это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3981584
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 3
1.1. Понятие, цели и классификация международного сотрудничества в области отбывания наказания 3
1.2. Международное сотрудничество в области прав заключенных 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 15
2.1. Реализация задач международного сотрудничества в области пенитенциарной деятельности 15
2.2. Проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в области исполнения наказания 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ 28
ВВЕДЕНИЕ
Вследствие глобализации и, в частности, возникновения и распространения транснациональной преступности, все системы правосудия сталкиваются с рядом новых сложностей. Уголовные преступники обладают мобильностью и зачастую стремятся избежать обнаружения, ареста и наказания, действуя через международные границы. Преступники избегают поимки, используя границы в своих целях и рассчитывая на то, что правоохранительные органы зачастую не стремятся заниматься сложными и дорогостоящими транснациональными расследованиями, и уголовным преследованием.Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время международное сообщество считает международное сотрудничество по уголовным делам неотложной необходимостью. Это требует национальных усилий в целях соблюдения новых международных стандартов, поощрения сближения и совместимости национальных законодательств, проведения комплексных процессуальных реформ и в целом развития значительно более мощного потенциала в области расследования и уголовного преследования на национальном уровне, а также наращивания потенциала в области сотрудничества на международном уровне.Основными механизмами, поддерживающими международное сотрудничество, являются взаимная правовая помощь, экстрадиция, передача заключенных, передача материалов уголовного разбирательства, по конфискации доходов от преступной деятельности и возвращения активов, предусмотренное в Конвенции ООН против коррупции.Объектом исследования в данной курсовой является международное сотрудничество в области отбывания наказания в виде лишения свободы.Предметом исследования являются национальные и международные нормативные акты, регулирующие сотрудничество в области отбывания наказания в виде лишения свободы.Целью работы является изучение целей и основных направлений международного сотрудничества в области исполнения наказания в виде лишения свободы.Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:Степень научной разработанности исследования. Степень научной разработанности бакалаврской работы представлена обширным кругом известных авторов, в их число входят: Л.В. Головко, В. Н. Жадан, А.А. Куприянов, Р.В. Ковалев, В.А. Владимирова, Л.В. Левицкий, Н.П. Грабовской, Н.С. Лейкина, П.С.Дагель, Ш.С. Рашковская, А.Н. Трайнина, A.M. Лазарева, А.С. Макаренко и т.д. Эмпирическая база исследования. Использовались статистические данные, опубликованные на официальных сайтах министерства Юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний России, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ1.1. Понятие, цели и классификация международного сотрудничества в области отбывания наказанияМеждународное сотрудничество в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными - это специфическая деятельность государств и других субъектов международного права в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.Цель этой деятельности - на основе объединения усилий, с помощью коллективного разума выработать единую концепцию борьбы с преступностью путем более эффективного исполнения уголовных наказаний. Сотрудничество в этой сфере осуществляется по следующим направлениям: научно-информационное (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных исследований); оказание профессионально-технической помощи; договорно-правовая координация обращения с правонарушителями на основе международных соглашений.В последние годы активно развивается сотрудничество в сфере передачи иностранных граждан для отбытия лишения свободы в страны, гражданами которых они являются. Это сотрудничество должно содействовать совершенствованию отправления правосудия и способствовать отбыванию наказания и возвращению осужденных лиц в близкую им общественную среду.Международное сотрудничество организуется в следующих формах: в рамках международных органов и организаций (комитеты и комиссии ООН и Совета Европы, Международный Конгресс ООП по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Комитет по проблемам борьбы с преступностью Совета Европы (СОРБ) и Европейский Комитет по сотрудничеству в области пенитенциарных проблем (РС-И-СР)); па основе многосторонних и двухсторонних соглашений.Особое воздействие на развитие международного и национального уголовно-исполнительного права, законодательства и практики исполнения уголовных наказаний оказывают международные правовые акты. Стандарты, которые в них содержатся, традиционно классифицируют по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обязательности для государств-применителей.По масштабам действия все стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний можно разделить на две группы: универсальные и региональные. Универсальные - это стандарты, выработанные и принятые в рамках ООП (Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и др.). Региональные стандарты установлены Советом Европы или иными региональными объединениями государств (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Европейские пенитенциарные правила (1987 г.)).По специализации международные акты, содержащие стандарты обращения с осужденными, подразделяются на два вида: 1) акты общего характера, определяющие права человека, содержащие отдельные стандарты обращения с осужденными; 2) акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. К первым следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. К актам специализированного характера относятся Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.), Минимальные стандартные правила ООП, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.) и др.