это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3681635
Ознакомительный фрагмент работы:
1.Понятие и структура социального действия.
Социальное действие – это поступок или их система, а также средства
и методы, которые использует человек с целью изменения поведения, мнения
и точек зрения других людей или социальных групп.
Не всякое действие является социальным. Согласно М.Веберу,
социальное действие представляет собой сознательное поведение индивида,
обладающее мотивом и целью, где происходит соотношение целей своих
действий с целями действий других людей и групп.
Иными словами, действие становится социальным, когда в своем
целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их
существованием и поведением. При этом не имеет значения, пользу или вред
приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том,
что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет
(социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции
М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий,
ориентированных на поведение других.
Социальное действие обладает своей структурой, включая следующие
компоненты:
- Социальный актор или субъект социального действия
- Потребность социального актора или мотив социального действия
- Стратегия социального действия, включающая сознательную цель и
выбранные средства и методы достижения цели
- Человек или социальная группа, на которых ориентированы
социальные действия социального актора
- Конечный итог социального действия, выражающийся в успехе или
неудачи в достижении цели.
2.Социальные взаимодействия.
Основу понятия «социальное взаимодействие» составляет
представление о том, что особенности существования любой системы
определяются элементами, которые её составляют и связями, и
взаимоотношениями, в которых они друг с другом состоят. Именно характер
взаимодействия элементов и определяет целостность системы и те свойства,
которые для нее характерны.
Наиболее подробно изучением проблем социального взаимодействия
занимался П.А. Сорокин, классик российской и американской социологии. В
основу своего учения о специфике процесса организации социального
взаимодействия он положил идею о том, что индивид как отдельный
структурный элемент не может считаться «микрокосмом социального
макрокосма». Отдельный индивид не в состоянии создать то, что называется
«обществом» и «общественным явлением». По мнению Сорокина для этого
необходимо как минимум два индивида. Однако для того, чтобы те же «два
индивида» составили единое целое, которое могло бы являться элементом
общества необходимо, чтобы они вступали друг с другом в процесс
социального взаимодействия.
В социологии выделяют следующие условия для возникновения
социального взаимодействия:
- Два или более индивида, которые обуславливают поведения и
переживания друг друга. Однако самого факта существования двух
индивидов недостаточно, необходимым условием является наличие процесса
взаимодействия между ними, желания воздействовать друг на друга и
отвечать на оказанное воздействие.
- Совершение индивидами, каких-либо действий, которые влияют на
взаимные переживания и действия.
- Помимо того, что для организации процесса взаимодействия
необходимо воздействие одного индивида на другого, необходимо также еще
и отклик на данное воздействие, возникающие вследствие его переживания и
действия.
- Наличие проводников, которые передают эти влияния и воздействия
индивидов друг на друга. Данное условие связано с тем, что передаваемая от
индивида к индивиду информация всегда запечатлена на каких – либо
материальных носителях: статьи в журналах и газетах, радио и телепередачи,
письма, электронная почта, телефон и т.д. Все эти материальные носители
информации являются необходимым условием для успешной передачи
информации.
- Наличие общих интересов, основы для возникновения контактов
между индивидами.
3.Социальный контроль и девиация.
Девиация, или девиантное поведение личности – это поведение, не
укладывающееся в определенные рамки, несоответствующее ожидаемому и
одобряемому стилю поведения в обществе. Такое поведение влечет за собой
установленное наказание, которое в свою очередь может быть формальным и
неформальным.
Некоторые социологи считали, что главной причиной девиации
личности служит разбалансированность общества. В периоды экономических
кризисов, радикальных перемен (реформ), у людей появляется чувство
запутанности, потеря нравственных ориентиров. Человек не понимает как
себя вести достойно, а как нельзя в той или иной сложившейся ситуации. В
подобное время культурные ценности и нормы этики заметно ослабевают
либо вовсе теряются.
Социальный контроль – это совокупность формальных и
неформальных мер, направленная на профилактику девиантного поведения
личности. Это набор некоторых средств, при помощи которых общество либо
его отдельная группа гарантирует нормальное поведение своих членов.
К подобным мерам можно отнести присвоение различных званий,
награды, премии, продвижение по карьерной лестнице. Формально
отрицательными мерам можно считать наложение штрафов, увольнение с
работы, арест и прочие. Санкции могут быть также и неформальными:
общественное вознаграждение (похвала), наказание (неодобрение
коллектива, угроза). Имеет место быть также такое явления как переоценка
существующих норм, то есть действия, считавшиеся до этого девиантными,
становятся допустимыми для общества.
