это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4029555
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В 90-Е ГОДЫ В РОССИИ 5
1.1 Государство и бизнес в 90-е годы в России 5
1.2 Особенности влияния рыночных реформ и политической ситуации в стране на формирование взаимоотношений государства и бизнеса в 90-е годы в России 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В 90-Е ГОДЫ В РОССИИ 17
2.1 Специфика, направления и роль взаимодействия государства и бизнеса в 90-е годы в России 17
2.2 Результаты взаимодействия государства и бизнеса в 90-е годы в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 5
ВВЕДЕНИЕ
Процесс становления крупного бизнеса в России и приватизации большой части собственности государства происходил не всегда беспроблемно, одним из его последствий стало коррумпирование госструктур. Причиной этого было, в т.ч, отсутствие в стране проработанных законов, определяющих политику государства в отношении бизнеса. Постепенно происходил рост влияния крупного бизнеса не только на экономическую, но и на политическую сферу жизни государства, достигший пика к концу 90-х годов, когда, по мнению многих исследователей, произошла т.н. «олигархизация» власти, т.е. представители крупного бизнеса начали играть ключевую роль в определении направлений государственной политики России.Характер взаимоотношений представителей бизнеса и власти в современном мире является одним из крайне важных факторов, определяющих и экономические, и политические, и социальные стороны развития общества. Формирование и дальнейшее развитие института гражданского общества находится в тесной связи с уровнем развития отношений между властными и коммерческими структурами. Этим объясняется наш интерес к данной теме.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. В контексте развития рыночной экономики одной из острых проблем для России продолжает оставаться оптимизация взаимоотношений между органами государственной власти и представителями крупного бизнеса. В девяностые годы двадцатого века в России происходил переход к рыночной модели экономики, в ходе которого выстраивались отношения бизнеса и власти.Объект исследования. Государство и бизнес в России в 90-е годы.Предмет исследования. Взаимоотношения государства и бизнеса в России в 90-е годы.Цель работы. Исследовать историю отношений государства и бизнеса в России в 90-е годы.Задачи работы:Рассмотреть государство и бизнес в 90-е годы в России;Изучить особенности влияния рыночных реформ и политической ситуации в стране на формирование взаимоотношений государства и бизнеса в 90-е годы в России;Провести анализ специфики, направления и роли взаимодействия государства и бизнеса в 90-е годы в России;Определить результаты взаимодействия государства и бизнеса в 90-е годы в России.Степень научной разработанности. Проблемы взаимоотношений и взаимовлияния органов государственной власти и бизнеса начали исследовать в начале 90-х годов, т.е. как раз в тот период, когда в России началось формирование рыночной экономики и среднего и крупного бизнеса.Проблемы взаимоотношений власти и бизнеса в России 1990-х годов исследовали такие авторы, как Я. Паппэ, Д. Хоффман, С. Перегудов. Однако, в отечественной политологии и социологии не так много обобщающих работ, посвященных вопросам повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса. Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В 90-Е ГОДЫ В РОССИИ1.1 Государство и бизнес в 90-е годы в РоссииДвусмысленность 90-х годов выражается популярным в то время русским словом "беспредел" - названием тюремной драмы 1989 года, означающим анархическую свободу и неподотчетность власти.В то время бурный постсоветский переход России рассматривался как яркое шоу на фоне стабильного Запада после холодной войны. Поколение спустя неопределенность того периода имеет более широкий резонанс, чем в то время.Гибель демократов. 1990-е годы начались с первых в Советском Союзе многопартийных выборов в марте 1990 года, когда Борис Ельцин стал лидером России. Оно закончилось, как и положено, 31 декабря 1999 года, когда Ельцин ушел в отставку в пользу Путина, его назначенного преемника.Десятилетие включало два неудачных переворота в 1991 и 1993 годах, упразднение правящей коммунистической партии и СССР. По мере разрыва советских экономических связей, создания рыночной экономики и шоковой терапии, сопровождавшейся массовой приватизацией, произошли массовые экономические потрясения.Социальные последствия были огромны. Снизилась продолжительность жизни, в 1991-2001 годах в России умерло до пяти миллионов взрослых, упала рождаемость, обе эти тенденции усугублялись широким распространением преступности и торговли людьми. Эти негативные последствия были сконцентрированы в периоды экономического кризиса в 1991-94 и 1998-99 годах.Резкий рост неравенства и появление нового состоятельного класса, включая некоторых ведущих реформаторов, привели к тому, что уже в 1992 году термин "демократ" стал ругательным.Все реформаторы объединились в противостоянии попытке переворота, предпринятой жесткими советскими властями в августе 1991 года, но с тех пор раскол в лагере реформ между сторонниками исполнительной и представительной власти становился все шире. Его кульминацией стал короткий вооруженный конфликт между президентом и парламентом в октябре 1993 года. Парламентские силы были в основном антилиберальными националистами, но их поддерживали и советы. Среди них был возглавляемый реформаторами Санкт-Петербургский совет, который в то время находился в глубоком юридическом конфликте с Собчаком, своим бывшим председателем, из-за того, что советники считали его чрезмерной концентрацией власти.Ельцин приказал своим войскам открыть огонь по парламенту, чтобы подавить попытку переворота. После поражения парламента большинство региональных и городских советов по всей стране были распущены и заменены собраниями с ограниченными полномочиями.Конфликт между Собчаком и его бывшими союзниками продолжался до его смерти в 1999 году. К тому времени его бывший заместитель Путин достиг вершины исполнительной власти на национальном уровне, приняв многих из петербургской команды Собчака в ядро своей кремлевской администрации.