это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3879686
Ознакомительный фрагмент работы:
Потребность в финансовом регулировании осознали еще в позапрошлом веке, когда устали от тяжелой череды нескончаемых экономических кризисов, революционной напряженности и наблюдением за более успешными соседями, которые стали оказывать поддержку трудно развиваемым отраслям. На данный момент не существует таких государств, которые не пытались бы регулировать собственные эконмические и социальные процессы через финансовое регулирование. Фактически, полный отказ от подобного регулирования приведет к отставанию государства от соседей в экономическом, социальном и научном развитии. Оно не сможет отражать назревающие экономические вызовы. За периодами расцвета и бума будут следовать очень жестокие и длительные кризисные периоды. Фактически, грамотное финансовое регулирование, является залогом процветания государства.
В любом государстве экономика развивается неравномерно. Существуют ведущие, активно развивающиеся отрасли, которые иногда тянут за собой всю страну, а существуют и те, кто заметно отстает от остальных. Следует понимать, что финансовое регулирование предназначено не только для изменения темпов роста данных отраслей, но и для оптимального согласованного функционирования различных частей экономики государства, фактически являясь его нервной системой.
Для России данная тема особенно актуальна в эти непростые времена - в условиях санкций и социальной напряженности. В условия, в которые Россия попала после двух лет пандемии, находясь и так в довольно непростой экономической ситуации.
Воздействие, направленное на социальные и экономические процессы через ограничение роста финансовых ресурсов в определенных сегментах рынка и концентрирование в других, ориентированное на ликвидирование имеющихся или ожидаемых диспропорций, обеспечение социальной стабильности в обществе и развитие новых технологий, называется финансовым регулированием.
Из данного определения вытекают и основные направления деятельности финансового регулирования. При наличии кризиса, используя финансовые методы, государство способно вывести из него экономику или, по крайней мере, смягчить последствия последнего. При перепроизводстве же в ряде отраслей государство стремится сократить образующиеся диспропорции. Также в качестве еще одного направления можно выделить развитие новых технологий или же целых высокотехнологичных отраслей в экономике.
Несмотря на развитие частных компаний и их самостоятельное стремление к развитию науки и научно-техническому прогрессу, в 20 веке считалось, что именно государство должно финансировать и организовывать фундаментальные теоретические исследования и исследования практического характера. На сегодняшний день государство скорее спонсирует собственные или частные институты грантами на развитие науки. Однако, устаревшие методы по-прежнему используются в ряде государств, отстающих в технологическом развитии, в целях, осуществления серьезных системных преобразований.
Также одним из первостепенных факторов экономического развития государства была и остается социальная стабильность, что тоже является важным направлением государственного финансового регулирования.
Таким образом, можно выделить следующие основные направления финансового регулирования:
Предотвращение диспропорций при перепроизводстве в одной или нескольких отраслях |
Основные направления финансового регулирования |
Создание новых высокотехнологичных отраслей в экономике
|
Социальная стабильность в обществе
|
Смягчение последствий кризиса |
Обеспечение выхода из кризиса
|
Рис 1.1
Можно сделать вывод, что основными объектами финансового регулирования являются отраслевая структура с ее территориальными пропорциями, а также – социальная структура.
Основные объекты финансового регулирования |
Социальная структура |
Отраслевая структура
|
Рис 1.2
В развитом мире господствует точка зрения, что государство должно спонсировать непосредственно соответствующие институты, а не отрасли.[1] Хотя уже существует пример Японии, которая совершила свой экономический скачок еще в 20 веке за счет государственных банков развития. Однако, многие государства пока не стремятся отказываться от возможности регулирования непосредственно отраслей. В России хоть и финансируют малый бизнес, но немалая часть льгот приходится непосредственно на отстающие отрасли, в основном большая часть финансирования уходит на отрасли, связанные с торговлей. На данный момент, в условиях санкций уровень поддержки малого бизнеса не увеличится, но и до этого развития наукоемких производств, частных исследовательских научных организаций не происходило. Сейчас последнее вообще мало ожидаемо.
Однако, стоит отметить, что при разнообразном территориальном делении влияние финансового регулирования на страны, особенно с неравномерным распределением людских или природных ресурсов, разным климатом, условиями для жизни – имеет большое значение. Для нашей страны это крайне важно, если не первостепенно. Фактически, подобное финансовое «выравнивание» обеспечивает социальную стабильность, еще одним условием которой является довольно широкий слой среднего класса в стране.
Существует две разных группы методов финансового воздействия как на экономику, так и на социальные процессы в целом.
