это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4068826
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
ВЛИЯНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ НА РУССКОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРУ.
Введение.
988 г. является важной вехой в истории России. Именно в этот год произошло крещение Руси – событие, значимое как с политической, так и с культурной точки зрения. Владимир Святославович изменил не только веру, он изменил вектор развития русской цивилизации на многие столетия вперед. Однако до сих пор среди историков и публицистов ведутся споры о том, положительное или отрицательное значение для Руси имело принятие христианства. И хотя большинство специалистов сходятся на том, что переход от язычества к христианству носил прогрессивный характер, некоторые публицисты с этим не согласны. Масла в огонь подливают и постепенно усиливающие свое влияние неозычники, апологеты которой крайне негативно высказываются в адрес христианской религии и православной церкви.
Цель данной работы заключается в исследовании периода истории Руси конца X – начала XIII вв. для того, чтобы показать, как изменилось общество и культура под влиянием христианства.
Долгое время Древняя Русь представляла собой конгломерат племенных союзов, обладающих своим жизненным укладом, локальными верованиями, вождями и князьями. Призвание Рюрика несколько изменило привычную картину. Киевский князь стал своего рода гегемоном, который, тем не менее, не был единовластным правителем.
Власть киевского князя, в первую очередь, держась на страхе. Обладая хорошо подготовленной военной дружиной, князь мог использовать ее для подавления недовольства и восстания среди податного племенного населения. Не случайно «Повесть временных лет» сообщает нам, что каждому новому князю, от Олега до Владимира, приходилось заново покорять всех этих вятичей, кривичей и древ лян.
Попытка князя Владимира Красное Солнышко укрепить единство на основе язычества (создание языческого пантеона в Киеве) не увенчалась успехом, ибо в сознании людей того времени устройство небесного пантеона являлось образцом для устройства земного управления. Перун, бог грома и молнии, покровитель киевского князя, был первым среди равных. Соответственно, и киевский князь в сознании людей не воспринимался как единоправный правитель. И вот здесь на помощь киевскому князю пришло христианство.
Христианская модель представляет собой монотеистическую религию, стоящую на позиции «одно государство, один князь, один Бог». Соответственно, принятие христианства полностью меняло отношение к власти. Отныне на Руси мог быть только один государь, избранный Богом и людьми.
Другой стороной принятия христианства стала унификация религиозных верований. Если раньше люди разных племен чтили разных богов, то все поклонялись единому богу, совершали одинаковые обряды, отмечали общие праздники. Таким образом, с принятием христианства происходит и укрепление территориального единства.
Как известно, славяне были язычниками, для которого характерны весьма суровые нравы. Согласно письменным источникам, наши предки не чурались жертвоприношений. Как сообщают летописи, в жертву приносились не только животные, но и люди. В «Повести временных лет» есть несколько упоминаний о человеческих жертвоприношениях: про жителей Киева сказано, что они приводили к изображениям богов, поставленных на холме, «сыны своя и дочери и жряху (приносили в жертву) бесом»; после успешного похода князя Владимира на ятвягов в Киеве было решено по старому обычаю принести богам человеческую жертву, наметив ее по жребию.[1] Поскольку христианская этика учит золотому правила «не убий», после принятия новой веры человеческие жертвы были прекращены.
Для славян была характерна кровная месть. Показательным случаем здесь являются действия княгини Ольги. Узнав об убийстве своего мужа, князя Игоря, древлянами, Ольга жестоко отомстила племенному союзу. [2] После принятия христианства кровная месть, как и человеческие жертвоприношения, была отменена. Вместо этого вводилась вира (штраф), которая выплачивалась в качестве компенсации родственникам убитого человека.
Кр оме того, у славян-язычников было распространено многожёнство. Летописи сообщают, что сам князь Владимир имел на момент принятия христианства, как минимум, две жены и множество наложниц. Христианская церковь признаёт только моногамную семью, поэтому все жители Руси, от князя до простых смердов, вынуждены были отказаться от многожёнства и перейти к более привычным для нас формам семейного общежития.
Таким образом, мы видим, что принятие христианства способствовало смягчению царивших на Руси нравов.
