это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3903667
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность темы в том, что любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения. В этом смысле любой режим обречен решать проблемы взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренятся отношения правительства и оппозиции, являющиеся ключевыми в характеристике типа и особенностей режима. Режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других - политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами. Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности. Более коротко форму государства определяет В.И. Гойман «как способ организации и осуществления государственной власти». Еще со времен античности понятию формы государства придавалось важное значение, римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие: форма правления, государственное устройство и государственно-правовой (политический) режим.Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. Объектом работы выступают общественные отношения, в сфере государственной власти.Предметом исследования выступают правовые режимы государств.Целью курсовой работы является исследование и системный анализ авторитарного государства: понятие, черты, виды, достоинства и недостатки. В курсовой работе поставлены следующие задачи:1. Проанализировать понятие и сущность авторитаризма;2. Рассмотреть особенности авторитарного политического режима;Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы.1. Сущность авторитарного режима1.1. Особенности авторитарных режимовВ зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический (либерально-демократический, консервативно-демократический) и антидемократический (тоталитарный, фашистский, авторитарный, деспотический).Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.Установление авторитарного режима проявляется в отходе правящих кругов от принципа верховенства парламента, в нарушении режима законности, в преследовании борцов за демократические права, в нарушении прав человека; в стремлении правящих кругов ликвидировать (урезать) завоевания демократических сил, сохранить все прежние и насадить новые антидемократические институты. Принимаются законы, ограничивающие права граждан и их объединений. Как правило, подобные законы противоречат нормам, закрепленным в конституциях. Польским политологом Е. Вятром предложена следующая типология авторитарных режимов: военное правление; теократический авторитарный режим; персонифицированный режим; монархический авторитарный режим; уноавторитарный режим.В авторитарном государстве управление осуществляется централизованно. Зачастую при таком режиме в относительно мягкой форме осуществляется проведение реформ, укрепление государства, сохранение его целостности и единства.Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать несколько партий, но все они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть может принимать как законные, так и незаконные методы расправы.Личность практически теряет свои права и свободы, так как, несмотря на формальное их провозглашение, не разработан механизм их гарантии и реализации. Во взаимоотношениях с властью личность лишена гарантии своей безопасности, так как власть не стесняет себя в средствах и методах принуждения. Устанавливается полный приоритет интересов государства над интересами личности.Основные характеристики авторитарного политического режима: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»; существует частичный плюрализм;права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима. Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население. При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.1.2. Виды авторитарных режимовАвторитарно-консервативный режимОн представляет собой такой порядок осуществления власти национальной элиты, который обеспечивает сохранение сложившегося конституционного строя страны, экономических и социальных систем, надвластный характер главы государства. Его отличительные особенности заключаются в том, что он ограничивает права и свободы граждан лишь в экономической и политической сферах. Вне пределов государственного контроля остаются личная жизнь граждан и социально-культурная сфера общества.Авторитарно-консервативный режим утвердился во всех государствах, возникших на постсоветском пространстве, за исключением Прибалтики, с одной стороны, и Туркменистана - с другой. В прибалтийских государствах сложился авторитарно-этнический режим, а в Туркменистане сформировался типичный монократический режим, столь характерный для стран Африки.Вопрос о составе национальной элиты, осуществляющей государственную власть в странах с авторитарно-консервативным режимом, остается спорным. Определенный ориентир для его решения может дать классическая теория элит В. Парето, согласно которой к правящей элите относятся те индивидуумы, кто «прямо или косвенно играет заметную роль в управлении обществом». Отсюда следует, что в состав элиты входят, говоря современным русским языком, государственные служащие, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией и законами страны для непосредственного исполнения полномочий органов государства. В России это Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, федеральные министры, судьи, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а также другие лица, замещающие должности Российской Федерации.