это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3899563
Ознакомительный фрагмент работы:
Сущность проблемы бытия и варианты её решения в философии: современный взгляд. Движение, пространство, время: основные концепцииОдним из проблемных вопросов философии является, по мнению Л. Фейербаха, проблема отношения мышления к бытию, отношения души к внешнему миру. Главным является вопрос о том, что первично — дух или природа, и создан ли мир Богом или существует от века. Так появилось два направления. Сторонники одного считали, что дух существовал прежде природы, они признавали сотворение мира. Они занимали идеалистическую позицию. Сторонники второго направления считали, что первична природа и потому они примыкали к материализму.Не менее важным также был вопрос о тождестве мышления и бытия. По мнению Гегеля в действительном мире мы познаём именно его мыслительное содержание, именно то, благодаря чему мир оказывается постепенным осуществлением абсолютной идеи, которая от века существовала где-то независимо от мира и прежде него.Таким образом, проблема бытия в философии заключается в соотношении духа и материи, зависимости между ними. Их первичности. На мой взгляд, решение проблемы невозможно, поскольку идея порождает материю, но и сам дух зависит от природы .Движение является атрибутом материи и поэтому неотделимо от него. Движение обуславливает само существование материи, поскольку ее формирование и развитие возможно только посредством изменении. Все процессы, происходящие во внешней среде и внутри самого человека, претерпевают изменения за счет взаимодействия противоположных начал.По мнению Энгельса, никогда не бывало и не может быть материи без движения. Он считает, что движение так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя. Поэтому, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено. Когда движение переносится с одного тела на другое, то его можно рассматривать как причину движения, так как оно переносимо, пассивно. Активное движение есть сила, пассивное – проявление силы. Сила имеет ту же величину, что и ее проявление, так как в них обоих совершается одно и то же движение. Помимо этого Энгельс пишет, что различные формы и виды самого вещества познаются только через движение, в движении находятся свойства тел,. Таким образом, природа движущихся тел вытекает из форм движения.Поэтому движение и материя взаимосвязаны и не могут существовать по отдельности. Между ними существует неразрывная связь. Это материалистическая точка зрения. Идеалистическа, наоборот, имеет метафизический подход и утверждает, что материя когда-то была в состоянии покоя, в ней не происходило изменений, следовательно, можно говорить о разрыве материи и движения, поскольку движение вечно в сознании, а материя может исчезнуть.Время - это отношения последовательности объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства (сравнение временных параметров разноместных событий, обратим внимание, требует синхронизации часов, что связано с комплексом не столь уж тривиальных допущений и процедур).Пространство в самом общем понимании заключает в себе отношения взаимоположения объектов, сосуществующих в некоторый момент времени. Оно представляет собой форму организации бытия, характеризующую порядок взаимного расположения тел и явлений. Время же являет собой такую форму организации бытия, которая характеризует порядок смены явлений или состояний тел.В споре о характере существования пространства и времени среди философов, признававших их объективность, существовали две концепции - субстанциальная и реляционная. Первая рассматривала пространство и время как субстанции, существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от материальных объектов. Согласно реляционной концепции пространство и время - это несамодостаточные сущности, не существует порядка расположения тел, смены явлений. Эту точку зрения с позиций идеализма развивал Г. Лейбниц, а с позиций материализма - Д. Дидро [1].Проблема познаваемости мира. Структура и сущность познанияВ решении вопроса о познаваемости мира существуют протиоположные позиции. Так, познавательному оптимизму противостоят пессимистические системы взглядов - скептицизм и агностицизм.В соответствии с агностицизмом познание мира невозможно. Тем не менее, агностицизм в немалой степени повлиял на развитие теории познания, поскольку это способствовало разоблачению и отбрасыванию иллюзий и заблуждений, что привело к прогрессу познания. Также агностицизм повлиял на разрушение идеи о том, что мир такой, каким мы его представляем. Ведь на самом деле мир объективен, а сознание человека субъективно, поэтому абсолютное познание бытия представляется сложным.Современная наука должна обращаться к дуалистической концепции познания, поскольку постулаты дуализма направлены на преодоление проблемы, которая возникает при объяснении связи сознания с организмом, мозгом, деятельностью человека и с материальными процессами.