Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Законы ману

Тип Курсовая
Предмет История государства и права зарубежных стран

ID (номер) заказа
3956537

500 руб.

Просмотров
882
Размер файла
43.61 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕСпецифические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии проявились прежде всего в его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом научного исследования, так как это важно для самопознания и самоидентификации, а нам, как представителям другой культуры, все это интересно вдвойне. Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. В данной работе автором уделяется большое внимание правовому регулированию брачно – семейных отношений. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах - сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Дхарма - это «извечное правило жизни», которому должны следовать все люди. Первоначально источником права в Древней Индии являлся обычай, преобразованный в обычное право, в соответствии с интересами господствующего класса. В дхармасутрах рассматривались в основном преступления против личности, а в дхармашастрах больше внимания стало уделяться договорам и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение и т.д. Также существовал особый источник права - артхашастра, регламентирующая судебный процесс. Артхашастра - это государственный источник права, а дхармашастра - общинный, именно он, постепенно заимствуя некоторые нормы, вытесняет артхашастры из системы регламентирования общественных отношений. Актуальность заявленной темы состоит в том, что при исследование исторических аспектов возникновения, становления и развития права в Древней Индии, мы приобретаем опыт проведения научного исследования и применения методов научного познания, также мы имеем возможность проследить, при помощи полученных знаний, влияние древнего права на современное состояние права Индии, И еще, мы можем провести сравнительный анализ права нашей страны и права Востока с целью выявления общего и особенностей, наличия или отсутствия тех или иных источников права и правовых институтов. Объектом исследования данной курсовой работы является изучение брачно-семейных отношений по законам Ману. Предмет исследования - анализ права Древней Индии, и его отличительные признаки, основы брачно-семейных отношений по законам Древней Индии. Целью проведения научного исследования по заявленной теме является теоретическое изучение и анализ права Древней Индии с выявлением особенных закономерностей своего развития. Задачи: - выявить предпосылки, повлекшие возникновения права в Древней Индии и оказавшие на характер права решающее влияние; - назвать и охарактеризовать виды источников права Древней Индии; -раскрыть особенности правового регулирование брачно-семейных отношений в праве Древней Индии.ГЛАВА 1. БРАЧНО - СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.1.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ.По традиции, закреплённой Законами Ману, женщина в Древней Индии считалась человеком, не способным к самостоятельности (гл. 9 ст. 3). Вследствие этого её всегда надлежало охранять. Этим объясняется обязанность женщины «день и ночь находиться в зависимости от мужчины» (гл. 9 ст. 2). Фактически же мужчина обязан был опекать и оберегать её. Однако в случае любого вида покушения на женщину наказанию подлежал тот, кто на нее покушался, т. к. преступление против женщины считалось преступлением против семьи и тяжким грехом. Так, похищение женщины, как и прелюбодеяние, совершённое не брахманом, карались смертной казнью. Обесчестивший девушку против её воли присуждался к телесному наказанию (гл. 8 ст. 364). В то же время убийство, совершённое ради защиты женщины, являлось исключающим вину обстоятельством (гл. 8 ст. 349). Женщинам предписывалась определённая роль в судебных разбирательствах. Например, женщины могли давать показания только относительно женщин. Однако же свидетелями в суде женщины быть не могли ни при каких обстоятельствах в силу «непостоянства женского ума» (гл. 8 ст. 77). Такой принцип лишний раз подчёркивал мысль о неспособности женщин к самостоятельности. В Индии женщина не могла самостоятельно выбирать себе мужа. Замуж женщин выдавали их отцы, а при их отсутствии — братья. Бесправность женщины в этом вопросе подчёркивает существование различных способов заключения брака: похищение невесты с погромами или насильственное овладение спящей девушкой (гл. 3 ст. 20–21). Существовал также жёсткий брачный запрет, согласно которому бракосочетание должно было происходить в рамках одной варны, но такой запрет часто нарушался. Женитьба мужчины более высокой варны на женщине более низкой варны не возбранялась (гл. 3 ст. 13). При этом если женщина более высокой варны сходилась с