это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3658768
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась.Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.Тема фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм, что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В данной работе была преследована цель рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики, проводимой правительством многих стран.Эффективность современной рыночной экономики механизмом свободной конкуренции. Провалы рынка, необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Изъяны вмешательства государства в рыночную экономикуЭкономика свободной конкуренции (чистый капитализм) — экономическая система, существовавшая с середины XVIII в. до начала XX в. Ее характерными чертами являются частная собственность на производственные ресурсы, наличие множества самостоятельных товаропроизводителей, господство свободной (совершенной) конкуренции в хозяйственной деятельности.В чистом виде эта абстрактная модель никогда не существовала, но в определенной степени ее условиям соответствовало состояние рыночной экономики западных стран в XIX в., получившее название эпохи капитализма свободной конкуренции. В условиях чистого капитализма экономическая власть рассеяна между множеством свободных и независимых частных собственников, обладающих свободой предпринимательства и выбора сфер приложения капитала. Соблюдение этих принципов возможно и наиболее оптимально, если на рынках товаров господствует такой идеальный тип рыночной ситуации (в чистом виде также практически не существующий), как совершенная, или чистая, конкуренция. Она характеризуется следующими признаками:- неограниченным числом участников рыночных отношений (большое число предприятий);- свободным доступом к любой хозяйственной деятельности и таким же выходом из нее;- абсолютной мобильностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов;- полной информированностью каждого участника конкуренции о рынке (о спросе и предложении, ценах, норме прибыли и т.д.);- абсолютной однородностью (стандартностью) одноименных товаров (отсутствием торговых марок и т.д.).Все эти признаки в целом означают, что ни одна фирма не в состоянии оказывать определяющее воздействие на цены и объемы продаж, то есть не существует монополий.Функционирование экономики предполагает осуществление комплекса (система, совокупность) процессов, направленных на поиск идеального сочетания ресурсов и их применения с целью удовлетворения потребностей общества.Независимость субъектов порождает явление конкурентной борьбы, когда экономические агенты соперничают друг с другом за рынки сбыта и доступ к факторам производства. Для обеспечения длительной конкурентоспособности на рынке субъекты хозяйствования стремятся минимизировать издержки и повысить объем выпуска. Однако, увеличение количества выпускаемой продукции не бесконечно. Рыночные отношения предполагают, что спрос определяет объем предложения. То есть, производители всегда ориентируются на потребности общества. Равновесие в экономических моделях может достигаться как для их статистического, так и для динамического положения. Статические модели позволяют проводить сопоставление различных состояний рынка. При этом не учитывается изменение системы во времени, его учет ведется косвенным образом. В статических моделях сопоставление производится в мгновенном, долгосрочном и краткосрочном периодах.Анализируя поведение потребителя, можно утверждать, что решение о покупке товаров и услуг производится не только на основании полезности того или иного товара, но и на оценке финансовых возможностей субъекта.В силу этого в экономическом анализе вводится понятие «бюджетное ограничение». Под ним понимается сумма денег, которой располагает субъект и которую он может направлять на покупку экономических благ. Бюджетное ограничение можно трактовать и как различные максимальные комбинации экономических благ, которые может приобрести субъект при полном расходовании своего бюджета и существующих ценах.Предполагается, что каждый субъект стремится расходовать весь свой бюджет таким образом, чтобы достигнуть максимального благосостояния, и если он достигнет этого благосостояния, то можно говорить о равновесии потребителя. Это равновесие в том смысле, что при данных предпосылках модели потребитель получает такой набор, который приносит ему максимально возможное удовлетворение при расходовании всего дохода и у него нет оснований менять его на другой.В то же время единственной целью производителя предполагается достижение максимально возможного выпуска продукта. Как и в условиях чистой монополии, при монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции Qsr, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода (MRsr=MC). Таким образом, фирмы несут разные издержки, что приводит к разнообразию фирменных марок товара. В связи с этим фирмы могут назначать различные цены на свою продукцию, и некоторые будут зарабатывать небольшие прибыли.