это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4031633
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Издревле человек пытался познать себя и найти свое место в обществе и в окружающей его природе.Многие философы и мыслители пытались ответить на вопросы: для чего живет человек, с какой целью пришел он в этот мир и в чем смысл жизни? Больше всего этот вопрос всегда интересовал именно философов, которые и посвящали данной проблеме и поиску решения многие годы, а иногда и всю жизнь.Кроме того, сегодня весьма актуальны вопросы по поводу биологического и социального в человеке, вопросы, касающиеся понимания свободы человека.Проблема смысла жизни тесно связана с проблемой сущности человека. Каждый индивид рассматривает эту проблему в своем ракурсе и пытается найти решение, как можно более точно соответствующее своим моральным устоям, жизненным принципам, да и вообще мировоззрению. Поэтому-то и сложно человеку решить этот вопрос. Одни видят смысл существования в том, чтобы иметь семью, детей, дать им хорошее образование, достойную специальность, «вывести их в люди». Другие заявляют о том, что хотят стать миллионерами, и смысл жизни видят в обретении богатства. Третьи посвящают себя науке, видя свое предназначение в том, чтобы выяснить, как устроен наш мир. Четвертые полагают, что никакого смысла в нашем существовании нет («все суета сует»). Пятые ищут ответ в религиях и разнообразных духовных течениях.Цель работы и задачи. В данной работе мы постараемся изучить основные вопросы в философии понимания человека в историческом и современном аспекте. Для этого мы рассмотрим понятие человека в философских теориях, биологическое и социальное в человеке, изучим проблемы смысла человеческого существования.1. Проблема сущности человека в истории философииДревняя Греция дала начало западно-европейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности.В философии Древней Греции изначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, которые воспринимаются как абсолютный порядок и космос. Со всем в своей природной и социальной среде, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами человек живет в едином, нераздельном мире.Понятие космоса имело человеческий смысл, вместе с тем человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, который является отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Такие взгляды на человека существовали у представителей милетской школы, которые стояли на позициях гилозоизма, т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.Обращение к антропологической проблематике связано с критической и просветительской деятельностью софистов и созданием философской этики Сократом.В концепции софистов можно проследить три основных момента:релятивизм и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т. д.;введение человека в бытие как главное действующее лицо;наполнение процесса познания экзистенциальным смыслом и обоснование экзистенциального характера истины.В Средние века человек исследуется как часть мирового порядка, который установлен Богом. Апредставление о человеке, выраженное в христианстве, сводится к тому, что он - это «образ и подобие Бога».С социальной точки зрения в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. Главная задача людей - приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда. Поэтому вся человеческая жизнь, ее метафизическое содержание выражается в парадигме: грехопадение - искупление.Яркими представителями средневековой христианской философской антропологии были:Августин Блаженный;Фома Аквинский.Августин Блаженный считал, что человек - это противоположность души и тела, являющиеся независимыми.По мнению Фомы Аквинского, человек - это промежуточное существо между животными и ангелами.В новое время философская антропология формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, которая получила название гуманизм.Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) поставила человека на земную основу и на этой почве пыталась решить его проблемы. Она утверждала естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Ей свойственны гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью, но вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.Немецкая классическая философия ставит человека в центр философских исследований. Как составная часть чувственного мира явлений человек подчинен необходимости, а как носитель духовности он свободен. Но главная роль отводится немецкими мыслителями нравственной деятельности человека.Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосм. Начиная с Сократа, философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три - рассудок, способность суждения, разум. Последнее изобретение философии Нового времени - это «сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Философы-аналитики видят в человеке существо, активно реализующее свои языковые способности. В сфере языка человек решает что, почему и как следует делать. Согласно постмодернистам, человек - существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Человек - существо бессознательное - Зигмунд Фрейд. О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.