это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3874515
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Теория человеческого капитала, становление которой происходит в середине двадцатого века, стала отражением стремительных перемен в производительности общества после Второй Мировой Войны. На Западе данная теория пользовалась невероятной популярностью. Её разработчики Теодор Шульц и его последователь Гарри Беккер стали лауреатами Нобелевской премии по экономике. Предложения, внесенные учеными, дали ответы на многие вопросы о роли человека в сфере производства. Современному миру необходимы знания человека — его «капитал», который используется в процессе производства для создания богатства общества. Всё это понадобится для изучения деловой конъюнктуры, рыночных возможностей и способов их практического применения. Применение такого термина, как «человеческий каптал» даёт нам возможность оценить роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику. Объект - современное состояние человеческого капитала России.Предмет - теория человеческого капитала Г. Беккера.Цель - рассмотрение и анализ теории человеческого капитала и ее роль в современной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие «человеческий капитал»; рассмотреть предпосылки возникновения теории человеческого капитала; изучить основные постулаты и положения теории человеческого капитала.При написании данной работы использовались работы отечественных и зарубежных исследователей в области экономики и менеджмента, основными из которых являлись Г.С. Беккер, В.Р. Веснин, Ю.В. Ермаков, А.П. Соколов, С.А. Курганский.Структура. Реферат содержит введение, два раздела, заключение и список использованной литературы, который состоит из 11 источников. Общий объем работы 18 страниц компьютерного текста.1. Возникновение теории человеческого капитала, ее основные постулатыСтановление теории человеческого капитала относится к середине двадцатого века, в тот исторический период развития экономики, когда резко увеличились различия в темпах экономического роста между отдельными промышленно развитыми и отсталыми государствами.С конца 18 – по начало 20 столетий значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли Л. Вальрас, Дж. М. Кларк, Ф. Лист, Дж. Мак-Куллоха, Г.Д. Маклеод, А. Маршалл, Дж. С. Милль, Ш. Сэй, И.Ф. Тюнен, Т. Уинштейн, Дж. С. Уолш, И. Фишер, У. Фарра.Швейцарский экономист Леон Вальрас, являясь родоначальником теории предельной полезности, пытался сочетать принцип предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства. Глубоко исследуя производственные издержки, он показал роль живого труда в их формировании.Американский экономист Джон Морис Кларк показал роль государственного регулирования труда и теоретически обосновал целесообразность реализации ряда государственных мер по экономическому регулированию рынка труда применительно к развитым странам. В соответствии с экономическим учением немецкого экономиста Фридриха Листа главным источником богатства нации является «умственный капитал» - открытия, изобретения, успехи в науках, искусстве и т.д. Ф. Лист считал, что благосостояние нации зависит не от количества богатства, а от тех производительных сил, которые это богатство создают. Английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох, развивая учение Д. Рикардо, отмечал, что рабочий является важнейшим участником процесса труда и одновременно товаровладельцем. Глубинные корни современных идей социального партнерства берут начало с идей Дж. Мак-Куллоха. Английский экономист и юрист Генри Даннинг Маклеод к главному источнику общественной ценности относил меновые отношения. Особенную роль в экономическом росте государства он отводил кредитно-банковским операциям. В связи с этим компетенции работника – его знаниям, опыту, умственным способностям в этих областях он отводил определяющее место в процветании населения. Л. Вальрас, Дж. Мак-Куллох, И.Ф. Тюнен, Т. Уинштейн, У. Фарр, И. Фишер придерживались мнения, в соответствии с которым человеческим капиталом является сам человек, а не его качества – образование, способности и т.п. Позже этой же позиции придерживался А. Маршалл. Он ввел понятие «персональный капитал», имея ввиду человека, обладающего физической силой, способностями, навыками, способствующими росту производительности труда. Однако в целом экономические взгляды А. Маршалла отвергали концепцию человеческого капитала как определяющую, базовую в системе экономических отношений. Другие экономисты, такие, как: Ф. Лист, Дж. С. Уолш, Дж. С. Милль под человеческим капиталом понимали не самого человека, а его способности к труду – образование, квалификацию, навыки. Одни способности являются природными, другие – приобретенными человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это положение получило развитие в экономических взглядах Р. Дорнбуша, С. Фишера, К. Шманлези, которые к человеческому капиталу относили не только физические и трудовые способности личности, но и его духовно-мировоззренческие особенности – культурные, психологические, морально-нравственные. Большую роль они отводили личностным особенностям индивида в контексте социального окружения, процесса принятия управленческих решений, готовности брать на себя ответственность, собранности и решительности в наиболее сложных и неординарных ситуациях. Это на сегодняшний день является базовой идеей многих специалистов в области управления в вопросах формирования облика современного менеджера в организации, в том числе на уровне высшего руководства хозяйствующего субъекта.