва.: Академический проект, 2015. – 822 с.Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биогр. повествования / Ред. Н.Ф. Болдырев. - Москва: Молодая гвардия, 2020. - 351 с.Философия: Учебник / Под ред. В.П. Горюнова. - Москва: Гардарики, 2005. - 442 с.Шаповалов В.Ф. Основы философии. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 576 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.