В современной науке дуализм делят на субстанциональный дуализм, опирающийся на понятия интенциональности, смысла, ценности, цели, и на концептуальный дуализм, в основе которого лежат понятия массы, энергии и пространственных отношений. Тем не менее, научные задачи требуют применения двух типов дуализма в рамках единой концептуальной структуры, но при этом возникает эпистемологическая проблема объяснения связи ментального и телесного, сознания и мозга. Поэтому, это в современной аналитической философии является одним из главных предметов обсуждения. Теоретические вопросы, затрагивающие преодоление дуализма и редукционизма, актуальны при разработках проблемы познания. В процессе познания также можно выделить две ступени: чувственную и рациональную. Чувственная ступень познания является исходной, дающей человеку первичный познавательный материал через непосредственные чувственные ощущения и процесс восприятия. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Рациональная ступень познания стоит выше чувственной, ее задача состоит в систематизации и упорядочивании чувственного материала.Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Сторонники эмпиризма, напротив, признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. Чувственность и рациональное мышление в реальном познании находятся в единстве и взаимодействии. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема чувственности и мышления существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух типов и уровней деятельности [2]. Рациональное – это логически обоснованное, систематизированное универсальное знание предмета. Если мы рассматриваем рациональное как действие или явление, то главной его характеристикой будет выступать способность при помощи четких и систематизированных понятий передавать на вербальном уровне знание о нем другому.В философии Нового времени под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания.Иррациональное имеет два смысла: негативный и позитивный. В негативном смысле оно есть то явление, которое на данном этапе познания остается для познающего нечто темным, ещё не познанным. В этом смысле всякий предмет, который подлежит познанию иррационален. Он есть то, что ещё только будет рационально оформляться в процессе познания, подвергаясь логической обработке. Подобное иррациональное постоянный спутник рационального. даже наука, высший тип рациональности, есть процесс, который уходит в бесконечный процесс рационализации, потому что субъект познания, используя средства познания превращает непознанное в рациональное выстраивая логически непротиворечивые системы понятий.Иррациональное – это объект познания, который поначалу предстаёт как искомое, неизвестное. В процессе познания субъект превращает его в понятное, логически выраженное, всеобщее знание. Чувственное (иррациональное) познание связано с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще [3].Научное познание принципиально отличается от обыденного. Во-первых, оно доступно не любому человеку, но лишь тому, кто прошел специализированную подготовку (например, получил высшее образование), которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, научное познание специально ориентировано на изучение явлений (и законов их бытия), неизвестных сегодняшней обычной практике. В-третьих, наука пользуется специальными средствами, методами и инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте. В-четвертых, добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованы и выражаются с помощью особого, научного языка.Для возникновения и развития научного познания нужны определенные социокультурные условия. Современные исследования показали, что научное познание не могло возникнуть в так называемом традиционном обществе (такими были цивилизации Древнего Востока – Китая, Индии и т. д.), для которого характерны замедленные темпы социальных изменений, авторитарная власть, приоритет традиций в мышлении и деятельности и т. п. Знание здесь ценится не само по себе, а лишь в своем практическом приложении. Понятно, что в этих условиях человек склонен больше следовать устоявшимся образцам и нормам, чем искать нетрадиционные подходы и пути познания.Научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Объективность и предметность являются характерными чертами научного познания. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является второй отличительной чертой научного познания. Можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются: 1) предметность и объективность научного знания; 2) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения [3]. 