Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Методы и средства эмпирического познания: наблюдения, эксперимент, изменение

Тип Реферат
Предмет Философия

ID (номер) заказа
3982331

200 руб.

Просмотров
975
Размер файла
54.64 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Возможно, одним из первых «серьезных» вопросов, которые задавал себе «человек разумный», был вопрос об отношении его знаний к окружающему его миру. Познаваем ли мир? Как относятся наши знания о мире к самому миру? Насколько они способны давать достоверные сведения о предметах и их сущности?В сущности, ни одна философская концепция не могла уйти от ответа на вопрос об отношении наших знаний к объективному миру, о возможности получения достоверных знаний о его функционировании и развитии.Разработкой этих проблем занимается гносеология, или теория познания – раздел философии, который исследует природу познания и его возможности, отношение знаний к реальности, условия его достоверности и особенности его существования в системе культуры и процессах общения.Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» − знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Человек при контакте с окружающим его миром не может использовать только научные факты и бесчувственное логическое суждение. Намного чаще ему требуется эмпирическое познание для живого созерцания и работы органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.Эмпирическое познание обозначает одну из важнейших ступеней познания, непосредственно связанную с практикой, с чувственным опытом, с накоплением, обобщением и систематизацией фактов, необходимых для перехода к более высокой – теоретической – ступени познания.Следовательно, актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы работы: «Методы и средства эмпирического познания: наблюдения, эксперимент, изменение».Таким образом, цель нашего исследования – рассмотреть методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, изменение.Для достижения цели необходимо решить ряд задач, в соответствии с которыми построена структура работы. проанализировать литературные источники, в которых раскрывается сущность поставленных вопросов;изучить познание как предмет философского анализа;рассмотреть эмпирическое знание в истории философии;охарактеризовать общее представление о методах эмпирического познания;обозначить эксперимент, наблюдение, изменение как распространенные методы эмпирического познания.Методологию исследования составила совокупность общетеоретических методов исследования, таких как анализ, синтез, аналогия, рассмотрение объекта в его целостности, также широко применяется метод анализа источников и документов. Структура работы. Данная работа имеет следующую структуру. Она содержит введение, основную часть, заключение и список литературы. Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена четырьмя главами. Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список использованной литературы состоит из библиографического описания 18 использованных в работе источников.В настоящей работе была предпринята попытка аналитического осмысления соответствующих теме материалов по философии и научно-исследовательских монографий.Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных в качестве опорного материала для дальнейших исследований в области философии.1. Познание как предмет философского анализаПознание – это процесс духовного освоения человеком мира; цель его – постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В прошлом веке изучение процесса познания выделилось в самостоятельную науку – гносеологию (от греческого gnosis – познание). Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, возможности познания и критерии его истинности.В последние десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология (от греческого episteme – знание). Эпистемология – это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. Однако следует заметить, что эпистемология – это теория только научного познания, а форм познания гораздо больше: художественно-экспрессивное, обыденное, религиозное, интуитивное и др. Сегодня говорят даже о мистическом познании, хотя такового не признаёт ни один реалистически мыслящий учёный.При анализе процесса познания в его структуре выделяются два главных элемента: субъект н объект познания. Именно с помощью этих категорий раскрывается активный характер познавательной деятельности, процесс получения человеком знаний об окружающем мире.Субъект познания – это активный элемент познавательного процесса, источник познавательной активности, тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, но не как природное, а как исторически развивающееся социальное существо. Субъектом познания может быть коллектив, социальная группа, но в самом широком смысле слова субъектом познания является общество в целом. поскольку именно оно хранит знания, полученные разными людьми и коллективами, и передает их последующим поколениям - субъектам познавательного процесса будущего.Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В самом общем понимании объектом познания является бытие во всем многообразии своего проявления на всех уровнях организации, т.е. все сущее. Но в действительности объект познания составляет только часть реальности, это та часть мира, с которой субъект познания вступил в практическо-познавательные отношения.Понятия «субъект» и «объект» познания соотносительны, поскольку и индивид, и коллектив, и общество в целом являются не только субъектами познания, но могут выступать как объекты познания (и самопознания).Итак, познание – это активный процесс отражения объекта субъектом, который более точно было бы назвать процессом взаимодействия субъекта познания и объекта познания.Познание – это процесс обогащения человека новым знанием, таким образом процесс познания имеет своим результатом знание, где знание – подтверждённый практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, который связан с обретением истины.Знание систематизируется и совершенствуется в рамках здравого смысла, более развитой и строгой части обыденного сознания. Здравый смысл – это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся под воздействием их повседневного жизненного опыта и общения.Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реально существующей компонентой знания. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, приемов и правил его построения.Знание также следует отличать от мнения, где последний не имеет объективной достоверности и субъективной убеждённости.Познание предстает как процесс смыслопорождающей активности сознания, осуществляемый на основе получаемой информации. Информация порождает знание.У познания две цели:1) прямая (непосредственная) – получение знания о предмете исследования, достижение истины;2) косвенная (опосредованная) – использование полученных знаний в практической деятельности.Вполне логично, что вторая цель (прикладная, практическая) базируется на первой (идеальной, теоретической, концептуальной, доктринальной).Познание включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня – эмпирический и теоретический.Эмпирия, αίριεπμε’ термин греческого происхождения, в переводе означает чувственный, т.е. опыт, то, что фиксируется совокупностью пяти органов чувств человека: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус. Осуществляется в следующих формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарные чувственные данные, которые нельзя разложить на части, они мгновенны во времени и простые по качеству, так, к примеру, если имеется комбинация слуха и зрения, то результат их деятельности это уже не ощущение, а восприятие. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений:зрительные;звуковые;осязательные (тактильные); вкусовые;обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации. Восприятие - это целостный образ предмета, который является совокупностью свойств, то есть единством различных ощущений; в нашем примере – чувственно-конкретный образ стула. Восприятие – это комплексы ощущений, которые организованы в пространстве и времени. Итак, считается, что ощущения и восприятия возникают в момент контакта субъекта и объекта. Показатель этого удостоверения объекта, который дан в сенсорике. Представление – это ещё одна форма чувственного познания, которая принципиально отлична от ощущений и восприятия. Представление – это образ предмета, который запечатлен в памяти. Представление – это воспроизведение образов предметов, которые воздействовали на наши органы чувств в прошлом времени. Представление не является таким чётким, как восприятие. Оно обычно предстает как частичное восприятие, но вследствие этого, опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной ступени познания, в процессе мышления. Представление не является таким чётким, как восприятие. Оно обычно предстает как частичное восприятие, но вследствие этого, опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной ступени познания, в процессе мышления. Теоретическое познание является сложным процессом и основывается на фундаментальных законах науки и систематизирует разрозненные факты и явления, обобщает первоначальные выводы.Диалектика эмпирического и теоретического уровней познания являет собой краеугольный камень эвристичности научного освоения действительности.Эмпирическое и теоретическое познание играет важнейшую роль в процессе гносеологии. Как известно, эмпиризм выводится из чувственного опыта (эмпирии), а теоретические познания основываются на рационалистическом действии человека, т.