По обязательности для государств-применителей международные правовые акты подразделяются на стандарты, содержащие обязательные нормы, и стандарты-рекомендации, не носящие обязательного характера.Обязательные нормы международных правовых актов, определяющие естественные права человека, не могут нарушаться при исполнении уголовных наказаний. К таким "абсолютным" правам следует отнести право на жизнь, свободу и безопасность личности, запрет пыток, право на свободу мысли, совести и религии и др. Эти права закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Европейской конвенции но предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и др.Право на жизнь закреплено в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Оно является неотъемлемым, все остальные права и свободы человека, в том числе и осужденного, производит от права на жизнь. Главные принципы указанной международной нормы состоят в том, чтобы защитить человека от любого умышленного лишения жизни государством, а также обязанность государства обеспечить принятие и применение законов, предусматривающих суровое наказание за преступления против жизни, осуществление эффективных превентивных и охранительных мер в случае возникновения опасности для жизни человека. По общему правилу право на жизнь предполагает, что государство должно принимать все меры к тому, чтобы человеческая жизнь даже в условиях отбывания уголовного наказания оставалась вне опасности. На реализацию этих принципов направлены положения Конституции РФ (ч. 1 ст. 20), уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод допускает исключения из общего правила. Прежде всего это касается смертной казни, законно назначенной по приговору суда за совершение преступления. Но данное положение в связи с вступлением в силу Протокола № 6 к Конвенции относительно смертной казни и его ратификацией большинством европейских государств фактически не действует. Россией в настоящее время указанный документ подписан, но не ратифицирован, поэтому возможность применения смертной казни после введения на всей территории РФ судов присяжных сохраняется. Кроме того, ч. 2 ст. 2 Конвенции определяет ситуации, при которых разрешается лишение человека жизни (для защиты любого лица от противоправного насилия, для осуществления законного задержания или предотвращения побега, для подавления бунта или мятежа) и условия, которые должны соблюдаться при этом. Право быть свободным от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения является одним из самых главных прав человека, так как оно связано с личной неприкосновенностью и человеческим достоинством личности. Запрет пыток зафиксирован в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последняя норма относится к разряду неприкосновенных положений Конвенции. В ч. 2 ст. 15 Конвенции, которая позволяет государствам отступать от своих обязательств по Конвенции в случае чрезвычайных обстоятельств, сказано, что ни при каких обстоятельствах государство не может отступать от своих обязательств по ст. 3. Права, охраняемые в перечисленных нормах, защищаются также двумя другими международными актами - Конвенцией ООН против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и Европейской конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1989 г.).Основной областью применения указанных статей являются места предварительного заключения, а также учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, связанные с изоляцией осужденного от общества. В ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Это связано с тем, что подозреваемый, обвиняемый или осужденный менее других граждан защищен от произвола государства в лице сотрудников правоохранительных органов и имеет большую вероятность стать объектом пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения. Поэтому в отечественном законодательстве содержатся надежные гарантии прав личности в этой сфере. Конституция РФ в ч. 2 ст. 21 определяет: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию". Это конституционное положение получило развитие в принципах гуманизма уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ), а также в ч. 2 ст. 12 УИК РФ, где осужденным гарантируется вежливое обращение со стороны персонала и неприменение к ним жестоких и унижающих человеческое достоинство видов обращения.Право па свободу мысли, совести и религии, согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод представляет собой, в частности, свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные обряды. Конституция РФ сформировала основу правового регулирования отношений, связанных с осуществлением осужденными свободы мысли, совести и религии. Статья 28 Конституции РФ гарантирует это право всем гражданам, в том числе и отбывающим уголовные наказания. На его реализацию направлены положения ст. 14 УИК РФ, которая регламентирует осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания осужденными к лишению свободы, ограничению свободы, аресту и смертной казни. Для осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, каких-либо особенностей в осуществлении данного права нет.В сфере исполнения уголовных наказаний действует ряд международных правовых актов, в которых содержатся нормы, которые хотя и носят рекомендательный характер, но подлежат максимальному учету при разработке национальных законодательных актов. Такие специализированные международные стандарты обращения с осужденными содержатся в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955 г.), Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.), Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.). В этих актах содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия. Реализация норм-рекомендаций осуществляется путем приведения национального законодательства в соответствие с содержащимися в указанных документах требованиями по мере создания необходимых условий.