Философская антропология - учение о человеке, известно еще с античных времен, но как особая философская дисциплина появляется лишь в XX веке.Философская антропология как знание о сущности человека, смысле его жизни, внутренних и внешних детерминантах его существования, базисных основаниях человеческого бытия в мире.Философские модели человека: рационалистическая, натуралистическая, психологическая, мистическая, индивидуалистическая, прагматическая и др. - оптимистические, пессимистические, презрительные, снисходительные, обнадеживающие или подчеркивающие безнадежность и бессмысленность человеческого существования.Современная философская теория человека не является завершенной, но, опираясь на данные науки во всех областях знания выделяют следующие основные принципы анализа проблемы человека:1. Принцип рассмотрения человека как уникального и целостного, но в то же время многоуровневого и многомерного феномена.2. Сущность человека уже не может описываться как некий, раз и навсегда данный абсолют. Она представляет собой системное качество, состоящее из многих характеристик, которые формируются в процессе жизни через всю гамму имеющихся связей бытия.3. Определяющими в формировании сущности Ч. являются общественные связи и отношения, совокупность которых и формирует социальные характеристики человека в каждую конкретно-историческую эпоху бытие случайность философия познание истина.2. Биологическое и социальное в человекеС проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.Со стороны своей биологической природы акаждыйаиндивид обусловлен с самого начала определенным генотипом - набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки - это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора - пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора - панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести "теория генно-культурной коэволюции". Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения у всех животных, включая человека». Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть "трансцендентальных" целей, возникших вне его биологической природы.Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми". Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому, как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня - это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека.3. Смысл человеческого существованияСлова Альбера Камю, точно отражают проблему существования человека. Ежедневно люди появляются на свет, некоторые из них обречены прожить лишь несколько дней или недель, а затем быть трагически унесенными болезнью или другим несчастьем. Другим выпадает судьба дожить до столетней отметки или дальше и попробовать все, что жизнь способна предложить: триумф, отчаяние, радость, ненависть и любовь. Никто не в силах заглянуть в будущее. Но живем ли мы один день или век, основной вопрос неизменен: в чем смысл нашей жизни? Что придает ей значение?Смысл человеческой жизни заключается в выборе и осуществлении стратегии жизненного пути, в поиске самореализации и осуществления свободы. Цель жизни человека может рассматриваться в трех возрастных изменениях: - ретроспекции (прошлое); - проспекции (будущее); - актуализации (настоящее). В истории философии выделяют несколько типов мировоззрений, каждый из которых утверждал свой идеал смысла жизни человека и его сущности.Для античного мировоззрения характерна идеализация безличного абсолюта – Космоса, в котором существуют два противоположных начала (логос и хаос). Источник изменчивости и несовершенства – хаос, подчиненный разумному и гармоничному логосу. В человеке эти две силы противоборствуют, хаос – олицетворение телесности, ему присущи страсти и смерть, логос – воплощен в разуме и душе, он вечен.Согласно Аристотелю смысл человеческой жизни заключается в использовании разума для гармонизации своей жизни. В философии гедонизма смысл жизни сводится к достижению наслаждения. В эвдемонизме жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.В средневековой христианской философии высшим разумом является Бог. Грехопадение отождествляется с отчуждением от Бога. Задачей жизни становится преодоление этого отчуждения, возвращение и спасение от греха. Сущность человека заключена в вере, надежде и любви. Исходя из такого понимания, теоретики аскетизма трактовали смысл человеческой жизни, как отречение от мирских дел, умерщвление (усмирение) плоти ради искупления греховности.С установлением философии Нового Времени в антропоцентризме возникло новое противопоставление – основное противоречие человеческой природы сводилось к соединению в человеке эгоистического индивида и свободной личности способствующей прогрессу всего человечества. Антропоцентрическое мировоззрение в качестве идеала выдвигает человека как просветителя, преобразователя природы, защитника и хранителя природы и культурных ценностей. В этике долгая жизнь является самопожертвованием во имя служения идеалу. Такому подходу противопоставлена концепция утилитаризма, рассматривавшая жизнь как излечение из всего пользы, и концепция прагматизма, целью которой считавшая достижение любыми средствами поставленной цели. В настоящее время, человеку присущи две концепции: утилитаризма и прагматизма, которые являются фундаментом глобальных проблем современности.