это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3990638
Ознакомительный фрагмент работы:
Понятие, признаки и сущность права, его место в системе социальных нормОглавление TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc103502398 \h 31. Теоретические аспекты понятия, признаков и сущности права PAGEREF _Toc103502399 \h 61.1. Понятие и сущность права PAGEREF _Toc103502400 \h 61.2. Признаки и функции права PAGEREF _Toc103502401 \h 81.3. Принципы и основания применения права PAGEREF _Toc103502402 \h 112. Анализ и пути повышения места права в системе социальных норм в России PAGEREF _Toc103502403 \h 172.1. Особенности и место права в системе социальных норм PAGEREF _Toc103502404 \h 172.2. Пути повышения эффективности права в системе социальных норм в России PAGEREF _Toc103502405 \h 25Заключение PAGEREF _Toc103502406 \h 34Список использованной литературы PAGEREF _Toc103502407 \h 36ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Построение правового государства предполагает господство права и закона во всех сферах общественной жизни, верховенство законности, прав и свобод человека и гражданина. Огромное значение в этом процессе имеет не только наличие реальности прав и свобод человека, но и их правовая и социальная защищенность. Правовая система предполагает обеспечение единого отраслевого комплексного воздействия на регулируемые общественные отношения. Новая система российского права, построенная на дифференциации правовой сферы на частно-правовую и публично-правовую, соответствует задачам формирования правового государства. Категория «правоотношение» является одной из фундаментальных дефиниций такой науки как теория государства и права. Это связано с тем, что любое правовое явление в той или иной степени связано с процессом возникновения, изменения и прекращения урегулированных правом отношений различных субъектов. Развитие правовых систем характеризуется возникновением широкого спектра правоотношений в различных сферах общественно-экономических формаций, различающихся по субъектному составу, объекту правоотношений и их содержанию. Сегодня многие вопросы, связанные с теорией правоотношений, остаются по-прежнему дискуссионными. Цель исследования состоит в изучении понятия, признаков и сущности права и его места в системе социальных норм.Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:1. Изучить понятие и сущность права;2. Рассмотреть признаки и функции права;3. Охарактеризовать принципы и основания применения права;4. Проанализировать особенности и место права в системе социальных норм;5. Предложить пути повышения эффективности права в системе социальных норм в России.Объект исследования - право как регулятор человеческой жизнедеятельности. Предмет исследования - особенности функционирования права в системе социальных норм.Степень научной разработанности темы. Теория правовых отношений, будучи одним из важнейших разделов юриспруденции, основывается на массивном фундаменте научного знания. Общетеоретическое исследование правовых отношений, тесно с ними связанных правовых явлений, а также государства как фундаментальной категории юриспруденции неизменно привлекало пристальное внимание теоретиков права. Эти вопросы получили разностороннюю разработку в научных трудах таких отечественных ученых как Н.Г. Александров С.С. Алексеев А.А. Иванов И.Н. Куксин А.В. Мицкевич В.М. Сырых Б.Н. Чичерин Г.Ф. Шершеневич Л.С. Явич и других. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частно-научных методов, ориентированных на достижение поставленной цели и решение названных задач. В числе общенаучных методов были использованы: диалектический метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, исторический, логический, системный, структурно-функциональный методы. Частно-научные методы представлены сравнительно-правовым, формально-юридическим, статистическим методами, методом правового прогнозирования, антропосоциокультурным подходом.Нормативную базу исследования составили: международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации; федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации (акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные правовые акты), акты Конституционного Суда Российской Федерации, данные практики арбитражных судов, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Кроме того, при написании работы были учтены позиции, изложенные в политических и экономических программных документах федерального уровня.Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.1. Теоретические аспекты понятия, признаков и сущности права1.1. Понятие и сущность праваЧеловечество на протяжении всей своей истории существования стремилось создать наиболее эффективный и функциональный институт регулирования общественных отношений. По началу это было насилие. Однако люди спустя время поняли, что данным способом они вредят только самим себе. Поэтому вскоре насилие сменилось в большей степени на религию. Безусловно, данный метод стал намного благоприятнее и эффективнее, хотя тоже имел свои негативные особенности. Ведь подчинение совершенно всех общественных отношений воле невиданного высшего ума затормаживало развитие всего человечества. Бесспорно, такое положение дел никого не устраивало. Тем самым, люди поняли, что наилучшим вариантом регулирования отношений друг с другом будут утвержденные нормы или правила поведения. Вскоре этот регулятор общественных отношений приобрел наивысшую популярность и стал известен как закон. Стоит отметить, что право по сей день является регулятором отношений в обществе. Его развитие в XXI веке показало пик своей популярности, что способствует регулировать практически все отрасли жизни человека.В результате, закон имеет перечень функций, благодаря которому выполняется регулирование нашего существования. Отношение к закону как к законодательным нормам, которые нужно соблюдать, его восприятие во многом учитывается от национальной особенности общества, социальных условий в котором он живет, и правового воспитания. Главные юридические понятия выражают это. Всем известно, что признание к закону и повиновение по праву больше в тех странах, чьи традиции в историческом, этическом, этническом и культурных правах основаны на реализации верховенства права. Которые основаны для обеспечения внутренней и внешней устойчивости жизни людей. В таких странах уровень жизни граждан довольно таки высок. Экономическая ситуация всегда стабильна, и общество обладает правовой грамотностью, достаточно хорошо знают свои права и обязанности. Юриспруденция в общественном смысле - сложная и всегда современная проблема. Возникновение подхода к пониманию права возник в период развития общества. Он пережил изменения наравне с историей государства и общества. В течении более двух тысяч лет человечество