это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4078284
Ознакомительный фрагмент работы:
2.Проблема: действительно ли, чтобы помочь другому человеку и сделать
его счастливым, не обязательно быть сильным и богатым, – достаточно быть
добрым? Как аналитическое чтение литературного произведения помогает
формированию и развитию социально активной личности.
3. Формируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
обучающегося и дидактические единицы:
Личностные результаты:
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
воспитывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и
уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
Метапредметные результаты:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
Предметные результаты:
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к
героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере
письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться
к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя.
Дидактическая единица – любовь к чтению.
4. Аналитический обзор литературы по теме
Сергиенко И. Автор анализирует российские публицистические архивы
на предмет места в них скандинавских писателей.
В 1880-е гг., на волне интереса к «скандинавскому», в России выходят
книги, впоследствии также ставшие классикой детского чтения и
сохраняющиеся в этом качестве до сих пор — например, сборник
«Норвежские сказки» П. К. Асбъернсена и И.-Й. Му, сказки С. Топелиуса
Любопытно, что если у себя на родине Топелиус был популярен как
взрослый и детский беллетрист одновременно — современники называли
его «финским Вальтер Скоттом и Андерсеном», а сам автор заметки
сравнивает писателя с Дюма-отцом, Эженом Сю и Виктором Гюго, то в России
из его наследия были востребованы, главным образом, книги для детей. И
сегодня в круге чтения остаются они же.
Лиман И. Период Isoviha занимает заметное место в творчестве Сакари
Топелиуса (1818– 1898 гг.), что не является случайностью; история его семьи
представляет собой один из примеров тех трагических случаев, которые
были распространены в то время. Согласно этой истории, один из предков
Сакари Топелиуса — Кристоффер Топелиус, сын таможенника, в 1714 году
был пленен русскими в Оулу, а спустя некоторое время отправлен в имение
русского дворянина, которое находилось в Ингерманландии. Условия его
жизни были весьма приличными, но тревога не покидала Кристоффера,
поэтому он сбежал во время одной из школьных поездок. Его пытались
поймать, но он смог добраться до Финляндии даже с незначительными
запасами пищи благодаря помощи добрых людей, которые встретились ему
по пути; затем он отправился в Стокгольм, где смог быстро найти свою мать.
Данная история не является уникальной, она имеет множество аналогов в
семейных историях крестьян XIX–XX веков — современников Сакари
Топелиуса; все они повествуют о предках, сбежавших из русского плена.
Особенностью таких историй является то, что нахождение в русском
плену не являлось чем-то отвратительным, страшным, но их общая черта —
тоска пленников по Родине даже в хороших жизненных условиях. Данное
обстоятельство позволило Сакари Топелиусу превратить свою семейную
историю в инструмент воспитания в финнах любви к родному краю. Она
нашла свое воплощение в сказке «Березка и звезда» («Koivu ja tähti»),
которая является одной из самых известных в его творчестве.
Сакари Топелиус приходит к выводу, что к 1714 году война потеряла
свой смысл и была лишь отчаянной попыткой Швеции вернуть свое былое
величие, но впереди предстояло еще 7 лет оккупации, подобных которым
Финляндия никогда не знала прежде. Автор подчеркивает атмосферу
постоянной угрозы и страха, которая пришла в Финляндию вместе с русской
армией; теперь никто не мог быть уверен, что доживет до утра. Сохранение в
исторической памяти народа информации о преодолении им трудных
времен — это один из ключевых факторов его единения в настоящем.
