Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Система налогообложения с физических лиц: социальная значимость, проблемы взимания и перспективы развития

Тип Реферат
Предмет Налоги

ID (номер) заказа
3835502

200 руб.

Просмотров
990
Размер файла
327.39 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.В Российской Федерации, как и в других странах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. В российском законодательстве эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином - физические лица.Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.Актуальность данной темы обусловлена тем, что в системе налогообложения населения налог на доходы физических лиц является основным. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. Это федеральный налог с дифференцированными пропорциональными ставками в зависимости от вида дохода. Основной проблемой работы является несовершенство налоговой системы и связанной с ней законодательной базой. В результате проведенного анализа был определен перечень вопросов, необходимых для ее решения.Целью данной работы является изучение системы налогообложения с физических лиц, ее социальной значимости, проблем взимания и перспектив развития.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1. Изучить теоретические основы налога на доходы физических лиц;2. Освоить социальная значимость налога для физических лиц;3. Рассмотреть проблемы и перспективы налогообложения физических лиц в РФ.Объектом работы является налоговая система Российской Федерации.Предметом работы служит система налогообложения с физических лиц, ее социальная значимость, проблемы взимания и перспективы развитияВ ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературы, сравнение и сопоставление, анализ и синтез, логическое рассуждение.Так же, при написании работы был изучен ряд источников информации, а именно труды Корневой Е.В., Нефедьевой А.С., Артемьевой Ю.А., Мусаева Х.М., а также нормативно правовая база, связанная с налогообложением физических лиц.Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.В первой главе рассматривается история появления налогообложения физических лиц в России, экономическая сущность налога на доходы физических лиц, а также элементы налогообложения физических лиц.Во второй главе были определены проблемы налогообложения физических лиц в РФ, предложены мероприятия по их совершенствованию, а также представлены перспективы развития налогообложения физических лиц.В заключении были выделены основные выводы к работе и подведены итоги.1.Теоретические основы налога на доходы физических лиц1.1 История появления налогообложения физических лиц в РоссииВ России на протяжении ряда столетий прообразом подоходного налога была подушная подать, которая была введена Петром I в 1724 году. Подушной подати облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди и купцы). В XVIII веке подушная подать составляла около 50% всех доходов в бюджете государства. В XIX веке её доля упала в связи с развитием косвенного обложения. Огромная недоимка по подушной подати и отказы населения её платить привели к отмене подушной подати в Европейской России с 1887 года, в Сибири с 1899 года.Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась с 80-х годов XIX века. На протяжении 35 лет введение подоходного налога в России активно дискутировалось, но в итоге рассматривалось как нереальное и нецелесообразное.В отличие от развитых стран, где подоходный налог впервые был введен в конце XVIII века, в Российской империи был принят лишь в 1916 году, причиной стало вступление России в Первую мировую войну (1914-1918). Для покрытия растущих военных расходов были приняты чрезвычайные налоги, в том числе и подоходный налог [9, с. 130].В апреле 1916 года был принят Закон о подоходном налоге и одноименное Положение, взимание которого должно было начаться с 1917 года. Положением устанавливался принцип личного привлечения к налогообложению. Члены семьи, имевшие самостоятельный источник дохода, облагались налогом отдельно от главы семьи. Устанавливалось, что налог взимается с полученного плательщиком дохода, в какой бы форме этот доход ни получался, от всякого рода источников. К таким источникам, в частности, относились: денежные капиталы; все виды владения, а также пользования недвижимым имуществом и иные приносящие выгоды занятия. От подоходного налога освобождались лица, имевшие годовой облагаемый доход ниже 850 рублей. Законодательно были предусмотрены всевозможные вычеты из налогооблагаемого дохода: затраты на получении дохода, страховые взносы при страховании рабочих проценты и другие.Постановлением Временного правительства от 12 июня 1917 года «О повышении окладов государственного подоходного налога» было установлено, что доход, не превышающий 1000 рублей, освобождается от обложения указанным налогом. Низшая ставка зафиксированной в ведомости суммы налога составляла 1%, высшая – 33%.Накануне Октябрьской революции в 1917 году в государственный бюджет поступление подоходного налога имело нерегулярный характер и составило всего 3,2% в доходах бюджета.В период Великой Отечественной войны издается Указ Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Согласно которому, налогоплательщиками являлись советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов.В годы войны рост налоговых поступлений был обеспечен за счет стопроцентной надбавки к подоходному налогу. Если до войны удельный вес подоходного налога составлял не более 5%, то в годы войны удельный вес был равен 13%. В военные годы подоходный налог поступил в государственный бюджет в сумме 13,7 миллиардов рублей.