Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Развитие творческих способностей подростков в условиях детского лагеря

Тип Курсовая
Предмет Методика преподавания ИЗО

ID (номер) заказа
3993129

500 руб.

Просмотров
444
Размер файла
45.87 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление  2
Введение 3
1 Теоретические аспекты понятия «творческий потенциал подростков»  5
1.1 Содержание понятия «творческий потенциал подростков»  5
1.2 Особенности развития творческого потенциала в подростковом возрасте  12
1.3 Педагогические методы по развитию творческих способностей подростков  18
Заключение 24
Список использованных источников  25

Введение
Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в учреждениях летнего отдыха и оздоровления не только как особую педагогическую систему, но прежде всего, как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала и происходит освоение жизни ребенком самым естественным, непосредственным образом. В нынешнее время серьезные требования предъявляются к быстрому овладению навыками и умениями коммуникативного поведения, нестандартного мышления, и, прежде всего, к развитию творчества. Творческие способности проявляются в стремлении личности к проявлению собственной инициативы, таланта, стремлении создать что-то новое, свое лучшее. Подростковый возраст – возраст интенсивного развития личностной рефлексии, самосознания, поиска путей самореализации и самоутверждения. Имея большой социальный опыт, подросток может осознавать свои переживания, выражать их, понимать, чем они вызваны. Творчество строится на наличии у подростков врожденных задатков, которые независимо и спонтанно проявляются в их деятельности. Главная особенность данного возраста – это осознание собственной индивидуальности, неповторимости, непохожести. Для подростков личностные качества становятся особенно ценными. Целью данной работы является изучение развития творческих способностей подростков в условиях детского лагеря.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1. Освоить содержание понятия «творческий потенциал подростков»;2. Изучить особенности развития творческого потенциала в подростковом возрасте;3. Рассмотреть педагогические методы по развитию творческих способностей подростков.В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературы, сравнение и сопоставление, анализ и синтез, логическое рассуждение.Так же, при написании работы был изучен ряд источников информации, а именно труды Выготский Л.С., Геличак С.М, Саламатовой Т.А., Столетова А.И., Глуховской Е.А.1 Теоретические аспекты понятия «творческий потенциал подростков»1.1 Содержание понятия «творческий потенциал подростков»Развитие творческого потенциала как феномена давно привлекает внимание ученых. В настоящее время проявляется очевидный интерес к проблеме развития творческого потенциала личности, рассматриваемой в естественной связи с теми социальными и психолого-педагогическими задачами, которые решает наше общество в подготовке молодежи, готовой к решению творческих задач в современных условиях. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания психологов и педагогов к развитию творческого потенциала подростков. Это обуславливается, прежде всего, значительным ускорением темпов развития производственных и общественных отношений, коренными социальными изменениями, влекущими за собой усложнение проблем, постоянно возникающих и требующих своего разрешения каждым членом общества. Актуализация возможностей человека, развитие его творческого потенциала в значительной мерепозволяют ему найти свое место в условиях конкуренции, неопределенности и изменчивости жизненных условий.Рассматривая проблему развития творческого потенциала, необходимо остановиться на понятиях «творчество», «творческий потенциал» и выявить личностные особенности и характеристики, составляющие основу данных определений.Определение понятия «творчество» является одним из самых сложных вопросов психологии. Данный термин крайне неоднозначно трактуется в различных монографиях, статьях. В широком смысле понятие «творчество» охватывает и социально-историческую обусловленность, и значение, и ценность продуктов творчества, и влияние традиций на творческую деятельность, и взаимодействие школ и направлений, и организацию, и прогнозирование творческой деятельности, и т. д.Развитие творческого потенциала как феномена давно привлекает внимание ученых. В настоящее время проявляется очевидный интерес к проблеме развития творческого потенциала личности, рассматриваемой в естественной связи с теми социальными и психолого-педагогическими задачами, которые решает наше общество в подготовке молодежи, готовой к решению творческих задач в современных условиях. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания психологов и педагогов к развитию творческого потенциала подростков. Это обуславливается, прежде всего, значительным ускорением темпов развития производственных и общественных отношений, коренными социальными изменениями, влекущими за собой усложнение проблем, постоянно возникающих и требующих своего разрешения каждым членом общества. Актуализация возможностей человека, развитие его творческого потенциала в значительной мерепозволяют ему найти свое место в условиях конкуренции, неопределенности и изменчивости жизненных условий.Рассматривая проблему развития творческого потенциала, необходимо остановиться на понятиях «творчество», «творческий потенциал» и выявить личностные особенности и характеристики, составляющие основу данных определений.