не могло прийти к общему мнению касательно категории права. Данной проблеме уделено колоссальное количество работ популярных философов мира, которая по сей день является не решенной. Ни одно из многочисленных количеств определений в полном размере не раскрывают суть этого понятия. Большинство историков склоняются к такому мнению, что положения для возникновения права является противоречия внутри общества, усугубление взаимоотношений между представителями. Юриспруденция оказывает координирующее влияние на общество в целом, содействует упорядоченности, стабильности и верховенства закона. Сущность права выражает способность человека признать выбор и делать согласно его воле, а также без наличия какого-либо принуждения. Но стоит учитывать, что свобода и закон - это две противоположные категории. Последний никаким образом не может существовать вне общества и людей, которые являются их частью. Это возникает в их отношения, связанных с их возможностями. Это указывает, что закон устанавливает пределы свободы, это её меры. В то время как современный способ к правапониманию, будь то естественно-правовой или нормативный, социологический или моральный, до сих пор является объектом противоречий внутри общества.Таким образом, право – это механизм регулирования общественных отношений, представляющий собой систему общеобязательных юридических норм. Правовые нормы устанавливает и формально закрепляет государство, после чего оно же следит за их соблюдением.1.2. Признаки и функции праваДля лучшего понимания того, что такое право, важно знать его основные признаки:1. Общеобязательность. Право состоит из правовых норм, которые отличаются от моральных, нравственных и иных социальных норм тем, что являются строго обязательными, а за их соблюдением следит государство.2. Системность. Право представляет собой строго упорядоченную и согласованную систему юридических норм, в которой отдельные нормы не могут противоречить друг другу. Термин «системность» в этом контексте можно рассматривать как синоним слова «целостность». 3. Формальная определённость. Нормы права устанавливаются государством и закрепляются в письменной форме. Поэтому они являются формальными, в отличие от прочих видов социальных норм.4. Интеллектуально-волевой характер. Право является результатом интеллектуальной деятельности людей. Оно отражает потребности, интересы и цели не только общества, но и отдельных людей и организаций, выражая тем самым их волю. Регулятивные функции права также возможны лишь при участии разума и воли лиц, обеспечивающих эти функции.5. Государственное принуждение. За соблюдением норм права следит государство, которое оставляет за собой право принуждать людей и организации соблюдать эти нормы с помощью юридической ответственности.Функции – это направления воздействия права на общество и на отношения между людьми в разных сферах общественной жизни. В юриспруденции это понятие характеризует социальную роль права. При этом возможны три основных трактовки того, что понимается под функцией права: социальное назначение права, направления его воздействия на отношения в обществе или и то, и другое.Основные функции права:1) Регулятивно-статическая. Смысл данной функции состоит в закреплении основных прав и свобод человека, а также в определении и ограничении компетенции органов власти и должностных лиц. Она определяет рамки, в которых люди и организации могут действовать так, как посчитают нужным. Очевидно, что чем шире эти рамки, тем больше свободы даёт такая правовая система.2) Регулятивно-динамическая. Эта функция направлена на правоотношения активного типа. Она предписывает определённые действия, которые обязаны совершать граждане и организации (платить налоги, соблюдать договорные обязательства).3) Охранительная. Данная функция направлена на защиту экономических, политических, личных и прочих отношений в обществе, а также на исключение явлений, противоречащих праву и чуждых обществу. Она обеспечивает стабильность и системность права, четкие и понятные правоотношения.4) Оценочная. В рамках данной функции право является критерием, позволяющим оценить правомерность или неправомерность определённых действий, совершаемых человеком, организацией или государством.Существует два понятия: «источник права» и «форма права», которые могут отождествляться или разграничиваться. В первом случае под источниками права подразумевают все способы выражения и закрепления правовых норм. Во втором случае формами права называют способы выражения, а источниками – способ возникновения и закрепления правовых норм.Одним из важнейших признаков права является системность. Смысл данного понятия заключается в том, что все правовые нормы должны быть упорядочены и систематизированы, а любые противоречия между ними – исключены. Система права имеет чёткую вертикальную структуру, включающую три уровня: отрасли, институты и нормы.1. Отрасли права. Отраслью права называют совокупность правовых норм, направленных на регулирование отдельно взятой сферы общественных отношений.2. Институты права. Правовой институт – это обособившаяся группа взаимосвязанных юридических норм. Как и отрасль, институт представляет собой группу правовых норм, но менее обширную. Большинство институтов можно рассматривать как подкатегории отраслей.3. Нормы права. Нормой права называется формально определённое правило поведения, соблюдать которое обязаны все граждане и организации на территории государства. Нормы права регламентируют отношения в рамках каждого из правовых институтов. Например, в случае наследования, они устанавливают очередность, в которой наследники могут претендовать на наследство.Реализация права – это воплощение правовых норм в поведении субъектов права (то есть, некие действия или воздержание от действий, благодаря которым обеспечивается соответствие поведения субъектов права требованиям правовой системы).Таким образом, право – это совокупность общеобязательных норм и правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством. Его основная задача заключается в том, чтобы гарантировать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечить людям равные возможности, независимо от их социального статуса и прочих особенностей. Ключевой особенностью права является то, что все нормы в нём определены формально, а их нарушение подразумевает санкции, применимые к любому нарушителю, независимо от его социального статуса.1.3. Принципы и основания применения праваПринципы права – это руководящие нормы, обеспечивающие системность (внутреннюю упорядоченность и согласованность) права. Это важнейшие положения, от которых зависит справедливость правовой системы, её сохранение и конструктивное развитие.