это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4035945
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время возрастает интерес к изменениям, характерным для современной семьи, и воспитания детей в частности - многодетности семьи, значительному снижению стабильности семьи, ослаблению воспитательной роли отцов и другим явлениям и их обуславливающим эту область человеческой жизни. Сегодня проблема воспитания сознательного родительства приобретает особую актуальность. Особое значение в этом процессе имеет адекватность представлений о роли, обязанностях, ценностях и поведении родителей.Одним из основных критериев эффективного взаимодействия человека с окружающим миром и обществом является полнота многогранных связей и отношений, служащих гарантией безопасности в его жизни и деятельности. Эти связи заложены в человеке с рождения и сопровождают его на протяжении всей жизни, постоянно развиваясь и совершенствуясь.Наряду с этим, даже на ранних этапах внутриутробного онтогенеза у человека возникают определенные жизненные потребности, отсутствие возможности их удовлетворения, что отрицательно сказывается на состоянии и развитии организма, приводит к особенностям развития личности. При выявлении причин этих состояний ученые используют термин «депривация». В переводе с английского «депривация» означает утрату чего-либо или лишение.Материнская депривация возникает при неадекватной привязанности матери к ребенку, длительной разлуке, отсутствии материнского воспитания с младенчества или при потере матери в более позднем возрасте.Вопросами материнской депривации занимался ряд психологов и педагогов, в том числе И.В. Дубровина, З. Матейчик, Й. Лангмейер, А.А. Лиханов, Л.И. Солнцева, Р.П. Семенов и многие другие.Цель исследования заключается в изучении особенностей материнской депривации.Задачи исследования:1. Изучить понятие и сущность материнской депривации.2. Выделить психологические особенности матерей-отказниц.3. Выявить влияние материнской депривации на личность ребенка.1. Понятие и сущность материнской депривацииВ целом проблема депривации изучалась применительно к детям, которые воспитываются в школах-интернатах. Вопросы социализации ребенка в условиях материнской и социальной депривации - в детских домах, больницах, закрытых центрах, изучались видными отечественными учеными, такими, как Н.М. Щелованова, Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, Т.М. Землянухина, Ю.Ф. Полякова и др. Социальная депривация детей раннего возраста изучалась в трудах выдающихся отечественных и зарубежных психологов, таких как: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Ш. Бюлер, Б. Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э. Эриксон и др.Отставание в развитии таких детей, наблюдаемое по ряду показателей, в первую очередь было связано с обеднением эмоциональной среды из-за отсутствия общения с близким взрослым. Эта эмоциональная депривация рассматривается как негативный фактор в развитии детей. Однако это только один аспект изучения проблемы.Сегодня это явление рассматривается гораздо шире. В психологических исследованиях мы говорим не о физической депривации, а лишь о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей, прежде всего в недостатке любви, сенсорных раздражителей, социальных контактов, воспитания, т.е. о психической депривации [1].Термин «психическая депривация» охватывает целый ряд различных психических расстройств, которые в естественных жизненных ситуациях обычно связаны и возникают одновременно. Психическая депривация включает в себя:- эмоциональная депривация - отсутствие заботы, ласки, понимания и т.п.;- сенсорная депривация - недостаточность внешних раздражителей (зрительных, слуховых, тактильных), источником которых является мать на первом году жизни;- социальная депривация, в том числе безнадзорность, бродяжничество и др.;– материнская депривация, в основе которой лежит прежде всего механизм обеднения эмоциональной сферы, но важную роль играет и сенсорный компонент [1].Как правило, любой из видов депривации возможен к точному подтверждению только после проведения длительного включенного наблюдения. Любой из видов депривации достаточно сложно выделить сугубо раздельно в чистом виде, так как они могут переплетаться. С трудом ученым удается определить, каким образом, отдельные факторы депривации влияют на общий процесс развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, когда все формы депривации связаны или являются следствием депривации матери.