это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3666252
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеРыночные механизмы не всегда в состоянии справиться с текущими проблемами и вызовами, которые постоянно появляются. Чтобы сгладить негативные последствия, связанные с функционированием рынка, государство вынуждена вмешиваться в экономические процессы и регулировать их, защищая права собственности, конкуренцию, а также оказывая содействие пострадавшим от кризиса предприятиям и гражданам. Именно о государственном регулировании экономики и пойдёт речь в данной курсовой работе.В первой части работы были рассмотрены теоретические концепции государственного регулирования экономики, начиная с их возникновения (а именно теории свободного рынка Адама Смита) до современных реалий. В данном разделе показана эволюция теоретических концепций в данной области. Данная эволюция происходила в течение долгого времени и как правило модернизация данных теорий происходила после возникновения очередного экономического кризиса. Теория Адама Смита предполагает минимальное вмешательство государства в экономику. Но в дальнейшем, во времена Великой депрессии, стало понятно, что рыночные механизмы никаким образом не могут решить последствия кризиса, поэтому на смену данной концепции пришло кейнсианство. В дальнейшем, испытывая новые проблемы, принципы государственного регулирования изменялись и корректировались, что впоследствии привело к возникновению неоконсерватизма, принципы которого на текущий момент являются основными в области государственного регулирования экономики.Во второй части данной работы было рассмотрено российское регулирование экономики со стороны государства. В ходе анализа российской действительности были выявлены основные проблемы, которые требуют вмешательства со стороны государства, а именно чрезмерная монополизация рынка и отсутствие здоровой конкуренции. Также были продемонстрированы основные недостатки в государственном регулировании со стороны российских властей и представлены возможные способы их устранения в дальнейшем. Данная работа состоит из следующих разделов: введение, теоретические концепции, российская практика, заключение, список использованной литературы. Теоретические концепции Потребность в государственном регулировании экономических процессов уже долгое время является очевидной. Реализация данных концепций является следствием происходящей экономической жизни в странах с развитыми рыночными системами. Весь опыт государственного регулирования национальной макроэкономической среды, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, а также научно-технический прогресс показывают, что речь идет не только о воздействии на ход воспроизводства, которое имело место ранее, но о новом типе хозяйствования, когда вся общественная экономика сознательно и постоянно регулируется. Стоит отметить, что экономика развитых стран в последние несколько десятилетий была подвержена очень сильному государственному регулированию, вне зависимости от тех идей, которые провозглашались либо сторонниками либерализма, либо кейнсианства. Началом появления концепций государственного регулирования экономики можно назвать середину 17-го века. Данный период связан с появлением меркантильной экономической школы, которая как раз и провозглашала значительное вмешательство государства в экономические процессы. Говоря по-простому, меркантилисты считали, что уровень благосостояния страны необходимо измерять количеством золота, которое находится внутри страны. В связи с этим, ориентируясь на данный показатель экономической эффективности, в то время звучали призывы увеличивать экспорт и вводить ограничения на ввоз импорта. А поскольку экспорт и импорт находятся в ведении государства, данные идеи вполне можно считать поощрением прямого вмешательства государства в экономику [4]. Далее, развивая предыдущие концепции, Адам Смит написал труд под названием «Исследование природы и причин богатства народов». В данной работе автор имел мнение о том, что свободное действие рыночных сил должно создавать гармоничное устройство. Иными словами, по мнению Адама Смита, государство должно решать такие вопросы, как обеспечение безопасности граждан, оберегать право собственности, решать возникающие конфликты (т.е. то, что отдельно взятому индивиду затруднительно сделать своими руками). При этом основной движущей силой экономики Адам Смит считал реализацию частных интересов предпринимателя с целью повышения собственного благосостояния. А повышая благосостояние лично для себя, предприниматель поднимает уровень жизни общества в целом. Для этого предпринимателю государством должны быть гарантированы основные экономические свободы, в том числе защита конкуренции, свободная торговля, а также свободный выбор той сферы деятельности, в которой человек хочет себя реализовать. Таким образом, концепция Адама Смита подразумевает максимизацию рыночной свободы на фоне минимизации государственного вмешательства в экономику, т.