Невозможность идеального соблюдения всех условий совершенной конкуренции приводит к тому, что рыночный механизм дает сбои. Это проявляется в нестабильности экономического развития: подъемы чередуются спадами, которым сопутствуют такие «болезни» рынка, как инфляция и безработица. Конкуренция, способствуя концентрации производства и капитала, сама порождает собственную противоположность — монополию, что коренным образом подрывает условия свободной конкуренции.Свободный рынок не обеспечивает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (так называемых общественных товаров), в которых нуждается каждый человек и от которых никто не получает прибыль (национальная оборона, государственное управление, охрана природы и др.). Не существует также достаточной мотивации для фундаментальной науки, для всех тех видов деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческими критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система и др.).Учитывая все эти несовершенства, следует признать, что в реальной жизни всегда имело место некое регулирующее воздействие государства на рыночную экономику, хотя и в разной степени. В малой степени оно проявлялось в экономике свободной конкуренции, когда функция правительства в основном сводилась к роли «ночного сторожа», обеспечивающего защиту частной собственности и создание такой правовой структуры, которая гарантировала беспрепятственное функционирование свободного рынка.Мировой опыт свидетельствует о важной роли государства в управлении социально-экономическими процессами. Современная экономика — «смешанная» экономика, базирующаяся на рыночных принципах организации хозяйственной жизни (частная собственность, свобода предпринимательской инициативы, рыночные способы распределения ограниченных ресурсов) при активном регулирующем воздействии государства на поведение экономических субъектов.Необходимость государственного регулирования экономических процессов обусловлена неспособностью рынка путем саморегулирования решить ряд проблем, подрывающих основы рыночной системы хозяйства и снижающих ее эффективность. В условиях рыночной конкуренции возникают так называемые провалы рынка — ситуации, когда экономика, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, не обеспечивает эффективного использования ресурсов и динамичного развития.Традиционно к провалам рынка относят:— монополию;— недостаток и ассиметрию информации;— внешние эффекты (экстерналии);— производство общественных благ.Монополизм, затрудняющий вход на рынок для других хозяйствующих субъектов, а также искажающий рыночный механизм ценообразования, является феноменом, нарушающим основы рынка и принципы свободной конкуренции. Государство в этих условиях своей деятельностью должно обеспечивать условия свободной конкуренции, осуществлять антимонопольное регулирование.Как правило, именно монополии завышают цены на товары и услуги, и государство вынужден вносить соответствующие коррективы в устанавливаемые ими цены. В некоторых случаях по отдельным социально значимым благам государство выступает регулятором цен, в том числе устанавливаемых и не монополистами, регулируя величину торговой надбавки или устанавливая налогообложение для этих товаров по льготной ставке.В условиях рынка экономические агенты действуют в условиях несовершенной (ассиметричной и неполной) информации. Это порождает неэффективность осуществляемых рыночных сделок.Недостаток информации может блокировать взаимодействие субъектов рынка. Результатом выступает неполнота рынков, проявляющаяся прежде всего в финансовой сфере. Рынки ценных бумаг и фьючерсных контрактов как составная часть рынка капитала, как правило, не являются всеохватывающими и совершенными. Прогнозировать долгосрочные изменения на них крайне сложно. Более того, финансовые рынки функционируют относительно самостоятельно от рынков потребительских благ, труда, земли и физического капитала. Все это приводит к тому, что большинство сделок осуществляется в условиях неопределенности.Обычно государство неспособно полностью преодолеть проблему неполноты информации. Но оно может частично ослабить риски принимаемых решений, распределив их между налогоплательщиками, что недоступно частным инвесторам. Государство может профинансировать долгосрочные инвестпроекты либо выступить гарантом при их реализации, ввести обязательное страхование вкладов банковскими институтами, предпринять другие действия, способные повысить эффективность общественного использования ресурсов.Проблема асимметрии информации может быть решена и без участия государства, на основе учета репутации. Однако в сложных ситуациях более продуктивным оказывается вмешательство государства, которое может принимать различные формы. Одной из них является лицензирование, выступающее обязательным условием осуществления отдельных видов деятельности, например в здравоохранении, при оказании образовательных услуг, производстве медицинских препаратов и т.д. Возможно также прямое участие государства в производстве товаров и услуг, с которыми связана значительная информационная асимметрия. Наконец, для предотвращения асимметрии информации либо блокировки ее последствий могут быть использованы различные инструменты государственного контроля над производством и сбытом соответствующих товаров и услуг.