Рост подоходного налога явился результатом увеличения численности рабочих и служащих, и повышения среднего уровня заработной платы. Однако и при этом положении удельный вес подоходного налога в доходах бюджета сохранился практически на уровне 1955 года, несмотря на уменьшение удельного веса отдельных налогов [9, с. 154].С переходом России на рыночные экономические отношения в 1992 году Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц». Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 годов в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 30% до 60% годового совокупного облагаемого дохода.Дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса. В 2001 году в Российской Федерации концептуально изменилась система налогообложения доходов физических лиц.Федеральным законом от 05.08.2000 года № 118-ФЗ была введена в действие Глава 23 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц» (ст. 207-233) и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Основными чертами новой системы налогообложения являются: отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц; значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов; внесение изменений в определение налогооблагаемой базы [10, с. 75].Таким образом, рассмотрев историю налога с дохода граждан в России можно сделать вывод, что подоходный налог был введен позже (1916 год), чем в развитых странах (конец XVIII века). Однако до введения подоходного налога в России, его прообразом с 1724 года являлась подушная подать. Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций. С переходом России на рыночные экономические отношения в 1992 году была создана новая налоговая система. Однако отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы Российской Федерации привело к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики. Необходимо было разработать комплексный и системный документ, который бы свел воедино требования изменения налогового законодательства в условиях рыночной экономики. Таким документом стал Налоговый Кодекс, который вступил в силу с 1 января 1999 года. С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового Кодекса, в главе 23 которого изложен порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.1.2 Экономическая сущность налога на доходы физических лицНалог на доходы физических лиц в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.Согласно ст.57 Конституции РФ, а также ст.3 и пп.1 п.1 ст.23 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. В связи с этим прежняя редакция пп.1 п.1 ст.23 НК РФ содержала дополнение "исходя из принципа справедливости", но поскольку понятие "принцип справедливости" в действующем законодательстве - как налоговом, так и гражданском - абсолютно не развито, то указанное дополнение было исключено [2].На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.В соответствии со ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:1. От источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;2. От источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.Для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в РФ, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода [3].Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.В современных условиях налог на доходы физических лиц взимается практически во всех странах мира, за исключением:Андорра;Ба га мы;Бахрейн; Бермуды;Бурунди;Британские Виргинские Острова Каймановы острова;Кувейт;Монако;Оман;Катар;Сомали;ОАЭ;Уругвай;Вануату.Налог на доходы физических лиц (подоходный налог с населения) занимает одно из значимых мест в бюджетных доходах большинства развитых стран мира. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер.Подоходный налог с населения в большинстве развитых стран является самой крупной статьей доходов государственного бюджета. Наибольшую долю в общей сумме налоговых поступлений подоходный налог составляет в Дании - более 50 %; в других странах этот показатель колеблется в пределах 25-35 %. В Российской Федерации доля НДФЛ в структуре доходов и общих налоговых поступлений значительно ниже.Экономическая сущность налогов проявляется через механизм реализации ими функций. Налогам присуще выполнение таких функций, как фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.Таблица 1 – Функции подоходного налога и их содержаниеФункцииСодержаниеФискальнаяВыступает одним из бюджетообразующих налогов и основным финансовым источником субъектов РФРаспределительнаяЯвляется инструментом сглаживания в поляризации доходов различных слоев населенияРегулирующаяВыступает регулятором воздействия на увеличение потребительского спроса через увеличение покупательной способности населенияВоспроизводственнаяСлужит для обеспечения достойного уровня воспроизводства и проживания человеческого и трудового потенциалаСоциальнаяЯвляется мерилом социальной справедливости в обществе и инструментом реализации социальных задач, определенных государствомЭффективная реализация указанных функций НДФЛ характерна для экономически развитых стран. Современный же этап развития нашей страны характеризуется недостаточностью роли социальной функции НДФЛ, ее неадекватностью сложившимся социально-экономическим условиям. Сегодня налог выполняет в основном фискальную функцию и практически не выполняет своего основного предназначения - сокращение неравенства в распределении доходов населения. В этих условиях многие ученые и экономисты склоняются к возврату применения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, которое существовало в нашей стране до 2001 гТаким образом, можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических лиц имеет большое значение для бюджета РФ. НДФЛ занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.1.3 Элементы налогообложения физических лицВ соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:- объект налогообложения;- налоговая база и налоговая ставка;- налоговый период;- порядок исчисления налога;- порядок и сроки уплаты налога.Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения [2].Следствием данного положения ст. 38 НК РФ являются следующие обязательные элементы налогообложения - налоговая база и налоговая ставка.Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК.В определенных случаях ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных НК РФ.Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.Общий порядок исчисления для всех установленных налогов определен ст. 52 НК РФ. В соответствии с положениями данной статьи налогоплательщик самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, налоговый орган или налоговый агент исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот [2].Порядок и сроки уплаты налога зависят от того, на кого возложено исполнение данной обязанности. По общему правилу, содержащемуся в ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.Если же обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога с налоговым агентом [2].Льготы по налогам и сборам не являются обязательным элементом налогообложения, но в соответствии с п.2 ст.17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы, а также основания для их использования налогоплательщиком.Льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов.Налог на доходы физических лиц включен в состав федеральных налогов.Гл. 23 НК РФ определяет порядок исчисления налога на доходы физических лиц, налоговых ставок, налоговой базы и порядка ее определения по данному налогу [3].Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками:от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ [3].Общие для всех налогов принципы определения доходов установлены ст. 41 НК РФ.Доходом признается экономическая выгода в денежной или материальной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.В соответствии с гл. 23 НК РФ порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц изложен в ст. 210 НК РФ.Правилом при определении налоговой базы является то, что учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право распоряжения, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения доходов физических лиц служит доход, полученный налогоплательщиком (налоговым резидентом РФ) от источников в России и (или) за ее пределами. Поэтому в состав налоговой базы включаются все налогооблагаемые доходы, полученные физическим лицом в течение календарного года, независимо от вида, формы или способа их получения. Освобождаются от налогообложения доходы, перечисленные в ст. 217 НК РФ (например, государственные пенсии или пособия) [3].Налоговый кодекс в п. 1 ст. 210 упоминает два принципиально различающихся между собой способа получения дохода: приобретение имущества (в денежной и натуральной форме); сбережение имущества (в форме материальной выгоды).Правильность определения налоговой базы за отчетный период зависит от момента фактического получения дохода. Для установления этой даты могут использоваться два метода - кассовый и метод начислений.Правовой режим определения налоговой базы зависит от вида налогооблагаемого дохода. Налоговая база большинства доходов (к ним применяется ставка 13%) соответствует денежному выражению доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (ст. ст. 218 - 221 НК РФ).Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько разновидностей этих вычетов: стандартные (ст. 218), социальные (ст. 219), имущественные (ст. 220) и профессиональные (ст. 221). По сравнению с прежним законодательством о подоходном налоге современный режим вычетов изменился: одни вычеты введены впервые (например, социальные образовательные вычеты), размер других увеличен (например, льготы при покупке жилья). [3]Стандартные налоговые вычеты зафиксированы в твердой денежной сумме (3000, 500, 400 и 300 руб. за каждый месяц налогового периода) и предоставляются налогоплательщику одним из работодателей - источников выплаты на основании его письменного заявления и доказательств права на вычеты. Некоторые стандартные вычеты зависят от размера совокупного дохода налогоплательщика за предыдущие месяцы.Начиная с месяца, в котором этот доход превысил 20 тыс. руб., соответствующий налоговый вычет не применяется. Поэтому при переходе в течение календарного года с одного места работы на другое налогоплательщик обязан взять справку о доходах, полученных на прежней работе. Эти сведения будут учтены при определении налоговых вычетов по новому месту работы.Расчет налоговой базы с учетом стандартных вычетов возможен не только у источника выплаты дохода, но и в налоговом органе на основании налоговой декларации (п. 4 ст. 218).Подводя итог, важно отметить, что указанные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи этих элементов устанавливается налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов означает отсутствие у физических и юридических лиц обязанности по уплате такого налога2 Проблемы и перспективы налогообложения физических лиц в РФ2.1 Социальная значимость налога для физических лицОсобую роль в реализации социальной функции государства играет налоговая политика, что в значительной степени связано с регулированием налога на доходы физических лиц [5, с. 17].