это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3996748
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕЗемли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны.Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем. Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.Формирующаяся система управления земельными ресурсами страны учитывает правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.Экономические преобразования в России во многом определили значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами. Это связано с тем, что земля, помимо ее традиционных свойств (средство производства, территориальный базис, природный ресурс и др.) стала объектом имущественных правоотношений и объектом недвижимости.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. В России формирование современной системы управления земельными ресурсами является ключевой проблемой земельной реформы, которая до последнего времени не нашла окончательного решения. Поэтому требуется совершенствование теоретических и методических положений управления земельными ресурсами, позволяющих увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений.Объект исследования. Земельные ресурсы Российской Федерации.Предмет исследования. Управление земельными ресурсами региона.Цель работы. Рассмотреть теоретические основы управления земельными ресурсами в Российской Федерации, в частности следует провести анализ управления земельными ресурсами региона на примере Калининградской области.Задачи работы:Рассмотреть сущностные основы управления земельными ресурсами в Российской Федерации;Проанализировать нормативно-правовую базу регулирующую земельные отношения в Российской Федерации;Изучить управление земельными ресурсами на примере Калининградской области;Определить проблемы и перспективы развития управления земельными ресурсами на примере Калининградской области.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1.1 Сущностные основы управления земельными ресурсами в Российской ФедерацииУправление земельными ресурсами — это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.49348410382Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Система управления земельными ресурсами в Российской ФедерацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Система управления земельными ресурсами в Российской ФедерацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Система управления земельными ресурсами в Российской ФедерацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Система управления земельными ресурсами в Российской ФедерацииЦелью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как рациональное, эффективное и использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю в различные бюджетыОбъектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд РФ, административно-территориальные единицы, земельные участки.Субъекты управления земельными ресурсами - лица, осуществляющие государственное, ведомственное, местное и внутрихозяйственное управление.Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляется министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное размещение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы. Местное управление возложено на органы местного самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм.Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению.Основная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Основная цель достигается путем постановки частных целей управления земельными ресурсами таких как рациональное, эффективное использование и охрана земель, которые обеспечивают охрану прав государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий для равноправного развития отличных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка.Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;улучшение использования и охраны земельных ресурсов;создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты:политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, определением их компетенции, организацией выполнения ими взаимосогласованных функций;правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель на основе правовых норм, закрепленных в законодательных актах;научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического процесса;экономический, определяющий условия эффективного использования земель;организационно-технологический, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.Поэтому управление земельными ресурсами является результатом определенного сочетания объективных и субъективных факторов.Управление земельными ресурсами производится на основе общих принципов:приоритет государственного управления земельными ресурсами;дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов, согласно которому правовое обеспечение управления землями должно осуществляться с учетом их экономических, природных и социальных особенностей;принцип рационального использования земель;единство управления земельными ресурсами и управления территориями;организационная согласованность использования земель и управления территориями;систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами;экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами;разграничение функций управления земельными ресурсами между органами исполнительной и представительной власти;разграничение функций управления земельными ресурсами между ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;правовая обеспеченность управления земельными ресурсами;принцип организованного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.