Перейдём к историческим основам 1990-х годов. Так в начале 90-х годов в стране происходили серьезные изменения, перестройка, которая негативно отразилась на социальном статусе людей. Постоянные задержки заработной платы на работе, массовые сокращения, снижение доходов, повышение цен – это заставило людей уйти в предпринимательскую сферу. Бизнес 90-х годов существенно отличается от нынешней предпринимательской деятельности. В настоящее время процесс открытия собственного дела требует оформления, но вот в тот период все происходило по-другому и часто дело велось самостоятельно без регистрации в налоговых и других организациях.center10795Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Этапы развития предпринимательства в 90-е годыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Этапы развития предпринимательства в 90-е годыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Этапы развития предпринимательства в 90-е годыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Этапы развития предпринимательства в 90-е годыВ 90-е годы в бизнес шли учителя, рабочие завода, врачи, инженеры, научные работники и другие представители профессий, которые никак не связаны с предпринимательством. На это их побуждала неблагоприятная обстановка в стране, приходилось хвататься за все чтобы выжить.Если современный бизнес – это официальное ведение дела или предприятия, которое направлено на самореализацию. Многие стараются сохранить индивидуальность. Но в то время люди торговали, шили, возили одежду, косметику из заграницы, вели домашнее хозяйство с целью получения прибыли.В 90-е процветал рэкет, малиновые пиджаки, толстые золотые цепи – приметы представителей «крышующих». Они насильно заставляли всех бизнесменов платить им процент с доходов, даже если бизнес небольшой. Под их влияние не попадали только те, кто находился под защитой правоохранительных органов. И самое главное государство слабо регулировало бизнес в 90-х годах.Особенности ведения бизнеса в 90-х. История российского предпринимательства в 90-е годы основывалась на росте торгово-посреднической деятельности. В тот период людей не волновало, чем они будут заниматься, упор делался на получение прибыли. Развал государства привел к тому, что многие предприятия, учреждения, организации обанкротились и закрылись, а работники остались без работы и соответственно без средства к существованию.Вот по этой причине все независимо от профессии и образования кинулись в предпринимательскую сферу. Процветало челночничество, оно было направлено на закупку товаров за границей и перепродажу их у нас, цена соответственно шла с накруткой 20-30 %, а иногда и больше.21427510877Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Этапы эволюции экономического взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской РоссииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Этапы эволюции экономического взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской РоссииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Этапы эволюции экономического взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской РоссииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Этапы эволюции экономического взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской РоссииВ 90- годы наблюдались следующие тенденции:Легкое накопление капитала;Процветала спекуляция. Даже дети и подростки могли заниматься бизнесом, и имеется масса примеров – покупка и перепродажа мороженого, шоколадок, жвачек, разных сладостей;Развивалось производство товаров, которые были в дефиците. В магазинах стояли очереди, если завезли дефицитный товар. Предприимчивым это было на руку, часто под видом оригинала на улице можно было перекупить у скупщиков некачественную одежду, но цена у них была выше;Розничная торговля была основной деятельностью. В нее ушли люди разных профессий. Это произошло из-за того, что в стране был развал, многие предприятия закрылись или на время остановили деятельность. Поэтому каждый старался что-то перепродать, заработать деньги, чтобы выжить, прокормить себя и семью.В 90-е бизнес велся для получения денег, капитала. Самореализация, саморазвитие отходило на второй план, люди хватались за любую работу. Все это наложило отпечаток и сильно повлияло на бизнес. Постепенно он стал меняться в лучшую сторону, стали разрабатываться стратегии, книги, в которых давались инструкции, как стать успешным предпринимателем. Современные бизнесмены сильно отличаются от предпринимателей лихих 90-х. Для них в первую очередь важен собственный комфорт, готовы пойти на риск, будут всеми силами продвигать свои услуги, и в конечном итоге заставят продаваться. Предприниматели 90-х заставили современных бизнесменов пересмотреть подходы ведения бизнеса, изменили их мнение, принципы и ценности. Следовательно, легче было вести бизнес в 90-годах. В то время люди могли заниматься предпринимательством самостоятельно, они не платили налоги государству и не оформляли деятельность. Они могли с легкостью поехать за границу, закупить там разный товар (одежду, вещи, косметику, бижутерию и многое другое) и перепродать в России за высокую цену. Спекуляция была в приоритете – перекупил за одну цену и перепродал уже в несколько раз дороже. И все это помогало вести успешный бизнес, который развивался с невероятной скоростью. А рэкет и крышевание делало собственное дело намного успешнее. Где была сила, там и деньги. 1.2 Особенности влияния рыночных реформ и политической ситуации в стране на формирование взаимоотношений государства и бизнеса в 90-е годы в РоссииВ 90-е годы в России начался постепенный переход от плановой, командно-административной экономики к экономике рыночного хозяйства. Основными направлениями реформ стали либерализация цен, отказ от государственного регулирования экспорта, развитие связей между производителями, приватизация предприятий, и очень важные, с точки зрения данной работы, направления – это формирование и развитие института частного предпринимательства и разрешение свободной торговли. Возникли условия для формирования малого и крупного бизнеса.center18415Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Основные изменения в постсоветском развитии Российской ФедерацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Основные изменения в постсоветском развитии Российской ФедерацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Основные изменения в постсоветском развитии Российской ФедерацииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Основные изменения в постсоветском развитии Российской ФедерацииВажно учитывать, что данные реформы были проведены в условиях острого экономического кризиса, возникшего вследствие того, что командная экономика уже не могла функционировать, а рыночная экономика еще не функционировала в полную силу в связи с сохранением прежних экономических институтов. Отсюда вытекала необходимость крайне высоких темпов реформирования, которые получили название “шоковой терапии”.