В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:1) Принцип всеобщности. Все граждане равны в своих правах, а в случае нарушения закона несут одинаковую ответственность, независимо от социального статуса и прочих факторов. При этом отдельные социальные группы могут получать определённые преимущества или ограничения, но это не подразумевает какой-то исключительности, поскольку всегда охватывает целую группу.2) Принцип законности. Законы должны соблюдать все: совершеннолетние и несовершеннолетние граждане, иностранцы, сотрудники правоохранительных органов, должностные лица, организации и само государство.3) Принцип гуманизма. В основе права лежит человеколюбие и уважение к личности. Его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить все условия для нормального существования, развития и самореализации каждого человека. Многими людьми право воспринимается как система запретов и ограничений, но его задача заключается в обратном – создать благоприятные условия и дать максимум свободы каждому человеку, защитив его от угроз.4) Принцип справедливости. Нормы права не должны противоречить нормам морали, на основании которых у общества формируются представления о справедливости. В противном случае общество будет настроено против правовой системы и не будет ей подчиняться. Если же нормы права соответствуют представлениям людей о справедливости, те будут не только охотнее соблюдать их, но и следить, чтобы их соблюдали другие члены общества.5) Принцип демократизма. Граждане должны иметь возможность влиять на правовую систему через общедоступные механизмы (всенародное голосование, обращение в различные инстанции).Применение права, как правовое явление основывается на определенных основополагающих началах, правовых принципах. К основным принципам правоприменения относятся: истинность, законность, справедливость, уважение и соблюдение прав и свобод человека, целесообразность.Признаки применения права можно определить как характерные особенности применения права. Признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от иных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.Применение права имеет следующие признаки:1)осуществляется органами, должностными лицами, которые наделены полномочиями органов государственной власти;2)направлено на установление определенных правовых последствий - субъективных прав, юридических обязанностей, юридической ответственности;3)имеет индивидуальный характер (акт правоприменения распространяет свое действие на определенный круг лиц);4)реализуется в определенных, предусмотренных законом процессуальных формах;5)завершается вынесением юридического акта (решения правоприменительного органа) индивидуального характера.Применение норм права является одной из важнейших форм реализации норм права.Так если норма права указывает на необходимость достижения определенного социального результата (к примеру, изготовление продукции определенного качества), то реализация правовой нормы включает в себя не только деятельность субъектов правоприменения, но и факт достижения указанного результата.В юриспруденции отмечается два метода реализации правовых норм метод убеждения и принуждения.Право, как явление, по своей сущности подразумевает принудительный характер, однако большинство субъектов права, реализуют правовые предписания в добровольном порядке, в связи с чем от качества принуждения право не утрачивает своего целевого назначению. Наряду с этим, для того, чтобы властные полномочия государства соблюдались и исполнялись, государство должно издавать такие правовые нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Все это порождает неотъемлимое соответствие между волей государства и волей субъекта права, что само по себе является надежным фундаментом должного (правомерного) поведения субъектов правоотношений. Но даже в таком случае необходимость в побуждении, в том числе при помощи инструментов принуждения к правомерному поведению субъектов правовых отношений сохраняется, поскольку противоречие между индивидуальными интересами субъектов и общественными интересами зачастую расходятся.По мнению Г.Ф. Шершеневича, задача лица, применяющего право, состоит в том, чтобы подготовить возможность умозаключения раскрытием фактического состава, соответствующего некоему «среднему» термину. Конкретный случай, который подводится под норму права, представляет являет собой сумму фактов. Для это необходимо произвести двойную операцию: 1) обособить факты, которые составляют в совокупности рассматриваемый случай, от тех фактов, которые произошли в пределах того пространства и времени; 2) обособить в совокупности фактов, которые составляют данный случай, факты, которые имеют существенное значение для правовой оценки. Этот мыслительный процесс вылущения стоит в зависимости навыка и таланта , применяющего нормы права.Отдельным при рассмотрении применения права, является вопрос о том каковы же основания его применения. История существования человеческого общества показывает, что имеется два способа, для того чтобы побудить субъектов права, к реализации воли государства - угроза применения мер принуждения и обещание награды.Необходимость в применении норм права возникает в следующих случаях:1) когда не имеется добровольного исполнения субъектом правоотношений взятых на себя обязательств (уплаты штрафа, возврата долга, налога, соблюдение обязательств, предусмотренных в договоре);2)когда совершается правонарушение (уголовно-наказуемое преступление, административный проступок) и требуется применить санкции к нарушителю правовой нормы, привлечь к ответственности;3)когда возникает спор о праве и стороны, без применения правовых норм, не могут уладить конфликт, прийти к согласованному решению (спор о детях, наследстве, раздел имущества и иные случаи );4)в случаях, когда возникает препятствие на пути реализации субъектом правовых норм (например, покупка гражданином земельного участка, которым он фактически не может пользоваться в следствии самовольного (фактического) занятия данного участка другим лицом);5)в тех случаях когда субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть из односторонних действий субъектов правоотношений и в данном случае требуется вынесение уполномоченным органом или должностным лицом правоприменительного акта, который содействует реализации прав субъектов (назначение пенсии, переход на другую работу, вступление в должность, получение премии, представление к награде);6)в случаях, когда юридически значимые действия в силу их особого предназначения должны пройти контроль со стороны органов государственной власти, в целях проверки законности, правильности, достоверности (оформление прав по сделкам о продаже недвижимости, заверение копий юридически значимых документов, нотариальные завещания);7)когда в силу закону необходимо установить наличие или отсутствие какого-либо события, факта, состояния (например, признание лица умершим; безвестно отсутствующим либо; факт состояния в браке в родстве; утрату и приобретения гражданства).