это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3625849
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ В условиях дальнейшего развития и применения инновационных технологий в сфере таможенного оформления особое внимание следует обратить на функционирование центров электронного декларирования (далее – ЦЭД) и системы удаленного выпуска товаров, цели их создания, преимущества их использования и перспективы дальнейшего существования.Актуальность выбранной темы заключается в том, что внедрение информационных таможенных технологий является одним из основных направлений совершенствования системы таможенных органов. Электронное декларирование является одной из приоритетных задач российской таможни. Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных ведомств поможет усовершенствовать и облегчить процесс совершения таможенных операций и таможенного контроля, повысить эффективность работы пунктов пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Цель работы изучить подробно технологию работы центров электронного декларирования (ЦЭД).Исходя из цели были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть понятие и историю развития электронного декларирования.2. Рассмотреть автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров: понятие и нормативно-правовая основа механизма.3. Рассмотреть отличие центров электронного декларирования (ЦЭД) от остальных таможенных постов.4.Изучить центры электронного декларирования в странах ЕАЭС.5. Рассмотреть преимущества работы с центрами электронного декларирования.6. Рассмотреть оптимизацию порядка осуществления таможенных процедур.Объектом данной работы является электронное декларирование в Российской Федерации.Предметом исследования является технология работы центров электронного декларирования.Теоретической и информационной базой для исследования темы работы послужили нормативные акты Российской Федерации, к которым относятся Конституция РФ, Указы Президента, Федеральные законы и так далее, а также международные правовые акты, такие как Таможенный кодекс ЕАЭС, международные договоры, и другие источники. Также при написании курсовой работы использовались научные работы российских академиков и аналитиков: Кондрусик М.А. [12], Абусуфянова З.Т. [8], Власов Д.Г. [9], Курносова В.В [14] и других, материалы журналов и статей по рассматриваемой теме: «Журнал Таможня», «Вестник Российской таможенной академии», а также Интернет-ресурсы: компьютерная справочная система КонсультантПлюс, официальный сайт Федеральной таможенной службы и иные ресурсы.Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами, и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ1.1. Понятие и история развития электронного декларированияЭлектронное декларирование (ЭД) — это комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств в электронном виде. Данная система направлена на упрощение взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами и ускорение процесса таможенного оформления с использованием качественно нового подхода к вопросам таможенного оформления на основе безбумажных технологий.С помощью системы электронного декларирования участник ВЭД могут осуществлять подачу грузовой таможенной декларации из любой точки РФ.Начало развития электронного декларирования в России связано с принятием в 2002 году закона «Об электронной цифровой подписи». В ноябре 2002 года в Москве на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ была оформлена первая в России электронная декларация. В июле 2004 году на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. В условиях дальнейшего развития и применения инновационных технологий в сфере таможенного оформления особое внимание следует обратить на функционирование центров электронного декларирования и системы удаленного выпуска товаров, цели их создания, преимущества их использования и перспективы дальнейшего существования. В основе возникновения центров электронного декларирования лежит переход к системе электронного декларирования. До внедрения системы электронного декларирования, все документы необходимые для таможенного оформления ввезенного товара предоставлялись таможенным органам участниками внешнеэкономической деятельности в бумажном виде. Применение документооборота в бумажном виде и существовавший уровень технологий связи, возможности таможенного контроля создавали четкую территориальную привязку товара и декларанта к таможенному посту, рядом с которым он находился. Не мог таможенный пост, находящейся за сотни или тысячи километров от товара, выпустить его в свободное обращение. Распространение компьютеров, развитие интернета и информационных технологий позволило начать процесс по минимизации применения бумажного документооборота и снижению необходимости в непосредственных контактах декларантов с работниками таможенных органов. Постепенно это привело к созданию системы электронного декларирования, когда все необходимые документы предоставлялись таможенным органам в электронном виде посредством специальных программ через Интернет.Таможенная служба достаточно давно активно внедряет технические новшества информационного характера.Идея предварительного декларирования возникла в 1996 г. в сфере авиационных перевозок. Тогда термин «предварительное таможенное декларирование» не соответствовал ни таможенному законодательству, ни практике. Было предложено разделить весь процесс внедрения технологии на два блока: электронное предварительное информирование и электронное таможенное декларирование.