это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4106437
Ознакомительный фрагмент работы:
В период после октября 1917 г. перед Лениным, как перед
руководителем Советского государства предстали практические задачи
претворения в жизнь политической программы большевиков. Поэтому
учение о государстве и праве приобретает не только теоретический характер.
В это время Ленин уделил внимание развитию учения о национально-
государственном строительстве, взаимосвязи диктатуры пролетариата и
революционной законности, уже в условиях Советского государства.
В первые годы существования СССР юрист считался носителем
важнейших знаний и подлежал непременной мобилизации для
государственного строительства. 11 мая 1920 г. Советом народных
комиссаров РСФСР было издано постановление «О регистрации лиц с
высшим юридическим образованием», согласно которому указанные лица
были обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться в отделах учета и
распределения рабочей силы. Промедление с регистрацией приравнивалось к
дезертирству и каралось судом. Деятельность адвокатов перешла в форму
трудовой повинности. Советская юриспруденция и в советское время
продолжала свое существование.
Процесс формирования высшего юридического образования и
юридической науки в СССР, как и во всех государствах, появившихся в
постсоветский период, имеет свои особенности. Тем не менее, в современных
работах, посвященных исследованию вопросов, связанных с особенностями
формирования и развития правовой и политической мысли СССР,
недостаточно изученной остается специфика становления юридической
науки и формирования высшего юридического образования. При этом
имеется огромный пласт исторических данных, значительный объем
необработанной до сегодняшнего времени информации, отражающих
специфику развития политического сознания и правовой мысли в СССР.
В постсоветский период вопросы истории юридической науки и
юридического образования в СССР рассматривались в работах таких ученых-
юристов, как П.И. Стучка, Д.И. Курский, Н.В. Крыленко, и др. Также в
разные годы на страницах различных периодических изданиях были
опубликованы статьи, посвященные отдельным ученым-юристам,
организаторам высшего юридического образования и юридической науки в
СССР.
В начале XXI века многие ранее опубликованные статьи и новые
исследования, в которых содержался анализ деятельности видных ученых-
юристов, были систематизированы и опубликованы отдельными книгами. К
ним мы относим издания, посвященные С.З. Зиманову, С.С. Сартаеву, М.Т.
Баймаханову, Ю.Г. Басину, А.Н. Таукелеву, А.И. Худякову, Н.А. Шайкенову,
М.С. Нарикбаеву, М.К. Сулейменову. Все это свидетельствует о том, что
история юридической науки СССР изучалась преимущественно в
персонифицированном, мемуарном аспекте, основателям государственно-
правовой науки посвящались международные научно-теоретические
конференции.
Однако проблема научного исследования особенностей формирования
высшего юридического образования и юридической науки в СССР до
сегодняшнего дня остается актуальной и требует основательного изучения.
Несомненно, в советский период тематика, подходы к исследованиям в
области теории государства и права, истории политической и правовой
мысли, истории государства и права, государственного (конституционного)
права и советского строительства определялись рядом идеологических и
политических факторов. В союзных республиках воздействие тогдашнего
политического режима на изучение и решение проблем, вопросов, на выбор
методов их исследования, методологических подходов ощущалось более
явственно. Линия развития теоретических исследований проблем государства
и права вырисовывалась под влиянием центральных всесоюзных научно-
исследовательских учреждений в соответствии с политикой и идеологией
партии. Тем не менее, в советский период во всех союзных республиках была
заложена основа для становления и развития юридического образования, а в
дальнейшем и для развития юридической науки.
В СССР становление и развитие юридического образования прошло
несколько этапов, начиная от деятельности одномесячных Юридических
курсов НКЮ РСФСР (нач. 1920-х гг.) до организации юридических
факультетов в университетах, создания высших учебных заведений,
например, Московского юридического института (МЮИ).
Первыми преподавателями МЮИ были Т.М. Культелеев, А.Т. Бажанов,
М.П. Шаламов, Г.М. Маслов, и др. Все они были учеными-юристами,
преподавателями.
Например, А.Т. Бажанов приехал в Москву, где работал заведующим
учебной частью, заместителем директора института по учебной и научной
работе. Он выпускник факультета советского строительства и права
Казанского государственного университета, доктор юридических наук,
профессор. А.Т. Бажанов был одним из талантливых руководителей и
организаторов высшего юридического образования, образцом ученого и
преподавателя.
М.П. Шаламов в Казахстан был направлен из Москвы НКЮ СССР. Он,
будучи выпускником Московского института советского права, доктором
юридических наук, профессором, стал первым заведующим кафедрой
уголовного права Алма-Атинского юридического института. При его
активном участии в Алма-Атинском юридическом институте в 1939 г. была
создана криминалистическая лаборатория, в которой проводились различные
экспертизы и криминалистические исследования по заданиям
правоохранительных органов не только Казахстана, но и Киргизии,
Таджикистана и Алтайского края.
Их научно-педагогическая деятельность совпала с тем, что в 1930-е гг.
началась планомерная подготовка кадров юристов с начальным
юридическим образованием, и в этих целях при НКЮ СССР был организован
сектор подготовки и переподготовки кадров. Хотя еще в начале 1920-х гг.,
когда главной задачей стала срочная первичная подготовка и переподготовка
кадров юристов, начали создаваться Юридические курсы. Цель
Юридических курсов – подготовка первого поколения советских кадров
юристов через краткосрочные профессионально-образовательные
программы. Эти Юридические курсы, на наш взгляд, и стали первым звеном
в системе подготовки юридических кадров.