мужчиной более низкой варны, то такой мужчина заслуживал телесного наказания (гл. 8 ст. 366). Положение женщины в семье. Женщина занимала в семье приниженное положение. Власть отца в семье была значительной и беспрекословной. Никакое дело не должно было выполняться женщиной по своей воле даже в собственном доме (гл. 5 ст. 147). Она всегда должна была находиться под властью отца, брата или мужа (гл. 5 ст. 148) и не должна была желать с ними разлуки, иначе заслуживала презрения (гл. 5 ст. 149). Кому бы ни выдал женщину замуж отец, она должна была во всём подчиняться своему мужу (гл. 5 ст. 151) и любить его как бога (гл. 5 ст. 154). Такое беспрекословное повиновение во многом объяснялось идеей несамостоятельности женщины, а также следующей мыслью: «…в какой мере она повинуется мужу, в такой мере она прославляется на небе» (гл. 5 ст. 155). Поведение женщины должно было быть смиренным и покорным. Большое значение имела идея верности своему мужу до смерти, что подчёркивало со стороны женщины следование «вечной дхарме мужа и жены». Таким образом, женщина в Древней Индии рассматривалась лишь как собственность мужчины, поэтому не могла распоряжаться своей судьбой и не могла на неё жаловаться. Тем не менее, женщины в семье должны были быть почитаемы. В тексте Законов Ману имеется такое положение: «Мать превосходит отца в тысячу раз» (гл. 2 ст. 145). Мужчинам предписывалось оберегать и украшать женщин в своей семье. Считалось, что семья, в которой женщины почитаются, пребывает в счастье и благополучии. Муж всегда был в ответе и за поведение своей жены. Артхашастра гласит: «Муж обязан обучать жену хорошему поведению, сам воздерживаясь от употребления таких слов, как «голая», «уродка», «без отца и без матери»…». Итак, женщина в Древней Индии была также украшением и источником благополучия всей семьи. Положение женщин в обществе средневековой Индии В период Средневековья Индия попала под влияние мусульманской культуры, что не могло не сказаться на системе права Индийского государства. Несмотря на возможность возникновения в Индии биюридизма (одновременного функционирования двух правовых укладов), основанного на существовании двух религиозных культур, Индия всё же не претерпела полной исламизации. Но всё же не возникло предпосылок к становлению положения женщин в индийском обществе более свободным и самостоятельным. Семья в этот период была основной ячейкой, в рамках которой и развивались основные правоотношения граждан. Жизнедеятельность членов семьи осуществлялась на основе общинного строя. Это обусловливало развитие как религиозной культуры и экономической системы, так и правового порядка именно в пределах большой семьи. В силу этого она также оставалась и глубоко патриархальной. Главой семьи был муж, который распоряжался всем семейным имуществом на правах беспрекословного неограниченного собственника, имевшего возможность распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Данные законы ещё раз подтверждают тезис о том, что современная правовая система Индии нацелена на улучшение правового положения женщины в обществе. Однако сегодня Индийской республике достаточно сложно преодолеть традиционную закоснелость общества новым, относительно молодым законодательством, призванным фактически совершить революцию в правосознании индийского общества, внедрив идею полового равенства.Такой надзор был необходим по причине свойственных женщине недостатков и пороков, толкающих на дурной путь; природа ее вредоносна, и она склонна изменять мужу. О подчиненном положении женщины Артхашастра свидетельствует косвенно, регламентируя способы удержания ее мужем в повиновении. Так, уча жену послушанию, муж не должен употреблять таких слов, как «испорченная», «падшая», «калека», «без отца», «без матери». При нарушении этого запрета полагался штраф. Допускалось применение физического насилия по отношению к жене, а именно три удара по спине жены: веревкой, рукой или тростниковой палкой» (Арт., III, 3. 2, 7, 8). Это наказание налагалось на жену, оскорбившую мужа из ревности, после того, как она узнала о его проступке (Арт., III, 3. 10).Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. В ст. 33 главы IX Законов Ману муж назван «владельцем поля», а жена при этом считается самим полем: «Женщина считается воплощением поля, а мужчина считается воплощением семени; рождение всех одаренных телом существ происходит от соединения поля и семени». «При сравнении семени и утробы семя считается важнее, так как потомство всех живых существ отмечено признаком семени» (ЗМ, IX, 35). Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (ЗМ, IX, 52-55).