С 25 ноября 2002 г. применяется декларирование товаров в электронном виде (ЭД-1). На начальном этапе это был эксперимент, регламентированный Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. № 801. Позже приказами ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 и от 27 мая 2004 г. № 619 был определен порядок совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде.На смену электронному декларированию пришло интернет-декларирование (ЭД-2) (приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52).Внедрение ЭД-2 значительно расширило возможности участников внешнеэкономической деятельности и позволило уменьшить время совершения таможенных операций и таможенного контроля, сократить расходы, увеличить товарооборот.Выявлены следующие преимущества перехода на систему электронного декларирования:- сокращение времени оформления товаров благодаря упрощению таможенных формальностей;- более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами;- единообразное применение таможенного законодательства;- повышение прозрачности и предсказуемости таможенного оформления;- снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц;- повышение качества управленческой информации;- эффективное использование человеческих и технических ресурсов;- получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления.Работа ЦЭД основана на применении удаленного выпуска - технологии таможенного декларирования, при которой декларация на товар подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется на приграничной таможне. С помощью удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию в ЦЭД, но при этом груз, фактически находящийся уже на границе, может быть выпущен в свободное обращение. В основе технологии удаленного выпуска товаров находится принцип разделения таможенного декларирования на два вида контроля: документальный и фактический, которые должны осуществлять разные таможенные органы. Сотрудник внутреннего таможенного органа (ЦЭД), куда подается декларация на товары, должен обработать документы и сведения, которые предоставлены в электронном виде. В это же время сотрудник приграничного таможенного органа непосредственно должен выполнить контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и, если потребуется, то и самих товаров.1.2. Автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров: понятие и нормативно-правовая основа механизмаАвтоматическая регистрация декларации на товары — электронная технология автоматической проверки соблюдения условий регистрации ДТ без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов.Автоматическую регистрацию проходят декларации на товары, которые соответствуют определенным критериям и не связаны с рисковыми поставками. Технология автоматической регистрации позволяет перевести регистрацию ДТ из ручного режима в автоматический, а основным её достоинством, равно как и задачей, является сокращение времени декларирования товаров.Суть технологии заключается в том, что юридически значимое действие – регистрация декларации, направленной в таможенный орган через Интернет, – совершается без непосредственного участия должностных лиц. Форматнологический контроль электронной декларации проходит без участия человека. Действительность электронной подписи, факт уплаты таможенных платежей, наличие в электронном реестре таможенных органов необходимых документов проверяет компьютерная программа.Среднее время автоматической регистрации одной ДТ составляет около одной минуты, в то время как действующим законодательством на регистрацию декларации отводится два часа. Реализация технологии автоматической регистрации декларации является элементом технологии автоматического выпуска товаров без участия должностных лиц.Проведем обзор нормативно-правовой базы, направленной на регулирование автоматической регистрации деклараций и автоматический выпуск товаров:1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 N 17, разработанный и принятый в рамках договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Сферу выпуска деклараций в электронном виде затрагивают преимущественно статьи 180 и 183. 2. Поскольку нормативно-правовая база Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) действующая на его территории в области электронного документооборота не соответствует актуальным реалиям, то был разработан проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, утвержденный Распоряжением Евразийским Межправительственным Советом от 16.11.2016 года N 191 (далее – Таможенный кодекс ЕАЭС), в соответствии с которым: – таможенное декларирование производится в электронной форме (п. 3, ст. 74, гл. 10); – отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов (п. 3, ст. 50, гл. 10);– документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, и (или) иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов (п. 2, ст. 48, гл. 6);– таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, – таможенный контроль также в иных формах таможенного контроля или с использованием применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов (п. 5, ст. 314, гл. 43).Предполагается, что после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, наиболее востребованными будут следующие операции: – автоматическая регистрация декларации на товары; – автоматический выпуск товаров в соответствии с заявленной процедурой.Федеральная таможенная служба на основании приказа ФТС России «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» (2012 г.), Положения о Федеральной таможенной службе (2013 г.), а также в рамках исполнения положений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года приступила к диспетчеризации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности. В рамках данной реформы таможенные декларации распределяются по 16 центрам электронного декларирования (ЦЭДам) по следующему принципу.Декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы. Декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел, – в Авиационный ЦЭД.Декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта).Старт системы диспетчеризации деклараций состоялся 1 февраля 2021 года. Диспетчеризация в настоящее время затрагивает порядка 5% всего декларационного массива, основную массу которого составляют товары, прибывающие авиационным и морским транспортом.В случае необходимости и по запросам участников внешнеэкономической деятельности подразделения ФТС России продлевают график своей работы.Представители делового сообщества отмечают, что внедрение диспетчеризации деклараций не оказало негативного влияния на рабочий процесс.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ2.1. Отличие центров электронного декларирования (ЦЭД) от остальных таможенных постовОтличие центров электронного декларирования (ЦЭД) от остальных таможенных постов: - центрам электронного декларирования не подконтрольны СВХ и ЗТК;- не осуществляют фактический таможенный контроль в форме рентгеновского обследования (МИДК), таможенного осмотра и (или) досмотра товаров и т.д.;- как правило выпускают товары в свободное обращение (кроме некоторых исключений);- не оформляют декларации на товары по тем таможенным процедурам, по которым требуется осуществление контроля после выпуска условно выпущенных товаров.Создание единой сети из электронных таможен и ЦЭДов основано на весьма свежем Решении коллегии ФТС России от 29.05.2018, согласно которому реформирование таможенных органов будет осуществляется в три этапа: 2018 год - создание электронных таможен в Приволжском, Уральском, Северо-Кавказском таможенных управлениях, а также концентрация декларационного массива в ЦЭДах Владивостокской, Московской областной и Калининградской областной таможен. 2019 год - создание Авиационной и Сибирской электронных таможен и соответствующих ЦЭДов, а также концентрация декларирования в ЦЭДах Центральной акцизной, Центральной энергетической, Балтийской и Московской областной таможен. В настоящее время в России уже присвоены коды и функционируют 4 электронные таможни: - Приволжская в Нижнем Новгороде - Уральская в Екатеринбурге - Северо-Кавказская в Минеральных водах - Сибирская в Красноярске.2020 год - создание электронных таможен в Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном и Южном таможенных управлениях:Северо-Западная электронная таможня будет создана на базе Санкт-Петербургского ЦЭДа Санкт-Петербургской таможни.В подчинении Дальневосточной электронной таможни будут находиться 2 ЦЭДа:- созданный в 2011 году Владивостокский таможенный пост (ЦЭД), подчиненный сейчас Владивостокской таможне, и в которому будет производиться оформление грузов, прибывающих в морским и воздушным транспортом. - Дальневосточный таможенный пост (ЦЭД), подчиненный Дальневосточной электронной таможне, для декларирования товаров, прибывающих иными видами транспорта. Электронная таможня подчиняется региональному таможенному управлению, но в отличие от обычной таможни, в ее подчинении находится только специфический таможенный пост - ЦЭД, а функционал не распространяется на меры фактического контроля.Помимо ускорения, упрощения и повышения прозрачности таможенных процедур, предполагается, что после пересечения границы импортный груз не шел в центральные регионы страны и крупные мегаполисы под таможенным транзитом для завершения процедур, а сразу после таможенной очистки мог двигаться в любом направлении. Это должно было обеспечить сокращение времени доставки товаров до конечного потребителя.Согласно заявленным руководством ФТС в январе 2019 года планам, к концу 2021 года на территории России будут функционировать три категории таможен: фактического контроля, электронные и полнофункциональные. Таможни фактического контроля и подчиненные им таможенные посты будут осуществлять фактический контроль перемещения товаров, а также частичное декларирование отдельных категорий товаров. Электронные таможни и ЦЭДы будут непосредственно заниматься электронным декларированием и документарным контролем. Полнофункциональная таможня может проводить как декларирование, так и фактический контроль товаров.Тренды таможенного декларирования для участников ВЭД:1. работать в стиле «всегда так делали» без понимания нормативных правил, больше не получится, пропадут устоявшиеся практики работы с конкретными инспекторами и постами, например: - применение 1 метода при безвозмездных поставках за счет указания цены для таможенных целей и приложения счёта-проформы; - указание веса герметичной/асептичной тары на основании заключений поставщика или стороннего эксперта, для того, чтобы не учитывать ее вес в нетто весе груза.2. время ответа ЦЭДа сократится и работать можно будет круглосуточно, но вместе с тем повысится степень индифферентности инспекторов и снизится уровень их экспертности в нестандартных случаях - таможне придется чем-то жертвовать ради автоматизации процесса декларирования. Вспомните колл-центр банка или мобильного оператора... Сложные случаи будут рассматриваться самыми высококомпетентными сотрудниками, но их мало по сравнению с потоком декларирования, поэтому рассмотрение будет медленным или происходить только в случае явного конфликта с участником ВЭД.3. просто позвонить и выяснить, в чем проблема, не получится, а обжаловать решения и действия ЦЭДа в суд станет более проблематичным, так как обжалование производится по месту принятия решения, а если ЦЭДы будут размещены даже не по областям, а только по регионам, то судебное обжалование для участников ВЭД из других городов региона, чем ЦЭД, станет весьма затруднительным и не оперативным методом воздействия на таможенный орган. Самым ярким примером является принятие судом обеспечительных мер для недопущения списания таможней доначислений по требованиям. Конечно, арбитражная судебная система тоже внедряет электронные технологии коммуниакаций, но во многих случаях бумажные документы и личное присутствие до сих пор имеют значение. 