Однако в России и странах СНГ принятие законов и стратегических решений, играющих заметную роль в управлении обществом, лоббируется олигархическими группами. В этой связи к национальной элите разумно относить и отечественных олигархов.Возникновение гибридной формы собственности стало главной причиной утверждения в постсоветских государствах авторитарно-консервативного режима. Она создала благоприятные условия для консервации экономических и социальных систем общества, сложившихся в годы дикой приватизации, для удержания правящими элитами государственной власти и через власть - собственности. Лица, не принадлежащие к элите, не могут ни войти во власть, ни приобрести собственность.Конституции постсоветских государств признают и гарантируют идеологическое многообразие. В ст. 13 Конституции РФ особо подчеркнуто, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или официальной. Аналогичные нормы имеются в конституциях Узбекистана (ст. 12), Казахстана (ст. 5), Беларуси (ст. 4) и Кыргызстана (ст. 5). В ст. 5 Конституции Молдовы говорится о «политическом плюрализме, несовместимом с диктатурой и тоталитаризмом».Наиболее ярко авторитарный характер политического режима в России и других странах СНГ проявляется в содержании полномочий президента. Типичной в этом отношении является Конституция РФ, которая отводит самостоятельное и главенствующее место в системе органов государственной власти страны Президенту Российской ФедерацииВ странах с авторитарно-консервативным режимом политическая власть осуществляется с помощью различных материальных средств. Лояльным к власти регионам устанавливаются налоговые льготы, выделяются в первую очередь дотации, субсидии и субвенции. В ряде стран для удержания власти политическое руководство применяло армию и полицию (Молдова, Грузия, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан), что свидетельствует об отсутствии социальной базы поддержки режима, его невыносимой слабости.В странах с авторитарно-консервативным режимом нет эффективной системы органов публичной власти. Практика ручного управления парламентом, использования правоохранительных органов в политических целях, жонглирования законодательными нормами в угоду пресловутой целесообразности, возведения в правило административных злоупотреблений на выборах наносит огромный вред обществу, подрывает основу доверия народа к власти. Авторитарно-модернизационный режимЕго можно определить, как такой порядок осуществления власти национальной элиты, при котором ведущую роль играют высшие исполнительные органы государства, призванные обеспечить, вопреки сложившимся традициям, проведение глубоких политических реформ в целях структурной перестройки экономики, внедрения в производство новейших технологий, повышения эффективности управления всеми отраслями и сферами жизнедеятельности общества, улучшения качества жизни населения страны. Этот режим утвердился в Сингапуре, Республике Корея, Малайзии.В состав правящей элиты стран с авторитарно-модернизационным режимом входят лица, обладающие исключительными качествами, позволяющими им достигнуть наивысших результатов в определенной области государственного управления при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.Процесс формирования правящей элиты в этих странах находится под жестким контролем общества и государства. Если, например, Президентом Российской Федерации может быть избран любой гражданин страны не моложе 35 лет, постоянно проживающий на ее территории не менее 10 лет, то для кандидата на пост главы государства Республики Сингапур таких цензов будет явно недостаточноЭкономическую основу авторитарно-модернизационного режима в Малайзии, Республике Корея и Сингапуре составляет государственная и частная собственность на средства производства. При осуществлении экономической функции государство формирует комфортный инвестиционный климат, участвует в акционерном капитале, финансирует за счет бюджетных средств национальные проекты, обеспечивает доступ коммерческих структур к кредитным ресурсамНациональной идеологией Республики Корея и Сингапура является конфуцианский динамизм. Эта идеология охватывает такие нравственные требования к личности, как целеустремленность, бережливость, тяга к образованию, трудолюбие, самодисциплина, почитание старших, уважительное отношение к существующей власти.