это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3988383
Ознакомительный фрагмент работы:
Новоевропейский рационализм Рене Декарта
Рене Декарт считал, что
1) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом.
Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам.
2) надо отвергнуть все прежние знания и умения, а на их место
поставить вновь добытые, но проверенные разумом;
3) отыскать истину можно только правильно используя разум, т.е.
располагая эффективным методом.
Р. Декарт считает, что источником истины может быть исключительно
разум. В этом положении суть рационализма Декарта и всего европейского
рационализма Нового времени. 1
Значение новоевропейского рационализма Рене Декарта для
философии науки и юридической методологии:
В теории познания Декарт выдвинул важный методологический прием
— сомнение. Этот прием опирался на принцип: «Мыслю, следовательно,
существую». Принцип преимущественно идеалистический, но в теоретико-
познавательном смысле, в процессе формирования современной науки он
сыграл революционизирующую роль, поскольку призывал подвергать всё
сомнению, не принимая ничего на веру.
Отстаивая познавательный рационализм, Декарт сформулировал
несколько правил рационалистического метода:
1) не принимать никакую вещь за истину, если не познал это с
очевидностью; избегать поспешности и заинтересованности в истине как
полезной для себя.
2) делить каждый изучаемый вопрос на столько составных частей,
сколько необходимо, чтобы его познать с очевидностью.
1 Рационализм Рене Декарта // URL: https://lektsii.com/1-126470.html (дата обращения:
20.04.2022).
3) начинать с предметов простейших и легче познаваемых, от них идти
к сложным и труднее познаваемым.
4) освещать изучаемый вопрос как можно полнее, чтобы быть
уверенным, что все учтено, ничто не упущено.
Правильно подчеркивая качественное отличие рациональной ступени
познания от чувственной, Декарт в то же время преувеличивал возможности
рационального познания, отрывал его от чувственного, эмпирического, не
видел, что рациональное познание в конечном счете исходит из данных
чувств. Декарт в этом случае неизбежно приходил к идеализму, признавая
существование особого, чисто рационального источника знаний —
«врожденных идей», к которым он относил в первую очередь
математические аксиомы.
Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что: обосновал
ведущую роль разума в познании; разработал свой метод познания – научный
метод выдвинул учение о субстанции; стал автором теории дуализма, чем
попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в
философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных
идеях».
Он разрабатывает свой метод познания – научный метод. В качестве
метода предлагается дедукция – от общего к частному. Только используя
дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного
знания во всех сферах познания. В качестве конечной цели познания
философ видел господство человека над природой.
Рене Декарт вывел понятие, которое характеризует сущность бытия —
субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования
ни в чём, кроме себя самого.
Исходя из этого, французский философ выдвигает идею дуализма
(двойственности) человека: спор о том, что первично — материя или
сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а
поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции —
материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть
первичны — они существуют всегда и являются двумя различными
проявлениями единого бытия. Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя
независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями.
Целями познания, по Декарту являются: расширение и углубление
знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для
извлечения максимальной выгоды из природы для человека; изобретение
новых технических средств; усовершенствование природы человека.
Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на
последующее развитие философской мысли.
Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое
продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой
классической философии.
Основные сочинения: «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе…»
(1637), «Начала философии» (1644).
Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался
применить ко всем наукам особенности математического метода познания.
Декарт при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах,
но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике
Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым,
точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может
привести опыт.
Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из
определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем
определенные следствия. С помощью дедукции мы неизвестное делаем
известным.
Декарт сформулировал следующие три основных правила
дедуктивного метода.
1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.
2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности,
чтобы исследование было направлено на постижение именно этого
неизвестного.
3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.
Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее
познанное и известное.
Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого
исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех
предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), и таким образом
расчистить путь для подлинного научного знания.
Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с
теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу
особого расположения — благодати. Согласно Декарту, источником
заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт
злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Таким образом,
Р. Декарт заложил основы новой методологии научного познания и дал этой
методологии глубокое философское обоснование. 2
Сенсуализм Джона Локка. Значение для философии науки и
юридической методологии
Джон Локк придерживался концепции «чистой доски», согласно
которой всё наше мышление основывается на информации, полученной
2 Учение о познании рене декарта: Учение о познании Р. Декарта. // URL:
https://inakhan.ru/raznoe/uchenie-o-poznanii-rene-dekarta-uchenie-o-poznanii-r-dekarta-ego-
znachenie-dlya-filosofii-nauki-i-yuridicheskoj-metodologii-dekart-rene-vikipediya.html#i (дата
обращения: 20.04.2022).
посредством ощущений из окружающего мира. Суть состоит в том, что
каждый человек при рождении представляет собой чистую доску, и вся его
жизнь определяется не врождёнными особенностями, а тем, что напишут на
этой доске.
Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея,
возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При
этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего
мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером
внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать
новые простые идеи несмотря на то, что человек при этом никак не
взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём
воображении).
Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса,
представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В
результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть
получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об
определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на
основании простых знаний о его свойствах.
Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение
качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно
существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны
со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства,
зависящие от восприятия).
Отвергнув существование врожденных идей, Локк, отвечая на вопрос:
“Каков же источник этих идей?” сформулировал исходный принцип
эмпиризма, что именно на опыте основывается все наше знание. 3
Теория сенсуализма Джона Локка не только объясняет происхождение
теорий из опыта. Она также разделяет различные идеи по критериям. Первым
из них является ценность. Согласно этому критерию идеи делятся на темные
и ясные. Они также группируются в трех категориях: реальные (или
фантастические), адекватные (или не согласующиеся с образцами), а также
истинные и ложные. Последний класс можно отнести к суждениям. Философ
также высказался о том, какой наиболее подходящий метод существует для
того, чтобы добиваться реальных и адекватных, а также истинных идей.
Метафизический метод состоит из трех этапов: анализа; расчленения;
классификации. Можно сказать, что Локк фактически перенес научный
подход на философию. 4
Что общего и в чем различие у вышеперечисленных направлений в
период Нового времени?
Новое время — это историческая эпоха, длившаяся с XVI по XIX века,
ограниченная Средневековьем с одной стороны и Новейшей историей с
другой. Особенность эпохи — ориентированность на естествознание,
отобразившаяся и на развитии философии. Именно в это время
сформировались и утвердились два противоположных направления:
сенсуализм и рационализм.
Радикально настроенные представители этих школ находились в
непримиримом противостоянии относительно друг друга: рационалисты
считали единственно важным мышление, сенсуалисты — восприятия и
ощущения. Умеренные сторонники теорий допускали возможность
3 Сенсуализм в философии: понятие и основные идеи // URL: https://dnevnik-
znaniy.ru/filosofiya/sensualizm.html (дата обращения: 20.04.2022).
4 Сенсуализм Локка. Основные идеи Джона Локка // URL: https://fb-
ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/380565/sensualizm-lokka-osnovnyie-idei-djona-lokka (дата
обращения: 20.04.2022).
рассмотрения разума и чувств как двух важных составляющих единого
процесса познания мира.
Общим у этих направлений в период Нового времени было то, что они
оба отрицали один из важных компонентов познания: восприятие или разум.
Разница заключалась в расстановке приоритетов. С течением времени острые
углы постепенно сгладились, но принципиальные сторонники течений до сих
пор придерживаются их основных принципов. 5
Эпистемы «классической рациональности» М. Фуко
Фуко выявлял историческое бессознательное различных эпох, начиная
с эпохи Возрождения и заканчивая 20 веком. Это толкало его к изучению
власти, феномена политического в целом, как универсального вездесущего
господства, которое невозможно избежать.
Каждая культурная форма в западной цивилизации, по мнению Фуко,
имеет свою систему интерпретаций, методов и эпистемологических
технологий, позволяющих проникнуть в сущностную составляющую языка,
услышать глубинную речь. Анализируя историю интерпретаций, Фуко
выделяет три исторически различных типа конфигурации знания или
эпистемы (основной упорядочивающий принцип внутри каждой эпистемы –
это соотношение «слов» и «вещей»). 6
М. Фуко выделяет три рациональности в европейской культуре Нового
времени: ренессансную (XVI в.), классическую (XVII– XVIII вв.) и
современную. 7
5 Сенсуализм и рационализм // URL: https://wiki.fenix.help/filosofiya/sensualizm-i-
racionalizm (дата обращения: 20.04.2022).