4. Увеличение числа элементов системы за счет разделения таможен фактического контроля, ОКЭПов и ЦЭДов, неизбежно приведет к погрешности коммуникации между ними, по крайней мере, в первый год работы. Уже сейчас участники ВЭД, декларирующие в Приволжской электронной таможне жалуются на то, что сроки выпуска составляют не 1, как обещано, а 4-5 дней. Перемены не всегда проходят гладко.5. Упрощение первичного контроля повлечет необходимость усиления вторичного контроля в последующие 3 года после декларирования, и он станет «хлебом с маслом» для таможен фактического контроля на местах и все более эффективным с учетом тенденции к интеграции информационных систем ФНС и ФТС России.6. Переход таможни на облачные технологии, централизация функционала и снижение накладных расходов на содержание аппарата на местах потребует от декларантов аналогичных мер интеграции - объединение и аутсорсинг непроизводственных, но требующих высокой компетенции функций, связанных с ВЭД (как например, вопросы классификации и юридического сопровождения).2.2. Центры электронного декларирования в странах ЕАЭСПроводя сравнительный анализ систем электронного декларирования в Республике Беларусь и Российской Федерации, можно отметить их практическую идентичность. Однако в России развитие рассматриваемой системы началось в более ранний период. Одним из главных отличий на данный момент является отсутствие Центров электронного декларирования в структуре таможенных органов Республики Беларусь, где декларации подаются в пункты таможенного оформления, являющиеся аналогом таможенных постов. В этом случае схема электронного декларирования похожа на ту, которая использовалась в РФ до введения ЦЭД. Это может быть обусловлено тем, что территориально Республика Беларусь намного меньше РФ, что не столь остро ставит необходимость концентрации декларирования. Также, такая важная причина введения ЦЭД в России, как исключение личностного контакта инспектора и декларанта с целью снижения риска коррупции, не так актуальна в Республике Беларусь. Однако нельзя исключать тот вариант, что, в случае успешного функционирования ЦЭД в РФ, таможенные органы Республики Беларусь могут провести схожий эксперимент.Внедрение электронного декларирования в Республике Казахстан значительно упростило таможенное декларирование. Назовем лишь некоторые преимущества нового порядка: объединение системы с иными информационными ресурсами госорганов позволяет получить сведения в автоматическом режиме; отсутствие участника ВЭД при оформлении грузов; отсутствие платы за пользование системой.В Республике Казахстан используется аналогичная с Республикой Беларусь система, однако она построена на базе автоматизированной системы обработки таможенных данных, разработанной в Конференции ООН по торговле и развитию совместно с Международной таможенной организацией. В настоящее время эта система используется таможенными ведомствами более чем в 80 странах мира, среди которых нет ни одного развитого государства. Можно сказать, что данная система является скорее проектом по оказанию помощи развивающимся странам. В случае с Республикой Казахстан, это, несомненно, помогло преодолеть переход от бумажного декларирования к автоматическому выпуску товаров. Однако, на данный момент система далека от идеала, присутствует достаточное количество ошибок, которые значительно замедляют процесс таможенного оформления.Для Киргизии и Армении пока рано говорить о полноценном внедрении электронного документооборота. Эти страны относительно недавно стали членами Союза. Их суммарный вклад во внешнеторговый оборот ЕАЭС составляет менее одного процента и для них предусмотрена возможность переходного периода. В данных государствах значительная часть декларирования происходит на бумажных носителях. Подобная ситуация может привести к неблагоприятным последствиям, как прямо сейчас, так и в долгосрочной перспективе.В целом, модернизация таможенных органов и масштабный переход на электронный документооборот является неизбежным шагом для любого государства, которое является участником интеграционного объединения или же ведет активную внешнеэкономическую деятельность. Однако также стоит отметить тот факт, что необходимо обращаться к опыту других стран, которые ранее прошли по этому пути. Это позволит ускорить переходный период и избежать ошибок в процессе. На данный момент одной из основных задач ЕАЭС является полноценная интеграция стран-участниц. В этом направлении делаются различные шаги, начиная от приведения таможенных и товаросопроводительных документов к общему стандарту, заканчивая передачей полезного опыта коллегам. Так, например, ФТС содействовала таможенным службам Армении и Киргизии как в методическом, так и в техническом плане при приведении их законодательной базы в соответствие со стандартами ЕАЭС. Были составлены дорожные карты по интеграции Республик в Союз. Также таможенные службы всех пяти государств ежеквартально принимают участие в заседаниях Консультативного комитета по таможенному регулированию при Евразийской экономической комиссии и в Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Союза.