это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3908323
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Понятие «воображение» имеет весьма широкое понятийное толкование. Воображение представляет собой очень важный процесс, в котором перерабатывается, создается и синтезируется различная информация. Данная тема актуальна в настоящее время, так как воображение занимает почетное место в различных творческих процессах, но имеет различные стадии в онтогенезе человека. Предметом данного исследования является воображение.Объектом исследования данной работы выступает воображение в творческом процессе, онтогенезе.Целью данного исследования является сбор данных и анализ существующих теоретических аспектов и различных гипотез в данном направлении.Задачи, поставленные в рамках данной работы:-изучение теоретических аспектов воображения (определение понятия, виды воображения);-изучение места воображения в творческих процессах;-изучение и анализ места воображения в процессе онтогенеза и синтез полученной информации.Глава 1. Теоретические аспекты воображения1.1.Определение понятия «воображение»Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.[3]Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.[1]1.2. Виды воображенияМожно выделить несколько видов воображения, среди которых основные: пассивное, произвольное, непроизвольное.Пассивное - подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.Непроизвольное воображение - наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Произвольное воображение - проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.1.3. Воображение в творческом процессеЛ.С.Выготский высказывается относительно творческой деятельности следующим образом: деятельность индивида всегда создает что-то новое и не важно с помощью чего достигнут данный результат, с помощью технических методов или духовных, основная идея появляется в уме и сознании человека.Он делит любую деятельность человека можно разделить на два вида, каждый из которых имеет свои особенности: -воспроизводящий (репродуктивный);-комбинирующий (творческий).[2]Воспроизводящая деятельность определяется сохранением усвоенного опыта индивида, которое в дальнейшем обеспечивает фактическое приспособление к окружающему миру и среде. В основе данной функции заложена гибкость мозга человека, что означает возможность изменения и сохранения информации. Результатом творческого или комбинирующего поведения выступает создание различных образов, идей, действий, а не воспроизведение предыдущих фактически полученных впечатлений. Человеческий разум способен сохранять и транслировать усвоенный опыт, а также синтезировать, совмещать, творчески перерабатывать в новые идеи и действия. Творческая деятельность облагораживает индивида, так как дает возможность обращаться и смотреть в будущее, созидать и изменять существующее.Именно подобная творческая направленность, которая основана на функционале мозга человека, носит название воображение, фантазия в психологических теориях. Воображение неизменный элемент творческого процесса, оно способно проявляться даже в культурной жизни и делать реальным создание художественных, научных и технических работ. Именно поэтому воображение является двигателем создания, а не просто способностью мыслить.Творчество свойственно не только людям искусства и талантам. Оно отслеживается в любых сферах деятельности человека и выражается в способности анализировать, синтезировать, мыслить. Все, что созданного человечеством, состоит из малейших элементов когда-то творческого процесса.Не обсуждается тот факт, что лучшие творения искусства принадлежат гениям, но сам процесс свойственен каждому человеку в мире и преследует нас на протяжении всей жизни.Если обратить внимание на развитие ребенка, можно заметить и отследить место творчества в играх, которые создают дети самостоятельно на основе пережитого, различных впечатлений, сопоставление и создание из данного материала чего-то нового, что отвечает поставленным запросам. Данный процесс и является основой творчества на протяжении всей жизни человека.[1] Глава 2. Этапы развития воображения в онтогенезеСпособность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. [4]В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:Первый этап ( от 0 до 3 лет) - предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.По данным В. А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями - полноценное использование замещений. Выбор предметовзаместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.Второй этап (то 3 до 4 лет) - происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета - заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.Третий этап (от 4 до 5 лет) - в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальныйобъект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) - в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.Пятый этап ( от 7 до 11 лет) - это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена ( случаи детской лжи и пр.)».Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой - наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.«В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально - мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально - мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».Шестой этап ( от 12 до 17 лет) - дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.[5]Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.
Заключение
Делая вывод, можно отметить следующее: воображение является некой формой психики индивида, с помощью которой человек способен анализировать, синтезировать и создавать информацию, а также- управлять ею. Воображение имеет несколько видов, трактующихся в определенном ключе. Место воображения в творческих процессах носит главенствующий характер. В процессе развития человеческой особи, воображение занимает различные стадии и трактовки, что помогает более детально и глубоко изучать данное направление.В ходе данного исследования были выполнены следующие задачи:-изучены теоретические аспекты воображения (определение понятия, виды воображения);-изучены места воображения в творческих процессах;-изучены места воображения в процессе онтогенеза;-проведен анализ полученной информации и сделаны выводы.
Список использованной литературы
Маклаков А.Г. «Общая психология» (Серия «Учебник нового века») –СПб.:Питер, 2019Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества.Художественное творчество. Сборник. - Л., 2021.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. -М.: 2020Скоробогатов В.А., Коновалова И. «Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии», 2020Стукова Н.Ю. Журнал «Международный журнал экспериментального образования». – 2018. – № 10 (часть 2)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!