Не случайно даже проданная женщина не освобождалась от мужа, а право на нее в представлении древнего индуса сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки лежали и в основе запрещения повторных браков и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа (сати). Этот обычай был добровольным. Но можно предположить, что под давлением семьи и общества самосожжение было обязательным для вдов, относящихся к высшим вар-нам. По мнению известного индолога А. Бешэма, вдова, не имевшая детей, предпочитала принять ужасную смерть, надеясь на новый союз со своим мужем, чем влачить убогую жизнь в голоде, презрении и домашнем рабстве.Вдова не могла вновь выйти замуж. Законы Ману утверждают: «Женщина-вдова не должна быть вручена другому мужу, так как вручающие другому могут нарушить вечную дхарму» (IX, 64). При этом источники часто ссылаются и на древние традиции. Так, в ст. 65 главы IX Законов Ману сказано: «В священных текстах, касающихся брака, поручение (niyoga) нигде не упоминается, а в правилах, касающихся брака, не сказано о браке вдовы». Этот аргумент сопровождается угрозой общественного осуждения и лишения соединения с мужем в другой жизни: «... жена, которая из желания [иметь] потомство, нарушает [обет верности умершему] мужу, встречает презрение в этом мире и лишается местопребывания мужа [на небе]» (ЗМ, V, 161).Если к жене относились одновременно с почтением и подозрительностью, то вдовам особенно в семьях, строго соблюдающих все предписания, жилось тяжело. Вдова была обречена на аскетическую жизнь: она должна была спать на голой земле, принимать скудную пищу один раз в день, не употреблять меда, мяса, вина, соли, не носить украшения и цветную одежду, не пользоваться духами. Законы Ману предписывали для вдов следующий образ жизни: «Пусть она добровольно изнуряет тело, [питаясь только] чистыми цветами, кореньями и плодами; после смерти мужа ей не следует произносить даже имени другого [мужчины]», «ей полагается до смерти быть терпеливой, чистой, целомудренной, желающей [исполнить] ту высочайшую дхарму, которая [предписана] для жен, имеющих только одного мужа» (V, 157, 158). Этот строгий режим продолжался до конца ее дней, и единственной надеждой вдовы считалось соединение ее с умершим мужем в другой жизни; кроме того, она должна была проводить время в молитвах и исполнять религиозные обряды для покойного. Если вдова исполнит все обязательства, возложенные на нее, то она достигнет неба, даже не имея сыновей. Законы Ману поощряли подобную жизнь вдовы: «Та, которая, имея обузданные мысли, слова и тело, не изменяет мужу, достигает [после смерти] местопребывания мужа и называется ... «добродетельной» (sadhvi)» (V, 165) .Этот запрет касался даже девочек, ставших вдовами в детстве, когда брачные отношения фактические не были реализованы.Общество было неблагосклонно к вдове: «Добродетельные порицают того, кто по глупости соединяется ради потомства для другого с женщиной, лишившейся мужа» (ЗМ, V, 68). Считалось, что ее присутствие, встреча с ней приносит несчастье. Вдовам не разрешалось присутствовать на семейных праздниках, а поскольку она принадлежала к семье своего мужа, она не могла вернуться к отцу. Все родственники покойного следили, чтобы она не нарушила своего обета и тем самым не навредила душе покойного.Следует отметить, что для мужчины «чистота мыслей» не была столь почитаемой добродетелью, и после смерти жены он мог жениться во второй раз: «Мужчина, после того как похоронит жену, совершив агнихотру, пусть женится на другой женщине, не откладывая почитания домашнего огня», - говорится в Яджнавалкье (I, 89) . Об этом свидетельствует и содержание ст. 168, 169 гл. V Законов Ману: «Использовав огни при похоронном обряде в честь жены, умершей раньше [него], муж может опять совершить брачный обряд и зажечь священные огни. В соответствии с этим правилом пусть никогда не оставляет пять [великих] жертвоприношений; взяв жену, пусть он живет в [своем] доме второй период жизни»4. Вероятно, такие особенности были продиктованы большей ролью мужчины в процессе продолжения и сохранения рода. Дети не наследуют от матери никаких достоинств: «Семя не сохраняет в развитии никаких качеств утробы» (ЗМ, IX, 37). Таким образом, в формировании хорошего потомства играет роль высокое происхождение отца, его качества, даже если таковые отсутствуют, жене его отводится роль «поля», это потомство произрастившего.Повторные браки женщин в случае развода явно не запрещались, но осуждались. По Законам Ману, та, «которая оставив своего мужа низкого, сожительствует с высоким, достойна осуждения в мире», а, «потомство, рожденное от другого, - даже в другом браке, - в этом мире не признается; другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин» (V, 162, 163).Вопреки запретам дхармашастр Арт-хашастра разрешала повторные браки вдов. При этом дети, рожденные от этого брака, признавались законными и пользовались теми же правами, что и дети от первого брака Единственной не осуждаемой причиной повторного замужества являлось оставление жены мужем.