Частных принципов:принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами;принцип управляемости;принцип соответствия субъекта и объекта;принцип изменяемости;принцип специализации;принцип иерархичности;принцип экономичности.К основным методам управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель, земельный контроль и др.Функции управления земельными ресурсами подразделяются на:общие, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходит распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным производством; специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т.д.); вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управление (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).Управление земельными ресурсами проводится на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований.Управление земельными ресурсами может быть прямым (связано с созданием конкретных форм и условий землепользования и носит дискретный характер) и опосредованным (создает пределы в использовании земли путем создания нормативно-правовой базы и осуществляется постоянно). 1.2 Нормативно-правовая база регулирующая земельные отношения в Российской ФедерацииРазвитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Один из них - адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка и отдельных его сегментов. Помимо Земельного кодекса РФ к действующим федеральным законам относятся федеральные законы от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и другие. В развитие указанных федеральных законов принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов. В числе наиболее важных следует назвать постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле», от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» и другие. Кроме этого, на уровне субъектов РФ действует более ста земельных законов, принятых в развитие федерального законодательства и преимущественно регулирующих отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения. Достаточно обширную систему современного земельного законодательства завершает объемный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Таким образом, в сравнении с ситуацией еще десятилетней давности формирование земельных отношений в стране происходит при опоре на обширную, внутренне взаимосвязанную нормативную правовую базу.Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в ст. cт. 9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и, иные формы. Государственную и муниципальную, называют также публичной собственностью. В соответствии с Конституцией РФ Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) законодательно закрепил указанные формы собственности и других прав на землю в главе 17, которая вступила в силу лишь с принятием Земельного кодекса РФ. Право на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и федеральными законами.Для полноценного регулирования земельных отношений в последние годы были приняты федеральные законы:Градостроительный кодекс РФ;Земельный кодекс РФ;Налоговый кодекс РФ;Жилищный кодекс РФ;Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;Федеральный закон РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",Федеральный закон РФ от 10.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";Федеральный закон РФ от 11.06.2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";Федеральный закон РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;Федеральный закон от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;Федеральный закон РФ от 21.12.2001 года № 178 -ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;Федеральный закон РФ от 7.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса»;Федеральный закон РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;Федеральный закон РФ от 08.02.1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 года «Об акционерных обществах»;Федеральный закон РФ от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;Федеральный закон РФ от 18.07.2005 года № 87-ФЗ «О землеустройстве»;По состоянию на 1 февраля 2007 года в сфере земельных отношений действуют следующие законы области:от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в области»;от 12.06.2004 года № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории области»;от 5.12.2002 года № 142/2002-ОЗ «О плате за земельные участки, предоставляемые в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории области»;от 17.06.2003 года № 63 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории области».Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы управления земельными ресурсами в Российской Федерации.Таким образом, государственным органам власти принадлежит главная роль в управлении земельными ресурсами РФ, которые составляют земли различных категорий. Органы власти организуют и осуществляют землеустройство, территориальное планирование и градостроительное зонирование, ведение кадастра недвижимости, мониторинг земель, контроль за охраной и использованием.