это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4035933
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Концепция модернизации российской системы образования определяет основную цель психологического обеспечения образования и повышения эффективности образовательной деятельности через науку и психологию. Деятельность, направленная на психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, регулируется нормами международного права в области защиты прав детей и молодежи, законами Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, директивами Президента России, правительства РФ.Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях России разрабатывалась с учетом современных образовательных потребностей и проектов, исходя из концепции психолого-педагогического сопровождения развития личности и участия каждого ребенка. психологическая служба, осуществляющая психолого-медицинское и педагогическое сопровождение образовательного процесса.Психолого-педагогическое обеспечение обучения используется как научная идеология и функциональное психолого-педагогическое обеспечение вопросов педагогической деятельности, которые являются традиционными в обучении и в основном оцениваются исследователями применительно к педагогической деятельности детей, школьников и студентов, деятельность педагогов в колледжах и техникумах (М.И. Рожков и др.), через работу практических психологических служб детских садов, школ и вузов (М.А. Лыгина и др.).Цель работы – изучить компоненты психолого-педагогического сопровождения.Задачи:1. Изучить основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения.2. Рассмотреть структуру и базовые компоненты психолого-педагогического сопровождения.3. Провести анализ технологий психолого-педагогического сопровождения.1. Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровожденияПсихолого-педагогическое сопровождение как системное построение образовательной деятельности появилось сравнительно недавно. Термин становится актуален тогда, когда исчерпывают себя отдельные направления деятельности педагогов и психологов. Ясно, что сами по себе коррекция, консультирование, просвещение, профилактика хороши, но недостаточны. Должен появиться некий системообразующий компонент в работе педагога, который охватит потребности ребенка и задачи, поставленные перед учителем в комплексе [3].Идеи сопровождения и психолого-педагогического сопровождения в частности, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей.Идеи психолого-педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии (Е.В. Бондаревская, Р.Л. Кричевский, С.В. Кульневич, И.А. Якиманская и др.), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков и др.).Основными характеристиками сопровождения являются его процессуальный характер, протяженность, отсутствие ориентировки, углубленное изучение реального положения личности, специфика отношений и приоритетов заинтересованных лиц, уверенность в карьерных возможностях, развитие («успешная педагогика»), право принимать собственные решения.Основная идея О.С. Газмана, как автора образовательной технологии, что образовательная поддержка (добавим психологическую) и поддержка развития человека - это не только сумма различных методов совершенствования и развития, а поддержка сложной системы, специфической культуры и помощи в решении проблем, связанных с развитием, обучением, воспитанием и социализацией.В целом сопровождение ребенка или группы детей с ОВЗ в образовательном процессе можно определить как одно из приоритетных направлений деятельности общеобразовательной организации как системную профессиональную деятельность, направленную на создание социально-психологических условий для успеха ребенок в общении со школой [5].Понятие «ориентация» должно относиться не только непосредственно к ребенку с ОВЗ, но и к другим детям в классе, в группе, к каждому из родителей детей, учителям, которые проводят это обучение.Наиболее общей целью является понимание поддержки, как защиты прав детей, их права на развитие и образование. Парадоксальный смысл этого утверждения в том, что в образовательной среде есть что-то, что нарушает эти права. Во-первых, следует расширить содержание поддержки для защиты права детей на сохранение «позитивного здоровья», которое, в том числе в виде перегруженных образовательных программ, позволило преодолеть несогласованность образовательной среды с потенциальными детьми, эмоциональные перегрузки и эмоциональное насилие.Таким образом, с каждым ребенком с ОВЗ как связующим звеном инклюзивной образовательной среды могут быть определены цели и задачи сопровождения: соблюдение баланса между реалиями каждого ребенка со специалистом по предметам изучения, способами усиления педагогического воздействия (которое в основном определяется особенностями индивидуального развития ребенка) и их охват, мощное свидетельство этих педагогических воздействий педагогов, родителей и других субъектов в образовательном процессе.В контексте психолого-педагогического сопровождения ребенка в общеобразовательном классе можно выделить как минимум два методических подхода к определению термина «ориентация» и его содержания [2].Первый подход основан на идеологии представления о том, что: проектировать образовательную среду необходимо на основе общегуманитарного подхода, исходя из необходимости максимального раскрытия потенциала и личностного потенциала ребенка (создать условия для наиболее успешного обучения ребенка уважению), на критерии возрастного развития, важнейших новых форм работы как критерия удовлетворительного педагогического воздействия, в логике собственного развития ребенка, приоритизации его потребностей, целей и ценностей.Во-вторых, понимать процесс поддержки таким образом, чтобы деятельность ребенка поддерживалась в наилучших условиях для успешного развития его личностных способностей и он был способен усилить педагогическое воздействие там, где его несоответствия недопустимы.Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – это технология, метод и позиция педагога-психолога, а также проектные системы. В целом каждый логический подход вносит свой вклад в точку зрения другого автора, который определяет деятельность или процесс или личность участников процесса как путеводную звезду [4].Оценка различных подходов и установок подчеркивает необходимость практического определения психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса. Наиболее точным определением этой задачи является ее решение по определению А.П. Овчаровой, которая определяет психолого-педагогическую поддержку как совместное с ребенком решение вопроса в его интересах, целях, возможностях и способах преодоления препятствий, трудностей, в которых он или она не может участвовать. с ними и добиваться самостоятельно положительной успеваемости, самообучения, устного общения, образа жизни.2. Структура и базовые компоненты психолого-педагогического сопровожденияВ общем виде психолого-педагогическое сопровождение как процесс (или целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса) определяется следующими тремя основными компонентами:1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.3. Созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.Вот традиционные виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая).Важно учитывать различия коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть, как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка [1].– Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.– Экспертиза – образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ.Подобные определения можно отнести не только непосредственно к ребенку с ОВЗ, но и ко всем остальным детям, включенным в инклюзивное пространство класса.В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута) [6].Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. В тоже время реализация подобных целей и задач, определение форм и содержательное наполнение деятельности субъектов образовательного пространства требует определения критериев создания и поддержания оптимальности и эффективности сопровождения как равноценной составляющей инклюзивного образовательного процесса в целом.В качестве критериев необходимо определить такие показатели существования ребенка (всех детей) в инклюзивном образовательном пространстве, которые отражают ситуацию равновесия между образовательными воздействиями со стороны среды и эффективностью обучения и развития ребенка в целом, проявляющие себя в оптимальном включении этих образовательных воздействий в психические структуры. В отечественной психологической науке этот процесс получил название амплификация.Таким образом, с одной стороны образовательные воздействия должны быть индивидуально максимально оптимальными, с другой индивидуально допустимыми, то есть не превышать пределов индивидуальных адаптационных возможностей ребенка, группы детей в целом.В этом «ключе» понимание целей и задач сопровождения детей всех категорий (в том числе и с нормативным развитием), определение непосредственного содержания этого процесса с точки зрения деятельности соответствующих образовательных подразделений и структур должно находиться на путях:- поддержания оптимальной адаптации ребенка/детей к воздействиям образовательной среды;- на основе определения индивидуальных образовательных возможностей ребенка создание и поддержание условий для оптимальности образовательных воздействий, их амплификации и, тем самым, полноценного «природосообразного» развития ребенка адекватного в данной образовательной ситуации и данном образовательном учреждении [5].Из вышесказанного следует, что одной из первостепенных задач сопровождения является определение критериев максимально оптимально допустимых образовательных воздействий (как в количественной, так и качественной представленности).Структура психолого-педагогического сопровождения опирается на ряд принципов:1. Гуманизация: каждый ребенок имеет равные права в реализации своих возможностей.Данный принцип является основополагающим в подходе к построению любого взаимодействия с детьми. Негативные (ограничивающие) установки учителя часто не позволяют видеть потенциал ученика, его скрытые возможности. Поэтому важно базовое отношение к каждому ребенку как к любому другому. 2. Системный подход: помогать и сопровождать ребенка можно лишь понимая, что нет отдельно взятых функций или процессов, ребенок существует в целом со всеми индивидуально-типологическими, физиологическими, личностными особенностями. Когда ребенок изучает конкретное знание, решает задачу или учит стихотворение, то в этот момент работает не только его память. Мышление, воображение, восприятие, практические связи с жизнью — все это может активизироваться в процессе узнавания нового, задавая условия для понимания, а не запоминания изученного.3. Комплексный подход: сопровождение достигает эффекта, когда есть общее видение направлений оказания помощи ребенку и поддержки его во всех видах деятельности (коррекционном, профилактическом, диагностическом и др.). Ребенок не существует в отдельно взятый момент времени как некоторые функции и способности, и система работы с ним должна опираться на комплекс воздействия всех направлений сопровождения [1].4. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития. Фактически оказывается, что психолого-педагогическое сопровождение может строиться только на основе индивидуальных траекторий развития и позволяет реализовать такой подход в обучении. 5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе: необходимо выстраивать деятельность по оказанию помощи и поддержки ребенку не в конкретный период, а на протяжении всего обучения, расставляя нужные приоритеты. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебновоспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка с учетом индивидуальных нормативов его развития (возрастные и индивидуальные нормы) [3].