Конкретная жизненная ситуация, в отношении которой осуществляется применение закона, называется юридическим делом. Субъекты права реализуют свое право в зависимости от конкретной жизненной ситуации.Таким образом, применение права характеризуется наличием характерных признаков, которые отличают его от иных форм реализации права. Основания применения права могут быть различны в зависимости от того какая норма подлежит применению и фактической ситуации.2. Анализ и пути повышения места права в системе социальных норм в России2.1. Особенности и место права в системе социальных нормИзучение государственности, ее смысла и ценностей, особенностей устройства и механизмов эффективного функционирования перспектив взаимодействия с гражданским обществом выступает одним из важнейших направлений комплексного анализа феномена правовой жизни.Распространенным убеждением среди политиков, реже – правоведов является то, что укрепление государства, повышение авторитета правящей администрации, обеспечение правопорядка и безопасности достигается при помощи императивного метода воздействия на отношения в социуме. Однако состояние современной социальной, экономической и правовой систем России все чаще убеждает нас, что регулирование общественных отношений только лишь путем соблюдения норм, правил, запретов и ограничений невозможно.Для создания условий развития активной личности как члена гражданского общества должны использоваться и более гибкие инструменты. Характерным примером выступают правовые преимущества.Данная категория рассматривается нами в виде правомерной возможности субъекта удовлетворять свои интересы наиболее полно и всесторонне, выражающаяся как в предоставлении особых дополнительных прав и гарантий, так и в его неподверженности определенным обязанностям, запретам и ограничениям.По нашему глубокому убеждению, усиление государства может осуществляться только в рамках правового демократического режима с четко прослеживающийся социальной ориентированностью на личность. Иными словами, сильное государство невозможно без активного, сформированного гражданского общества.Показателем, позволяющим в определенном смысле оценить его состояние, выступают границы и пределы вмешательства органов власти в социальные процессы наименее защищенных слоев населения. В сказанном контексте мерой силы государства будет правовая и социальная защищенность инвалидов, ветеранов, престарелых граждан, других уязвимых категорий населения, степень доступности человеческих благ.К сожалению, в последнее время в отдельных моментах прослеживается несколько односторонняя позиция государства не только с моральной, но и с правовой точки зрения. Особые административные процедуры и квоты для данных лиц, являясь разновидностями правовых преимуществ, выступают важной формой «сглаживания» объективного неравенства их возможностей. К примеру, это касается порядка перевозки несовершеннолетних-инвалидов, а также участия инвалидов в дорожном движении в статусе водителей.Развивая высказанный тезис, отметим, что, во-первых, закрепление преимуществ как юридических средств усиления государства и гражданского общества обеспечивает проведение максимально эффективной социальной политики, стимулирование активности личности; во-вторых, предоставление юридических преимуществ отдельным субъектам, в том числе участникам дорожного движения, будет являться справедливым и обоснованным отступлением от принципа равенства лишь при совокупном и одновременном использовании правовых средств ограничения, а также высокой правовой культуры и правового сознания самих инвалидов; наконец, в-третьих, совершенствование российского законодательства требует от теоретиков и практиков системного юридического мышления.В ходе этого процесса необходимо достижение гармонии. Подобный баланс может быть реализован сочетанием норм-предписаний и норм-преимуществ. Только научно выверенное, аргументированное и умелое использование всех существующих средств и методов правового регулирования будет способствовать укреплению государства и гражданского общества.Согласно общему правилу обязанность по охране прав граждан лежит на государстве. Однако государство может позволить осуществлять данные действия самим гражданам, а также соответствующим частным организациям по поручению этих граждан.В современном механизме реализации права наряду с охраной и защитой прав и свобод функционируют самозащита и самоохрана. Понятие самоохраны прав и законных интересов не получило должной разработки в научной литературе и почти не используется в законодательных текстах. Кроме того, не все согласны с тем, что самоохрана является самостоятельным термином. Авторы не выделяют такого термина, как «самоохрана», а просто включают охранительные и защитные полномочия граждан в термин «самозащита». Однако самоохрана прав и законных интересов как правовой термин несет следующие самостоятельные функции:1) ориентация субъекта на реализацию прав с должной осмотрительностью;2) границы самоохраны, закрепленные в законодательстве, показывают степень доверия государства к гражданам;3) реализация субъектом правоотношения мер самоохраны показывает степень доверия субъекта к своему контрагенту;4) реализация субъектом мер самоохраны показывает степень доверия граждан и юридических лиц к государству;5) ориентация контрагента на правомерную реализацию своих прав и обязанностей;6) позволяет минимизировать возможный ущерб от правонарушений.Цель самоохраны – сделать невозможным либо существенно затруднить возможное нарушение права. В рамках охранительных мероприятий субъекту необходимо минимизировать риск и не допустить того, чтобы он превратился в опасность (угрозу нарушения права) и нарушение права. При самоохране меры, предпринимаемые гражданином, должны быть правомерными от начала и до конца. Нарушение прав иных лиц, как и неправомерность действий, недопустимо. Это обусловлено тем, что опасность нарушения прав присутствует лишь в потенциальном варианте, а значит, нельзя предотвратить возможное нарушение своих прав реальным нарушением прав другого лица.При этом в литературе не поднимался вопрос о возможности самоохраны законных интересов. Обусловлено это тем, что сама категория «законные интересы» не получила должной научной разработки. Общепризнанным считается определение А.В. Малько В.