это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3666967
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования. Известно, что работа положительно влияет на психику человека: в период профессионального развития у сотрудника развиваются качества, наиболее востребованные в его виде деятельности, таким образом, совершенствуется личность. С другой стороны, исследователи отмечают, что многие годы выполнения одной и той же работы накладывают определенный негативный отпечаток на личность человека: постепенно исчезают качества, не востребованные в профессии; искажаются качества, пользующиеся большим спросом. Изменения психических свойств человека, возникающие под влиянием выполнения профессиональной деятельности, называют профессиональной деформацией.Поскольку каждое действие оказывает влияние на личность человека, более важны действия и поступки, многократно повторяемые, в том числе профессиональные. Профессиональные действия комплексно деформируют человека, и чем дольше, конкретнее и сложнее они адаптируются, тем сильнее их воздействие на организм.С ростом урбанизации скорость нашей жизни постоянно увеличивается. Повышается общеобразовательный уровень людей, каждый день ученые открывают для себя что-то новое. Не успели мы привыкнуть к одной технологической новинке, когда ее сменила новая. На нас со всех сторон обрушиваются потоки информации. Мир меняется очень быстро, мы не успеваем за ним. Возникли проблемы, о которых никто не слышал не сто лет назад, а пятьдесят, двадцать. Одна из проблем, выпавших на долю нас в этом веке, - профессиональное выгорание.Цель данной работы – рассмотреть основы профилактики профессиональной деформации и профессионального выгорания работника.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- раскрыть понятие, виды, причины и проявления профессиональной деформации;- изучить понятие, причины и симптомы профессионального выгорания работника;- выявить особенности профилактики профессиональной деформации и профессионального выгорания.1. Профессиональная деформация1.1. Понятие профессиональной деформацииПрофессиональная деформация (от лат. deformatio - искажение) - это вид когнитивного искажения, возникающий под влиянием профессиональной деятельности. Иными словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.Профессиональная деформация личности - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которое происходит под влиянием выполнения профессиональной деятельности.Профессиональная деформация - это разрушение, которое происходит в процессе выполнения трудовой деятельности и отрицательно сказывается на ее производительности. Они порождают нежелательные в профессиональном плане качества и изменяют профессиональное и личное поведение человека.Первые разговоры о профессиональной деформации начались в 1915 году. В статье, опубликованной в «Американском журнале психологии» написали о том, как меняются психические характеристики представителей определенных рабочих профессий.В 1921 году российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин ввел термин «профессиональная деформация». Он расширил его значение на людей, которые учат, то есть учителей. В своих работах он писал, что учителя длительное время находятся на одной и той же должности и поэтому подвергаются значительным негативным воздействиям, в результате трансформируется и их личность.В 1937 году бельгийский социолог Даниэль Варнотт сосредоточился на том, как государственные служащие внедряют рабочие привычки в повседневную жизнь. Он интерпретировал это как бюрократический режим, который пронизывает все сферы жизни и приводит к тому, что впоследствии люди не могут принимать решения самостоятельно.В России последние исследования профессиональной деформации проводили Соломон Геллерштейн, Эвальд Зеер, Рада Грановская, Анатолий Свенцицкий. Они отметили, что к профессиональной деформации чаще всего склонны люди, обладающие какой-то властью.Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что ее суть заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б.Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития личностных качеств и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению личностных качеств и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.Рассматривая профессиональную деформацию в общих чертах, Э. Ф. Зеер отмечает, что длительное выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессионального утомления, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, потере профессиональных навыков и умений, снижению работоспособности.Профессиональная деформация приводит к изменению поведения людей. Деформация личности - это изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентаций, стереотипов восприятия), происходящее под влиянием длительного выполнения профессиональных обязанностей. Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства конкретной деятельности и сознания человека. Больше всего от этой деформации страдают личностные характеристики людей, деятельность которых связана с постоянным общением (психологи, учителя, сотрудники отдела кадров, менеджеры, чиновники и т. д.). Для них профессиональная деформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профессиональные деформации выражаются по-разному в зависимости от конкретной профессии: - у учителей - в авторитаризме и категоричных суждениях; - у психологов, психотерапевтов - в стремлении манипулировать другим человеком, навязать определенную картину мира, не учитывая мотивы и цели самого человека; - среди программистов - склонность искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонность к алгоритмизации;- у менеджеров профессиональная деформация может проявляться в усилении агрессивности, неадекватности восприятия людей и ситуаций, приводя к падению (или потере) способности эффективно общаться, улучшать самосовершенствование и развиваться, вплоть до потери вкуса к жизни. 1.2. Виды профессиональной деформацииСуществует несколько классификаций типов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1. Общие профессиональные деформации, характерные для большинства людей, занимающихся данной профессией. Они обусловлены неизменными характеристиками используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, взглядов, привычек, форм общения. Чем более специализированы предмет и средства труда, тем больше проявляется дилетантство новичка и профессиональная ограниченность работника, занимающегося только профессией. Представители профессий социономического типа в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами техномического типа. И даже в рамках одной профессии, например, учителя, можно выделить типичных «русистов», «физкультурников», «математиков»;2. Типологические деформации, образованные слиянием личностных характеристик и особенностей функциональной структуры профессиональной деятельности (так выделяются среди учителей учителя-организаторы и учителя-предметники в зависимости от степени их организаторских способностей, лидерских качеств, экстраверсии);3. Индивидуальные деформации, вызванные в первую очередь личностной ориентацией, а не трудовой деятельностью человека. Вероятно, профессия может создать благоприятные условия для развития тех черт личности, предпосылки для которых существовали еще до начала профессионализации. Например, учителя начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, лидера, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, которые зачастую не в состоянии защитить себя от несправедливых обвинений и агрессии. Среди учителей начальной школы часто встречаются люди, которые остались в этой профессии, потому что у них острая потребность во власти, подавлении и контроле над деятельностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритикой и самоконтролем, такие учителя оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.Э.Ф. Зеер выделяет следующую классификацию уровней профессиональной деформации:- Общепрофессиональные деформации - деформации, присущие работникам определенной профессии. Например, для сотрудников правоохранительных органов характерен синдром «асоциального восприятия», при котором каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;- Специальные профессиональные деформации - эти деформации возникают в процессе специализации. Например, у юриста есть находчивость, у прокурора - обвинительные способности;- Профессионально-типологические деформации - виды деформаций, связанные с наложением на личность определенных психологических характеристик, влияющих на структуру профессиональной деятельности;- Индивидуальные деформации - это деформации, присущие работникам различных профессий. Они обусловлены чрезмерным развитием профессиональных качеств, что в последствии приводит к появлению сверхъестественных качеств, таких как трудовой фанатизм и чрезмерная ответственность.Можно выделить более конкретные типологии, взяв за основу разные параметры. Например, по сферам проявления можно выделить:1) деформации, проявляющиеся в работе (или в каких-то конкретных сферах работы по данной профессии или на данной должности);2) деформации, проявляющиеся в отношениях с близкими вне работы (учтите, что на самой работе деформация не всегда может проявляться, а только дома, с близкими, человек позволяет себе вести себя недостойно);3) деформации, проявляющиеся на досуге и т. д. Здесь важно, что какая-ито деформация может проявиться только на работе (а дома человек - «прекрасный семьянин», «любящий» муж, отец и т. д.), или наоборот, только дома (расстройство его обиды и унижения на работе - на близких), или - и дома, и на работе очень непристойное (деструктивное) поведение.По длительности (продолжительности) деформации могут быть:1) длительные, затяжные и постоянно проявляющиеся;2) проявляются эпизодически;3) проявляется в определенных (провоцирующих) ситуациях и т. д.