С начала 20 столетия экономисты, работающие в рамках концепции человеческого капитала, стали делать первые попытки количественно оценивать эффективность человеческого капитала в экономике. Они начали широко использовать экономико-математический и статистический инструментарий в таких вопросах, как: стоимость человека; влияние национальной системы образования на экономический рост страны; издержки семьи, связанные с повышением экономической ценности человека; формирование и использование государственных расходов, необходимых для воспитания и образования населения. Большой вклад в исследование этих вопросов внесли Л. Дублин, Ф. Крам, И. Фишер, С.Х. Форсит. Отдельные положения экономических взглядов этих крупных ученых-экономистов использовались в дальнейшем при формировании современной теории человеческого капитала.Формирование теории человеческого капитала как самостоятельного научного направления связано с зарубежными исследованиями 60-х гг. второй половины 20 столетия. Этому способствовали сложившиеся ко второй половине прошлого столетия особые социально-экономические условия:1. Переход к инновационному производству в результате высоких достижений научно-технического прогресса. Это привело к повышению роли сложного труда и особой квалификации работников, в результате чего стала переосмысливаться роль и место рабочей силы в производственном процессе.2. В результате глубоких изменений в содержании производственных процессов во многих областях общественной жизни в структуре себестоимости конечного продукта все больше стала занимать доля интеллектуальных, высокопрофессиональных затрат труда работников. Высокая материалоемкость продукта во многих хозяйственных процессах стала уступать высоким «интеллектуало- и профессионалоемкости» (что на практике проявляется в росте трудоемкости, предпринимательского дохода, государственных средств и т.д.).3. Ускорение процессов гуманизации социально-экономических отношений в наиболее развитых странах мира, устойчивость и авторитетность «идеи человеческой ценности» на всех уровнях управления экономикой – в социально-экономических системах разного вида и рода. 4. Накопившийся теоретико-методологический потенциал концепций человеческого капитала в мировой экономической мысли. Он дал возможность критически оценить состояние научной мысли в области концепций человеческого капитала и создать на базе них с учетом новых социально-экономических условий в обществе новое самостоятельное научное направление – теорию человеческого капитала. Основоположниками современной теории человеческого капитала являются лауреаты Нобелевской премии 1979 и 1992 гг. соответственно Т. Шульц и Г. Беккер – американские ученые-экономисты. Первое определение человеческого капитала принадлежит Т. Шульцу. Его известность связана с публикацией в открытой печати двух авторских работ в 1960 и 1961 гг.: «Формирование капитала образования» и «Инвестиции в человеческий капитал». В работе «Инвестиции в человеческий капитал» Т. Шульц писал: «Концепция капитала исходит из наличия нечто реально существующего, что обладает экономическим свойством оказывать будущие услуги, имеющие некоторую стоимость. Понимание капитала, как нечто такого, что оказывает будущие услуги, позволяет приступить к последующему делению целого на две части: на человеческий и нечеловеческий капитал».Г. Беккер развил теорию человеческого капитала. Он внес самый большой вклад в данное научное направление и поэтому считается общепризнанным создателем научной школы в рамках концепции человеческого капитала. В книге «Инвестиции в человеческий капитал», изданной в 1962 году, Гарри Беккер писал, что человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека. К основным направлениям инвестирования он считал обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию, поиски информации о ценах и доходах. По его мнению, эти расходы разными способами воздействия способствуют развитию производительной силы, интеллектуального и культурного потенциала человека.Вскоре изданная книга Г. Беккера в 1964 году «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» была признана «классикой» теории человеческого капитала. Она стала основополагающей для дальнейших исследований Г. Беккера и его последователей, в том числе представителей других школ концепции человеческого капитала. Благодаря Г. Беккеру и его последователям была доказана состоятельность идей рентабельности высококачественной образовательной системы в долгосрочном временном интервале для национальной экономики. Это послужило основанием для утверждения и реализации политики государственного инвестирования средств в сферу образования.