2.1. Влияние крещения на культуру Руси. Распространение грамотности, «учения книжного».
Принятие христианства оказало на Русь не только социальное, но и культурное взаимодействие. Так, после принятия христианства появилась письменность, стала распространяться грамотность. Множество книг было переведено на славянский язык. Среди элиты грамотность считалась необходимой нормой. Известно, что князь Ярослав Мудрый владел несколькими иностранными языками, равно как и его дети. Его дочь Анна Ярославна, став королевой Франции, свободно владела французским языком, причем, не только устной, но и письменной речью. Она всегда сама расписывалась в документах, тогда как ее муж, французский король Генрих I, вместо подписи ставил крестик.[3]
Найденные в Новгороде берестяные грамоты свидетельствуют о распространении грамотности не только среди элиты, но и среди простых людей. Можно увидеть различные тексты, от долговых записок до любовных посланий.
В XI веке на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Самой древней русской книгой, дошедшей до нас, стало написанное в XI веке «Слово о Законе и Благодати», автором которой был Иларион, первый митрополит русского происхождения. Книги создавались и переписывались в монастырях, ставших культурными центрами русской земли.
2.2. Начало каменного зодчества
С приходом христианства строительство из дерева стало тесниться постройками из камня и других строительных материалов. Начиная с X в. древнерусские зодчие возводили каменные стены храмов и кремлей.
Характерной чертой древнерусского каменного зодчества являлось умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озёр, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников, как Христос является маяком для заблудших грешников. В данном случае прекрасным примером является церковь Покрова на Нерли, недалеко от Владимира. Расположенная на берегу реки, не имеющая никаких строений вокруг, церковь возвышается подобно прекрасному белоснежному памятнику.
Очень рано сложились на Руси определенные архитектурные школы: новгородская, киевская, псковская, владимирская и другие. Особенностью, например, псковской и новгородской школы было то, что крупные здания строили там не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире широко применяли тесанный известняк. Редчайшим памятником владимирского каменного зодчества являются Золотые ворота во Владимире, сохранившиеся до наших дней.
Древнерусское каменное зодчество навсегда вошло в сокровищницу мировой архитектуры.
2.3. Появление иконописи, фресковой живописи, искусства мозаики
С принятием христианства на Руси возникли совершенно новые, не существовавшие до тех пор на русской земле виды искусства: иконопись, фресковая живопись, искусство мозаики.
2.3.1. Появление иконописи
Икона пришла к нам из Византии, и первое время именно византийские мастера трудились над русскими иконами и росписями храмов. Однако позже иконопись на Руси стала развиваться самостоятельно и уже перестала быть ответвлением Византийского искусства.
В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.
Художники — иконописцы использовали в своих сюжетах разнообразные символы, приемы, с помощью которых они передавали в иконах идею, мечты и чаяния, как свои, так и русского народа. Эти символы были понятны народу, оттого иконы были им так близки и дороги.
Относились к иконам с большим благоговением: их не продавали, а старые, «облинявшие» иконы нельзя было просто выбросить или сжечь — их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили при пожаре из дома и за большие деньги выкупали из плена. Иконы были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце или дворянской усадьбе.[4]
2.3.2. Фресковая живопись
Вместе с христианством на Русь пришел и такой вид искусства, как фресковая живопись (роспись водяными красками по сырой штукатурке).
Фресковая живопись на Руси не существовала до прихода христианства и была полностью заимствована из византийской культуры. Изначально штукатурка (левкас) нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому.
Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.
Храмы Древней Руси невозможно представить без фресок. Они являются неотъемлемой частью живописно-архитектурного ансамбля, образуя в совокупности то, что мы называем «русским православным храмом».
2.3.3 Мозаичная живопись
Искусство стеклоделия было известно многим славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко распространен не только в Киеве, но и в Рязанском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, а по некоторым данным, и в Смоленском, а также в Полоцком.
Начиная как минимум с IV в., именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских архитектурных сооружений в X – XII вв. Подобный декор на Руси в этот период достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских сооружений. Доказательством тому служат обнаруженные при раскопках в Киеве (вблизи от Десятинной церкви) прямоугольные фрагменты каменных зданий – «гридниц» (X – XI вв.), служивших местом собраний княжеской дружины. Судя по частично сохранившимся фрескам и мозаикам, эти дворцовые сооружения имели очень богатую отделку. Однако гораздо больше известно примеров смальтового оформления интерьеров в древнерусском храмовом зодчестве.