Конституции стран с авторитарно-модернизационным режимом отвергают западные либеральные ценности, абсолютизацию демократии и прав человека. Поэтому они закрепляют преимущественно личные права и свободы граждан, а также их конституционные ограничения (ст. ст. 5 - 13 Конституции Малайзии, ст. ст. 9 - 16 Конституции Сингапура). Вместе с тем на конституционном уровне гарантируется государственная защита прав национальных и религиозных меньшинств. С этой целью в Малайзии установлен особый статус штатов Сабах и Саравак, населенных коренными малайцами (ст. 153 Конституции), в Республике Корея сформирован Консультативный совет политических старейшин (ст. 90 Конституции), а в Сингапуре создан Президентский совет по правам меньшинств (ст. ст. 68 - 90 Конституции). Они вносят предложения и рекомендации в исполнительные органы государственной власти, специально уполномоченные принимать политические решения по защите прав и законных интересов национальных и религиозных меньшинств.В странах с авторитарно-модернизационным режимом власть осуществляется способами влияния. В их число можно включить патернализм государства по отношению к гражданам страны, вовлечение коренных народов в большую политику, формирование у людей уважительного отношения к власти. Это расширяет социальную базу поддержки власти, делает государство более сильным, создает объективные предпосылки для трансформации авторитарного режима в развитую демократию.Авторитарно-патриархальный режимЭтот режим представляет собой порядок осуществления власти феодально-монархической аристократии с применением на основе права религиозных и нравственных норм, методов убеждения и принуждения, использования способов влияния и господства с целью воздействия на волю и сознание подданных, выраженные в традиционных для народа формах. Он утвердился в Бахрейне, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), которые по форме государственного правления являются монархиями.В состав правящей элиты в странах с авторитарно-патриархальным режимом входят все лица монаршей династии, родоплеменная аристократия и мусульманское духовенство. Они играют ведущую роль в осуществлении государственной власти.Экономическую основу авторитарно-патриархального режима составляет многообразие форм собственности, среди которых выделяются государственная, частная и родоплеменная формы собственности. Вместе с тем в исключительной собственности государства находятся природные ресурсы, поскольку они согласно доктрине ислама, созданы Всевышним Аллахом и предоставлены всей мусульманской общине (умме) лишь в пользование. Поэтому каждый подданный монарха имеет право на долю доходов, получаемых от использования природных богатств страны.Национальной идеологией стран с авторитарно-патриархальным режимом является ислам. Коран и законы шариата определяют содержание правовых норм, выступают в качестве составных частей многих конституционных положений. В современных условиях ислам отождествляется с государственностью, служит основой единства нации и важнейшей гарантией идентичности мусульман. Конституции Бахрейна (ст. 2), Кувейта (ст. 2) и ОАЭ (ст. 7) декларируют, что шариат является главным и фундаментальным источником всего национального законодательства.Согласно положениям Корана и Сунны, все правоверные равны, для Аллаха нет бедных и богатых и все имущество должно распределяться в равной мере между мусульманами. В этой связи государство должно обеспечивать на основе национальной экономики гармоничное взаимодействие между государственным и частным сектором, утверждать социальную справедливость, регулировать отношения между работодателями и рабочими, земледельцами и арендаторами (ст. ст. 20, 22 Конституции Кувейта).Ради сохранения верховной власти монарха, единства мусульманской общины (уммы) и традиционного образа жизни населения стран с авторитарно-патриархальным режимом вводятся на государственном уровне определенные конституционно-правовые ограничения демократических институтов. В конституционной практике Бахрейна, Кувейта и ОАЭ под запрет попали принцип разделения властей, политические партии, учреждения СМИ, пропагандирующих чуждые для народа западные ценности.Отмеченные признаки авторитарно-патриархального режима как бы сближают его с теократическим политическим режимом. Однако конституции Бахрейна, Кувейта и ОАЭ не только закрепляют ислам в статусе государственной религии, но и предоставляют религиозным меньшинствам свободу вероисповедания, что совершенно исключается в теократических государствах. Так, например, в ст. 22 Конституции Бахрейна сформулирована правовая норма, согласно которой свобода вероисповедания является абсолютной и государство гарантирует неприкосновенность мест отправления культов, а также свободу соблюдения религиозных ритуалов в религиозных процессиях и собраниях в соответствии с существующими в стране обычаями.Оценивать степень демократизма авторитарно-патриархального режима по мифическим западным стандартам совершенно недопустимо. Скорее всего, прав аятолла Р. Хомейни, когда писал: «Исламское правление не может быть тоталитарным или деспотичным, оно конституционное, и не волей народа, а лишь Кораном и традициями пророка».