это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3900087
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Социальная политика государства охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Актуальность и большая практическая значимость исследуемой темы объясняется важностью применения современных инструментов анализа роли социальных программ в системе социальной защиты, а также ценность полученных результатов для государственных и муниципальных органов управления, решающих задачу использования ограниченных бюджетных средств в системе социальной защиты населения. Целью данной работы является изучение экономической эффективности и реализации социальных программ.Исходя из целей работы, задачи работы следующие:раскрыть сущность социальной политики государства;изучить оценку социально-экономической эффективности социального проекта;проанализировать социальные программы в РФ.Объектом исследования является социальные программы.Предмет исследования: роль социальных программ в системе социальной защиты.Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования.Работа состоит из введения, 3 пунктов, заключения и списка использованных источников.1 Сущность социальной политики государстваСоциальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Социальная политика – это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране [4].Главное назначение социальной политики – полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства [5]. Основные объекты социально-экономической политики представлены на рисунке 1.1.Рисунок 1.1 - Основные объекты социально-экономической политикиГосударственная социальная политика направлена на достижение следующих целей:Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).Уменьшение нежелательных различий между богатыми и бедными, устранение крайних форм имущественного неравенства.Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом [2].Цели социальной политики по срокам:долгосрочные (перспективные) цели обуславливаются поиском оптимального сочетания социально-экономической стабильности с экономическим ростом. Например:развитие демократии, обеспечение прав и свобод;активизация социальной роли государства;рост благосостояния граждан;формирование эффективной системы социальной защиты;реформирование пенсионной системы;развитие социальной инфраструктуры, воспитание и образование детей, молодежи.краткосрочные (текущие) цели формируются в зависимости от исходных позиций общества. Например:погашение задолженности по зарплате и социальным выплатам;обеспечение прожиточного минимума;адресная помощь малоимущим.Основные задачи социальной политики государства представлены на рисунке 1.2.Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.451485-381000Рисунок 1.2 - Задачи социальной политики государства [9]Социальная политика обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;селективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его к разряду нуждающихся;кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства [6].С помощью данных функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно [2].Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.Методы влияния государства на развитие социальной сферы:правовое обеспечение социальной защиты населения, принятие соответствующих законодательных и правовых актов;прямые государственные расходы из бюджетов разных уровней на финансирование социальной сферы (образования, науки, медицины и др.);социальные трансферты;внедрение эффективной системы налогообложения;государственные программы по решению конкретных социальных проблем (образовательные, медицинские, экологические и др.);установление и контроль за соблюдением социальных и экологических нормативов и стандартов;создание сети службы занятости и бирж труда;обязательное социальное страхование и пенсионное обеспечение;подготовка и переподготовка кадров, и организация оплачиваемых общественных работ [4].Таким образом, суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.2 Оценка социально-экономической эффективности социального проектаВ настоящее время существует два основных подхода к оценке социально-экономической эффективности социальных проектов, (Рисунок 1.3).129540571500Рисунок 1.3 - Подходы к оценке социально-экономической эффективности социальных проектовАнализ «затраты — результативность» используется в тех случаях, когда выразить социальные результаты проекта в денежной форме невозможно или нецелесообразно. Данный подход предполагает определение соотношения затрат на проект, выраженных в денежной форме, и социального эффекта, который определен в форме натуральных показателей. Такое представление социального эффекта не позволяет напрямую сравнивать его с затратами на осуществление проекта. Поэтому данный подход предполагает расчет стоимости единицы социального эффекта, которая определяется как отношение объема затрат к величине показателя социального эффекта [6]. Применение этого метода анализа позволяет решать следующие задачи:сравнивать альтернативные инвестиционные проекты в одной сфере, чтобы снабдить инвестора объективной информацией при выборе объекта инвестирования;проводить оценку проектов в тех случаях, когда монетизация социального эффекта невозможна по каким-либо причинам (техническим, этическим и др.) [4].