Понятие «человеческий капитал» в науке весьма неоднозначно. Так, лауреат нобелевской премии по экономике Г.С. Беккер человеческий капитал рассматривал неразрывно с его обладателем – работником. Под человеческим капиталом он понимал запас знаний работника, в процессе трудовой деятельности которого формируется прирост дохода. Из этого вытекает, что процесс производственного потребления человеческого капитала неотделим от его обладателя. Условием получения дохода с человеческого капитала является трудовое усилие работника. Величина человеческого капитала измеряется в денежных единицах и определяется величиной инвестиций в образование, здравоохранение и т.п.Определяемые Г.С. Беккером три основные формы проявления человеческого капитала – общие знания, специальные знания и прочие виды знаний сосуществуют и имеют нетождественную материальную (инвестиционную) обеспеченность. Общие знания (общий человеческий капитал) индивидуума формируются в результате реализации воспитательной функции семьи, услуг воспитания и образования учреждений среднего и высшего образования. Доход, полученный от общих знаний, присваивается непосредственно обладателем знаний или членам его семьи – теми, кто одновременно выступает инвесторами общего человеческого капитала. Специальные знания (специальный человеческий капитал) формируется и накапливается в процессе трудовой деятельности на конкретном производственном месте. Его часто отождествляют с опытом, навыками специалиста в рамках его работы в данной организации. Инвесторами специальных знаний одновременно являются как сам их обладатель, так и хозяйствующий субъект, в котором работает данный специалист. Другие виды знаний (прочий человеческий капитал) формируется в результате получения умений индивидуума работать с информационными продуктами и услугами в направлении поиска более перспективного для данного специалиста места трудовой деятельности.Последние публикации Г. Беккера были посвящены результатам дальнейших исследований ученых его школы. Они связаны с оценкой конкретных форм проявления человеческого капитала. Если первые работы Беккера были посвящены теории функционирования общего человеческого капитала, то публикации девяностых годов – теории функционирования специального человеческого капитала. Последний неперемещаем и действует в ограниченном пространстве – фирме, в котором работает соответствующий персонал. Он обладает знаниями, навыками благодаря действию факторов, влияющих на производство и развитие специального человеческого капитала – профессиональной подготовке работников, в которой реально заинтересован работодатель. В целом школа Г. Беккера формировалась и в дальнейшем развивалась в рамках классической экономической теории.Таким образом, благодаря многолетним исследованиям зарубежных ученых теория человеческого капитала стала в мире общепризнанным научным направлением, которое стала активно изучаться в образовательных учреждениях. На базе этого направления были заложены основы других областей знаний: экономики образования, экономики знаний, экономики интеллектуальной собственности. Человеческий капитал стал интерпретироваться в расширенной трактовке. Несколько позже это использовалось сначала советскими, а затем российскими учеными.2. Теория человеческого капитала: общая характеристикаАмериканский профессор экономики и социологии Гарри Стэнли Беккер, лауреат Нобелевской премии, автор книги «Человеческий капитал» и других фундаментальных трудов по экономике и социологии, исследовал методом микроэкономического анализа нерыночное поведение и взаимодействие людей в условиях рынка.Предпосылкой Беккера была рациональность человеческого поведения, ориентированного на будущий результат. Описать рациональное поведение человека можно языком не только социологии, но и экономики: ценой, издержками и др. Такой подход привел к появлению идеи: человек, обладающий определенным набором качественных характеристик, является человеческим капиталом.Первым шагом Беккера было исследование взаимосвязи экономических факторов и дискриминации. Например, предприниматель, желающий нанять рабочую силу определенной расы (только белокожих или только чернокожих), вынужден платить за нее дороже рыночной цены, т.к. его дискриминационные наклонности сужают предложение рабочей силы на рынке труда. Потребители на товарном рынке вынуждены платить дороже за товар аналогичного качества, если по дискриминационным мотивам не хотят приобретать его у чернокожих продавцов и снижают объем предложения на рынке. Беккер ввел коэффициент дискриминации, который отражал неравенство доходов групп различных рас, производительность труда которых и затраты времени на производство равного объема продукции одинакового качества не отличается. Следовательно, и дискриминируемые, и дискриминаторы могут нести большие затраты по причине своих расовых предпочтений. С экономической точки зрения дискриминация со стороны предпринимателей должна по истечении некоторого периода времени ослабляться и исчезнуть, т.