Две фундаментальные и взаимозависимые цели - макроэкономическая стабилизация и реструктуризация экономики - характеризуют переход от централизованного планирования к рыночной экономике. Первая подразумевает проведение фискальной и монетарной политики, способствующей экономическому росту в условиях стабильных цен и обменных курсов. Вторая требует создания коммерческих, правовых и институциональных структур - банков, частной собственности и коммерческих правовых кодексов - которые позволяют экономике работать эффективно. Важным подспорьем в достижении этих целей является открытие внутренних рынков для внешней торговли и инвестиций, что позволяет связать экономику с остальным миром. При Горбачеве режим не смог решить эти фундаментальные задачи. К моменту распада Советского Союза правительство Ельцина приступило к решению проблем макроэкономической стабилизации и реструктуризации экономики. По состоянию на середину 1996 года результаты были неоднозначными.Экономическая программа Ельцина. В октябре 1991 года, за два месяца до официального краха советского режима и через два месяца после августовского путча 1991 года против режима Горбачева, Ельцин и его советники, включая экономиста-реформатора Егора Гайдара, разработали программу радикальных экономических реформ. Российский парламент, Верховный Совет, также продлил полномочия президента по изданию указов на один год для реализации программы. Программа была амбициозной, и результаты, достигнутые на сегодняшний день, показывают, что цели программ макроэкономической стабилизации и реструктуризации экономики, возможно, были нереалистично высокими. Еще одна сложность ельцинской программы реформ заключается в том, что с 1991 года политические и экономические полномочия были значительно переданы с национального на региональный уровень; в серии соглашений с большинством из двадцати одной республики России и некоторыми другими субнациональными юрисдикциями Москва предоставила целый ряд особых прав и полномочий, имеющих важный экономический подтекст.right12065Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. СССР в середине 1980-х и начале 1990-х гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. СССР в середине 1980-х и начале 1990-х гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. СССР в середине 1980-х и начале 1990-х гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. СССР в середине 1980-х и начале 1990-х гг.Меры макроэкономической стабилизации. Программа предусматривала ряд мер макроэкономической политики для достижения стабилизации. Программа предусматривала резкое сокращение государственных расходов, направленных на государственные инвестиционные проекты, оборону, субсидии производителям и потребителям. Программа была направлена на снижение дефицита государственного бюджета с 20 процентов ВВП 1991 года до 9 процентов ВВП ко второй половине 1992 года и до 3 процентов ВВП к 1993 году. Правительство ввело новые налоги, а сбор налогов должен был быть улучшен для увеличения государственных доходов. В денежно-кредитной сфере экономическая программа требовала от Российского центрального банка (РЦБ) сокращения субсидированных кредитов предприятиям и ограничения роста денежной массы. Программа предусматривала снижение инфляции с 12 процентов в месяц в 1991 году до 3 процентов в месяц в середине 1993 года.Меры по реструктуризации экономики. Сразу же после объявления о распаде Советского Союза правительство отменило контроль над ценами на 90 процентов потребительских товаров и 80 процентов промежуточных товаров. Оно повысило, но все еще контролировало цены на энергоносители и основные продукты питания, такие как хлеб, сахар, водка и молочные продукты. Эти меры должны были установить реалистичное соотношение между производством и потреблением, которое отсутствовало в системе централизованного планирования.Для стимулирования развития частного сектора были проведены фундаментальные изменения в налоговой системе, включая введение налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 28% на большинство операций, прогрессивного подоходного налога и налога на доходы предприятий; пересмотр системы импортных тарифов и экспортных налогов; новые налоги на внутреннее потребление энергии для стимулирования экономии (необходимый шаг, поскольку цены на энергию все еще контролировались); и новые налоги на экспорт нефти и природного газа для сокращения разрыва между субсидируемыми внутренними ценами и мировыми ценами и предотвращения дефицита энергии внутри страны. Должен был быть установлен фиксированный обменный курс рубля, который затем должен был стать конвертируемым. Многие ограничения на внешнюю торговлю и инвестиции также должны были быть отменены, чтобы подвергнуть Россию дисциплине мировых цен.1253632222610Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Реформы 1990 г.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Реформы 1990 г.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Реформы 1990 г.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Реформы 1990 г.Следовательно, в начале 1990-х годов представители крупного бизнеса были заинтересованы в том, чтобы добиться политического обеспечения своих интересов, «занять привилегированное положение в новой системе власти и тем самым влиять на процесс принятия решений в федеральном центре».По причине достаточно сильной децентрализации власть «на местах» была мало чем ограничена, что было выгодно представителям бизнес-структур.Возникший в связи с постепенным переходом к рыночной системе экономический кризис, либерализация цен, которая привела к их моментальному взвинчиванию и отсутствие социальной защищенности вызвали у большей части населения неудовлетворенность результатами реформ. Недовольство выражали и должностные лица. Правительство Е.Т. Гайдара, занимавшееся осуществлением вышеперечисленных реформ, было вынуждено уйти в отставку. Существовала напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти, президента и парламента. Многие депутаты выступали за проведение контрреформ, за возвращение к плановой экономике. Это противостояние привело в 1993 году к путчу, вызванному объявлением Б. Н. Ельцина о роспуске парламента и назначении выборов нового. Часть депутатов отказалась признавать эти действия законными. Было объявлено чрезвычайное положение.После восстановления законного порядка властные структуры начали осознавать, что нуждаются в союзнике в лице постепенно формирующегося к тому моменту крупного бизнеса.