Социальная функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной политики. Социальная значимость НДФЛ реализуется посредством сокращения неравенства в распределении доходов, воздействия на уровень доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего спроса, качество жизни, демографические и др. показатели социальной сферы. С помощью подоходного налога государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др.Анализ научных исследований, опыта развитых стран, свидетельствует о возрастании связи социальной функции государства с социальной направленностью налогообложения. Вместе с тем, в науке и практике понимание роли и значения, специфики социальной направленности налогообложения сложилось не сразу. Во многом этому способствовало выделение из финансовой науки налогообложения как самостоятельной научной дисциплины, формулирование научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение, его природу и функции.Рисунок 1 – Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет РФ по видам.Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в I полугодии 2020г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 23,0%, налога на доходы физических лиц - 20,6%, налога на прибыль организаций - 18,3%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,0% [15].Налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства. В большинстве развитых стран налогам придается особое значение в решении социальных проблем общества. Налогообложение физических лиц является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости. Продуманная, социально ориентированная налоговая политика создает предпосылки для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую деятельность, формирует базу для интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Таблица 2 – Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации по видамI полугодие2020г.I полугодие 2021г.млрд.рублейв % китогумлрд.рублейв % китогуВсего1118,81001005,9100из них: с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации1094,197,8985,598с доходов, полученных от осуществления деятельностифизическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинетыи других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации4,4044,404с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации3,40,32,60,3С социально-экономической точки зрения основным вопросом политики социальной направленности налогообложения является выбор модели и момента применения налога. Подвергаясь периодическому реформированию, система подоходного обложения населения в развитых странах обеспечивает баланс целей экономической и социальной политики государства. Реформирование НДФЛ направлено на [10, с. 75]: повышение справедливости в обложении доходов, мер по увеличению вычетов для бедных слоев населения и среднего класса; упрощение системы исчисления подоходного налога; создание нейтральной системы обложения доходов, оказывающих минимальное воздействие на экономический выбор плательщика; устранение методов налогового регулирования, тормозящих развитие человеческого потенциала и введение налогового стимулирования роста благосостояния граждан; содействие к перераспределению доходов населения в пользу сбережений (инвестиций); улучшение системы налогового администрирования, внедрение электронных способов подачи и обработки налоговых деклараций. Кроме этого, реформирование налоговых систем направлено: на расширение базы обложения путем включения доходов ранее освобожденных от налогообложения; снижение прогрессии ставок и сокращение числа разрядов шкалы обложения.Подводя итог, можно отметить что социальная функция и направленность налогообложения характеризуется: размером налогового потенциала; уровнем налоговой нагрузки; удельной налоговой нагрузкой; степенью выравнивания дохода различных категорий налогоплательщиков на принципах социальной справедливости и равенства и др. Действующие в мировой практике классические схемы вертикального и горизонтального выравнивания налогового бремени направлены на обеспечение социальной функции налогообложения.2.2 Проблемы взимания налога с физических лиц в РФВ процессе анализа современной системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации, которая представлена такими налогами как налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный, транспортный налог, обозначается объективная необходимость ее реформирования [6, с. 80].Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время. 1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения. 2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума. 3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов. 4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования. 5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ, был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Одной из ключевых проблем является плоская шкала налогообложения, которая не способствует выполнению налогом распределительной функции.Единая ставка не позволяет учитывать наличие у граждан высоких доходов, а значит, не способствуют повышенному налоговому изъятию с высоких доходов и их перераспределению.Следовательно, переход к плоской шкале налогообложения в 2001 году решил лишь административные функции, отбросив назад принцип социальной справедливости. С появлением 13% ставки расслоение население по уровню доходов становится катастрофичным. Если на момент перехода к 13%-й ставке коэффициент доходов (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченной и 10% наименее обеспеченной части населения) составлял 13,9, то в 2019 г. разрыв в доходах увеличился до 16,9 раза [14, с. 479].