к. дискриминаторы несут большие издержки и получают меньшую прибыль. Опыт экономического подхода к проблемам дискриминации позволил перенести его на человеческий капитал. Идея человеческого капитала принадлежала Т. Шульцу, Беккер разработал микроэкономические основания теории человеческого капитала. Человеческий капитал – это имеющиеся у индивида знания, навыки и мотивации. Инвестиции в него выражаются в затратах на образование, накоплении трудового опыта, затратах на здоровье, способности воспринимать новую информацию. Человеческий капитал включает такие качества работника, как образованность, профессионализм, культуру, интеллектуальный потенциал, физическое и духовное здоровье, психологическую совместимость, творческую активность, корпоративный патриотизм, способность осмысления информации и принятия нестандартных решений.Беккер предложил инвестиции в человеческий капитал разделять на общие и специфические. К общим инвестициям Беккер относит инвестиции на общую подготовку работника, которая необходима для работы в любой организации. Например, в современных условиях умение пользоваться компьютером является требованием большинства организаций, поэтому для категорий работников, использующих в своей деятельности компьютер, инвестиции в обучение пользования компьютером являются общими. Инвестиции в обучение тем знаниям и навыкам, которые можно применить в определенной фирме, являются специфическими. Например, затраты на обучение работника правилам техники безопасности на определенном рабочем месте или технологии изготовления определенной детали является специфической инвестицией, которая обогащает человеческий капитал теми знаниями, которые можно использовать только на этом предприятии. Деление инвестиций в человеческий капитал на общие и специфические показывает, что предпринимателю рационально вкладывать средства в специфические инвестиции, т.к. человеческий капитал, обогащенный этими инвестициями, бесполезен в других организациях и не будет перетекать к ним. Родителям детей и самому работнику рационально вкладывать средства в общие инвестиции, т.к. они не привязывают его к определенному рабочему месту и дают возможность расширить спрос на предлагаемый работником трудовой ресурс на рынке труда. Поэтому предприниматели являются основными инвесторами специфических инвестиций, а работники – общих инвестиций. Соответственно, основной доход от специфических инвестиций получает предприниматель, а от общих – работник. Различие общих и специфических качеств человеческого капитала показывает, что работник, обладающий специфическими знаниями, не может рассчитывать на сравнимый доход в другой организации, а предприниматель не может на рынке нанять работника, равноценного работнику, обученному им специфическим знаниям. Поэтому инвестиции в специфический человеческий капитал уменьшают текучесть кадров. Практика подтверждает эту теорию, т.к. статистика показывает, что текучесть работников различных групп по стажу работы на определенном предприятии уменьшается с увеличением стажа работы. С другой стороны, чем больше стаж работника, тем больше инвестиций в специфический человеческий капитал вложил в него предприниматель. Устойчивое функционирование организации обеспечивается именно специфическим человеческим капиталом, т.к. предприниматель не может найти равноценной замены работнику на рынке, а работник не может найти организацию, в которой может получить аналогичный доход. Беккер построил кривую спроса инвестиций в человеческий капитал, показавшей, что чем длиннее срок обучения, тем больше затрат в потерянном заработке и тем меньше срок получения увеличенного повышенного дохода. Поэтому риск инвестиций в длительное обучение возрастает. Эта закономерность нарушается в случае обучения одаренных детей.Кривая предложения инвестиций показывает, что общие инвестиции для предпринимателя равны 0, т.е. являются наиболее дешевыми, а самыми дорогими – инвестируемые им заемные средства. Чем больше вклад работника и родителей в общие инвестиции, тем меньше затрат несет предприниматель по созданию человеческого капитала. Малообеспеченные семьи не имеют возможности вкладывать значительные средства в общий человеческий капитал. Анализ кривых спроса и предложения инвестиций определяет сферу государственных инвестиций в человеческий капитал, которую составляют одаренные дети и малообеспеченные семьи. В этих случаях регулирующая роль государства необходима для покрытия расходов, не рациональных ни для предпринимателя, ни для работника и его семьи.Таким образом, Беккер показал, что дискриминация нарушает равновесие на рынке труда, приводя к росту издержек как производителей, так и потребителей. Но главным негативным последствием дискриминации является долгосрочная апатия к образованию и повышению трудовой квалификации ущемляемых в правах социальных групп. Беккер убежден, что при вложении своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, оценивая соответствующие выгоды и издержки. Беккер первым выполнил практический, статистически корректный подсчет экономической эффективности образования, для чего из пожизненных заработков выпускников колледжей вычитались пожизненные заработки тех, кто получил только школьное образование. В составе издержек обучения в качестве главного элемента выделялись «потерянные заработки», т.