К обязанностям мужа относилось обеспечение жены средствами существования, ибо «мучимая их недостатком, она может согрешить» (ЗМ, IX, 74) . Если она вынуждена занимать деньги, покупать или продавать, работать, чтобы прокормиться, грех падает на мужа, он достоин всяческого осуждения.При опасности прекращения линии рода отца или мужа отец мог сделать свою дочь путрикой, то есть принудить ее родить сына для него, при этом не обязательно в браке, а муж, в случае своего бесплодия, -родить сына от другого мужчины, либо от своего близкого родственника - по Законам Ману, либо, согласно Артхашастре, от любого мужчины той же варны.Источники говорят о значении варно-вой принадлежности как критерия отношения к женщине в семье. Но если по Законам Ману (IX, 85,86) старшинство, почет и жилое помещение для женщин должно соответствовать их варне и только жена одной варны с мужем могла совершать священные обряды, то Артхашастра закрепляла привилегированное положение в семье первой жены или жены, имеющей сына.В высших варнах женщины не были изолированы, но их старались ограждать от контактов с лицами противоположного пола. В Артхашастре описаны случаи наказания женщин за поведение, которое считается неблагопристойным (III, 3.20-28). В частности, речь идет о взыскании штрафа с женщины, если она: - несмотря на запрещение мужа, предается забавам в состоянии возбуждения или опьянения, штраф в этом случае составлял 3 паны;- ходит днем или ночью на развлечения, в которых участвуют только женщины или только мужчины (от 3 до 6 пан);- уходит от мужа, когда он спит или находится в состоянии опьянения;- не открывает ему дверь или выгоняет ночью;- ведет непристойный разговор в подозрительном месте;- с чужим мужчиной делают друг другу любовные намеки, показывая желание полового сближения или ведут в тайне непристойный разговор (24 паны).Таким образом, муж имел право неограниченного контроля за поведением жены.1.2 БРАК, РАЗВОД, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.Имущественные права женщины были ограничены. Предполагалось, что женщине может принадлежать лишь то, что дано ей при брачном огне, при свадебном шествии, что получено от брата, матери или отца в виде приданого.Законы Ману допускали низкий брачный возраст для женщин. 30-летний мужчина мог жениться на 12-летней, а 24-летний – на 8-летней. Девочку могли выдать замуж и в более раннем возрасте. Не допускались браки между кровными родственниками, осуждались браки с внекастными, младшему брату не следовало жениться раньше старшего. Вступая в первый брак, «дважды рожденный» обязан был брать жену равной с ним варны. При последующих браках разрешалось жениться на женщинах нижестоящих варн. Женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Мужчина мог также иметь наложниц, чаще всего из числа рабынь.Главным назначением женщины считалось воспроизводство рода. Рождение в семье дочери рассматривалось как несчастье, а сына – как благо, ибо именно на них падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Если у женщины не было сыновей, муж мог уполномочить свою жену на сожительство с деверем или другим родственником мужа для достижения желаемого потомства. Последнее, как и скот, признавалось основным видом богатства. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину.Законы не запрещали многоженство. При наличии жен из разных варн старшинство определялось порядком варн. Только жена равной с мужем варны могла лично прислуживать ему, присутствовать при совершении обрядов. Муж обязан был обучать жену хорошему поведению, мог наказать ее. Согласно Законам Ману жена должна почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Проданная в рабство и оставленная мужем, она все равно продолжала считаться его женой.Брак в Индии считался священным институтом, и поэтому очень сурово наказывалось прелюбодеяние, особенно если оно совершалось между членами различных варн. В этих случаях мужчину сжигали, а женщину затравливали собаками. По этим же религиозным соображениям осуждался развод, следуя им, в Законах Ману развод не допускался. Но «если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми – на десятом, если рождает (только) девочек – на одиннадцатом, но если говорит грубо – немедленно».По древним религиозным обычаям женщина не могла после смерти мужа вторично выйти замуж, в противном случае ее ожидало всеобщее презрение. Подобного рода брак не имел юридической силы. Идеалом жены в Древней Индии считалась женщина, которая после смерти мужа кончала жизнь самоубийством, восходя на костер, в котором сжигали труп ее мужа. Зато муж, почтив священными огнями умершую жену, мог вступить в новый брак. Видимо, поэтому женщины-идеалы, следующие за своими мужьями на костер, были все же редкостью.Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права. В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.2.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ.В отношениях между супругами  господствует полная как личная, так  и имущественная подчиненность жены мужу. Все, что бы она ни приобретала, поступает в пользу мужа. Однако, мужу предписывается обращаться с женою самым нежным образом, и нарушение супружеской верности любою из сторон наказывается весьма строго. В общем, положение женщины в Индостане было несравненно лучше, чем у других азиатских народов. Как уже было сказано ранее, Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Законы Ману определяют  положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины – это рождение детей и забота о семье (ст. 27 гл. IX и др.). Хотя законы Ману  как высшую дхарму между мужем  и женой провозглашают «взаимную  верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными. В Индии потомство, как  и скот, признавалось основным видом  богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по ¼ своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.2.2 НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯТакже обстоятельно законодатель стремился урегулировать и  вопросы наследования. А это в Древней Индии отнюдь непросто было сделать, т.к. принимались во внимание различные аспекты брачно-семейных отношений: формы брака, имущество мужа и жены, пол и возраст детей, единоутробные они или нет, родные или приемные, последовательность заключения брака при наличии нескольких браков и многие другие обстоятельства. Множество статей, в основном главы ІХ, посвящено вопросам наследования.Необходимо отметить, что  законодатель различает имущество  мужа и имущество жены, но совершенно не вспоминал о совместном имуществе. Более того, в ст. 194 главы IX законодателем дан исчерпывающий перечень видов собственности женщины, т.е. способов приобретения ею имущества на праве собственности. К ним отнесено имущество, «данное при (брачном) огне, данное на свадебном шествии, данное в знак любви, полученное от брата, матери и отца». Видимо, все остальное имущество семьи считалось отцовским.Патриархальная власть зависела не только от старшинства, но и от физической способности вести дела семейства. В одной из брахман сказано: пока отец в силах, он руководит семьёй, а сыновья от него зависят. Когда  же наступает старость, отец подчиняется  сыну, как главе семьи. После смерти отца возможен был и раздел имущества  между сыновьями (дочери, уходившие  в другую семью, не имели никаких  прав на семейное имущество). (Ст. 104 главы ІХ: по смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну отцовскую собственность; при них, живущих, они неправомочны.). Наследование признавалось по закону и по завещанию. Но некоторые другие источники гласят, что древнеиндийское право не знало наследования по завещанию - только по закону. Отцовское имущество после его смерти наследовали только сыновья. Отношения между отцом и сыновьями характеризуются прежде всего подчёркиваемым в брахманах принципиальным тождеством: отец воплощается в облике сына, он продолжает существование на земле в виде собственного наследника. Но ст. 127, 130 и 134 главы IX устанавливали исключение из указанного правила. В том случае если отец, не имея сыновей, сделал свою дочь путрикой, то она «равна сыну», т.е. наследовала имущество отца.   При разделе лучшая доля принадлежала старшему из братьев, ибо на нём лежала наибольшая ответственность, осуществление культа предков, обязанность продолжения рода. Младшим братьям надлежало почитать старшего как отца. Как гласит ст. 108 главы ІХ, пусть старший брат охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья. Строго осуждались такие браки, которые нарушали семейную иерархию. Как младший брат, женившийся прежде старшего, так и старший, допустивший подобное нарушение своих правил, рассматривались как ритуально нечистые, грешники.По закону при наличии  согласия всех наследников наследование могло осуществляться в двух формах: все сыновья могли разделить поровну отцовскую собственность (ст. 104 главы IX) или отцовское имущество полностью мог забрать старший брат, а остальным следовало жить при нем, как при отце (ст. 105 главы IX). Если согласие между наследниками отсутствовало, то действовали другие правила, которые законодатель обстоятельно изложил в ст. 112-153 главы IX. Ими следовало руководствоваться при определении в подобных случаях конкретной доли наследства, выделяемой каждому с учетом различного рода обстоятельств. При этом в лучшем положении среди наследников был первый сын (ст. 123 главы IX) и при наличии нескольких жен различных варн старший сын (ст. 124 главы IX). Оба они получали добавочную часть наследства, которая для первого сына выражалась в виде одного (самого лучшего) быка, а для старшего сына, т.