это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4047894
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Известно, что люди отличаются друг от друга своим характером, темпераментом. Это привело ученых к созданию учения о типах высшей нервной деятельности и темпераментах людей. Ещё в древней Греции Гиппократ разделил людей на 4 типа: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. Однако только исследования И.П. Павлова и его последователей позволили выявить физиологическую сущность этих различий. Тип нервной системы - качество врождённое, однако условия жизни, воспитание могут многое изменить в характере нервных реакций и не только изменить, но и оказаться решающим фактором [1].Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, которые представляют наибольший интерес для воспитателя, педагога, школьного психолога: от рождения до морфофункционального и психосоциального созревания. В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на ребенка разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.Объект исследования: типы высшей нервной деятельности (ВНД);Предмет исследования: влияние типов ВНД на темперамент и характер детей;Целью данной работы является: Описание типов высшей нервной деятельности согласно их разделению, предложенному И.П. Павловым, связь типов ВНД с темпераментом и характером детей;Гипотезой данного исследования является предположение о влиянии типов ВНД на темперамент и характер детей; Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:1.Рассмотреть общие сведенья о ВНД;2.Рассмотреть типы ВНД;3.Изучить общие сведения о темпераменте;4.Изучить типы темперамента;5.Рассмотреть взаимосвязь темперамента, характера и нервной системы у детей.Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования;Практическое значение работы: Изучение и рассмотрение типов ВНД, его особенностей может помочь в познании детей как личности, в понимании поведения, в построении взаимоотношений между детьми, в обществе, в образовательных учреждениях, в избегании различных конфликтных ситуаций.1. Типы высшей нервной деятельности1.1. Общие сведения о высшей нервной деятельностиПо определению И.П. Павлова, высшая нервная деятельность - сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды [1].В настоящее время ВНД определяют как «деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающую наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде» [1]. Иначе говоря, ВНД - это «совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях» [3].Полное раскрытие особенностей высшей нервной деятельности человека, механизмов деятельности его мозга принадлежит будущему.ВНД осуществляется за счёт доминирующего влияния коры головного мозга на все филогенетически более древние нервные структуры, то есть кора головного мозга является высшим координационным центром. Основным процессами, происходящими в нервной системе, являются процессы возбуждения и торможения. В зависимости от силы и преобладания процессов возбуждения и торможения, от их динамичного чередования осуществляются те или иные реакции организма. Функциональной единицей ВНД Павлов считал условный рефлекс [3].И.П. Павловым и его школой были разработаны объективные методы изучения механизмов психических процессов. Павлов был первым, кто обратил внимание на то, что экспериментальное животное может вырабатывать реакцию на сигнал, предшествующий тому или иному раздражителю, и давать на него ответ, который давало бы непосредственно на раздражитель. Именно эту реакцию на сигнал, предшествующий безусловному раздражителю, Павлов назвал условным рефлексом и увидел в нём высшую форму рефлекторной деятельности, лежащую в основе сложного приспособительного поведения [2].Большой вклад в изучение ВНД внёс также советский физиолог П.К. Анохин, показавший, что главным условием формирования целенаправленного поведения является возможность достижения биологически важного результата действия. Проблемами высшей нервной деятельности занимались также А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, Г.Г. Шпет, И. Мюллер, Ч. Белл, Г. Гельмгольц, К. Людвиг, Э. Дюбуа-Реймон и другие [4].1.2 Основы типологических особенностей высшей нервной деятельностиПредставление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в Павловском учении о высшей нервной деятельности. Соотношение силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов определяет типологию высшей нервной деятельности индивида.Систематизация типов высшей нервной деятельности основана на оценке этих трех основных особенностей процессов возбуждения и торможения [8]:Сила;Под силой понимается работоспособность клеток коры больших полушарий. При оценке силы раздражительного процесса (возбудимости) применяют такие мероприятия, которые направлены на повышение возбудимости клеток коры головного мозга. При этом оценивается, какую степень возбудимости может выдержать нервная система, не впадая в запредельное торможение [8];Уравновешенность; Уравновешенность нервных процессов - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением и определяющее сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для определения уравновешенности нервных процессов сравниваются силы процессов возбуждения и торможения [8];Подвижность;Подвижность процессов возбуждения и торможения выражается в том, как быстро в клетках коры мозга процесс возбуждения сменяется процессом торможения и наоборот. Подвижность нервных процессов можно определить быстрой заменой дифференцировочного (тормозного) раздражителя [8].