По деструктивной направленности:1) на себя;2) на других;3) на работу (включая коллег, менеджеров, партнеров, клиентов, посетителей и т. д.);4) на вышестоящее руководство (в управлении, в ведомстве, в стране);5) на весь мир.1.3. Причины и проявления профессиональной деформацииПричины профессиональной деформации следующие:1) однообразие выполняемой деятельности, особенно если ее смысл вызывает сомнения. Кроме того, монотонная работа способствует застою в профессиональном развитии личности, снижению интеллекта;2) вложение в труд больших личных, энергетических ресурсов при недостаточном признании заслуг. Сотрудник полностью отдастся работе, но коллеги этого либо не замечают, либо принимают как должное;3) строгое регулирование рабочего времени, особенно при нереальных сроках его исполнения. Требуется выполнить работу вовремя, но нет возможности сделать это качественно;4) напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их чрезмерная критика. Желание выполнять работу качественно и в срок негативно воспринимается коллегами, они могут высмеивать, агрессивно нападать, считая, что сотрудник хочет выслужиться перед начальством;5) отсутствие условий для личного самовыражения на работе - все нововведения отвергаются, творческий подход не поддерживается ни начальником, ни коллегами;6) работать без возможности повышения квалификации и повышения квалификации. Сотрудникам не хватает профессионального и личностного роста, на предприятии нет вертикальных и горизонтальных движений. Сотрудник вынужден много лет выполнять одну и ту же работу;7) неразрешенные личные конфликты. Сотрудник старается выполнять работу «идеально», потому что считает, что только идеальную работу можно считать «правильной», старается во всех случаях вести себя как профессионал, следовать всем инструкциям, быть «идеальным сотрудником», совершенствоваться до бесконечности. Например, он завершает ежеквартальный отчет или не может приступить к работе, если рабочее место не в порядке.По мнению А.К. Маркова, профессиональная деформация проявляется в негативных изменениях профессиональной деятельности и поведения. Обсуждаемое явление однозначно связано с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль и навыки общения, что затрудняет успешное осуществление профессиональной деятельности. В этом случае проявлениями профессиональной деформации могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, передача большей доли определенных профессиональных действий, стереотипов и отношения к поведению вне работы и др. Кроме того, профессиональная деформация вызывает нежелательные изменения в собственных психических характеристиках человека. Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти трансформации влекут за собой изменение негативной стороны профессиональных возможностей личности и его наклонностей.Процесс развития деформации может начаться как в молодом, так и в зрелом возрасте, а признаками его приближения могут быть:- чрезмерная похвала своей работы и должности;- восприятие себя как человека с трудовыми достижениями;- панический страх потерять существующую работу;- перенос личных интересов в сферу работы;- трудности в общении с друзьями и семьей, возникающие из-за постоянных разговоров о работе и чрезмерного использования профессиональной терминологии.Другими словами, если человек начинает все пропускать через призму трудовых знаний и умений, значит, он уже подвергся профессиональной деформации. Это основная форма его проявления. Работа прочно вошла в повседневную жизнь, человек пересматривает свои ценности, меняет свои личные качества. Меняется его поведение и отношение ко всему происходящему. Например, люди, занимающие высокие должности, начинают высокомерно вести себя со всеми в своем окружении. И даже они полностью меняют круг друзей, потому что считают, что заслуживают большего. А когда перемены приводят к проблемам во взаимоотношениях с близкими и родственниками, то речь идет о худшем сценарии профессиональной деформации.Рассмотрим примеры проявления профессиональной деформации.Специальность Проявление деформации, связанной со спецификой труда Врач Акцент внимания на пульсе во время простого рукопожатия. Анализ цвета кожи, характера кашля и пр.СтилистБлагодарный взгляд и комментарии о внешности без предварительного запроса. Мысленное представление собеседника в разных образах, выбор нового образа.2. Профессиональное выгорание работника2.1. Понятие профессионального выгоранияВ последнее время все чаще встречается термин «профессиональное выгорание». К сожалению, к профессиональному выгоранию склонны представители многих профессий.Профессиональное выгорание - частный случай профессиональной деформации.Первым о синдроме профессионального выгорания в 1974 г. заговорил американский психиатр Г. Фреденберг в ходе исследования сотрудников крупной компании. Они жаловались, что потеряли интерес к работе, что им было трудно выполнять ее в той же степени, что и раньше, что их рвение к работе угасло. Фреденберг обнаружил, что эти люди были психологически истощены, и дело не в обычной усталости от работы, хотя истощение было связано с этим. Но оно не прошло даже после того, как человек отдыхал.Именно тогда психиатр ввел термин «профессиональное выгорание». Так он охарактеризовал негативное состояние, которое возникает у человека, испытывающего хронический стресс на работе. Его результатом является истощение умственных и эмоциональных ресурсов человека.