е. родившегося от старшей жены, - в виде 15 коров и быка. Как видно из содержания данных статей, законодатель в наследовании закрепил принцип первородства, который действовал в праве Древней Индии как аксиома, и принцип классовости.При наличии нескольких жен  сын, родившийся от старшей жены, независимо от того, сколько до него родилось детей  от жен других, более низких варн, считался старшим. К этому следует  добавить, что законодатель, определяя  по закону долю каждого наследника, обращал особое внимание на наследование имущества брахмана, закрепляя установленные  правила. Так, в ст. 189 главы IX указывалось, что « имущество (умершего) брахмана никогда не должно забираться царем: таково правило; но (имущество людей) других варн при отсутствии всех (наследников) царь может забирать». После смерти отца-брахмана его сын от жены брахманки получал добавочную часть в виде быка производителя, повозки, украшений и дома, а также особую долю «вследствие (его) превосходства», которая составляла три части из оставшегося наследства независимо от количества других наследников (ст. 150, 151 главы IX). Если в подобных случаях умерший брахман при своей жизни составлял завещание, то оно признавалось законным, если в нем были соблюдены предписания ст. 153 главы IX, которая предусматривала разделение наследственного имущества на 10 равных частей, из которых четыре части получал сын-брахман, три части - сын кшатрийки, две части - сын вайшийки и только одну часть - сын шудрянки. Налицо четко закрепленный принцип классовости: значительное неравенство детей в наследственном праве в зависимости от принадлежности их матерей к той или иной варне.Как уже отмечалось, дочери к наследованию отцовской собственности не допускались, но закон предписывал: «девушкам (сестрам) братья пусть дадут из своих частей каждый четвертую часть их доли, отказавшиеся пусть будут изгоями» (ст. 118 главы IX). Тем самым братья обязывались фактически обеспечить своим сестрам приданое.Наследование имущества  матери регулировалось несколько иначе. По общему правилу, установленному в  ст. 131 гл. IX, «какое бы то ни было отдельное имущество матери, - это доля только (незамужней) дочери», т.е. не только сыновья, но и замужние дочери не имели права наследования имущества матери.В имуществе жены выделялись два его вида: имущество, «которое дано после брака родственниками и которое дано из любви мужем» и все другое имущество жены. Первое имущество, как указано в ст. 195 главы IX, «принадлежит потомству, если бы жена умерла при жизни мужа». Содержание указанной статьи Законов Ману позволяет предположить, что законодатель различал имущество жены, полученное ею в процессе заключения брачного договора и брачной церемонии, и имущество, полученное ею после заключения брака.Определенной особенностью отличалось наследование имущества  жены, не оставившей потомства. Правила  наследования в этом случае устанавливались  законом в зависимости от формы  брака. Так, согласно ст. 196 главы IX «имущество (женщины, вышедшей замуж) по обрядам  брахма, дайва, арша, гандхарва или праджапатья, (принадлежит) только мужу, если она умирает без потомства» в то время, как «какое бы имущество ни было ей дано при бракосочетании по обряду асура и по другим (достойным порицания обрядам), оно считается принадлежащим ее матери и отцу, если она умрет без потомства» (ст. 197 главы IX).Необходимо отметить, что  правила наследования имущества  умершего шудры были менее строги, допускали, например, к наследованию даже сына, рожденного от рабыни, если он был признан своим отцом (глава IX, ст. 179). Лица, лишенные наследства, могли рассчитывать только на помощь в пропитании со стороны наследников.Ещё раз отметим, что при отсутствии всех законных наследников, все имущество переходило в пользу царя. Исключение делалось только для брахманов, имущество которых передавалось лицам, посвятившим себя изучению вед.Как видно из анализа норм наследственного права, содержащихся в Законах Ману, законодатель того времени различал наследников первой очереди, которыми, как правило, были дети, и наследников второй очереди, к которым относились в зависимости от формы брака переживший супруг или родители умершего. Усматривается стремление законодателя создать правовую основу, которая обеспечивала бы сохранность имущества рода. ЗАКЛЮЧЕНИЕДревняя Индия, как и многие древние общества, знает четыре вида собственности: царскую, священную (жертвенные дары, земля, рабы), общины (ганы) и частную. В состав собственности входили скот, зерно, инвентарь, рабы, земля.