это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3970378
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность работы. Платон является одним из самых великих древнегреческих философов, который положил основу философии, дал ее определение, рассмотрел многие ее вопросы, а также разработал модель здорового государства. Платону принадлежит немало сочинении, записанных его учениками, важное место среди которых занимают диалоги. В древнегреческой философии в отличие от многих его современников и последователей, в том числе Аристотеля, Платон смог охватить в своих учениях разносторонние аспекты бытия, пытался доказать первичность идеального над материальным.В данной работе мы будем рассматривать теорию «идей» Платона, его учение о государстве, учение об «эросе», поскольку данные теории и составляют сущность философии Платона и именно они повлияли на развитие философии в целом как важнейшей отрасли знания.Исходя из этого, представляется актуальным рассмотреть личность Платона в древнегреческой философии, а также роль его учений, открывающих ответы на самые острые философские вопросы.Таким образом, заслуга Платона состоит в целом в том, что ему удалось определить понятие «души», ее бессмертия, выделить социальные классы, что важно и для социологической науки, также он стоял у истоков эротической философии. Благодаря подробно разработанному учению об Эросе внес весьма важный теоретический вклад в общую мысль философского понятия любви. Платон, осмысливая любовь, параллельно рассматривал такие явления, как разум, познание и бытие человека, что также легло в основу его учений об идеальном государстве и обществе. Цель – изучить философию Платона.Задачи:рассмотреть биографию Платона;исследовать теорию идей Платона;проанализировать учение Платона о государстве;изучить концепцию Эроса Платона.Краткая характеристика литературных источников: В данной работе будут использоваться такие литературные источники, как Бовдунов А.Л. «Политика и эротизм: от «Государства» Платона к «Великому манипулятору» Дж. Бруно» и Толстенко А.М. «Эрос в философии Платона» пытались рассмотреть сущность учения об Эросе Платона и его связь с идеальным государством. Не менее интересна и книга известного философа Лосева А.Ф. «Бытие – имя – космос», где автор рассуждает о значимости философских теории Платона в рамках идеализма, размышляет о личности Платона в древнегреческой философии. В книге Рассела Б. “История западной философии”, а также в учебнике Скирбекка Г., Гилье Н. “История философии” мы узнаем основные этапы жизненного пути Платона. Ребещенкова И.Г. в работе «Эрос, разум, познание в философии Платона» пытается рассмотреть связь учения Платона об Эросе с важными категориями философии, которые легли в основу теории Платона. Также для рассмотрения биографии Платона будет использована информация из Философского словаря под ред. И.Т. Фроловой. Глава 1 Платон в классической греческой философии1.1 Платон как философ Платон (426/427-348/347 до н.э.) был древнегреческим философом-идеалистом, учеником Сократа, основателем объективного идеализма, автором более многих философских диалогов, важное место среди которых занимают «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство» и др. Для Платона был характерен идеалистический взгляд на мир, сам он вел активную борьбу против материалистических теории. Философский опыт был получен Платоном из учении Сократа, пифагорейцев, Парменида, Гераклита. Учение о космологии Платона заключается в определении «мировой души» и перевоплощения. Философ также выделил виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание, согласно Платону, характерно для истинно сущих «видов», его источник состоит в воспоминаниях бессмертной души человека о мире идей, которая созерцается до вселения в смертное тело. Чувственные вещи и явления нельзя познать, считает Платон, но можно составить о них вероятное мнение. По мнению философа, между «идеями» и чувственными вещами находятся математические объекты, которые доступны для рассудочного познания.Метод познания, по Платону, является своего рода «диалектикой», как двойном пути, сущность которого состоит в восхождении от ступеней обобщения до достижения высших родов и обратного нисхождения от самых общих понятий до понятий все меньшей общности. Сам процесс нисхождения присущ «видам», а не чувственным единичным вещям [7].Платон также является основателем школы в Афинах, называемой Академией, ставшей образцом традиционного классического высшего учебного заведения.Платон известен и как автор диалогов, о чем упоминалось выше. Диалоги Платона делятся на: ранние или “сократические” диалоги; диалоги, которые были прочтены Платоном в более зрелом возрасте (“Государство”); поздние диалоги (“Законы”) [5].Таким образом, Платон разработал немало теории, касающихся понятия “души” и ее бессмертия, политики, познания, любви, этики и т.д. Саму философию Платон определя как “любовь к мудрости”.