В связи с дальнейшей интеграцией России в европейское сообщество особенную актуальность приобретают стандарты обращения с осужденными к лишению свободы, изложенные в новых Европейских пенитенциарных правилах, утв. в феврале 2006 г. Комитетом Министров Совета Европы, Рекомендация № Я (2006). Эти Правила применяются в отношении всех лиц, содержащихся под стражей по решению суда, а также осужденных к лишению свободы.В новых Европейских пенитенциарных правилах первостепенное значение придается девяти главным принципам, лежащим в основе толкования и применения Правил в целом. К ним относятся: соблюдение прав человека при исполнении лишения свободы; недопущение дополнительного внесудебного ограничения прав осужденных во время отбывания лишения свободы; минимальность ограничений нрав осужденных, их обоснованность; нарушение прав осужденных не может быть оправдано недостатком ресурсов; содержание в местах лишения свободы должно быть максимально приближено к позитивным аспектам жизни в обществе; исполнение лишения свободы должно способствовать возвращению осужденного к нормальной жизни в обществе; активное сотрудничество с социальными службами и институтами гражданского общества; профессионализм персонала пенитенциарных учреждений, позволяющий обеспечивать высокие стандарты обращения с осужденными; регулярный государственный и общественный контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений. Эти положения воплощают в себе идеи приоритета прав человека, гуманизма, социальной ориентированности и результативности исполнения лишения свободы, являющиеся предопределяющими для четкого и эффективного функционирования современных пенитенциарных систем.Принципы, изложенные в ч. I Правил, нашли свое отражение в остальных разделах этого документа. Часть II "Условия содержания" раскрывает вопросы приема и регистрации осужденных, их распределения, перемещения и классификации, определяет стандарты материально-бытового (требования к помещениям в местах лишения свободы, обеспечению осужденных предметами личной гигиены, одеждой и постельными принадлежностями, организации питания осужденных, порядку хранения их вещей) обслуживания осужденных, устанавливает режимные требования, принципы привлечения осужденных к груду и обучению, организации их досуга, а также взгляды на оказание осужденным правовой помощи, возможности предоставления информации и подачи жалоб, общения осужденных с внешним миром, их религиозной и моральной поддержки. В ч. III Правил определены основные требования к организации медицинского обслуживания осужденных к лишению свободы. В ней устанавливаются общие принципы и порядок оказания медицинской помощи осужденным, обязанности медицинского персонала, особенности медицинского обслуживания отдельных категорий осужденных, требующих специализированного лечения. Главным требованием является то, что администрация пенитенциарных учреждений должна нести ответственность за охрану здоровья всех осужденных (п. 39). Часть IV Правил "Поддержание правопорядка" регулирует вопросы охраны, режима и обеспечения безопасности в пенитенциарных учреждениях. В и. 49 подчеркивается, что порядок в пенитенциарных учреждениях поддерживается соблюдением требований режима, безопасности и дисциплины с одновременным предоставлением осужденным условий содержания, обеспечивающих их человеческое достоинство. В пенитенциарных учреждениях должны быть разработаны процедуры, обеспечивающие безопасность осужденных, персонала и всех посетителей и снижающие до минимума риск насилия и других инцидентов, угрожающих их безопасности (п. 52.2). В ч. V закреплены правила, регулирующие деятельность персонала пенитенциарных учреждений. В п. 71 установлено, что за пенитенциарные учреждения не могут подчиняться военному ведомству, полиции или ведомству уголовного расследования. Специализированный персонал обычно состоит из профессиональных штатных сотрудников, имеющих статус государственного служащих, которым гарантируется занятость при условии добросовестного выполнения своих обязанностей, эффективности, физической пригодности, душевного здоровья и соответствующего уровня образования (п. 78). Особое внимание обращается на честность, гуманность, профессионализм сотрудника. Часть VI Правил определяет порядок организации контроля за работой пенитенциарных учреждений. Согласно п. 92 пенитенциарные учреждения регулярно инспектируются одним из государственных органов на предмет соответствия деятельности требованиям национального законодательства и международного права, а также Европейских пенитенциарных правил. Кроме этого, условия содержания и обращение с осужденными должны контролироваться независимыми органами, результаты такого контроля обязательно обнародуются (п. 93).В Правилах большое внимание уделяется ресоциализации - возвращению осужденных к нормальной жизни в обществе после освобождения. Так, все осужденные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. В этих целях разрабатываются соответствующие процедуры и организуются специальные программы, обеспечивающие переход от жизни в пенитенциарном учреждении к законопослушной жизни на свободе (п. 107.2). Таким образом, новые Европейские пенитенциарные правила являются еще одним подтверждением приверженности Совета Европы традиционным ценностям, основанным на гуманности, а также позитивной роли пенитенциарных служб, деятельность которых, по мере возможности, имеет своей целью возвращение осужденных к правопослушной жизни в обществе. Правила предоставляют для этого необходимую основу международного сотрудничества, стандарты деятельности пенитенциарных учреждений, определяют их перспективы и являются стимулом для дальнейшего прогресса в этой области в Европе.1.2. Международное сотрудничество в области прав заключенныхЛишение свободы как вид уголовного наказания, организационные и правовые проблемы находятся в центре внимания не только сотрудников ФСИН, исполняющих данный вид наказания, но и широкой общественности, а также международно-правовых организаций.