В. Субочева, которые понимают под законным интересом отраженную в объективном праве либо вытекающую из его общего смысла и в определенной степени гарантированную государством юридическую дозволенность, выражающуюся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых условиях обращаться за защитой к компетентным структурам – в целях удовлетворения своих интересов, не противоречащих общегосударственным. Думается, что лицо вправе осуществлять самоохрану своих законных интересов, если его действия будут правомерными, так как разрешено все, что прямо не запрещено законом. Среди специализированных норм права особое место занимают системоопределяющие (учредительные, нормы-цели, нормы-принципы, дефинитивные) правовые нормы, которые собственно и формируют модель правового регулирования, определяют нравственные, идеологические основания действия права. Системоопределяющие специализированные нормы, по сути, определяют, формируют систему права, объединяют множество норм в единое целостное образование, в единую систему, связывают ее элементы, определяют их место в этой системе.Системоопределяющие специализированные правовые нормы относятся к числу именно норм права в силу того, что им присущи практически все признаки, характерные для любой правовой нормы, и в то же время они обладают рядом специфических признаков, позволяющих выделить их в самостоятельную видовую группу. Во-первых, эти нормы права носят наиболее общий (абстрактный) характер. Во-вторых, в системе российского права они выполняют особую функцию, закрепляя исходные начала, основы правового регулирования социальных связей, формулируя основные правовые категории, определяя назначение и действие других норм. В-третьих, в большинстве случаев системоопределяющие специализированные нормы, являясь правовыми обобщениями более высокого порядка, оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения, как правило, через действие «типичных» норм, получают в них предметное, содержательное развитие. В то же время они могут оказывать и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения.В сферу правового регулирования включаются как отношения, которые должны быть подвергнуты правовой регламентации, так и те, которые уже подвергнуты правовой регламентации. На наш взгляд, сферу правового регулирования следует рассматривать как область потенциальных правовых отношений, нуждающихся в правовом регулировании. При этом следует учитывать, что область общественных отношений, регулирование которых реально осуществляется с помощью правовых средств, и сфера правового регулирования, как правило, не совпадают. В свою очередь, понятие «пределы правового регулирования» следует употреблять в той ситуации, когда речь идет об определении границ сферы правового регулирования.Если же рассматривать реальные границы правового регулирования, установленные субъектами правотворчества, то они могут не соответствовать пределам правового регулирования. При этом возможны ситуации как их сужения, выражающиеся в наличии пробелов, так и неоправданного расширения, когда правовое регулирование приобретает избыточный характер. Следует сказать, что абсолютно точное установление пределов правового регулирования – недостижимый идеал, поскольку правовое регулирование – это всегда реакция на развитие общественных отношений, и для того чтобы осознать эту потребность, требуется время. Кроме того, следует иметь в виду, что потенциальная возможность «широкомасштабного» правового вмешательства в те или иные общественные отношения не тождественна целесообразности подобной «интервенции».Гипотетически правом можно урегулировать любые общественные отношения. Но следует различать возможность абстрактную (формальную) и реальную. Для того чтобы при регулировании общественного поведения при помощи права возможность могла перейти в действительность, необходимо ориентироваться на реальную возможность, превращающуюся в необходимость.Общепринятое деление права на публичное и частное основано на идее отличия отношений между правящими и управляемыми от отношений между частными лицами. Как правило, понятие публично-правового отношения и его оценка приурочиваются к государству, юридическая регламентация функционирования которого имеет целью действенным образом защитить права гражданина от злоупотреблений со стороны государства. Следует, однако, иметь в виду, что ограничением произвольного вмешательства государства в дела общества не исчерпывается значение публичного права.Прерогативы, признаваемые за гражданами или за группами граждан, т.е. субъективные публичные права, предоставляют гражданам возможность защищать свои интересы как перед лицом государства, так и во взаимодействии с носителями равноценного юридического статуса. Поэтому в данном вопросе следует больше отталкиваться от правосубъектности граждан, чтобы получить сложную картину разнообразных переплетений юридических связей, возникающих в сфере реализации публичного права.Классификация публичных прав гражданина предпринимается на том основании, что по своему характеру притязания, предоставляющие возможность обеспечивать общие интересы путем активного политического воздействия на государство, отличаются от прав, имеющих целью защитить индивида от государственного «деспотизма» в его личном пространстве. По мнению Ф.В. Тарановского, к субъективным публичным правам индивида относятся права на участие во власти (избирательное право) и права на свободу от воздействия и вмешательства государства (свобода передвижения, свобода вероисповедания). Последние, представленные как права гражданской свободы, являются публичными в силу того, что предъявляются к государству с целью защиты неприкосновенности индивидуальной жизни.Нетрадиционной концепцией правовых отношений является точка зрения А.С. Бондарева, который указывает на наличие в обществе двух типов правоотношений - статусных и ролевых (личных). При этом автор акцентирует внимание на том, что они функционируют на разных уровнях и существенно отличаются по всем структурным элементам - и по субъектам, и по объектам, и по содержанию. Точка зрения автора основывается на том, что статусные правоотношения - это, по своей сути, модели правоотношений, закрепленные нормами объективного права. Структурные элементы этих правоотношений носят не конкретизированный характер. Личные же или ролевые правоотношения представляют собой конкретные, а не абстрактные связи, поименно индивидуализированные и по субъектам, и по объектам, и по содержанию.Заслуживает внимания и точка зрения А.С. Еременко, который правоотношение рассматривает как метод (способ) познания правовой действительности. Здесь автор говорит о том, что структура правоотношения выступает в качестве средства юридического моделирования, т. е. создание гипотетической, идеальной модели объекта -правового состояния или правового процесса в условиях взаимодействия.