3. Этапы исторической эволюции науки. Наука в современной культуреНауку можно определить как систему знаний о действительности, ее закономерностях и способах познания. В широком смысле, наука представляет собой сферу деятельности, необходимой для получения знаний, а также как часть духовной культуры [8, с.8]. Отличие науки от других форм познания состоит в стремлении достигнуть точного, объективного знания о реальности. Поэтому наука использует свой понятийный аппарат и методологию исследования.Сама наука делится на прикладные и фундаментальные науки. Последние ориентированы на познание необходимых законов природы, общества, мышления. Прикладные науки, в свою очередь, имеют целью воплощение теоретического знания в действительности. Формами научного познания являются чувственная и рациональная ступени познания. Чувственная ступень познания направлена на сбор первичных знаний о действительности, предстающих непосредствено в ощущениях и восприятиях.Наука на сегодняшний день невозможна без применения философских методов, форм, принципов, поскольку они нередко имеют в своей основе и логику в том числе, что позволяет говорить об их объективности и точности. Также любая программа научного исследования строится на основе философских гипотез, теории, общеизвестных философских и общенаучных методов, таких, как анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д. Уже в начале XX века ученые заговорили о необходимости существования научного сообщества, где философия должна выступать критикой новых научных теорий, внося в реальность новые парадигмы, становясь предпосылкой для осуществления научных революций. В целом, роль философии в науке является мировоззренческой и методологической, так как это необходимо для научно-исследовательских поисков, без чего не обходится любая современная наука.Главная отличительная особенность всей философии, и не только современной, в том, что философия служит универсальным источником познания, она обобщает знания, полученные частными науками. Сначала философия способствует выработке законов специальных наук, а затем выявляет наиболее общие закономерности и тенденций какого-либо знания. Необходимо отметить, что новые открытия, разработанные частными науками, могут способствовать также выработке полезных научно-философских заключений, пригодных для создания новых областей знания. Перейдем к тому периоду, в котором философия начала приобретать большое значение в науке. Это относится к концу XIX - началу XX вв., когда возник кризис классической науки, произошло изменение взглядов в области математики и физики. Например, появились такие области научного знания, как неевклидова геометрия, частная и общая теория относительности, квантовая механика, генетика, синтетическая теория эволюции, интуиционистская математика и логика [4].Появление неклассической науки связано признанием неуместности классической картины мира и попыткой замены ее квантово-релятивистской. В чем роль сыграла и философия, в которой стала отрицаться метафизика. Так произошел пересмотр механической картины мира. Разработка Эйнштейном частной теории относительности и квантовой механики, создание новой теории гравитации позволило изменить представления о пространстве и времени. Поэтому, новая физическая картина мира стала базироваться на вероятностных законах.Фундаментальные изменения картина мира привели к образованию нового типы научного мышления. Появление значимых научных теорий сыграло роль в изменении взглядов научного сообщества на идеальную форму научной теории.В первой половине XX в. появилась необходимость в учете зависимости физических представлений от процедуры измерения, о чем настаивал Н. Бор. Объясняется это тем, что физическая картина мира состоит их субъективных факторов, так как измерение находится в зависимости от субъекта и средств познания. Следовательно, картина мира перестала быть объективной, как это считалось прежде. Философы и ученые Нового времени признавали наличие объективной картины мира, которая не зависит от субъекта. Исключение субъекта из познавательного процесса соответствовало научной рациональности того периода. Целью этого было наиболее объективное исследование явлений, независимых от субъекта познания и средств познания [9].Современная философия науки признает плюрализм научных методов. Реальность предстает теперь во всем многообразии ее проявлений. Важность приобрел субстанциальный плюрализм. На сегодняшний день наука теперь широко применяет синергетику при изучении самоорганизующихся, неравновесных, нестационарных, открытых систем.Известно, что до конца первой половины XX века естественнонаучная и гуманитарные области знания противоречили друг другу. Однако, Ч. Сноу обнаружил опасность такого противостояния, так как развитие естественных и гуманитарных областей знания не способствует их интеграции. Сноу попытался доказать, что растет разрыв между традиционной гуманитарной культурой Запада и современной «научной культурой», основанной на естествознании и техники.