Федеральная служба исполнения наказаний является самой закрытой среди силовых структур нашей страны, и отсутствие достоверной информации о ее деятельности порождает множество слухов и формирует ложное представление о содержании и механизме реализации пенитенциарной политики.Осужденные, находящиеся в пенитенциарных учреждениях, несмотря на их изоляцию от общества, остаются гражданами своей страны и должны находиться под защитой государства. Задача государства - создать в местах лишения свободы такую обстановку, которая позволяет обеспечивать защиту прав осужденных и выполнять международные правила обращения с ними.Наблюдаемое в последнее время возрастание внимания общественности к соблюдению прав заключенных делает актуальным тезис о том, что в контексте международного сотрудничества можно полнее и глубже осмыслить характер опыта, сопоставить опыт нашей страны с опытом других стран, прошедших свой путь в иных исторических условиях.Необходимость исследования проблемы прав осужденных на международном уровне и целесообразность закрепления правового статуса осужденных международными нормами объясняется эффективностью международно-правового регулирования. Международное право играет большую роль не только в упорядочении межгосударственных отношений, но и в совершенствовании норм внутригосударственного права, в частности, как в области защиты общих прав и свобод человека, так и защиты прав осужденных.В результате международного сотрудничества в области прав человека применительно к уголовно-исполнительной системе разрабатываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными. В них сосредоточен мировой опыт практики исполнения наказаний, гуманистические тенденции развития системы.Цель этой деятельности - на основе объединения усилий, с помощью коллективного разума выработать единую концепцию борьбы с преступностью путем более эффективного исполнения уголовных наказаний. Сотрудничество в этой сфере осуществляется по следующим направлениям: научно-информационное (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных исследований); оказание профессионально-технической помощи; договорно-правовая координация обращения с правонарушителями на основе международных соглашений.В последние годы активно развивается сотрудничество в сфере передачи иностранных граждан для отбытия лишения свободы в страны, гражданами которых они являются. Это сотрудничество должно содействовать совершенствованию отправления правосудия и способствовать отбыванию наказания и возвращению осужденных лиц в близкую им общественную среду.Осознавая сегодня, что действие принципа уважения прав и свобод человека распространяется на всех граждан, необходимо понять, что область прав осужденных (регламентация их правового статуса, закрепление правил обращения с ними) тоже должна стать частью международно-правового регулирования.Пенитенциарные учреждения России призваны осуществлять изоляцию от общества и перевоспитание осужденных, вместе с тем эффективность их деятельности остается пока низкой. Наблюдается тенденция к увеличению преступлений в местах лишения свободы, которые отличаются особой жестокостью и тяжестью.Осознание приоритета человеческих свобод, признание человека и его прав высшей и абсолютной ценностью является значительным достижением мирового сообщества. Принцип уважения прав и свобод человека входит в число основных принципов международного права. Существует ряд направлений в реализации этого принципа, одним из которых является его применение в сфере борьбы с преступностью, а также в производной от нее сфере обращения с осужденными.ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ2.1. Реализация задач международного сотрудничества в области пенитенциарной деятельностиВыход России на международную арену - явление последних десятилетий, поэтому для нашей страны связи с другими государствами в области пенитенциаристики не являются традиционными и фактически во многом создаются вновь.Международное пенитенциарное сотрудничество как деятельность является важной сферой международных отношений, способствует поддержанию международно-правового и внутригосударственного правопорядка, способствует международной и национальной пенитенциарной безопасности.Международное пенитенциарное сотрудничество осуществляется на следующих уровнях:- в рамках международных организаций;- в региональном масштабе;- между пенитенциарными системами стран.Данное сотрудничество имеет объективную основу, которая включает в себя:- взаимосвязь и взаимозависимость государств в современном мире;- постоянное расширение видов пенитенциарных преступлений, представляющих международную опасность;- заинтересованность различных национальных пенитенциарных систем в совместном поиске наиболее эффективных путей, средств и методов противодействия криминальным проявлениям.Международное пенитенциарное сотрудничество является одним из компонентов взаимодействия государств в борьбе с пенитенциарной преступностью. Данное взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям:- регламентация юридических вопросов и прав личности в области пенитенциаристики;- обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;- обмен опытом работы и исследование научно-практических проблем;- оказание содействия в подготовке кадров для пенитенциарной системы;- предоставление материально-технической и консультативной помощи.