Задачи психолого-педагогического сопровождения:- предупреждение возникновения проблем развития ребенка (ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии);- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: обеспечение готовности к школе, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;- психологическое обеспечение воспитательно-образовательных программ, создание условий для реализации образовательной среды школы;- развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов, их просвещение и консультирование по вопросам психолого-педагогических особенностей обучения, воспитания и развития учащихся в зависимости от пола и возраста;- создание условий для равных возможностей в обучении учащимся, имеющим различный характер образовательных потребностей: учет особенностей переработки и восприятия информации у детей с ОВЗ, учащихся, имеющих различные заболевания и диагнозы (СДВГ, ММД, аутизм и др.), а также детей из семей мигрантов.3. Технологии психолого-педагогического сопровожденияПсихолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, направлено на создание в рамках объективно данной образовательной среды условий для максимального личностного развития ребенка и других субъектов образования. Программа психолого-педагогического сопровождения, разработанная с учетом специфики образовательной организации, на основании анализа информации о субъектах образования и их актуальных проблемах, и потребностях, позволяет решать широкий спектр психологических и педагогических задач.Под технологией (от греч. тechno искусство, мастерство, loqos наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Педагогическая технология (а психолого- педагогическое сопровождение можно в полном объеме отнести к педагогическим технологиям) строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [5].Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на координированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, в свою очередь, должны опираться на:- знание этапов и закономерностей нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;- понимание психологических задач каждого конкретного возраста, а не навязанных социумом нормативов обучения;- специфику психического развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;- знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;- учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;- знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды [3].Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету;- технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;- технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой);- технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;- технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;- технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;- технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.
Заключение
Создание условий в современной школе для качественного обучения — достаточно сложная задача в силу большого разнообразия вариативности подходов и программ обучения. Ограниченное количество узких специалистов, помогающих педагогу в решении проблемных вопросов, таких как педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, приводит к тому, что компетенции учителя значительно расширяются и усложняются. Для эффективной организации образовательного процесса сегодня недостаточно знания предмета и методики его преподавания; владение методами психологической и социальной работы оказывается иногда более значимым в конкретных ситуациях.Наметившаяся тенденция характеризует изменения в образовательном процессе современной школы в принципе, вне зависимости от страны или культуры обучения. Увеличение миграционных процессов, расширение границ инклюзивного образования, увеличение доли индивидуальных образовательных маршрутов приводит к большому разнообразию построения моделей взаимодействия внутри школы.В отечественной практике предложен подход, который позволяет учитывать это разнообразие и качественно иначе строить процесс обучения. Психолого-педагогическое сопровождение — это комплексное и системное видение деятельности учителя в существующих условиях, оно охватывает различные направления деятельности, выводя на новый уровень компетентность преподавателя. Знание психологических особенностей, закономерностей и механизмов общения и деятельности дает возможность учителю быть профессиональным в условиях высокой вариативности требований и ограниченной помощи узких специалистов.Психолого-педагогическое сопровождение объединяет усилия различных специалистов, образовательных, социальных и культурных организаций региона в создании среды для обучения и развития детей. В зарубежном опыте педагогического взаимодействия задачи сопровождения решаются при помощи создания отдельных служб с привлечением таких специалистов, как тьютор, конселор, что отражает идею того же комплексного подхода и систематизации деятельности вокруг общих задач.
Список литературы
1. Адушкина К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачёва; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2017. – 163 с.2. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков: от теории к практике : материалы региональной научно-практической конференции (Белгород, 25 октября 2018 года) / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». – Белгород, 2018. – 526 с.3. Кузнецова, О. С. Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации / О. С. Кузнецова // Молодой ученый, 2017. - № 23 (157). - С. 273-275.4. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова, Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика, А.А. Кацеро, Е.А. Рыбакина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. – 216 с.5. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС: методические рекомендации. – Выпуск 2. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019. – 16 с.6. Федина Л.В. Основы педагогического мастерства: психолого-педагогическое сопровождение начального образования : учеб. пособие для СПО / Л. В. Федина : Тюменский государственный университет. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 131 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!