е. является классической рыночной экономикой. Следующим этапом развития теоретических концепций государственного регулирования экономики стал период Великой депрессии. В 1930-е годы Дж. Кейнс выдвинул опровержение классической экономической теории относительно роли государства в экономике. Согласно данной теории, государство напротив должно иметь активное вмешательство в экономические процессы, поскольку в модели классической рыночной экономики Смита полностью отсутствуют механизмы, которые смогли бы обеспечить выход экономики из кризиса. Тогда уже было известно, что экономика имеет цикличность в своём развитии – за подъёмом всегда следует спад (рецессия) и соответственно экономический кризис. Сами рыночные механизмы без поддержки извне никаким образом не могут решить данную проблему. Следовательно, государство в случае кризиса должно искусственно воздействовать на рынок, стимулируя повышение спроса, потому что в рыночной экономике кризисы возникают по большей части по причине избыточного предложения. В своих трудах Кейнс предлагал воздействовать на экономику двумя путями - фискальной и монетарной политикой [5]. Гибкая монетарная политика позволяет решить одну из самых серьезных проблем, которые присущи экономическому кризису, а именно неэластичность заработной платы. Это происходит при помощи изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная заработная плата будет снижаться, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью фискальной политики последствия кризиса можно преодолеть с помощью повышения налоговых ставок, и таким образом провести финансовое оздоровление компаний с низкой рентабельностью. Это позволит значительно снизить уровень безработицы, таким образом напряжённость внутри общества снизится. Можно сформулировать черты регулирования экономики по кейнсианству: - высокая доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет; - создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе формирования государственных и смешанных предприятий; - широкое использование бюджетных и фискальных регуляторов для стабилизации экономической среды, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Позднее, в 1970-е годы было представлено опровержение закона Филлипса, который утверждал, что инфляция и безработица имеют обратную взаимосвязь, следовательно не могут расти одновременно. В результате кризиса 1970-х годов государственное регулирование перестало следовать принципам кейнсианства и сформировалась новая модель государственного регулирования экономики, которая получила название неоконсервативной. Теоретической базой для данной модели стала неоклассическая экономика. Сутью перемен в государственном регулировании являлся отказ от воздействия на производственные процессы методом стимулирования спроса. Государственное регулирование в те годы производилось с противоположной стороны, а именно с помощью косвенного воздействия на объём предложения. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция накопления капитала. Оно осуществляется за счет двух источников: собственных средств, то есть капитализации части прибыли, и заемных средств (кредитов). Поэтому, в соответствии с данной теорией, государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда. Основными барьерами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост инвестиций, а инфляция увеличивает стоимость кредита и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили проведение антиинфляционных мер на основе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателямv [6]. Снижение налоговых ставок уменьшит доходы государственного бюджета, увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Это означает, что следующими шагами будут: сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержки спроса и реализация масштабных социальных программ (сюда можно отнести политику приватизации государственной собственности). Следующий комплекс мер - проведение политики дерегулирования. Это означает отмену регулирования цен и заработной платы, либерализацию (смягчение) антимонопольного законодательства, дерегулирование рынка труда. Таким образом, исторический опыт функционирования сознательно регулируемого типа общественного хозяйства показывает, что его формирование происходит в рамках глобальных тенденций смены типов общественного хозяйства и предстает в многообразных формах. Чрезмерно сложное нормативное законодательство, растущая инфляция, опасения по поводу захвата регуляторов и устаревшие правила перевозок сделали идею дерегулирования привлекательной в США в конце 1970-х годов. Во время своего президентства (1977-1981 гг.) президент Джимми Картер провел масштабную реформу дерегулирования финансовой системы (путем отмены потолка процентных ставок) и транспортной отрасли, позволив авиационной отрасли работать более свободно.