Термин «синдром профессионального выгорания» происходит от английского burn-out и подразумевает полное психологическое и эмоциональное истощение, связанное с ощущением невостребованности и собственной бесполезности. Серьезно в этом направлении работал и внес значительный вклад в это психолог из США К. Маслач, который проделал серьезную работу и связал этот термин с людьми, работающими в сфере помощи (help - «помогать»). Это врачи и педагоги, юристы и социальные работники, психотерапевты и священники. Э. Морроу обрисовал в 1981 году четкий образ, который определяет эмоциональное состояние сотрудника, переживающего профессиональное выгорание: «Запах горящей эмоционально-психологической проводки». Современные психологи бьют тревогу, относя этот синдром к одному из опасных профессиональных недугов, которым подвержены те, кто по роду своей работы вынужден тесно общаться с людьми. Результатом негативного воздействия на организм могут стать необратимые изменения личности при серьезных психических расстройствах.Профессиональное выгорание - это процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной непривязанности и снижения удовлетворенности результатами работы.В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как личностно-развитый механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций из травмирующей ситуации.Профессиональное выгорание - это набор негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Профессиональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности своих проявлений.В исследованиях С.В. Умняшкиной, М.В. Агаповой, О.В. Крапивной выгорание рассматривается как форма профессиональной деформации. Действительно, неотъемлемыми атрибутами профессиональной деформации являются признаки выгорания, что позволяет рассматривать это явление как важный показатель негативного влияния профессии на предмет труда. Из всего многообразия определений профессионального выгорания наиболее точное определение А.А. Рукавишникова: это негативное психологическое явление, проявляющееся в психоэмоциональном истощении, развитии дисфункциональных профессиональных установок и снижении профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии.Условно можно выделить несколько категорий, наиболее подверженных выгоранию. Эти люди:- по долгу службы они вынуждены постоянно общаться, взаимодействовать - с коллегами, клиентами, учениками, покупателями;- замкнуты в себе - накапливают внутри негативные эмоции, не делятся своими переживаниями с окружающими;- они боятся потерять работу из-за своего возраста, высокой конкуренции, завышенных требований к работе и необходимости постоянно доказывать свой личный профессионализм.- испытывают внутренний конфликт по поводу профессиональной деятельности - не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером своей заработной платы;- чрезмерно самокритичны - до боли точны, принимает ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, способностях, навыках, занижают самооценку.2.2. Причины профессионального выгоранияПричинами развития синдрома выгорания у специалистов являются особенности строения личности, использование стереотипных стилей работы и ограничение представлений о себе, других людях и качестве жизни.К очевидным причинам выгорания можно отнести:- однообразие работы;- фактор срочности;- высокие умственные нагрузки;- тесное взаимодействие с людьми;- напряжение и конфликты в коллективе;- отсутствие условий для самовыражения;- подавление инициативы;- работа без возможности дальнейшего продвижения.Скрытые причины профессионального выгорания:- плохая самоорганизация (неумение планировать время приводит к переутомлению);- трудоголизм (небольшой отдых);- отсутствие мотивации (отсутствие целей и мечтаний);- перфекционизм (хочу все делать идеально, но при этом замедляется прогресс в работе и получается небольшая отдача, а как следствие быстрое утомление).Т.В. Форманюк выявил факторы, способствующие развитию синдрома «сгорания»:1. Личностный фактор, в том числе особенности мотивации деятельности, реакции на стресс (агрессия, соперничество), жизни ради работы («трудоголики»).2. Ролевой фактор, заключающийся в работе в условиях высокой личной ответственности.3. Организационный фактор, содержащий отношение администрации к сотруднику (забота о профессиональном росте, организация здоровых отношений между сотрудниками и т. д.).Важное место в исследованиях, посвященных проблеме профессионального выгорания, отводится личным и ролевым факторам, которые влияют на равитие профессионального выгорания.1. Личные факторы:1.1. Возраст. Наиболее подвержены выгоранию сотрудники, подверженные возрастным кризисам. К ним относятся кризис профессионального самоопределения (20-23 года), кризис смысла жизни (30 лет), кризис среднего возраста (40-45 лет).1.2. Гендерные характеристики. Большинство исследователей анализируемой нами проблемы приходят к выводу, что женщины более подвержены эмоциональному выгоранию, чем мужчины, потому что именно они постоянно испытывают внутриличностные конфликты, связанные с работой.1.3. Черты характера. Например, интроверты, пессимисты, люди с заниженной самооценкой более склонны к эмоциональному истощению и депрессии. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты быстрее возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более сдержан в эмоциональном плане.2. Ролевые факторы. Поведение сотрудников в организации, общение в рабочем коллективе также влияют на развитие выгорания. Здесь важно отметить, что ролевые факторы часто пересекаются с личными, поскольку поведение каждого сотрудника в компании тесно связано с его характером.2.1. Сотрудник давно «перерос» свою работу. То, что он делает, выполняется им автоматически, без всякого интереса. В такой ситуации поможет освоение новых направлений. Другой вариант - не меняя места работы, сосредоточиться не на том, что он уже знает и хорошо знает, а на том, что вызвало трудности.2.3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Во-первых, профессионал в области коммуникации не считает это для себя необходимым или по каким-то причинам не заинтересован в проявлении соучастия и сопереживания предмету своей деятельности. Соответствующее душевное состояние стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы - равнодушие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет вознаграждать себя за сочувствие и соучастие, проявленное по отношению к субъектам профессиональной деятельности.2.4. Пассивное избегание разрешения конфликтов. Наибольшее выгорание и истощение наблюдается у тех менеджеров, которые предпочитают избегающий стиль управления. Менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» реже подвержены выгоранию, чем те, кто использует модели поведения и «адаптацию» в конфликтных ситуациях.2.5. Хроническая интенсивная психоэмоциональная активность. Такая деятельность, как правило, связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионал, работающий с людьми, должен постоянно подкреплять различные аспекты общения эмоциями: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, интенсивно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.2.3. Симптомы профессионального выгоранияСиндром профессионального выгорания развивается постепенно. Проходит три этапа:- Первый этап - начинается с приглушения эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; неожиданно замечает специалист: вроде пока все хорошо, но скучно и пусто на душе; возникает состояние тревоги, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще и чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».- Второй этап - снижение интереса к работе: «не хочу никого видеть», усиление апатии к концу недели, появление стойких соматических симптомов, повышенная раздражительность.- Третий этап - притупляются представления о жизненных ценностях, «выравнивается» эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, можно условно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.Психофизические симптомы:- ощущение постоянной усталости не только по вечерам, но и утром, сразу после сна (симптом хронической усталости);- чувство эмоционального и физического истощения;- снижение восприимчивости и реактивности из-за изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);- частые беспричинные головные боли; - стойкие расстройства желудочно-кишечного тракта;- резкое похудание или резкое увеличение веса;- полная или частичная бессонница;- постоянная вялость, сонливость и желание спать в течение дня;- одышка или проблемы с дыханием при физических или эмоциональных нагрузках;- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.Социально-психологические симптомы:- равнодушие, скука, пассивность и депрессия (снижение эмоционального тонуса, чувство подавленности);- повышенная раздражительность к мелким, второстепенным событиям;- частые нервные срывы (вспышки немотивированной злости или отказа от общения, отстраненность);- постоянное переживание отрицательных эмоций, для которых нет причин во внешней ситуации (чувство вины, обиды, стыда, подозрительности, скованности);- чувство бессознательной тревоги и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не то»);- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не выйдет» или «не справлюсь»;- общее негативное отношение к жизни и профессиональным перспективам (типа «как ни старайся, все равно ничего не получится»).Поведенческие симптомы:- ощущение, что работа становится все тяжелее, а делать ее - все сложнее;- работник заметно меняет режим работы (увеличивает или сокращает рабочее время);- постоянно без надобности берет работу домой, но не делает ее дома;- руководителю сложно принимать решения;- чувство ненужности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма к работе, безразличие к результатам;- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, тратя большую часть рабочего времени на незначительное или бессознательное выполнение автоматических и элементарных действий, не соответствующих официальным требованиям;- дистанцирование от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;- злоупотребление алкоголем, резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет за день, употребление наркотиков.3. Профилактика профессиональной деформации и профессионального выгорания3.1. Профилактика профессиональной деформацииПрофилактика профессиональной деформации - это комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.