Из вышесказанного можно сделать следующий вывод - основной проблемой в сфере электронного декларирования на уровне ЕАЭС является различный уровень технического развития государств и различные подходы к построению систем. Назовем причины возникновения данной проблемы:- сложившаяся ситуация не соотносится с принципами функционирования Союза, согласно которым таможенное законодательство должно быть гармонизировано. Также это противоречит ст. 104 ТК ЕАЭС, которая гласит, что приоритетной формой декларирования является электронная;- в государствах ЕАЭС используются различные системы электронного декларирования товаров, рассмотренные ранее;- различие условий работы для участников ВЭД.Отличается уровень доступа технических средств, используемых для электронного декларирования. Так, программное обеспечение для подачи деклараций в таможенные органы в России предоставляется на коммерческой основе, в то время как в Казахстане аналогичное по функционалу программное обеспечение предоставляется на безвозмездной основе. Также могут возникать ситуации, что при смене местоположения организации декларантам придется осваивать процесс с нуля, так как в рамках таможенного законодательства каждой страны он отличается.Следует отметить, что одной из причин создания ЦЭД, помимо улучшения эффективности работы таможенных органов, называлось снижение фактора коррупции, так как у участников ВЭД не стало возможности личного контакта с сотрудниками таможенного органа. Однако стоит задаться вопросом, насколько это эффективно в рамках функционирования лишь в одном из пяти государств - ведь из-за общей таможенной территории товары, выпущенные в свободное обращение таможней другого государства-члена ЕАЭС, могут свободно попасть и в РФ. Это могут быть как случаи ввоза контрафактных товаров, так и занижения таможенной стоимости, что бьет по интересам всех членов Союза.Таким образом, различия систем электронного декларирования могут создать значительные трудности в дальнейшей унификации законодательства государств ЕАЭС. Создание единой системы данных ЕАЭС позволило бы облегчить коммуникацию между таможенными органами стран-членов Союза. Подобная система уже существует на национальных уровнях, только в качестве стран-членов Союза там выступают различные государственные органы.Таким образом, несмотря на провозглашенный курс на унификацию и гармонизацию в рамках ЕАЭС, все еще присутствует ряд проблем, связанных с различиями в механизмах функционирования систем электронного декларирования в рамках каждого государства. Несмотря на то, что за последние годы произошел существенный скачок в развитии электронного декларирования как в РФ, так и в отдельных странах ЕАЭС, до сих пор остаются области, требующие доработки.Говоря о подобных проблемах, необходимо затронуть неравномерный технологический уровень развития электронного декларирования в странах-участницах ЕАЭС. Наиболее очевидным видится приведение систем электронного декларирования к единому стандарту. Стоит сказать о том, что в некотором смысле работы в этом направлении ведутся - сюда можно отнести применение унифицированных товаросопроводительных и таможенных документов, а также поддержка опытом и технологиями недавно вступивших в Союз государств.Единая система электронного декларирования на первый взгляд имеет исключительно положительные моменты. Во-первых, она позволяет упростить коммуникацию в рамках ЕАЭС, так как исчезнет один из главных барьеров - технологический. Помимо того, что это в ряде случаев позволит существенно ускорить процесс таможенного оформления, это также способствует интеграции в рамках экономического союза. Во-вторых, это значительно улучшило положение участников внешнеэкономической деятельности. Единообразная система позволила бы повысить уровень предоставления услуг, упростила процесс подготовки специалистов в сфере ВЭД. На данный момент каждая страна-участник ЕАЭС имеет свою специфику, что ограничивает сферу деятельности территорией конкретного государства. В-третьих, в качестве аргумента в пользу единой системы электронного декларирования можно назвать экономическую выгоду. В нынешней ситуации, несмотря на обмен опытом и функционирование различных комиссий, каждое государство сконцентрировано на развитии собственной системы. Видится логичным, что использование единой системы в рамках Союза значительно сократило бы расходы на ее эксплуатацию и модернизацию. В-четвертых, введение подобной системы также способствовало бы гармонизации таможенного законодательства в сфере декларирования международным стандартам, так как приводить к единому стандарту одну систему намного легче, чем пять имеющихся на данный момент. И наконец, в-пятых, это повысило бы привлекательность вступления в ЕАЭС для других государств. Причиной этому является предоставление готового решения по приведению таможенного законодательства в сфере электронного декларирования к стандартам Союза. Значение подобной возможности можно представить на примере Армении и Киргизии, которые вступили в ЕАЭС практически четыре года назад, но все еще находятся на стадии интеграции.Несмотря на все преимущества единой системы электронного декларирования, ее реализация вызывает значительные затруднения. Государства уже вложили значительные средства в развитие своих систем, будет сложно отказаться от поделанной работы. Для успешного перехода к новой системе декларирования во всех пяти государствах потребовалась бы переподготовка сотрудников таможенных органов и обучение участников ВЭД, внедрение нового программного обеспечения, стандартизация национального законодательства и многое другое.