Определение понятия «творчество» является одним из самых сложных вопросов психологии. Данный термин крайне неоднозначно трактуется в различных монографиях, статьях. В широком смысле понятие «творчество» охватывает и социально-историческую обусловленность, и значение, и ценность продуктов творчества, и влияние традиций на творческую деятельность, и взаимодействие школ и направлений, и организацию, и прогнозирование творческой деятельности, и т. д.Русский философ начала XIX века Н.А. Бердяев, размышляя о творчестве в своих работах, отождествлял творчество с подлинной жизнью, где красота - первоисточник творческой энергии. Философ полагал, что способность к творчеству заложена в человеке, это есть его призвание и предназначение. Творчество человека представлялось ему как продолжение дела божественного творения, сотворчество с Богом, поэтому именно творчеством человек оправдывает своё существование. Творчество есть благодатная энергия, и оно обращено не к старому, не к новому, а к вечному.В рамках отечественной философии более позднего периода творчество, как проблема установления диалогичных взаимоотношений творческой личности с «другими», рассматривалось в философии М.М. Бахтина.Существуют также определения творчества, которые акцентируют внимание на качествах мышления творческой личности. Обобщая различные определения творчества, Р. Холмен пишет: «Творчество представляет собой сплав восприятий, осуществленный новым способом, способность находить новые связи, возникновение новых отношений, появление новых сочинений, предрасположение совершать и создавать новшества, деятельность ума, приводящую к новым прозрениям, трансформацию опыта в новую организацию, воображение новых констелляций значений».В настоящее время достаточно полно исследованы общие теоретические проблемы психологии творчества. Творчество является одной из фундаментальных категорий психологии. Большой вклад в определение творчества внесли советские исследователи.Один из сторонников гнесеологического подхода А.Г. Асмолов прочно связывает способности и неординарность интеллекта, одаренность и талант с феноменом личности. Для становления и развития настоящей личности необходимо наделить ее талантом и дать неограниченную свободу творчества. Ученый отмечал, что без исследования феноменов творчества и таланта психология личности утратит важные особенности существования личности. Тем не менее, сведение личности к творчеству или таланту — это, опять же, важная, но «одномерная» характеристика личности.В исследованиях А.Я. Пономарева творчество, в самом широком смысле, выступает как механизм развития. Исследователь в качестве ментальной единицы творческого мышления выделял уровень развития внутреннего плана действий, т.е. чем выше уровень развития творческого мышления, тем выше способность действия в уме. В этой концепции творчество рассматривается как саморазвивающийся вид деятельности, при этом саморазвитие протекает как осознанно, так и не осознанно, но на основе внутренней творческой активности субъекта. Концептуально значимая идея А.Я. Пономарева может быть сформулирована так: творческое мышление, если оно проявляется субъектом в решении творческой задачи и субъект достигает положительного решения этой творческой задачи, выступает как интенсивный механизм творческого саморазвития личности.Другой признанный отечественный исследователь Д.Б. Богоявленская, говоря о творчестве, также рассматривает такой критерий, как творческое мышление. Д.Б. Богоявленская подошла к исследованию творческого мышления с позиции системного подхода и выделила в качестве основной единицы творчества интеллектуальную активность. Согласно концепции Д.Б. Богоявленской, «мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной Качественной характеристикой может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы.Рассматривая данное определение с позиции детского оздоровительного лагеря, нельзя не оставить без внимания такие критерии, как стремление к творческому саморазвитию и воображение. Педагог в детском лагере с первых дней определяет желание и стремление подростков к творчеству и, исходя из этого, строит свою педагогическую деятельность, направленную на развитие творческого потенциала. Подростков с большим желанием и стремлением к творчеству следует активно вовлекать в участие в творческой деятельности отряда и лагеря, поручать им более ответственные задания, требующие активизацию организаторских способностей, т.е. поддерживать их стремление в творческой самореализации. Тех детей, кто не проявляет стремление к творческому саморазвитию, следует заинтересовать какой-либо творческой деятельности и пробудить в них желание к творческой самореализации.Строго научным предметом исследования «творческий потенциал» становится в начале XX века (П.К. Энгельмейер). Затем всплеск активности в изучении отдельных аспектов развития творческого потенциала личности отмечается в 60-80-е гг. в философии и психологии.Американский психолог Дж. Гилфорд указывает, что «творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению. Им введены понятия «дивергентное мышление» и «креативность», которые психологами с 1950г. стали употребляться как синонимы. В основе его концепции лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял, как тип мышления, идущего в различных направлениях. Основные признаки дивергентного мышления таковы: способность видеть проблему; генерализованная чувствительность, чуткость к восприятию дефектов, недостающих элементов, к дисгармонии (обостренная реакция на них); дивергентность мышления (разнообразие вариантов); гибкость мышления (переключаемость на разные задачи); быстрота, количество идей в единицу времени; богатство фантазии; развитое творческое воображение.