Существовало семь законных способов приобретения имущества (X, 115): приобретение лица в рабство, наследование, получение в качестве дара или в виде находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений (7-й способ приобретения – только для жрецов-брахманов).После смерти отца и матери братья собирались и делили между собой в равных долях отцовское имущество, на которое они не имели права при жизни родителей.Имущество, приобретенное ученым трудом или в виде дара от друга, а также свадебный подарок считались неделимыми.К числу законных способов пропитания и существования были отнесены следующие: ученый труд, механические ремесла, работа за плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов на деньги.Государь по зрелом размышлении должен был всегда устанавливать в своих владениях пошлины, налоги таким образом, «чтобы ему самому и человеку, который будет заниматься этим делом, это было выгодно».Различались следующие виды сделок:- купля;- заем;- дарение;- перевозка.Большой долг можно было отработать с помощью слуг или членов семьи. Представители высших варн могли отдавать постепенно. При заключении договора важнейшими условиями его действительности были вменяемость сторон, их честность.Другое важное требование к соглашению – его правомерность с точки зрения обычая или закона.Различался брак торжественный (правильный), основанный на свободном согласии (без взаимных обязательств). Умыкание невесты воспринималось похитителем как военный трофей. Выкуп за невесту осуждался как унижение человеческого достоинства.Власть отца в семье была значительной и беспрекословной. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (VIII, 229).Особенно приниженным в таких взаимоотношениях было положение женщин, о которых сказано: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин (отца – в детстве, мужа – в зрелом возрасте, сыновей – в старости). Женщина никогда не пригодна к самостоятельности».В то же время в тексте Законов Ману имеется такое положение: «Мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз» (II, 145).Многоженство признавалось: например, у брахмана могло быть четыре жены.Потомство и скот считались самыми основными видами человеческого богатства.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Аннерс Э. История права (пер. со швед.) / Ин-т Европы. - М.: Наука, 1994. 2.Бонгард-Левин Г.М. Индия в эпоху Маурьев. М.: Наука. 1973. 2. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. - М.: 1993 г.; 3. Всеобщая история государства и права / Под ред, К.И. Батыра. М.: Былина,1995 4. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. Сб. статей. М.:Наука. 1989 5. Законы Ману: (Сборник). М.: Наука, 1992. .История государства и прав зарубежных стран под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой, ч.1., Издательство Московского Университета, 1998 год. 6. История государства и нрава зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов./ Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А., Жидкова ОД. - М.; Издательская группа ИНФРА -М.-НОРМА 1998, 7. История Древнего Востока под ред. В. И. Кузищина, изд.2, М., "Высшая школа", 1988 год. 8. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.: МГУ, 1982. 9. Лапова РА. Индия (рабовладельческий период). История государства и права. Учебное пособие. Саратов, I960. 10. Максимов О.В. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран / Архангельск, 1996. 158 с. 11. Новицкий Б. «Основы римского гражданского права» М., 1972 г., стр. 75. 12. Основы римского права Н. Б. Новицкий, 3-е изд., М., 1972 год .Рабовладельческое и средневековое государство и право, Харьков, 1981 год. 13 .Савельев В. А., «История римского частного права» М., 1986 14. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М.; Наука,1993 15. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» / Под ред. З. М. Черниловского. М., 1984 16. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.-М.. 1996.-Ч. 1,2 17. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. - М.: 2002 г.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
148901
рейтинг
icon
3141
работ сдано
icon
1358
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
142746
рейтинг
icon
5882
работ сдано
icon
2654
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
96499
рейтинг
icon
2041
работ сдано
icon
1276
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 601 оценка star star star star star
среднее 4.9 из 5
Гарвардский университет
Рaботa выполненa хорошо, большое спaсибо! Всеm советую дaнного исполнителя!
star star star star star
МПСУ
Было сделано досрочно. Самое главное, что работа выполнена качественно, и не потребовались...
star star star star star
ТИУ
Все правки в срок, быстро отвечает, входит в положение. Буду заказывать еще!!!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Тема реферата "культурологические идеи н. г. чернышевского"