Немаловажным является порядок определения налогооблагаемой базы. В частности, в Германии из общей совокупности облагаемых доходов исключаются расходы на страхование жизни и медицинское страхование, алименты, затраты на профессиональное образование.Это еще раз подтверждает перевес фискальной функции налогообложения в нашей стране над всеми остальными.Недостатки действующих земельного налога и налогов на имущество, в частности, отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, не полный учет и несоответствующая реальным ценам оценка недвижимости в целях налогообложения привели к снижению фискальной роли указанных налогов в налоговой системе.Стремление к неизменности уровня налогообложения физических и юридических лиц, ведущее к увеличению максимальной ставки налогообложения вслед за сокращением налоговой базы для организаций и к ее уменьшению при переходе к рыночной оценке недвижимости - для физических лиц, сохраняет неоправданный разрыв в налогообложении объектов недвижимости в зависимости от их принадлежности. Это препятствует реализации социальной функции налога на недвижимость, в чем видится его существенная позитивная роль.Основные проблемы налогообложения имущества физических лиц, земельным налогом обобщены в модели единого налога на недвижимость.Однако, несмотря на проводимую работу и ежегодное увеличение поступлений в местные бюджеты сумм налогов на имущество физических лиц, его незначительный удельный вес в сумме доходов этих бюджетов обусловлен рядом проблем:отсутствие инвентаризационной стоимости у значительного числа объектов;инвентаризационная стоимость строений существенно отличается от реальной (рыночной);отсутствие регистрации и оценки в органах технической инвентаризации значительного количества вновь возведенных физическими лицами жилых домов, коттеджей, дач и других строений.Остаются проблемными также вопросы регистрации в органах технической инвентаризации значительного количества вновь возведенных физическими лицами жилых домов, коттеджей, гаражей, дач и вопросы оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, в этой связи вновь возведенные строения, коттеджи и другие помещения, и сооружений не имеют оценки и не привлечены к налогообложению.К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее [6, с. 85]. 1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей — 35%, а от 200 млн рублей — 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет. 2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере. 3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. 4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень. 5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах). 6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога. Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов [11, с. 50].Чтобы решить проблемы налогообложения физических лиц в России можно использовать опыт развитых европейских стран, провести администрирование объектов налогообложения по земельному и имущественному налогам, пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков: для упрощения процедуры взимания налогов на недвижимость стоит рассмотреть вопрос едином налоге, объединяющим налог на имущество и земельный налог. Для выполнения этих мер необходимо определить порядок формирования налоговой базы, которая должная исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. для улучшения имущественного налогообложения можно принять следующие меры: переоценить жилье, чтобы оценочная стоимость принадлежащих физическим лицам зданий соответствовала рыночной стоимости; привлекать объекты налогообложения, которые на данный момент не имеют никакой стоимости, помимо этого выявить и поставить на учет с обязательной оценкой строений, которые только воздвигаются; повысить ставки налога. для выполнения поставленных задач необходимо разработать автоматизированную систему управления налогом на недвижимость и продумать ее использование в городской системе информации. Все подходы необходимо научно обосновать и применять их в соответствии со ставками земельного налога. Для увеличения общественного богатства необходимо сделать землю очень дорогой, особенно для зарубежных инвесторов, стоимость должна напрямую зависеть от сроков аренды. Подводя итог можно сказать, что в настоящее время налоговой политика Российской федерации нацелена на фискальную функцию, так как стране необходимы значительные объемы денежных средств, для осуществления ряда реформ и сохранения стабильности в социальной сфере, но налоговая политика страны будет считаться эффективной тогда, когда налогообложение приобретет стимулирующий характер и будет способствовать экономическому развитию государства в целом. 2.3 Перспективы развития налогообложения физических лицУчитывая, что наблюдается постоянное развитие научно-технического прогресса, повышается роль электронных платежей, адекватным будет решение дальнейшего усиления налогового контроля за такими операциями. Это позволит налоговым органам оперативно получать информацию о различных движениях денежных средств граждан, а значит, формировать такие информационные системы, которые будут выявлять расходы, превышающие доход и активы граждан, в автоматическом режиме. Целесообразно сформировать единое информационное пространство, которое будет включать в себя рыночную стоимость различных объектов недвижимости, движимого имущества, например, автомобилей, а также информацию о доходах и расходах различных граждан. Как результат, у аналитика, работающего на налоговые органы, появляется значительно больше возможностей для того, чтобы выявить серые средства, которые используются для покупок товаров и услуг. Развитые страны активно предпринимают шаги по ликвидации банковской тайны, что также положительно скажется на работе налоговых органов, позволит отслеживать существенные накопления финансовых ресурсов отдельными физическими лицами. Конечно, такую же практику целесообразно внедрять и в России, что позволит обеспечить создание комплексной системы отслеживания доходов, обязательств и активов граждан [7, c. 53].