Основу современной системы органов управления земельными ресурсами заложил Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Последующим Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» сформирована следующая система органов управления земельными ресурсами:ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ2.1 Управление земельными ресурсами на примере Калининградской областиОбщая площадь земель составляет 1512,5 тыс. га. Распределение земельного фонда по угодьям (тыс. га): сельскохозяйственные угодья, всего - 813,5; земли под поверхностными водами - 200,4; болота - 32,6; земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью - 315,8; другие угодья - 150,2. Основные типы почв - дерновые, подзолистые и болотные с переходными разновидностями. Преобладают подзолистые почвы. Почвы в основном окультуренные, требующие дренажа, (дренировано ок. 9/10 всех сельскохозяйственных угодий).8549916941Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Земельные ресурсы Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Земельные ресурсы Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Земельные ресурсы Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Земельные ресурсы Калининградской областиЛандшафты области могут быть отнесены к категории антропогенно-измененных, экологическое состояние которых, как правило, неустойчиво.Нарушенные земли составляют 4,7 тыс. га.По данным почвенных обследований в области выявлены эрозиционно-опасные почвы, которые занимают 104,9 тыс. га, что составляет 20% всех сельхозугодий. До 90% площади сельхозугодий - мелиорированные земли, состояние которых неудовлетворительное. 98 тыс. га - польдерные земли, защищенные от затопления (729 км дамб).Болотами на территории области занято 32,4 тыс. га. Расположены они, в основном, в северной части области на территории Славского, Полесского и Краснознаменского районов. Велико остаточное загрязнение пашен минеральными удобрениями и ядохимикатами.Высокая транспортная освоенность области (15-30 км дорог на 100 км2) и развитое промышленное производство способствуют загрязнению прилегающих земель тяжелыми металлами. Механическое нарушение земель происходит при добыче янтаря и торфоразработках.Вследствие заболачивания земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, малых объемов проведения мелиоративных работ происходит деградация угодий.Лесные ресурсы - Калининградская областьТерритория области относится к зоне подтайги (хвойно-широколиственных лесов). Основные лесообразующие породы - сосна, ель, дуб, клен, береза, доминирует ель.Общая площадь земель лесного фонда, всего, тыс. га - 300,8; лесистость, % - 19,5; общий запас древесины на корню, млн. м3 - 41,7Значительный интерес у лесоводов области в настоящее время возник к интродуцированным древесным породам, завезенным на территорию нынешней Калининградской области из Северной Америки в конце 19-го начало 20-го столетия. В то время были созданы лесные культуры псевдотсуги Мензиеса, туи складчатой, сосны веймутовой, дуба красного и некоторых других пород. За истекшее время эти породы прошли процесс естественного отбора и обладают высокой жизнеспособностью, быстрым ростом и устойчивостью против местных вредителей и болезней. Они превосходят местные породы в росте и накоплении стволовой древесины.Леса, выполняющие водоохранные функции занимают площадь 17,2 тыс. га, противоэрозионные леса - 3,7 тыс. га, защитные полосы лесонасаждений вдоль железных и автомобильных дорог - 13,8 тыс. га. Оздоровительные функции выполняют леса площадью около 60 тыс. га, из них: леса зеленых зон вокруг населенных пунктов - 54,5 тыс. га; леса на территории населенных пунктов - 7,4 тыс. га.Леса специального целевого назначения расположены на территории 7,1 тыс. га, из них национальный парк "Куршская коса" - 6,6 тыс. га, заповедные участки леса - буковая роща - 0,5 тыс. га.Все леса области отнесены к лесам I группы.При относительно низкой лесистости, большой хозяйственной и средообразующей ценности лесов, их состояние в области неудовлетворительное. Из-за нарушения лесомелиоративных систем идет заболачивание и подтопление лесных площадей, есть нарушения технологии рубок, уровень лесовосстановительных работ низкий. При общем недостатке посадочного материала ценных, в том числе интродуцированных пород, запущены лесосеменные плантации, свернута селекционная работа. Большой вред лесным массивам наносят пожары. Еще большее зло приносят лесу вредители, из-за которых гибель лесов за последние годы составила более 12 тыс. га. Очаги зеленой дубовой листовертки выявлены в Калининградском, Гусевском, Гвардейском и Нестеровском лесхозах. Значительную опасность представляют собой очаги короеда-типографа. 2.2 Проблемы и перспективы развития управления земельными ресурсами на примере Калининградской областиКалининградская область является одним из геостратегических регионов России, территория которого полностью обособлена от территории других стран и субъектов нашего государства морскими и международными водами, что является ключевой особенностью социально-экономического развития региона. Располагаясь на северо- западе нашей страны, Калининградская область занимает не малую площадь в 1,51 млн. га из них 1,8 тыс. га всей площади занимают морские заливы. Социально-экономическое развитие Калининградской области невозможно представить без успешного решения задач по территориальному развитию региона на основе эффективного мониторинга использования земельных ресурсов.