Таким образом, с одной стороны, стоит культура, основанная на науке и естествознании, которая составляет современную научную модель физического мира. С другой стороны, место занимает гуманитарная культура, которая становится малозначимой для естественнонаучного исследования, поскольку не приемлет построение моделей. Задача же современной философии решить эту проблему, производя поиск интегративных путей двух областей знания.В конце ХХ века данная проблема стала ослабевать, поскольку пришло осознание того, что единство гуманитарных и естественнонаучных областей знания позволяет производить обмен опытом и проводить более качественные исследования, пользуясь методами и тех и других наук. Это непременно будет способствовать росту научного знания. Таким образом, философия сыграла роль в развитии междисциплинарного подхода в науке, способствуя достижению наиболее полного и объективного знания и нахождения истины.Эмпирический и теоретический уровни научного познанияЭмпиризмом называют теоретико-познавательную позицию, в соответствии с которой в основе всех знаний лежит чувственный опыт. Первой формой эмпиризма выступает сенсуализм, включающий в себя чувственные данные, основанный на восприятий.Целью эмпиризма является стремление доказать, что знание, которое кажется внеопытным, выступает на самом деле или сложным продуктом опыта, или представляет собой совокупность аналитических утверждений, которые эксплицируют какие-либо особенности языка, или же является бессмыслицей.Сущность рационализма состоит в понимании его как мировоззренческой установки, в соответствии с которой истинной основой бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В античной философии основополагающей была идея божественного разума как смысла и первопричины мирового бытия, говорилось о сверхразумности божественной воли, ее непостижимости и неохватности человеческим разумом. Начиная с эпохи Возрождения допускалось участие эмпирической науки в богопознании, так как предметом естествознания являлось понимание мира как божественного творения, управляемого богом. Например, протестантизм отстаивал рационалистические поведенческие установки в качестве моральной санкции предпринимательства и производительного труда, правовых институтов, которые способны привести к развитию демократии. В классической философии в основу рационализма лег научный метод. Главной проблемой стала проблема научного знания. В качестве его источника выдвигался либо опыт, либо математика как общий метод познания.Основным требованием классического рационализма являлось достижение абсолютной и неизменной истины, которая обладает универсальной общезначимостью для человеческого ума. Целью современного неорационализма является разделение рационального мышления и культуротворческой активности человека. Таким образом, эмпиризм основан на познании путем опыта, а опорой рационализма являются точные науки. Тем не менее и рационализм и эмпиризм при познании должны дополнять друг друга, поэтому нельзя выделить преимущество одного только рационализма или эмпиризма.5. Смысл и ценность человеческой жизни. Основные категории человеческого существованияВ последней трети XIX в. в Германии и Франции сформировалось течение, получившее общее название «философия жизни». Эстетическое переживание полноты и целостности жизни становится адекватным методом её понимания. Механицизму и редукционизму традиционного рационализма «философия жизни» противопоставляет «органицизм» нового миросозерцания, заменяя категории «бытие», «материя», «разум» категорией «жизнь», допускающей широкий спектр интерпретаций. Исходным является понимание жизни как целостного творчески активного процесса, включающего всю полноту проявлений жизни и её переживаний.Свою историческую миссию «философия жизни» начинает с тотальной, радикальной переоценки европейских ценностей, осуществлённой Ницше Ф. (1844-1900). По его утверждению, европейская духовная культура исчерпала свой творческий потенциал, что и проявляется в господствующем настроении бесполезности и бессмысленности современного мира. Причиной кризиса европейских ценностей является рационалистический морализм, основанный на идее "истинности" потустороннего мира и, соответственно, осуждающий жизнь. Сутью кризиса Ницше Ф. считал исчезновение высшего творческого типа человека, задающего нормы человеческой жизни. Потребности же низшего типа предстали в качестве определяющих ценностных ориентиров. Ответственными за кризис Ницше Ф. считал опаснейшие антижизненные иллюзии: идею прогресса и идею равенства, поскольку формулой жизни являются неравенство и борьба, достижение высших типов путём высшей дифференциации. Жизнь - иррациональна и самодостаточна, объективна и внеценностна, реализуется как «воля к власти», как постоянное самовыражение в творчестве новых форм.