Таким образом, международное пенитенциарное сотрудничество способствует выработке общей стратегии и тактики по вопросам совершенствования управления пенитенциарными системами стран, а также кадрового, научно-методического и технического обеспечения их функционирования.Правовым ориентиром в осуществлении реформ УИС являются Европейские пенитенциарные правила.Проводимая ФСИН России политика в сфере международного сотрудничества направлена на установление и развитие взаимовыгодных партнерских отношений с пенитенциарными системами иностранных государств.В рамках международного сотрудничества ФСИН России осуществляются служебные командировки за границу, приемы иностранных делегаций (рекомендации по организации и проведению приема иностранных делегаций и граждан в учреждениях и органах УИС представлены в Приложении 2), международные научно-практические конференции, семинары, круглые столы, рабочие встречи, стажировки в образовательных учреждениях. Так, делегации сотрудников ФСИН России выезжали в Австрию, Беларусь, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Германию, Казахстан, Киргизию, Китай, Латвию, Мексику, Норвегию, Польшу, США, Францию, Украину, Швейцарию, Швецию и др. И. В. Евдокимов выделяет несколько групп стран, взаимодействие с пенитенциарными системами которых осуществлялось по определенным направлениям и проблемам. Прежде всего, это страны, являющиеся разработчиками международных пенитенциарных стандартов, где уже накоплен богатый опыт демократичного развития систем исполнения наказаний, признан авторитет соблюдения прав и законных интересов как лиц, находящихся в местах лишения свободы, так и сотрудников, обеспечивающих их защиту (Великобритания, Германия, Норвегия, Финляндия, Швейцария и др.).Вторая группа стран - это страны, где проводятся преобразования в организации систем исполнения наказаний в соответствии с признанными международными стандартами. Их опыт поиска сочетания высоких требований мировых стандартов и особенностей национального менталитета, учета реальных, конкретных возможностей экономики, законодательства также представляет определенный взаимный интерес для развития сотрудничества (Польша, Китай, Мексика, Монголия, Никарагуа и др.).Третья группа стран - государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза. Ранее это была единая система исправительно- трудовых учреждений, общая законодательная база и общие проблемы необходимости преобразований. Сотрудничество осуществляется по линии обмена информацией, методическими разработками, учебными программами, обучения и стажировок сотрудников. Постоянные рабочие контакты налажены с коллегами в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Украине и др.Функции по осуществлению международного сотрудничества и сравнительному анализу возможностей интеграции передового опыта в деятельность отечественной пенитенциарной системы зачастую выполняют образовательные и научно-исследовательские институты (НИИ) ФСИН России.Рассмотрим, некоторые примеры реализации международного сотрудничества в последнее десятилетие.Так, в рамках российско-финского проекта сотрудничества реализован проект по переводу и изданию на русском языке сборника «Комментарий к международным правовым актам и стандартам обращения с осужденными». Результатом российско-норвежского проекта Академией ФСИН России совместно с Санкт-Петербургским институтом повышения квалификации работников ФСИН России и сотрудниками пенитенциарной системы Норвегии переведены и опубликованы Закон об исполнении уголовных наказаний в Королевстве Норвегия и справочное пособие «Пенитенциарная система Норвегии», которые используются в учебно- воспитательном процессе образовательных учреждений ФСИН России. Сотрудниками Академии ФСИН России совместно с зарубежными коллегами осуществлен перевод Закона об исполнении наказаний Финляндии.Достаточно результативным было в последние годы российско- швейцарское сотрудничество. Еще на первом этапе (в период с 1997 по 2008 г.) осуществлялся совместный проект под общим названием «Тюремная реформа в России». Его результатом стало:- введение в образовательных учреждениях ФСИН России многоуровневой программы подготовки кадров по специальности «Социальная работа в УИС»,- совместная разработка учебных планов, программ, учебных и методических пособий.Изданы пособия «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе», «Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осужденных». Организована информационная поддержка сотрудников, преподавателей, курсантов через веб-сайт в Интернете «Социальная работа в УИС», апробирована во всех учреждениях УИС программа автоматизированного рабочего места социального работника «Социальное досье». В общегражданских вузах, готовящих социальных работников, в программы введена специальная учебная тема «Социальная работа в УИС». В тарифно-квалификационный справочник была внесена профессия «Специалист по социальной работе в УИС», приказом Минюста России 2001 г. были утверждены в штатах учреждений УИС должности специалистов по социальной работе.На втором этапе при финансовой и методической помощи швейцарской стороны в четырех образовательных учреждениях ФСИН России прошли профессиональную переподготовку с получением диплома о второй специальности «Специалист по социальной работе в УИС» 290 сотрудников групп социальной защиты осужденных исправительных учреждений 74 территориальных органов ФСИН России от Калининграда дот Южно-Сахалинска. Проведено повышение квалификации преподавателей данных образовательных учреждений и сотрудников воспитательных учреждений, проводящих практические занятия, организована их стажировка в пенитенциарных учреждениях Швейцарии HYPERLINK "https://studref.com/416828/pedagogika/mezhdunarodnom_sotrudnichestve_oblasti_penitentsiarnoy_deyatelnosti" \l "gads_btm" [2].