Реферат, Культурология

Срок сдачи к 28 нояб.

только что

расчет гидравлический расчет холдного...

Контрольная, инженерные сети

Срок сдачи к 23 нояб.

2 минуты назад

Выполнить 2 контрольные работы

Контрольная, Электроника

Срок сдачи к 25 нояб.

2 минуты назад

По готовой детали в компас 3d сделать параметризацию

Другое, Моделирование

Срок сдачи к 27 нояб.

3 минуты назад

Решить 1 расчётно-графическую работу по теоретической механике

Решение задач, теоретическая механика

Срок сдачи к 25 нояб.

3 минуты назад

Практическая работа .Построение и анализ дерева решений

Контрольная, Техногенные системы и экологический риск

Срок сдачи к 26 нояб.

3 минуты назад

Информация и информационные процессы

Контрольная, информатика

Срок сдачи к 29 нояб.

4 минуты назад

Потрібно зробити з 1 завдання 5,24,39 запитання, розписати їх

Другое, Информатика

Срок сдачи к 28 нояб.

5 минут назад

Штраф как вид наказания

Курсовая, уголовное право

Срок сдачи к 27 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Тест Арены- попытка 1 время 7 минут

Онлайн-репетитор, Химия

Срок сдачи к 24 нояб.

6 минут назад

Решить задачу с опорой на нпа (постановления, фз, гк ...)

Решение задач, Гражданское право (особенная часть)

Срок сдачи к 23 нояб.

7 минут назад

курсовая на тему "Обязанность защиты Отечества:

Курсовая, конституционное право россии

Срок сдачи к 28 нояб.

8 минут назад

Реферат, Информатика

Реферат, Информатика

Срок сдачи к 25 нояб.

8 минут назад

Выполнить расчеты по заданным данным

Контрольная, лесоведение

Срок сдачи к 27 нояб.

9 минут назад

Написать эссе по фильму «Король-рыбак»

Эссе, Фэнтези в контексте современных медиа, русский язык

Срок сдачи к 24 нояб.

9 минут назад

Диплом и преддипломная практика

Диплом, Финансы и кредит

Срок сдачи к 31 мая

10 минут назад

Написать презентацию,на тему Классификация норм поведения

Презентация, Психология

Срок сдачи к 22 нояб.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.