Научно-технический прогресс в ХХI веке шагнул так далеко, что поставил человека перед выбором: либо ты – личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализаций ценностей, либо ты – функционируешь подобно техническому устройству. Причины появлений глобальных проблем современности кроятся в самом человеке: в его потребительском отношении к природным ценностям; преобладание стихийности и нерациональности в управлении природными и общественными процессами.Основными проблемами современности стали: проблема войны и мира; социально-экономические проблемы; проблемы преодоления отсталости многих стран; дискриминация; здравоохранение и образование; баланс народонаселения; компьютеризация и научно-техническое развитие; проблема ресурсов; проблема природопользования; проблема экологии и др. В будущем ряд проблем может стать более продолжительным. Человек живет в «эпоху поглощения», и от него нет «отдачи» которая должна быть. Но ведь смысл нашего существования – это поиск счастья, гармонии, а не саморазрушения. Познать себя – вот наша настоящая цель. Эвдоменизм должен быть основой нашей жизни.Основная цель нашей жизни – обрести счастье, как сказал Далай-Лама «Счастье, которое пребывает с нами независимо от жизненных неурядиц и нормальных колебаний настроения, является неотделимым элементом нашей сущности». Подобная точка зрения намного облегчает принятие правильного решения, т.к. в этом случае человек действует с целью получить, а не что-то забрать у других – это движение вперед, а не отступление, принятие жизни, а не отрицание. Эта направленность к счастью оказывает глубокое влияние, делая человека более восприимчивым, более открытым для радости бытия.
Заключение
Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное отношение людей к вопросу о смысле жизни, биосоциальной природе, проблем свободы. Природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, цунами, наводнения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества очень далеко от идеала. Постоянные войны, терроризм, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты – это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям и к гибели людей.Конец XX века и начало XXI не только не сгладили, но еще больше обострили испытываемые людьми трудности и противоречия. Появились так называемые локальные, межнациональные войны.Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения всех плохих поступков является эгоизм, желание получать наслаждение для себя. Именно страстная погоня за собственным благополучием, вызванная желанием получать, является причиной для того, чтобы причинять зло ближнему. А если бы творение не находило никакого удовлетворения в собственном благополучии, то не было бы никого в мире, кто желал бы зла другому человеку.Человек – это вопрос: «Для чего я живу и в чем смысл жизни?». У животных такого вопроса не возникает. В этом единственное отличие человека от животного.Вопросы о смысле жизни просыпаются в человеке еще в детстве. Это признак того, что по природе своей он уже готов услышать ответ. И в мере готовности ребенка родители и окружение обязаны наполнить его, удовлетворить его любопытство. В противном случае он останется «животным», и вся жизнь его будет проходить совершенно автоматически, монотонно, без какого-либо изменения, возвышения над животным уровнем. В итоге, человек ничего особого не достигнет в жизни, и лишь в зависимости от того, в каком поколении, в какой эпохе живет, как-то заполнит годы своего существования.Как можно помочь человеку приподняться над материальным существованием? Это можно сделать, ответив на вопрос: «В чем смысл нашей жизни?». Мы обязаны обеспечить людей этим знанием. А каждый человек, как ребенок, так и взрослый, впитает его согласно своей восприимчивости, согласно своим свойствам. Ведь человек год от года, из кругооборота в кругооборот постоянно совершенствуется. Мы видим, как далеко ушло человечество в своем развитии, какого оно достигло прогресса. Благодаря чему это происходит?Таким образом, в данной работе мы уделили внимание и ознакомились с сущностью некоторых важных вопросов о философском понимании человека, приблизились к осознанию основных положений, узнали о возможных вариантах взглядов на представленные проблемы.
Список использованной литературы
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Наука, 2006. – 215 с.Ильенков Э. Философия и культура. – М.: Политиздат, 2007. – 381 с.Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: Дело, 2007. – 312 с.Лайтман М. Воспитание. – М.: Слово, 2009. – 112 с.Лайтман М. Постижение единства мироздания. – М.: Слово, 2008. – 148 с.Лайтман М. Развитие эгоизма как необходимый этап в истории развития человечества. – М.: Слово, 2005. – 139 с.Реале Д., Антисери Д.: Западноевропейская философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. – СПб.: Питер, 2004. – 154 с.Таранов П. Анатомия мудрости. 120 философов. – СПб.: Питер, 2006. – 513 с.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 2009. – 447 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!