Основные группы методов финансового воздействия |
Налоговые |
Бюджетные
|
Рис 1.3
С точки зрения финансового регулирования возникает дилемма - какой группе методов отдать предпочтения. Большой объем бюджетных расходов предполагает изменение пропорций финансовых ресурсов между предпринимателями и органами власти, что подавляет предпринимательскую активность.
А вот те же налоговые льготы наоборот – увеличивают объем финансовых ресурсов у компаний, однако эти средства могут быть потрачены не на то, что нужно государству.
В целом время течет, условия, в которых существует государство и мир, меняются – странам жизненно необходимы возможности маневрирования, а значит финансовое регулирование крайне важно. Однако никогда не стоит забывать, что экономика часто сама находит все необходимые решения без помощи государства, и любое регулирование экономики последним часто оборачивается больше вредом, чем пользой.
Стоит отметить, что кроме налоговых и бюджетных существуют и иные методы финансового регулирования, потому логично будет представить таблицу данных методов следующим образом:
Таблица 1.1
Основные методы финансового регулирования
№ |
Группы методов |
Основные методы финансового регулирования |
1. |
Налоговые |
Изменение налоговой базы |
Прогрессивная, регрессивная, пропорциональная шкала налогообложения |
||
Нулевая, повышенная, пониженная ставка |
||
Возврат налога либо части налога |
||
Отсрочки и рассрочки налоговых платежей |
||
Освобождение от уплаты ряда лиц |
||
Налоговые кредиты |
||
Специальные налоговые режимы на отдельных территориях, для определенных категорий |
||
Ускоренная амортизация |
||
2. |
Неналоговые |
Дотации |
Субсидии |
||
Гранты |
||
Субвенции |
||
Бюджетные инвестиции |
||
Государственные гарантии |
||
Госзаказы |
||
Социальные выплаты гражданам |
||
Бесплатное оказание ряда услуг государством |
||
Государственные заимствования |
Финансовое регулирование бывает не только государственным, но и в пределах предприятия или организации. Стоит отдельно выделить таможенно-тарифный вид регулирования и валютно-финансовый, которые часто забывают. Таким образом, представить виды финансового регулирования можно следующим образом:
Виды финансового регулирования |
Государственно-кредитное |
Внутрихозяйственное
|
Валютно-финансовое
|
Таможенно-тарифное
|
Налоговое |
Бюджетное
|
Рис 1.4
Касаемо форм регулирования, то они обозначают процессы, протекающие в вышеперечисленных видах. Собственно, последние могут быть общими для всех перечисленных видов, так и характерными для какой-то одной из категорий:
Бюджетная форма |
Налоговая форма
|
Валютно-финансовая форма
|
Формы финансового регулирования |
Рис 1.5
Можно добавить, что к методам валютно-финансового регулирования необходимо отнести регулирование курсов ценных бумаг, валютного курса, процентных ставок на денежный капитал и страхование валютных рисков.[2] Некоторые авторы понимают под формами регулирования формы воздействия непосредственно на объект регулирования:
Таблица 1.2
Формы финансового регулирования
№ |
Форма регулирования |
Краткая характеристика |
Примеры |
1. |
Прямое регулирование |
Непосредственное воздействие на объект регулирования |
Непосредственное воздействие на юрлицо или физлицо, осуществляющих какую-либо деятельность. Как вариант - субсидии, дотации. |
2. |
Косвенное регулирование |
Опосредованное воздействие через контрагентов |
Например, ставка банковского кредита для субъектов малого бизнеса. |
Во все ускоряющихся условиях рыночной экономики механизм финансового регулирования ведет себя не как фиксированная система методов и инструментов, а как динамичная, постоянно меняющаяся и развивающаяся совокупность последних.[3] Основообразующую роль в ней составляет, конечно, налоговое регулирование. Однако на него влияют множество факторов, от форсмажорных, которые были продемонстрированы совсем недавно, до таких основополагающих как платежеспособный спрос и потребление. При неумелом регулировании налоги могут превратиться для граждан в бремя, а государство – перестать адекватно воспринимать окружающие изменения и прекратить идти по дороге реформ и преобразований.
Особенно часто это наглядно показано повышением уровня налогов во время финансового или экономического кризиса, что приведет лишь к их дальнейшему росту либо к последующему резкому снижению доходов бюджета во времена реформ. Собственно, данная зависимость была показана еще американским экономистом Артуром Лаффером.
Фактически структура взаимоотношений в сфере финансового регулирования с каждым днем меняется, в том числе это касается организационных форм взаимодействия с частным бизнесом.