4.Понятие социального и коллективного поведения.
Коллективное (массовое) поведение – это поведение, которые
свойственно массовому обществу. Коллективное поведение характеризуется
неорганизованностью, некоординированностью и отсутствием четко
обозначенной структуры.
Коллективное поведение стихийно, оно довольно непредсказуемо и
незапланированно.
Коллективное поведение распространяется на множество людей,
которые единовременно реагируют на ситуацию – угрожающую,
неопределенную, которая может быть опасна для них. Но при этом реакция
эта совершенно стихийна, то есть люди реагируют на ситуацию не как
профессионалы или специально подготовленные люди, а как те, кого эта
ситуация застала врасплох, и теперь они пытаются всеми силами решить ее,
избавиться от нее или предотвратить негативные последствия.
Коллективному поведению характерна разбросанность людей в
пространстве.
Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек,
попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое
объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается
однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто
манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу.
Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые
поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или
иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества.
Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они
включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности
всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение
человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и
готовность к активной деятельности. Все это называется социальной
установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная
установка.
5.Социальные движения и его типы.
Социальные движения — это достаточно организованная общность
людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с
каким-либо изменением социальной действительности.
Различают следующие типы социальных движений: общие социальные
движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные
социальные движения (религиозные движения и мода), движения
сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение
уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на
стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной
системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и
другие.
Социальные движения неоднородны, в них объединяются
представители разных социальных групп. Социальные движения -
сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в
процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно
влиять на общество.
6.Толпа, паника, слухи как формы коллективного поведения.
Толпа — это общность, которая представляет собой случайное или
почти случайное образование, любое кратковременное скопление людей,
которых собрал в одном месте общий интерес. Когда интерес исчезает —
люди рассеиваются. Иногда эта общность имеет агрессивный характер.
Отличительное качество толпы: анонимность, психическое заражение,
внушаемость, подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим
интересом и, чаще всего, подчиняется низменным инстинктам. Скученность
и плотность вызывает вначале психологический, а затем физический
дискомфорт.
Слухи — совокупность сведений, возникающих из анонимных
источников и распространяющихся по неофициальным каналам, имеющих
в основе подлинные факты, но отличаюшихся по содержанию от него
и несущих в себе оттенок нереальности, предположительности.
Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи возникают в
ситуациях дефицита информации или в тех случаях, когда аудитория радио,
телевидения и печати не верит официальной информации.
Паника — такая форма массового поведения, когда люди,
столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции.
Люди действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.
Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар,
землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях
действуют силы, не подвластные человеку, поэтому обычные средства
преодоления кризиса не достигают успеха.
Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему
средства, пригодные в обычных условиях, не срабатывают, он теряет
самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он
усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же.
Возникает цепная реакция панических действий.
7.Сущность конфликта. Классификация социальных конфликтов.
Большинство специалистов определяют конфликт как способ
разрешения тех или иных противоречий, которые стали следствием
разногласий, несовпадения интересов, мировоззрений и так далее. Между
участниками данного процесса непременно возникает напряженность и
негативные эмоции. Стоит отметить, что многообразие ситуаций,
вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она
может быть основана на следующих признаках:
- длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);
- объем (личные, локальные, глобальные);
- источник (ложные, субъективные, объективные);
- средства (насильственные, пассивные);
- форма (внутренние, антагонистические, внешние);
- характер (спонтанные, намеренные);
-по сферам жизни (семейные, этнические, политические,
экономические).
Понятие и классификация конфликтов являются предметом изучения
такой науки, как конфликтология. С ней неразрывно связаны психология,
социология, философия и другие области знаний.
Психологами была разработана следующая классификация типов
конфликтов:
- подлинный - существует на самом деле и образуется на почве
реальных проблем или вокруг конкретных вещей;
- случайный - возникает спонтанно и не бывает продуманным заранее
(может разрешиться молниеносно или же перерасти в серьезную проблему);
- смещенный - когда в ходе конфликта решается не та задача, которая
находится на поверхности, а скрытые или завуалированные вопросы;
- неверный - когда конфликт возник без видимых на то причин из-за
недопонимания или же невнимательности одной из сторон;
- латентный - существует на самом деле, но до конца не осознается
индивидами, из-за чего не переходит в открытое противостояние;
- ложный - не имеет под собой объективных причин, а возникает на
почве эмоциональной напряженности или личной неприязни.