За свою жизнь Платон побывал в Италии, Египте. Там он получил знания, положившие основу многим его теориям. Умер он в Афинах в 347 г. до н.э.1.2 Теория идей Платона и его учение о государствеБольшое значение в философских учениях Платона составляет теория «идей», или «форм». Сама теория содержит как логику, так и метафизику. Изложена она в диалоге “Государство”.По мнению Платона, под общей «идеей» или «формой» подразумевается наличие общего наименования у предметов. Согласно Платону, мир интеллекта отличен от мира чувств, а интеллект и чувственное восприятие состоят из двух родов. Роды интеллекта заключаются в «уме» и «рассудке». Ум более высокого рода, поскольку характерен для чистых идей, а в качестве его метода выступает диалектика. Рассудок является родом интеллекта, используемым в математике. Рассудок занимает более низкое положение в сравнении с умом, так как он применяет непроверяемые гипотезы.Платон, помимо этого, стремится различить ясное интеллектуальное созерцание и неясное созерцание чувственного восприятия, применяя аналогию зрительного ощущения. Зрение, по мнению философа, имеет отличия от иных чувств, так как оно нуждается не только в глазе и объекте, но и свете.Согласно Платону, знание и истина имеют подобие с благом, но благо стоит выше. Оно не является существованием, но оно выходит за пределы существования, имея преимущество в достоинстве и силе. Воспринимая абсолютное благо, диалектика несет за собой конец интеллектуального мира. Благодаря благу диалектика не нуждается в гипотезах математики. Следовательно, реальность в отличие от видимости есть полное и совершенное благо [3].Процесс познания, согласно Платону, существует за счет непрерывного взаимодействия между созерцанием идей и жизненным опытом в чувственном мире, что составляет диалектику теории и практики. Таким образом, происходит процесс углубления понимания идеи блага и блага в жизни общества.Также Платон считает, что идеи имеют связь между собой, образуя одно целое. “Государство” Платона содержит размышление над вопросом о справедливом поступке. Так, Платон выводит, что феномены и представления являются “справедливыми” только тогда, когда они имеют одную общую идею, идею справедливости.Поскольку “идеи” понять сложно, то для познания “идей” требуются значительные умственные способности, дисциплина и глубокая подготовка. И не все могут адекватно познать идеи. Следовательно, многие не имеют возможности собственными усилиями достичь добродетели и моральной и счастливой жизни. Таким образом, Платон говорит, что только избранные, знающие идеи, могут быть добродетельными, способными указать другим верный путь.Платон как противник демократии считал, что народ не имеет способности к самостоятельному управлению. И поскольку, люди не добродетельны и недостаточно компетентны, управление нужно доверить “экспертам”, способным достичь единства и лояльности общества. Условием для образования здорового города-государства должно быть то, что власть должна находиться в руках компетентных, но не народа или малознающих и недобродетельных единоличных правителей. В качестве средства осуществления этого выступает всеобщая система образования, где все имеют равные возможности и любой имеет право занять в полисе место, которое соответствует его способностям.Молодежь, согласно Платону, должна иметь крепкое и гармонично развитое тело, а также чувство прекрасного. Молодые люди должны усваивать навыки послушания, лояльности и готовиться к самопожертвованию. По достижении 20-ти лет должны отбираться лучшие, имеющие возможность продолжить обучение, в котором важна математика. По достижении 30-ти лет повторяется отбор, а тот, кто его прошел, начинает изучать философию в течение пяти лет. Затем пятнадцать лет необходимо принимать участие в практической жизни общества, чтобы обучиться навыкам управления. При исполнении 50-ти лет подготовленная элита получает право управлять государством. Каждый представитель элиты имеет знания об идеях добра, фактуальное знание и практический опыт, которые превратились в личностное знание. Эта элита и является, по мнению Платона, абсолютно компетентной и добродетельной, которая может взять в руки власть над обществом.Тот, кто не прошел первоначальный отбор, могут попробовать себя в качестве ремесленников, земледельцев или купцов. Тот, кто был исключен после второго отбора, может стать управляющим или воином. Исходя из этого, система образования способна формировать три вида социальных классов. К первому относятся правители, ко второму классу принадлежат люди, связанные с управлением и военной обороной. Третий класс включает производителей важных для народа продуктов и услуг. Помимо этих трех классов, согласно Платону, существует также низший класс, состоящий из рабов.