Особенно важным это союзничество стало в процессе избирательной кампании Б. Н. Ельцина в 1996 году.В ходе президентской кампании 1996 года российские предприниматели получили возможность продемонстрировать свою политические предпочтения и готовность взаимодействовать с властью.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались исторические основы отношений государства и бизнеса в 90-е годы в России.Таким образом, избирательная кампания поспособствовала политической консолидации бизнес-структур вокруг Ельцина. «Крупнейшие предприниматели подтвердили репутацию надежных политических партнеров власти. Некоторые финансовые группы, которые ранее не входили в "ядро" олигархии, в ходе избирательной кампании укрепили свои позиции и повысили статус внутри экономической элиты».Также следует учитывать, что не только за Б. Н. Ельциным, но и за практически каждым кандидатом стояли свои экономические структуры: «заинтересованный в приобретении политических связей бизнес искал контактов с кандидатами в президенты, которые не являлись частью существующего режима или же вели с ним борьбу».Возникает возможность для противоборства как политических сил с опорой на финансирующие их организации, так и возможность противоборства конкурирующих бизнес-структур с опорой на ресурсы власти.Говоря о поддержке оппозиционных режиму партий, наибольшую выгоду для представителей бизнеса в то время могла принести поддержка Коммунистической партии Российской Федерации в силу мощности ее властного ресурса.В результате, оформляется выгодное обеим сторонам взаимодействие бизнеса и власти в девяностые годы.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В 90-Е ГОДЫ В РОССИИ2.1 Специфика, направления и роль взаимодействия государства и бизнеса в 90-е годы в РоссииПоскольку на бизнес сильно влияет государственная политика, в его интересах оставаться в курсе государственной политики и пытаться влиять на принятие государственных решений и государственную политику. Существуют различные общие подходы к взаимоотношениям бизнеса с правительством. Одна из точек зрения заключается в том, что бизнес и правительство рассматриваются как "две стороны" и находятся в оппозиции друг к другу. Некоторые утверждают, что именно такая точка зрения стала преобладающим мейнстримом в бизнесе после Великой рецессии в конце первого десятилетия XXI века. Эта точка зрения характеризуется как "антирегуляторная" или "точка зрения ограниченного правительства", и она ассоциируется с теми, кто считает, что свободные рынки с минимальной ролью правительства лучше всего подходят для функционирования экономики. Эта точка зрения чаще всего фокусирует взаимодействие бизнеса с правительством на усилиях по минимизации правительства и снижению затрат и бремени для частного бизнеса и экономики в целом, связанных с государственными налогами, нормами и политикой.Другая точка зрения бизнеса на правительство заключается в том, что правительство должно благоприятствовать бизнесу и стимулировать его деятельность и инвестиции, поскольку бизнес является основным источником рабочих мест, инноваций и экономического благосостояния общества, и поэтому правительство должно поддерживать бизнес с помощью грантов, налоговых кредитов и субсидий.Третья общая точка зрения на отношения бизнеса и правительства заключается в том, что бизнес находится в партнерстве с правительством в решении общественных проблем. Это противоположно тому, что правительство является регулятором, который следит за тем, чтобы бизнес действовал социально ответственно.Эти взгляды не являются взаимоисключающими. Например, один и тот же солнечный бизнес может использовать часть своего взаимодействия с правительством, чтобы попытаться максимизировать выгоды, такие как льготные налоговые кредиты, которые он получает от правительства, и в то же время работать в партнерстве с правительством для достижения социальной цели, такой как снижение выбросов углекислого газа, и затем попытаться минимизировать свои налоговые обязательства. Также важно, как ранее описывал генеральный директор Pacific Gas and Electric (PG&E) Питер Дарби, что фокус отношений бизнеса и правительства должен быть сосредоточен на типе политики, необходимой в ответ на вызовы общества, а не на идеологическом ответе о надлежащей роли правительства в свободной рыночной экономике.Для устойчивого бизнеса всегда важно понимать, что его усилия по получению прибыли и достижению социальных целей сильно зависят от политики правительства, и для устойчивого бизнеса всегда важно эффективно управлять своими отношениями с правительством (местным, государственным, национальным и международным).По мнению ряда исследователей, политический процесс в России можно охарактеризовать как взаимодействие трех главных авторов - президента, правительства и крупного бизнеса.left13344Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Модели взаимодействия государства и бизнеса00Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Модели взаимодействия государства и бизнесаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Модели взаимодействия государства и бизнесаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6. Модели взаимодействия государства и бизнесаКак только бизнес понимает, как правительство влияет на его деятельность и прибыльность, он может сформулировать стратегию наилучшего взаимодействия с правительством. Существует три основных типа реакции бизнеса на государственную политику - реактивная, интерактивная и проактивная.Реактивная реакция предполагает реагирование на государственную политику уже после ее принятия. Интерактивная реакция предполагает взаимодействие с государственными политиками и субъектами (включая СМИ), чтобы попытаться повлиять на государственную политику в интересах бизнеса. Проактивный подход к реагированию подразумевает действия по оказанию влияния на политику, предвидение изменений в государственной политике и попытки усилить конкурентные позиции за счет правильного предвидения изменений в политике. Для большинства предприятий оптимальным является сочетание интерактивного и проактивного подходов.5208379Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации 1992-2003 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации 1992-2003 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации 1992-2003 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 7. Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации 1992-2003 гг.