Захария Топелиус. Топелиус родился 14 января 1818 г. близ Ny Karleby,
в Остработнии отец его был купцом, но Захарию влекло к умственной жизни,
и он рано сделался профессором в Гельсингфорском университете, где читал
сначала философию, а потом русскую, финскую и скандинавскую историю. В
то же время он был редактором одного из местных журналов. Первый
сборник его поэтических произведений, под заглавием «Цветы вереска»,
появился в 1845 г. В 1847 г. он выпустил в свет «Саги». Затем он написал
несколько исторических романов и повестей: «Герцогиня Финляндская»,
«Рассказы хирурга», «Королевский перстень», «Шпага и плуг», «Огонь и
вода». Кроме того, Топелиус написал несколько театральных пьес:
«Пятьдесят лет спустя», «Охота короля Карла» и драму: «Регина фон
Эммеритц». В этих пьесах он находился под сильным влиянием Виктора
Гюго, между тем как его романы отмечены влиянием Дюма-отца и Эжена
Сю. Но не в этом главная заслуга Топелиуса. Он особенно много сделал для
финляндских детей. Его сказки «Рождество Трольда», «Пикку Матти»,
«Сампо Лаппелилле», «Будь добр к бедным» и «Перл истины» являются
необходимой принадлежностью всех скандинавских и финляндских школ,
которые, кажется, скорее, отказались бы от столов и скамеек, чем от сказок
Топелиуса. В 1888 г., в возрасте 70 лет, этот бодрый старик нашел у себя
достаточно силы, чтобы написать большой роман из эпохи тридцатилетней
войны: «Planaternas Skyddslingar». 80-летний юбилей его был отпразднован с
большой пышностью и с большим единодушием. Как-то вечером он вышел
из дому, чтобы присутствовать на одном из таких торжеств; вероятно, он
очень устал или простудился: только вернувшись домой, он лег в постель и
заснул, чтобы больше не просыпаться. Он умер в мире, окруженный славой,
исполненный великих надежд, которые никогда не покидали его.
В похоронах Топелиуса приняли участие Скандинавия и вся Финляндия.
Они знают, чем они обязаны «дедушке Топелиусу», который ежедневно
находил в своем почтовом ящике пять, шесть детских писем. Он учил их
детей верить в идеал, в свое отечество; он учил их терпению и бодрости в
бедности, милосердию в богатстве; он внушал им любовь к правде и
честности. Сам он был одарен простой и кроткой душой и герои его добры и
проникнуты великодушными чувствами, а если у них и есть недостатки, то
такие поверхностные, что от них очень легко избавиться.
Дети предпочитают Топелиуса Андерсену; юмор последнего кажется
им иногда чересчур изысканным, а символ сказки остается зачастую
непонятен. Топелиус — поэт молодых народов, он наивен, неопытен, не
искушен жизнью его воображение неистощимо, сравнения показывают, что
он происходит из народа, близкого к природе. Он дает жизнь всему, к чему
прикасается; мир, который он видит, кажется очарованным миром.
5. Целостный анализ материала
Анализ сказки С. Топелиуса «Солнечный луч в ноябре».
Солнечный луч в ноябре – это философская литературная сказка,
которая помогает маленьким ученикам постичь суть человеческих
взаимоотношений: учитесь делать добро, чтобы мир стал красивее и лучше.
Но самое главное, что эта сказка была написана не только для детей,
она заставляет о многом задуматься и нас, взрослых. Написанная в 1868 году
эта сказка стала символом возрождения человеческой души. Она призывает
всех открыть душу миру, людям и спешить восстанавливать забытые
социальные нити взаимоотношений.
Кроме сказок, стихотворений и романов, Топелиус также считается
писателем, «открывшим миру страну северных озер». Среди его работ есть
такие произведения, как «Путешествие по Финляндии», а также «Финляндия
в девятнадцатом веке», которые подробно описывают особенности быта и
природы финнов, а также их традиции.
В 1880 году Топелиус приступил к написанию детской литературы.
Именно тогда были написаны такие всемирно известные сборники, как
«Сказки морского короля» и «Сказки горного короля». Кроме того, среди
произведений для детей Топелиусом было написано множество рассказов,
пьес и стихотворений. В этом плане огромное влияние на писателя оказало
творчество Ганса Христиана Андерсена. Несмотря на то, что сам Топелиус не
рассматривал себя как сказочника, именно сказки принесли ему
наибольшую известность и всенародную любовь.