Типы ВНД выступают как результат унаследованных и приобретенных индивидуальных качеств нервной системы. Тип проявляется в особенностях функционирования физиологических систем организма и прежде всего самой нервной системы, ее высших «этажей», обеспечивающих высшую нервную деятельность.Типы ВНД формируются на основе, как генотипа, так и фенотипа. Генотип формируется в процессе эволюции под влиянием естественного отбора, обеспечивая развитие наиболее приспособленных к окружающей среде индивидов. Под влиянием реально действующих на протяжении индивидуальной жизни условий внешней среды генотип формирует фенотип организма.1.3 Типы ВНД по ПавловуСильный уравновешенный подвижный [7] - имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций (рис.1.3). Сильный уравновешенный инертный [7] - с сильными процессами возбуждения и торможения, с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой (рис.1.3).Сильный неуравновешенный [7] - характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях, легко подвержен нарушениям ВНД и способен тренировать и улучшать недостаточное торможение (рис.1.3).Слабый [7] - характеризуется слабостью обоих нервных процессов - возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам (рис.1.3).Рисунок 1.3 - Типы ВНД по И.П.ПавловуСовременные представления о типах высшей нервной деятельности в значительной степени могут отождествляться с четырьмя типами темперамента (холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический), выделенными еще древнегреческим врачом Гиппократом (IV в. до нашей эры).Сложная комбинация передаваемых по наследству особенностей в сочетании с большим разнообразием индивидуально приобретенного поведения (в тесной связи с расовыми, национальными, климатическими, социально-культурными условиями жизни современного человека) позволяет лишь в самых общих чертах идентифицировать определенный тип высшей нервной деятельности.В условно-рефлекторной деятельности сила процесса возбуждения определяется скоростью и прочностью выработки условных рефлексов, сила процесса торможения находит отражение в скорости и прочности выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения. Лабильность, подвижность нервных процессов оцениваются в показателях прочности переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозной и наоборот).Необходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде либо вообще не встречаются, либо встречаются крайне редко.2. Темперамент2.1 Общее понятие о темпераментеТемперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках [5].Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент [5].1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.2.Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).3.Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия [6]: Сангвинический темперамент; Флегматический темперамент; Холерический темперамент;Меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту [6].И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.2.2 Типы темпераментаИ.П. Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. На темпераменте сказываются не только свойства нервной системы, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента.Под темпераментом понимают характеристику индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.Рисунок 2.2 - Типы темперамента и особенности их поведенияВыделяют 4 типа темперамента (рис.2.2):1) Холерический темперамент (рис.2.2). Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. В это время они готовы преодолеть и действительно преодолевают трудности и препятствия на пути к цели. Но когда истощились силы, упала вера в свои возможности, наступает подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности [9].2) Сангвинический темперамент (рис.2.2). Представителя этого типа темперамента И. П. Павлов характеризует как горячего, очень продуктивного деятеля, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того, что он быстро может освободиться от гнетущего настроения, если оно возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если обстоятельства достаточно возбуждают его и увлекают к тому или другому делу.Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше всего подходит ему [9].3) Флегматический темперамент (рис.2.2). По характеристике Павлова, флегматик - спокойный, уравновешенный, всегда ровный; настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам. Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения).Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т. п. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Однако это качество - инертность - имеет и положительное значение: оно обеспечивает неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности [9].4) Меланхолический темперамент (рис.2.2). Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение), приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Это рассматривалось психологами как способность меланхолика к сильному переживанию.В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности [9].К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека [8].Связав классификацию типов ВНД и типов темпераментов, можно увидеть явную связь между ними, которую можно легко выразить схемой, представленной на рисунке 2.2.1Рисунок 2.2.1 - Взаимосвязь темперамента и типов ВНДНеобходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде либо вообще не встречаются, либо встречаются крайне редко. И.