Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Органы дознания, их виды и компетенция

Тип Курсовая
Предмет Правоохранительные и судебные органы

ID (номер) заказа
3992133

500 руб.

Просмотров
825
Размер файла
61.03 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление TOC \o "1-1" \u Введение PAGEREF _Toc101911093 \h 31. Понятие дознания, виды и условия PAGEREF _Toc101911094 \h 61.1. Понятие дознания PAGEREF _Toc101911095 \h 61.2. Виды органов дознания PAGEREF _Toc101911096 \h 91.3. Условия для производства дознания PAGEREF _Toc101911097 \h 132. Процессуальная компетенция органов дознания PAGEREF _Toc101911098 \h 152.1. Органы дознания и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание PAGEREF _Toc101911099 \h 152.2. Особенности производства дознания PAGEREF _Toc101911100 \h 232.3. Дознание как форма предварительного расследования PAGEREF _Toc101911101 \h 29Заключение PAGEREF _Toc101911102 \h 39Список использованных источников PAGEREF _Toc101911103 \h 41ВведениеУголовному наказанию должен быть подвергнут только виновный в совершении преступления и только в меру своей виновности с учетом тяжести содеянного и личности совершившего преступление. Чтобы обеспечить такую меткость уголовной репрессии, необходимо с достоверностью установить все существенные обстоятельства уголовного дела, а именно: в чем выражается преступное действие или бездействие; кто его совершил и действовал ли совершивший виновно (умышленно или преступно неосторожно); в чем заключается роль каждого из соучастников; в чем выражается причиненный вред и каковы его размеры; а также отягчающие, смягчающие ответственность и другие обстоятельстваАктуальность темы в то что, преступность и коррупция угрожают существованию Российского государства и его правопорядку, нашей национальной безопасности, высокопоставленные лица два последних десятилетия говорят так часто, что общество постепенно привыкло как к самой угрозе, так и к начальственной риторике по данному поводу. Между тем эта угроза пока не осуществилась исключительно благодаря усилиям правоохранительных органов государства и его судебной системы, образующим линию обороны от действительно небывало мощной агрессии уголовного мира.Как в период до принятия УПК РФ, так и в настоящее время одной из острейших проблем является вопрос о процессуальной регламентации дознания.С принятием УПК РФ процедура расследования в форме дознания была существенно изменена. Органы дознания получили возможность расследовать преступления, отнесенные к своей компетенции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституционных прав граждан, с составлением обвинительного акта. Завершение дознания имеет теперь специфическую форму и осуществляется в упрощенном режиме. Законодатель в отдельных нормах сформулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, определил их компетенцию. Все эти новеллы безусловно следует считать прогрессивными.Объектом работы выступают общественные отношения, урегулированные нормами права в сфере дознания и предварительного следствия.Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие уголовно процессуальную деятельность органов дознания.Целью курсовой работы является исследование и системный анализ органов дознания и их виды, изучить их компетентность. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:1. Проанализировать понятие дознания, его виды и условия;2. Изучить органы дознания и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание;3. Рассмотреть особенности производства дознания;4.Освоить дознание как форму предварительного расследования.В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературы, сравнение и сопоставление, анализ и синтез, логическое рассуждение.Так же, при написании работы был изучен ряд источников информации, а именно труды Рыжакова А.П., Безлепкина Б.Т., Шейфера С.А., Крюкова В.Ф., а также нормативно правовая база, связанная с органами дознания и их компетенциями.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.1. Понятие дознания, виды и условия1.1. Понятие дознанияИсторически дознание возникло в недрах розыскного процесса как несудебное и оперативное исследование обстоятельств уголовного дела «по горячим следам». Это был начальный этап производства по делу, в задачи которого входило быстрое раскрытие преступления (установление основных обстоятельств события преступления и лица, его совершившего) и закрепление следов преступления со сведением к минимуму процедурных формальностей и процессуального принуждения (исключение составляло задержание подозреваемого). Дознание соответствовало этапу общего расследования в инквизиционном процессе (inquisitio generalis - лат.) и мало отличалось от административной (оперативно-розыскной) деятельности полиции.Эти черты дознания как начального этапа процесса сохранялись в российском дореволюционном законодательстве. В советское время (УПК РСФСР 1922 г., 1923 г.) дознание стало заменять предварительное следствие по несложным уголовным делам, а в период массовых репрессий - фактически и по делам о политических преступлениях. УПК РСФСР 1960 г. закреплял две разновидности дознания: 1) по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия (классическое дознание, предшествовавшее предварительному следствию, - ст. 119); 2) по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (дознание «вместо следствия» - ст. 120). Однако роль первой (классической) разновидности дознания как начального этапа расследования на практике постепенно уменьшалась, и по УПК РФ она вместо дознания стала называться «выполнение неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно» (п. 2 ч. 2 ст. 40, ст. 157). Поэтому по УПК РФ дознание не имеет разновидностей и является лишь «дознанием вместо следствия». Как и прежде, оно проводится после возбуждения уголовного дела и поэтому сопряжено с возможностью применения мер процессуального принуждения. В то же время дознание в определенной мере стало преемником такого института УПК РСФСР 1960 г., как протокольная форма досудебной подготовки материалов (ст. ст. 414 - 416), от которой дознание унаследовало некоторые черты упрощенной процессуальной формы (сокращенные сроки, отсутствие института привлечения в качестве обвиняемого и др.). С точки зрения классической теории под предварительным следствием надо понимать лишь судебную (проводимую следственным судьей) состязательную часть предварительной подготовки дела. Дознание же есть предшествующая предварительному следствию или полностью замещающая его розыскная часть предварительной подготовки, осуществляемая под руководством прокурора. В этом смысле российское «предварительное следствие» является не чем иным, как квалифицированной экстраординарной формой дознания (так называемое прокурорское дознание), а «производство неотложных следственных действий органом дознания» (ст. 157) и дознание в порядке гл. 32 УПК РФ - две ординарные формы дознания.Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает два вида дознания: дознание, осуществляемое в общем порядке, и сокращенное дознание. Дознание в общем порядке регулируется нормами главы 32 УПК РФ. Регламентируя дознание и процедуру его производства, законодатель сделал попытку придать ему черты ускоренной и упрощенной формы предварительного расследования. Однако вносимые в УПК РФ изменения все более свидетельствуют о тенденции к стиранию граней между следствием и дознанием. Являясь самостоятельной формой предварительного расследования, дознание в общем порядке имеет значительное сходство с предварительным следствием, что проявляется в порядке производства следственных действий, порядке принятия решений, сроках расследования, поэтому его не следует рассматривать как упрощенную форму уголовного судопроизводства.Дознание (п. 8 ст. 5, гл. 32 УПК) - форма предварительного расследования (разд. VIII УПК), следовательно, ему присущи все базовые характеристики данного вида государственной процессуальной деятельности. Дознание производится в порядке, установленном гл. 21, 24 - 29 УПК. Дознание осуществляется с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК. К числу последних относятся такие положения уголовно-процессуального закона, как сокращенный срок производства предварительного расследования, возложение его производства на специальные органы дознания, сохранение в данном случае за прокурором функции процессуального руководства и др.Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным и не столь сложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дела к судебному производству производилась более быстро и просто. Дознание подчинено идее ускорения уголовного процесса, которое - при условии соблюдения достаточных гарантий прав и законных интересов личности - является объективной тенденцией новейшего развития уголовно-процессуального права во всем мире. Ускорение предварительного расследования способствует реализации права на скорый суд - важнейшей международно-правовой норме, обеспечивающей защиту интересов личности (п. «с» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах; п. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).Следует, однако, отметить, что с момента принятия УПК РФ в него последовательно вносятся изменения, направленные на усложнение процессуальной формы дознания, которые все больше приближают ее к форме предварительного следствия.1.2. Виды органов дознанияВ современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).В УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:1) Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.На основании ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 1.04.2022 года N 77-ФЗ) такими полномочиями обладают оперативные подразделения:органов внутренних дел Российской Федерации;органов федеральной службы безопасности;федеральных органов государственной охраны;таможенных органов Российской Федерации;Службы внешней разведки Российской Федерации;Федеральной службы исполнения наказаний;органов по контролю за оборотом наркотических средств.Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;4) Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч.1 ст.40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.На органы дознания возлагается:производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, - в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:органы дознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п.2 - 6 ч.2 ст.157 УПК РФ;органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.2 ч.2 ст.151 УПК;таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ;командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст.40 УПК.В соответствии с ч.3 ст.40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, производит дознание.Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст.140-145 УПК);производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст.157 УПК);производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.223-226 УПК);производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст.38 и 157 УПК).1.3. Условия для производства дознанияУсловия для производства дознания прямо вытекают из материально-правового и процессуального оснований дифференциации процессуальной формы.Материально-правовым условием для производства дознания является относительно небольшая общественная опасность преступления. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК (а это, как правило, преступления небольшой или средней тяжести).По преступлениям, которые относятся к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20), дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно защищает свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20). В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, минуя предварительное расследование.Процессуальным условием для производства дознания выступает относительная несложность предварительного расследования. В процессуальной теории принято считать, что расследование не является сложным при наличии следующих обстоятельств:- доступность достаточных доказательств виновности уже на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела (так называемая очевидность преступления);- доступность самого подозреваемого (он не уклоняется от участия в процессуальных действиях и от исполнения грозящего ему наказания);- подозреваемый не обладает особым правовым статусом, требующим производства по данному делу предварительного следствия, или дело не имеет особого общественного значения.