Очевидным провалом рынка являются внешние эффекты (экстерналии) — издержки или выгоды, связанные с конкретным видом деятельности, не получившие отражения в ценах. Внешними они называются потому, что касаются не только участников конкретной рыночной сделки, но и третьих лиц.Различают отрицательные и положительные экстерналии. Рыночное саморегулирование не устраняет отрицательные «внешние эффекты», т.е. негативное воздействие деятельности одних субъектов хозяйствования на других. Примером здесь является загрязнение окружающей среды, которое приносит экономические убытки всему обществу (загрязнение рек, воздуха). В этом случае через административные штрафы или дополнительное налогообложение государство заставляет производителей избегать таких эффектов для других участников рынка.При положительных экстерналиях деятельности одних экономических агентов приносит определенные выгоды посторонним лицам. Так, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, опасность заражения снижается не только для него лично, но и для тех, кто вступает с ним в контакт. В этом случае предельные общественные выгоды выше предельных частных выгод. Другим примером достижения положительного внешнего эффекта является развитие образования, в результате чего в выигрыше оказываются не только отдельные люди, но и общество в целом. Если бы сферы, порождающие положительные внешние эффекты, развивались исключительно на основе принципов свободного рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих благ по сравнению с эффективным уровнем.Блага, порождающие положительные внешние эффекты, создаются в основном в сферах образования, здравоохранения и культуры. Эти социально значимые блага оказывают положительное влияние на общество в целом, поэтому является оправданной государственная поддержка их потребителей и производителей путем предоставления налоговых льгот и субсидий.Предельный случай деятельности, порождающей позитивные экстерналии, представляет создание общественных благ. Это блага, производимые за счет общества и потребляемые всеми членами общества. Они отличаются двумя свойствами: несоперничеством и неисключае- мостью в потреблении.Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью в потреблении подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу новых потребителей. Блага, которым присущи оба этих свойства, называются чисто общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется не в полной мере, налицо смешанное общественное благо.Чисто общественные блага не могут быть произведены и проданы по частям, их производство и потребление происходит коллективно.Исправить изъяны рынка призвано государство. В настоящее время сложились апробированные в различных государствах механизмы коррекции рыночного механизма. К ним относятся мероприятия по поддержанию макроэкономического равновесия, при этом само понятие «равновесие» распространяется не только на экономические, но и на социальные элементы, прежде всего систему социальных гарантий граждан. Основные споры ведутся о масштабах подобного регулирования.Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.Методы государственного регулирования рыночной экономики. Сущность, цели и типы фискально-бюджетной политики государства в рыночной экономике. Инструменты фискальной политика государстваГосударственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.Методы государственного регулирования экономики делятся на: правовые, административные, экономические.Правовое регулирование состоит в установлении государством правил и норм поведения фирм-производителей и потребителей. Система законодательства определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.Административное регулирование является формой прямого регулирования экономики. Прямые методы регулирования заключаются в административном воздействии на функционирование и результативность деятельность хозяйствующих субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, а также льготных кредитов.Прямо воздействовать на экономику государство может и через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Инвестирование может идти по двум направлениям: 1) развитие государственного предпринимательства — осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях. Например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров; 2) субсидирование предприятий негосударственного сектора, предоставление им товаров, услуг по низким ценам.Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы относятся к методам косвенного регулирования и включают:1) Финансовую политику — предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Государственный бюджет— это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.2) Денежно-кредитную политику - предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения. При помощи средств денежно-кредитной политики государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.3) Программирование, прогнозирование и планирование -их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.