Трудно спорить с тем, что такая конструкция уместна и оправдана, но в то же время на сегодняшний день она является недостаточной. Безусловно, необходимо учитывать современное изменение контуров юридического регулирования в плане значительного расширения объема прав индивида в сфере гражданского общества. Повышение роли субъективного фактора в общественной жизни, приобщение граждан к общим делам, обретение вкуса к инициативе на основе расширения автономии личности требуют истолкования публично-правового отношения с учетом сложившейся ситуации. Гражданское общество порождает такие формы защиты законных интересов, которые не приобретают характера публично-правового притязания к государству. В разнообразных случаях юридические отношения происходят непосредственно между субъектами гражданских свобод, а государство выступает гарантом их реализации. В частности, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова имеют силу публичных притязаний, адресованных носителям аналогичных свобод. Отсюда следует, что акты использования гражданских свобод имеют отношение не только к состоянию государства, но и к взаимным контактам индивидов и их объединений.Таким образом, несмотря на то, что структура правоотношения является устоявшейся в отечественной науке, ученые выдвигают различные подходы к его трактовке, что обусловлено не только методологическим обновлением правовой науки, но и развитием и совершенствованием юридической практики. Вместе с тем совершенствование теории правоотношений должно основываться на ее традиционных принципах, одним из которых выступает конструкция состава правоотношения. 2.2. Пути повышения эффективности права в системе социальных норм в РоссииЭффективность правоприменительной деятельности это своего рода соотношение между результатом правового регулирования и той целью которая стоит перед самим правовым регулированием.Состояние правоприменительной деятельности в России на сегодня оставляет желать лучшего. В настоящее время можно выделить пути повышения эффективности правоприменительной деятельности в России:1)повышение правовой культуры субъектов применения права влияет на качество правового регулирования, на процесс укрепления правопорядка и законности;2)совершенствование процесса правотворческой деятельности, в процессе которого в правовых нормах (при должном уровне техники законодателя) выражаются интересы общества и те закономерности, в рамках которых эти нормы будут действовать. В связи с чем, необходимо создавать с помощью информационных и юридических средств такое положение, когда соблюдение норм права будет выгоднее их нарушения. Наряду с этим необходимо усилить юридические гарантии правовых средств, которые действуют в механизме правового регулирования;3)совершенствование процесса применения права, само по себе дополняет действенность нормативного регулирования. В том случае, если нормативная регламентация призвана обеспечить единообразие и стабильность в регулировании общественных отношений, ввести данные общественные отношения в рамки законности, то применение норм права учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой жизненной ситуации. Оптимальное сочетание правоприменения и правотворчества придает универсальность и гибкость правовому регулированию, приводит к минимизации сбоев и остановки в действии правовых норм.Немаловажное значение сегодня приобретает такой способ влияние на состояние правоприменительной деятельности как осуществление государством правоприменительной политики. Правоприменительная политика – одно из неотъемлемых и, вместе с тем, малоизученных направлений правовой политики современного государства.Содержание рассматриваемой политики многопланово. Им охватываются такие вопросы, как: выработка базовых целей и принципов правоприменительной деятельности определение основных государственных приоритетов в сфере осуществления права; общее руководство и координация правоприменением в масштабах государства; определение научно-обоснованных критериев ее эффективности; стимулирование научно-исследовательской и иной деятельности, направленной на совершенствование форм и методов индивидуально-властной деятельности; создание необходимых политико-организационных гарантий осуществления прав и свобод личности; обеспечение режима законности в стране, неуклонного соблюдения конституции и иных законов всеми субъектами правоотношений; выработка основных принципов взаимодействия государства, общества и личности в правореализационной сфере; развитие правовых коммуникаций, обеспечение доступности, гласности, информации о проводимых в процессе правореализационной деятельности преобразованиях, целях, достигнутых результатах и ряд других.Правоприменительная политика находитсяв необходимых закономерных связях с другими направлениями государственно-правовой политики, прежде всего, политикой правотворческой. Общая направленность и содержание правоприменительной политики определяются системой нормативно-правовых предписаний, которые действуют в настоящее время. В этом смысле правоприменительная политика имеет подзаконный характер, призвана создавать необходимые организационно-управленческие, идеологические и иные условия для реализации воли законодателя. Кроме того правоприменительная политика выполняет и компенсационные функции, восполняя пробелы правотворческой политики, внося в нее коррективы и на этапе реализации права.Правоприменительная политика является одним из необходимым и можно сказать, основополагающим фактором, совершенствования всей системы законодательства и всей системы правового регулирования в стране. Наряду с тем, что она позволяет сосредотачивать государственные усилия на наиболее важных участках правового регулирования, создает необходимые политико-управленческие предпосылки для оптимальной реализации воли законодателя, она также и стимулирует принятие (отмену, изменение) правотворческими органами таких предписаний, содержащихся в нормах права, которые в наибольшей мере отвечают задачам правовой политики и при этом учитывают возможности и потребности правоприменительной практики.Научно обоснованная правоприменительная политика является необходимой гарантией упрочения правопорядка и законности, практического обеспечения прав и свобод личности, решения других важных задач, которые необходимы в процессе жизнедеятельности. Именно на этом уровне правовая политика становится «реальной политикой», которая имеет своим предметов деятельность правоприменительных органов и оказывает непосредственное воздействие на поведение субъектов права. Вопросы гарантированности неотвратимости юридической ответственности, прав личности и другие актуальные проблемы современного Российского государства в данном случае переходят из разряда внешне привлекательных формул в плоскость их практической реализации.