«Воля к власти» у Ницше Ф. органически связана с идеей «вечного возвращения», антитезой концепции линейного развития. В контексте «вечного возвращения» творчество становится трагической судьбой человека, стремящегося упорядочить мир, в котором обречены любые созданные структуры и порядки. В отличие от маленьких людей творцы стремятся не к цели, а к идеалу.В результате произведённой Ницше Ф. радикальной переоценки всех ценностей и формулировки принципов новой оценки возникает мировоззренческое и методологическое требование стать «по ту сторону добра и зла», отказаться от моральных суждений истории, сконцентрироваться на критике христианской морали в её метафизической основе - трансцендентализме. Основные идеи последнего: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм. Корни трансцендентализма лежат в трансцендентальном идеализме И. Канта. Рационализм и христианская мораль, основанная на принципе «любви к ближнему», осудив жизненные инстинкты как неразумные и аморальные, становятся способами приручения, «одомашнивания» человека, подавления его жизненности. Культура, таким образом, предстаёт как выведение из хищного зверя человек цивилизованной породы домашнего животного. Неординарная личность разрушает чувство собственного достоинства и морального превосходства общины, подрывает её уверенность в собственных силах.Старые европейские ценности рассматриваются как ценностные нормы стагнации, агонии культуры, новые же ценности порождены восходящей жизнью. Этот процесс Ницше Ф. называет нигилизмом, в нём выражается мужество человеческого духа, необходимое для утверждения идеала «сверхчеловека». Не человечество в целом определяет тип человека данной эпохи, а, напротив, тип человека определяет ту высшую ступень, которой достигло человечество этой эпохи.Теперь обратимся к идеям знаменитого французского философа Анри Бергсона (1859 — 1941), который посвятил философии жизни свои многочисленные работы. Бергсон обращает наше внимание на творческий характер протекания жизни — она, подобно сознательной деятельности, есть непрерывное творчество. Творчество есть создание чего-то нового, неповторимого. Предвидеть новую форму жизни не может никто. Жизнь имеет принципиально открытый характер. Наука же в лице нашего интеллекта восстает против этой мысли, ибо она оперирует тем, что является повторяющимся. Именно поэтому наука (наш интеллект) не может охватить феномен жизни. Это — задача философии, считает Бергсон.Чтобы подойти к принципу всей жизни, мало опираться на диалектику, здесь надо возвыситься до интуиции. Интуиция, если бы она продолжалась более нескольких мгновений, обеспечила бы согласие философов со своей собственной мыслью и согласие между собой всех философов.Жизнь есть движение, материальность же есть обратное движение; каждое из них является простым. Материя, формирующая мир, есть неделимый поток; неделима также и жизнь, прорезывающая материю, высекая в ней живые существа. Из этих двух потоков второй идет против первого, но первый все же получает кое-что из второго. От этого устанавливается между ними способ существования, который и есть организация, принимающая перед нашими чувствами и нашим интеллектом форму внешних частей по отношению друг к другу во времени и пространстве.В самой эволюции жизни значительную роль играет случайность. Случайными являются формы, возникающие в творческом порыве; случайно разделение первоначальной тенденции на те или иные тенденции; случайны остановки и отступления, а также приспособления. Но только две вещи необходимы: постепенное накопление энергии; эластичное функционирование этой энергии в разнообразных и неподдающихся определению направлениях, ведущих к свободным актам.Жизнь с самого ее происхождения есть продолжение одного и того же порыва, разделившегося по расходящимся линиям эволюции. Вся жизнь целиком, и животная, и растительная, в ее существенной части, кажется как бы усилием, направленным на то, чтобы накопить энергию и потом пустить ее по податливым, но изменчивым каналам, на оконечности которых она должна выполнить бесконечно разнообразные работы.А. Бергсон считает, что духовную жизнь нельзя отрывать от всего остального мира; существует наука, которая показывает "солидарность" между сознательной жизнью и мозговой деятельностью. Постичь жизнь и дух в их единстве может только интуитивная философия, но не наука. А. Бергсон не дает ни четкого описания, ни тем более традиционного определения жизни. Но он описывает ее в наиболее существенных проявлениях и показывает ее сложность и сложность процесса ее постижения.