Это политика государства в области государственных расходов и налогов, которую проводят законодательные органы власти, т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет. Основные цели фискальной политики: 1. Сглаживание колебаний экономического цикла. 2. Стабилизация темпов экономического роста. 3. Достижение высокого уровня занятости. 4. Снижение темпов инфляции. Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде. В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства:а) дискреционнуюб) недискреционную Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами. Выделяют два вида дискреционной политики:- стимулирующую,- рестриктивную.Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, т.к. в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.«Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.Влияние фискальной политики на совокупный спрос и экономический ростНалоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — это основная форма дохода государства. Налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений, а также способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство, одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты).Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы благодаря прогрессивному налогообложению, быстрее увеличиваются суммы налогов, уменьшается безработица, улучшается положение семей, уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.На современном этапе развития целью экономической политики выступает построение высокоразвитой экономики, которая представлена всеми отраслями, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности государства. Только таким образом можно предоставить миллионы новых рабочих мест, остановить выезд из государства квалифицированных специалистов и способствовать обеспечению устойчивого развития экономики. Назначение налоговой системы состоит непосредственно в максимальном наполнении бюджета государства, хотя способы реализации данной цели могут быть разными. Так, рост сбора налогов и увеличение доходной части бюджета и социальных фондов может производиться вследствие роста налоговых ставок, или за счет роста числа объектов налогообложения и увеличения их доходов.Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.Взаимозависимость денежно-кредитной (монетарной) и фискальных политикВзаимосвязь между фискальной и монетарной политиками — это путь к проведению успешной стабилизационной политики государства, является ее непосредственными инструментами. Между фискальной и монетарной политикой существует тесная взаимосвязь.Например, меры и инструменты фискальной политики, направленные на увеличение объемов производства, должны сопровождаться сбалансированным увеличением денег в обращении. Это является необходимым условием оптимального увеличения покупательной способности национальной экономики. С увеличением государственных закупок увеличивается спрос на товарном рынке и на денежном рынке. При условии, если центральный банк не осуществляет сбалансированного роста номинальной денежной массы, то могут вырасти цены и процентная ставка. Это приведет к уменьшению спроса на потребительские и инвестиционные товары, сведет эффективность фискальной политики к нулю.Существование тесной взаимосвязи между фискальной и монетарной политиками означает, что их автономное применение уменьшает эффективность стабилизационной политики. Именно поэтому для обеспечения высокой эффективности стабилизационной политики меры фискальной и монетарной политик должны согласовываться между собой. Так, если целью стабилизационной политики является обуздание и контроль за уровнем инфляции, то нужно применять не только меры контроля за денежной массой, но и средства минимизации бюджетного дефицита.Аналогично при условии, что денежная политика стимулирующим, а фискальная - ограничительной, то эффективность стабилизационной политики может иметь или достаточно незначительные положительные результаты, или же негативный эффект.Стабилизационная политика государства — это совокупность государственных мероприятий, направленных на смягчение экономических колебаний в краткосрочном периоде с целью поддержания полной занятости и оптимального уровня инфляции. Стабилизационная политика, сочетающий меры фискальной и монетарной политики, называется смешанной (комбинированной). На эффективность стабилизационной политики влияют следующие основные факторы:- Состояние национальной экономики;- Лаг стабилизационной политики;- Ожидания субъектов национальной экономики (производителей и потребителей).Сущность первого фактора заключается в том, что в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой, банковской системой, неустойчивой национальной валютой и преобладанием административных методов воздействия над экономическими средства стабилизационного политики преимущественно неустойчивые и малоэффективны. Так, в частности, исследователи макроэкономического состояния национальной экономики и факторов его оптимизации считают, что классическая стимулирующая политика (монетарная и фискальная экспансия) является эффективной лишь в странах с развитой рыночной экономикой.Сущность второго фактора заключается в том, что стабилизационные меры влияют на экономику не сразу, а с некоторой задержкой во времени (временной лаг). Они могут быть внутренними и внешними.