Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Происхождение государства: современные подходы и концепции.

Тип Курсовая
Предмет Теория государства и права

ID (номер) заказа
4083607

500 руб.

Просмотров
845
Размер файла
87.31 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Актуальность исследования. Вопрос о происхождении государства является одним из дискуссионных в теории государства и права. А так как государство – это ключевой общественно-политический институт, то его происхождение представляет интерес в научном сообществе на протяжении многих столетий. Доказательством тому может быть, то многочисленное количество теорий, которое существует в юридической науке. Классические теории, как правило, объясняют происхождение государства однобоко, с учетом времени, в которое жили авторы концепций. Данная позиция не представляется верной. Для объяснения происхождения государства следует придерживаться плюралистического подхода.В связи с вышесказанным подробное рассмотрение сущности основных классических и современных теорий происхождения государства, дать им оценку с позиций современных достижений юридической науки, определить значение в теоретическом осмыслении обозначенных проблем и найти здравое зерно в каждой из них, отказавшись от голословного отрицания и неприятия. Анализ предпосылок и условий возникновения государства будет способствовать лучшему пониманию природы и сущностных признаков государства.

Объект исследования – общественные отношения, складывавшиеся в процессе возникновения государства. 

Предмет исследования – классические и современные теории происхождения государства. 

Цель исследования –  комплексный анализ проблем происхождения государства. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:- определить предпосылки происхождения государства;- проанализировать сущность теологической теории происхождения государства;- дать характеристику патриархальной теории происхождения государства;- выявить достоинства и недостатки договорной теории происхождения государства;- охарактеризовать расовую теорию происхождения государства;- описать теорию насилия;- рассмотреть основные положения экономической теории;- определить особенности материалистической (классовой) теории;- проанализировать психологическую теорию;- дать характеристику диффузной теории;- исследовать перспективы развития теорий происхождения государства. Методологическую основу курсовой работы составила совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования явлений и процессов, включающая методы: материалистический, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.Работа состоит из введения, двух глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка использованных источников. Теоретическую основу курсовой работы составили труды известных философов, юристов, правоведов, авторов теорий происхождения государства и права. Среди них работы Ж. А. Гобино, Л. Гумпловича, Е. Дюринга, К. Каутского, Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина и другие. Кроме того в ходе исследования  использовались труды современных авторов, таких как Т. В. Кашанина, Н. И. Матузов, П. В. Сорокун, А. А. Волчок и другие.Нормативную основу работы составила Конституция РФ, Декларация независимости США. 