е. доход, который могли бы получить студенты за годы, которые ушли у них на обучение. Согласно расчетам Беккера, получилось, что в США отдача от высшего образования находится на уровне 10-15%, что превышает показатели прибыльности для большинства фирм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря многолетним исследованиям зарубежных ученых теория человеческого капитала стала в мире общепризнанным научным направлением, которое стала активно изучаться в образовательных учреждениях. На базе этого направления были заложены основы других областей знаний: экономики образования, экономики знаний, экономики интеллектуальной собственности. Человеческий капитал стал интерпретироваться в расширенной трактовке. Несколько позже это использовалось сначала советскими, а затем российскими учеными.В своем анализе Гарри Беккер исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.Основное место в теории человеческого капитала занимает понятие «внутренние нормы отдачи». Они строятся аналогично нормам прибыли на капитал и дают возможность оценивать эффективность человеческих вложений, прежде всего — в образование и производственную подготовку. Теоретики «человеческого капитала» полагаются на то, что вложения в обучение люди делаю рационально, рассчитывая все выгоды и издержки.Человеческий капитал — это капитал, который представлен в индивидууме как потенциальная способность приносить высокий доход. Эта особенность основана не только на врожденных способностях и каких-либо талантах, но и на знаниях, которые человек приобретает в процессе обучения.Современная концепция человеческого капитала в российской ментальности учитывает мировой эволюционный процесс развития теории данного вопроса, в том числе и разработки отечественных исследователей.Не смотря на стремительное внедрение технического прогресса в нашу жизнь теория человеческого капитала остается актуальной. Так как данная теория позволяла с более общих позиций изучать явления рыночных отношений и выявлять эффективность материальных вложений в человеческий фактор, ей стали уделять должное внимание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беккер, Г. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. / Вестник С. - Петербургского университета, серия 5., вып.3. - 1993.Беккер, Г.С. Теория распределения времени / Под ред. В.М. Гальперина // Вехи экономической жизни. Рынки факторов производства Т.3 – СПб.: Экономическая школа, 2000.Былков, В.Г. Компоненты человеческого капитала: вопросы теории и практики / В.Г. Былков // Известия ИГЭА. - 2011. - №6 (80). - С. 109 - 116.Веснин, В.Р. Менеджмент учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2012. - 504 с.Ермаков, Ю.В., Пашкус, В.Ю. Человеческий капитал и ключевые компетенции ВУЗа (на примере Государственной полярной академии) / Ю.В. Ермаков, В.Ю. Пашкус // Проблемы современной экономики. - 2008. - №1 (25). - С. 353 - 355.Колганов, А.И., Бузгалин, А.В. Экономическая компаративистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 746 с.Курганский, С.А. Тенденция развития человеческого капитала в России. - Известия ИГЭА, 2011. - №2 (76) - С. 17 - 27.Попов, Г.Г. Теория человеческого капитала Гарри Беккера применительно к анализу российского рынка образовательных услуг / Попов Г.Г., Амир Реза Никпур // Вестник. – №2. – С.5-6.Соколов, А.П. Роль человеческого капитала в обеспечении устойчивого и сбалансированного развития территории / А. П. Соколов // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2016. - № 4 – С. 68-75.Суслова, О.В. Политэкономическая сущность человеческого капитала // Журнал экономической теории. - 2007. - №3. - С. 171 - 174.Becker, G. S. Investment in Human Capital: A. Theoretical Analysis // Journal of Politikal Economy. Supplement. Oct., 1962.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Обработка числовых экспериментальных данных
Решение задач, Математическая статистика
Срок сдачи к 23 янв.
В треугольнике abc известны векторы ac = ?q и ao = p?
Ответы на билеты, Линейная алгебра
Срок сдачи к 23 янв.
ФК как средство здорового образа жизни в пожилом возрасте
Статья, физическая культура
Срок сдачи к 27 янв.
Курсовая на тему: Менеджер, его задачи и основные области деятельности
Курсовая, теория менеджмента
Срок сдачи к 25 янв.
Написать вторую! практическую часть диплома
Диплом, право социального обеспечения
Срок сдачи к 23 февр.
Структура проектной работы: Представление ниши и четкое...
Бизнес-план, Цифровой маркетинг: продвижение проектов в социальных сетях
Срок сдачи к 1 февр.
Решить задание
Решение задач, Управление социальным раз, управление персоналомвитием персонала
Срок сдачи к 31 янв.
Развертывание VPN на базе wireguard на альт...
Курсовая, Организация администрирования компьютерных сетей
Срок сдачи к 28 янв.
особенности социального обеспечения гражданам принимавшим участие в борьбе с терроризмом
Диплом, право социального обеспечения
Срок сдачи к 2 мар.
~15-20 страниц Тема: сравнения в русском, немецком и английском языках
Курсовая, Теоретическая грамматика
Срок сдачи к 17 февр.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!