М.С. Сапаргалиев пишет, что «еще в 1918 г. намечалась организация
месячных юридических курсов в Омске, Семипалатинске, Верном и
Астрахани. Но с началом гражданской войны эти мероприятия не могли
осуществиться», он относит первый год открытия краткосрочных
юридических курсов к 1922–1924 годам». Юридические курсы
подразделялись по территориальному признаку: областные, краевые,
высшие; по срокам обучения 3–6 месячные, годичные; по квалификационной
подготовке: следователей, судей, прокуроров, юрисконсультов, нотариусов,
секретарей судов, для арбитража. Юридические курсы осуществляли
подготовку не только для НКЮ и НКВД, но и для гражданской правовой
службы, не было разделения на ведомственные и гражданские Юридические
курсы.
Позднее, например, в 1934 году основное внимание было уделено
подготовке судебных исполнителей, а в 1935 году секретарей судов, а в 1936
году появилась возможность обратить внимание и на вопросы подготовки
секретарей судов и нотариусов.
Следующим звеном в системе подготовки специалистов-юристов уже
более высшего порядка стала Алма-Атинская юридическая школа. Для нее
характерно строгое соблюдение ведомственной дисциплины в силу
подчиненности Народному комиссариату юстиции, а затем Министерству
юстиции Казахстана. При этом нужно отметить, что образовательный
уровень абитуриентов Алма-Атинской юридической школы не всегда
соответствовал тогдашним требованиям, что требовало дополнительной
работы с этими людьми. Это объяснялось тем, что большинство из них были
выходцы из дальних областей и районов Казахстана, окончившие аульно-
кишлачные школы, редко – школы повышенного типа (к ним относились
7–9- летки), школы-коммуны, а иногда направляли и безграмотных. При
подборе абитуриентом предпочтение отдавалось не уровню грамотности, а
практическому опыту, преданности партии и ее вождю.
Поколение новых специалистов встало на смену первым советским
сотрудникам органов юстиции, прошедшим подготовку на Юридических
курсах.
Однако жизнь продолжалась, и сложившаяся государственно-правовом
строительстве СССР ситуация потребовала внесения качественных
изменений в систему подготовки юридических кадров. Ход исторического
времени по ставил задачу организации высшего профессионального
юридического образования на территории СССР.
При этом становление юридического образования в различных
республиках СССР связано со становлением системы юридического
образования в целом по всей стране. В частности, подготовка специалистов-
юристов в юридических вузах советской России осуществлялась в 1920-е -
1930-е годы. В конце 1920-х гг. также сложилась новая форма организации
высшего образования – заочная. Первая попытка по ее внедрению была
предпринята в октябре 1927 г. в I МГУ. Потом появились Центральные
заочные курсы советского права (ЦЗКСП), которые действовали в составе
Московского института советского права на правах отделения. Одним из
первых был образован Заочный институт советского права.
Обучение в Заочном институте советского права было платным.
Осуществление набора студентов, учащихся, слушателей, курсантов всегда
сопровождалось организационными мероприятиями со стороны НКЮ
РСФСР: ход кампании по комплектованию Института освещался в
периодической печати; отборочные комиссии по мере поступления
материалов абитуриентов направляли их в Центральную приемную
комиссию в Москву и отчитывались перед отделом кадров НКЮ;
устанавливалась персональная ответственность руководителей органов суда,
прокуратуры, юстиции за набор студентов.
В подготовке юристов большую роль сыграла Всесоюзная правовая
академия при ЦИК СССР, где были организованы Высшие академические
курсы, куда принимались судьи, прокурорские работники, следователи не
старше 35 лет, имеющие не менее трех лет практической работы в органах
юстиции или на ответственной хозяйственной, профсоюзной или
политической работе.
В числе центральных учебных заведений, бывших в ведении НКЮ
РСФСР и осуществлявших подготовку кадров юристов, следует назвать и
Заочные Высшие юридические курсы, Высшие юридические курсы для
руководящих работников.
Таким образом, формирование и развитие высшего юридического
образования в СССР осуществлялась через деятельность советских
российских юридических вузов и факультетов. Кроме того, в педагогических
вузах готовили преподавателей по специальности «Основы советского
государства и права», «История и советское право». Безусловно, каждый из
названных вузов, особенно юридический факультет, имеют большое
значение в истории юридического образования СССР. На протяжении всего
существования Советского государства юридическому образованию
отводилось особое место, его проблемы неоднократно обсуждались на
уровне ЦК ВКП (б), ЦК КПСС, СНК и СМ СССР, а также высшими органами
власти и управления в союзных республиках, учеными. Государственная
политика в области юридического образования в основном имела
практические задачи. Во многом советские государственные органы,
особенно силовые и правоохранительные структуры, формировались из
юридических кадров, развитие функциональных возможностей этих
государственных органов во многом определялось качественными и
количественными показателями в подготовке кадров юристов. При всем этом
становление и развитие юридического образования в СССР шло параллельно
с развитием юридической науки. Все это способствовало последующему
развитию правовой мысли и имеет неоценимое значение для дальнейшего
развития системы юридического образования и юридической науки в
современной России.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!