Согласно данным государственного учета земель по состоянию на 1 января 2021 года земли сельскохозяйственного назначения занимают более 50 % общей площади Калининградской области. Таким образом, основная площадь территории состоит из земель сельскохозяйственного назначения 799,5 тыс. га. Структура земель Калининградской области по категориям приведена на рис. 2.center7797Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Структура земельного фонда Калининградской области по категориямРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Структура земельного фонда Калининградской области по категориям Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Структура земельного фонда Калининградской области по категориямРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Структура земельного фонда Калининградской области по категориямКалининградская область обладает огромным потенциалом и возможностями для развития как отдельного региона, так страны в целом. Такие возможности диктуются наличием плодородных земель и непосредственными подходами к морским путям, что позволяет развивать сельское хозяйство. Кроме земель сельскохозяйственного назначения в области не малую площадь занимают земли лесного фонда — 271 тыс. га, земли водного фонда — 185,1 тыс. га, земли населенных пунктов — 120 тыс. га, земли промышленного и иного специального назначения располагаются на 101,4 тыс. га. Самые малые по площади категории земель, которые входят в состав Калининградской области – это земли запаса (35,2 тыс. га) и земли особо охраняемых территорий и объектов (0,3 тыс. га).Изменение площадей за последние 15 лет коснулось абсолютной каждой категории, так например площадь земель сельскохозяйственного назначения в 2005 году составляла 808,3 тыс. га, по сравнению с 2020 годом она уменьшилась на 8,8 тыс. га, это вызвано не только выбытием, но и переводом земель из категории в категорию. В 2006 году категория земель сельскохозяйственного названия в Калининградской области занимала самую большую площадь 821,4 тыс. га. В последующем до 2020 года она уменьшалась из-за перевода в категорию земли населенных пунктов. Площадь земель населенных пунктов за последние 15 лет увеличилась на 18,4 тыс. га., также подлежали увеличению площади земель промышленного сегмента на 4, 7 тыс. га. Площади земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земли лесного и водного фона не претерпели изменений. Кроме земель сельскохозяйственного назначения уменьшили и земли запаса на 14,6 тыс. га. Динамика изменения площадей приведена в таблице 1.Таблица 1.Распределение земельного фонда Калининградской области по категориям земельcenter102191088907213227Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Распределение земель Калининградской области по формам собственностиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Распределение земель Калининградской области по формам собственностиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Распределение земель Калининградской области по формам собственностиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Распределение земель Калининградской области по формам собственности Изменения в площадях земель различных форм собственности земель Калининградской области, которые происходили на протяжении последних 15 лет, отражают результаты проводимого разграничения земель. Большая часть земель всегда находилась в частной собственности. Динамика изменения площадей по формам собственности приведена на рис. 5.center278869Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Динамика изменения площадей по формам собственности Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Динамика изменения площадей по формам собственности Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Динамика изменения площадей по формам собственности Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Динамика изменения площадей по формам собственности Калининградской областиВ 2005 году в собственности граждан насчитывалось 538,90 тыс. га, в результате разграничения земель и проводимой инвентаризации были уточнены площади, таким образом, в динамике наблюдается перераспределение земель между гражданами и юридическими лицами. Так за последние 15 лет собственность юридических лиц выросла на 116,4 тыс. га.Анализируя последние данные отчетов государственного мониторинга земель, доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов и экологической обстановки в Калининградской области, следует отметить, что в земельном балансе наблюдается преобладание сельскохозяйственных угодий -809,2 тыс. га, в том числе занято пашней – 393,5 тыс. га, многолетними насаждениями — 14,3 тыс. га, кормовые угодья занимают 401,4 тыс. га, из которых сенокосы – 153,5, а пастбища — 247,9 тыс. га. Структура сельскохозяйственных угодий приведена на рис. 6.1035744261177Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначенияИзменение сельскохозяйственных угодий с 2005 года по 2020 год больше всего затронуло кормовые угодья, а площади пашни, многолетних насаждений остались почти без изменений. В 2005 году площадь сенокосов была152,3 тыс. га (18,74%), в 2019 году 153,5 тыс. га (18,97%). Площадь пастбищ уменьшилась на 5,6 тыс. га, в 2005 году составляла 253,5 тыс. га (31,19%), а в 2020 составила 247,9 (30,63%). Изменение площадей по сельскохозяйственным угодьям приведено в таблице 2.Таблица 2.Распределение земель сельскохозяйственного назначения Калининградской области по основным видам угодийcenter86847Качественное состояние мелиорируемых земель Калининградской области на протяжении всего исследуемого периода подлежало изменениям. Орошаемых земель по сравнению с осушаемыми всегда было меньше. На фоне столь не высоких значений площадей мелиорируемых земель за последние 15 лет произошли изменения в сторону выбытия качественных земель из сельскохозяйственного оборота. Это прежде всего связано с отсутствием проектов землеустройства и проектов мелиорации территории, на протяжении более чем пятнадцати лет.