Своеобразной модификацией авторитарно-патриархального режима является политический режим, утвердившийся в таких странах Полинезии и Океании, как Кирибати, Самоа, Тонга и Фиджи. Согласно патриархальным, пережившим свое время обычаям и традициям, ведущую роль в осуществлении государственной власти в этих странах продолжают играть вожди племен, родоплеменная знать, советы вождей при главе государства. В своей деятельности они руководствуются не только нормами конституции и законов, но и предписаниями обычаев и традиций, собственными представлениями о власти, иерархическом устройстве общества, правах и свободах человека и гражданина. Тем не менее авторитарно-патриархальный режим остается наиболее приемлемым и понятным для стран Полинезии и Океании, народы которых привержены традиционному образу жизни.Авторитарно-этнический режимПод этим режимом следует понимать такой порядок властвования национальной элиты, при котором от участия в осуществлении государственной власти отстраняются методами принуждения этнические меньшинства, проживающие на территории страны. Он утвердился в государствах Прибалтики, где после распада СССР осталось много этнических русских.В отличие от расизма для авторитарно-этнического режима не характерна расовая дискриминация большинства населения каждой из стран Прибалтики, его полная зависимость от национального меньшинства. Напротив, этот режим является демократическим для коренных народов Латвии, Эстонии и Литвы и по-настоящему авторитарным для этнических русских. В политике национальных властей отчетливо прослеживается практика ущемления их прав и свобод, признанных Советом Европы и международным сообществом.Законодательством стран Прибалтики установлена усложненная процедура получения этническими русскими гражданства, без которого они не обладают политическими правами и свободами, лишены конституционных гарантий осуществления в полном объеме социально-экономических прав, ограничены в пользовании личными правами и свободами. Введение по инициативе властей неизвестного в мировой практике статуса «негражданин» превратило десятки тысяч этнических русских в бесправных людей, чем-то напоминающих нелегальных мигрантов. Это грубо нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие отношения в гуманитарной сфере.Таким образом, политический режим приводит в действие все звенья государственного механизма с целью осуществления власти национальной элиты как с широким участием иных политических институтов, так и без социальной поддержки режима, с опорой лишь на принудительную силу государства.2. Особенности авторитарного политического режима2.1. Понятие и сущность авторитаризмаАвторитаризм - это один из видов политической организации управления обществом, при котором власть находится в одних руках или принадлежит ограниченному кругу лиц – партии, социальному классу, элите и, имеет, фактически, ничем не ограниченное влияние.При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам, и др. Есть надежда, что со временем в этих странах тоже установятся демократические формы правления, и на земле будет мир и согласие.В качестве характерных признаков авторитарного политического режима можно выделить:отстранение граждан от участия в формировании высших органов государственной власти; вождизм;жесткое централизованное управление государственными делами, по существу, тотальный контроль государства над обществом;существенное ограничение провозглашенных демократических прав и свобод личности; отсутствие реального механизма обеспечения даже формально провозглашенных прав и свобод; преимущественное действие системы устрашения и запретов в общественной жизни (нередко создание чрезвычайных судов);произвол, незаконные репрессии, идеологическое подавление всех, нелояльно относящихся к правящему режиму; грубые нарушения прав человека; фактически бесправное положение граждан;обеспечение власти одной правящей партии с одновременным запретом других партий (не лояльных правящему режиму);возрастание роли карательных функций государства.Существование авторитаризма в современном обществе объясняется следующими причинами:Ориентация населения на домостроевские концепции, предполагающие опору на государство и его «сильных лидеров»;Устройство общества придерживается старых, традиционных форм организации, поэтому наличие авторитета является его основой; устойчивый патриархальный тип политической культуры;Развитие общества, особенно его социально-экономической сферы слабыми темпами. Научный прогресс также не наблюдается, что приводит к отсталости образования;Подверженность воздействию веры, религиозных учений большинства населения государства. Это приводит к направлению политических воззрений граждан в определенное русло. Церковь используется в качестве института воздействия на сознание граждан и защиты существующего политического режима; Общество находится в стадии развития, поэтому социальное напряжение является достаточно сильным и ярко выраженным.