Все меры, которые обычно используются в борьбе с профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления:1. Адаптируйтесь к работе. Это часто называют «профессиональным ростом», имея в виду развитие у сотрудника таких качеств, как сочувствие, сочувствие, сочувствие, сострадание, понимание человека, то есть улучшение способности получать и обрабатывать информацию, относящуюся к другому человеку. 2. Адаптация работы под себя. Это противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: мне не нужно приспосабливаться к своей работе, но она должна приспосабливаться ко мне.Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптируя их к себе, своему телу, своей душе. 3. Экономный расход «эмоционального топлива». Имеется в виду снижение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью. Среди мероприятий, направленных на поддержание стабильного психологического состояния сотрудника, можно назвать различные методы «психологической защиты», предохраняющие сотрудника от «вовлечения в процесс»; это также включает «контроль контрпереноса», «разделение ответственности», формализацию и структурирование их деятельности, использование «техник» и так далее. В результате чрезмерной фиксации в этом направлении получается, что работа становится стандартной, где сотрудник уже спокойно выполняет свои обязанности.4. Восстановление. Сюда входят действия, направленные на восполнение убытков, понесенных сотрудником в результате профессиональных отношений. Сюда же входят различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие действия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, коллег, материального вознаграждения, самопрезентации среди специалистов.Профилактика различных видов деформаций начинается с распознавания и понимания сути проблемы. Работа с людьми, особенно с «помогающими» профессиями, требует специальной психологической подготовки. В ходе такого обучения должны формироваться профессиональные коммуникативные навыки.Поэтому людям из группы риска можно посоветовать время от времени проходить психологические тренинги или работать индивидуально с психологом. На Западе это одно из основных требований к специалисту. Потому что без профессиональной психологической поддержки эффективно работать в системе «помогающих» профессий практически невозможно.Необходимо попытаться организовать свой день таким образом, чтобы удовлетворять жизненные потребности в своем собственном темпе. Это очень важно. Поскольку именно ритмические характеристики деятельности наиболее подвержены «заражению». В конце концов, очень сложно продолжать думать, действовать, двигаться в своем собственном ритме, когда коллеги или клиенты спешат и подгоняют вашего начальника. Научитесь отличать свои собственные проблемы от чужих.В качестве меры предосторожности можно предпринять следующие несколько шагов:1) Физическая культура и спорт. Привычные стереотипные действия накачивают определенные группы мышц. В некоторых случаях определить профессию человека можно даже по походке.Чтобы избавиться от таких мышечных «зажимов», нужно ежедневно заниматься спортом. Это не значит, что нужно ходить в спортзал и накачивать мышцы, достаточно обычной утренней зарядки.2) Переосмыслите свой стиль работы. Используйте технику «правильных вопросов», чтобы изменить свой взгляд на свою профессиональную жизнь. Определите, в чем ценность вашей деятельности, какую пользу вы приносите людям.Изменив свое отношение к работе, вы измените свое эмоциональное состояние и научитесь получать от нее удовольствие.3) Научитесь расслабляться. Стресс - это норма в современной жизни. Не зацикливайтесь на нем. Достаточно времени для отдыха.Если ваша должность требует высокого эмоционального напряжения (руководящие должности, социальные работники), попробуйте использовать техники релаксации. Эти техники включают медитацию, ароматерапию, прослушивание расслабляющей музыки и многое другое.4) Постарайтесь оставить работу на работе. Вернувшись домой, полностью измените свое поведение. Например, если вы занимаетесь руководящим постом в фирме, передайте бразды правления семьей своему супругу. Это позволит быстро переключиться с «рабочего» состояния на повседневные заботы.3.2. Профилактика профессионального выгоранияМеры работодателя по предотвращению профессионального выгорания:- Мониторинг рабочей среды и выяснение того, как она способствует нормальному психическому состоянию сотрудников.- Мотивировать сотрудников прилагать усилия для повышения своей производительности.- Изучение стороннего опыта, применимого в конкретной сфере деятельности.- Изучение проблем и запросов сотрудников.- Организация возможности получения психологической помощи и поддержки.- Мониторинг состояния здоровья сотрудников и оказание помощи (материальной, организационной) в решении их проблем.- Вовлечение сотрудников в принятие решений.