это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3692125
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования.
Талантливые люди вызывали огромный интерес и восхищение во все времена. Однако раньше считалось, что обучить творчеству невозможно, талант дается богом, и он «всегда пробьет себе дорогу». Но большой опыт человечества такие взгляды опровергает. Несомненно, одаренным можно позавидовать, но исследования подтверждают, что творческому мышлению можно и нужно учить с детства. Творческая мыслительная деятельность - это естественная форма работы мозга, свойственная всем людям. Однако преградой на её пути становятся шаблоны, возникающие под влиянием социальных воздействий и существующей системы обучения и воспитания.В настоящее время принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.Цель данной работы – рассмотреть особенности творческого мышления, а также факторы, способствующие его развитию.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- раскрыть понятие творческого мышления;- изучить особенности творческого мышления;- охарактеризовать факторы, способствующие развитию творческого мышления.1. Понятие творческого мышления Творческая деятельность является одной из родовых способностей Homo Sapiens (человека разумного). Творить, то есть создавать что-то новое для себя, может абсолютно каждый представитель нашего рода [4, c. 97].Под творчеством психологи понимают способность в мышлении уходить от привычных схем, отклоняться от стереотипов, быстро разрешать проблемные ситуации, порождать абсолютно новые, необыденные духовные и материальные ценности, выдвигать оригинальные идеи. Для такой деятельности свойственны интеллектуальная инициатива, то есть самостоятельная постановка проблем, и нестандартный способ решения уже поставленных задач, характеризующиеся отсутствием шаблона и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности [5, c. 106-107].В словаре С.И. Ожегова дается такое определение творчества: «…это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Главным в данном случае значиться слово «новых» [3, c. 40]. Разумная мыслительная деятельность (глубинное и обобщенное мышление) – это высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее сознание, оперирующее обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Именно поэтому разум одновременно является и двигателем нашего интеллекта, и потенциальным его ограничителем. Эта та сила, которая есть у человека и которой нет у искусственного интеллекта. Благодаря этой силе мы способны осознавать и предвидеть последствия своих открытий, способны давать им нравственные оценки и выбирать, реализуя свою свободу [4, c. 98]. Творческое мышление – это мышление творца, это психическая деятельность по созданию качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью.Я.А. Пономарев дает свое определение творческого мышления; по его мнению, это такое мышление, результатом которого будет являться открытие принципиально нового или усовершенствованного решения какой-либо задачи. То есть это такое мышление, при котором происходит процесс создания новых идей.Рубинштейн С.Л. осуществил емкое обобщение положений о сущности и специфике мышления: «В процессе мышления на более творческом его этапе объект вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы «вычерпывается» все новое содержание». Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. считают, что творческое мышление – это продуктивная мыслительная деятельность, дающая возможность добиться нового результата с помощью разрешения какого-либо противоречия [3, c. 40-41].В зарубежной психологии синонимом творческого мышления является термин «креативность», который в 1950 году ввел американский психолог Дж. Гилфорд. Советский специалист по теории творчества А.Н. Лук отмечал следующие отличительные особенности креативной личности: умение найти правильное решение в большом потоке разнообразной информации, целостность восприятия и так называемое «боковое мышление», то есть нахождение идей с помощью посторонней информации. Как писал французский психолог Сурьс: «Чтобы творить - надо думать около» [5, c. 107]. Творческое мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые выдвигаются перед людьми. Решая задачи, человек размышляет, делает выводы, творит и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству – это открытость новому опыту. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека. Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством. Творческой личности присущи также следующие качества: - Независимость - личностные стандарты для них выше стандартов группы; - «Открытость ума» - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; - Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; - Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте [6]. Само творческое мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное [2].2. Особенности творческого мышленияОсновная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы – это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.Способность мыслить нестандартно всегда считалась важнейшим механизмом любого человека. Но период обучения в школе – это основа для развития и становления личности. Главной задачей в обучении становится обеспечение условий для развития и формирования индивидуальности личности [3, c. 41].