Закон сохраняет возможность передачи прокурором любого уголовного дела от органа дознания или дознавателя следователю для производства предварительного следствия - как до составления обвинительного акта (ч. 4 ст. 150), так и после (п. 4 ч. 1 ст. 226). Решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 11 ч. 2 ст. 37) или к категории дел частного обвинения (ч. 4 ст. 20). Письменное указание прокурора об этом должно быть мотивировано. В частности, прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение (например, получило широкий резонанс в средствах массовой информации) и т.д.Дознание не производится по деяниям, совершенным невменяемыми лицами (ч. 1 ст. 434), а также по преступлениям, совершенным в отношении лиц, обладающих «служебным» иммунитетом или статусом сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или приравненного к ним лица (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 151).2. Процессуальная компетенция органов дознания2.1. Органы дознания и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, «...а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности». Формулировка, приведенная в кавычках, неточна: в числе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», имеются и такие, которые к органам дознания отнести нельзя, потому что полномочиями возбудить уголовное дело и расследовать его они не наделены и собственной подследственности не имеют. Это федеральные органы государственной охраны и Служба внешней разведки Российской Федерации.В числе органов дознания особое место занимают органы внутренних дел. Не случайно в части первой упомянутой ст. 40 УПК они названы в первую очередь. Именно на эти органы, находящиеся на переднем крае противостояния уголовному миру, приходится основной объем работы по дознанию. Эта деятельность сосредоточена в криминальной полиции и полиции общественной безопасности - двух основных службах, входящих в структуру территориальных и транспортных органов внутренних дел. Процессуальные полномочия органа дознания сосредоточиваются «в руках» начальников этих служб и их заместителей, отвечающих и за оперативно-розыскную деятельность, и за дознание, которое по своей природе является делом «чисто» полицейским.К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и по этому признаку к органам дознания, кроме органов внутренних дел, также относятся следующие:органы Федеральной службы безопасности, которые вправе до передачи следователю дознание производить в виде неотложных следственных действий по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности». Это, прежде всего, дела о преступлениях против государственной власти, выявленных в ходе контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности данного органа, шпионаже, терроризме и некоторых других преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК, адресованном следователям данного ведомства;пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации вправе возбудить уголовное дело и произвести дознание по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации, наиболее распространенным из которых является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), а также нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе (ст. 253 УК РФ);таможенные органы, которые имеют своим назначением осуществлять контроль за порядком и условиями перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимать таможенные платежи и производить таможенное оформление). Эти органы управомочены производить дознание по уголовным делам о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» право осуществления такой деятельности предоставлено оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний.Согласно ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовного дела и функция дознания в виде производства неотложных следственных действий возлагаются также:- на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;- руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;- глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся: органы Федеральной службы судебных приставов, которые выполняют свои обязанности на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации». В качестве органов дознания они вправе и обязаны возбуждать уголовные дела и производить дознание по делам об относительно немногочисленной группе преступлений против правосудия, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК.Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК органами дознания являются:- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, т.е. организационно самостоятельных боевых, административных или хозяйственных единиц (полк, отдельный батальон и т.д.), имеющих собственное цифровое наименование (например, войсковая часть 55555);- командиры соединений воинских частей;- руководители военных учреждений (например, военного учебного заведения);- начальники гарнизонов, т.е. воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений, расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с установленными границами.Согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся органы Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которые вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с их повседневной служебной деятельностью, подчиненной общей задаче защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Из содержащегося в ст. 40 УПК перечня органов дознания явствует, что функциями и правомочиями такого органа наделены, во-первых, руководящие должностные лица (командиры воинских частей, соединений и военных учреждений, начальники пенитенциарных учреждений, капитаны морских судов и начальники зимовок), а во-вторых, государственные органы (внутренних дел, федеральной службы безопасности, пограничной службы, таможенные органы), которые с преступлением определенной категории, как правило, соприкасаются раньше других по роду своей повседневной деятельности. В первом случае эти правомочия персонифицированы. Осуществлять их может только конкретный государственный служащий, который в настоящее время занимает соответствующую должность, проще говоря, тот, кто может предъявить служебное удостоверение личности, подтверждающее эту должность. В тех случаях, когда функциями дознания наделен орган, а не должностное лицо, такой персонификации нет.