Рассмотрим особенности «материнской депривации». Определение понятия «материнская депривация» (депривация материнской заботы, депривация семьи, депривация детско-родительских отношений) применяется в тех случаях, когда особенность депривационных расстройств заключается, прежде всего, в отсутствии эмоциональной, сенсорной связи между ребенком и матерью.Термин «материнская депривация» является обобщающим для целого ряда следующих факторов и явлений:- воспитание ребенка в детском доме или школе-интернате;- недостаточная забота матери о ребенке;- временное разлучение ребенка с матерью, связанное с болезнью или по любой другой причине;- отсутствие или утрата у ребенка любви и привязанности к конкретному человеку, который выступает для него матерью и т. д.Психологические исследования второй половины ХХ века, убедительно показали, что материнская депривация является фактором, влияющим на все дальнейшее развитие под влиянием человек.Неуверенность в себе матери или других значимых взрослых приводит к серьезным недостаткам в формировании образа Я ребенка (неуверенность в себе, заниженная самооценка, неустойчивость, растерянность, непоследовательность и неуверенность в себе) и приводит к постоянному переживанию глубоких эмоциональных потрясений, проявляющихся в дополнительных агрессивных наказаниях (обвинительных, враждебных по отношению к другим) или интропунитивных реакциях (самобвинение, чувство вины). Кроме того, возникает неудовлетворенная потребность в любви и одобрении, эмоциональная неустойчивость положения ребенка, что, по мнению некоторых исследователей, открывает «право на преступление» для закрепления предвзятого поведения как единственного способа самоутверждения [4].Мы говорим о частичной депривации, когда отношения матери и ребенка эмоционально нарушены. Американский исследователь Харлоу описывает это состояние термином «скрытое нарушение», а также проводит границу между нарушенным и неадекватным общением матери и ребенка. И. Лагмейер и З. Матейчек, разработавшие концептуальную систему теории дефицита, выделяют два основных типа дефицитного состояния: изоляцию и сепарацию. Примеры «волчьих детей» — крайняя изоляция. Под изоляцией понимается разрыв особых отношений между ребенком и матерью, в том числе состояние разлуки, отделения от семьи, воспитание в закрытых детских учреждениях [5].Таким образом, первоначально материнская депривация считалась тяжелым состоянием, которое нельзя обратить назад. Оно приводило к «эмоциональной депривации» личности и способствовало формированию определенной черты личности, характерной для усыновленного ребенка. Дети, лишенные материнской любви, определяются как «потенциальные преступники», которым свойственны повышенная жестокость и агрессивность, отсутствие социальных и моральных норм.2. Психологические особенности матерейПервые попытки психологического описания матерей, которые отказались от своего ребенка (40-50-е годы ХХ века) имели ярко выраженную социальную направленность. Основными причинами отказа от новорожденных были тяжелое экономическое положение в странах Европы, последствия мировых войн, переселения и др. Однако дальнейшие исследования позволили говорить о преимущественно психологической природе феномена отказа от детей.Психологический портрет таких матерей, причины и психологические механизмы явления отказа матери от новорожденного в последнее время подробно описаны В.И. Брутманом, А.А. Северным, Е.Н. Еникополовым, М.С. Радионовой, М.Г. Панкратовой и др. Авторы показывают, что среди матерей-отказников преобладают женщины с различными аномалиями личности, в том числе страдающие алкоголизмом и наркоманией. На учете у психиатра или нарколога состоят около 10% женщин [3].При внимательном наблюдении у большого числа отказывающих матерей обнаруживаются такие проявления психического инфантилизма, как неумение предвидеть очевидные жизненные события и просто планировать свою жизнь. Женщины избегают абортов, если они явно не хотят иметь детей, уязвимы для давления со стороны друзей и родственников и не имеют представления о социальном равновесии. Большинство отказников выросли в травмирующей среде, испытывая грубость и жестокость со стороны членов семьи.В центре отказа обычно находится тяжелый психологический конфликт, каждый из которых имеет свое содержание, но в конечном итоге заставляет подавить влечение к материнству. Обычно решение об отказе принимается задолго до рождения ребенка. Ребенок для незрелой матери выявляет ее собственные черты, неприемлемые для нее [3]. Отказ основан как на убеждении, что ребенок ставит под угрозу реализацию ее собственных планов, так и на уверенности женщины в том, что она сама представляет угрозу для жизни собственного ребенка (она не сможет позаботиться о себе сама) . Феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка связан с резким несоответствием реального и «идеального» ребенка, о котором мечтает мать во время беременности.