Совершенствование механизмов функционирования всех составляющих элементов правовой системы способствует целенаправленному, оптимальному правовому развитию Российского государства, совершенствованию правоприменительной деятельности в России. Например, это относится к законодательству. Достижение согласованного функционирования федерального и регионального законодательства способствует обеспечению единства российской правовой системы, повышает ее эффективность68. Оптимальное соотношение данных уровней законодательства является одним из обязательных условий совершенствования российской правовой системы. В юридической литературе процесс совершенствования правовой системы рассматривается как интегрированная задача правовой реформы, включающая в себя обновление всех ее элементов и обеспечение их оптимального взаимодействия.Сами пробелы в праве, в случае полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения, путем внесения изменений. Однако, в силу того, что право само по себе системно и в нем права, взаимодействуют все элементы системы права, пробел в праве можно преодолеть в процессе правоприменения.Так основными критериями, которыми должен руководствоваться законодатель выступают следующие:1. вносимые изменения не должны противоречить требованиям действующего законодательства и правовым нормам;2. необходимо потребность в той или иной норме права;3. воля государственных органов на создание соответствующих норм;4. проведение правовой и научной политики законодателя, в целях своевременного устранения пробелов воля государства на создание соответствующих норм.Таким образом повышение эффективности правоприменительной деятельности напрямую зависит от устранения пробелов, то есть своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а также максимальное исключение возможности для законодателя, нормотворческого органа заведомого включение данных пробелов в текст нормативного правового акта.Также немаловажным фактором повышения эффективности правоприменительной деятельности является умелое применение правоприменителем аналогии закона и аналогии права.Аналогия закона предполагает соблюдения ряда условий: а) отсутствие правовой нормы;б) общая правовая урегулированность данного случая; в) существование сходной нормы права.Здесь необходимо учитывать и субсидиарное применение права которое также является способом преодоления пробелов, при котором решение правоприменительного органа, принимается на основе нормы из другой отрасли права. Такое возможно, к примеру, между нормами семейного и гражданского права.Таким образом, институт аналогии не устраняет пробел в праве, а лишь его преодолевает, однако умелое применение данного института в системе российского правоприменения, позволит повысит эффективность реализации правовых норм.В правовой практике России подсистема средств нормирования выступает наиболее разветвленной и развитой, что служит проявлением тенденции к усилению государственного начала в деятельности, направленной на повышение эффективности применения норм права. При этом данный институт скорее является реакцией на неразвитость иных средств и пассивность субъектов права, которые не относятся к государственным органам в их реализации.Недостаточная результативность нормирования как средства повышения эффективности правоприменения обусловливается в первую очередь особенностями российского общественного правосознания, которая предопределяет низкий уровень системности, нестабильность правовой системы, а в ряде случаев и излишнюю степень детализации правовых норм, их несоответствие нормам законов, которые имеют основополагающее значение и принципам управления государства.Повышение результативности нормирования возможно за счет совершенствования всей правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, которые и являются правотворческими субъектами и обеспечение оптимального уровня детальности нормативной правовой регламентации правоприменения, которые должны сочетаться и с духовной сферой жизни общества.Механизмы реализации юридических гарантий на сегодня являются недостаточно эффективными так, как: во-первых, отсутствует контроль со стороны общества над деятельностью органов государственной власти; во вторых основным субъектом реализации юридических гарантий остается, как и прежде государство, в свою очередь негосударственные субъекты занимают пассивную позицию при реализации правовых норм. В связи с чем совершенство процесса правоприменительной деятельности возможно при условии активизации духовных средств.Правоприменительная техника, по своему предназначению направлена на обеспечение целесообразности технологии и методики правоприменительной деятельности, однако, в силу механизмов формирования технико-юридических средств, методов приемов и правил оказывается не способной реализовывать свое предназначение в полной мере.Обеспечение экономичности, целесообразности, простоты, гибкости и реальности технико-юридического инструментария невозможно за счет монополизации государством деятельности по созданиюэтого инструментарияВ свою очередь, подсистема организационных средств не может давать высокий результат в том случае, если реализация организационных средств будет осуществляться только государственно-властными субъектами. В свою очередь пассивное отношение организаций гражданского общества является предпосылкой для бесконтрольного государственного реформирования системы формальных и институтов и структур, в рамках которых осуществляется правоприменительная деятельность. Существенное значение при этом принимает повышение уровня духовных средств эффективности правоприменения.Так правовое сознание субъектов правоотношений выступает одним из объектов, на которые направлены эти духовные средства. Повышение эффективности правоприменительной деятельности в ее реальном значении может быть обеспечено только за счет воздействия на сознание всего общества (общественного сознания).Совершенствование правового сознания, как необходимого элемента общественного сознания может быть обеспечено при условии оптимизации трех компонентов, которые взаимосвязаны, и играют определяющую роль в осуществлении оценочной, познавательной и регулятивной функций -правовых ценностей, правовых знаний и правовых установок.Таким образом, в целях повышения правоприменительной деятельности в России необходим комплексный подход к данной проблематике. Для комплексного и последовательного осуществления преобразований имеется потребность в формировании и реализации в России хорошо продуманной общенациональной судебно-правовой политики. Ее официальная концепция могла бы стать политико-юридическим, идеологическим и нравственным фундаментом перспективного переустройства всех аспектов судебной деятельности.На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на сегодня существуют различные пути повышения эффективности правоприменительной деятельности в России, в числе которых можно выделить устранение правовых пробелов, совершенствование законодательства и нормативного правового регулирования в целом, повышение правовой культуры, снижение уровня правового нигилизма, проведение правоприменительной политики, укрепление роли судебной системы, выработка единого правового подхода к определенным случаям (казусам), исключение роли субъективного фактора при вынесении судебных решений, правоприменительной деятельности юрисдикционных органов.