До 2000 года можно говорить, что система функционального представительства интересов бизнеса в России отсутствовала. Ее заменяла так называемая «олигархическая модель взаимодействия бизнеса и власти», при которой отношения предпринимателей и государства нередко выходили далеко за пределы официальной системы представительства интересов, выступая в виде неформальных связей бизнесменов на высшем уровне. В рамках этой модели произошло сращивание значительных частей политической и экономической элиты. Этот процесс положил начало образованию российской олигархии. Олигархам не нужны формализованные структуры согласования интересов, собственные политические партии и т.д. Для существования олигархии требуется политическая стабильность и поддержание «status quo».Однако к моменту избрания В. Путина президентом ряд крупных бизнесменов по причинам, которых мы не будем касаться в данной работе, утратили свой привилегированный статус. Президент объявил о намерении добиться построения вертикали власти и равноудаленности бизнеса от власти. Была предпринята попытка организации формализованного диалога предпринимателей и государства, включавшего следующие уровни:1. Консультативно-экспертный уровень был представлен Советом по Предпринимательству при Правительстве РФ, образованным осенью 2000 года, а также аналогичными структурами в регионах.2. Организованное представительство было оформлено в виде предпринимательских объединений, как общефедеральных, так и отраслевых.Конечно, процесс образования объединений предпринимателей не был новым для России. К 2000 году в стране уже существовало более полутора тысяч различных предпринимательских организаций. Почти 300 из них претендовали на статус общефедеральных и Всероссийских. Однако несмотря на большое количество существующих организаций, все авторы отмечают их слабость. Причина этого кроется в неразвитости гражданского общества в России, отсутствии эффективных механизмов взаимодействия общества и государства. Все это ведет к политизации деятельности объединений бизнеса. В условиях отсутствия политических партий, способных проводить последовательную политику по поддержке бизнес-сообщества, объединения предпринимателей сами «идут в политику». Кроме того, процесс дробления объединений на более мелкие показывает, что многие из созданных организаций оказались не способны отстаивать интересы соответствующих отраслей, занимались лишь внутренним обустройством в сочетании с пустыми декларациями, а деятельность некоторых из них изначально была направлена на <обслуживание> лишь нескольких крупных предприятий. Именно с 2000 года можно говорить об активизации деятельности организаций предпринимателей как представителей интересов бизнеса в диалоге с властью.Взаимодействие объединений предпринимателей с государством может осуществляться двумя способами: в процессе консультаций или с помощью делегирования полномочий. Консультации означают образование при той или иной государственной структуре постоянно действующего совещательного органа, в который входят государственные служащие и представители организаций бизнеса. Так, например, при Министерстве внешнеэкономических связей действовал Совет отраслевых объединений экспортеров и импортеров, участниками которого были более двадцати союзов и ассоциаций.Следует отметить, что благодаря историческому развитию в современной России сформировались относительно устойчивые и разнообразные связи между властью и бизнесом. В настоящее время существуют проблемы этих взаимоотношений. Сейчас бизнес является самостоятельным субъектом не только социальной, экономической, но и политической жизни страны, что и является причиной проблем согласования интересов государства и бизнеса. В настоящее время во взаимоотношениях бизнеса и власти наблюдается усиление роли политических факторов, а государство в этих отношениях становится доминирующим.Сегодня решение политических задач становится неотъемлемой частью экономического развития страны, проводником которого является бизнес. Это порождает естественные основания взаимной заинтересованности и взаимной ответственности: государство становится непосредственным фактором бизнес-процессов, а бизнес — заметным игроком в социальной и политической сферах.Можно сказать, что вследствие зарождения в 1992 году государственного предпринимательства очень важным стало взаимодействие бизнеса, власти и общества. Дав возможность гражданам заниматься бизнесом, власть, однако, сдерживала его посредством жесткой налоговой, кредитной финансовой политики.4248158255Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 8. Сравнение основных значений налоговой системыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 8. Сравнение основных значений налоговой системы Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 8. Сравнение основных значений налоговой системыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 8. Сравнение основных значений налоговой системыПроанализировав данные составленной гистограммы, можно чётко увидеть, что сейчас налоговые ставки почти в 2 раза ниже, нежели в 1992 г. Это обусловлено постепенным сращением бизнеса и власти. Государственная политика сейчас направлена не только на повышение стимулов к предпринимательской деятельности, но и на обязывание предпринимателей к постоянному повышению эффективности хозяйствования и повышению налогового потенциала. Что достаточно важно, ведь налоговая система в первую очередь обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства. А величина налогов напрямую зависит от прибыли бизнеса и стоимости его имущества.На протяжении всего периода после распада СССР характер взаимоотношения власти, бизнеса и общества менялся (табл. 1). Условно можно выделить четыре временных этапа.Таблица 1.Этапы развития отношений бизнеса и властиГодЭтап1992–1997Зарождение основ российского лоббизма и отношений с государственными органами, усиление роли регионов и становление практики «кремлевского» лоббизма.1998–2001Спад в развитие отношений бизнеса и власти, кратковременная интенсификация, переход контактов на новый уровень.2002–2007Развитие взаимных контактов в сфере бизнеса и власти; частичное «сплетение» данных сфер.2008–2016Активизация направлений, имеющих экономические и социальные последствия.На основе данной таблицы можно проследить тенденцию сближения власти и бизнеса и формирование системы их взаимоотношений. Данная модель характеризуется рядом черт:схожие полномочия некоторых государственных структур;сужение публичного пространства и теневой характер принятия решений;очень высокая роль первых лиц компании в налаживании отношений с властью;коррупция;наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO);значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы;непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях).Следует также отметить, что различные бизнес-структуры используют разный подход в формировании отношений с властью. Можно надеяться, что наиболее активный период формирования подобных отношений в России еще впереди.Прошло уже два десятка лет — и российская экономика сильно изменилась. Как и государственная экономическая политика. Теперь поддержка малого бизнеса выступает одним из ключевых ее направлений. В рамках этой поддержки в настоящее время функционируют несколько программ, за реализацией которых пристально следит российское правительство. Кроме того, в систему господдержки предпринимателей входит ряд учреждений (как коммерческих, так и некоммерческих), выступающих в роли подрядчиков: банки, инвестиционные фонды, венчурные фонды, общественные организации, государственные учреждения.Созданы они специально для того, чтобы выступать в качестве связующего звена между государством и предпринимателями. С каждым годом система взаимодействия всех звеньев этой цепочки упрощается, делая само взаимодействие более эффективным. Словом, хочется верить, что финансовая поддержка малого бизнеса в 2016 году станет доступна подавляющему большинству российских предпринимателей — в той или иной степени. Но, если обратиться к данным Министерства экономического развития нашей страны, можно увидеть, что инвестиции в малый бизнес быстрыми темпами сокращаются. Для наглядности, предлагаем обратиться к гистограмме.center161660Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 9. Выделяемые субсидииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 9. Выделяемые субсидииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 9. Выделяемые субсидииРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 9. Выделяемые субсидииВ сложившейся ситуации регионам страны придётся самим выбрать и профинансировать приоритетные направления предпринимательской деятельности. С уверенностью можно сказать, что денежные средства направляются на важнейшие сферы экономики: сельское хозяйство, торговлю, инновационные технологии, коммунальные и бытовые услуги, социальное предпринимательство и другие.Можно сделать вывод, что господдержка малых форм бизнеса в нашей стране действительно существует. Главное — знать, где ее искать. И, разумеется, обладать большим желанием развиваться и вносить вклад в экономику страны. Главное для бизнесмена на современном этапе, когда так важен диалог власти и бизнеса — по возможности найти для себя оптимальный способ взаимодействия с государством. Следовательно, взаимодействие бизнеса и власти в современной России — очень важный вопрос. В ходе работы мы успешно проанализировали меры господдержки бизнеса в условиях кризиса, что позволило выявить основные аспекты взаимодействия бизнеса и власти. На основе полученных знаний мы выделили основные принципы взаимодействия: льготное кредитование, займы, лизинговые отношения, различные контракты, а также соглашения о разделе продукции.Нельзя не заметить, что современный кризис, безусловно, оказал влияние на современную экономику России. Его воздействия были подвергнуты практически все сектора экономики. Как нам удалось выяснить, в результате этого государство приняло ряд мер, способствующих поддержанию предпринимательства. Ведь предприниматели — основной источник получения налогов государством. Следовательно, без поддержки бизнеса невозможно представить стабильную, хорошо развивающуюся экономическую систему. Однако, приоритетным направлением господдержки мы считаем агропромышленный комплекс. Ведь основополагающей целью мы считаем достижение продовольственной безопасности нашей страны.Следовательно, современные экономические отношения развиваются с огромной скоростью, поэтому сложно предугадать перспективы их долгосрочного развития. Можно утверждать только об одном: проводимая государственная политика будет стимулировать развитие различных отраслей экономики, особенно сельского хозяйства. Это приведет к развитию смежных отраслей и к стабильному экономическому росту.2.2 Результаты взаимодействия государства и бизнеса в 90-е годы в РоссииОсобенности механизма взаимодействия и взаимовлияния экономики и государства всегда являлись центром внимания и изучения как теоретиков, так и практиков экономических наук. На различных научно-практических и научно-теоретических конференциях актуализируется вопрос о влиянии воздействия предпринимательства на отношения таких сфер как государство и экономика.center8255Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 10. Характеристика механизма взаимодействия государства и предпринимательстваРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 10. Характеристика механизма взаимодействия государства и предпринимательстваРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 10. Характеристика механизма взаимодействия государства и предпринимательстваРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 10. Характеристика механизма взаимодействия государства и предпринимательстваДля достижения успеха и баланса взаимодействия между государством и обществом, необходимо вести речь не о полной замене государством рынка либо его устранении в регулировании рыночной деятельности, а о разумных пределам вмешательства и взаимоотношений между бизнесом и государством, когда они обуславливают взаимовлияние как сотрудники, не являясь подменой или заменой друг друга.Проводя анализ проблем взаимодействия государства и экономики в условиях российской действительности, стоит учитывать фактор исторической обусловленности данных процессов, который оказал значительное влияние на формирование предпринимательства в России и определил сегодняшнюю ситуацию и дальнейшие перспективы развития.Характерной чертой развития предпринимательства в России выступает факт того, что с момента своего возникновения в данной сфере экономических отношений государство занимало активную позицию. Российский бизнес никогда не являлся полностью самостоятельной категорией, которая свободна от нерыночных форм воздействия. В России именно государство выступало основным звеном существования и регулирования экономической сферы.В настоящее время понимание всего комплекса взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы. Думается, что особую важность эта задача приобретает именно для России, когда формирование новой государственности и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социально-политических процессов.