е на размышлении.Учёные много раз спорили о двух направлениях в познании. Некоторые ставили на первое место чувствительное познание, т.е. эмпиризм, а другие - рациональное познание, т.е. теоретическое. Но практика показала, что эти концепции, дополняя друг друга, создают мост в науку. Их диалектика в том, что психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными связями и взаимодействиями. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга. Связав теорию и практику, многие учёные пришли к выводу, что эта связь имеет специфический «вид или образ». Это явление называется «эйдосом». В процессе эйдоса понимается, что единство эмпирического и теоретического познания мира приводит к достижению истины.2. Эмпирическое знание в истории философииУже в самой глубокой древности, как только философская мысль начала возвышаться над уровнем непосредственного познания, появляются мнения и учения о недостоверности чувственного познания и бытия. Уже в Индии мы находим философскую систему, которая чувственный мир считает бытием только кажущимся, а не действительным, обманом, покровом.Первыми эмпириками в западной философии были софисты, которые отвергли рационалистические спекуляции о мире в целом и приняли человечество и общество в качестве надлежащих объектов философского исследования.Из двух корифеев греческой философии, как известно, одного (Платона) часто называют идеалистом, другого (Аристотеля) – эмпириком. По учению Платона, истинно сущее есть идея вещей, их нематериальные тины или первообразы, существующие неизменно, вечно; действительные предметы суть более или менее тусклое отображение идей, которое происходит от ограничения их материей.Вопреки Платону и его школе Аристотель и его последователи отвергли существование миpa идей как высшей действительности и сделали главным предметом философского познания мир реально являющихся предметов. Впрочем, эмпиризм Аристотеля не был односторонним и безусловным; в чувственных представлениях он видел только психологическое начало познания; действительное познание является лишь тогда, когда разум извлекает из частного находящееся в нем общее и от понятия – чтó, сообщаемого познанием эмпирическим, переходит к понятию – почему, принадлежащему рассудку.В господствовавших после Аристотеля школах перипатетиков, особенно же Стоиков и Эпикурейцев, чувственное познание поставляется первым источником истинного знания и критерием истины. Но это воззрение не могло надолго удержаться перед разлагающим древнюю философию напором постепенно усиливающегося скептицизма.Стоявшие преимущественно на эмпирической почве древние скептики, особенно Энезидем и Секст Эмпирик, высказали много серьезных возражений против достоверности чувственного познания, которые и впоследствии, в более развитом видe, выставлялись в числе поводов к идеализму.Большинство средневековых философов занимали эмпирическую позицию, по крайней мере, в отношении понятий. Стандартной формулировкой этой эпохи было: «В интеллекте нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах».Ученый XIII века Роджер Бэкон подчеркивал эмпирическое знание мира природы и предвосхитил философа эпохи возрождения Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), предпочитая наблюдение дедуктивным рассуждениям в качестве источника знаний.Таким образом, основателем этого взгляда на познание считают английского философа Ф. Бэкона, который полагал,что теория лишь описывает то, что дано в опыте, а сама не способна умножать знания. Эмпиризм – это направление, которое строит гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте (эмпирия – опыт, опирающийся на эксперимент). Основной принцип данной философской ориентации в теории познания выражен тезисом: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в ощущениях».Основная работа Ф. Бэкона, которая посвящена методологии эмпиризма – это «Новый Органон» (1620), который так назван им в противовес известному компендиуму по логики и методологии Аристотеля. Органон – это инструментарий мышления. Это отдельная небольшая работа в составе другой «Великое восстановление наук», небольшая по объему, не законченная до конца, где в афористическом виде излагаются взгляды на методологию исследования природы, часто используются метафоры.Опыт, с точки зрения Бэкона, это основа познания, рациональная обработка данных, полученных органами чувств, производится только на основе конкретных понятий, которые описывают данные опыта. После того как получены конкретные понятия, наполненные содержанием, стоит задача правильно их рационально обработать, таким образом, чтобы сформулировать полноценную теорию. Отсюда, по Бэкону, есть истины факта, которые нужно каким-то образом обобщать, чтобы получить структуру и схему получения истинного знания и способов его проверки. Он начинает разрабатывать опытно-индуктивный метод, который заключает в себе постепенный процесс структуризации данных опыта, который включает в себя толкование природных явлений, наблюдения за ними, проведения их различения и выделения в целостный вид каждого изучаемого физического явления, следующий этап – это процедура сравнения зафиксированных явлений, и проведения эксперимента, т.