это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3946910
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Формирование личности человека невозможно рассматривать в отрыве от общества, в котором он живет, и от системы отношений, в которую он включен. Природа отношений между людьми в любом обществе довольно сложная. Они отражают как чисто личное качество человека, а также социальную норму и ценность усвоенные человеком. В межличностной системе человек реализуется и передает обществу, что он воспринимает в нем. То есть действия человека, чье поведение является важнейшим элементом в межличностной системе отношений. В данной работе будут рассмотрены особенности общения и взаимоотношений в группах детей и подростков.В течение многих лет психологи и педагоги уделяли особое внимание детям и взрослым. Большую роль играют взрослые в эмоциональном и психологическом развитии ребенка. Однако вопрос о том, насколько важно общение с друзьями для ребенка, всегда интересовала психологов, и ответа на вопрос не было точного, поэтому проблема актуальна и сегодня.Цель работы – изучить специфику общения и взаимоотношения в детских и подростковых группах.Задачи исследования:1) рассмотреть структуру межличностных отношений;2) рассмотреть особенности общения в разные возрастные периоды.По структуре работа включает в себя введение, два раздела, заключение и список использованной литературы.1. Структура межличностных отношенийМежличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.Особенности межличностных отношений:- это форма реализации общественного отношения;- всегда персонифицированы в своей субъектной принадлежности и проявлении;- формируется и проявляется обычно в условиях прямой коммуникативной связи;- подвергаются быстрым изменениям как следствием и продуктом ситуативной реакции человека на результат контакта с конкретным лицом;- строится на основе любви и ненависти конкретного человека;- эмоциональная окраска.Структура межличностных отношений включает три элемента: – когнитивный (информационный); – эмоциональный;– поведенческий (регулятивный). Информационный компонент включает в себя восприятие предметов, составляющих наши взаимоотношения и межличностные отношения. Информационный компонент включает все психические процессы, связанные с восприятием окружающей среды и самого себя, которые влияют на способность воспринимать другого человека, себя в отношениях и сами отношения.Эмоциональный компонент находит свое выражение в эмоциях людей, связанных с отношениями, включая конфликтные эмоциональные состояния, удовлетворенность собой, удовлетворенность партнером и т.д. Эмоциональный компонент часто является доминирующим фактором.Компоненты поведения включают в себя результаты работы и действия, позволяющие регулировать свое поведение на основе отношений. При любви партнера к другому, поведение должно быть доброжелательно и направлено на помощь, плодотворное сотрудничество. Если объект не нравится, то интерактивная сторона общения будет затруднена.В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками.Функционально-ролевые отношения вышли на первый план при изучении «деловой» коммуникации и совместной деятельности, что позволило нам ответить на эти вопросы. «В каких конкретных видах деятельности разворачиваются эти отношения?» и «Что они отражают?». Эти отношения закрепляются в особых для этой группы сферах жизнедеятельности детей – труде, обучении, производстве, играх, развиваются под непрерывным контролем взрослых, когда дети усваивают правила и методы действия в коллективе.Взрослые санкционируют определенные модели поведения: дежурная должна быть внимательной и послушной, при самостоятельных занятиях в классе не следует смотреть в соседнюю тетрадь и так далее. Функционально-ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого.Сама игра, как и все другие формы совместной работы детей в группах, проявляет два типа отношений – собственно игры и взаимоотношения по совместной работе в группе.Рассмотрение эмоционально-оценочных отношений помогает ответить следующие вопросы: Ведут ли себя дети в группе в соответствии с социальными нормами? Какие эмоции они вызывают? Что вам нравится или не нравится в ваших сверстниках?В группах детей и подростков основной функцией эмоционально-оценочных отношений является регуляция поведения сверстников в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Именно здесь на первый план выходят эмоциональные предпочтения - чувства симпатии, антипатии, дружелюбия и т.д. Они возникают на ранних стадиях человеческого существования, и формирование таких отношений либо определяется чисто внешним восприятием (например, предпочтение ребенком девочки с кудрявыми волосами), либо опосредовано - негативно или позитивно - оценкой этого ребенка взрослым или прошлым опытом.Эмоционально-оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Личностно-смысловые отношения – это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместного действия начинают ощущать интерес и ценность этого ребёнка как своих собственных мотивов, и для этого, выполняя разные социальные роли, принимают свои действия. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими реально берет на себя роль взрослого и действует согласно ей. Экспериментальные исследования взаимосвязи функции и роли представлены множеством традиционных методов: анкетирование, беседы, наблюдения, интервью и т.д. Эмоционально-оценочные отношения проявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая их систему предпочтений.Социометрические исследования имеют относительно полную картину этих взаимосвязей в этих разных модификациях. Личностно-смысловые отношения являются необходимыми отношениями, формируемыми в контексте взаимодействия, в котором эти отношения осуществляются. При этом деятельность всех участников этих взаимоотношений направлена на то, чтобы стать другим человеком, ради которого, в конце концов, осуществляется взаимодействие. Возникая в реальном взаимоотношении детей, эти отношения имеют некоторую самостоятельность от непосредственного предпочтения ребенка для них. Кроме того, они серьезно влияют на эмоции, иногда изменяя знаки в противоположную сторону.2. Особенности общения в разные возрастные периодыОсобенности общения детей раннего возраста.