По мнению философа, всеобщая система образования и воспитания может обеспечить как мужчинам, так и женщинам соответствующее их возможностям место в структуре общества, за счет чего они получат возможность выполнения общественной функции, к которой они подготовлены. Имеющие же мудрость смогут взять на себя правление членами общества. Имеющие мужество готовы к защите общества. Наделенные умеренностью и заботливостью берут на себя производство необходимых продуктов для общества. Занятость каждого тем делом, к которому у него есть способности, по мнению Платона, позволяет достичь эффективность выполнения социальных функций, что означает справедливое общество. Таким образом, профессиональной специализации соответствует торговля. И каждые профессиональные группы находятся в зависимости от остальных. Основными, по мнению Платона, являются группы производителей, управляющих и правителей, каждые из которых состоят из многочисленных профессиональных подгрупп, имеющих определенные виды деятельности. Такое разделение труда в зависимости от профессии способно обеспечивать достижение значительной степени эффективности. Исходя из этого, каждая общественно необходимая деятельность имеет одинаковую важность. Идеальное государство, таким образом, предполагает разделение труда, а не деление классов.По мнению Платона, какие-то из общественных задач и профессий все же более важны по сравнению с другими. Так, мышление имеет большую важность чем, управление, обладающее, однако, большей значимостью, чем производство. В целом, разные формы деятельности зависят от различных способностей отдельного индивида. Эффективное общество предполагает, как уже говорилось, занятость каждого подходящей ему деятельностью, что символизирует согласие между общественно более важными видами деятельности и высшими способностями с менее важными видами и средними способностями. Неравенство общественного положения членов общества можно объяснить с точки зрения природных различий. Следовательно, Платон утверждает, что классовое устройство общества следует рассматривать с этической (нравственной) позиции или в зависимости от возможностей каждого человека [5].1.3 Сущность Эроса в философии ПлатонаВпервые вопрос о дружбе Платон поднимает в своем сочинении «Лисида». А уже в других сочинениях, как «Пир», «Федр», «Горгии» и «Государство» он продолжает разрабатывать эту тему. Значение дружбы по Платону заключено в восстановлении разрушенного общества узким кругом единомышленников. Дружба составляет основную форму естественного и духовно-нравственного человеческого общения. Таким образом, дружба воспринималась как основа решения проблем государства.В «Лисиде» дружба рассматривается как первоначало любви. Поскольку, сам принцип первоначала, как считает Платон, выступает в виде источника дружеских отношений между людьми. В основе первоначала любви лежит такая высшая ценность, как благо. Следовательно, заложенная в душе норма и закон высшего блага способствуют объединению людей и поддержанию Вселенной как единого мирового порядка. Человеческая общность согласно Платону есть высшая симметрия, означающая соответствие всех вещей единой мере.В «Пире» Платон заложил основу для решения проблемы Эроса. Основная мысль в «Пире» соединение Эроса и Пайдейи – соединение двух душ в мире прекрасного, делающего Эрос бессмертным с помощью нравственного освобождения.Двойственность Эроса заключается в том, что существует общеизвестный Эрос, воплощающий в себе пошлые, непритязательные инстинкты. Такой Эрос должен подвергаться осуждению. Другой Эрос имеет божественное происхождение и служит истинному Благу и совершенствованию предмета любви. Этот Эрос имеет воспитательную силу, удерживая любящего от низких поступков и помогая другу в развитии его личности. Эрос выступает и в качестве средства воспитания в людях пристойности и благородного образа мыслей. Истинной целью Эроса является физическое единение, выражаемое душевную гармонию и целостность. Поэтому, Эрос есть тоска по первоначальной целостности, существовавшей в прежней природе человека. Эрос, тем самым, указывает на вечное. Платон видит подъем философа на самую высокую вершину, в которой исполняется заложенное в Эросе стремление к вечно прекрасному. Основное положение Платоновской этики – человек не может желать того, что он не считает для себя благом. Эрос, по утверждению Платона, есть определенный вид творчества, символ любви человека к Благу. Эрос стремится к подлинному осуществлению природы человека и к образованию. Эрос в понимании философии Платона – это стремление к формированию подлинного человека в человеке. Это желание добиться осуществления своей собственной природы. Порождение себе подобного представляет собой единственную возможность для бессмертия. Следовательно, Эрос способствует самосохранению физической природы человека. Духовный Эрос увековечивает человека в подвиге и любимом деле, которые потом живут в памяти людей и оказывают на них живое воздействие. Это больше всего присуще творцам и создателям государственной и семейной общности.