В этой связи в государственных учреждениях, наделенных функцией дознания, прежде всего, конечно, в органах внутренних дел, постепенно сложилась иерархия должностей: начальник органа дознания - начальник подразделения дознания - дознаватель.Дознаватель - это должностное лицо, которое одновременно является стороной обвинения и субъектом, осуществляющим уголовно-процессуальное правоприменение. Дознавателем с позиции уголовно-процессуального права является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные действия (после чего передавать уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности), розыскные меры, дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в том числе дополнительное дознание.Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.По общему правилу под понятиями «орган внутренних дел», «орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д. как орган дознания законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего - частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего - частица компетенции органа, в котором он занимает должность». Однако не у всех сотрудников равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания (учреждение) функции.Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник полиции. Сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными Федеральным законом «О полиции», в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). А п. 8 ч. 1 ст. 12 того же Закона возлагает на полицию обязанность в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Федеральным законом «О полиции» обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.Начальник органа дознания или его заместитель возложил на сотрудника органа внутренних дел уголовно-процессуальные полномочия путем назначения его на должность и утверждения соответствующего должностного регламента (должностной инструкции).Дознаватель - сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания - самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав (обычно - должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания), круг следственных и иных действий.То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процессуальных постановлений. В приведенной ситуации вынесение таким дознавателем решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных впоследствии доказательств недопустимыми.Начальник органа сам входит в штат учреждения, наделенного полномочиями органа дознания. Содержание его деятельности, а, следовательно, и его правовой статус производны от содержания статуса органа.В уголовно-процессуальном законе о начальнике органа дознания упоминается применительно к институту продления до 10 суток срока производимой дознавателем предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК), восстановления утраченного дознавателем уголовного дела (ч. 1 ст. 158.1 УПК), утверждения обвинительного акта (ч. 4 ст. 225 УПК) и обвинительного постановления (ч. 2 ст. 226.7 УПК), а также к его полномочиям поручать дознавателю производство дознания (п. 17 ст. 5 УПК), давать дознавателю обязательны для исполнения указания (ч. 4 ст. 41 УПК) и др.Каждый начальник учреждения, названного в ст. 40 УПК, осуществляет руководство возглавляемым им органом дознания. При этом организационное руководство всеми определенного вида органами дознания в полном объеме возложено на руководителя центрального аппарата ведомства: министра внутренних дел, директора ФСБ РФ, главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору и т.д. Поэтому, когда Уголовно-процессуальным кодексом право принятия конкретного процессуального решения предоставлено органу дознания, начальник центрального аппарата ведомства своим приказом имеет право внести дополнительные требования к порядку его осуществления. Так, ведомственные приказы требуют утверждения начальниками органа внутренних дел, подразделения (управления) ГПН и т.д. постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.Помимо вышеназванных в уголовном процессе имеется еще один субъект досудебного производства - руководитель подразделения дознания - начальник одноименного структурного подразделения учреждения, наделенного статусом органа дознания. Данного участника уголовного судопроизводства законодатель именует начальником подразделения дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующий в пределах своей компетенции.Под группой здесь понимается действующая, к примеру, в РУВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса - дознавателем. Старший дознаватель - руководитель такой группы помимо статуса дознавателя наделен также правовым положением начальника подразделения дознания.Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель - руководитель «следственно-оперативной группы», в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то, что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя как субъекта уголовного процесса.2.2. Особенности производства дознанияПорядок дознания - правила, по которым оно производится определяется нормами, содержащимися в главах: 22 «Предварительное следствие» (ст. 162-170); 24 «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент» (ст. 176-181); 25 «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления» (ст. 182-186); 26 «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний» (ст. 187-194); 27 «Производство экспертизы» (ст. 195-207); 28 «Приостановление и возобновление предварительного следствия» (ст. 208-211); 29 «Прекращение уголовного дела» (ст. 212-214).Правило о производстве дознания в установленном законом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания, дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный вид расследования преступления. Обязательное соблюдение правил производства следственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и гражданина.Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания - раскрытие преступления - окончание дознания. В целом они составляют систему дознания.На органы дознания возлагается:- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ);- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);- исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).По уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания правомочен возбудить уголовное дело и произвести по нему необходимые следственные и процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ, в полном объеме, применить к лицу установленные законом меры процессуального принуждения, а по окончании дознания составить обвинительный акт или обвинительное постановление и направить материалы уголовного дела прокурору для последующего направления их в суд.Начало дознания состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. Сюда входят:возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, т.е. принятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование;решение вопроса о принятии дела к своему производству;сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела;направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.Дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156 УПК), т.е. оформленного в установленном законом порядке решения начать расследование, уголовное преследование. Это правило по своему значению принадлежит к основополагающим идеям уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии в объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливает необходимость раскрытия его. Дознаватель и орган дознания в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждает уголовное дело при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, о чем выносит соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146). Содержание постановления о возбуждении уголовного дела определяется ст. 146. В нем должно быть указано: 1) время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для его возбуждения; 4) пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых оно возбуждается, и др.Данный процессуальный документ свидетельствует, с одной стороны, об окончании первой стадии уголовного процесса, а с другой, - о начале новой, второй стадии - предварительного расследования. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой не только для последующих процессуальных действий, но и для производства следственных действий по собиранию и проверке доказательств. Оно обязывает орган дознания и дознавателя принять в пределах их компетенции все необходимые меры к установлению обстоятельств совершенного преступления. С рассматриваемым решением закон связывает возникновение уголовного дела (папки с документами) и начало производство по нему. Без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство дознания незаконно. Полученные в этом случае фактические данные признаются не имеющими юридической силы. В рассматриваемом документе решается вопрос, кто проводит дознание.Обязанность начать дознание в день возбуждения уголовного дела диктуется задачей быстрого и полного раскрытия преступления.Приняв решение о возбуждении уголовного дела, дознаватель должен определить, вправе ли он производить расследование, нет ли обстоятельств, препятствующих этому. Так, дознаватель не может производить дознание, если он по данному делу проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия. При наличии этого и других обстоятельств, устраняющих дознавателя от участия в судопроизводстве, он подлежит отводу. Обнаружение их в последующем ставит под сомнение результаты всего производства. Оно приводит к необходимости повторного проведения дознания, что, в свою очередь, ведет к напрасной трате времени и сил дознавателя и других участников процесса.Установив отсутствие обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение о принятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 156 УПК). Если дознаватель принимает уже возбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК).Принятие дела к своему производству означает определение и процессуальное оформление дознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другие органы предварительного расследования с этого момента не имеют права производить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того, принятие дела к своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, кто ведет дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства. Наконец, оно создает надлежащие предпосылки и условия для установления действенного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем.Постановление о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.О принятом решении сообщается заявителю (ч. 2 ст. 145, ч. 4 ст. 146 УПК). Форма сообщения законом не установлена. Однако в деле должна быть, по крайней мере, отметка о сделанном сообщении. Об этом может свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д.При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК).О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого принято данное решение (ч. 4 ст. 146 УПК).В случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 Ст.223 УПК РФ, орган дознания и дознаватель принимают меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145).Совокупность действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало дознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, если решение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность в уведомлении его об обнаруженном преступлении.Первая группа действий является подготовительной по отношению ко второй. Она обеспечивает законность принятия мер по установлению обстоятельств преступления, соблюдению прав и свобод участников уголовного процесса и граждан. Между началом и окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательств и установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе - раскрытие преступления (принятие мер по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию).Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение (ч. 3 ст. 41 УПК).Заканчивается дознание выполнением ряда процессуальных действий, связанных с принятием решения об окончании дознания. Их совокупность и содержание зависят от вида окончания дознания.Дознание проводится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.При исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, в который было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 128 УПК).Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Порядок продления срока не определен.2.3. Дознание как форма предварительного расследованияДознание в общем порядке регулируется нормами главы 32 УПК РФ. Регламентируя дознание и процедуру его производства, законодатель сделал попытку придать ему черты ускоренной и упрощенной формы предварительного расследования. Однако вносимые в УПК РФ изменения все более свидетельствуют о тенденции к стиранию граней между следствием и дознанием. Являясь самостоятельной формой предварительного расследования, дознание в общем порядке имеет значительное сходство с предварительным следствием, что проявляется в порядке производства следственных действий, порядке принятия решений, сроках расследования, поэтому его не следует рассматривать как упрощенную форму уголовного судопроизводства.Дознание в общем порядке осуществляется по правилам, предусмотренным для проведения следствия, с некоторыми изъятиями, установленными ст. ст. 223 - 226 УПК РФ. При этом расследование проводится в соответствии с общими условиями (гл. 21 УПК РФ), с соблюдением общих правил проведения следствия (ст. ст. 164 - 168 УПК РФ), правил проведения конкретных следственных действий (гл. 24 - 27 УПК РФ), а также правил, регламентирующих порядок приостановления и возобновления уголовного дела (гл. 28 УПК РФ) и прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ). Имеющиеся правовые различия в формах расследования не затрагивают существа этих форм.Дознание проводится по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, подследственных органам дознания, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Дознание по этим делам, как правило, проводит дознаватель - должностное лицо органа дознания (п. п. 1, 3, 4, 6, 8, 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания. По письменному указанию прокурора дела, подследственные органу дознания, могут быть переданы для производства следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ). Вопрос об органе следствия законодатель оставляет на разрешение прокурора, который с учетом правил ст. 151 УПК РФ обязан учитывать ведомственный и территориальный критерии подследственности. В случаях если речь идет об уголовных делах, подследственных органу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по которым дознание в силу прямого указания закона вправе осуществлять как дознаватели, так и следователи этого органа (п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), указанные дела подлежат передаче для проведения предварительного следствия в этот орган.В случае совершения преступлений, подследственных органу дознания (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), лицами, перечисленными в ст. 447 УПК РФ, или в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, а также в случае совершения таких преступлений должностными лицами органов Следственного комитета РФ, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, органов внутренних дел, таможенных органов и иными должностными лицами, перечисленными в п. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ, или в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью, проведение дознания возлагается на следователей Следственного комитета РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).По письменному указанию прокурора дознание может проводиться также по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, которые подследственны органу следствия (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс РФ не называет случаи, при которых дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, подследственные органу следствия, могут расследоваться в форме дознания, а дела, подследственные органу дознания, могут расследоваться в форме следствия. Это может быть обусловлено необходимостью учета времени, сложности и объема расследования, а в случае передачи дела для проведения следствия - еще и квалификацией следователя, наличием у него высшего юридического образования. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не предусматривает изменения процедуры дознания в случае проведения ее органом предварительного следствия, однако решения о возобновлении дознания или продлении срока дознания принимаются соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ.По общему правилу расследование в форме дознания осуществляется в отношении подозреваемого, который приобретает процессуальный статус обвиняемого лишь по завершении дознания и составлении обвинительного акта. Однако в случаях применения к подозреваемому, как будет сказано ниже, меры пресечения в виде заключения под стражу такой статус подозреваемый может приобрести только в результате принятия дознавателем (следователем) решения о привлечении его в качестве обвиняемого по правилам гл. 23 УПК РФ, как это происходит при расследовании уголовного дела в форме предварительного следствия, что еще более стирает различия между этими формами расследования.Срок дознания составляет 30 суток, но при наличии оснований он может продлеваться прокурором в установленном законом порядке еще на 30 суток. В случаях, связанных с производством судебной экспертизы, а также в иных необходимых случаях этот срок может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, указанный срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Таким образом, предельный срок дознания составляет 12 месяцев, и дальнейшему продлению он не подлежит.Сроки дознания исчисляются со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным актом или постановлением о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. Время, в течение которого дело было приостановлено, в срок расследования не включается.Дознание при наличии к тому оснований может заканчиваться принятием решения о прекращении уголовного дела или прекращением уголовного преследования по правилам гл. 29 УПК РФ. По уголовным делам в отношении несовершеннолетних при наличии к тому оснований дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ). Порядок прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования регулируется ст. 213 УПК РФ.Как и любое решение дознавателя, постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования может быть обжаловано прокурору или в районный суд участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. По результатам рассмотрения жалобы суд вправе признать указанное решение дознавателя незаконным и необоснованным и обязать его устранить допущенное нарушение или оставить жалобу без удовлетворения (ч. 5 ст. 125 УПК РФ). Прокурор, признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу по правилам ст. 214 УПК РФ. Срок дознания в этом случае по ходатайству дознавателя может быть продлен прокурором.