Анализ развития международного, в том числе российско- швейцарского, сотрудничества в сфере подготовки специалистов по социальной работе в УИС отражен в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Социальная работа в свете новых Европейских пенитенциарных правил: теория и практика».При активном участии швейцарских экспертов были подготовлены приказы Минюста России «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы», Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на период 2006-2010 гг., модель воспитательного центра.Современный этап российско-швейцарского сотрудничества начинался в 2009 г. Проект «Тюремная реформа в России». Была подписана Программа сотрудничества между Министерством юстиции Российской Федерации и Департаментом юстиции и полиции Швейцарской Конфедерации на 2009-2010 гг. В 2011-2013 гг. 36 сотрудников ФСИН России (начальники воспитательных колоний, социальные педагоги (воспитатели), специалисты по социальной работе, психологи и руководители профессиональных училищ) прошли стажировку в пенитенциарных учреждениях Швейцарии, что позволило активизировать поиск новых форм социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними.Международное сотрудничество в сфере обучения и повышения квалификации сотрудников пенитенциарных систем осуществлялось с пенитенциарными системами Азербайджана, Белоруссии, Германии, Монголии, Норвегии, Таджикистана, Швейцарии и Финляндии.В рамках российско-белорусского проекта по вопросам обеспечения учебного процесса, реализуется проект «Организация работы библиотек Академии ФСИН России и Академии МВД Республики Беларусь», что позволило значительно расширить книжный фонд редких изданий в Академии ФСИН России, повысить качество обслуживания учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.Вологодским институтом права и экономики ФСИН России совместно с Высшей школой в Ольтене был подготовлен «Технологический справочник пенитенциарного социального работника».В 2013 и 2015 гг. в Академии ФСИН России был проведен Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление», на которых обсуждались основные направления развития уголовно-исполнительной системы России, работа пенитенциарных учреждений иностранных государств, а также передовой зарубежный опыт в сфере исполнения уголовных наказаний. По итогам форума был издан сборник тезисов выступлений и докладов участников в 8 томах.Более подробно остановимся на организации международного сотрудничества в Самарском юридическом институте ФСИН России.С 2010 г. традиционным стало проведение ежегодной Международной научно-практической конференции «Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт», посвященной вопросам теории и практики пенитенциарного права и пенитенциарной безопасности. В работе конференций принимали участие свыше 50 иностранных представителей из 18 государств (Беларусь, Великобритания, Германия, Голландия, Казахстан, Китай, Колумбия, Монголия, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, США, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Франция, Швейцария, Швеция), представители Международной ассоциации исправительных учреждений и тюрем (ICPA), Международной неправительственной организации «Международная тюремная реформа» (PRI). По итогам работы конференций вырабатывались рекомендации по повышению эффективности деятельности пенитенциарных служб, совершенствованию законодательства в сфере применения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной практики, издавались сборники статей.Одним из направлений международного сотрудничества вуза является участие в грантовых проектах. Так, в ноябре 2012 г. сотрудники института с научным исследованием на тему «Пенитенциарная безопасность и проблемы ее обеспечения» выиграли грант в рамках российско- казахстанского проекта сотрудничества, направленного на систематизацию знаний об объекте пенитенциарной безопасности, источниках криминогенных пенитенциарных угроз, их обусловленности. Результатом стала коллективная монография по теме исследования.К наиболее крупным издательским международным проектам института следует отнести публикацию впервые в России Энциклопедии пенитенциарного права, в которую вошли четыре тематических блока (части), объединяющие более 300 статей и приложений и отображающие разнообразие тематики исследований.Решением Совета Премии Ассоциации юристов России от 12 ноября 2014 г. Энциклопедия пенитенциарного права была признана общественно значимым трудом по созданию литературного произведения на правовую тематику; крупным вкладом в издание, развитие и поддержку печатных трудов по правовой тематике, правовому просвещению масс; способствующей продвижению идей уважения к праву и принципам верховенства закона, пропедевтике пенитенциарного права.В качестве еще одного международного проекта, реализованного Самарским юридическим институтом ФСИН России, можно назвать коллективную монографию «Международные стандарты и решения Европейского суда по правам человека в системе пенитенциарного права России», которая была издана в 2015 г. Авторский коллектив предпринял оригинальную и, на наш взгляд, в достаточной степени удачную попытку осуществить комплексный теоретико-праксиологический анализ широкого круга проблемных вопросов, объединенных общим смысловым контекстом - обеспечением прав и законных интересов человека в сфере пенитенциарных отношений.Внедрение результатов международного сотрудничества в образовательный и научный процессы осуществляется путем использования сотрудниками и обучающимися института сборников материалов научно-практических мероприятий, других изданий с участием представителей зарубежных государств для подготовки к учебным занятиям и при выполнении собственных научных работ.