Президент Рональд Рейган принял мантию дерегулирования в течение двухсроков своего правления (1981-1989 гг.) и расширил ее, внедрив рейганомику, которая стремилась стимулировать экономику путем снижения подоходного и корпоративного налогов в сочетании с дерегулированием и сокращением государственных расходов. Экономическая политика эпохи Рейгана, касающаяся дерегулирования, хотя и пользовалась поддержкойпромышленности, рассматривается многими экономистами как способствовавшая кризису сбережений и займов конца 1980-х и 1990-х годов. Привлекательность капитализма свободного рынка сохраняется и на сегодняшний день, при этом многие экономисты признаютважность поиска баланса между рисками, присущими инвестициям, игарантиями регулирования. Некоторые, особенно представителипромышленности, считают, что сохраняющиеся правила, введенные послефинансового кризиса 2007 года, такие как закон Додда-Франка о финансовойреформе, являются слишком жесткими и препятствуют экономическомуросту, особенно среди малого бизнеса. Другие поддерживают продолжениерегулирования на том основании, что дерегулирование финансового секторапривело к финансовому кризису 2007 года и что правила придаютстабильность экономике.Функции государственного регулирования экономики Стабильное функционирование рыночной экономики предполагает, что государство реализует свою экономическую роль посредством корректирующей, регулирующей распределительные процессы, стабилизирующей функции и функции создания правовых условий для экономической деятельности [7]. Реализуя корректирующую функцию, государство выполняет две основные задачи: - корректирует результаты рыночных процессов; - обеспечивает производство общественных благ. Другой важной функцией государства является регулирование распределительных процессов, происходящих в рыночной системе. В этом случае целью государственного вмешательства, как правило, является уменьшение разницы в доходах и имуществе между отдельными субъектами, которая определяется работой рыночного механизма.Стабилизационная функция. Инструменты фискальной политики активно используются современным государством для обеспечения: - конъюнктурной стабильности; - высокого уровня занятости; - противодействия инфляционным процессам. Эта политика получила в западной экономической литературе название "фискальной" и сводится к следующим трем основным принципам: - если существует неполная занятость из-за недостаточно высокого спроса, то последний должен быть увеличен путем соответствующего изменения бюджетных расходов и доходов (экспансивная бюджетная политика); - если существует рост уровня цен (инфляция), то государственные доходы и расходы должны быть использованы таким образом, чтобы в результате произошло снижение совокупного спроса (контрагитационная бюджетная политика); - если существует полная занятость при стабильном уровне цен, то государственные финансы должны быть использованы таким образом, чтобы совокупный спрос остался неизменным (нейтральная бюджетная политика).Российская практикаЭкономика России в настоящее время имеет переходный характер. Основой для государственного регулирования экономики в настоящее время является создание эффективного антимонопольного законодательства, а также контроля за его соблюдением. В настоящий момент в России существует большая проблема в области корректного соотношения предпринимательства в целом и монополии. Логично, что любая компания стремится завоевать как можно большую долю на рынке с помощью победы в конкуренции. На текущем этапе развития российской экономики конкуренцию нельзя назвать здоровой. Также имеет место быть высокая степень монополизации экономики во многих отраслях. Как следствие, в этих отраслях низкая конкуренция, и соответственно все вытекающие из этого проблемы, связанные с низкими стимулами для повышения производительности труда, что как следствие приводит к таким последствиям, как отсутствие инноваций, постоянный рост цен, и как следствие благосостояние граждан страны снижается. Всё это является основаниями, которые требуют значительного регулирования со стороны государства. В 1991 году был принят закон «О защите конкуренции», который постоянно корректируется. Но реализация данного закона имеет некоторые проблемы. Основная проблема заключается в том, что ФАС по большей части занимаются разрешением споров между компаниями и потребителями вместо того, чтобы проводить политику противодействия тем факторам, которые ограничивают конкуренцию между компаниями. Иными словами, не проводится комплексной работы по недопущению в будущем тех ситуаций, которые разрешаются антимонопольными организациями. Российский малый и средний бизнес на текущий момент ориентирован на сферу услуг, т.