е. создания специальных условий для исследования определенных качеств природы. Такая методология ведет к получению нового знания, таким образом, можно утверждать, что индуктивно-опытный метод – это логика открытия, а на анализ уже имеющегося знания. Ценность эмпиризма состоит в том, что он дает новое знание.Таким образом, мировоззренческая установка Возрождения, развитие искусств и техники, новые изобретения, общественный запрос привели к возникновению эмпирической установки в теории познания. В связи с этим возникли потребности в разработке методологии, что привело Бэкона к созданию опытно-индуктивного метода. Индуктивная методология продолжает развиваться и в современной методологии науке, она обогатилась связью с математической теорией. Основное достоинство опытно-индуктивного метода – это получение нового знания. Недостаток – не достоверность знания, а только вероятность достоверности знания. Наиболее подробное и влиятельное изложение эмпиризма было сделано Джоном Локком (1632-1704). Все знание, по его мнению, исходит из ощущения или отражения.Шотландский философ-скептик Дэвид Юм (1711-76) полностью развил эмпиризм Локка, доказывая, что понятия тела, ума и причинной связи не могут быть чем-то большим, чем то, что происходит в опыте, из которого они возникают.Самым влиятельным эмпириком xx века был великий британский философ и логик Бертран Рассел (1872-1970). Концепции, разработанные Расселом и его учеником Витгенштейном, оказали влияние на немецко-американского философа Рудольфа Карнапа (1891-1970) и Венский кружок, дискуссионную группу, в которой развивалась философия логического позитивизма и ее эмпирический характер.3. Общее представление о методах эмпирического познанияЗаметим, что познание в науке осуществляется при помощи особых методов. Методы существуют как для теоретического научного познания, так и для эмпирического.Какими же являются методы научного познания? Для начала нужно определить что представляет из себя научный метод.Научный метод – это система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта. Он представляет собой единство субъективного и объективного – разрабатывается субъектом познания, но объективен по своему содержанию.Научный метод – это логический и рациональный алгоритм, результатами которого являются выводы исследователей об окружающем их мире. Научный метод помогает сформировать мысли для правильной организации конкретного плана действий, чтобы ученые могли быть уверены в ответах, которые они находят.Формы и методы эмпирического познания имеют динамический характер, осуществляют непосредственную связь субъекта и объекта познания. Эмпирический уровень познания носит ограниченный, фрагментарный характер в силу характеристик опыта. Опытное знание не универсальное, так нельзя представить, к примеру, бесконечность. Опыт имеет границы, но, нужно отметить, что без метафизических допущений науки быть не может. Эмпирический уровень или базис нарабатывается на опыте. Эта особенность эмпирического уровня структуры научного познавательного процесса носит название фактофиксирующей деятельности. Важнейшим элементом эмпирического исследования является научный факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся). Понятие «факт» имеет следующие значения: 1) некий фрагмент действительности, относящийся либо к объективной реальности, либо к сфере сознания и познания («факты сознания»); 2) знание о каком-либо явлении, событии, достоверность которого доказана; 3) предложение, фиксирующее эмпирическое знание (знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов).Факты – это эмпирическая основа науки, или фундамент для выдвижения гипотез и создания новых теорий. Они уже результат некоторой первичной обработки полученных изначально данных. Нужно в связи с этим упомянуть, что в самой природе эмпирического знания выделяются два уровня:Непосредственные данные наблюдения или эксперимента;Познавательные процедуры, касающиеся научного анализа полученных данных, через них реализуются переходы от первичных полученных данных к эмпирическим зависимостям и фактам, такие как описание и сравнение, к примеру. К функциям этого уровня относятся: сбор фактов, первичное обобщение и систематизация. Под эмпирическими науками понимают такие науки, где основой являются данные опыта, это