В педагогике активное изучение данного феномена началось в 80-90-е гг. Творческий потенциал человека явился одним и ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил. Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения.Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность, развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому, высокой степени развития мышления, его гибкости, не стереотипности и оригинальности, а способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей.Проблема творческих способностей в качестве основы творческого потенциала личности рассматривалась многими исследователями в разных странах мира. До настоящего времени нет единства в определении и содержании понятия «творческий потенциал», что связано с отсутствием единой теоретической концепции. А.М. Матюшкин определяет «творческий потенциал» как интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установке, направленности) человека к творчеству. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления.При этом развитие творческого потенциала учащихся в образовательной среде осуществляется в совместной, личностно-значимой деятельности субъектов образования, ориентированной на развитие способностей, знаний, умений, отношений.Н.В. Кузьмина связывает творческий потенциал с понятием «энергопотенциал человека». Она отмечает, что преподаватель может развить творческую готовность учащихся к предстоящей деятельности только в совместной с ними деятельности: по воспитанию, образованию и самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.Рассматривая данный подход с точки зрения развития творческого потенциала в условиях детского оздоровительного лагеря, стоит отметить такие факторы развития творческого потенциала О.А. Калимуллиной, как: формирование социального опыта личности, возможность личности в неформальной обстановке полностью раскрыться в творчестве, освоение эффективного взаимодействия в коллективе. Среда и обстановка лагеря кардинально отличается от школ и детских садов. Общение подростков происходит в неформальной манере, наблюдается частое взаимодействие их друг с другом в процессе совместной деятельности. В жизнедеятельности лагеря подросток применяет на себя множество новых социальных ролей, благодаря чему происходит накопление социального опыта личности.И.В. Курышева в своей работе представляет содержание понятияТворческого потенциала личности как систему эмоциональных, мотивационных, волевых, интеллектуальных и духовно-нравственных компонентов, составляющих основу творческогоразвития личности средствами музыкального искусства. Она выделяет мотивационную готовность к творчеству как исходный фактор накопления и реализации творческого потенциала, где определяющими условиями являются среда и мотивация.В любом направлении деятельности важен мотивационный аспект, без большого желания добиться успеха и без должной мотивации довольно сложно получить от человека желаемый результат.Г.Д. Стаунэ рассматривает развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства. Анализируя работы педагогов и психологов, автор берет за основу понятие творческого потенциала как творческие ресурсы личности, ее психические возможности, способности, структурированные резервы креативности, личностную энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Развитие творческого потенциала в данном исследовании связано с пониманием творчества как процесса. Под самоактуализацей автор понимает не столько конечное состояние, сколько процесс реализации своего потенциала.Проанализировав проблему развития творческого потенциала в психолого-педагогической литературе, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал» на данный момент не существует. Однако, многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек. И задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода.Развитие творческого потенциала подростков рассматривалось педагогами и психологами средствами музыкального искусства, изобразительной деятельности, театрального искусства и др. Исследования посвященыразвитию творческого потенциала в условиях школы, дополнительногообразования, дошкольных общеобразовательных организаций. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что проблема развития творческого потенциала подростков в условиях детского оздоровительного лагеря изучена на слабом уровне.Творческий потенциал в данном исследовании будет определен как система личностных особенностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями. В рамках детского лагеря личностные особенности, характеризующие творческий потенциал будут проявляться через уровень сложности воображения, организаторские и коммуникативные способности, выраженность творческого потенциала и наличие мотивации к творчеству в процессе деятельности.1.2 Особенности развития творческого потенциала в подростковом возрастеПодростковый период занимает переходную стадию между детством и юностью и представляет собой очень сложный этап психического развития. Следует обратить внимание на колоссальные различия между младшими и старшими подростками при анализе их психологических и физиологических особенностей. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития подростковый период – это типичная эпоха детства, с другой стороны – перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, уже с совсем другими порядками и правилами. В подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые интересные особенности детей, которые влияют на развитие творческого потенциала. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно в этот период развития педагог-психолог может ставить перед подростком задачи, требующие несколько вариантов решения и гибкости воображения. Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта. Рассматривая особенности подросткового возраста, И.Ю. Кулагина пишет, что в подростковом возрасте ускоряется развитие воображения в связи с повышением интеллектуального развития. Это происходит за счет того, что воображение, сближаясь с теоретическим мышлением, дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. При этом ученые выделяют существование нескольких линий развития воображения в подростковом возрасте. Одна из них характеризуется стремлением подростков к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал и Л.С. Выготский. Он писал о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростков, Выготский Л.С. отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». Направление развития воображения по линии, ориентированной на продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии фантазий как формы воображения у подростков - задача педагога, определяющая развитие многих важных творческих способностей, таких как способность к переносу опыта, способность к сближению понятий, к гибкости мышления, способности к предвидению, в основу которых исследователь психологии творчества А.Н. Лук вложил творческое воображение. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Становится возможным учение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности. Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всё-таки чаще всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности - одна из задач педагогики, решающей проблему развития творческих способностей подростка. С точки зрения особенностей развития творческого потенциала в данной области, следует организовывать формы работы, направленные на развитие креативности, воображения, мышления, можно давать задания, требующие нескольких решений, проявления гибкости ума. При этом, нужно стараться заинтересовать подростков, пробудить в них самостоятельность, включенность в деятельность. В данном возрасте детей не стоит заставлять или принуждать к чему-либо, если у подростка изначально не возникает желание к творческой деятельности, педагогу не нужно его принуждать. Нередко подростки, которые не проявляют интереса в начале, чувствуют стеснение и неуверенность в себе, по ходу наблюдения за творческим процессом других ребят, как правило, постепенно сами включаются в работу.Исследователь психологии детей Н.С. Лейтес в своём труде «Возрастная одарённость школьников» отмечает, что в подростковом возрасте особенно привлекательными для детей выступают формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности [45, с. 87]. Дети в этом возрасте начинают проявлять собственную инициативу в тех видах работ и занятий, в которых прежде лишь следовали указаниям взрослых. Они стремятся к самостоятельности высказываний. Нередко из-за этого стремления, как выделяет Н.С. Лейтес, обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжёванном виде». Подобное стремление - наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в процессе учебной деятельности подростков. Стремление к самостоятельности обостряет чувство собственного достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Некоторые подростки, из числа сильных учеников, стремятся отвечать только на трудные вопросы, их обижает, если преподаватель спрашивает у них чтонибудь простое, всем известное. Эта особенность позволяет преподавателю обеспечивать одно из главных условий для организации развивающей деятельности - нахождение её в зоне потенциального развития. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самом понимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи или неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями (не только социально-положительными), утвердиться в их глазах. Для подростка делается важным умение познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы, а также ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. Подросток должен чувствовать себя сопричастным к коллективу, в котором находится. Важно, чтобы подростку было что сказать участникам общения, чтобы он действительно выступал информантом, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив отряда и педагог.В отношении психологических особенностей подростков следует указать на неуравновешенность и неустойчивость настроения, неуверенность и нерешительность в сочетании с желанием самоутверждения, повышенную чувствительность, ранимость, стремление к самостоятельности. Если подростки не проявляют интереса и инициативности в какой-либо деятельности, не стоит принуждать их к этому, это может вызвать еще большее отрицание и нежелание участвовать в чем-либо. Применяя данные особенности старшего подросткового возраста к развитию творческого потенциала в условиях лагеря, следует отметить такую особенность, как организаторские и коммуникативные способности. В процессе наблюдения за поведением подростков в детском оздоровительном лагере в первые дни смены педагог чаще всего определяет, что в ходе КТД (коллективно-творческого дела) первые задания выполняются без сильной инициативы, так как коллектив еще разрозненный. Постепенно в каждой группе выявляется неформальный лидер, который берет на себя инициативу при выполнении заданий и распределяет роли в команде. В последствии лидеры становятся уже ярко выраженными и берут на себя роль организаторов деятельности отряда, группы и т.