Платон создает некую картину мистерии – систему ступеней, по которым поднимается овладевающий Эросом. Поднятие по ступеням происходит или по собственному побуждению, или под чьим то руководством. Такой духовный подъем, согласно Платону, называется педагогией. Эрос, в этом случае, является некой побудительной силой. Возвышение по ступеням, развитие начинается с самой ранней юности, начиная с восхищения физической красотой отдельного человека, побуждающей любящего к произношению благородных речей. После этого, истинный ученик Эроса обнаруживает сходство красоты одного тела с другим. Любовь к этой красоте ведет к пониманию того, что эта красота у всех одинакова. В результате этого, привязанность к одному человеку начинает ослабевать. Тем самым, в человеке формируется чувство прекрасного. Человек начинает больше ценить красоту души, чем красоту тела. На этой ступени Эрос становится воспитателем для другого и порождает речи, способствующие улучшению человека. Теперь, человек может оценивать красоту поступков и законов, видит родство всего прекрасного. Процесс поднятия оканчивается познанием красоты всех наук. На высшей ступени любящий освобождается от цепей любви, приковывающих к отдельному человеку или деятельности. Пройдя все ступени познания, человек начинает видеть божественную красоту в чистом виде, освобожденную от всего.Согласно Платону все науки имею собственную, особую красоту, свое значение и смысл. Несмотря на это, познание конкретных людей и предметов в итоге должно завершиться познанием сущности прекрасного. Учение о прекрасном является конечной целью странствования в царстве наук. Это соответствует идее Блага и его господствующему положению. Прекрасное и Благо связаны между собой и представляют собой аспекты одной действительности. В них заключается высший принцип всех человеческих желаний и поступков, побудительной силы, обусловленной внутренней потребностью, служащей неким импульсом развития природы. Так, Платон рассматривает внутреннюю гармонию между нравственным и физическим космосом.Основу любой философской гуманистической идеи по Платону составляет понятие природной индивидуальности человека и высокого значения собственного «Я» [1, с.180-196].Сама диалектика Платона есть диалектика знания, а платонический эрос представляет собой эрос познания. Также Платон связывает эротическое знание с красотой. Так, любовь является познание высшей формы красоты. Любовь выступает как стремление к прекрасному, эстетическому переживанию красоты.В произведении «Федр» Платон сравнивает душу с колесницей, запряженной двумя конями как добром и злом, тянущим душу по разные стороны. Души людей, стремящихся ввысь с целью созерцания истины, воспаряют на крыльях, души, неспособных подняться ввысь, падают. Таким образом, с рождением крыльев рождается и Эрос, вызывающий в душах неистовство, экстаз и блаженство.В. Соловьев так понимает учение Платона об Эросе. Он выделяет пять путей любви: «адский или сатанинский», животный, путь нормальной человеческой любви, ангельский и чисто духовный путь любви. Все пути в итоге ведут к смерти, конечной любви. Наивысшим путь любви ведет к преодолению смерти, он соединяет андрогизм и телесную духовность и богочеловечность. Эта любовь содержит в себе как мужское, так и женское начала. Она формирует образ цельного человека, связывая духовное и телесное, божественное и человеческое. Она способствует достижению бессмертия.Стоит отметить, что Эрос Платона не растворяет человеческий опыт в сексуальности, а наоборот, очищает чувственность и знание от нее [2].Платон в «Пире» говорит о том, что люди совершенно не знают истинной любви, потому если бы они ее знали, то не воздвигали ей величайшие храмы и алтари. По новому понимается любовь Платоном в «покаянной песне». Там, Платон не отрицает существование эроса.В целом, Платон видит в любви величайшую мировую силу, которой подчиняются все живые существа, а также служащей всеобщим основанием порядка и гармонии.Осмысление эроса и разума с познанием проходит с идеей Платона о неполноте, несовершенстве и неполноценности человека. Существование у человека влечения означает преодоление своего «Я», выход за собственные пределы. Сознание своей ущербности ведет к самосознанию и самопознанию.Любовь, выступающая как стремление к слиянию, лежит в самой природе человека. Платон связывает любовь с неистовством. Любовь предстает как сила, совпадающая с рассудком и разумом, но противостоящая им. Эрос заполняет душу страстным началом и приводит к безумию.Неистовство эроса трактуется Платоном как благоприятное явление. Таким образом, эрос превосходит рассудок и разум, а любовь составляет деятельность порождения. Это актуализированное желание, ведущее к рождению нового существа [4].Философию Платона, в каком-то смысле, можно именовать «эротософией», поскольку идея высшего блага может открыться только в эросном умопостижении, очищающем от телесных влечений и позволяющей душе обрести утраченную гармонию и цельность, что способствует восстановлению способности человека к восприятию мира в едином и целостном бытии [6].