естественные и технические науки. На данном уровне научного познания применяется индуктивная логика научного исследования, от частных положений к более общим, от единичных фактов к их обобщениям. Модель научного знания, ориентирующаяся на данный уровень познания – эмпиризм, её особенность заключается в опытной проверке положений, обобщения можно подтвердить фактами. Научный факт обладает сложной природой. На его генезис оказывает влияние множество факторов: теоретические представления, методологические нормы, инструменты и техника, социокультурные и другие факторы. В науке факты и теории не противостоят друг другу, а образуют единое целое. Факт является выражением единичного, а теория выражает общее. Так В.А. Канке полагает, что факты и теории являются многомерными. В них можно выделить три уровня: событийный, психологический языковой (лингвистический). К лингвистическому уровню относят универсальные (общие высказывания) как теоретические, единичные суждения как фактические. На психологическом уровне – теория – это мысль, форма мышления, факт – это чувственный образ, знак. На событийном уровне к теории относят общее единичных событий, а к факту – единичные события. К методам эмпирического уровня познания относятся: наблюдение, эксперимент, измерение и описание. 4. Эксперимент, наблюдение, изменение какОпределяющим или главным методом в эмпирическом познании является эксперимент как один из способов обоснования и доказательства гипотез.Эксперимент является одним из методов эмпирического познания, целью которого считается изучение какого-либо объекта или явления в условиях, координируемых исследователем. В основу экспериментального исследования заложены другие методы эмпирического познания, такие как, например, наблюдение и измерение. В тоже время можно утверждать, что эксперимент обладает рядом особенностей.Экспериментальное исследование направлено на выявление взаимной связи между причиной и следствием. Исходными данными для такого процесса могут служить теоретические данные или предсказанный положительный результат, подтверждающий гипотезу. В то же время для теоретических исследований результаты экспериментального изучения объекта также могут являться основополагающими данными для развития теории. В ходе испытания без какого-либо теоретического обоснования или четкого планирования экспериментальной деятельности, невозможно точно определить какие явления или параметры для исследуемого объекта являются причиной, а какие – следствием. Для получения истинного доказательства справедливости выдвинутой гипотезы перед началом разработки плана научного исследования необходимо четкое понимание изучаемого материала и, как следствие, точно сформулированная исходная информация. Проведение и подготовка к экспериментальным исследованиям формируются исходя из назначения эксперимента. Результатом данного метода эмпирического познания является более глубокий анализ темы научного исследования.Исследование может включать в себя наблюдение, гипотезу, предсказание, эксперимент и заключение. Все составляющие научного исследования тесно взаимосвязаны между собой. Гипотеза – это простое утверждение, которое определяет, каким будет результат эксперимента. Эксперимент – это часть научного метода, который проверяет выдвинутую исследователем гипотезу. Такие методы эмпирического познания как наблюдение и измерение используются как инструмент для проведения эксперимента и подготовки к нему. В процессе экспериментального исследования осуществляется описание. Оно производится в виде отчета с использованием общепринятых терминов в определенной научной сфере, который может состоять из графиков, рисунков, фото- и кинопленок, математических, химических формул и т.п. Основное научное требование к описанию – это достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.По сравнению с другими методами эксперимент имеет следующие преимущества. В частности, позволяет исследовать объекты не только в так называемом чистом виде, но и в экстремальных условиях, что способствует более глубокому проникновению в их сущность. И еще: важным преимуществом является его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения, измерения можно проводить столько раз, сколько необходимо для получения достоверных данных. Благодаря этому экспериментальный метод в научном познании приобретает исключительное значение и ценности..Эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Данный метод опирается на точный учет независимых переменных, которые влияют на зависимые переменные. Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В философию он пришел из области наук о природе.