В философии Артура Шопенгауэра обычно выделяют два характерных момента: это учение о воле и пессимизм. Учение о воле есть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра. Ошибкой всех философов, он провозгласил то, что основу человека они видели в интеллекте, тогда как на самом деле она — эта основа, лежит исключительно в воле, которая отлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели, и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна.Всякое удовольствие, всякое счастье, к чему стремятся люди, считает Шопенгауэр, во все времена, имеют отрицательный характер, поскольку они есть, в сущности, отсутствие чего-то плохого, страдания. Наше желание проистекает из актов веления нашего тела, но желание является страданием по поводу отсутствия желаемого. Удовлетворенное желания неизбежно рождает другое желание и т.д. Страдание — вот то положительное, постоянное, неизменное, всегда присутствующее, наличность чего нами ощущается.Шопенгауэр положил начало процессу утверждения волевого компонента в европейской философии в противовес сугубо рациональному подходу, сводящему человека до положения мыслящего орудия.Таким образом, в «философии жизни» отразился процесс кризиса фундаментальных ценностей европейской культуры, поиска альтернативных ценностных ориентацией. Центром этого поиска стала критика разума, рациональности в качестве философской основы европейских ценностей, утверждение иррационализма и антисциентизма как мировоззренческого обоснования смысла жизни индивида в условиях кризиса культуры. Основные положения «философии жизни» оказали огромное влияние на развитие философии и мировоззрения XX в., на становление и развитие персонализма, психоанализа и экзистенциализмаВ этот период стало понятно, что только человек способен осознать свою смертность и размышлять над ней. Однако, неизбежность смерти приводит к сильнейшему эмоциональному потрясению любого человека. Такие размышления подчиняют поведение и поступки человека на всех уровнях материального, духовного и социального бытия. Имея смысл жизни, человек наделяется ответственностью, которая определяет границы того, чего можно делать и чего нельзя. Поэтому, можно сказать, что ответственный человек ради достижения благой цели, которая составляет смысл его жизни, руководствуется нравственностью [2].В этом плане существует двоякое мнение. Первое коренится в религиозном постулате о «бессмертии души» и «загробном воздаянии», а второе - в вере в «абсолютный разум» и «абсолютные моральные ценности», формирующих в той или иной степени основу нравственного существования человека. В истории человечества вопрос о смысле человеческой жизни сопрягается с вопросом о таинстве небытия, в том числе со стремлением вечной жизни, которая должна если не материально, то духовно победить смерть. Как мифология, религия, так и философия пытаются и пытались ответить на эти вопросы, которые относятся к неразрешимым вопросам бытия. Однако, философия, в отличие религии или мифологии обращается к разуму человека и полагает, что человек должен своими усилиями найти ответ на эти вопросы, которые касаются смысла жизни и смерти. Отметим при этом, что материализм отрицает физическое бессмертие человека. Следовательно, это заставляет человека продуманно и осмысленно совершать каждый поступок, который требует силы духа затем, чтобы оставить результаты своей деятельности, которым он придал смысл, на Земле. На протяжении жизни человек вряд ли достигнет «целей» жизни родовой или исторической, поскольку он «адекватно не реализуемое существо» [2]. Это способствует творческой деятельности человека, которая не имеет каких-то рамок. Исходя из этого, назначение любого человека может корениться во всестороннем развитии своих способностей, внесении своего личного вклада в историю, в прогресс общества, его культуру [2]. На этом настаивает и исторический материализм, марксизм, который видит смысл жизни человека в продуктивном и свободном труде, направленном на благо человечества.6. Проблема сознания в философии. Сознание, самосознание, бессознательноеСуществуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.Проблема сознания связан с определением места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания путем анализа сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию. Cознание выступает как свойство высокоорганизованной материи.Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями [3].Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях.Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма. Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отноиении определенным образом воздействовать на сознание [4].7. Мышление и язык. Естественные и искусственные языкиПроблема соотношения языка и мышления имеет три тенденции: 1) отождествление языка и мышления; 2) язык и мышление не взаимосвязаны, существуют параллельно друг другу; взаимосвязь языка и мышления. Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выражения представлений и переживаний, различаются как по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.