Каждый из приведенных выше типов может быть применен к тому
или иному классификационному признаку. Они встречаются как в частной
или общественной, так и в политической и экономической жизни.
8.Основные социологические теории конфликта.
Теория социального конфликта – это самостоятельное направление,
выделившееся из общей конфликтологии, в соответствии с положениями
которого конфликт признается одним из важнейших факторов
общественного развития.
Герберт Спенсер значимость социальных конфликтов обнаруживал в
том, что в результате их развития и завершения выделяются истинные
лидеры и достойные члены социума.
В середине XX века Р. Дарендорф, исследуя роль конфликтов в
общественной жизни, писал, что любой сложный социальный институт в
конечном итоге основан на перераспределении и удержании власти. В то
время как именно соответствующее перераспределение власти является
источником социальных конфликтов, поскольку возможности для такого
перераспределения крайне ограничены. Иными словами, значимость
социальных конфликтов Р. Дарендорф обосновывал тем, что они являются
последствием естественного стремления людей к перераспределению власти,
и, более того, именно такое стремление лежит в основе социальных
конфликтов, а не экономические причины как принято считать.
Одним из ярчайших представителей и основоположником теории
социального конфликта в специальной литературе является Льюис Козер –
немецкий и американский социолог, расцвет творчества которого пришелся
на двадцатый век, а основу научных интересов составляла социология
конфликта. Анализируя вклад Л. Козера в теорию социального конфликта,
отметим, что ученый признавал конфликты ключевых элементом
социального устройства, поскольку любое человеческое общество как
минимум потенциально таит в себе социальные конфликты. Более того, Л.
Козер активно развивал точку зрения о социальной полезности конфликтов,
поскольку при наличии определенных условий даже открытая конфронтация
способна выступить механизмом интеграции общества как единого целого.
9.Основные этапы социального конфликта и пути выхода из него.
Управление конфликтом.
В любом социальном конфликте выделяют три основных этапа:
- «Верхушка айсберга». Проявляются отдельные недостатки,
противоречия, недовольства во взглядах на политическую, правовую и
экономическую систему, на права человека.
- «Определение размеров айсберга». Нарастание противоречий в
различных сферах, углубление недостатков, усиливается недовольство
населения.
- «Раскол айсберга». Осознание общественностью глубинных причин
кризиса, предложение проведения реформ социальной системы. Появление
социальных слоев, несогласных с проведением реформ. Развиваются
идеологические противоречия, возрастает социальная активность,
происходит раскол населения.
Пути выхода из конфликта:
- Реставрация. Возвращение социума к доконфликтному,
первоначальному состоянию – к прежним формам социальных институтов,
социальной жизни с учетом новой ситуации.
- Невмешательство, или выжидание. Искусственное затягивание
реформ, топтание на месте. В закрытом обществе такая тактика – тупиковый
путь, в открытом –может быть плодотворным при определенных условиях.
- Обновление. Выход из конфликта в результате развития нового и
полного отказа от старого. Для осуществления этого пути необходимо
чувствовать формирующееся новое, видеть перспективу, обладать
решимостью и волей к изменениям, быть способным выполнить намеченное.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать программу ЧПУ
Контрольная, Программное управление технологического оборудования, программирование
Срок сдачи к 19 мая
Онлайн помощь по теории функции комплексного переменного.
Онлайн-помощь, Математика
Срок сдачи к 10 мая
Нужно подобрать практическую применимость работы - придумать реальную...
Другое, Системы массового обслуживания, Теория массового обслуживания
Срок сдачи к 9 мая
Электронный курс «Учебная практика: ознакомительная практика» включает 4 темы. В каждом теме задания на проверку знаний, тестирование.
Решение задач, Геодезия
Срок сдачи к 1 июля
Реферат по предмету «Станционная реабилитация»
Реферат, Станционная реабилитация
Срок сдачи к 10 мая
Всём доброго времени суток. Нужно выполнить 3 чертежа.
Чертеж, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 20 мая
дидактические игры с палочками дж. кюизенера как средство формирования количественных представлений у детей седьмого года жизни.
Курсовая, МДК 03.06
Срок сдачи к 14 мая
Мотивация персонала в аптечных организациях
Курсовая, Управление и экономика фармации
Срок сдачи к 11 мая
Методические особенности проектирования уроков технологии в 7 классе раздел "современные средства ручного труда"
Курсовая, методика обучения и воспитания
Срок сдачи к 11 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!