е. доля рынка по предоставлению услуг среди малого и среднего бизнеса значительно превышает производственную. Согласно статистике РБК, доля малых предприятий постоянно уменьшается, и по состоянию на 2019 год составляет всего 11%. [8]. По данным Росстата, в течение последнего десятилетия количество малых форм собственности сократилось на 2,5 %, при этом в первую очередь сворачивают свою деятельность предприниматели в сфере сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и добыче полезных ископаемых. Однако на фоне этого значительно выросло количество организаций в сфере торговли (как оптовой, так и розничной), а также агентств недвижимости и прочих предприятий в сфере услуг. [9]. Стоит отметить, что количество производственных предприятий является сравнительно небольшим и соответственно не представляет никакой конкурентной угрозы как и иностранным концернам, так и российским крупным предприятиям в производственной отрасли (которые имеют все признаки монополии). Всё это наталкивает на мысль о низкой конкурентной борьбе. Как следствие из этого можно отметить низкую инновационную активность на предприятиях. Согласно данным Росстата, на 2020 год доля рынка малых предприятий составляет всего около 10% [10]. Государственное регулирование экономики должно быть способно реагировать на сложившуюся ситуацию в России, а также быть гибкой к решению текущих проблем и не быть консервативной. Для успешного развития конкуренции в России необходимо предпринимать следующие меры: урегулирование правовой и экономической базы для увеличения стремления компаний к ведению более честной конкурентной борьбы; снижение административного давления на малый и средний бизнес;поддержка научных исследований с целью последующего внедрения в производство передовых технологий; создание более эффективной системы по обнаружению монополий; стимулирование сотрудничества между предприятиями, а также создание кооперативов (что является наиболее актуальным для приоритетных областей экономики России); снижение барьеров входа на рынок для инновационных компаний с помощью введения льготных условий для начала их функционирования;ведение контроля за поступлением иностранных инвестиций в Россию;проведение финансовой поддержки компаний в кризисных ситуациях (например, ввиду бездействия государства успешная компания ОАО «Шоколадная фабрика» была продана в 1994 компании «Nestle»; налаживание обширной поддержки малых предприятий, которые могут создать честную конкуренцию и в конечном итоге ослабить влияние монополистов.Кроме всего этого, следует наладить более полную поддержку небольших предприятий, которые были бы способны создать конкуренцию и ослабить влияние лидирующих фирм на рынках. Малый и средний бизнес способен не тратить большое количество денежных средств на НИОКР, поскольку имеют возможность копировать технологию производства у более крупных игроков, а также ввести более низкую цену на свою продукцию, тем самым подорвать тенденцию к завышению цен у крупных монополизированных игроков рынка. Также необходимо создание различных центров по предоставлению информации компаниям о текущей ситуации на рынке, поскольку получение и обработка информации несёт в себе внушительные издержки и соответственно тормозит развитие. Процедуры по определению нарушений в антимонопольном законодательстве также необходимо модернизировать, поскольку судебные процессы по данным вопросам могут длиться достаточно долго. Часто происходит так, что честная компания, которая не нарушала закона «О конкуренции», вынуждена на время судебных разбирательств нести колоссальные издержки.Естественные монополии Стоит отметить, что России, ввиду большого количества природных ресурсов и соответственно обширной работы в данной области, свойственны естественные монополии. Естественным монополиям свойственны высокие издержки и барьеры входа, а также их существование является выгодным для общества. Такие монополии возникают благодаря эффекту от масштаба [4]. Примерами таких монополий в России могут служить такие предприятия, как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Водоканал», ОАО «Транснефть» и др. Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации, сообщать в виде отчетов данные в органы исполнительной власти, являющиеся коммерческой тайной для других предприятий. Регулирование цен на товар естественной монополии производит государство, а также допускаются субсидии из бюджета. Предприятия естественных монополий не вправе ликвидироваться сами, только с разрешения исполнительной власти, которая несет ответственность за существование и состояние естественных монополий перед представительной властью. Наиболее радикальным методом по управлению такими организациями является передача их в собственность государства и создание специальных органов осуществляющих контроль деятельности предприятий. В России к таким органам, прежде всего, относятся МАП России и Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК РФ). Регулирование и контроль деятельности предприятий ведется согласно таким законам, как закон «О природных, техническо-экономических монополиях», «О регулировании цен на энергетическую и тепловую энергию», «О ж/ д транспорте», указ Президента России «Об отдельных мерах по регулированию