Формирование специфических моделей взаимодействия бизнес-структур, органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики и, как следствие, увеличение темпов экономического роста, а также влияет на эффективность функционирования политической системы. Однако формирование тех или иных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти зависит от предыдущего опыта развития страны, существующей политической культуры и сформировавшихся социальных, экономических и политических институтов.Роль государственного сектора особенно возрастает в связи с проблемами национальной безопасности и вопросами, касающимися реализации концепции устойчивого развития. Несмотря на отказ от директивного вмешательства, позиции государства в народном хозяйстве достаточно сильны. Государство не ушло из экономического процесса, речь идет о поиске новых форм государственного взаимодействия с экономикой.Одним из подобных форм взаимодействия может выступать государственно-частное партнерство.В процессе трактовки понятия государственно — частного партнёрства (ГЧП) особое значение имеет вопрос соотношения всех вложенных затрат и разделения перечня рисков на основании совместных проектов. Некоторые авторы акцентируют своё внимание на процессе привлечения дополнительных финансовых вложений в экономику именно с позиции частного сектора. Важно отметить, что государственно — частное партнёрство представляется «долгосрочным уровнем партнёрства, которое не может быть ориентировано только на малозначимое и краткосрочное участие второй стороны в процессе отношений. Всё это проводится для более успешного и эффективного развития обязанностей, которые стоят перед муниципалитетами, при условии качественно нового привлечения инвестиций».Процесс функционирования ГЧП оказывает важное влияние на экономику, обеспечивая следующие моменты:повышает эффективность реализации проектов при помощи участия в них частного бизнеса, который может более эффективно решать вопросы производственного и управленческого характера в условиях рынка.наращивает качество обслуживания конечных потребителей, а также процесс реализации общественных проектов в более короткие сроки.снижает уровень нагрузки на государственный бюджет при помощи привлечения частного сектора и переложения части затрат на пользователей.привносит дополнительные возможности для развития системы предпринимательства, что в перспективе может способствовать решению проблем занятости, так как на рынке труда может повышаться спрос на высококвалифицированные профессии.Следовательно, партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики, поскольку данный механизм — это не простое сложение ресурсов. Следует понимать, что каждая из сторон партнерства имеет собственные цели, о чем указывалось выше, решает свои конкретные задачи, стороны имеют различные мотивации.Разразившийся с новой силой финансовый и экономический кризис обострил ситуацию в стране не только в экономической, но и в социальной сфере развития территориальных систем в виде таких проявлений, как снижение заработной платы, потеря частью населения работы, и как следствие, падение общего уровня жизни населения. Серьезный урон был нанесен предпринимательской инициативе малого и среднего бизнеса, заставляя покинуть рынок или изменить сферу деятельности.Поиск новых моделей эффективного взаимодействия власти с бизнесом в рамках поддержки предпринимательства стало одной из приоритетных задач государственной политики в сложившихся обстоятельствах. Таким образом, несмотря на краткий период существования современного российского бизнеса, с 90-х годов ХХ века до настоящего времени неоднократно трансформировались контуры политики государства в отношении предпринимателей, повышалась или снижалась степень влияния последних на происходящие в стране процессы, на политику государственной власти. Если до 2000 года при Б.Н. Ельцине доминирующим во взаимодействии с государством был бизнес, то с приходом к власти президента В.В. Путина, государство стало отвоевывать позиции и к 2006 году отодвинуло бизнес на задворки, сведя контакты к форме консультаций. Кризис 2008 года привел к постепенному выстраиванию взаимоотношений в форме политического диалога в рамках государственно-частного партнерства для решения общезначимых проблем, которое в настоящее время только продолжает расширяться в связи с новыми финансово-экономическими вызовами для страны.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ взаимодействия государства и бизнеса в 90-е годы в России.Таким образом, опыт организации государственно-частного партнерства показывает, что эта форма взаимодействия власти и бизнеса в последние годы является одной из самых эффективных. Государство оказывает значительную поддержку реализации проектов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ истории предпринимательства в России 90-е годы ХХ века занимают особое место. Именно в эти годы в РФ начались реальные рыночные преобразования, в основном сформировался сектор малого бизнеса, произошла сегментация его рынка, региональное распределение. Но в тоже время именно в этот период накопились проблемы и противоречия, которые во многом определяют сегодняшнее состояние малого предпринимательства, его специфику.В 90-е годы резко увеличилось количество предпринимателей, в основном, занимающихся торговлей. Но в последствии из их числа стали выделяться предприниматели, решившие заняться другими видами деятельности.Предпринимательство в постсоветской России 90-х развивалось в условиях острого экономического кризиса. Одной из форм активной адаптации стало челночество – торговля товарами народного потребления, как правило, закупаемыми за границей. В конце 20 века челночество было массовым явлением. По мнению разных специалистов, количество человек, занятых в челночном бизнесе составляло от 1 млн (так считал лидер общественного движения работников розничной торговли и малого предпринимательства А. Насонов) и до 10 млн (по другим оценкам). В развитии российского малого предпринимательства на ближайшее будущее возможны три пути: оптимистический, пессимистический и реалистический.Оптимистический предполагает, что российское государство, наконец, перейдёт к реальному снижению и упрощению налогообложения малого бизнеса, решительной борьбе с коррупцией, снижению административных барьеров при входе на рынок (сегодня регистрация нового малого предприятия занимает в среднем 2,5 - 3 мес. и стоит несколько тысяч долларов), укреплению правового режима частной собственности, включая собственность на землю.