- Формирование у сотрудников чувства принадлежности к успеху компании.- Разработка и реализация карьерных планов сотрудников.Это то, что работодатели могут (и должны) делать, чтобы поддерживать нормальное психологическое состояние своих сотрудников. Однако ответственность за собственное здоровье лежит на самих рабочих. Поэтому, если есть повод подозревать, что у вас профессиональное выгорание, нужно срочно принимать меры.Меры профилактики выгорания со стороны сотрудников:- Найдите конкретные причины неудовлетворенности работой и возможности их устранения.- Анализ соотношения положительных и отрицательных факторов в работе. Если негатив перевешивает, стоит подумать о смене работы.- Формирование четких границ между рабочим и личным временем.- Разделяйте личные и навязанные цели, найдите возможности для реализации того, что важно лично вам, а не только тем, кто чего-то от вас ожидает (начальство, жена, родственники).- Определите и поймите сферу своей компетенции. Не беспокойтесь о вещах, которые от вас не зависят.- Позаботьтесь о своем здоровье - спорт, отдых, прогулки, нормальное питание, здоровый сон.При последовательном выполнении всех этих пунктов вероятность профессионального выгорания значительно снизится. Кроме того, такой подход позволит более разумно распределять время и силы на решение рабочих задач, находить время и другие ресурсы для своих личных целей, что повысит уровень удовлетворенности жизнью в целом. Эти профилактические меры помогают увеличить жизненные ресурсы сотрудника. Хорошая профилактика синдрома профессионального выгорания – балинтовская группа. Акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях терапевтических отношений, на реакциях, трудностях, неудачах, которые сами консультанты выносят на обсуждение. Группа профессионалов собирается несколько раз в месяц (продолжительность встречи 1,5-2 часа). Стиль обучения недирективный. Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующих решению проблем, наладить более эффективные отношения с клиентами. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, техники эмпатического слушания, невербального общения и др.Кроме того, чтобы не допустить профессионального выгорания, следует постараться рассчитать и осознанно распределить свои нагрузки; научитесь переключаться с одного занятия на другое; легче справляться с конфликтами на работе; не пытайтесь быть лучшими всегда и во всем. Помните, что работа - это не вся жизнь, а только ее часть.
Заключение
Таким образом, профессиональные деформации личности - это постепенно накапливающиеся устойчивые изменения существующей структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта, негативно влияющие на его продуктивность и удовлетворенность работой, функциональные и межличностные взаимодействия с партнерами, а также на развитие личности человека субъекта труда. Для борьбы с профессиональными деформациями будет эффективно использовать комплекс методов, это обязательно даст лучший результат по их устранению. А именно, для профилактики профессиональной деформации человеку необходимо четко планировать свой день, чтобы успевать удовлетворять все свои жизненные потребности, обладать различными навыками и способностями, а также иметь достаточный уровень личных ресурсов для преодоления деструктивных последствий профессиональной деформации.Профессиональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности и представляет собой развитый механизм психологической защиты организма от постоянного стресса. Разработка и внедрение системы практических мероприятий по профилактике и коррекции выгорания с учетом специфики деятельности организации и вклада определенных факторов снизит уровень выгорания сотрудников и тем самым повысит эффективность профессиональной деятельности организации в целом.
Список использованной литературы:
1. Антипина, О.В. Профилактика профессиональной деформации. - http://aprobacia.ru/profilaktika-professionalnoj-deformaczii.html (дата обращения: 22.12.2021).2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017–343с.3. Карнаухова, А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации / А. О. Карнаухова // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 393-399.4. Профессиональная деформация личности: предпосылки, причины и виды. - https://studopedia.ru/25_26333_professionalnaya-deformatsiya-lichnosti-predposilki-prichini-i-vidi.html (дата обращения: 22.12.2021).5. Терентьева, Т. А. Профессиональное выгорание сотрудников в современных организациях / Т. А. Терентьева // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 147-150.6. Факторы, обусловливающие профессиональное выгорание. - https://www.klerk.ru/job/articles/267543/ (дата обращения: 22.12.2021).7. Хохлова, А. А. Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий / А. А. Хохлова, В. А. Латипова // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 517-520.8. Щетинина, Н. А. Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения / Н. А. Щетинина // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 178-181.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!