Установление авторитарного режима проявляется в отходе правящих кругов от принципа верховенства парламента, в нарушении режима законности, в преследовании борцов за демократические права, в нарушении прав человека; в стремлении правящих кругов ликвидировать (урезать) завоевания демократических сил, сохранить все прежние и насадить новые антидемократические институты. Принимаются законы, ограничивающие права граждан и их объединений. Как правило, подобные законы противоречат нормам, закрепленным в конституциях.2.2. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризмаПопулизм, как и демократию, придумали в 1950-х годах. Термин был разработан одновременно с манерой называть существующие на Западе политические режимы демократиями. И тогда сразу же придумали популизм, в частности социологи Эдвард Шилз, Сеймур Липсет и другие консервативные американские интеллектуалы. Придумали по понятным причинам, чтобы обзываться. Но, конечно, этот термин крайне ироничен, и он является не только объективным, но и субъективным. Это двусторонний феномен. Обычно причину появления термина популизм возводят к кризису репрезентации: всем надоело политическое представительство, люди хотят реально в чем-то участвовать. Другие говорят, что репрезентация в популизме тоже есть, потому что кто-то хочет прийти к власти.Популизм является одним из атрибутов демократического развития общества, но нередко он приводит к созданию авторитарного режима в обществе. Для популизма характерны вера в возможность простейшего решения социальных проблем, выражающихся в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально улучшить всю общественную ситуацию. Политик-популист не думает ни о последствиях, ни о своих возможных действиях в случае прихода к власти. Для него главное - получить как можно больше голосов в данный момент, не заботясь о будущем. Так как настроения толпы переменчивы, популистская политика со стороны выглядит бесцельным метанием из стороны в сторону, но самом же деле здесь точный и тонкий расчет, состоящий в том, чтобы всегда быть популярным у большинства. Различные меньшинства - политические, религиозные, национальные - популистов не интересуют, т. к. не определяют результаты выборов. Именно поэтому популизм, одержав победу, приводит зачастую к авторитаризму с явными тенденциями на установление тоталитарной диктатуры, потому что самый простой способ борьбы с недовольными - их физическое устранение.Основными популистскими принципами являются следующие:развитие демократии, борьба против господства монополистического капиталаобъединение на межрасовой основетрудящиеся массы как главная социальная ценностьсоздание сильного государства, действующего в интересах и под контролем трудящегося народаГлавной задачей государства является счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, обеспокоенность экологическими проблемами, личностная самореализация рядового гражданина в общественной деятельности, отрицание насильственных способов решения социальных проблем.Популизм является характерной чертой политического радикализма с его категоричными требованиями, нежеланием ждать, отсутствием выполнимых программ решения общественных проблем. Чем более радикален политик, тем в большей мере он пользуется популистскими приемами.Основными популистскими методами являются: попытки подстроиться под требования народа; использование податливости больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги; использование черт обыденного сознания масс: упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм, тягу к сильной личности; игра на «ожиданиях” народа; апелляция к простоте и понятности предлагаемых мер, приоритет простых решений сложных проблем; прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов; спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса; выступление от имени простого человека; переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти и элиты; использование нерешенности самых злободневных на данный момент проблем в целях получения статуса борца за народные интересы; манипулирование общественным мнением.Популистская деятельность, как правило, имеет отрицательные результаты, которые могут привести к тяжелым последствиям для общества. Популизм подрывает доверие народа к институтам власти, служит орудием для сведения политических счетов, обусловливает снижение гражданской активности, отчуждение людей от власти, экономические и политические потрясения, социальный беспорядок.В ряде стран сложилась парадоксальная политическая ситуация: при наличии всех формальных признаков демократии власть в стране принадлежит бюрократической системе, которая сама устанавливает правила политической игры, поведения своих граждан, в том числе в области политического участия. Несмотря на предпринимаемые меры, все более усиливается отчуждение граждан от государственной власти и государственной власти от граждан, что приводит к возрастающей пассивности граждан при проведении выборов.В этих условиях популизм используется политиками в качестве одной из форм прикрытия этого отчуждения, а также как набор своеобразных правил деятельности самой политической элиты. В популизме субъектов политической деятельности заключается одна из причин политических кризисов: политики не решают реальных проблем, потому что граждане не имеют возможности их заставить это сделать, а популизм позволяет политикам оставаться у власти и побеждать на очередных выборах. Этот путь без реального преодоления отчуждения власти и граждан ведет к социальному взрыву.