Динамика изменения мелиорируемых земель приведена в таблице 3 и показывает, что с 2005 года по нынешнее время орошаемых земель стало меньше на 0,3 тыс. га. Общая площадь орошаемых земель не изменилась, но площадь орошаемых земель хорошего состояния снизились до нуля, а земли неудовлетворительного качества выросли на 0,2 тыс. га. Это говорит о негативно протекающих процессах на землях сельскохозяйственного использования всей области. Осушаемые земли тоже подверглись изменению своего качественного состояния. Земли различного качества уменьшились: хорошего — на 13,5 тыс. га, удовлетворительного — на 22,7 тыс. га, а земли неудовлетворительного качества наоборот выросли на 36,6 тыс. га.Таблица 3.Состояние мелиорированных земель Калининградской областиcenter73025На современном этапе состояния мелиорированных земель Калининградской области за 2020 год отмечается преобладание осушаемых земель – 1047,7 тыс. га (99,83%). В хорошем состоянии находится 88,9 тыс. га (8,47%), в удовлетворительном — 606,4 тыс. га (57,77%), в неудовлетворительном — 352,5 тыс. га (33,58). Орошаемые земли занимают 1,8 тыс. га (0,17%): в удовлетворительном состоянии — 0,8 тыс. га (0,08%), в неудовлетворительном — 1 тыс. га (0,10%). Орошаемые земли хорошего качественного состояния отсутствуют. Состояние мелиорированных земель на 01 января 2021 года Калининградской области приведено на рис. 7.center9141Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Состояние мелиорированных земель Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Состояние мелиорированных земель Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Состояние мелиорированных земель Калининградской областиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Состояние мелиорированных земель Калининградской областиВ результате проведенного исследования по определению эффективного использования земельных ресурсов Калининградской области следует отметить, что интенсификация производственно-экономической деятельности и социальное развитие региона невозможно без совершенствования сельскохозяйственного производства базирующегося на качественном состоянии сельскохозяйственных земель.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ управления земельными ресурсами региона на примере Калининградской области.Таким образом, итак, мы в общих чертах рассмотрели экономико- и социально-географические особенности Калининградской области, остановились на актуальных проблемах ее развития, наметили возможный сценарий будущего. Главный вывод, который можно сделать из всестороннего анализа имеющегося потенциала экономического роста - наша область обладает чрезвычайно благоприятными предпосылками для превращения в высокоразвитый регион. Однако для реализации этих предпосылок потребуются серьезные усилия, поскольку для вхождения в мировое рыночное пространство (что возможно лишь вместе с экономикой всей страны) потребуется завершить сложный трансформационный процесс, присущий всем постсоциалистическим странам. Перестройка хозяйственного механизма, реструктуризация экономики, становление рыночного менталитета — вот основные составляющие этого процесса.Удаленность от основной российской территории усложняет многие проблемы. Близость к другим европейским странам способствует более быстрому протеканию трансформационного процесса. Учет такого своеобразия области - ключ к решению ее социально-экономических проблем.Какое-то время, особенно среди публицистов и популяризаторов рыночной экономики, бытовало мнение о саморегуляции всех экономических процессов в рыночных условиях. К счастью, это заблуждение теперь практически преодолено, и государство обращает все больше внимания на экономическую, в т.ч. региональную, политику. Конечно, меняются методы ее реализации. На смену прежним прямым директивным указаниям приходит совокупность косвенных методов, влияющих на условия хозяйственной деятельности путем налоговой, финансовой и кредитной политики. Такова и особая экономическая зона в Калининградской области - экономический механизм, стимулирующий внешнеэкономическую деятельность и тем самым стимулирующий развитие экспортных производств и жизнеобеспечения области в условиях ее территориального отрыва от других российских регионов.Аналогичную роль поиска действенных механизмов, способствующих социально-экономическому развитию региона играют разрабатываемые сейчас программы и прогнозы. Среди них - Федеральная программа развития области и Схема развития и размещения производительных сил региона. Ставится вопрос о разработке еще более комплексной, охватывающей все стороны народного хозяйства, региональной программы, способной найти возможность стимулирования не только ведущих отраслей специализации, но и имеющих местное (но не малое) значение производств и социальных объектов. Для этого требуются комплексные региональные исследования с привлечением широкого круга специалистов - экономистов и географов, социологов и политологов, представителей так называемых отраслевых наук - специалистов различных отраслей народного хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.). И, безусловно, одно из ключевых мест принадлежит экономико-географам, способным комплексно рассмотреть разнообразные проблемы, присущие определенной территории. Поэтому социально-экономическая география региона будет и дальше развиваться, нарабатывая опыт исследований в новых рыночных условиях, совершенствуя свою теоретическую и методическую базу и давая все более значимую практическую отдачу.