В заключение хотелось бы отметить, что реализация задач международного сотрудничества позволяет совершенствовать образовательный и научный процесс вузов ФСИН России, повышать уровень профессиональных знаний выпускников и обеспечивает формирование у них научно-исследовательских компетенций, необходимых для последующей эффективной профессиональной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний.2.2. Проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в области исполнения наказанияНесмотря на значительный прогресс, достигнутый на двустороннем, региональном, межрегиональном и международном уровнях, международное сотрудничество в области расследования и уголовного преследования все еще нуждается в значительном укреплении.Практикующим адвокатам хорошо известны многочисленные препятствия, все еще стоящие на пути международного сотрудничества по уголовным вопросам. В их числе вопросы суверенитета, разнообразие структур правоохранительных органов, отсутствие уполномочивающего законодательства, отсутствие каналов коммуникации для обмена информацией и отличия в подходах и приоритетах.Зачастую эти проблемы усугубляются трудностями, возникающими при разборе различных процессуальных требований каждой из юрисдикций, конкуренцией, нередко сопутствующей деятельности участвующих органов, вопросами языка, прав человека и неприкосновенности частной жизни.Также существуют вопросы верховенства права, требующие внимания в отношении международного сотрудничества. Не следует характеризовать меры, направленные на укрепление верховенства права, как препятствия международному сотрудничеству. Приверженность страны поддержанию верховенства права и защите прав человека не должна быть предметом переговоров или торгового обмена на какие-либо уступки в области международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью.На практике приверженность верховенству права может укрепить международное сотрудничество по уголовным вопросам. Меры по укреплению верховенства права и соблюдению международных норм в области прав человека также напрямую связаны с укреплением взаимопомощи и международного сотрудничества. Задействованные в вопросах экстрадиции, взаимной правовой помощи или совместных расследованиях органы и учреждения сохраняют обязательство обеспечить законность всех действий, предпринимаемых в целях сотрудничества.В предоставлении технической помощи также важны интегрированные подходы. Небольшие страны нередко испытывают сложности при выполнении многочисленных международных конвенций и двусторонних договоров, которые им нужно соблюдать. Зачастую основной потенциал их учреждений уголовного судопроизводства и поддержания правопорядка ограничен. Помочь им может деятельность в области интегрированной технической помощи, при которой основное внимание уделяется наращиванию общего потенциала в сфере расследования и уголовного преследования, равно как и развитию их способности эффективно сотрудничать.Отражение в российском законодательстве, в том числе в ведомственной нормативной базе, а также в правоприменительной практике положений международных документов в значительной степени обусловлено членством России в международных организациях, занимающихся вопросами защиты прав человека, в том числе в ООН, Совете Европы и др. В результате, по справедливому замечанию специалистов, «европейские стандарты прав и свобод человека меняют не только подход к конкретным правовым институтам – они меняют национальную правовую культуру».Для Российской Федерации передовой зарубежный опыт имеет особое значение, прежде всего, потому, что при всех позитивных изменениях уголовно-исполнительная система России пока не стала структурой, в полной мере опирающейся на ценности прав человека и гуманистическую мораль.Необходимо также решение вопросов, касающихся расширения сферы применения и введения новых видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, декриминализации части уголовно наказуемых деяний и перевода их в категорию административных проступков и, наконец, реформы существующей системы исправительных учреждений и следственных изоляторов.Международное сотрудничество, изучение и внедрение международного опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в уголовно-исполнительную систему является одной из важнейших задач в процессе дальнейшего совершенствования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.Расширение и укрепление международного сотрудничества предусматривает:активизацию участия Федеральной службы исполнения наказаний в мероприятиях, проводимых под эгидой Организации Объединенных наций, Международной ассоциации исправительных учреждений и тюрем, Глобального контртеррористического форума, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской организации тюрем и исправительных учреждений, других международных организаций, касающихся сферы исполнения наказаний и обращения с осужденными;развитие нормативно-правовой базы обеспечения международного сотрудничества в пенитенциарной сфере;создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;организацию и углубление сотрудничества с органами, комитетами международных, правительственных и общественных организаций, тюремными администрациями зарубежных стран;обеспечение реализации комплекса организационно-методических мероприятий по выполнению международно-правовых обязательств Российской Федерации в части соблюдения законности содержания осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства в исправительных учреждениях, освобождения из мест лишения свободы, выдачи иностранных граждан, совершивших преступления и отбывающих наказание на территории Российской Федерации, их государствам для отбывания наказания, экстрадиции, приема из-за рубежа осужденных российских граждан;совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам исполнения по отношению к иностранным гражданами и лицам без гражданства уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, передачи иностранных граждан для исполнения таких наказаний в государства гражданской принадлежности;формирование национальных правовых механизмов предотвращения нарушений и восстановление нарушенных прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых, гарантированных в силу международных обязательств Российской Федерации.