д. Но остаются подростки, занимающие пассивную роль наблюдателей, не проявляющие инициативу. На таких детей педагогу следует обращать отдельное внимание, так как в них сложнее всего пробудить творческую активность и развить инициативность. В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально – смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков. Различного рода хобби, увлечения выступают для подростка как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса в своей среде. Иногда увлечения выступают своеобразным типом психологической защиты. В этом возрасте, если у подростков существует потребность в творчестве, они зачастую уже знают основные направления творчества, и одной из задач педагогов в детском оздоровительном лагере является определение основного направления развития творческого потенциала для каждого подростка. В этом возрасте подростки способны к самоанализу и рефлексии.В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности. Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми. Наряду с этим у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность. Таким образом, можно сделать вывод, что возрастные особенности, которые влияют на развитие творческого потенциала в подростковом возрасте это: уровень сложности воображения, организаторские и коммуникативные способности, выраженность творческого потенциала и наличие мотивации к творчеству в процессе деятельности.1.3 Педагогические методы по развитию творческих способностей подростковПедагогические методы развития творческих способностей подростков в рамках детского лагеря определяются спецификой как самого учреждения, так и направлением деятельности педагога-психолога по развитию и реализации творческих способностей. По своей специфике лагеря могут быть спортивные, туристические, краеведческие, образовательные, трудовые, творческие и т.д. Также существуют тематические смены, направленные на развитие определенных качеств, навыков и способностей детей. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: - развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; - задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; - творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы: практические наглядные словесные. К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно - исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится: наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Контрольно-оценочный блок детей являются: выставки творческих работ, выступления на праздниках, участие в играх-импровизациях, творческих конкурсах. Грамоты за призовые места, за участие. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Немаловажной формой стимулирования творческой активности является признание и поощрение сотрудниками и вожатыми заслуг и стараний каждого подростка. Самым важным для подростков является рейтинг по итогам каждого прошедшего мероприятия. Например, в первый день смены вожатый раздает ребятам план-сетку и рассказывает о каждом мероприятии и КТД. В конце каждого мероприятия происходит церемония награждения на главной сцене лагеря, где лучшему отряду вручается диплом гран-при, победителям – дипломы за 1, 2 и 3 место, остальным – дипломы в различных номинациях. В зависимости от полученного диплома в рейтинг каждому отряду начисляются соответствующие баллы. Рейтинг должен находиться в самом видном и часто посещаемом месте, как правило, около столовой, чтобы каждый отряд видел свое текущее положение.По итогам смены на линейке-закрытии происходит торжественное награждение. Отряд, набравший больше всего баллов, получает звание победителя всей смены, оно очень престижно и важно, особенно для подростков. Для детей очень важна победа своего отряда, каждый подросток старается вложить что-то от себя в общее дело для лучшего результата. В связи с этим, во время подготовки к любому мероприятию образовываются творческие группы.Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратим о утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Создание воспитательной среды, способствующей развитию творческого потенциала. В развитии творческого потенциала подростков в воспитательной системе лагеря большую роль играют тематические смены. Приезжая в лагерь, дети попадают в определенную тему. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, в которой побывал ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному. Это неслучайно, ведь каждая летняя смена протекает по определенному сюжету, в своей тематике, которая пронизывает всю жизнь детей на протяжении отдыха в лагере.2. Обеспечение систематического включения подростков в коллективно-творческую деятельность. Такая форма работы позволяет создать в лагере большое игровое творческое поле. Каждый участник коллективно-творческой деятельности на протяжении всего дела погружается в ситуацию сочинительства, фантазии, придумывания, то есть создания чего-то нового. В процессе коллективно-творческого дела подростками приобретаются навыки общения, они узнают друг о друге много нового, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Во время планирования и организации коллективно-творческой деятельности подростки приобретают огромный творческий опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа3. Применение методов и средств стимулирования творческой активности подростков. Одним из способов стимулирования творческой активности подростков в детском оздоровительном лагере является наличие соревновательного аспекта. На протяжении всей тематической смены ведётся рейтинг каждого отряда. В начале заезда каждому отряду раздаётся памятка, в которой прописано, за что отряд может заработать баллы. Как правило, есть отдельный рейтинг чистоты, в котором каждый день ставятся