Взятый курс на ограничение возможностей снижения налоговых обязательств российских граждан за счет использования офшорных инструментов окажет положительное влияние на доходы государства. Также важно снижать долю теневой экономики, что позволит как обеспечить равные условия для всех участников хозяйственной деятельности, так и повысить фискальную эффективность органов налогообложения.В настоящее время наблюдается тенденция в неадекватности твердых налоговых ставок по НДФЛ с налоговой базой – доходами разных категорий налогоплательщиков. Для того, чтобы обеспечить справедливость системы налогообложения налоговой системе нужны прогрессивные ставки налога. Вышеприведённые изменения приведут к следующим результатам: 1. Разделение налогообложения доходов, которые имеют различные источники образования. 2. Установление стандартного налогового вычета, с целью обеспечения удовлетворения минимальных потребностей населения. 3. Налогообложение НДФЛ проводить по разработанной прогрессивной шкале доходов, отвечающей современным экономическим реалиям в обществе. Разработка новой прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ в РФ должна производится с учётом накопленных положительных знаний мировой практики по применения прогрессивных ставок по обложению доходов работающего населения.Таким образом, учитывая все вышесказанное, необходимо отметить, что совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц в России позволит на основании прежней системы налогообложения развивать новую, альтернативную систему с целью оптимизации налогового бремени, решения первостепенных социальных проблем. Вместе с тем это будет способствовать повышению уровня жизни, увеличению сбережений, повышению потребления, использованию освобожденных от налогообложения средств на инвестиционные цели и, в конечном счете, росту экономики.

Заключение

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.Основными чертами налога как экономического явления выступают: обязательность уплаты, безвозмездность и безэквивалентность.Назначение налогов проявляется в их функциях: фискальной, стимулирующей, распределительной, регулирующей, контрольной.Основными элементами налога являются: налогообложение, субъект налога, носитель налога, объект налога, источник налога, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы, налоговый период.Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей образуют налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.Налоговая система должна отвечать следующим основным принципам: обязательность, равномерность и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам, всеобщность, административная простота, гибкость, стабильность, эффективность, необлагаемый минимум доходов, платежеспособность, достаточность.Также, следует отметить, что на сегодняшний день процесс реформирования системы налогов и сборов в России близок к логическому завершению. Тем не менее, были рассмотрены основные проблемы в системе налогообложения доходов физических лиц и предложены пути для решения имеющихся проблем.
Список использованных источников

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412Налоговый кодекс РФ. Часть первая: от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от от 29.11.2021 N 380-ФЗ) // Консультант ПлюсНалоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 13.07.2015 № 214- ФЗ, №232-ФЗ (от 29.11.2021 N 383-ФЗ) // Консультант ПлюсАртемьева Ю.А. К вопросу о способах толкования налоговых норм // Глобальный научный потенциал. 2013. — № 8. — С. 128–132.Бикбаева И.В. Социальная функция налогов, взимаемых с физических лиц // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - №2. - С. 16-23. Горец К.А., Мельшин Е.В. Проблемы совершенствования налога на доходы физических лиц в России // Экономика и право. 2020. — № 5 (33). — С. 78–90.Зотина Л.Е. Перспективы развития налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: дис. ... к.э.н:. –М., 2018. - 73 с.Мусаева Х.М. Потенциал налога на доходы физических лиц и проблемы его реализации в условиях Российской Федерации. // Налоги и налогообложение. - 2018. - № 10. - C. 761-771.Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б Поляка, А.Н Романова — 2-е изд.. перераб. и доп. — М.: Юнити-дана, 2018. – 400 с.Налоги и налогообложение : учебное пособие / сост.: И.М. Бортникова ; Донской ГАУ. – Персиановский : Донской ГАУ, 2018. – 202 с.Нефедова Е.В., Никифорова А.С. Современные проблемы налога на доход физических лиц и их совершенствование // Современные проблемы науки и образования – 2019. - №2. – с. 44-57Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. 5- е изд. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: Инфра-М, 2017. 495 сСоколов, М.М. О налоговой нагрузке в экономике России и зарубежных стран/М.М. Соколов//Экономист. -2019. -№ 6. -С. 77-89.Старенкова А.А. Актуальные проблемы взимания налога на доходы физических лиц // Современные исследования. - 2018. - №2. - С. 477-481.Налоговая статистика // Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b20_01/isswww.exe/stg/d07/2-6-1-2.htm (дата обращения: 01.03.2022).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.