это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3918355
Ознакомительный фрагмент работы:
1. Основные социологические теории, объясняющиеся поведение
молодежи. Основные понятия
Современные социологические теории и концепции молодежи берут
свое начало в 1930–1940-х гг. В то время проблематика изучения молодежи
стала наиболее актуальной в рамках социологии как науки. Осмысление роли
молодых людей в сфере производства, рассмотрение места молодежи в
структуре социального пространства, возложение новых стратегических
задач, от решения которых зависит будущее общества, на молодое поколение
активизируют не только проведение прикладных эмпирических
исследований проблем молодежи, но и разработку теорий и концепций
молодежи.
Остановимся на наиболее значительных концепциях и теориях
изучения молодежи.
Психоаналитическая концепция базируется на постулатах теории
психоанализа Зигмунда Фрейда, а также связана с теорией жизненного пути
личности, выведенной учениками З. Фрейда (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л.
Шелефф, Э. Эриксон) и развитой неофрейдистами (Г. С. Салливан, К. Хорни,
Э. Фромм).
Базисом психоаналитической концепции выступает идея о
соотношении трех сущностей в человеке: биологической, социальной и
психологической. Эта идея трех сущностей преломляется к развитию
молодежи. Соответственно, основными темами исследований становятся
проблемы, касающиеся природы молодости, особенностей процесса
взросления молодых людей, конфликты представителей разных поколений,
особенности гендерного поведения молодых людей, причины агрессивного
отношения молодежи к существующему общественному строю.
Структурно-функциональная концепция объединяет теории Д. Белла,
Г. Маркузе, Р. Мертона, Т. Парсонса, В. Райха, А. Радклифф-Брауна, Э.
Фромма. Теории этих авторов связаны со структурным анализом молодежи
как социально-демографической группы в обществе.
Суть структурного функционализма в общей социологии сводится к
тому, что все элементы общества как системы связаны друг с другом, в своем
взаимодействии они составляют единое целое, где каждый элемент
выполняет свою функцию, т.е. вносит вклад в функционирование и развитие
целого.
В рамках данной концепции молодежь рассматривается как целостная
система позиций (статусов), которые занимают индивиды и в соответствии с
которыми они выполняют свои социальные роли.
Отечественные социологи, представители структурно-функциональной
концепции – В. Н. Боряз, В. Г. Васильев, А. С. Канто, А. С. Колесников, В. А.
Мансуров, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, И. М. Слепенков, В. И. Староверов,
Ф. Р. Филиппов, С. С. Фролов, В. Н. Шубкин, применяли основные
принципы данной концепции с учетом специфики социального положения
молодежи в советском, а затем и в российском обществе.
Предметом их исследований являлись тенденции формирования
молодых поколений рабочего класса, крестьянства, интеллигенции;
особенности их социального положения, трудовой и общественной
активности; несоответствие профессионального статуса и квалификационной
подготовки; уровня образования и материального обеспечения; формальной
включенности в структуры управления и реального участия в принятии
решений, т.е. акцент внимания советских социологов был сфокусирован на
фундаментальных противоречиях, определяющих характер отношений
молодежи и общества.
Более современные исследования российских социологов затрагивают
проблемы межпоколенческого взаимодействия, социальной мобильности
молодых людей, интеграции молодежи в социальную структуру.
Рискологическая концепция формируется в социологии молодежи под
влиянием рискологических теорий У. Бека, Э. Гидденса, М. Дугласа, С.
Лаша, Н. Лумана.
Данная концепция связана с трактовкой риска в качестве одного из
важнейших сущностных характеристик молодежи. С одной стороны, риск
рассматривается в качестве необходимого условия жизнедеятельности
молодых людей, с другой – он представляет собой фактор, способствующий
самореализации и саморазвитию молодежи.
Во-первых, молодые люди подвергаются воздействию рисковых
(рискованных) ситуаций, которые продуцируются и развиваются вие
деятельностного участия молодых людей. Рисковые ситуации связаны с
динамичными процессами, протекающими в обществе. Молодежь не может
быть дистанцирована от общественных процессов, поэтому подвергается
риску.