Приостановление дознания осуществляется по правилам гл. 28 УПК РФ. Отличия касаются лишь порядка его возобновления. Если дознание было приостановлено по основаниям ч. 1 ст. 208 УПК РФ, то в случаях их отпадения или при необходимости производства следственных действий, которые могут быть проведены без участия подозреваемого и обвиняемого, оно может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания. Если дознание осуществляется следователем Следственного комитета РФ, то его возобновление либо продление срока дознания при наличии оснований, указанных в ч. ч. 3 - 5 статьи 223 УПК РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ.Меры пресечения применяются только к обвиняемому и в исключительных случаях к подозреваемому, в то время как иные меры принуждения могут применяться к достаточно широкому кругу участников процесса (свидетелю, потерпевшему, владельцу арестовываемого имущества и т. д.).Содержание мер пресечения состоит в том, что они на довольно длительный период ограничивают личную свободу обвиняемого (свободу передвижения, общения, совершения определенных действий). Иногда ограничение личной свободы доходит до изоляции от общества (домашний арест, заключение под стражу). Надлежащее поведение обвиняемого прежде всего связано с его личным присутствием при производстве процессуальных действий. Таким образом, любая мера пресечения обеспечивает личное присутствие обвиняемого при производстве по делу, даже если возможное наказание и не связано с лишением свободы. В гражданском процессе, напротив, меры обеспечения иска носят не личный, а имущественный характер, ограничивая свободу владения, пользования, распоряжения имуществом.Дознание в общем порядке, как правило, заканчивается составлением обвинительного акта и направлением уголовного дела в суд для рассмотрения по существу. Указанный акт является не только итоговым решением, в котором подводятся итоги проведенного расследования, но и процессуальным актом, наделяющим подозреваемого процессуальным статусом обвиняемого. Как правило, обвинение в нем формулируется впервые, за исключением случаев предъявления подозреваемому обвинения в порядке, установленном гл. 23 УПК РФ.Обвинительный акт составляется, когда установлены все обстоятельства дела, доказана виновность подозреваемого и нет оснований, влекущих прекращение дела, поэтому он должен содержать указания на место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; формулировку обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.В указанный акт включается перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания. Если по делу привлечены несколько обвиняемых или обвиняемому вменяется несколько эпизодов обвинения, то перечень указанных доказательств и краткое изложение их содержания должны быть приведены в отдельности по каждому обвиняемому и по каждому эпизоду обвинения. Обвинительный акт должен содержать данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, в том числе указание на прошлые судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда и др. К обвинительному акту прилагается справка, составленная в соответствии с требованиями ч. 3.1 ст. 225 УПК РФ.Ознакомление с материалами уголовного дела по результатам завершенного дознания осуществляется после составления обвинительного акта и имеет свою специфику. Подозреваемый приобретает статус обвиняемого практически непосредственно перед ознакомлением с материалами уголовного дела, поэтому при ознакомлении с обвинительным актом он реализует свое право знать, в чем обвиняется. Глава 32 УПК РФ не предусматривает допроса обвиняемого, однако в силу положений п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК РФ обвиняемый вправе возражать против обвинения и давать показания по предъявленному ему обвинению, поэтому в случае волеизъявления обвиняемого дознаватель не вправе препятствовать ему в этом.Обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и его представителю для ознакомления предъявляются не только материалы дела, но и обвинительный акт. Дознаватель обязан ознакомить обвиняемого и его защитника со всеми материалами дела. При этом они вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. Участие в деле защитника или законного представителя не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого. Потерпевший и его представитель по их ходатайству могут тоже ознакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов дела, в том числе с помощью технических средств, поэтому дознаватель обязан разъяснять им право на ознакомление с материалами уголовного дела по окончании расследования и в случае заявления ходатайства об этом предоставить им материалы уголовного дела. В силу ст. ст. 44 и 54 УПК РФ аналогичное право имеют гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, которые вправе знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному гражданскому иску, и выписывать из него любые сведения и в любом объеме. При этом для дознания УПК РФ не устанавливает последовательность ознакомления участников уголовного дела с материалами дела. Целесообразным и логичным представляется в первую очередь знакомить с материалами дела потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.Все участники процесса при ознакомлении с материалами дела вправе приносить жалобы на действия дознавателя и заявлять ходатайства. По результатам ознакомления с материалами уголовного дела составляется протокол. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не устанавливает требований к указанному протоколу, поэтому по аналогии применяются положения ст. 218 УПК РФ. Обвиняемый вправе ходатайствовать о применении особого порядка судебного разбирательства в случаях, установленных ст. 314 УПК РФ, что требует указания в данном протоколе о разъяснении ему такого права и отражения его желания воспользоваться этим правом или отказаться от него.С 2011 года требуется составление и приложение к обвинительному акту справки по делу, аналогичной той, что составляется в приложении к обвинительному заключению. В ней отражаются сроки дознания; меры пресечения и их сроки; указание о вещественных доказательствах; наличие гражданского иска и меры по его обеспечению; указание о возможной конфискации имущества и о возможных судебных издержках; о мерах обеспечения прав иждивенцев, если у обвиняемого они есть, и т.