это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3625229
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Наш организм - очень сложная система, в которой многочисленные процессы, обеспечивающие его нормальное существование, взаимосвязаны. Главными звеньями общей цепи являются нейроны, так как они воспринимают информацию, передают ее в центральную нервную систему и вырабатывают адекватный ответ. Нервная система объединяет весь организм, способствует его работе. Любое нарушение в цепочке нервных импульсов ведет к ухудшению самочувствия, болезни. Например, если нарушится связь нервных окончаний на пальцах рук с мозговыми клетками, то невозможно будет ощутить правильно предметы, взять их в руки, отличить теплое от холодного и даже просто подвигать руками именно так, как требуется в данный момент. Самое главное, что рука сама по себе будет здорова, но ею станет невозможно управлять, словно она чужая и живет своей жизнью. Представьте, то же самое может произойти и с другими органами: сердцем, желудком, почками... нервный темперамент способность человек.Цель работы – Изучить генотип, свойства нервной системы и способности человека. Исследование темперамента человека. Взаимосвязь личности и темперамента.Исходя из цели были поставлены следующие задачи:1. Рассмотреть генотип и свойства нервной системы.2. Исследовать темперамент человека.3. Провести взаимосвязь личности и темперамента.1. Генотип, свойства нервной системы и способности человекаСвойства нервной системы определяются генотипом человека (от греч. genos — род, происхождение и typos — отпечаток, форма), передаваемыми по наследству физиологическими особенностями. Психолог работает с фенотипом (от греч. phaino — обнаруживаю) — совокупностью всех свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития (онтогенеза). Фенотип складывается в результате взаимодействия генотипа и условий среды обитания.Свойства нервной системы можно представить в виде иерархии уровней: верхний уровень — системные свойства мозга в целом; средний — комплексные свойства различных структур мозга, низший — элементарные свойства, отдельных нейронов. Вопрос о связи свойств каждого уровня с особенностями психики и поведением человека изучен мало. Индивидуальные различия людей, обусловленные свойствами нервной системы, проявляются в динамических характеристиках и не касаются содержательных. Следует заметить, что и динамические характеристики во многом зависят от условий воспитания, привычек, установок.В отечественной психологии принята 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. Четыре основных свойства: сила, подвижность, динамичность, лабильность, — отличающиеся возбуждением и торможением, образуют 8 первичных свойств. Те же основные свойства, отличающиеся уравновешенностью, образуют 4 вторичных свойства.Внимание психологов привлекают следующие свойства нервной системы:- сила, определяющая порог чувствительности;- подвижность, определяющая время реакции;- уравновешенность.Человек с сильным типом нервной системы сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже устав, он быстро восстанавливается, в сложных неожиданных ситуациях держит себя в руках, не теряет эмоционального тонуса и бодрости. Человек с нервной системой слабого типа более чувствителен, обладает способностью реагировать на стимулы низкой интенсивности. Такие люди лучше выполняют монотонную работу, быстрее запоминают, у них, как правило, легче формируются условные рефлексы. Сила подвержена тренировке (с возрастом человек более вынослив, но, увы, менее чувствителен). Однако если поставить тренированных людей в одинаковые условия, то генотипический признак обязательно проявится.Зависимость нервной системы от фактора времени выражается в ее подвижности и лабильности. Подвижность — скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения — проявляется в процессах перехода от одной деятельности к другой. Лабильность — скорость возникновения и протекания процессов возбуждения, скорость торможения и прекращения нервного процесса.Уравновешенность нервных процессов по возбуждению и торможению характеризуется тем, что скорость возникновения и скорость прекращения нервного процесса примерно одинаковы. У одних людей возбуждение преобладает над торможением, у других более развиты тормозные процессы. Человек с уравновешенными нервными процессами без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений. Он спокоен и собран даже в обстановке повышенной нервозности. На основе уравновешенности нервных процессов формируются такие черты поведения, как концентрация внимания, отвлекаемость; ритмичность.Различные комбинации основных свойств нервной системы описываются как четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД):I — сильный, уравновешенный, подвижный;II — сильный, неуравновешенный, подвижный;III — сильный, уравновешенный, инертный;IV — слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный.Наиболее изучен первый тип, наименее — четвертый. Это и понятно. Ведь у человека с сильным типом все проявления ярко выражены и легко фиксируются. У человека со слабым типом зафиксировать проявления намного сложнее.2. Исследование темперамента человекаТемперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Таким образом, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности.Сангвинический темперамент.Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью.Флегматический темперамент.Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны.Холерический темперамент.Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика.Меланхолический темперамент.У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением).Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.3. Взаимосвязь личности и темпераментаТемперамент и характер являются одними из основных понятий психологии личности. Они имеют тесную взаимосвязь и формируют индивидуальность и неповторимость человека. Различные ученые и психологи в своих научных трудах описывают межличностные взаимодействия и трудовую деятельность типом его темперамента.Имеется множество трактовок понятия темперамент и характер. Рассмотрим общепринятые трактовки. Темпераментом принято считать совокупность специфических особенностей прохождения психодинамических процессов в организме человека. Темперамент закладывается с рождения и чаще передается по наследству, при этом тип темперамента может быть смешанным, что также генетически объясняется. Выделяют четыре типа темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик. Характер же обуславливает неповторимую уникальность каждого человека.Взаимосвязь между характером и темпераментом изучается учеными на протяжении многих лет. Некоторые из них считают, что темперамент является основой характера, который доминирует над ним. По мнению других, это характер со стабильной личностной чертой, которая может влиять на темперамент и изменять его.Характер – набор основных и практически неизменных ментальных особенностей человека, которые задают человеку определенное поведение в тех или иных ситуациях.Формирование характера происходит в течение жизни человека. Образовательная среда, социальные установки и отношения играют важную роль в ее формировании. Люди, живущие в схожих условиях, имеют одни и те же черты характера, хотя их темперамент может отличаться.Достижение способностей и целей человека во многом зависит от его характера. Высокая требовательность к себе, критическое отношение к работе, вера в собственные способности и цели формируют характер человека.Физиологической основой характера и темперамента является тип нервной системы. Хотя эта связь не прямая, а косвенная. Люди с одинаковыми чертами личности могут иметь разные типы нервной системы, и наоборот, люди с разными чертами личности могут иметь один и тот же тип нервной системы.Хотя темперамент не определяет все черты характера, существует довольно тесная связь между характером и темпераментом. Волевой человек может быть не очень темпераментным, и наоборот, волевой человек может иметь слабый характер вместо волевого характера. Социальная природа флегматичного или оптимистичного человека проявляется по-разному у людей с разными личностями.Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, которые включают способность к упражнениям с такими основными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и торможение. Прежде всего, эти способности включают сложные и точные движения, со сложными траекториями и неравномерным темпом.Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Оптимистичные люди обычно общительны, открыты, разговорчивы, живы, активны, но часто беззаботны и не всегда стремятся выполнить свою работу. Люди с желчевыводящими путями имеют частые перепады настроения, активны, но в то же время импульсивны, чувствительны и позитивны, в основном оптимистичны. Регулярность, спокойствие и надежность особенно очевидны в темпераменте человека с мокротой. Они смирны, но они пассивны. Депрессия очень чувствительна к людям, обычно наблюдательным, но поэтому тревожным, замкнутым, быстро раздражающимся и много беспокоящимся, пессимистичным.Можно сформулировать следующие идеи об их роли в структуре личности. Темперамент обеспечивает базовую регуляцию поведения в нормальных условиях жизни, присущую конкретному индивиду: типичный способ и уровень потребления энергии, скорость переключения с одной деятельности на другую, темп индивидуального поведения и уровень потребления энергии. Характер, с другой стороны, следует рассматривать как защитный механизм, который формируется как устойчивая система поведенческих стратегий, основанных на положительных или отрицательных действиях индивида при преодолении каких-либо ситуаций.Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Характер – это достаточно инертная особенность, но гораздо динамичнее, чем темперамент. Темперамент воздействует на то, в какой форме и как проявляется характер. Он специфично заполняет определенные черты характера.ЗаключениеВ процессе данного исследования был рассмотрен темперамент как индивидуальная характеристика человека, а также генотип личности, дано понятие о характере, генотипе, рассмотрены основные подходы к проблеме взаимосвязи темперамента и характера.Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, то есть свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Прежде всего, темперамент - биологическое, врожденное, а не приобретенное качество человека. Темперамент имеет тесную связь с эмоциями. Поэтому его можно понимать и как эмоциональную реактивность и динамику деятельности индивидуума. Тем самым темперамент придает окраску всем психическим проявлениям человека, сказывается на мышлении, темпе речи, ее ритмике, на мимике, жестикуляции, подвижности, манере общения. Но темперамент не оказывает влияния на интересы, увлечения, мотивацию деятельности, интеллект.Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.
Список использованных источников
1. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 c.2. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2014. - 400 c.3. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 192 c.4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2016. - 784 c.5. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. - 200 c.6. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2016. - 592 c.7. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. - М.: Физическая культура, 2010. - 494 c.8. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - Москва: Наука, 2015. - 424 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!