Внутренний лаг измеряется с момента возникновения возмущений в экономике до момента принятия соответствующих стабилизационных мер. Внешний лаг измеряется временем, необходимым для того, чтобы появились результаты от внедрения стабилизационных мероприятий.В фискальной политике внутренней лаг более длительный, чем в монетарной. Это объясняется тем, что принятие решения о корректировке фискальной политики проходит длительную административную процедуру. А меры монетарной политики могут приниматься центральным банком за достаточно короткое время. Вместе с тем монетарная политика должна длительные внешние лаги по сравнению с фискальной, так как в ее основе лежит сложный причинно-следственная связь между политическим решением по изменению предложения денег и изменениями в экономике.Временной характер стабилизационной политики свидетельствует о том, что ее мероприятия — это политико-экономические инвестиции (риски).Традиционные методы обоснования стабилизационной политики и ее эффективности, к которым относятся эконометрические модели, недостаточно учитывают влияние ожиданий на поведение людей, уменьшает ее эффективность.Эффективность стабилизационной политики, ее конкретный вид (активная или пассивная политика) зависят от состояния национальной экономики и тех методов государственного регулирования экономики, что в ней преобладают.К сожалению, ни бюджет, ни фискальная политика, ни ее оптимальное сочетание с инструментами монетарной политики до сегодняшнего времени недостаточно используются для экономического роста и весьма негативно влияют на развитие национальной экономики. Бюджет продолжает рассматриваться только как фискальный план доходов и расходов, выполнению которого подчинены другие средства экономической политики. А фискальная и монетарная политика не стали механизмом, который бы помогал правительству проводить в полном объеме структурные реформы. Значительная часть решений в сфере фискальной и монетарной политики подчиняется не стратегическим экономическим соображениям, а является предметом политического торга. Отсутствие, противоречивость или неопределенность стратегических приоритетов препятствует, соответственно, и выработке сбалансированной стабилизационной политики государства. А отдельное приложение рычагов и инструментов фискальной и монетарной политики, как было определено выше, тормозят ее эффективное применение.Согласно с целью исправления имеющихся в экономике деформаций государственным органам необходимо осознать, что основной (конечной) целью применения рычагов стабилизационной политики является преодоление инфляции, обеспечения устойчивого экономического роста и рационализация экономической структуры, которые в дальнейшем будут определять ее общее состояние и пути дальнейшего развития.Особенности фискальной политики в РоссииФискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.Развитие экономики России длительное время осуществлялось особым путем, отличным от общемировых направлений. В этом состоит главная трудность, в становлении и реформировании фискальной политики в настоящее время.По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов.Налоговое бремя было чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. В результате оказалось скованной предпринимательская активность. Наиболее важные затратоемкие отрасли автоматически осеклись от прибыльных сфер деятельности и постепенно начали стагнировать. Отклонение от налогов привело к развитию теневого сектора экономики и обострению бюджетных проблем страны.Задачами фискальной политики в реальном секторе экономики России на современном этапе являются: - совершенствование методов закупок товаров, услуг и подряда для государственных нужд с целью усиления конкурентных основ распределения бюджетных средств;- отказ от детонирования неэффективных производств;- внедрение современных методов размещения на конкурсной основе бюджетных средств, предусмотренных на инвестиции в отрасли промышленности, энергетики и строительства;- направление бюджетных расходов на финансирование исследований, способствующих развитию экономического и научного потенциала государства.Реализация фискальной политики в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, конверсией, переводом отраслей на производство конкурентоспособной продукции, проведением определенной политики по социальной защите населения и т.д.Транзитивная экономика изменила структуру доходной части государственного бюджета, которая теперь в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к совершенствованию реформирования налоговой системы и налогообложения.В ходе последнего десятилетия российская экономика убедительно доказала, что может поступательно развиваться. Повышение мировых цен на нефть и прочие сырьевые товары позволило достичь сбалансированности бюджета и усилить роль государства в национальной экономике.