Потребность в общении с родителями, особенно с матерями, проявляется в младенчестве. Поэтому отсутствие этого общения в период 5-6 месяцев может привести к необратимым негативным психологическим трансформациям в организме ребенка, нарушая эмоциональное, умственное и физическое развитие и вызывая неврологические сбои.У М.И Лисиной сказано, что содержание коммуникативных потребностей (точнее, мотивации к общению) будет различным на разных этапах онтогенетического развития. Для детей от 2 до 6 месяцев необходимо дружеское внимание, для детей от 6 месяцев до 3 лет это выражается в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослые являются источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личное значение. Для детей ясельного возраста взрослый — это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.У детей к концу первого года жизни появляется весьма устойчивое желание общаться со своими сверстниками: они очень любят быть среди остальных детей, хоть и не играть с ними еще. Начиная со второго года жизни общение со своими сверстниками увеличивается. Однако не стоит говорить об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей. Характеристики общения у детей дошкольного возраста.Для детей 4 лет общение со своими сверстниками становится одной из основных нужд. Впрочем, потребность в общении с взрослыми не пропадает. Взрослый для детей от 3-х до 5-ти лет является предметом уважения, и взаимодействие с взрослым является познавательным. Для детей от 5 до 7 лет взрослый - это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и сочувствия. В итоге содержание коммуникационных потребностей (а точнее, содержание коммуникативных мотивов) с возрастом становится более богатым и разнообразным. В то же время изменилась значимость взрослого как объекта общения. В дошкольный период происходит переход от прямых форм общения к различным уровням мотивационного общения. Прямая форма избирательного общения подразумевает выбор партнеров без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей дошкольного возраста, которые имеют кратковременный контакт со сверстниками и часто меняют товарищей по игре. Большинство старших дошкольников демонстрируют свою избирательность при взаимодействии со сверстниками, но по-разному. Самая распространенная мотивация – эмоциональная: «потому что мне нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом.А. Г. Рузская выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками:1. Большое количество коммуникативных действия и крайне широкий спектр их возможностей. В общении со сверстниками появляются впервые такие коммуникативные формы, как ирония, стремление выглядеть и выражать обиду, особенно не отвечать на партнера, кокетливость, фантазия.2. Чрезвычайная эмоциональная и напряжённая коммуникация. В среднем дошкольники в три раза больше одобряют своего ровесника и в девять раз чаще конфликтуют с ним, чем взрослые.3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении с взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.4. Преимущество инициативного действия над ответным. Особенно сильно это проявляется при отсутствии возможности продолжать и развивать диалог, распад которого возникает из-за нехватки ответного реагирования партнеров. Инициатива взрослого детьми принимается и поддерживается в два раза чаще.Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников. Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.Эмоциональное и практическое общение от 2-х до 4-х лет жизни. Ребенок ждет от своих сверстников участия в своей забаве и стремится к самовыражению. Сверстник воспринимает только отношения к себе и, как правило, не замечает желание, поступки и настроение других. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Основные средства общения – локомотивы или экспрессивные мимические движения. После трех лет общение с детьми становится все более опосредствовано речью, но пока она крайне интенсивна и используется только при наличии зрительного контакта и выражений.Ситуативное и деловое общение 4-6 лет. После четырех лет сверстница становится более привлекательной для ребёнка, чем для взрослого. В этот период сюжетная и ролевая игра превращается в коллективную – дети чаще играют вместе, чем в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает явно проявляться необходимость признания и уважения со стороны сородичей. Ребенок пытается привлечь к себе внимание, ловить в их глазах и взглядах признаки своего отношения, показать обиду в реакции на неуважение или упреки партнёров. Дети в возрасте 4-5 лет нередко показывают взрослым свои преимущества перед товарищами, стараются скрывать свои ошибки и неудачи от своих сверстников. Это зничит, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.Внеситуативно-деловая форма общения (возраст ребенка 6-7 лет). Примерно половина вербального общения со сверстниками в этой возрастной группе носит внеситуативный характер: дети делятся друг с другом о том, где они были, что видели, делятся своими планами и оценивают качества и поступки других. Однако это общение происходит в контексте совместной деятельности (совместной игры или продуктивной деятельности). В то же время подготовка к игре, планирование игры и обсуждение правил занимают больше времени, чем на предыдущем этапе. При общении с детьми этой возрастной группы сохраняется соревновательный элемент, но вместе с этим дети теперь замечают в сверстнике и психологические аспекты его существования - желаниями, предпочтениями, взглядами.Особенности общения младших школьников.