Наибольшее распространение подход получил в сфере здравоохранения, где чаще всего приходится сталкиваться с ситуацией, когда монетизировать социальный эффект невозможно (например, «увеличение продолжительности жизни определенной группы людей») [1].Очевидным недостатком данного подхода является практическая невозможность сравнивать проекты, относящиеся к разным отраслям и сферам деятельности, что усложняет инвестору задачу формирования оптимальной стратегии вложения средств.Анализ «затраты — выгоды» заключается в сравнении агрегированных социальных эффектов проекта, оцененных в денежном выражении, с затратами на реализацию проекта. Этот подход используется в тех случаях, когда все основные социальные эффекты могут быть представлены в денежном выражении. Подход широко распространен в некоммерческом секторе и в социальном предпринимательстве, однако он имеет одно существенное ограничение: его реализация предполагает монетизацию всех социальных эффектов: первичных и вторичных, прямых и косвенных, что зачастую выполнить достаточно сложно [8].На основе двух рассмотренных подходов зарубежными некоммерческими организациями разработан целый комплекс методик оценки социально-экономической эффективности проектов. Рассмотрим некоторые из них.Методика фонда Robin Hood Foundation. Фонд решает проблему ликвидации бедности в Нью-Йорке за счет поддержки и финансирования различных проектов и программ. Разработанная фондом методика основана на анализе затрат и выгод и позволяет оценить отношение социальных эффектов для населения города и затрат на их получение в денежной форме. Методика используется фондом для определения значений единого индекса социальной ценности различных проектов и выбора на основе этого индекса проектов для финансирования [5].Показатель оценки лучшей альтернативной возможности для благотворительности — индекс ВАСО (Best Available Charitable Option). Предложен фондом Acumen, целью которого является оказание практической помощи бедному населению. Методика, основанная на исчислении этого показателя, совмещает в себе элементы подходов CFA и СВА и позволяет сравнить результаты инвестирования в конкретные социальные проекты с простым распределением благотворительной помощи нуждающимся [5].Показатель ожидаемой отдачи (Expected Return, ER) фонда William and Flora Hewlett Foundation. Программы фонда William and Flora Hewlett Foundation направлены на решение задач, связанных со снижением уровня бедности, снижением рисков изменения климата, с улучшением репродуктивного здоровья населения во всех странах. Модель показателя ожидаемой отдачи, предложенная фондом, предполагает монетизацию социальных эффектов и основана на подходе СВА [5].Однако наибольшее распространение при анализе социально- экономической эффективности получил метод SROI (Social return on investment). Причинами популярности данного метода являются следующие его характеристики и особенности:метод является универсальным и может использоваться для оценки эффективности различных социальных проектов в различных областях;метод предоставляет информацию об эффективности для каждого стейкхолдера, участвующего в проекте;для оценки социального эффекта возможно использование широкого набора индикаторов [10].Необходимо, однако, отметить, что имеется целый ряд ограничений в использовании данного метода:не все виды социального эффекта удается монетизировать, т. е. выразить в денежной форме (например, повысить самооценку личности, улучшить взаимоотношения внутри социальной группы либо внутрисемейные отношения);применение метода SROI требует значительных затрат времени и ресурсов;часто при использовании данного метода исследователи делают акцент на те эффекты, которые можно монетизировать, при этом другие важные социальные процессы остаются без внимания.Метод SROI, или социальный возврат на инвестиции, разработал фонд REDF в Сан-Франциско, который занимался поддержкой различных проектов в сфере социального предпринимательства. В нынешней трактовке метод впервые был представлен группой из США, Канады, Великобритании и Нидерландов. В России метод SROI был впервые использован в 2007 г. для оценки социального возврата на инвестиции программы «Будь здоров!», реализуемой фондом CAF-Россия. Программа направлена на обучение школьников основам здорового питания и повышение их физической активности [3].Таким образом, оценка социально-экономической эффективности проекта – комплексный анализ положительного социального воздействия проекта на целевую группу благополучателей и целесообразности (оптимальности) распределения имеющихся ресурсов, необходимых для его реализации. 3 Социальные программы в РФСовременные социальные программы, созданные в Российской Федерации, предназначены для того, чтобы улучшить социальные и экономические условия жизни некоторых категорий граждан, таки как: инвалиды; пенсионеры; дети-сироты; лица без определенного места жительства; многодетные семьи; матери-одиночки [10]. На сегодняшний день в России реализуется такое направление государственных программ как «Новое качество жизни». Оно включает в себя 10 программ, охватывающих разные сферы жизнедеятельности населения. Из них можно выделить 3 наиболее приближенных к социально-экономической сфере: «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Рассмотрим каждую программу по отдельности [4]. Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» включает в себя шесть подпрограмм, среди которых есть целевые федеральные программы. Первая подпрограмма является совокупностью мероприятий, цель которых - поддержка отдельных категорий населения, среди которых граждане, пострадавшие от радиационных аварий, Герои СССР и РФ, ветераны Великой Отечественной Войны, инвалиды, пенсионеры и др. В основном поддержкой является материальная помощь, например добавки к пенсиям по достижению определенного возраста. На 1 января 2020 года 5 тысяч 886 рублей [8] добавляют пенсионерам, возраст которых составляет восемьдесят лет. Однако, помимо непосредственных выплат, государство оказывает помощь в виде социальных услуг, включающих в себя бесплатное (льготное) санитарно-курортное лечение и бесплатный проезд на железнодорожном пригородном транспорте (в частности для ветеранов войны).Также можно выделить подпрограмму, направленную на государственную поддержку семей с детьми, которая представляет собой финансовую помощь в связи с беременностью и родами, выплаты многодетным семьям, пособия по уходу за детьми. Среди данных выплат есть и материнский капитал, сумма которого на 1 января 2020 года равна 466 тысяч 617 рублей [8] при рождении или усыновлении первого ребенка. И без дальнейшего раскрытия сущности остальных подпрограмм можно прийти к выводу, что основными задачами госпрограммы «Социальная поддержка граждан» являются:осуществление обязанностей государства относительно социальной поддержки граждан;удовлетворение потребностей граждан в сфере социального обслуживания;создание максимально благоприятных условий для рождения детей и жизнедеятельности семьи как института;создание соответствующих условий для улучшения уровня и качества жизни посредством повышения материального положения населения.Для оценки эффективности данной программы применяются показатели численности населения, доход которых ниже, чем прожиточный минимум. А также показатели доли граждан, которые получили социальную поддержку, или которым были оказаны социальные услуги в общей численности граждан, имеющих на это право. Все перечисленные показатели измеряются в процентах. Второй государственной социальной программой, которую мы рассмотрим, будет «Содействие занятости населения». Ее основными задачами являются:защита граждан от безработицы;внедрение культуры безопасного труда;защита трудовых прав граждан и повышение эффективности в сфере регулирования процессов, связанных с трудовыми ресурсами.Реализуются эти задачи через ряд мероприятий, прописанных в трех подпрограммах. Так, посредством разработки нормативно-правовой базы в сфере занятости, регулярного мониторинга состояния рынка труда и развития трудовой мобильности населения проводится активная политика занятости населения. В свою очередь социальная поддержка безработных граждан осуществляется благодаря таким федеральным проектам как «Цифровое государственное управление» и «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Первый проект нацелен на создание и обеспечение функционирования платформы поиска и подбора персонала. Данная платформа работает на базе ИАС ОБВ «Работа в России».По данным на 2019 год она охватывала примерно 2 млн. человек, а в 2020 это число возросло до 2,5 млн. человек [8]. Данная платформа, в частности, обеспечивает взаимодействие между работодателями и выпускниками, а также образовательными учреждениями с целью организации практик. Название второго проекта говорит само за себя. Женщинам во время декретного отпуска предоставляется возможность бесплатного прохождения курсов по обучению выбранной ими профессии из предложенных вариантов в их городе. Более того проект предусматривает создание учреждений дошкольного образования или расширение услуг уже имеющихся учреждений, в которых будут группы для детей до трех лет.Однако именно этот проект является очень спорным. Если его первая часть приведена в исполнение, то вторая часть на данный момент терпит провал. Ясельные группы, предусмотренные для детей в возрасте до трех лет, закрываются все в большем количестве детских садов. Частные лицензированные организации, предоставляющие данную услугу, не отличаются долговечностью и надежностью (даже при наличии лицензий). Данное явление особо хорошо отслеживается в небольших городах и зачастую связано с дефицитом кадров.Тем не менее, средняя заработная плата на душу населения, в 2020 году достигла 46 тысяч 324 рубля (почти на 11% выше, чем в 2019 году), а МРОТ на 1 января 2020 года составил 12 тысяч 130 рублей (на 7,5% выше, чем в 2019 году)/ Однако, помимо роста данных показателей, вырос и общий уровень безработицы: если в 2019 году он был ранен 4,4%, то в марте 2020 года он составил уже 4,7% [8]. Исходя даже только по этих показателей, можно сказать, что реализация данной социальной госпрограммы весьма нестабильна. Часть ее успешно приведена в исполнение, а часть терпит фиаско. Однако программа рассчитана на период до 2024 года, поэтому все еще может измениться в лучшую сторону. Но пока мы делаем вывод, что программа эффективна лишь частично.