Именно по этим причинам сложно представить, что единая система электронного декларирования когда-либо будет полноценно функционировать в рамках масштабного интеграционного объединения.Однако это не значит, что стоит отказываться от попыток частичной гармонизации и упрощения процессов в сфере электронного декларирования в рамках ЕАЭС. Для этого можно обратиться к гл. 2 Доклада Евразийской экономической комиссии о реализации основных направлений интеграции в рамках ЕАЭС за 2018 год [7], а именно, к пункту «создание цифровой платформы на базе интегрированной информационной системы Союза и на основе единой модели данных, обеспечивающей поддержку различных видов межгосударственного информационного взаимодействия для оказания электронных межгосударственных услуг физическим лицам и хозяйствующим субъектам». Данное положение частично перекликается с устройством электронного декларирования в Европейском Союзе. То есть в рамках интеграционного объединения существует одна или несколько общих систем, в рамках использования которых таможенные органы различных стран могут эффективно взаимодействовать.Решение указанной проблемы позволит избежать радикальных изменений в системах электронного декларирования, так как подобное решение не подразумевает отказа от них. Внедрение «буферных» систем позволит сохранить гибкость, но при этом повысит эффективность взаимодействия между таможенными органами государств-членов, или же вовсе сведет его к необходимому минимуму путем автоматизации процессов. Также, это позволит повысить привлекательность вступления в Союз, ведь благодаря наличию готового решения, под которое необходимо лишь подстроить имеющуюся систему, время на интеграцию в Союз значительно снизится. В целом, это поспособствует улучшению качества предоставления сервисных услуг участникам ВЭД - во многом благодаря повышению прозрачности системы и уменьшению времени на обработку запросов, требующих участия таможенных органов нескольких государств.ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С ЦЕНТРАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ3.1. Проблемы работы с центрами электронного декларированияНесмотря на положительную динамику развития ЦЭД в его функционировании существуют некоторые проблемы: 1) Удаленность принятия решений. ЦЭД является обособленным подразделением в структуре таможенных органов, его удаленность от таможенных постов снижает ответственность инспектора за соблюдение норм таможенного законодательства при проведении таможенного контроля. Таможенный инспектор сегодня, может визуально определить его несоответствие заявленным сведениям, ЦЭД напротив выпускает товар, опираясь только на предоставленные участником ВЭД документы, что является проблемной составляющей эффективного функционирования. 2) Энергозависимость. В случаи отключения электроэнергии полностью блокируется работа ЦЕД во всех направлениях, что неизбежно приведет к сбою в работе и поста фактического контроля. Потенциальный выход из строя системы электроснабжения может привести и к потере электронных документов.3) Увеличение количества запрашиваемых документов. Зачастую у должностных лиц таможенных органов возникают сомнения заявленных сведений о товарах, на основании чего должностные лица требуют дополнительные документы, что значительно снижает преимущества нововведений в виде электронного декларирования. Например, для товаров подлежащих техническому регулированию возникла необходимость предоставления протоколов испытаний, предъявление которых ранее не требовалось.4) Несовершенство и уязвимость информатизации. Сбой в программном обеспечении может привести к удалению всех предоставленных документов участником ВЭД, информации предоставленной таможенным органам, может возникнуть проблема использования цифровой электронной подписи, проблема утечки информации и т.д. Все перечисленные проблемы могут создать масштабный «затор» на таможенной границе.5) Неэффективное взаимодействие с контролирующими органами. Так, при несоответствии описания товаров на иностранном языке и русскоязычного документа, должностное лицо вправе отказать в выпуске товара. Данная проверка входит в компетенцию Роспотребнадзора, что может быть осуществлено в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, но зачастую такой способ обмена данными используется не в полном объеме.Вышеуказанные проблемы уже активно решаются, совершенствуется функционирование ЦЭД, активно создаются новые ЦЕД приближенные к таможенным постам функционального назначения, таможенные органы оснащаются независимыми системами питания, которые обеспечивают автономную работу в течение продолжительного времени, необходимого для устранения нештатных ситуаций.Таким образом, перспектива развития ЦЭД выстраивается на полной автоматизации процесса таможенного контроля с использованием информационных таможенных технологий. Внедрение в ЦЭД специальных алгоритмов позволит существенно снизить затраты на использование человеческих ресурсов, снизить человеческий фактор при принятии решений о выпуске, избавить от возможных технических ошибок: ЦЭД мгновенно проанализирует разработанный профиль риска и просигнализирует на пост фактического контроля о возможной угрозе нарушения таможенного законодательства.