ЗаключениеТаким образом, проведя исследование по заданной теме, мы пришли к следующим выводам.Сущность права выражает способность человека признать выбор и делать согласно его воле, а также без наличия какого-либо принуждения. Но стоит учитывать, что свобода и закон - это две противоположные категории. Последний никаким образом не может существовать вне общества и людей, которые являются их частью. Это возникает в их отношения, связанных с их возможностями. Это указывает, что закон устанавливает пределы свободы, это её меры. В то время как современный способ к правапониманию, будь то естественно-правовой или нормативный, социологический или моральный, до сих пор является объектом противоречий внутри общества. Право – это механизм регулирования общественных отношений, представляющий собой систему общеобязательных юридических норм. Правовые нормы устанавливает и формально закрепляет государство, после чего оно же следит за их соблюдением. Его основная задача заключается в том, чтобы гарантировать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечить людям равные возможности, независимо от их социального статуса и прочих особенностей. Ключевой особенностью права является то, что все нормы в нём определены формально, а их нарушение подразумевает санкции, применимые к любому нарушителю, независимо от его социального статуса.Среди специализированных норм права особое место занимают системоопределяющие (учредительные, нормы-цели, нормы-принципы, дефинитивные) правовые нормы, которые собственно и формируют модель правового регулирования, определяют нравственные, идеологические основания действия права. Системоопределяющие специализированные нормы, по сути, определяют, формируют систему права, объединяют множество норм в единое целостное образование, в единую систему, связывают ее элементы, определяют их место в этой системе. В сферу правового регулирования включаются как отношения, которые должны быть подвергнуты правовой регламентации, так и те, которые уже подвергнуты правовой регламентации. На наш взгляд, сферу правового регулирования следует рассматривать как область потенциальных правовых отношений, нуждающихся в правовом регулировании. При этом следует учитывать, что область общественных отношений, регулирование которых реально осуществляется с помощью правовых средств, и сфера правового регулирования, как правило, не совпадают. В свою очередь, понятие «пределы правового регулирования» следует употреблять в той ситуации, когда речь идет об определении границ сферы правового регулирования.В настоящее время можно выделить пути повышения эффективности правоприменительной деятельности в России: повышение правовой культуры субъектов применения права влияет на качество правового регулирования, на процесс укрепления правопорядка и законности; совершенствование процесса правотворческой деятельности, в процессе которого в правовых нормах (при должном уровне техники законодателя) выражаются интересы общества и те закономерности, в рамках которых эти нормы будут действовать; совершенствование процесса применения права, само по себе дополняет действенность нормативного регулирования. Повышение эффективности правоприменительной деятельности напрямую зависит от устранения пробелов, то есть своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а также максимальное исключение возможности для законодателя, нормотворческого органа заведомого включение данных пробелов в текст нормативного правового акта.Список использованной литературыАльбов А.П. Современное право как институционализация либеральных принципов и естественного права // Либерально-демократические ценности. - 2017. - Т. 1. - № 1. - С. 1-4.Амелина К. Е., Ковалева М. А., Тиханова Н. Е. Правоведение. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019. 190 с.Анисимов А. П., Попова О. В., Рыженков А. Я. Правоведение. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. 318 с.Аббасов, О.Т. К вопросу о многообразии взглядов на понятие правовой системы (сравнительно-правовые аспекты) / О.Т. Аббасов // Сибирский юридический вестник. – 2019. – № 1 (72). – С. 119-125. Агамиров, К.В. К понятию правовой системы / К.В. Агамиров // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 7. № 1A. С. 5-11.Бондарев А. С. Два типа правоотношений в обществе: их единство и различие // Вестник Пермского университета. - 2018. - Вып. 1 (11). - С. 7-18.Бошно, С. В. Правоведение: основы государства и права : учебник для академического бакалавриата / С. В. Бошно. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 533 с.Гражданское право. В 4 т. Т. II. Общая часть. В 2 кн. Книга 2. Факты : учебник для академического бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 497 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.Дербышева Е.А. Место принципа правовой определенности в системе принципов российского права // Право и политика. - 2017. - № 2. - С. 29-41.Дроздова А.М. Принципы права и некоторые аспекты теоретического понимания принципов прав человека // Юридическая мысль. - 2017. - № 5. - С. 8-14.Еременко А. С. Метод правоотношения как способ познания явлений правовой действительности: теоретико-правовые и гражданско-правовые вопросы // Ленинградский юридический журнал. - 2019. -№ 1. - С. 29-35.Мальцев Г.В. Социальные основания права. - М.: Норма, 2018. - 800 с.Матузов Н.И., Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Норма, 2019. - 640 с.Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Норма, 2018. - 304 с.Основы права: учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.] ; под общ. ред. А. А. Вологдина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с.Право: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Киселев [и др.]; под ред. С. Г. Киселева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 413 с.Правоведение. Учебник для СПО / ред. Абросимова Е. А., Белов В. А. М.: Юрайт, 2019. 414 с.Репьев А.Г. Категория «иммунитет» в системе правовых преимуществ: теория, методология, практика / под ред. А.С. Мордовца. М.: Перо, 2018. С. 58–59Рузакова О. А., Рузаков А. Б. Правоведение. Учебник. М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2019. 208 с.Терешок К.Д., Працко Г.С. Единство прав и обязанностей как принцип права // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. - Ростов на/Д: Феникс, 2018. - С. 86-93.Тихомиров, Ю. А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. – 2018. – № 8. – С. 5–12.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!