К операциям, которые составляют эксперимент, можно отнести:- постановку и уточнение задачи и основной гипотезы;- выбор эмпирического объекта, в пределах которого предполагается провести эксперимент;- выработки общего плана экспериментальной и контрольной группы;- формулировки рабочих гипотез и их уточнение путем построения операционных определений;- создание экспериментальной ситуации путем введения в действие гипотетической причины и проведения периодических измерений функционирующего объекта;- анализ результатов.Особенностью эксперимента как метода получения информации в социальной психологии является то, что он предполагает выработку гипотезы о наличии причинно-следственной связи между изучаемыми явлениями или по характеру какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основе теоретических и эмпирических данных.В наше время, когда происходит системная трансформация, осуществляется немало экспериментов. По характеру объектов, которые могут быть объектами экспериментов, выделяют: экономические, правовые, педагогические, политические, демографические, эстетические и другие.Таким образом, эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В табл. 1 приведены основные виды экспериментов в социальной психологии и их характеристика.Таблица 1 – Основные виды экспериментов и их характеристикаКритерийВидХарактеристикаПо решаемым задачамнаучно-исследовательскиеориентированы на пополнение новых знаний;практическиеориентированы на решение социальных проблем.По характеру, логической структуре доказания гипотезпоследовательные (линейные)анализируется одна и та же группа, которая является и контрольной (исходное состояние) и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). Их состав должен быть идентичным по контрольным и другим важным характеристикам;параллельныеодновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.По характеру экспериментальной ситуацииполевыев естественных условиях;лабораторныеситуация и часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно;По реальности исследуемых объектовнатурныйлабораторный, полевой;мысленныймоделированный.По специфике поставленной задачи эксперименты делятся на:научно-исследовательские, в ходе которых проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного знания;практические, имеющие целью внедрение полезной новизны в массовых масштабах.По характеру логической структуры доказательства гипотезы различают эксперименты:параллельные, в которых присутствует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в которых доказательство осуществляется на сравнении состояния двух объектов (экспериментальном и контрольного) в одно и то же время;последовательные, в которых одна и та же экспериментальная группа выступает как контрольная, до введения импульса, и как экспериментальная – после того, как импульс совершил предусмотренную действие.Наблюдение – это упорядоченная система фиксирования и восприятия свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в условиях эксперимента. Наблюдение заключается в целенаправленном восприятии предметов действительности для получения непосредственных чувственных данных об объекте познания посредством ощущений, восприятий и представлений. Процесс наблюдения – это непосредственное, целенаправленное восприятие объектов и явлений окружающего мира с помощью органов чувств. Наблюдение является сложным видом деятельности и включает такие учебные действия, как анализ, синтез, сравнение, осмысление и интерпретация воспринятой информации. Познание объекта наблюдения бывает наиболее полным и точным в том случае, когда используется как можно больше органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).Структурными компонентами наблюдения является сам наблюдатель, объект исследования, условия и средства наблюдения (приборы, установки, измерительные орудия и т.п.).Стоит выделить, что наблюдение выступает как правило, в составе других эмпирических методов. Научные наблюдения ведутся, во-первых, с помощью специальных приборов и аппаратов; во-вторых, по заранее разработанному плану; в-третьих, преследуют строго определенную цель; в-четвертых, они должны отвечать требованиям точности и достоверности. Наблюдение оставляет изучаемый объект в том виде, в каком он существует в мире, не изменяет, не преобразует его.Наблюдения не раскрывает природы, сущности и тенденций развития объекта, однако обеспечивает: фиксирование и регистрацию фактов; предварительную классификацию зафиксированных фактов соответствии с принципами, сформулированными на основе имеющихся теорий; сравнение зафиксированных фактов.Среди эмпирических методов познания (наблюдение, сравнение, эксперимент) измерение является наиболее информативным, так как оно устанавливает количественные соотношения между явлениями.