В настоящее время ФТС России запланирована существенная модернизация комплексов программных средств, которые позволят проводить таможенный контроль в нештатных ситуациях, в разработке находятся проекты законодательных актов, способствующих увеличению ЦЭД, а также эффективности их организации. Все это позволяет говорить о приоритетной важности развития такого направления в таможенной сфере как электронное декларирование, важным элементом которого является развития ЦЭД. Несомненно, использование системы электронного декларирования через ЦЭД является удобным и передовым сервисом таможни, требующим дальнейшего совершенствования.3.2. Преимущества работы с центрами электронного декларированияВ России электронное декларирование товаров осуществлялось по двум основным формам электронной декларации - ЭД1 и ЭД2. Электронная декларация 1 (ЭД1) - это декларирование товаров при помощи абонентского пункта. Электронная декларация 2 (ЭД2) - декларирование товаров происходит с использованием сети Интернет. Эти две формы ЭД значительно различаются между собой. После внедрения ЭД 2 появилась надобность в создании отдельного таможенного центра, с помощью которого получится эффективно организовать и структурировать процесс электронного декларирования.Таблица 1 – Сравнение форм электронного декларированияЭД 1ЭД 2Абонентский пункт ведомственной сетиСеть «Интернет»Значительные затраты из-за высокой стоимостиорганизации системыМинимальные затраты при использованииинформационного оператораСобственная система доступаВозможность использовать услуги операторовВозможность подачинеформализованных документовПодача только формализованных документовВместо привычных программ заполнения, новыеформы, для которых необходимо обучениедекларантовПривычные программы и формы заполненияМонополия единственного разработчика ПОПО разрабатывается различными фирмами наконкурентной основеДля более эффективной работы таможенных органов в области электронного декларирования, Приказом ФТС России "О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2018 года "О создании единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Проблемы и пути их решения"" было принято решение создать Центры электронного декларирования по всей России. Центры электронного декларирования (далее - ЦЭД) - это специализированные таможенные посты, созданные для работы по технологии электронного декларирования и расширения практического применения технологии удаленного выпуска товаров. На данный момент в России функционируют 16 Центров электронного декларирования (таблица 2).Таблица 2 – Центры электронного декларирования в России№ п/пНаименование ЦЭД1Калининградский ЦЭД2Южный ЦЭД3Новороссийский ЦЭД4Северо-Западный ЦЭД5Балтийский ЦЭД6Приволжский ЦЭД7Уральский ЦЭД8Северо-Кавказский ЦЭД9Сибирский ЦЭД10Центральный ЦЭД11Дальневосточный ЦЭД12Владивостокский ЦЭД13Московский областной ЦЭД14Авиационный ЦЭД15Энергетический ЦЭД16Акцизный ЦЭДОсновными причинами создания ЦЭД были отказ от бумажных носителей, возможность использования сети Интернет, минимизация необходимости в непосредственном контакте декларанта с работником таможенных органов, а также возможность удаленного декларирования и выпуска товаров [3]. Также центр электронного декларирования имеет довольно существенные особенности, которые отличают его от обычных таможенных постов. В первую очередь, это отсутствие в подчинении зон таможенного контроля и складов временного хранения. Во-вторых, это невозможность проведения фактического контроля, а именно в форме таможенного осмотра и досмотра, а также с использование технических средств таможенного контроля. И последнее, это таможенное декларирование любых товаров и возможность выпускать их в свободное обращение, кроме ряда исключений: категории товаров, для которых предусмотрен таможенный контроль, установлено специальное место декларирования.С появлением ЦЭД процесс электронного декларирования значительно упростился [2]. В связи с этим можно выделить довольно много положительных черт. Одной из самых важных являются показатели. С момента начала функционирования центров таможенного декларирования электронных деклараций было выпущено свыше 95%. Это обуславливается, в первую очередь, тем, что задекларировать товар можно, не предъявляя его фактически таможенному органу, что позволяет значительно сократить время и расходы декларанта. Также существенно сокращается срок выпуска товара, примерно 2-3 часа. С внедрением технологий в работу таможенного органа стало возможным совершение таможенных операций без предоставления участниками ВЭД документов на бумажном носителе. Вдобавок все архивные документы хранятся на сервере таможенных органов, что значительно позволяет упростить и ускорить процедуру таможенного оформления.Также существует еще ряд преимуществ в работе ЦЭД:1. Обеспечение прозрачности в процессе таможенных операций.2. Появляется возможность выпускать товар в автоматическом режиме.3. Снижение логистических и транспортных издержек для участников ВЭД.4. Не требует личного общения декларанта с должностным лицом таможенного органа.5. Товар может находиться на СВХ и при этом не предъявляться таможенному органу при его декларировании.6. Доступность для всех регионов.7. Удаленность между декларантом и таможенным органом не столь важно. Процесс декларирования происходит удаленно.Все существующие недостатки таможенные органы стараются исключить, так как они значительно снижают работу системы и эффективность электронного декларирования. С каждым годом создаются все новые центры электронного декларирования в различных регионах страны. Штат сотрудников укомплектовывают, перенаправляя их из других таможенных органов. Проводятся различные обучения для повышения квалификации сотрудников в работе с системой электронного декларирования.