П.Павлов разработал типологию людей по соотношению функций коры и подкорки: мыслительный, художественный, смешанный [8]. Мыслительный тип (функционально преобладает кора, которая отвечает за вторую сигнальную систему - речь) - отвлечен от бытовых условий, оперирует с символами, имеет развитое абстрактное и логическое мышление, умеет прогнозировать. Художественный тип (функционально преобладает подкорка, которая отвечает за эмоции, чувственное восприятие) - образный тип мышления, чувства для них главное, низкий порог восприятия, чувственное мировосприятие. Смешанный тип - функции коры и подкорки уравновешены, черты смешанные. Ученики Павлова добавили в типологию гениальный тип - в нем все функционирует гениально: и кора, и подкорка.Большинство людей относятся к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.3. Связь типов ВНД с темпераментом и характером детейОсновной отличительной чертой высшей нервной деятельности у детей является факт динамического развития и пластичности самой ее системы.Несмотря на то, что высшая нервная деятельность ребенка крайне схожа с высшей нервной деятельностью и ее типами, у взрослого человека, нельзя забывать о том, что в отличие от взрослого человека психика ребенка не сформирована до конца и свойства ВНД, формирующие впоследствии ее типы, крайне зависимы от возрастных особенностей ребенка. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа их высшей нервной деятельности. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом, иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей высшей нервной деятельности с ее типологическими свойствами.Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.Академик Н.И. Красногорский конкретизировал Павловское учение о типах высшей нервной деятельности применительно к детскому возрасту.Учение о высшей нервной деятельности у детей было начато Н.И. Красногорским, он выделил 2 типа высшей нервной деятельности [7]:1) перевозбудимый;2) инертноподобный.В дальнейшем А.Г. Иванов - Смоленский выделил 4 типа высшей нервной деятельности - возбудимый, тормозной, инертный, лабильный [7].Н.И. Красногорский в 1954г. обобщил и предложил классифицировать типологические особенности высшей нервной деятельности детей по свойствам [7]:1) взаимодействие коры и подкорки;2) взаимодействие I и II сигнальных систем;3) свойства нервных процессов.Рисунок 3 - Типы ВНД детей по Н.И.КрасногорскомуКлассификация типов ВНД детей по Н.И.Красногорскому [9]:1) Дети - сангвиники. Сильный уравновешенный, оптимально возбудимый быстрый тип (рис.3). Характеризуется быстрым образованием безусловных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. У таких детей одинаково хорошо выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Они способны контролировать свои эмоции и подчинять их требованиям соответствующей обстановки. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок [9]. Их безусловно-рефлекторная деятельность регулируется функционально сильной корой. Речь у сангвиников хорошо развита, громкая, быстрая, правильно построенная, богатая. Дети хорошо приспосабливаются к школьной обстановке, успешно справляются со школьными нагрузками, эмоциональны в своем поведении. Типичные черты детей-сангвиников: жизнерадостность, оптимизм, вера в свои силы и возможности, критическое отношение к недостаткам окружающих и своим. Однако нередко такие дети переоценивают свои физические и интеллектуальные возможности.2) Дети - флегматики (рис 3). Сильный, уравновешенный, медленный тип. Условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями.Они быстро обучаются речи, активны и стойки при выполнении сложных заданий. Рассудочная деятельность явно преобладает над эмоциональной сферой. Они хорошо контролируют, а при необходимости и подавляют свои эмоции и желания, без осложнений адаптируются к условиям школьной жизни. Флегматики ведут себя ровно, спокойно, речь у них неторопливая, размеренная, обычно не сопровождается жестикуляцией [9]. В коллективе эти ребята дисциплинированны, сдержанны по отношению к собственным недостаткам и недостаткам окружающих, спокойно реагируют на порицание или одобрение их поступков, избегают конфликтов, склонны к уединению. Чтобы развеселить или напугать флегматика, нужны очень сильные раздражители и их достаточно длительное воздействие.3) Дети - холерики (рис.3). Сильный неуравновешенный, повышено возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой порой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки не устойчивы.Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями. Дети с таким темпераментом отличаются выраженной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроений. Они слабо сдерживают свои желания и эмоции, действия их нередко характеризуются вспышками возбуждения, иногда агрессивностью.К школьной жизни холерики не всегда приспосабливаются сразу, так как склонны к конфликтам с окружающими, проявляют несдержанность на уроках, вспыльчивость, запальчивость в ответ на замечания педагога. Такие дети, в своем поведении больше руководствуются чувствами, желаниями и меньше - разумом. Они расположены к занятиям музыкой, живо реагируют на поэзию, изобразительное искусство [9].У детей с холерическим темпераментом обострены вегетативные реакции, при любом эмоциональном возбуждении они легко бледнеют или краснеют. От рождения у них слабо развиты тормозные процессы в коре головного мозга, поэтому им трудно преодолеть жизненные преграды. Если у такого ребенка желания не совпадают с возможностями их осуществления, в его поведении появляются негативизм, нервозность.