В общем, причин отказа от ребенка много. Помимо психологического конфликта, основными мотивами могут быть также неблагоприятная семейная ситуация, неясная личная жизнь, тяжелые материальные и бытовые условия и др. Триггерами отказа могут быть психологическое давление родителей, унижающее достоинство отношение к роженице персонала родильных домов.В последнее время в качестве причины отказа часто обсуждают психотические расстройства, в том числе послеродовую депрессию. Послеродовая депрессия существенно влияет на эмоциональные отношения матери с ребенком. Женщины, страдающие послеродовой депрессией, мало играют и разговаривают со своими детьми [4]. Таких женщин больше заботит физическое, чем эмоциональное состояние ребенка. Но и физическая забота о ребенке утомляет и раздражает.У детей, рожденных от матерей с послеродовой депрессией, признаки эндогенного психического расстройства (циклотимии) обнаруживаются в 83% случаев на первом году жизни. Тревожная депрессия преобладает более чем в половине случаев, а адинамическая депрессия - в трети. Легкая депрессия регистрируется в 2 раза чаще, чем умеренно выраженная. Нарушения могут появиться в первые дни и недели после рождения, длиться 1-3 мес в легких случаях и до 4-7 мес в среднетяжелых. Характерно отсутствие тяжелой соматоневрологической патологии у детей. Признаки перинатальной энцефалопатии, выявляемые у 20% детей, обычно выражены умеренно.Нежелательная беременность часто заканчивается отказом от ребенка, что ведет к болезненному отторжению новорожденного. При течении нежелательной беременности более чем в 70% случаев выявляются признаки реактивных психических расстройств. В его структуре преобладает сниженное настроение от легкой депрессии с оттенком ангедонии до выраженного меланхолического аффекта с переживаниями отчаяния и суицидального настроения.Депрессивное настроение часто связано с психологическим напряжением, тревогой, раздражительностью, неудовлетворенностью. Собственные представления о вине встречаются редко, «вектор вины» обычно направлен вовне — на мужчину, семью, конкретного родителя, условия жизни. К этому добавляется искажение самооценки, изменение представлений о роли ребенка и социальной перспективы в жизни женщины, преувеличенное стремление к аборту. Нередко преувеличенная озабоченность собственным материальным положением, стойкий страх бедности при рождении ребенка, боязнь карьеры, немотивированный страх за здоровье и благополучие детей старшего возраста. В некоторых случаях беременность сопровождается боязнью раскрыть тайну родителям. Женщина – мать роженицы, демонстрирует образы личного унижения, изгнания из дома, болезни и смерти родителя в связи с нежеланным рождением внука. Настораживают и контрастные переживания с местами преступления убийства и смерти собственного ребенка. Витальный компонент нарушений выражен незначительно. Характерны редкость явлений токсикоза, нечувствительность к физическим изменениям, увеличение массы тела, повышение либидо в последнем триместре беременности [5].Поведенческим эквивалентом нарушений являются рискованные попытки самостоятельного прерывания беременности на поздних сроках, несмотря на явные угрозы здоровью и жизни, повышенная активность, в том числе половая, миграция, наркомания, стойкое нежелание обращаться к специалистам, попытка вызвать роды в общественных местах, на вокзалах, в туалетах и т.д. После родов такие матери категорически отказываются видеть новорожденных, трогать их и прикладывать к груди. Часто, несмотря на реальную возможность послеродовых осложнений, они убегают из родильных домов и вовремя не оформляют официальный отказ, понимая, что это станет препятствием для возможного усыновления ребенка.Особую группу женщин-отказниц составляют женщины, забеременевшие в результате сексуального насилия. Сохранение такой беременности сопровождается страхом ее раскрытия родителям, стремлением как можно дольше отсрочить факт ее обнаружения (одновременно чувством угрозы и боязнью унижения), феноменом «беременности», отрицание (неосведомленность о беременности, несмотря на ее явные признаки) [2]. Беременным жертвам сексуального насилия свойственны такие черты характера, как выраженное пассивное послушание и личностная незрелость. Это порождает панику и страх перед реальной угрозой и, как следствие, состояние беспомощности, что приводит к особой восприимчивости к возможному насилию.3. Влияние