Во-вторых, молодежь сама становится субъектом рисковой
деятельности, так как провоцирует ее посредством социального творчества,
инноваций, реализации социальных притязаний в процессе своего
социального развития.
В рискологической концепции главным аспектом изучения молодежи
становится риск, поэтому молодость рассматривается как рискованный
период или период неопределенности.
На начальных этапах развития рискологической концепции в
исследованиях молодежи природа неопределенности связывалась с
биологическим процессом взросления, который в итоге должен привести к
достижению стабильности и определенности взрослой жизни независимо от
социального происхождения молодых людей.
Культурологическая концепция начинает активно разрабатываться
мыслителями в 1960–1970-е гг. как альтернатива структурно-
функциональной концепции. Культурологическая концепция базируется на
идеях П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца. В рамках данной концепции
исследователи рассматривают мир молодежи в соотнесении с конкретными
идеями, образами, представлениями, мотивами, целями поведения молодых
людей, включенных в определенное социокультурное пространство.
Молодежь рассматривается как результат и как элемент культуры общества в
целом. Определенные действия, поступки представителей молодого
поколения исследуются как последствия объективных социальных
процессов, происходящих в конкретном обществе с определенным типом
культуры. Социальные проблемы молодежи связываются не только с
особенностями психического склада молодых людей, но и с социальным
опытом. Ключевым понятием концепции является понятие "поколение".
Смена научных парадигм в современной социологии молодежи вовсе
не означает вытеснения одних научных подходов, якобы исчерпавших себя,
другими, более современными. На самом деле появление все новых
парадигмальных подходов свидетельствует о поступательном развитии
науки, разнообразии и богатстве ее теоретического потенциала.
Полипарадигмальность современной социологии молодежи является
необходимым условием ее дальнейшего развития.
2. Данные социологических исследований (ВЦИОМ, ФОМ)
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет данные исследования об эффективности и перспективности
профессионального образования.
На протяжении последних 15 лет образование служит для молодежи
преимущественно инструментом для успешного трудоустройства (48% в
2004 г. и 44% в 2020 г.), карьерного продвижения (28% в 2004 г. и 26% в 2020
г.), а также собственного самосовершенствования как профессионала (26% в
2004 г. и 22% в 2020 г.).
За последние девять лет молодежь чаще стала считать высшее
образование необходимостью — увеличилась доля сторонников мнения, что
диплом о высшем образовании нужно получать, потому что так принято (с
6% в 2010 г. до 18% в 2020 г.). Чаще всего об этом говорят молодые люди в
возрасте от 18 до 24 лет (25%). Среди них также наибольшее
распространение имеет практика получения высшего образования с целью
повышения социального статуса (18% против доли в 13% среди всех
опрошенных).
В целом большинство россиян уверены, что высшее образование
сопутствует успешной карьере и облегчает достижение жизненных целей,
хотя за последние 11 лет сторонников данной точки зрения стало заметно
меньше (76% в 2008 г. и 58% в 2020 г.).
Наряду с этим укрепляется скептический настрой в отношении
высшего образования как обязательного условия удачной карьеры (45% в
2008 г. и 68% в 2020 г.) и обреченности на низкооплачиваемую и
непрестижную работу при отсутствии диплома о высшем образовании (50% в
2008 г. и 65% в 2020 г.). Чаще всего сомнения фиксируются среди
респондентов в возрасте от 18 до 25 лет (о завышении значимости высшего
образования среди них говорят 74%, а не согласны с обреченностью на
низкооплачиваемый труд без диплома 76%), от 25 до 34 лет (77% и 74%
соответственно) и от 35 до 44 лет (73% и 74% соответственно).
В последние три года россияне все чаще склоняются к мнению о
снижении доступности высшего образования для всех граждан (53% в 2017 г.
и 63% в 2020 г.). На фоне этого большинство опрошенных не считают, что
ради диплома о высшем образовании в наше время хороши любые средства,
хотя 11 лет назад так думали реже (51% в 2008 г. и 65% в 2020 г.). Еще 55%
задумались бы о необходимости высшего образования, если бы за него
пришлось платить.