В сказке «Солнечный луч в ноябре» читатель может найти не только
сказочные традиции обращения к природе, олицетворения и создания
волшебных образов, здесь присутствует большая дидактическая программа
воспитания ребенка. Она заставляет задуматься о месте человека в мире, об
умении нести свет и добро людям.
Проблематика сказки «Солнечный луч в ноябре» – любое сделанное
доброе дело и самого человека делает счастливым.
Тематика сказки – желание помогать другим, утешать грустных и
веселить печальных. Это произведение учит дарить надежду, учит уметь
терпеливо ждать, учит не быть равнодушным, быть благодарным и
стремиться приносить пользу.
Ее главный герой – Солнечный луч, что проскользнул сквозь облака на
землю и стал там гулять. Он ходил и предлагал всем свою помощь.
Некоторым она была не нужна: муравьи злились, что от тепла растаял
первый снег и снова им нужно убирать лужи. Береза оказалась безразлична к
теплу. она просто готовилась уснуть до весны. Дети, что катались на коньках,
побоялись, что из-за тепла растает лед.
Но некоторым Солнечный луч очень был нужен. Ему был раз почти
погибший от холода кузнечик, мирт, что рос у девочки и начал пропадать. А
еще солнышку обрадовалась старушка, перевернувшая весь дом верх дном в
поисках ключа. Лучику было приятно помочь другим. Он довольный снова
убежал за тучи. Таково краткое содержание сказки.
Ощутить поэтичность и неповторимость этого произведения помогает
система образов героев сказки.
Первая картина осени, изображенная автором — подготовка муравьев
к зиме. Описание этой картины помогает осязаемо воспринимать осеннюю
землю, траву и лиственные деревья, сосны, работу ветров, замерзающие
волны. И образ слова, как немаловажная составляющая, дает возможность
прочувствовать самые поэтичные строчки, например, иней на земле
сравнивается с семью миллионами жемчужин; стебельки трав и деревья
оделись в темные, печальные платья (использование приема одушевления);
ветры — получают определение — «резвые сыновья воздуха» и тоже
изображены как живые существа (прием персонификации, одушевления).
Этот же прием использован автором и при описании волн, которые
«напевали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твердым
ледяным покровом».
Немаловажно в системе образов произведения выявить настроение,
которое создано описанием осени, и найти слова, которые подчеркивают
печаль, грусть, замирание природы.
Следующая часть текста — появление Солнечного Луча и встреча с ним
разных героев: с недовольными муравьями, с замерзающим кузнечиком, с
веселыми школьниками, с девочкой, посадившей отросточек мирты, со
старушкой, искавшей ключи.
И здесь автор подчеркивает то, каким был Солнечный Луч по
отношению к тем, с кем он встречался, недаром писатель называет его
«добрый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела, всех радовал
и веселил.
Особое внимание необходимо уделить последнему абзацу сказки, в
котором Цакариас Топелиус ненавязчиво, мудро призывает своих читателей
стремиться совершать добрые дела, и «если тебе удалось хоть немного
утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал
хорошее дело».
Эта сказка – учебник жизни, который не абстрагируется от дня
сегодняшнего, а остаётся непреходящим нашим духовным достоянием.
Воспитательная ценность сказки заключается в том, что «Солнечный
луч в ноябре» учит тому, что нужно помогать. Но только не всем подряд и
навязчиво, а тем, кому это и вправду нужно. Тогда такая помощь будет
полезной. Лучик правильно себя вел: он предлагал свое тепло, но не
настаивал, если от него отказывались. И главное, он ни на кого не обижался!
6. Наглядность
7. Методический компонент:
Работа по сказке С. Топелиуса «Солнечный луч в ноябре».