материнской депривации на личность ребенкаДети, страдающие от материнской депривации, могут испытывать:1. Особенности формирования высших психических функций. Многочисленные исследования показывают, что у детей, которые растут в интернатах в условиях материнской депривации, наблюдается задержка развития познавательных процессов. В целом интеллектуальный статус этих детей снижен от нормы, что как раз и связано с депривационной ситуацией. В частности, у них задержка перцептивного развития (детям трудно применять сенсорные эталоны и перцептивные действия). Есть трудности и в области мышления. У детей отмечается задержка общего сознания (как правило, дошкольники и младшие школьники не знают свой день рождения и год рождения, времена года и месяцы) [2].Отмечается отставание в развитии как наглядно-действенных, так и наглядно-образных элементов словесно-логического мышления. У детей, развивающихся в условиях материнской депривации, затруднена организация произвольного внимания (легко отвлекаются, с трудом концентрируют внимание на чем-либо, легко утомляются, что связано с генерализованной психоастенией, а у некоторых детей может сопровождаться и органической патологией). В области памяти для большинства детей характерно нарушение опосредованной памяти, что свидетельствует об общей умственной отсталости.2. Депрессивные состояния, особенно анаклитическая депрессия. Анаклитическая депрессия возникает в связи с отделением ребенка от матери. Состояние характеризуется прогрессирующей потерей интереса к внешнему миру, анорексией, потерей веса и замедлением темпов развития.Клиническая картина также характеризуется мимикой ребенка, вялой реакцией на шумовые раздражители, заторможенностью движений и нарушением сна. Возвращение к матери в течение 3 месяцев приведет к полному выздоровлению ребенка. Разлучение младенца с матерью более 3 месяца приводит к фиксации описанных симптомов.Исследования последних лет показали, что инфантильная депрессия — явление разнообразное по степени тяжести и своим проявлениям (Д.Н. Исаев и В.Н. Попов). Авторы выделяют три основных варианта депрессивных расстройств у детей раннего возраста, связанных с фактором полной материнской депривации.В первом случае депрессия выражается в относительно неглубоком снижении настроения, грусти, мимике (серьезное выражение лица, отсутствие улыбки), плаксивости. Характерно наличие нарушений сна (трудное засыпание, беспокойство во время сна, частые пробуждения) и питания (частая отрыжка, потеря чувства насыщения при приеме пищи, отсутствие прибавки массы тела) [2].Второй вариант депрессии характеризуется психосоматическими расстройствами (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.), которые отодвигают на задний план собственно депрессивные симптомы. Состояние может осложняться сопутствующими заболеваниями органов дыхания, похуданием, регрессом психомоторного развития. Третий вариант депрессии характеризуется исчезновением соматического заболевания и нарастанием регрессивной симптоматики – дети кажутся малоподвижными, равнодушными, беспомощными, отдаленными, отсталыми в развитии, могут проявляться аутоагрессивные тенденции.3. Страхи. Дети, выросшие в условиях полной материнской депривации, имеют повышенную склонность к развитию тревоги, и эти детские тревоги имеют некоторое сходство с тревогами детей с детским аутизмом. Наиболее распространенные из них связаны с повышенной чувствительностью к новому, изменчивостью окружающей среды, появлением новых людей, необычных игрушек, предъявлением новых раздражителей - тактильных, голосовых, зрительных.4. Проблемы эмоционально-волевого развития. Наибольшие трудности и отклонения от нормального формирования личности детей, воспитанных в условиях материнской депривации, отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизации, целеустремленности, недостаточное развитие самостоятельность, недостаточная самооценка, неумение устанавливать нормальные отношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия склонности к сотрудничеству [2].Повреждения этого типа чаще всего проявляются повышенной тревожностью, эмоциональной напряженностью, умственным истощением, эмоциональным напряжением, повышенной чувствительностью к разного рода препятствиям, нежеланием преодолевать трудности, снижением потребности действовать и добиваться успеха, повышенной агрессивностью, недоверчивостью, вспыльчивостью, несдержанностью, эмоциональная холодность, забота о себе (нарушение эмоциональных контактов с окружающими, повышение пассивности, подавленность и др.).5. Проблемы с общением. Ребенок, растущий в условиях дефицита (отсутствия) материнской любви, как правило, не овладевает навыками продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервны и поспешны: он одновременно ждет и отвергает внимание, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Так как ребенок нуждается в любви и внимании, он не умеет вести себя так, чтобы общаться согласно этой потребности.6. Проблемы нравственного развития личности. Нравственное развитие является одной из основных проблем полноценного личностного развития детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации.Проблемы нравственного развития начинаются в начальной школе и чаще всего выражаются в безответственности, притеснении и оскорблении более слабого, в снижении эмпатии, сочувствия, сопереживания и вообще в непонимании или неприятии нравственных норм, правил и ограничений. Нравственное развитие детей, хотя и является важнейшей составляющей положительного развития личности, во многом зависит от нарушений общего интеллектуального и эмоционально-произвольного развития личности и является результатом нарушений [2].Таким образом, проанализировав результаты психолого-педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, отметим, что большинство детей, выросших в условиях дефицита (отсутствия) материнской любви, сталкиваются со значительными трудностями в формировании гармонично развитой личности.Прогноз компенсации негативных сторон детской личности зависит от времени, проведенного ребенком в депривации. Дети, которые находились в неблагоприятном положении в течение первых трех лет или более, демонстрируют социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как провели несколько лет в стабильной домашней среде. У них также есть значительные трудности в установлении связи с приемными родителями.
Заключение
Материнская депривация — отделение от матери или отсутствие взаимодействия с ней — приводит к тому, что ребенок испытывает недостаток эмоциональной теплоты и оказывается в сенсорно истощенной среде, не получая удовольствия от ласки, укачивания, разговора, просто прикосновенияМатеринская депривация может быть вызвана разными причинами: родители могут быть слишком заняты работой, озабоченностью своими проблемами, отсутствием искреннего интереса к ребенку, его проблемам и переживаниям, непониманием своей родительской роли, когда мама считает, что специалисты - воспитатели могут лучше развивать ребенка.Изоляция ребенка от матери обычно приводит к тяжелым последствиям в интеллектуальном развитии и функциях личности, которые не поддаются коррекции. Недостатки воспитания, связанные с недостатком материнского тепла и любви, заключаются в том, что ребенок дезориентирован в духовных ценностях, в том числе в ценностях собственного «Я».Таким образом, наличие материнской депривации у детей является источником многочисленных проблем, среди которых не последнее место занимают коммуникативные трудности. Обобщенный портрет личности, сформировавшейся у ребенка с рождения и находившегося в условиях материнской депривации, можно представить следующим образом: умственная отсталость, неспособность к формированию содержательных отношений с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, эгоцентричные сомнения.
Список литературы
1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М. : Академический Проект, 2006. – 232 с.2. Николаева И.А., Овчарова Р.В. Основные направления исследований родительской толерантности // Вестник Курганского гос. университета. – 2018. – № 1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-issledovaniy-roditelskoy-tolerantnosti3. Петрановская Л.В., Чеботарева Е.Ю. Родительский стресс российских матерей и его связь со стилем привязанности // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сб. материалов конференции (тезисов) / ред. Т. А Басилова и др. – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – Т. 2. – С. 306–310.4. Прохорова А.А., Филиппова Е.В. Зарубежные исследования сверхвключенного типа родительства («overparenting») // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сб. материалов конференции (тезисов) / ред. Т. А. Басилова и др. – М. : Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – Т. 2. – С. 319–321.5. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии // Антология Российской психотерапии и психологии. Сетевое научно-практическое издание. Материалы итогового международного конгресса «Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи и общества». Москва, 12–15 окт. 2017 г. – Москва, 2017. –С. 154-159. URL: https://oppl.ru/up/files/vypuski-antologii/2017-vip3.pdf
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!