п.Обвинительный акт, составленный дознавателем, после ознакомления участников с материалами дела утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору. Если обвиняемый не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется судопроизводство, то обвинительный акт подлежит переводу на его родной язык или язык, которым он владеет (ст. 18 УПК РФ). Копия обвинительного акта, утвержденного прокурором, с приложениями вручается обвиняемому, а также его защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом. Если обвиняемый содержится под стражей, то копия обвинительного акта с приложениями вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая с указанием даты и времени вручения представляется в суд. Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного акта или не явился по вызову или иным образом уклонился от получения указанного документа, то прокурор направляет дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного акта не была вручена обвиняемому (ст. 222, ч. 3 ст. 226 УПК РФ). В этом случае вопрос о вручении обвинительного акта разрешается судом (п. 2 ч. 1 ст. 228 УПК РФ).ЗаключениеКак в период до принятия УПК РФ, так и в настоящее время одной из острейших проблем является вопрос о процессуальной регламентации дознания.С принятием УПК РФ процедура расследования в форме дознания была существенно изменена. Органы дознания получили возможность расследовать преступления, отнесенные к своей компетенции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституционных прав граждан, с составлением обвинительного акта. Завершение дознания имеет теперь специфическую форму и осуществляется в упрощенном режиме. Законодатель в отдельных нормах сформулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, определил их компетенцию. Все эти новеллы безусловно следует считать прогрессивными.Хотелось бы также высказать еще ряд замечаний по существу положений уголовно-процессуального законодательства, требующих безусловного уточнения.Так, до настоящего времени не сформулировано четкого понятия дознания. Следовало бы определиться с содержанием этого понятия и внести, наконец, ясность в вопрос о том, что это: процессуальная форма деятельности соответствующих органов или обобщенное наименование участия этих органов в уголовном процессе? Проблема отнюдь не надуманна, поскольку, в свою очередь, требуют теоретического обоснования и уточнения дефиниции, связанные с понятием «дознание».К примеру, широко используемая дефиниция «орган дознания». По смыслу словосочетания подразумевается, что им именуются соответствующие органы, которые обладают уголовно-процессуальной компетенцией. В их число входит и полиция, которая действительно является субъектом уголовного процесса. Но полиция является полноценным участником, в том числе, и административного, и оперативно-розыскного процесса. Однако она, как субъект указанных правоотношений, в одном случае именуется органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, а в другом - органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.Представляется, что УПК РФ, понимая дознание как ускоренное процессуальное производство с возбуждением уголовного дела, оканчиваемое с составлением обвинительного акта, в большей мере отражает потребность полиции в самостоятельной процессуальной форме реализации своих полномочий.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03. 2020 года N 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. 25.03.2022 года N 63-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (от 1.04. 2022 года N 77-ФЗ) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (от 1.07. 2021 года N 272-ФЗ) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, N 15, ст. 1269Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 30.12.2020 года N 495-ФЗ) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3590Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021 года N 424-ФЗ) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. Москва: Проспект, 2017. С. 152.Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. С. 73Ворожцов С.А. Приговор в уголовном процессе: Практ. пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2017г. – с. 113.Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. СПб., 2017. С. 38.Донцов Е.М., Донцова Т.К. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении имущества физических лиц: науч.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2017.С.84Защита прав и интересов организаций и граждан: уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и криминологический аспект (состояние, проблемы, пути совершенствования). Общее состояние и региональная специфика: монография / Е.Д. Ветошкина, Л.А. Воскобитова, Ю.Е. Петухов и др.; отв. ред. Л.А. Воскобитова. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2019. С. 142Крюков В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. М.: Норма, 2017. С. 192Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: сборник материалов Всероссийского круглого стола: 3 ноября 2011 г. / В.В. Абрамочкин, А.С. Александров, В.М. Атмажитов и др.; сост. К.Б. Калиновский. СПб.: Петрополис, 2017. С. 225Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Издательство Юрайт», 2014 г. С. 290Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации: научно-практическое пособие / С.П. Андрусенко, Н.А. Голованова, А.А. Гравина; отв. ред. В.П. Кашепов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Анкил, 2017. С. 126Настольная книга судебного пристава-исполнителя: учебно-практическое пособие / И.А. Аксенов, В.В. Астанин, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. В.А. Гуреева. М.: Статут, 2017. С. 182Рыжаков А.П. Допрос: основания и порядок производства: М.: «Норма». 2018. С .92Рыжаков А.П. Предварительное расследование М.: «Норма».. 2018. С. 82Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (6-е изд., перераб.). - «Издательство Юрайт», 2016 г. ч. 4 ст. 146 УПКСерков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2017. С. 180 Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало, 2017. С. 206Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: НОРМА, 2017 С. 26


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.