Следующая социальная госпрограмма называется «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Она направлена на решение множества задач, но основными среди них являются:формирование комфортной городской среды;обеспечение жильем особых категорий граждан;создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами;развитие ипотечного жилищного кредитования.Данные задачи реализуются так же через комплекс мероприятий и ряд проектов. Как раз среди таких проектов можно выделить такой, как «Ипотека». Его суть состоит в обеспечении доступным жильем семей со средним достатком посредством использования ипотечного кредита, ставка которого должна быть менее 8%, что значительно облегчает покупку квартиры и не наносит серьезного удара по бюджету семьи. Помимо этого, в сравнении с 2019 годом, в 5 раз увеличилось количество самих организаций, предоставляющих ипотечные кредиты (займы) семьям, имеющим 2 и более детей, по ставке всего 6% годовых.Еще одним значимым проектом в данной программе является федеральный проект «Жилье», целью которого является увеличение объема жилищного строительства. Причем данное увеличение подразумевает конкретные цифры, а именно не менее чем 120 млн. кв. метров в год. Основным мероприятием данного проекта является обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Но помимо обеспечения граждан жильем данная программа предусматривает и формирование комфортной городской среды посредством реализации такого проекта как «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Иными словами, жилье, не подходящее для использования и не поддающееся ремонту и реставрации, подлежит сносу.Также формирование комфортной городской среды включает в себя повышение индекса качества городской среды (к 2020 году на 30% в сравнении с 2019 годом) и соответственно сокращение количества городов с неблагоприятной средой (в 2 раза в 2020 году в сравнении с 2019 годом). В целом данную социальную госпрограмму можно считать эффективной, хотя ее реализация и не настолько очевидна для общей массы граждан в сравнении с такой госпрограммой как «Социальная поддержка граждан». Однако результаты реализации данной программы весьма значимые. Так, за промежуток времени с 2015 по 2020 годы около 60 тысяч семей, относящихся к особой категории, улучшили жилищные условия. А количество семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в этот же период составило примерно150 тысяч 380 семей. Также к 2020 году введено 6,42 млн. кв. метров жилых площадей. Как минимум эти показатели уже говорят об эффективной реализации госпрограммы [8].Таким образом, направление госпрограмм «Новое качество жизни» — это качественное развитие отраслей, ориентированных на человека, включающее развитие образования, здравоохранения, поддержку института семьи и улучшение качества жизни в целом. В рамках данного направления обеспечивается доступность социальных услуг требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, а также реализуется социальная политика по поддержке особых групп граждан и уязвимых слоев населения. Также данное направление позволяет обеспечить высокие стандарты личной и экологической безопасности, качество и результативность противодействия преступности. Заключение
Социальная политика – это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.Государственная социальная политика направлена на достижение следующих целей:Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).Уменьшение нежелательных различий между богатыми и бедными, устранение крайних форм имущественного неравенства.Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.В настоящее время существует два основных подхода к оценке социально-экономической эффективности социальных проектов:Анализ «затраты — результативность»;Анализ «затраты — выгоды».На сегодняшний день в России реализуется такое направление государственных программ как «Новое качество жизни». Оно включает в себя 10 программ, охватывающих разные сферы жизнедеятельности населения. Из них можно выделить 3 наиболее приближенных к социально-экономической сфере: «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».Таким образом, цели и задачи данной работы были достигнуты.
Список используемых источников
Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // Молодой ученый. – 2019. – №9. – С. 511–514 Белов, А.В. Финансы и кредит. Структура рыночной экономики: Курс лекций / А.В. Белов. - М.: Форум, 2018. - 224 c.Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 343 c.Вахабов А.А. Социальное развитие как условие экономического роста / А.А. Вахабов // Наука и Мир. — 2017. — № 3 (43). — С. 14-15.Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 592 c.Клименко В.А. Социальная рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. — 2018. — № 5. — С. 445-464.Носова, С.С. Экономическая теория. учебно-методическое пособие / С.С. Носова. - М.: Русайнс, 2018. - 176 c.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.03.2022).Плюхина А. А. Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития / А. А. Плюхина // Экономический журнал. – 2019. – № 4. – С. 36–42. Ходусов А.А. Проблемы социальной политики в условиях рыночной экономике / А.А. Ходусов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2020. — № 4. — С. 100-107.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!