Измерение заключается в познании определенного отношения, оно обеспечивает знание о количественных параметрах (характеристики) объекта. Поэтому основные функции метода измерения – это фиксирование количественных характеристик объекта, классификация и сравнение результатов измерения.Окружающий мир проявляется свойствами объектов и явлений, причинно-следственными связями между ними. Искусство измерения является могущественным оружием, созданным человеческим разумом для проникновения в законы природы и подчинения ее сил на пользу человеку.Измерение предполагает наличие следующих элементов: объекта измерения, единицы измерения (эталона), измерительного прибора, метода измерения, наблюдателя. Каждый наблюдатель может по-своему интерпретировать результаты измерения, как и результаты всего эксперимента.С точки зрения познания окружающего мира измерение характеризуется следующими аспектами:философским;научным;техническим.Философский аспект заключается в том, что измерение – это универсальный метод изучения объектов и явлений. Многолетние наблюдения за погодой путем измерения температуры окружающего воздуха, атмосферного давления, активности солнца позволяют давать долгосрочные прогнозы погоды, урожайности, стихийных бедствий.Научный аспект характеризуется связью теории с практикой. Без измерения количественных соотношений невозможна поверка научных гипотез и развитие науки. Развитие науки и техники и совершенствование измерений взаимосвязаны. Технический аспект – это получение качественной и количественной информации об объекте управления и контроля, без которой невозможно обеспечить технологический процесс, качество продукции и эффективность управления технологическим процессом. Д.И. Менделееву принадлежит утверждение: «Наука началась тогда, когда люди научились мерить, точная наука немыслима без меры».Измерения позволяют прогнозировать состояние объектов и явлений не только в материальной сфере, но и в экономике, психологии и других нематериальных средах.Измерение не только дает объективную картину окружающего мира, но и обеспечивает безопасность жизнедеятельности человека. Измерения позволяют оценить качество окружающей нас действительности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данного исследования на основании изученного и вышеизложенного материала, можно сделать ряд ключевых выводов относительно рассмотренной проблемы.Познание – это процесс духовного освоения человеком мира; цель его – постижение истины. Познание включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня – эмпирический и теоретический.Диалектика эмпирического и теоретического уровней познания являет собой краеугольный камень эвристичности научного освоения действительности.Оба эти уровня связаны между собой, но эмпирический уровень исторически предшествует теоретическому. Но это не дает основания для утверждения, что эмпирический уровень всегда первичен в науке.Эмпирическое и теоретическое познание играет важнейшую роль в процессе гносеологии. Как известно, эмпиризм выводится из чувственного опыта (эмпирии), а теоретические познания основываются на рационалистическом действии человека, т.е на размышлении.Учёные много раз спорили о двух направлениях в познании. Некоторые ставили на первое место чувствительное познание, т.е. эмпиризм, а другие - рациональное познание, т.е. теоретическое. Но практика показала, что эти концепции, дополняя друг друга, создают мост в науку. Их диалектика в том, что психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными связями и взаимодействиями. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга. Именно Фрэнсиса Бэкона, философа Нового времени, называют основателем эмпиризма в философии – направления, которое строит гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте (эмпирия – опыт, опирающийся на эксперимент). Основной принцип данной философской ориентации в теории познания выражен тезисом: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в ощущениях».Заметим, что познание в науке осуществляется при помощи особых методов. Методы существуют как для теоретического научного познания, так и для эмпирического.К методам эмпирического уровня познания относятся: наблюдение, эксперимент, измерение и описание. Определяющим или главным методом в эмпирическом познании является эксперимент как один из способов обоснования и доказательства гипотез.Эксперимент является одним из методов эмпирического познания, целью которого считается изучение какого-либо объекта или явления в условиях, координируемых исследователем. В основу экспериментального исследования заложены другие методы эмпирического познания, такие как, например, наблюдение и измерение. В тоже время можно утверждать, что эксперимент обладает рядом особенностей.