В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Спрос на эмоциональную поддержку сверстников так велик, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих взаимоотношений. Отсюда и случаи «ложных товариществ», «круговой поруки».Младший школьник очень редко называет мотивом общения желанием помочь другу. При этом общение нередко основывается на внешнем факторе: «Мы живём в соседнем доме», «Мама знает её маму», «В спальне рядом кровать» и так далее. Относительно недавно школьники российской школы не задумывались о том, с кем они хотят познакомиться, поиграть, подружиться. На протяжении последних лет картина меняется: 69% школьников 6-7 лет, выбрав своего товарища, ставят на первом месте по значимости его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше — 84 %.На протяжении первых семи лет жизни последовательно сменяют друг друга четыре формы общения:Во время первого полугодия возникает ситуативно-личностная форма, проявляемая в «комплексе оживления», то есть сложной реакции младенца на появление матери в поле зрения или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.От 6 месяцев до 2 лет — ситуативно-деловая форма, проявляемая в сотрудничестве ребенка с взрослыми, в деловом взаимодействии с ними.От 3 до 5 лет — внеситуативно-познавательная форма, проявляющаяся во множестве вопросов о предметах и явлениях окружающей жизни, обращенных к так взрослым. Это возраст «почемучек».В возрасте 6–7 лет — внеситуативно-личностная форма, которая служит для познания самого довольно себя, других детей и человеческих проявился отношений.что Особенности общения в подростковом возрасте.Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом помочь другу является довольно распространенным основанием для коммуникации. При выборе партнёра для общения подростки учитывают качества партнёра для общения: «волевой», «честный», «смелый» и так далее; указывают и его бизнес-качество: хороший футболист, хороший гитарист и так далее.В подавляющем большинстве пятиклассникам хотелось бы подружиться с популярными школьниками, в 8 которые классе этот партнером фактор, который выбирал постоянным партнером общения, проявился лишь у 20% учеников.Шестиклассники останавливаются на мотивах, которые связаны с необходимостью внутренней духовной связи: «вместе мечтаем», «вместе строим в жизни различные планы». В этом возрасте нередко затрудняется общение взрослых и детей, поскольку ребенок уверен, что его все равно не поймут. Для успешного взаимодействия взрослых с детьми нужна какая-то трансформация позиций взрослых в позиции детей. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если ребенок занимает пренебрежительное положение в отношении взрослых, он должен проявлять большое терпение, внимательность к интересам ребенка и его склонностям. Некоторые подростки не теряют стремления общаться с взрослыми, а в 7 классе мотив приобретает новый статус: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении с взрослым человеком.Возраст подростков характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в отношении коммуникации. «Закрытость» отмечается в 6 и 8 классах, хотя сдвиги происходят во время наступления данного периода, а «открытость» — в 7 и 9 классе. «Закрытость» проявляется в том, что подросток стремится оградить внутренний мир, защищать от постороннего давления ещё не сложившиеся представления о себе и о своем образе Я. В этом периоде даже нейтральный вопрос может вызвать неадекватные реакции подростков. Так, например, один мальчик, отвечая на вопрос матери, «Ты сегодня обедал?», неожиданно начал кипеть: «Ты вечно лезешь в душу мне! Оставьте меня в одиночестве!».В периоды «открытости» подросток наоборот нуждается в разговорах о себе. Делится проблемами, переживаниями, переменами, происходящими в нем. Причем, если семиклассник может удовлетворить эту потребность и среди сверстников, то для девятиклассников остро требуется общение именно с взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:1) Межличностное отношение является субъективными переживаемыми взаимосвязями между людьми, и объективно проявляются в характере, способах взаимного влияния людей в процессе совместной работы. Структура взаимоотношений состоит из трех элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками.2) В младенчестве ярко проявляется потребность общаться с родителями и особенно с мамой. У детей к концу первого года жизни появляется весьма устойчивое желание общаться со своими сородичами. В период дошкольного возраста происходит переход от прямых форм общения на мотивированное общение разных уровней. В младших классах ведущим становится общение и формируется устойчивое общение с близкими людьми. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом стремление помочь другу является довольно распространенным основанием для коммуникации. При выборе партнёра общения подростки учитывают качества партнёра. Подросток нередко затрудняет общение с взрослыми и детьми, поскольку ребенок уверен, что он все равно его не поймет. Для успешного взаимодействия взрослых с детьми нужна какая-то трансформация позиций взрослых в позиции детей. Возраст подростков характеризуется чередом периодов «закрытости» и «открытости» в коммуникации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]: / Е. П. Ильин — СПб: Питер, 2009. — 576 с. 2. Лисина, М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками [Электронный ресурс] / М. И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сборник научных трудов. — М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. — С. 55—78. Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=1769573. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина – СПб: Питер, 2009. — 318 с. 4. Мариненко, О.П. Психология межличностного общения [Текст] / О. П. Мариненко – Могилев: ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2014. – 31 с.5. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.6. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Рузская — М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!