это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3946894
Ознакомительный фрагмент работы:
Культура Древнего Египта уникальна. Проблема смерти здесь является
предельно значимой. Знание о смерти формировало внутрикультурную связь
смысла бытия, детерминирующего бытие государства лишь относительно
сакральной идеи, имеющей разрешительный характер существования только
в соответствии с заданной социокультурной парадигмой.
Культ мертвых в Древнем Египте был одним из главных мотивов
египетской религии. Египтяне верили, что загробная жизнь является
продолжением жизни земной. Считалось, что человек, когда умирал,
становился полностью беспомощным, позаботиться о нем должны были
живые, особенно близкие. Это и было основой заупокойного культа. Культ
умерших был не обожествлением их, а проявлением заботы живых о
потусторонней жизни усопших, исполнением долга, борьбой против смерти и
забытья за вечное бытие.
Египтяне верили, что жизнь не только продолжается после смерти, но и
в точности повторяет ту, которую покойный вел на земле. Поэтому
родственники должны были позаботиться о том, чтобы он ни в чем не
нуждался.
В центре культа мертвых Древнего Египта лежало понятие души, а
таинство погребения сочетало в себе обряды захоронения, в том числе,
мумификацию тела.
С представлением о загробной жизни связаны понятия четырех душ
человека: «ба», «ка», «ах» и «сах», а также сердца и имени «рен» человека.
«Ба» мыслился как жизненная сила, «ка» — двойник умершего, «ах» — душа
почившего. «Ба», «ка» и «ах» обладали как люди, так и боги.
Душа «ба» была прообразом «я» человека. Изображалась как сокол с
человеческой головой. Он освобождался после смерти человека и
отправлялся в путешествие по свету.
Душа «ка» — двойник человека, похожий на него, как две руки. «Ка»
рождалась человеком и воссоединялась с ним после смерти. Именно «ка»
жила в гробнице и питалась подношениями.
Душа «ах» изображалась в виде птицы ибиса. Она не была присуща
человеку от рождения, он приобретал ее только после смерти. Именно «ах»
путешествовала в загробный мир и вкушала все прелести рая. Особое место в
представлениях древних египтян занимало сердце. Оно было средоточением
человеческого сознания.
Египтяне, в отличие от христиан, были уверены в том, что человек
после смерти сохраняет свое социальное положение, то есть раб не мог
сделаться в другом мире царем, как и царь рабом.
Церемонии и ритуалы древнеегипетских похорон сложились под
влиянием религиозных представлений о загробном мире. Считалось, что
каждого жителя Египта впереди ждет «вечность». Эта вечная загробная
жизнь мало походила на наши представления о Рае. После смерти и суда бога
Осириса, умерший отправлялся в Поля Камыша (Поля Иалу), которые
представляли собой идеализированное отражение жизни умершего
египтянина.
Считается, что подобные представления о загробной жизни сложились
в Египте уже к 4000 г. до н. э. Вера в «вечность» просуществовала до 30 гг.
до н. э. и успела повлиять на похоронные обряды и представления многих
народов о загробной жизни.
Траур в Древнем Египте проходил драматично: скорбящие
родственники, измазав себя в грязи, шли шествием по городу, рвали на себе
волосы, били себя в грудь и громко причитали о своей утрате. Так они
находили выход своему горю и давали знать соседям о случившейся кончине.
В отличие от древних греков, египтяне не пытались ограничить подобные
проявления скорби.
После завершения траурного шествия, тело отправлялось на
мумификацию. Эта процедура начала практиковаться в Египте начиная с
середины IV тысячелетия до н. э. Египетское понимание души предполагало,
что для вечной загробной жизни требуется сохранить тело усопшего.
Семья усопшего обращалась к профессиональным бальзамировщикам,
которые во многом были «ритуальными агентами» Древнего Египта. Первым
бальзамировщиком, по египетским мифам, был бог Анубис, один из
покровителей загробного мира. Именно его прикосновение превращает
умершего в «оживленного», которому предстоит отправиться в путешествие
в мир мертвых.
Традиционно бальзамировщики предлагали три варианта мумификации
и погребения, различавшихся по сложности предстоящей работы и цене.
Цена определялась рядом факторов:
из какого материала будет изготовлен гроб усопшего;
сложность резьбы наносимой на гроб или саркофаг;
сложность процедуры мумификации;
комплекс погребальных ритуалов.
Основным ингредиентом в мумификации был оксид натрия, который
египтяне называли «божественной солью». Оксид натрия встречается в
природе, и жители Древнего Египта добывали его преимущественно во
впадине Вади-Натрун в окрестностях Каира. Это вещество прекрасно
высушивает и расщепляет жир, что делало его подходящим для
мумификации. Впрочем, в более бюджетных похоронах использовалась и
простая соль.
В самом дорогом виде похорон из тела покойного извлекались все
внутренние органы за исключением сердца, которое считалось вместилищем
души, а потому наделялось сакральным статусом. Полости тела затем
промывались и заполнялись благовониями, а разрезы на теле зашивались.
После этого тело помещали в оксид натрия строго на семьдесят дней. По
завершении этого периода, тело усопшего вновь омывали, после чего
заматывали в порезанное на полоски льняное полотно (те самые «бинты», в
которые завернуты мумии). В таком виде тело покойного отдавали семье
усопшего, которая помещала его в деревянный гроб. Гробу обычно
придавали вид человеческой фигуры.