В перспективе у ФТС России перевести всю систему оформления на электронное декларирование. Именно для этого и создаются центры электронного декларирования. Существенным является также то, что на данный момент ФТС запланировали существенные изменения в доработки комплексов программных средств, которые позволят увеличить обхват действия внедренных таможенных технологий на все таможенные процедуры и таможенные операции, а также проводить контроль в нештатных ситуациях.ции, а также проводить контроль в нештатных ситуациях. Таким образом, на данный момент ЦЭД является одним из важных элементов таможенного органа в процессе таможенного декларирования. Немаловажным является то, что за последние годы ЦЭД показал свою эффективность во всех субъектах РФ. Они способствуют развитию и укреплению внешнеторговых связей, с их помощью увеличивается товарооборот. Центры электронного декларирования создали новые стандарты для работы таможенных органов Российской Федерации. С каждым разом данная платформа доказывает свою эффективность и все больше применяется участниками ВЭД. С помощью центров электронного декларирования весь процесс таможенного оформления перейдет в электронную систему, что значительно упростит таможенное дело.ЗАКЛЮЧЕНИЕЭлектронное декларирование в таможенных органах позволяет решить многие проблемы, особенно при огромных размерах территории страны. Внедрение электронного декларирования уже сейчас привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния человеческого фактора. Помимо того уже сейчас создана новая информационная система мониторинга и анализа, позволяющая в режиме реального времени отслеживать процессы таможенного оформления по всей номенклатуре перемещаемых товаров.Электронная декларация представляет собой электронный документ, содержащий совокупность сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, поданных в таможенный орган в электронной форме в форматах, определенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подписанных электронной подписью.Автоматическую регистрацию проходят декларации на товары, которые соответствуют определенным критериям и не связаны с рисковыми поставками.Суть технологии заключается в том, что юридически значимое действие – регистрация декларации, направленной в таможенный орган через Интернет, – совершается без непосредственного участия должностных лиц. Форматнологический контроль электронной декларации проходит без участия человека.В рамках данной технологии принятие решения о выпуске товаров производится информационной системой таможенных органов без участия должностного лица, что делает эту технологию максимально быстрой и прозрачной. Средние сроки автоматического выпуска товаров составляют 4 – 5 минут.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). 2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2019) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») // Собрание законодательства РФ. 6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 23.05.2020) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 7. Распоряжение ФТС России от 08.04.2016 N 99-р «О практической реализации автоматического выпуска деклараций на товары, поданных в форме электронного документа в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» // Таможенные ведомости. – 2016. - N 7.8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020). Статья 135. Установление заработной платые. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»9. Абусуфянова З.Т. Таможенные платежи: учебное пособие. Махачкала: АЛЕФ, «ДГТУ», 2019. 152 с.10. Власов Д.Г. Совершенствование электронной платформы участников ВЭД в целях ускоренного прохождения грузов через единую таможенную территорию ЕАЭС для пространственного развития России // В сборнике: Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее Сборник научных трудов участников Международной научной конференции - XXVI Кондратьевские чтения. Под редакцией В.М. Бондаренко. 2019. С. 77-83. 11. Галицына А.М. Влияние глобализации на развитие таможенной инфраструктуры // В сборнике: Молодая наука - 2018 сборник трудов V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Редакционная коллегия: С.А. Забелина ответственный редактор, С.Н. Буханцева, С.А. Гусев, А.В. Сасим, В.В. Никульцева, О.М. Стороженко. 2018. С. 202-206.12. Гомон И.В., Скаблова К.В. Анализ поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет от экспорта нефти и нефтепродуктов // Colloquium-journal. 2019. № 8-8 (32). С. 65-66.13. Кондрусик М.А. Исследование роли таможенных органов России в формировании федерального бюджета РФ // В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научнопрактической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 98-105.14. Коренчук Ю.А. Перспективы развития электронной таможни в России // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 ч.. 2018. С. 99-101. 15. Курносова В.В., Чебан М.А. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства // В сборнике: Таможенное дело: направления эффективного развития Сборник научных трудов. Саратов, 2018. С. 106-108.16. Нагорная М.С., Якименко Е.С. Федеральная таможенная служба России: модернизация механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках Евразийского Экономического Союза // Управление в современных системах. 2018. № 4 (20). С. 56-63.17. Применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров // Официальный сайт ФТС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/. (Дата обращения: 01.12.2021).18. ФТС России: совершенствование таможенного администрирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.logistics.ru/customs/ru/ (Дата обращения: 01.12.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!