В целом, язык и мышление являются неразрывно связанными видами общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. Мышление — это высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщённое познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Орудием мышления является язык, а также другие системы знаков. Язык — это знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык — это явление по своей первичной природе физическое, материальное.По своему происхождению языки можно разделить на естественные и искусственные. Естественными являются языки, используемые людьми в повседневном общении. Они, как правило, развиваются и эволюционируют. Искусственные языки создаются с целью передачи специфической информации в рамках каких-либо областей знания или видов деятельности. К ним можно отнести такие языки, как эсперанто, языки программирования, нотная грамота, азбука Морзе, шифровальные системы, жаргон и прочие. 8. Понятие «общество»: основные концепции и подходы к пониманию общества. Структура общества, понимание статики, динамики в развитии обществаОбщество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.Анализируя феномен человеческого общества, социальная философия исходит из понимания его как сложноорганизованного системного объекта. Человеческое общество, представляющее собой не просто систему, но систему высшего “органического” типа. Общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, несводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни.Общество относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния. Социальная философия должна понять, кто и при каких условиях осуществляет значимые социальные изменения, какова роль и возможности отдельных личностей в развитии общества, при каких условиях это развитие носит мирный, эволюционный характер, а когда оно чревато насильственными революциями и т. д. Изучая подобные проблемы, философская теория анализирует общество в динамическом аспекте его существования, рассматривает закономерности общественного развития, но не истории, представляющей собой самостоятельный объект философского интереса [3].Общество в онтологии понимается как что-то вторичное, подчиненное его сверхисторической и сверхэмпирической сущности. Общество нельзя объяснить ни через процесс материального производства и связанные с ним отношения собственности (Маркс), ни через стихийно складывающиеся закономерности психического взаимодействия отдельных индивидов (Зиммель), ни через органическую взаимосвязь и единство индивидов, подобное единству органов в живом организме (Спенсер).В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью. Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей [2].В социальной сфере происходит потребление человеком того, что создается людьми в производственной сфере - в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.Материально-производственная (экономическая) деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности.Политическая сфера из власти как субъекта управления. Политика связана с борьбой в обществе различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений или, по крайней мере, за влияние на содержание этих решений [3].Философия информационного общества: основные идеи и проблемыСовременное общество является формирующимся обществом знаний. Умственный труд постепенно стал вытеснять физический труд. Тепер важной деятельностью выступает обработка информации. В философии постиндустриальное общество трактуется как «общество знаний». Такое определение было дано Д. Беллом в ег работе «Грядущее постиндустриальное общество». Повышение роли знаний непосредственно связано с революцией в сфере их генерирования, хранения и передачи, то есть в информационных технологиях. Особенностью современного общества является не просто более широкое, чем в прошлом, оперирование информацией, использование информации и информационных технологий. По мнению Мануэля Кастельса, специфика информационного общества состоит в создании нового типа информационных технологий, где информация выступает в качестве и сырья, и продукта производства [11].В целом информационное общество можно определить как общество, в котором определяющую роль играют информационные технологии [5].Это то общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, а также знаний. Исходя из этих определений, информационное общество заключает в себе такое общество, в котором главную роль играет информация и знания, в котором основную занятость составляют представители, имеющие знания и навыки в области информации.Предмет и генезис философии техники. Что такое техника?