Низкий уровень жизни населения является социальной базой распространения популистских устремлений политиков. Чем беднее люди, тем более они податливы примитивному популизму. Поэтому необходимым условием противодействия популизму является продуманная государственная социально-экономическая политика, направленная на решение, в первую очередь, проблем большинства населения, создания среднего класса, а также класса собственников, у которых гражданская ответственность возрастает одновременно с заботой об этой собственности.Популистский стиль деятельности - это механизм завоевания поддержки избирателей, основанный на нестандартных приемах, способах и образе поведения политического лидера.Для популистского стиля характерны следующие черты: «заигрывание» с массами, говорить только то, что они хотят услышать; «хождение в народ» (апелляция к широким массам в стране); «народная дипломатия» (апелляция к широким массам за рубежом); создание имиджа решительного, уверенного в себе политика; умение коротко и доходчиво излагать свои программы; создание видимости человека из народа: «я такой же, как и вы»; использование национальных и патриотических чувств народа; демонстрация поддержки со стороны известных личностей, «звезд» эстрады, актеров и т.д.; создание привлекательного имиджа с помощью средств массовой информации; принародное подписание государственных документов, раздача денег; отклоняющееся поведение: нестандартная одежда, вызывающее поведение, демонстративные жесты, общественные скандалы и ненормативная лексика.Для минимизации последствий популизма необходимо становление полноценных механизмов народовластия, стабильных демократических норм и традиций, утверждение высокой политической и правовой культуры, как должностных лиц, так и граждан.Популизм – главная проблема и слабость демократических режимов. Даже если все политические институты в стране работают идеально, и фальсификации исключены, популисты всё равно будут приходить к власти, разочаровывая избирателей и дискредитируя демократию как политическую систему. Эффективных методов борьбы с популизмом не существует, поэтому сегодня во всём мире популисты приходят к власти за счёт кризисов, с которыми столкнулось человечество в XXI веке.2.3. Достоинства и недостатки авторитаризмаПод воздействием факторов, влияющих на функционирование государственной власти (политических, экономических, международных и др.), политические режимы могут трансформироваться, приобретая или, наоборот, утрачивая те или иные признаки основных форм политического режима. В зависимости от этого различаются и некоторые другие формы политического режима. Так, разновидностями авторитарного режима являются деспотия и тирания - единоличная власть верховного правителя (деспота, тирана), не ограниченная законами и основанная на произволе и использовании преимущественно насильственных методов управления.Политический режим, имеющий признаки авторитаризма, может оказывать на общественное развитие как положительное, так и отрицательное воздействие. Преимущества такого режима наилучшим образом проявляется в сложных для государства ситуациях. Исходя из этого, существуют политологические воззрения, характеризующие подобные режимы как эффективное средство при реформировании экономики, государственной и общественной жизни.Слабыми сторонами авторитаризма являются:Полная зависимость политики от главы государства или группы высших руководителей.Монополизм одной партии или группы лиц на власть в государстве, участие граждан в госуправлении не допускается.Структура власти жестко централизована, органы управления государства формируются не демократическими способами.Ограничение или запрет оппозиционной деятельности.Слабая работа организаций, выражающих общественные интересы и заметное влияние религии.Для удержания власти привлекаются силовые структуры.Ориентированность граждан на архаичные подходы к социальной и патриархальность политической жизни.Отсталость экономики.При авторитаризме, народ не принимает никакого участия в управлении государством, принятии законов, выборах. Управление государством осуществляется посредством командно-бюрократических методов. Все действия членов общества в политической сфере являются жестко контролируемыми и ограниченными. Также, не допускается свободное высказывание своего мнения по поводу власти и ее политики. Граждане не должны восхищаться властью, быть ей преданными и верными, но и открытое противостояние не допускается. Авторитарная власть особенно жестока к своим политическим конкурентам. Она предпочитает устранить их сразу без помилования и каких-либо поблажек.Несмотря на то, что авторитаризм считается политическим режимом негативной направленности и не имеет актуальности применения в современном обществе, у него имеются и положительные стороны, которые могут помочь в решение некоторых социальных проблем.