В целях усиления стимулирующей функции налогообложения и увеличения инвестиций экономическая стратегия России должна предусматривать ряд мер:- во-первых, обеспечение стабильного налогового законодательства, нежелательность изменений в налоговой схеме в течение текущего хозяйственного года;- во-вторых, четкое определение количества налогов, причем их число не должно быть большим;- в-третьих, отсутствие дискриминации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;- в-четвертых, установление невысоких налогов для производителей и доступной нормы процента по кредиту; - в-пятых, гибкость налоговой системы. Поощрять при спаде производства предприятия, реально увеличивающие объем производства и инвестирующие средства в его рост; за счет освобождения от налогов части прибыли, полученной от увеличения объема реализации. Кроме того, желательно полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемую на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы.При совершенствовании налоговой системы России необходимо учитывать мировой опыт. Налоговая система развитых стран стимулирует НТП, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства.Кроме того, она должна корректировать негативные тенденции: монополизм, рост издержек, спекулятивную активность, инфляцию.Общая концепция перестройки налоговой системы состоит в направлении содействию экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.Поэтому экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы. А также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по поддержанию макроэкономических пропорций. Налоги выполняют функции ресурсно-денежного обеспечения экономики. А с другой стороны, расширение производства и экономический рост увеличивают объемы налоговых поступлений.Не смотря на постоянные попытки совершенствования российская налоговая система по-прежнему не лишена недостатков: существует причинно-следственная связь между структурной неадаптированностью нашей налоговой системы к рыночным реформам, снижением реальных налоговых поступлений и инфляционным давлением. Фискальная система России направлена в основном на сбор налогов с крупных государственных предприятий, в то время как вновь созданные корпоративные и частные предприятия зачастую избегают уплаты налогов.Российская налоговая система должна совершенствоваться по следующим направлениям:- Требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде "кривой Лаффера", показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обуславливают низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;- необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие налоги основной массы населения, пока не позволят платить такие высокие налоги;- назрела необходимость сокращения налоговых льгот из-за сложившейся неразберихи и коррупции.Исходя из вышеприведенных данных, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.
Заключение
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:1) обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;2) Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества;3) Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).Дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.Подводя итог, необходимо отметить, что в любом случае государство, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения государства.
Список использованной литературы
1.Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. М. П. Афанасьева. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 780 с.2. Байсаева, М.У. Бюджетно-налоговая политика в формировании государственного бюджета / «Вестник современных исследований» Выпуск № 9-2(24) С. 21-283. Берзон, Н.И. Государственные финансы: учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 137 с.4. Бирюкова, Н.П. Совершенствование инструментов бюджетно – налоговой политики / Н.П. Бирюкова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 6. С. 67-72.5. Васильева, П.И. Влияние бюджетно-налоговой политики на экономический рост России / П.И. Васильева // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 8. С. 495-502.6. Емелин, Н.В. Бюджетно – налоговая (фискальная) политика в РФ / Н.В. Емелин // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2014. № 8 (119). С. 172-176.7. Зимарин, К.А., Закирова Ю.А. Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в РФ // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия Экономика №2 (8), 2014. С. 86-88.8. Ибрагимова, К.С. Совершенствование принципов бюджетно – налоговой политики в РФ / К.С. Ибрагимова // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 1. С. 243-245.9. Казаков, Д.А. Фискальная политика как метод повышения уровня экономического развития Российской Федерации / Д.А. Казаков // Постулат. № 9, 2018. С. 19-21.10. Крохина, Ю. А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 5-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 328 с.11. Майбуров, И.А. Налоговая политика. Теория и практика: Учебник / И.А.Майбуров. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 518 с. 12. Поляк, Г.В. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 474 с.13. Султанов, Г.С. Приоритетные направления бюджетно – налоговой политики / Г.С. Султанов // Актуальные вопросы современной экономики. 2017. № 3. С. 111-112.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!