Меняется аппарат управления, механизмы – цели. На данный момент целью регулирования предпринимательской деятельности в довольно общих чертах можно назвать создание ряда условий, обеспечивающих стабильное участие частного бизнеса в разделении труда, получении от этого максимальной выгоды, а также обеспечение нормального функционирования экономики в целом. В целом можно выделить следующие основные задачи финансового регулирования:
Обеспечение бюджетного и товарно-денежного равновесия |
Задачи финансового регулирования |
Содействие долговременному росту и накоплению капиталов |
Развитие и регулирование перспективных направлений экономики
|
Обеспечение свободного движения рабочей силы
|
Повышение эффективности государственного регулирования
|
Поддержание социального равновесия
|
Снятие разного вида ограничений административного регулирования хозяйственной сферы
|
Рис 1.6
В наше сложное время государственное регулирование играет в России незаменимую роль. Как для снятия социальной напряженности, так и в целях поддержки банкротящегося малого и среднего бизнеса. К сожалению, меры прямого и косвенного регулирования достаточно слабы, но они позволят хотя бы ослабить влияние санкций.
Для элементов обеспечения государственного регулирования характерна следующая структура:
Финансовый блок |
Нормативный блок
|
Организационный блок |
Технический блок
|
Структура элементов обеспечения государственного регулирования |
Рис 1.7
Не стоит забывать, что государство состоит из краев, областей, республик, другими словами – из регионов. И поэтому регулирование происходит не только на общегосударственном уровне, но и на региональном. Особенно это характерно для федеративных государств, каким является и Россия.
Государственный |
Региональный
|
Уровни финансового регулирования |
Рис 1.8
В условиях развития экономики стабильными темпами, финансовая поддержка оказывается в большей степени со стороны именно муниципалитетов и субъектов федераций. Как правило, подобное регулирование более эффективно, так как на местах лучше понимают потребности собственных граждан или организаций.
Собственно, сейчас ситуацию в обществе и государстве нельзя назвать стабильной, что является условиями для вмешательства государства, в том числе – через финансовое регулирование. Более того, на данный момент собраны практически все условия для срочного вмешательства через финрегулирование. Это социальная напряженность в обществе; такие негативные явления как инфляция, как минимум галопирующая; высокий уровень безработицы по причине закрытия многих предприятий и по причине санкций, а также ковидных ограничений; риск дефолта как государства, так и отдельных организаций, согласно оценкам международных рейтинговых агентств; спад производства по причине закрытия многих предприятий; обрушение фондового рынка, и многое другое.
Прошло достаточно мало времени, чтобы делать выводы о мерах, примененных государством, однако уже сейчас разработана программа о поддержке среднего и малого бизнеса льготными кредитами, введен ряд ограничений на операции с наличной валютой, произведено регулирование цен на общественно значимые товары, чтобы не допустить продовольственный кризис, происходит переход на расчет рублями с РБ и увеличение части валютного резерва за счет юаней.
Однако, уже сейчас можно сделать определенные выводы. Меры, принимаемые РФ, являются скорее экстренными, направленными на снижение ущерба экономике и его последствий. Мер стратегического характера, направленных в будущее, на формирование и развитие новых экономических отношений - формирование и новой экономики, продемонстрировано не было. Тактически это верное решение, поскольку государство не может просчитать всех последствий санкционного удара, и приняло выжидательную позицию, судя по всему, решив, что санкции еще не закончились, также учитывает вероятность снятия последних. Однако, уже сейчас должен начать формироваться образ видения государством новой российской экономики.
Также можно прийти к выводу, что государство оказалось неподготовленным к подобным санкциям.
Список литературы
[1] Климанов В. В. Государственное регулирование экономики: теория и практика: сборник научных трудов / под ред. В. В. Климанова. – М.: Дело (РАНХиГС), 2018. – 14 C.
[2] Аксенова Н. И. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебное пособие / Н. И. Аксенова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. - 35 C.
[3] Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства: учебное пособие / Е. Н. Ведута. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 24 C.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.
Другое, Экономика и управление предприятием
Срок сдачи к 31 окт.
Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г
Решение задач, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 31 окт.
Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией
Реферат, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 3 нояб.
Решить 5 задач по вероятности и статистике
Решение задач, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 30 окт.
Тезисы по теме исследования
Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Срок сдачи к 2 нояб.
Средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет
Курсовая, Избранный вид спорта
Срок сдачи к 10 нояб.
Диплом по предмету «Педагогическое образование»
Диплом, Педагогическое образование
Срок сдачи к 13 дек.
Тема: Применение графически-иллюстративного материала в обучении...
Диплом, Литература
Срок сдачи к 7 нояб.
Написать курсовую работу "Фотографирование при проверке показаний на месте"
Курсовая, Судебная Фотография
Срок сдачи к 26 нояб.
Две презентации на любые темы из списка
Презентация, Основы безопасности и защиты родины
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!