В самом первом на Руси христианском соборе, построенным, по некоторым данным, князем крестителем Владимиром – Софии Киевской – сохранилось несколько мозаичных панно.
• Богородица Оранта или «Нерушимая стена». Эта огромная мозаика расположена над главным алтарем и встречает каждого, входящего в храм.
• Господь Вседержитель. Доминирующее панно интерьера, украшающее главный купол. По краям древними мастерами были выложены изображения четырех архангелов, из которых до наших дней сохранился только один.
• Фрагментарно сохранившиеся фигуры апостолов на барабане купола.
• Изображение евангелиста Марка в парусах.
• Мозаика «Причастие» на фризе под Орантой. Еще ниже идет пояс из мозаичных изображений отцов церкви и святых.
• Несколько медальонов с поясным портретом Христа и святых в подпружинных арках.
• Фрагменты мозаичных орнаментальных украшений в разных частях храма.
Панно и декоры Софии Киевской были выложены русскими мастерами с использованием цветной смальты более 150 оттенков. В качестве основы для выполнения мозаик при этом был взят декор главного христианского храма Византии – Софии Константинопольской.[5]
Еще одним примером мозаичного оформления древнерусских храмов может служить отделка собора св. Софии Новгородской, построенного несколько позднее Софии Киевской. Декор этого храма не отличается таким богатством красок, однако также заслуживает внимания. Мастерам удалось использовать всего несколько разных оттенков, но отделка ни в коем случае не выглядит монохромной и неброской. Мозаичными плитами в этом храме украшены «горнее место» (место владыки), нижняя часть алтарной аспиды, а также седалище (места для духовенства). Необыкновенно впечатляют наборные мозаичные полы, а также орнаменты стен, доминирующим мотивом которых является крест.
Дошедшие до наших дней мозаики храмов и гражданских сооружений выполнены с огромным мастерством и представляют собой доказательство бесспорного таланта древних русских художников, а также высокого уровня развития производств по изготовлению цветной смальты.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что принятие христианства сыграло важнейшую роль в истории Руси. Крещение Руси способствовало укреплению власти киевского князя и укреплению единства Древнерусского государства.
Под влиянием христианства в лучшую сторону изменились нравы на Руси. Исчезла кровная месть. Появился письменный закон «Русская правда». Произошел переход от полигамной семьи к моногамной. В целом, христианская религия, проповедующая любовь к ближнему, способствовала смягчению нравов в обществе.
Огромное влияние христианство оказало на древнерусскую культуру и искусство. Появились не существовавшие до тех пор на Руси виды искусства: каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись, мозаика. Причем, это было не просто копирование с византийских источников, но во всех видах искусства появился свой уникальный русский стиль, непохожий на все остальные.
Также нельзя не отметить, что с приходом христианства, на Руси появилась письменность. Грамотность распространилась в самых широких слоях населения.
Изучение тех далеких событий сохраняет значение и в наши дни. Крещение Руси стало судьбоносной вехой в истории нашей русской цивилизации. В нашей истории было несколько таких поворотных моментов. К ним можно отнести монгольское нашествие и последующий золотоордынский период, реформы Петра Великого, Октябрьскую революцию 1917 г., Великую Отечественную войну. Но, пожалуй, первым таким событием, задавшим вектор развития на многие столетия, стало именно Крещение Руси.
Список использованной литературы
[1] Токарев С.А., Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986, с. 215
[2] Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц, подг. текста, перев., статьи и коммент. Д. С. Лихачева. — СПб.: Наука, 1996. — С. 27—29, 163—165.
[3] Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. — С. 14.
[4] Древнерусская иконопись [Электронный ресурс]. URL: https://cvetamira.ru/drevnerusskaya-ikonopis#:~:text=%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8.,%D0%B1%D1%8B%20%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%8F%D1%82%20%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD.
[5] Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973. – С. 27-32.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!