По данным ФОМ можно отметить, что полагающие, что молодежь
охотно идет учиться в ссузы, объясняют это так: среднее профессиональное
образование позволяет быстро овладеть необходимыми навыками для
успешной работы. Те, кто считает, что молодежь не хочет идти в ссузы,
объясняют это приоритетным положением выпускников вузов на рынке.
3. Данные статистики (Росстат)
Образование имеет большое значение для самореализации индивида.
Качество жизни каждого человека во многом зависит от наличия
профессиональных навыков. Сегодня образование в России находится на
достаточно высоком уровне и не уступает аналогичным показателям
западных стран. Статистика молодежи распределяется следующим образом:
Однако уровень образования девушек выше, чем у мужчин. В таблице
представлены данные в процентном соотношении:
Основные причины выбора среднего профессионального образования
почти не меняются от поколения к поколению. Наиболее популярной
причиной у всех поколений стало недостаточное количество денег для
поступления в вуз. Вторая по популярности причина — возможность раньше
начать работать. Чаще других ее указывали самые молодые респонденты в
возрасте 23–29 лет — 23,1%.
Намного острее вопрос нехватки средств для оплаты высшего
образования стоит для жителей региональных столиц, средних и малых
городов — треть опрошенных заявили о такой проблеме, в Москве их доля
составила 11,9%.
По данным «Анализа рынка среднего профессионального образования
в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г., в 2016-2020 гг. численность
студентов среднего профессионального образования в России выросла на
17,2% с 2,85 млн чел до 3,34 млн чел. Стагнация доходов россиян вынуждала
значительную часть выпускников школ продолжать обучение в системе
среднего профобразования для сокращения расходов на получение
профессии и быстрого выхода на рынок труда. Снижение доступности
высшего образования и сокращение числа бюджетных мест в вузах привело к
перераспределению спроса на колледжи и техникумы. Государство в свою
очередь расширяло финансирование системы среднего профессионального
образования и старалось повысить престиж рабочих профессий.
В 2020 г. рост числа учащихся в учреждениях среднего
профобразования составил 6,9% к уровню 2019 г. – максимальное значение
за последние 5 лет. Новый виток экономического кризиса привел к
увеличению неопределенности относительно будущего финансового
благополучия семей, что снизило планку притязаний выпускников школ.
В 2021-2025 гг. численность студентов среднего профессионального
образования в России будет ежегодно увеличиваться в среднем на 2,3% и в
2025 г. составит 3,75 млн чел. Положительная динамика будет
поддерживаться за счет увеличения численности населения в возрасте от 15
до 18 лет; перераспределения спроса с высшего образования на более
короткие и дешевые программы в условиях сокращения реальных доходов
россиян; активного участия государства в развитии системы среднего
профессионального образования.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать три главы по готовому содержанию курсовой работы на тему: «организация власти и управления в арабском халифате»
Курсовая, История государства и права зарубежных стран
Срок сдачи к 13 мая
Нормативно - методическая база современного делопроизводства
Курсовая, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 23 мая
1 тема на выбор 1. Физическая культура в современном обществе.
Реферат, Физкультура
Срок сдачи к 10 мая
Сделать реферат на тему «Этапы объединения Руси 14-15вв»
Реферат, история россии
Срок сдачи к 12 мая
Лабораторная работа "Конденсатор и катушка индуктивности в цепи синусоидального тока"
Лабораторная, Электротехника
Срок сдачи к 13 мая
Выполнить отчет по практической работе "Определение структуры автобиографического Я-нарратива и типа нарративной согласованности"
Отчет по практике, Психология
Срок сдачи к 11 мая
Решение двух самостоятельных работ.
Контрольная, Планирование инженерных экспериментов и наблюдений на транспорте
Срок сдачи к 20 мая
Нужно написать курсовую работу на заданную тему
Курсовая, Связи с общественностью
Срок сдачи к 20 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!