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате выполнения курсовой работы было выяснено, что земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель:Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются:для сельскохозяйственного производства (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, целина и другие угодья);для личного подсобного хозяйства;для коллективного садоводства и огородничества;для подсобных сельскохозяйственных производств;для опытных и научных станций.Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации.Земли городов и населенных пунктов занимают 4% территории страны. На этих землях размещаются жилые дома и социально-культурные учреждения, а также улицы, парки, площади, природоохранные сооружения; могут размещаться промышленные, транспортные, энергетические, оборонные объекты и сельскохозяйственные производства. Эта категория земель обеспечивает 86 % поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование и может использоваться только в соответствии с генпланами и проектами.Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Имеют особый режим использования.Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы, истории и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей, массового отдыха и туризма, а также для историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения. Такие земли охраняются особым законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них запрещается.Земли лесного фонда полностью определяются правовым режимом лесов, произрастающих на них. К этой категории земель относятся земли, покрытые лесами и предоставленные для нужд лесного хозяйства и местной промышленности.Земли водного фонда. Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме тундры и лесотундры), гидротехническими сооружениями и полосами отвода при них.Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей.Продажа земельных участков, а также выделение их для предпринимательской деятельности и перевода из одной категории в другую осуществляется в соответствии с законами РФ и субъектов Федерации.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые акты"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 01.05.2022)"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Приказ Госкомзема РФ от 18.05.1998 N 63 "О совершенствовании статистического наблюдения за земельными ресурсами"Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально- экономическое развитие Калининградской области» [Электронный ресурс]: пост.: от 31.03.2020, N 395 https://www.economy.gov.ru/ -Загл. с экрана. – 2021.– 02 марта.Российская Федерация. Решение Городского Совета Депутатов Калининграда. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2035 года [Электронный ресурс]: реш.: от 09.10.2013, N 302 http://gorsovetklgd.ru/sites/default/files/strategia/ -Загл. с экрана. – 2021.– 05 мартаСписок литературыБрыжко В.Г. Экономическая защита земель сельскохозяйственного назначения// Аграрная наука. -2019.-№12.-с.2-4Варламов А.А. Земельный кадастр: в 6 т. Т. 2: Управление земельными ресурсами. -М.: КолосС, 2018. -528 с. Волков С.Н. Землеустройство: учебники и учеб. пособия для студентов высших учебных заведений. — М.: ГУЗ, 2013. — 992 с.Волкова Н.А. Земельная собственность и организационно-экономические условия ее использования// Достижения науки и техники АПК. — 2018. — №5. -с.36-37Володин В. Оценка потенциала земельных ресурсов // Экономика сельского хозяйства России. — 2019. №11. с 23.Воронцов А.П., Бузмаков В.В. Земельные отношения и кадастровая оценка земель // Аграрная наука, 2018. — № 6. – с. 4-5Козловский В. Проблемы и пути рационального использования земельных ресурсов // АПК: экономика и управление. — 2019. №8. с 25-29.Кресникова И. Роль государства в управлении земельными ресурсами // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. №5. с 21.Левахин В.Г. Понятие сельскохозяйственных угодий// Аграрное и земельное право. -2018.-№3.-с.88-97Леппке О. Формирование системы земельных отношений // АПК: экономика и управление. — 2017. №10. с4-9.Липски С. Важный инструмент управления земельными ресурсами // экономика сельского хозяйства России. – 2019. №7. с 21.Липски С.А. Проблемы перераспределения земель // Достижения науки и техники АПК. – 2017. №2. с 9-13.Лысенко Е. Эффективность использования земель // Экономист. – 2019. №6. с 87-92.Мамова Г.Г. Использование земельных и материально-технических ресурсов сельского хозяйства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2018.-№11.-с.16-18Попов И. А. «Экономика сельского хозяйства», М.: Дело и сервис, 2020г.Рахманов А. Г. «Общее животноводство», М.: Высшая школа, 2019г.Родин В.К. К эффективному использованию сельхозугодий// Экономика сельского хозяйства России. -2018.-№5. - с.32Советов И. Эффективное использование земельных ресурсов // Экономика сельского хозяйства России. – 2013. №4. с 29.Состояние земельных ресурсов России// Достижения науки и техники АПК. -2019.-№12.-с.45Чертовицкий А. Актуальные вопросы рационального и эффективного использования земельных ресурсов // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2019. №4. с 44-47.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!