Процесс наблюдения – это непосредственное, целенаправленное восприятие объектов и явлений окружающего мира с помощью органов чувств. Наблюдение является сложным видом деятельности и включает такие учебные действия, как анализ, синтез, сравнение, осмысление и интерпретация воспринятой информации. Познание объекта наблюдения бывает наиболее полным и точным в том случае, когда используется как можно больше органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).Структурными компонентами наблюдения является сам наблюдатель, объект исследования, условия и средства наблюдения (приборы, установки, измерительные орудия и т.п.).Наблюдение – самый элементарный из методов. Для наблюдений достаточно уже имеющихся пассивных факторов. Наблюдение может быть составляющей одного из других методов научного познания.Наблюдения не раскрывает природы, сущности и тенденций развития объекта, однако обеспечивает: фиксирование и регистрацию фактов; предварительную классификацию зафиксированных фактов соответствии с принципами, сформулированными на основе имеющихся теорий; сравнение зафиксированных фактов.Среди эмпирических методов познания (наблюдение, сравнение, эксперимент) измерение является наиболее информативным, так как оно устанавливает количественные соотношения между явлениями.Измерение заключается в познании определенного отношения, оно обеспечивает знание о количественных параметрах (характеристики) объекта. Поэтому основные функции метода измерения – это фиксирование количественных характеристик объекта, классификация и сравнение результатов измерения.Измерение предполагает наличие следующих элементов: объекта измерения, единицы измерения (эталона), измерительного прибора, метода измерения, наблюдателя. Каждый наблюдатель может по-своему интерпретировать результаты измерения, как и результаты всего эксперимента.Измерения позволяют прогнозировать состояние объектов и явлений не только в материальной сфере, но и в экономике, психологии и других нематериальных средах.Таким образом, цель, обозначенную во введении – рассмотреть методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, изменение – можно считать выполненной в силу последовательного решения поставленных задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫБэкон Ф. Новый Органон – М.: Рипол Классик, 2019. – 364 с. – (PRO власть).Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2015. – 321 c.Рахматуллин Р.Ю. Онтологизированные образы в научном познании: дисс. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2000. – 276 с.2. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРААнтонова Н.А. Роль эксперимента в научном познании // В сборнике: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. сборник статей 4-й Международной научной конференции молодых ученых. Курск, 2021. С. 185-189.Гончар Л.Ф.. Философия: Учебное пособие. Ч.2. 2-е изд., стереот. – М.: МГИУ, 2005. – 352 с.Ерина А.М., Захожий В.Б., Ерин Д.Л. Методология научных исследований: Учебное пособие / А.И. Ерина, В.Б. Захожий, Д.Л. Ерин. – К.: Центр учебной литературы, 2014. – 264 c.Заббарова А.Р., Махиянова А.В. Научное познание и его особенности // В сборнике: Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность. Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 106-109.Кудрявцев-Платонов В.Д. Метафизический анализ эмпирического познания // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. Т. 27. № 3. С. 130-195.Лебедева С.А. Философия науки. Терминологический словарь/ С.А. Лебедева. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академический Проект, 2010. – 736 с.Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений /В.П. Кохановский [и др.] Под ред. В.П. Кохановского. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.Петров В.П. Философия: курс лекций: учеб. для вузов по дисциплине «Философия» для естеств. и техн. специальностей / В.П. Петров. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 551 с.Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 4-е изд. М.: Гардарики, 2015. – 736 с.Сухинин В.П. Измерение как метод познания окружающего мира // Перспективы науки. 2019. № 12 (123). С. 305-308.Тайсина Э.А., Халитов Т.Н. Истоки философско-антропологического поворота в гносеологии: теория Брентано // Вестник БГУ. 2013. №14. С. 74-77.Чумаков В.А., Юсупова О.Р. Диалектика эмпирического и теоретического познания // Архивариус. 2015. № 4. С. 69-73.Философия / Учебник. Под редакцией В.В. Балахонского, А.С. Болдырева. – Санкт-Петербург, 2018. – 366 с.Широканов Д.И. Диалектика эмпирического и теоретического как основа научного познания // Философские исследования. Ежегодный сборник научных трудов (см. в книгах). 2020. № 7. С. 164-172.Ямщиков А.С., Рахматуллин Р.Ю. Эмпирические методы познания // Вестник научных конференций. 2015. № 4-5 (4). С. 119-120.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.