6 Как устроено сознание // URL: https://lektsii.net/2-85511.html (дата обращения:
20.04.2022).
7 Основные подходы к пониманию рациональности науки // URL:
https://studme.org/1566021229039/filosofiya/osnovnye_podhody_ponimaniyu_ratsionalnosti_na
uki (дата обращения: 20.04.2022).
Фуко, выделяя смену эпистем в истории развития научного знания,
подчеркивает смену парадигм, систем мышления. Он отмечает, что порядок,
на основании которого мыслит современный человек имеет другую форму
бытия, чем порядок, присущий классической эпохе и эпохе ренессанса.
Фуко определил четыре основные черты современной техники
интерпретации (реализм, бесконечность, незавершенность, рефлективность),
что несомненно оказало большое влияние в юридическом и философском
познании Нового времени. 8
Оценивая место человека в системе мира с точки зрения «классической
рациональности», иногда пишут: человек — лишь сторонний наблюдатель
того, что происходит во Вселенной, отодвинутый на периферию Универсума.
Это мнение справедливо только отчасти. Верно, что разум человека
трактовался как дистанцированный от мира вещей, от природы. Но если
человек и выступал как наблюдатель по отношению к этому миру, то лишь в
том смысле, что наблюдение рассматривалось как неотъемлемая часть
экспериментального метода познания, открывавшего человеку тайны
природы и служившего основой технических способов подчинения этой
природы человеку. 9
Список литературы
1. Как устроено сознание // URL: https://lektsii.net/2-85511.html (дата
обращения: 20.04.2022).
2. Классическая рациональность // URL: http://ponjatija.ru/node/256 (дата
обращения: 20.04.2022).
8 Научная статья на тему «Современная эпистема и археология знания – методологические
аспекты творчества М. Фуко» // URL: https://bank.nauchniestati.ru/primery/nauchnaya-statya-
na-temu-sovremennaya-epistema-i-arheologiya-znaniya-metodologicheskie-aspekty-tvorchestva-
m-fuko-imwp/ (дата обращения: 20.04.2022).
9 Классическая рациональность // URL: http://ponjatija.ru/node/256 (дата обращения:
20.04.2022).
3. Научная статья на тему «Современная эпистема и археология знания
– методологические аспекты творчества М. Фуко» // URL:
https://bank.nauchniestati.ru/primery/nauchnaya-statya-na-temu-sovremennaya-
epistema-i-arheologiya-znaniya-metodologicheskie-aspekty-tvorchestva-m-fuko-
imwp/ (дата обращения: 20.04.2022).
4. Основные подходы к пониманию рациональности науки // URL:
https://studme.org/1566021229039/filosofiya/osnovnye_podhody_ponimani
yu_ratsionalnosti_nauki (дата обращения: 20.04.2022).
5. Рационализм Рене Декарта // URL: https://lektsii.com/1-126470.html
(дата обращения: 20.04.2022).
6. Сенсуализм в философии: понятие и основные идеи // URL:
https://dnevnik-znaniy.ru/filosofiya/sensualizm.html (дата обращения:
20.04.2022).
7. Сенсуализм и рационализм // URL:
https://wiki.fenix.help/filosofiya/sensualizm-i-racionalizm (дата обращения:
20.04.2022).
8. Сенсуализм Локка. Основные идеи Джона Локка // URL: https://fb-
ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/380565/sensualizm-lokka-osnovnyie-idei-djona-
lokka (дата обращения: 20.04.2022).
9. Учение о познании Рене Декарта: Учение о познании Р. Декарта. //
URL: https://inakhan.ru/raznoe/uchenie-o-poznanii-rene-dekarta-uchenie-o-
poznanii-r-dekarta-ego-znachenie-dlya-filosofii-nauki-i-yuridicheskoj-
metodologii-dekart-rene-vikipediya.html#i (дата обращения: 20.04.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!