К холерическому типу (крайнему по своей выраженности) Н.И. Красногорский относил так называемых трудновоспитуемых детей, в поведении которых постоянно проявляются недисциплинированность, необузданность, стремление вступать в конфликты со взрослыми и сверстниками, упрощенность мышления. Воспитание их требует сугубо индивидуального подхода и является делом нелегким. Однако большинство детей холерического темперамента очень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся на верной педагогической основе, с учетом особенностей темперамента.4) Дети - меланхолики (рис 3). Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легко тормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. У меланхоличных детей ослаблены корковые и подкорковые функции нервной системы, наблюдается малая подвижность нервных процессов. Иначе говоря, у них легко истощаются мыслительные возможности и эмоциональная сфера.Дети быстро утомляются, не способны переносить ни длительные, ни одномоментные значительные психические, эмоциональные и физические нагрузки. Они обидчивы, плаксивы, самолюбивы, впечатлительны, очень чувствительны к наказаниям и поощрениям. Гнев и радость проявляются менее ярко. Создается впечатление, что ребенок вечно напуган. Улыбку окружающих он встречает недоверчиво и долго решает, нужно ли ему улыбнуться или рассердиться на такую фривольность [9].К школьной обстановке дети-меланхолики приспосабливаются с трудом, многие из них неохотно посещают школу. При неправильном воспитании у них легко могут развиваться невротические состояния или заболевания. Именно у таких детей можно наблюдать неадекватные реакции на положительные воздействия: новая игрушка может вызвать сначала негативное отношение (плачь, не желание ею играть) и лишь позднее - нормальную положительную реакцию.Четыре основных типа высшей нервной деятельности ребенка являются основой будущего характера.Характер - это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках. Поступки маленьких детей случайны, зависят от обстоятельств и еще не передают свойств характера [8].Как мы уже отмечали, с возрастом формируется характер ребенка, что определяет его поведение. Тип высшей нервной деятельности и характер взаимно влияют друг на друга, поэтому одни черты характера складываются быстро (например, общительность у сангвиников), другие медленно (например, та же общительность у меланхоликов) и т.д.Иногда родители воспитывают своих детей одинаково, сколько бы их ни было. А потом удивляются тому, что они выросли совершенно разными. Именно в этом и заключается ошибка родителей, когда трех детей с различными типами нервной деятельности воспитывают одинаково.Здесь отсутствует самое главное - индивидуальный подход, без которого невозможно раскрыть лучшие стороны натуры ребенка и на этой основе формировать положительные качества личности.Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом так же определяются индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.И.П. Палов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.
Заключение
Благодаря всему вышеописанному можно сделать вывод, что И.П. Павлов в своих работах о высшей нервной деятельности человека и классификации ее типов сделал серьезный шаг вперед в области физиологии, сопоставив темперамент и особенности нервной системы человека, выделив свойства высшей нервной деятельности, дав всему этому имена. Он позволил углубиться в изучение процессов физиологии мозга и нервной системы.Еще мы рассмотрели разнообразные типы ВНД, конкретно были взяты во внимание труды Гиппократа и Н.И. Павлова, так как данные типы господствуют в наше время. В ходе работы была выявлена прочная связь между этими двумя классификациями.Так же мы рассмотрели отличительные черты ВНД ребенка, выявив при этом основной проблемой при классификации ее типов у детей, является гибкость и неустойчивость нервной системы в силу возрастных особенностей. Однако, несмотря на это H.И. Красногорский, опираясь на рефлекторные, речевые и общепсихические реакции ребенка, согласно его возрасту, смог дать полную классификацию типов ВНД ребенка, внешне, как уже и говорилось, схожую, с классификацией Павлова. Далее были описаны связи между типами ВНД ребенка, его характером и темпераментом.
Список использованной литературы
Айзман Р.И, Абаскалова Н.П, Шуленина Н.С.Учебное пособие Издательство: НИЦ ИНФРА-М 2018. 432 с.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: Учебник для вузов. 2-е изд. испр. и доп. СПб.: Лань, 2002. 416 с.Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/д, издательство Феникс, 2005. - 478 с.Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности. Учебник для психологов и педагогов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.Филатова О.В. Возрастная физиология и психология. Учебное пособие, Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2010. - 222 с.Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. Академия, 2003. - 464 с.Интернет - ресурсы7) Классификация типов высшей нервной деятельности. Режим доступа: https://ur-consul.ru/Bibli/Psikhologiya-lichnosti-konspyekt-lyektsiyi.7.html8) Свойства нервной системы. Режим доступа: http://www.medintime.ru/medtime-688.html9)Типы темперамента. Режим доступа: http://indbooks.in/mirror1.ru/?p=306027
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!