Американский психолог Грехем Уоллес предложил схему из четырех стадий творческого мышления: подготовка, созревание, озарение, поверка. Первая стадия (подготовка) состоит в длительном, трудоемком анализе проблемы, накоплении информации, осуществлении многочисленных сознательных попыток решения, которые не приводят к успеху. Вторая стадия (созревание) характеризуется отсутствием сознательной работы, когда кажется, что процесс мышления на время прекратился и человек начинает заниматься другими делами, но внезапное наступление третьей стадии (прорыв в сознание идеи решения) свидетельствует о том, что это не так, - работа не прекращалась, а просто вступили в действие неосознаваемые механизмы мышления. Затем снова требуется участие сознательных механизмов. Проверка, критика, контроль составляют содержание четвертой стадии, после успешного прохождения, которой уже можно сообщать миру о новом открытии (транслировать результат).Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся. Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И.П.Павлов увидел в этом проблему и, изучая ее, создал учение об условных рефлексах. Другой пример - Исаак Ньютон. Множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения.Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. Это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное;Творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;В творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны;Человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью. Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вернуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интересная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встрече с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален [1]. Г.Д. Чистякова видит особенности творческого мышления в следующем: - в осуществлении проблемы недопущения формализма во мнениях, взглядах; - в поисках ответа на вопросы и ответа на них; - в понимании субъектом - личностью, что найденные ответы - это как открытие нового; - в доказательстве верности высказанного ответа, в умении обосновать его другому человеку [7, c. 82]. Доцент отделения неврологии, психологии и нейрохирургии Университета в Нью-Мехико Рекс Юнг считает, что основной признак творческого мышления – это приход решения в виде «озарения», когда в мозге человека внезапно возникает догадка. В отдельные промежутки времени мыслительные процессы обработки информации могут протекать так, что человек не осознаёт их, несмотря на то, что они происходят по тем же законам, что и осознанное мышление. То, что называют интуицией или чутьём, по сути есть неосознанный опыт. Поэтому человеку ошибочно кажется, что его неожиданно озарило. На самом же деле удачная мысль сложилась в подсознании в результате обработки информации, мысленного перебора вариантов. Ошибочные пути отвергаются, а правильный «пробивается в сознание». Это и есть момент «озарения» [5, c. 107]. 3. Факторы, способствующие развитию творческого мышленияРазвитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.Для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: - способность рисковать, - дивергентное мышление, - гибкость в мышлении и действиях, - быстрота мышления, - способность выдвигать оригинальные идеи, - богатое воображение, - умение воспринимать неоднозначные вещи, - эстетические ценности, - развитая интуиция. Предпосылки расширения творческого потенциала человека — это есть развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а также совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности [6].Детские психологи рекомендуют особое внимание обратить на развитие творческого мышления у детей, так как сформированное в раннем возрасте оно значительно облегчает процесс решения даже самых сложных задач, которые ставит жизнь. Согласно проведенным психологическим исследованиям 37% детей в возрасте 6 лет имеют высокий потенциал креативности, у ребят в возрасте 7 лет этот показатель опускается до 17%. Среди взрослых людей выявлено креативных личностей только 2%. Поэтому так важно начать развивать творческое мышление еще в младшем детском возрасте.Именно в этом возрасте закладывается психологическая основа для творческого мышления. Развиваются фантазия, воображение, пытливость, ребенок учится наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать факты. Начинают формироваться интересы, склонности и потребности, лежащие в основе творческой деятельности. Задатки креативности присущи любому нормальному ребенку, необходимо только суметь их раскрыть и развить.Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки людей, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.С.Л. Рубинштейн считал, что мыслительная деятельность начинается там, где образовалась проблемная ситуация. В простейшем случае, это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. В практике проработано достаточно эффективных способов создания проблемных ситуаций: столкновение противоречивых информаций, экскурс в историю науки, проведение эксперимента, противоречащего популярной теории и т.п.Развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важно, как можно раньше обучить ребенка словесно описывать образы, способы решения математических и логических задач, обогатить его словарный запас. Это влияет на способность человека формировать внутренний план действий. При любом творческом процессе решение проблемной ситуации осуществляется сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Безусловно необходимо развивать правое полушарие головного мозга. Для этого надо максимально задействовать левую часть тела, контролируемую этим полушарием. Например, можно рисовать левой рукой, жонглировать ею, прыгать на левой ноге.Еще один простой и естественный путь развития правого полушария - заняться теми видами деятельности, которые «включают» правое полушарие мозга, а именно: пением, танцами, рисованием, другими видами активного самовыражения, слушанием музыки, восприятием запахов, оперированием образами, символами. Однако необходимо не просто мечтать или рисовать картины внутренним взором, надо уметь воплощать интересные идеи в жизнь, брать в руки необходимые инструменты и с их помощью выражать свои чувства, и здесь уже приходит на помощь логическое полушарие. То есть необходимо наладить совместную работу двух полушарий, чтобы объединить два вида восприятия и на их основе создать что-то третье - то, что станет результатом творчества.«Запустить» творческое мышление можно на специальных тренингах с использованиях особых техник и методик. «Мозговой штурм» считается методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное число новых мыслей в минимальное время. Его автором является Алекс Осборн, а основе лежит теория З. Фрейда, согласно которой мышление человека в обычных условиях определяется в основном сознанием, где господствует контроль и порядок. Чтоб преодолеть эмоциональную инерцию, надо создать условия, чтобы живущие в подсознании инстинкты прорвались и дали скрытую ранее подсказку к решению проблемы. Во время применения метода «мозгового штурма» запрещается любая критика и поощряется самая «дикая» мысль, в том числе и шуточная: чем более невероятной покажется идея - тем лучше. Во время «мозгового штурма» можно дать решить любую задачу: от бытовой до сказочной, обсудить какой-либо поступок или художественное творение. Специфика проведения «мозгового штурма» заключается в том, что люди сами по ходу обсуждения корректируют высказанные мысли, подвергают их анализу, что влияет на гибкость мышления. «Мозговой штурм» можно проводиться в письменном виде. В этом случае идеи, соображения, гипотезы записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие предложения.Обнаружена польза от сочетания «мозгового штурма» с синектическим методом. Сущность синектики, предложенной американским психологом У.О. Гордоном, состоит в том, чтобы сделать незнакомое - знакомым, а привычное - чуждым. Применение метода «синектики» предполагает использование всех видов аналогий: личностной, прямой, символической, фантастической. Еще одна методика - ментальные карты Тони Бьюзена. Это ассоциативный метод активизации мышления. В центр листа аккумулируется ключевое понятие, а все ассоциации, связанные с центральным образом и достойные запоминания, записываются на ветвях, исходящих от центра. Записи можно сопровождать различного рода символами, рисунками, вырезками из журналов, газет в процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса. Составление интеллект-карт позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из абсолютно разных областей и избежать распространенную проблему, когда мысли варьируют в рамках одной ассоциативной площади, и человек не в состоянии увидеть нестандартное решение, взглянуть на проблему по-новому [5, c. 107-109]. ЗаключениеТаким образом, в настоящее время востребован творческий, интеллектуально развитый человек, способный гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям.Творческое мышление означает, прежде всего, некритически воспринимать информацию и лишь, затем ее взвешивать.Для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность выдвигать оригинальные идеи, богатое воображение, умение воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция.Исходя из приведенных суждений и сопоставляя причины и условия, способствующие проявлению творчества, необходимо сделать один обобщающий вывод: способность к творчеству должна формироваться целенаправленно.
Список использованной литературы:
1. Блинков, И.А. Творческое мышление, его особенности и условия развития / И.А. Блинков, В.А. Медведев. - https://scienceforum.ru/2016/article/2016025410 (дата обращения: 29.12.2021).
2. Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал. - https://habr.com/ru/post/506620/ (дата обращения: 29.12.2021).
3. Манджиева, Н.Н. Формирование творческого мышления у младших школьников в процессе учебной деятельности / Н.Н. Манджиева // Педагогический журнал. – 2019. - №2. – С. 39-47.
4. Маслодудова, Н.В. Творческое мышление в современной системе образования / Н.В. Маслодудова // Научный компонент. – 2020. – №1. – С. 97-102.
5. Першина, К.В. Условия развития творческого мышления / К.В. Першина // Вестник науки и образования. – 2019. - №2. – С. 106-110.
6. Тухужева, Л.А. Условия для развития творческого мышления и творческой деятельности / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2021. 7. Укуева, Б.К. Исследование проблем творческого мышления / Б.К. Укуева // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2018. – С. 81-83.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!