Пессимистический вариант предполагает продолжение слабой политики реформирования российской экономики и социальной сферы, дальнейшее усиление налогового пресса, вследствие чего малый бизнес всё стремительнее переносит свою активность в теневую экономику.Реалистический сценарий: государство упрощает налогообложение, но не может его заметно снизить; совершенствование законодательства ведётся медленно; фирму становится легче зарегистрировать, но предпринимателю по-прежнему трудно получить лицензию на ведение определенного вида деятельности.Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день Россия по-прежнему остаётся страной крупного и среднего бизнеса. Развитие российских малых предприятий, несмотря на оказываемую помощь малому бизнесу, происходит медленными темпами. C целью дальнейшего развития сферы малого бизнеса принимаются законодательные и нормативные акты, проводится работа различных структур, содействующих малому предпринимательству в России, разрабатываются региональные программы его поддержки. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАлексейчук, Н.Е., Ковнир В.Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2020. – 384 с.Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; ––М., 2020. –– 412 с.Бариленко, В. И. Методология бизнес-анализа. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 190 с.Безденежных, В.М. Изменение прав собственности при трансформационных преобразованиях 90-х гг и противодействие криминализации бизнеса. 2018. С. 58-71.Васецкий, А.А. Лоббизм в политическом процессе современной России // Управленческое консультирование. 2020. №1. – С. 79-83.Гордеева, Д.С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности/Д.С. Гордеева, С.С. Демцура//Предприятия, отрасли и регионы: генезис, формирование, развитие и прогнозирование: сборник научных трудов. -Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2019. -78 с. С. 52 -61.Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие/В.Я. Горфинкель, С.В. Земляк, О.М. Маркова и др. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019 – 89с.Демцура, С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225.Демцура, С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики//Наука ЮУрГУ: сборник научных трудов. -2017. -С. 612 -620.Дикунов, С.А. Роль развития малого предпринимательства в регионе / Социальные науки. 2016. Т. 1. № 3-1 (13). С. 3-8.Дмитриева, Е.А. Лоббирование корпоративных интересов в органах государственной власти России // Власть. 2020. № 4. С. 65-70Зелепукин, Р.В. Понятие и происхождение лоббирования как политико-правового института // Вестник ТГУ. 2020. №8. – С. 77-80.Иванов, П. А. Лоббизм в современной России: инициативы по законодательному регулированию // Человеческий капитал. — 2020. — № 2 (62). — С. 161–166Исправникова, Н. Р., Тихонов, А. Н. Лоббизм как легальная альтернатива коррупции или ее прямой конкурент? // Социология. — 2020. — № 1. — С. 179–186.Картамышева, Н.В. История развития предпринимательства и бизнеса в России в 1990-е гг // Великие свершения или "Лихие" 90-е XX века. Внутривузовская научная заочная конференция с участием студентов, аспирантов, молодых ученых, посвященная 20-летию образования юридического факультета. 2020. С. 185-190.Кевеш, А.Л. Малое и среднее предпринимательство в России. 2018: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2018. – 96 с.Козырев, В.Н. Современная экономическая теория. 3-е изд., — М.: Финансы и статистика. — 2020. — 542с.Кокин, А. Н. Формирование системы инфраструктурного предпринимательства: цели развития, ключевые бизнес-функции и параметры устойчивости: Монография/Кокин А.Н. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 132 сКорнеева, Т. А. Учет и контроль в субъектах малого бизнеса: риск-ориентированный подход: монография — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 118 сКрамченков, С.И. Современный российский лоббизм: опыт социологического исследования // Государственная служба. № 1. 2020. – 120 с.Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник / Лапуста М.Г. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 384 с.Леонова, О. Г. Лоббизм в современной России в контексте социальной безопасности // Социальная безопасность: методология политического анализа. — Профиздат Москва, 2020. — С. 202–222.Литвинова, А.Г. Формы и методы управления в малом предпринимательстве / Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 2. С. 23-26.Логинова, А.Г., Юричева, Е.Ю. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства современной России / Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2018. Т. 3. № 7. С. 71-75.Мамедова, Н. А. Малый бизнес в рыночной среде / Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019.Мещерякова, А.А. Развитие бизнеса в России // Студенческий научный форум. материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции: электронный ресурс. 2020. – 140 с.Морозко, Н. И. Механизм формирования финансового потенциала малого бизнеса / Морозко Н.И. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 314 сРасулова, Л.В. Трактование терминов «малый бизнес» и «малое предпринимательство» в современной литературы / Science Time. 2019. № 5 (29). С. 564-567.Ромицына, Г.А., Романовская, Н.Н. Современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в регионе / Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. № 1. С. 181-184.Сущенко, В.А. Опыт первого взаимодействия власти и крупного бизнеса в 1990-е гг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-5. С. 20-23.Халяпин, А.А., Куфтырева, Е.Б. Малое предпринимательство в финансовой системе региона / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 1-1 (56). С. 125-127.Хоренко, Н. Российский лоббизм: саморегуляция или государственный контроль? // Бизнес и политика. 2020. № 5. – С. 43-48.Чеботарев В.С. Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России / Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 2 (34). С. 225Экономика /Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М., 2020. - Проспект. 840 с.Экономическая теория. Учебник. /Под ред. И.П. Николаевой. — М.: Дашков и К. — 2020. — 448 с.Яковлев, А.В. Причины и последствия прихода криминала в менеджмент ресторанным бизнесом в 0-е гг 20 века // Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 2019. С. 425-428.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!