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проблемы распространения на осужденных к лишению свободы, как, впрочем, и к другим видам наказаний, права на социальное обеспечение носили глобальный характер, а их решение диктовало необходимость совместных усилий, как на уровне мирового сообщества, так и отдельного государства. История развития цивилизации привела не только к утверждению понимания человеческих прав всех граждан, в том числе отбывающих наказание в местах лишения свободы, но и к их законодательному признанию в текстах основополагающих документов наиболее авторитетных международных и государственных организаций. Положение международно-признанных норм в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляют собой неотъемлемую часть правовой системы и социальной политики каждого суверенного государства с учетом его социально-экономических условий, а также этнических, религиозных, культурно-исторических факторов. Обязательным требованием международного сообщества является проведение социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях для оказания социальной помощи в организации культурных и общеобразовательных мероприятий, консультаций заключенных по правовым вопросам, помощь в устройстве на работу и поисках жилья после освобождения, разъяснение религиозных вопросов.Нужно отметить, что УИС РФ сейчас функционирует в более благоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственных структур, гражданского общества, включая общественные организации, а также мирового сообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование и развитие уголовно-исполнительной системы, несмотря на имеющиеся материально-технические затруднения.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые актыВсеобщая декларация прав человека (принята третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.) //Российская газета. 1998. 10 дек«Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят16.12.1966 резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml"Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))Европейские пенитенциарные правила от 12 февраля 1987 года // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. - М., 1988. - 352 с.Итоговый документ Венской встречи 1989 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 года // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. - М., 1989. - 377 с."Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания"(Принята 09.12.1975 Генеральной Ассамблеей ООН)Конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 года // Международная защита прав и свобод человека: документы и материалы. - М., 1992. - 297 с.Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955года // Международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. - М., 1991. - 367 с.Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов / М.Н. Садовникова: Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - №4. Свод принципов защиты лиц, подвергаемых задержанию, или заключению в какой-то бы ни было форме от 9 декабря 1988 года // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. - М., 1988. - 252 с.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. – 2020. – №31. – Ст. 4398.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // "Российская газета", N 9, 16.01.1997. Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.1993 N 5473-1 (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №10. - Ст. 1136.Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14 октября 2010 г. - №1772-р // СЗ РФ - 2010 - №43. - Ст. 5544.Научная и методическая литератураБородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью: метод. пособие. - М., 2013. - 308 с.Городинец, Ф.М. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации в Российской Федерации: дис. докт. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2015. - 557 с.Жадан, В. Н. К вопросу о развитии уголовно-исполнительного законодательства / В. Н. Жадан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 665-670. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11443/ (дата обращения: 26.04.2022).Лебедева А.Д. Организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы // Вестник Академии знаний. 2013. №1(4). С.194.Доклад директора ФСИН России А.А. Реймера на научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (г. Москва, 10 сентября 2009 г.) // Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект / Под общ. ред. А.А. Реймера. М.; Рязань, 2009. С. 13.Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. междунар. документов. М., 1989. Вып. 1.Сизый А.Ф. Международно-правовые акты, стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации в свете нового уголовно-исполнительного законодательства РФ: учеб. пособие. - Чебоксары, 2018. - 275 с.Уголовно-исполнительное право России: концепции в развитии : учебное пособие для вузов / В. Н. Орлов [и др.] ; под редакцией В. Н. Орлова, В. Е. Эминова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06214-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493737 (дата обращения: 26.04.2022).Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов / И. Я. Козаченко [и др.] ; под редакцией И. Я. Козаченко, А. П. Деткова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 476 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14902-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488379 (дата обращения: 26.04.2022).Фойницкий И.Я. Пенитенциарный конгресс в Риме // Вестник Европы. - 2019. - №4. - 367 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!