Преимуществом данного политического режима является то, что при сложных обстоятельствах он способен:Облегчить период прохождения социально-политического кризиса общества;Быстрыми темпами создать стабильную обстановку в обществе, организовать порядок;Найти источники финансирования важнейших проблем и задач, стоящих у общества в приоритете;Планомерно и эффективно провести радикальные социальные изменения, разработать новые реформы, политическую программу.Авторитаризм иногда определяют, как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.Во многих современных обществах авторитаризм в полном объеме или частично присутствует. Преодоление его на пути к их демократизации не всегда дает желаемые результаты.Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы - демократия.ЗаключениеИтак, государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами занимает авторитарный режим, представляющий собой установленный национальной конституцией порядок осуществления публичной власти, при котором гипертрофированная роль отводится главе государства или главе исполнительной власти страны. Он является либерализованным видом тоталитарного политического режима или разновидностью демократии, которая постепенно утрачивает свои наиболее характерные свойства. Современный авторитаризм представлен на политической карте мира следующими видами: 1) авторитарно-консервативный режим; 2) авторитарно-модернизационный режим; 3) авторитарно-патриархальный режим; 4) авторитарно-этнический режим.Изучая исторические сводки и научную литературу, становится понятно, такой режим политической власти как авторитарный возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, которая сопровождается резкой популяризацией политических сил, и, если мы наблюдаем в стране политические и экономические кризисы в течении длительного времени, преодоление их путём применения демократических средств и рычагов становится невозможным. Так как такие ситуации – довольно частое явление в развитии мирового сообщества, становится очевидным мнение о том, что авторитаризм относится к достаточно распространенным политическим режимам. Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовенства. Лучшим примером будет исламское государство, которое приняла ислам, а в частности шариат, как основу своих законов и политических институтовМожно отметить интересный момент – любой авторитарный момент рано или поздно приходит к формату единоличной диктатуры. Ведь государства с авторитаризмом присутствовали в истории всегда и в больших количествах. Но и сегодняшние дни не исключение, пример, Саудовская Аравия и Марокко – яркие представители абсолютистских монархий; военные режимы недавнего прошлого – Чили во главе с Пиночетом, генерал Перон в Аргентине.Авторитарный (от лат. auctoritas - власть) режим можно рассматривать с точки зрения компромисса между демократическим режимом и тоталитарным. Авторитарный, с одной стороны, жестче, чем демократический, а с другой намного либеральнее и мягче, чем тоталитаризм.Политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.Таким образом, политический режим приводит в действие все звенья государственного механизма с целью осуществления власти национальной элиты как с широким участием иных политических институтов, так и без социальной поддержки режима, с опорой лишь на принудительную силу государства.Список литературыАвакъян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: В 2 Т. Т.1 – М., 2005 С. 79Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. С. 75Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. С. 105Власенко Н. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Норма, 2018. С. 64Горелов А.А. Основы социологии и политологии. Учебное пособие М.: «ФЛИНТА» МПСИИ 2015 С. 93Ильин В.В. Политология: Учеб. для вузов. -2-е изд., исп.-М.: Книжный дом Университет, 2009. С. 54Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. С. 26Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. М.: «Проспект» 2015 С. 62Марченко М. Н. Теория государства и права. 2-е изд. М: Проспект, 2021. С. 35Матненко, М. А., Утемисова, З. Ж. Проблемы типологии государств // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2018. С. 11Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. С. 52Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. С. 75Политология: Учеб. для вузов/Отв. ред. В.Д. Перевалов. -М.: НОРМА, 2016. С. 103Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019. С. 386Смоленский М. Б. Теория государства и права. М: Инфра-М, 2018. С. 185Сравнительная политология: учебник / Л. В. Сморгунов и др. – Санкт–Петербург: Питер: Мир книг, 2012. С. 30Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. С. 294Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 62Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 39Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М: Омега-Л, 2019. С. 46
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!