Второй вид погребения, более экономичный, требовал меньшего
внимания к телу покойного. Из тела покойного не извлекали внутренности, а
только покрывали благовониями. Его оставляли на те же семьдесят дней в
оксиде натрия, и в результате от покойного оставались лишь кожа и кости.
После этой процедуры останки умершего возвращали родственникам.
Самый дешевый способ подразумевал лишь просто промывание и
помещение покойного в соль.
Даже самые бедные египтяне проводили погребальные церемонии, так
как считали, что если усопшего не похоронить должны образом, то его душа
вернется, чтобы мучать живых родственников. Поскольку мумификация
была очень дорогой процедурой, бедные египтяне отдавали свои ношенные
вещи бальзамировщикам, чтобы те пустили их на бинты. Поскольку бедняки
не могли позволить себе новое льняное полотно, то они заворачивали тела
своих родных во «вчерашний лён».
Со временем эта фраза стала применяться ко всем умершим. Её часто
использовали профессиональные плакальщицы на похоронах, обращаясь к
усопшему. Льняные бинты также называли «локонами Нефтиды», в честь
богини, которую связывали со смертью и загробной жизнью.
Начиная с периода Древнего Царства, перед помещением усопшего в
гробницу проводилась церемония отверзения уст. Эта церемония еще раз
подчеркивала значение физического тела покойного в обретении душой
вечной жизни. Жрец зачитывал ритуальные заклинания, прикасаясь лезвием
ножа ко рту покойного (чтобы тот мог есть, пить и дышать), а также к ногам
и рукам, чтобы тот мог ходить по гробнице. После завершения погребения и
запечатывания могилы, читывались молитвы, которые должны были помочь
умершему отправиться в путешествие в загробный мир.
Изначально гробницы в Древнем Египте представляли собой могилы в
земле, но затем развились в прямоугольные мастабы. Мастаба представляла
собой усеченную пирамиду с прямоугольным основанием, сделанную из
кирпича-сырца и покрытую кирпичной кладкой. Мастабы со временем были
заменены на ступенчатые пирамиды, а те сменились гладкими «настоящими
пирамидами».
Назначение подобных гробниц заключалось в том, чтобы защитить
тело усопшего, которое было связано с его душой, от воров,
злоумышленников и непогоды. Саркофаги также создавали с целью
практической и символической защиты тела усопшего. Так, линия
иероглифов, тянущаяся по продольной части саркофага, должна была
служить «хребтом» покойного и давать усопшему силу.
Богатство гробницы во многом зависело от материального
благополучия семьи усопшего. Умершего старались отправить в последний
путь в роскоши, окруженного дарами и культовыми предметами. В число
культовых предметов, которые египтяне клали в усыпальницу, входили
статуэтки ушебти.
При жизни египтянин должен быть посвящать часть своего времени
общественным работам. Жители древнего Египта считали, что так предстоит
жить и в загробном мире. Поэтому вместе с усопшим хоронили ушебти,
которые должны были подменять умершего, если его призовут на
общественные работы. Число ушебти обычно колебалось от нескольких
десятков до нескольких сотен. Даже бедняки старались хоронить умерших
вместе с такими статуэтками, поэтому сейчас ушебти входят в число самых
частых находок при раскопках гробниц.
Таким образом, в Древнем Египте сложился культ погребения, целая
иерархия ценностей, поэтому важно было позаботиться об умершем,
снабдить его всем необходимым.
Древние египтяне жили и умирали в полной уверенности, что за чертой
их ждет та же привычная жизнь. Они заботились лишь о праведности своей
души.
Список использованной литературы
1. Бадж, У. Египет на заре цивилизации. Загадка происхождения
древнего народа / У. Бадж. – М.: Центрполиграф, 2019. – 136 c.
2. Муравьев, В.В. Идея смерти в древней культуре / В.В. Муравьев //
Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – С. 41-52.
3. Путь египтянина после смерти. Погребальный обряд. -
https://theafterlife.ru/put-egiptyanina-posle-smerti-pogrebalnyj-obryad/ (дата
обращения: 07.04.2022).
4. Черкозьянова, Т.В. Философское обоснование древнеегипетской
мифологемы «смерть» / Т.В. Черкозьянова // Вестник Оренбургского
государственного университета. – 2006. - №7. – С. 79-83.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Влияние международных стандартов финансовой отчетности (мсфо) на учет и налогообложение
Статья, иностранный язык
Срок сдачи к 28 нояб.
Помощь на экзамене по актуарной (страховой) математике
Онлайн-помощь, Математика
Срок сдачи к 27 нояб.
Отечественные предприятия по выпуску голографической продукции
Курсовая, прикладная голография
Срок сдачи к 28 нояб.
1) Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
Реферат, Педагогика
Срок сдачи к 27 нояб.
Основы воспитания экологической культуры у детей дошкольного...
Диплом, Дошкольное образование и воспитание
Срок сдачи к 30 янв.
Решить 3 задачи по линейному и динамическому программированию
Решение задач, Фундаментальные и прикладные задачи оптимизации
Срок сдачи к 26 нояб.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!