естественных монополий» [6]. В зависимости от вида деятельности организации применяются соответствующие законы. Российские предприятия устанавливают такую цену, которую устанавливают федеральные или региональные органы власти, выполняющие исполнительной исполнительную функцию, вне зависимости от вида собственности и организационно-правовых видов предприятий. Если не контролировать естественные монополии, может случиться так, что станут олигополиями, что приведёт к повышению цен и снижению объёмов производства, что негативно скажется на потребителях. Переход к рыночным отношениям потребовал более серьезного их восприятия. Конкуренция всегда подразумевает борьбу среди производителей, а это значит, что растет качество товара, расширяется его ассортимент, устанавливаются разумные цены, при стремлении каждой фирмы получить больше прибыли, уменьшив производственные затраты, тем самым создав благоприятные условия не только для покупателей, но и для предприятия. Сейчас в России существует два противоречивых условия регулирования, по мере роста прав предприятий и уменьшения полномочий органов управления все чаще наблюдаются появление монополизма и нарушение договорных обязательств. В некоторых ситуациях существование монополии, безусловно, полезно, однако следить за дальнейшим развитием ситуации на рынке необходимо государству, установить жесткий контроль за деятельностью монополистов и не допускать злоупотреблений [7]. Немаловажную роль в регулировании экономики играет антимонопольное законодательство и деятельность самих монопольных органов, от политики которых зависит состояние экономики в целом.Заключение Таким образом, в данной курсовой работе был рассмотрен такой важный аспект функционирования экономики, как её регулирование со стороны государства. Анализ проводился как и с теоретической (с помощью рассмотрения хронологии развития теоретических концепций в данной области) так и с практической стороны (при помощи рассмотрения основных аспектов государственного регулирования экономики в России). Стоит отметить, что Россия находится на этапе переходной экономики, а также её законодательство и практическое применение государственного регулирования также находятся на этапе развития, поэтому существует множество вопросов, которые необходимо решить. В первую очередь это касается чрезмерной монополизации рынка и отсутствию здоровой конкуренции. Если проводить аналогию российской действительности с теми теоретическими концепциями, которые рассмотрены в первой главе данной курсовой работы, то государственное регулирование в России больше всего напоминает идеи кейнсианства, т.е. активное государственное вмешательство во все сферы жизни, в том числе административное давление на предприятия. Развитые страны придерживались данных концепций во времена Великой депрессии, т.е. в 1930-е годы, что явным образом демонстрирует значительное отставание России от развитых стран в области государственного регулирования. Основной проблемой, которую можно назвать в отношении регулирующих государственных органов, является упор на разрешение уже возникших разногласий между компаниями и потребителями и привлечение к ответственности за уже совершенные правонарушения в данной области. Несомненно, данную работу необходимо проводить, однако затрачивание огромных ресурсов на это происходит на фоне слабой политики по предотвращению подобных ситуаций в дальнейшем, т.е. российское государственное регулирование мало обращает внимание на первопричину возникновения множества правонарушений в области экономики. Предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации возможно грамотным стимулированием бизнеса к честной конкуренции с помощью создания благоприятных условий для его развития. В такой ситуации предприниматели будут иметь гораздо меньше стимулов к совершению экономических правонарушений, и как следствие снизится уровень монополизации, вырастет качество конкуренции и повысится уровень экономики страны в целом. Список использованной литературыПрограмма развития конкуренции в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-рФедеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗФедеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗФедеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями)Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. — М.: КНОРУС, 2005. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2002.Шаров Ф.Л. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: учебное пособие. М.: МИЭП, 2007. 108 c. Ясин Е.Г. Модернизация и общество, доклад к VIII Международной научной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие». М.: Изд. Дом, ГУ ВШЭ, 2007. 114 с.Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России//Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.Финансовые аспекты экономики России. Сборник научных трудов. Выпуск 1/ Под ред. проф. Б.М. Сабанти. — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!