Задачами Платона в «Государстве» были анализ действительности, преображения ее по законам Эроса и выработка глубинно-онтологической концепции Эроса. Платон подошел к пониманию творческого Эроса, выявил его жизненную задачу как рождение в красоте, но не определил окончательное содержание задачи. Таким образом, Платон не понял до конца Эрос как живую, бытийственную, богочеловеческую связь, а следовательно, не сказал то, что рождает Эрос. Лирический Эрос дал Платону абсолютное предание цельной личности эротическому восторгу, в абсолютном самоотдании, самопожертвовании, а также понимание Эроса как восприятие чужой индивидуальности, назначенной для интимного взаимодействия душ. Также, Платон воспринимает лирическую настроенность души и растворенность в эротическом восторге чисто философских постижений. Зуд и щекотание понимаются как познание истинно-сущего.Космический Эрос мыслится Платоном как наиболее существенные части – лирический Эрос в форме творческой диффузии душ и космический как миропреображение. Соединение этих концепции происходит с помощью святого и проклятого воззрения на Эроса как рождения в красоте. Таким образом, Платон понимал зло и разъединенность человеческого существа и с помощью Эроса стремился достичь разрушения преграды между отдельными душами, преображая косную и злую телесность. Так проявился синтез лирического и космического Эроса. Однако, Платон желал Эроса скорее конкретно-теургического или богочеловеческого. Мир нуждается в искуплении. Человек не в силах победить злую материю с разделенным на части пространством и временем. Достичь такого искупления может только Бог, который сходит с небес и вочеловечевшись, преображает смертное естество человека. В это и заключается истинный Эрос, соединяющий две души, и наконец, все человечество для вселенского единства. А.Ф. Лосев заключает, что наш Эрос есть Эрос истинно человеческий и жизненно человеческий, Эрос подвига и одиночества. Последнее религиозное оправдание Эроса заключено в принятий Эроса в одиночестве и понятие всей гнусности бытия и страдания [2, c.37-60].Эрос в “Государстве” рассматривается как связи со справедливостью, философией и политикой. Эротизм неограниченный и необузданный опасен для государства. Следовательно, истинным проявлением патриотизма является принесение в жертву некоторых форм Эроса в государстве. “Государство” Платона наполнено энергией Эроса. В нем сочетается эротический порыв и справедливость, так как несправедливое государство обречено на разрушение и гибель. Благо стоит над справедливостью, потому что идея Блага заключает в себе важнейшее знание. Благом обусловлена полезность самой справедливости. Созерцанием Блага, стремлением к нему раскрывает проявление Эроса в чистом виде. Таким образом, правление философа соответствует чистой форме любви. Такое государство движется и управляется любовью. Эрос в нем есть импульс и сила, движущая от множества к единству [1, c.35-76].ЗаключениеПлатон как один из виднейших философов Древней Греции смог сделать значительный вклад в развитие философии, идеализма, онтологии, учении о душе, бессмертии, государстве и т.д. Он является автором и диалогов, в которых содержатся теория «идей», рассуждение об Эросе, разработана модель идеального государства.В учении об «идеях» бытие рассматривается Платоном с точки зрения существования неких бестелесных форм вещей, или «идей». Там же Платон выделил мир “чувств” и мир “интеллекта”, состоящий из ума и рассудка. Помимо этого философ пытался объяснить сущность знания и истины, определить благо. В “Государстве” Платон сумел выделить три социальных класса, состоящего из управителей, обладающих знанием, стражей, защищающих государство, ремесленников и торговцев, производящих необходимые народу продукты. Но, вместе с тем, Платон называл еще и самый низший класс “рабов”, что говорит о феодальном характере Платоновского государства.Важный вклад философских размышлений Платона об эросе внесли произведения Платона «Пир», «Федр», «Лизис», «Горгии» и «Государство». В них, Платон ставит «мостик» между любовью и познанием, наукой, философией и разумом. Эрос по Платону есть постижение бытия. Отсюда следует, что постижение бытия возможно путем стремления человека к познанию истины, которое возможно путем слияния двух половин человеческого образа и познанием человеком самого себя и другого.В целом, философские размышления Платона позволяют дать анализ древнегреческого понимания сущности человека, его разума и бытия.
Список использованных источников
1. Бовдунов А.Л. Политика и эротизм: от «Государства» Платона к «Великому манипулятору» Дж. Бруно. – Выпуск 3. – М.: Евразийское движение, 2012. – С.65 – 76.2. Лосев А.Ф. Бытие – имя – космос. – М.: Мысль, 1993.3. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 992 с.4. Ребещенкова И.Г. Эрос, разум, познание в философии Платона / Альманах «Академия». Материалы и исследования по истории Платонизма. Выпуск 1. – Спб., 1997.5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Владос, 2000.- 800с.6. Толстенко А.М. Эрос в философии Платона / А.М. Толстенко. – Вестник русской христианской гуманитарной академии. - №4. – 2010. 7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!