В связи с возрастанием роли технического прогресса появилась такая наука, как философия техники, которая исследует место техники в общественном развитии, а также ее влияние на будущее человечества. Эта наука также обращена на выявление проблем, связанных с инженерной деятельностью. В ее области лежит разработка специальной инженерной этики, которая направлена на предотвращение социального, морального, психологического и экологического ущерба, который несет за собой техническое производство. В связи с этим, цель инженерной деятельности должна заключаться в служении человеку, удовлетворении его необходимых жизненных потребностей. Для это важно соблюдать при разработке техники требования безопасного, бесшумного, удобного, экологичного применения инженерных устройств.Говоря о последствиях технического прогресса, необходимо в первую очередь предусматривать и сводить к минимуму разрушительное действие техники. Обращая внимание на возможность реальной экологической катастрофы, отметим, что значимым является пересмотр представления о научно-техническом и социально-экономическом прогрессеФилософия техники как наука имеет начало своего возникновения лишь в XX веке. Но еще в 1877 г. Эрнстом Каппом была издана книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». А в 1898 г. Фред Бон одну из глав книги «О долге и добре» посвящает «философии техники». В 1898 г. российский инженер Петр Энгельмейер сформулировал задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века». Но именно в ХХ веке техника, а также особенности ее развития и значимости для будущего человечества занимает умы многих ученых и философов. Стоит отметить, что областью исследования философии техники, а значит и ее предметом, является: феномен техники как таковой; роль техники в общественном развитии. Как феномен техника заключает в себе не только машины и орудия, но и технические сооружения, включая техническую среду. К технике можно отнести и знания, которые используемые в технике, а также разные культурные «тексты» по технике.Саму технику можно определить как исторически развивающуюся совокупность создаваемых людьми средств (это могут быть орудия, устройства, механизмы), позволяющих людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Также техника — это знания и навыки, посредством которых люди создают и используют средства в своей деятельности [6].Можно дать и такие определения. Техника - понятие в истории культуры, которым обозначают определенную онтологическую данность; воплощенное стремление человека к власти над природой; техническое творчество как самоцель; система ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире. Техника - реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой и человеком возникает посредник, коим является сверхприрода [7].
Список литературы
Царьгородцев Г.И., Шингаров Г.Х., Губанов Н.И. Философия: учебник. - М.: Весть, 2009.2. Фролов И.Т. Введение в философию: учебник для высших учебник заведений в 2-х частях. - М.: Политическая литература, 2010.3. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Норма, 2011.4. Философия. Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2005. - 608 с.5. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Книжный дом, 1999.6. Электронная библиотека ИФ РАН [Электронный ресурс]. - URL: HYPERLINK "https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0139aae27d501c6d7e199339" https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0139aae27d501c6d7e199339. (дата обращения: 23.03.2022)7. Философское понятие техники // Материалы III Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: «https://scienceforum.ru/2011/article/2011000066» https://scienceforum.ru/2011/article/2011000066. (дата обращения: 23.03.2022)8. Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 186 с.9. Поспелова О.В. Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов. - Архангельск: Северный Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, 2012. - 117 с.10. Орлов С.В. Философия информационного общества: новые идеи и проблемы // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. - 2013. - №1. - С.10-24.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить контрольную работу по Теоретической механике. М-08023
Контрольная, Теоретическая механика
Срок сдачи к 30 дек.
Пересечение криволинейных поверхностей плоскостью треугольника АВС
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 10 янв.
выполнить задания
Решение задач, Актуальные проблемы права интеллектуального собственности
Срок сдачи к 28 янв.
Органихзация рекламного агенства
Другое, Организация рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 2 янв.
Тема: имидж современного руководителя
Курсовая, менеджмент сфере культуры и искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Практическая работа по дисциплине «Информационное обеспечение логистических процессов»
Другое, Операционная деятельность в логистике
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!