1. Фронтальное. Учитель задает детям вопросы
- Что привлекло вас в сказке?
- Что показалось необычным?
- Что особенно понравилось?
- Давайте вспомним, кто работал без отдыха и срока в самом начале сказки?
(муравьи)
- А кто из вас запомнил, какое насекомое встретилось солнечному лучу
дальше? (кузнечик)
Формируемые качества: эмоциональное восприятие, память, анализ,
внимание, ассоциативность, культура ответа.
2. Задание для работы в парах.
Задача: определить последовательность действий муравьёв, поставить
соответствующий номер в пустом квадрате.
Наблюдать за всем, следить за облаками. (5)
Наглухо законопатить щели и щёлочки. (1)
Расчистить муравьиные дорожки. (4)
Укрепить входы и выходы. (3)
Обойти все кладовые, проверить запасы. (2)
Формируемые качества: память, коммуникативность, внимание, умение
слушать друг друга.
3. Индивидуальное.
Игра «Заполни пропуски».
Предварительная подготовка: учащимся предлагается самим найти отрывок
о кузнечике, внимательно перечитать его.
Слабым учащимся предлагается карточка с готовым отрывком.
На работу учащимся даётся 3 минуты. По сигналу учащиеся закрывают
учебники и выполняют задания на карточках.
Целое лето …. и … (трещал и прыгал) Теперь он лежал …. от холода и
голода. полумёртвый) И ему стало так весело, что он снова …. и ….. (
затрещал, застрекотал)
Формируемые качества: воображение, речь, память, ассоциативность,
чувство уверенности в себе, творческая активность.
4.Работа в группах
Из отдельных слов соберите пословицу, которая поможет понять главную
мысль сказки, объясните ее:
1 группа: Жизнь дана на добрые дела.
2 группа: Доброе дело словно солнышко пригрело.
3 группа: Добро не лихо— бродит тихо.
4 группа: Добро творить – себя веселить
Формируемые качества: определение уровня знаний учащихся,
необходимых для решения проблемной ситуации
5.Аналитическая работа учащихся «Слова - магниты»
Вы знаете, что магниты могут притягивать к себе некоторые предметы.
Представьте себе, что Солнечный Луч – магнит. Какие слова он притягивает к
себе? Разделите предложенные вам слова на две колонки, слова, которые
притягивает к себе Лучик, и слова, которые к нему не смогут быть притянуты:
щедрость, дать, желание, бескорыстие, взять, эгоист, память, счастье,
прощение, доброта, верность, помощь, любовь, дружба, надежность, забота,
ничего взамен, утешение, чувствовать, не давая, душа, сочувствие, ощущать,
отдавать, приносить радость.
Формируемые качества: контроль действий партнера, умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов, учет разных мнений и
стремление к координации различных позиций в сотрудничестве
6. Портрет героя. Прикрепи рядом с портретом героя слова, которые
соответствуют его характеру:
-Солнечный луч: добрый, веселый, радостный, стремится всем помогать;
-Филин: сердитый;
-Муравьи: работящие;
-Кузнечик: беззаботный;
-Школьники: веселые;
-Береза: увядшая;
-Девочка: расстроенная;
-Миртовый росток: усыхающий;
-Старушка: растерянная.
Формируемые качества: судить об основных качествах персонажей,
оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим,
развитие эмпатии.
8. Список литературы
Исследования:
1. Сергиенко И. А. Скандинавская литературная сказка в России в конце
XIX - начале ХХ вв. // Детские чтения. 2016. №3. С. 6-11.
2. Лиман И. Г. "Isoviha" в исторической памяти Финляндии//Альманах
североевропейских и балтийских исследований . 2019. №4. С. 206-217.
3. Финский писатель Захария Топелиус. // Детские чтения. 2016. №5. С.
11-17.
Интернет-ресурсы:
1. Сакариас Топелиус. URL: http://www.cultin.ru/writers-topelius-sakarias
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!