оценки за уборку комнат и территории, за которую несет ответственность отряд. Помимо этого, перед сменой педагоги готовят отдельные экраны чистоты на каждую комнату, где прописываются дежурные и проставляются оценки за каждый день.4. Создание психологически комфортной атмосферы в коллективе. Для детей в лагере такой коллектив - это совершенно новая социальная ситуация в его жизни. Здесь ребенок почти круглосуточно находится в окружении своих товарищей, с которыми он активно общается, выступает участником коммуникативной деятельности, проявляет себя как личность. Нахождение во временном коллективе оставляет заметный след в формировании личности ребенка, так как на него оказывают влияние непривычная окружающая среда, условия пребывания, а также каждый член такого коллектива. В коллективе должна быть создана обстановка, при которой подросток ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед ним и его товарищами. Школьникам необходима среда, в которой они могут максимально выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворенные потребности, притязания, интересы. Такую компенсаторную функцию может выполнять временный коллектив.В новых условиях, где отличные от школы традиции, определенные нормы, иная система взаимоотношений (я – другие, я – старшие товарищи), где своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт ребенка. Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участие каждого ребенка в его жизни.Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принцип у цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дальнейшем это может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. В детских оздоровительных лагерях создаются условия для развития самоуправления. В начале смены педагог назначает ответственных за ту или иную деятельность: подготовка декораций, дежурство в столовой, помощь в организации мероприятий, в построении отряда и т.д. При подготовке большинства мероприятий и заданий педагог распределяет детей на группы и предоставляет им свободу творчества и действий, при этом только координируя их действия и направляя их в нужное русло. Помимо этого, в течении дня вожатый дает различные поручения, назначает ответственных за то или иное задание, стараясь задействовать каждого члена отряда. В данной деятельности у подростков развивается креативность мышления, 43 воображение, при возникновении трудностей они стараются предоставить сразу несколько вариантов решения поставленных задач. Через свое участие в решении проблем отряда или лагеря, дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию. Для развития творческого потенциала в детском лагере необходимо создать ряд педагогических условий: создается воспитательная среда, способствующая развитию творческого потенциала, обеспечение систематического включения подростков в коллективно-творческую деятельность, применение методов и средств стимулирования творческой активности подростков и создание психологически комфортной атмосферы во временном коллективе.ЗаключениеЛетний отдых школьников - важный период не только для укрепления здоровья детей и подростков, но и для их самопознания, самовыражения, самовоспитания, саморазвития. Это период, благодаря которому школьники могут совершенствовать навыки социализации, коммуникации. Потребность нахождения детей и подростков в коллективе, их желание общаться, взаимодействовать со сверстниками в значительной степени может быть удовлетворена благодаря проживанию в летних оздоровительных лагерях, в которых педагогическим коллективом осуществляется воспитательно-развивающая деятельность. Родители не всегда учитывают запросы детей, вступающих в подростковый период и нуждающихся в систематическом общении со сверстниками. В связи с этим необходимо разработать комплексную программу «Готовимся к летнему отдыху», в которую будут включены школьники и родители, благодаря чему педагогический коллектив школы окажет содействие семьям в позитивном целеполагании, укреплении конструктивных взаимоотношений между поколениями, воспитании детей.Список использованных источниковВолгунов, В.А. Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря : дис. ... канд. пед. наук. / В.А. Волгунов. – Арзамас, 2016. – 172 c.Выготский, Л.С. Психология [Текст] – Л.С. Выготский. – Москва: Издательсво «ЭКСМО-Пресс», 2012. – 1008 с.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский, 2-е изд. Москва : Издательство Искусство, 2010. – 330 с.Геличак С.М, Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях летнего детского лагеря // Вопросы науки и образования. – 2018. – №2. - С. 25-30.Глуховская, Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук. /Е.А. Глуховская. – Оренбург, 2014 – 249 с.Дворникова, И. Н. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря / И. Н. Дворникова, А. Д. Комакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1. — С. 83-85Калимуллина, О.А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик: монография [Текст] / О.А. Калимуллина. – Казань : Татполиграф, 2016. – 197 с.Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Ленинград : Знание, 2016. – 38 с.Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С. Лейтес. – Москва : Педагогика, 2017. – 96 с. Лешер, В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. / В.Ю. Лешер. – Оренбург, 2018. – 21 с.Саламатова, Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: дисс. .канд. пед. наук. / Т.А. Саламатова. – Екатеринбург, 2016. – 175 с.Столетов, А.И. Творчество как основание личности [Текст] / А.И. Столетов – Уфа : БашГАУ, 2016. – 228 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.