Глава 1 Теории возникновения и развития государства

1.1 Предпосылки происхождения государстваПроцесс образования государств не является краткосрочным явлением, а появление первого государства, как общественно-политического института, насчитывает многовековую историю. Между учеными до сих пор ведутся дискуссии о причинах возникновения государства. Но прежде чем приступить к изучению основных теорий, следует обратиться к анализу общих предпосылок возникновения государства. Так как государство это сложный социальный и политический институт, то для его появления общество должно было достичь определенного уровня развития. Исследователи выделяют три группы предпосылок: экономические, политические, психологические и идеологические.Рассмотрим экономические предпосылки, которые, в свою очередь, также были обусловлены следующими факторами: демографический, климатический, интеллектуальный и фактор случайности. Все первые государства возникали в местах, где протекали реки. Река была источником пресной воды, рыбы, служила в качестве транспортной артерии. Кроме того, земля в долинах рек отличалась плодородием, что позволило людям постепенно перейти от присваивающего – к производящему хозяйству. На этот переход ушли тысячелетия. По мере усложнения экономической конфигурации происходило и усложнение в межличностных отношениях внутри племен и народов. Начинает выделяться верхушка во главе с вождем и воинами. Развитие земледелия способствовало появлению скотоводства. А скотоводство, в свою очередь, определило появление кочевых народов. Так появились оседлые и кочевые племена, т. е. сложилось разделение труда.Затем человек научился добывать и обрабатывать металлы, появляется ремесло, еще один вид деятельности. Происходит специализация населения. Теперь люди стали производить больше товаров, чем могли потребить сами. Возникло желание обмениваться товарами на взаимовыгодных условиях. С увеличением численности населения, переходом к производящему хозяйству, появлением обмена, возникла необходимость управления обществом, чтобы упорядочить все процессы внутри социума. А так как лица, которые должны были заниматься управлением и защитой населения, сами не участвовали в процессе производства товаров, их должны были содержать. Итак, в основе возникновения первого государства лежал переход от присваивающего к производящему хозяйству. До сих пор остается не выясненным, что побудило людей заниматься производящим хозяйством, но можно отметить ряд факторов, которые повлияли на это решение. Так, например, учеными выделяется климатический фактор: глобальное похолодание, приведшее к вымиранию многих видов животных, которыми питались люди, вынуло их перейти к производящему хозяйству. Бывшие охотники становятся земледельцами, это как раз объясняет то, почему первые государства появились в долинах рек, где располагались плодородные земли. Другим факторов можно назвать демографический. Численность населения планеты постоянно возрастала, возможно, для отдельных племен, густо населявших некоторые районы, становилось мало еды, что тоже могло их могло их побудить к выращиванию растений, одомашниванию животных и т.д. Нельзя отрицать и фактор случайности. Чтобы начать заниматься земледелием, человек должен был где-то этому научиться. Не исключено, что люди, занимавшиеся собирательством, замечали, что семена, случайно попавшие на землю, прорастали, и с них можно было собрать вновь зерна. И человек, будучи существом разумным, решил, что можно самим сажать зерна, и, по прошествии времени, собирать урожай. Но возможно, что ведущим фактором, который позволил человеку перейти от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству, это мышление, отличающее его от животного. Экономические предпосылки образования государства являются ведущими, но наряду с ними следует рассматривать и политические предпосылки. Они являются следующими на пути к образованию государства. Догосударственным образованием является племя, во главе с вождем, старейшинами и воинами. Постепенно, с усложнением общественных отношений, с увеличением количества производимого товара, между соплеменниками могут возникать споры, требующие решения. В племени такого механизма нет, соответственно, его следует создать. Кроме того, в племени могут возникать серьезные разногласия, вплоть до кровопролития, совершения преступлений. Значит, нужна сила, способная предотвратить или пресечь подобные деяния. Проблемы могли возникать не только внутри племени, но и между племенами, для защиты соплеменников, их жилищ, орудий труда и продовольствия, также нужна была специальная сила. Все вышеперечисленное также способствовало появлению государственности.Психологические предпосылки появления государства кроются в изменении самосознания первобытного человека. Люди, живущие в племени, ощущали свою сплоченность, веру в общее дело. Особенно это проявлялось в ходе борьбы за свое племя с захватчиками, или с представителями другого племени. Защищая свой род, племя, хозяйство у людей крепло желание к объединению. В то же время они начали понимать, что объединение это должно быть не хаотичным, где возможна вседозволенность, а строго структурированным, в том числе подразумевающим подчинение и принуждение для своей же безопасности.Еще одним объединяющим фактором на пути к созданию государственности является религия. Вначале это языческий культ, но постепенно стало формироваться единобожие, под эгидой которого начали появляться государства.Таким образом, нами были рассмотрены основные предпосылки возникновения государства. Среди них выделяются основные четыре: экономические, политические, психологические и идеологические. Эти предпосылки не исключают наличие иных факторов создания государства, но являются ключевыми. Только определенные социально-экономические, политические, идеологические и психологические условия могли способствовать появлению первых государств.

1.2 Классические теории происхождения государства

В следующих параграфах будут рассмотрены основные теории происхождения государства. В таблице 1 представлены названия и авторы анализируемых теорий. Таблица 1 – Теории происхождения государства.Название теорииАвторыТеологическая теорияАврелий Августин, Фома АквинскийПатриархальная теорияАристотель, Конфуций, Р. ФилмерДоговорная теорияЖан-Жак Руссо, Д. Дидро, А. К. РадищевРасовая теория Жозеф ГобиноТеория насилияЕ. Дюринг, Л. Гумплович, К. КаутскийЭкономическая теорияПлатон, Анри Сен-СимонМатериалистическая (классовая) теорияФ. Энгельс, К. Маркс, В. И. ЛенинПсихологическая теорияЛ. И. Петражицкий, Э. Дюркгейм, Г. Тард, З. Фрейд. Диффузная теорияФ. Гребнер1.2.1 Теологическая (божественная) теорияО происхождении государства философы и мыслители задумывались еще в древности. Так как в традиционном обществе большую роль во всех сферах жизни играла религия, то и возникновение государства связывалось с божественным промыслом. Доказательством существования данной теории служат дошедшие до нас литературные памятники Индии, Китая, Древнего Египта и Междуречья, в которых четко прослеживается идея божественного происхождения государства. Основная суть теологической теории состоит в том, что государство появилось по воле Бога, соответственно, все государственные институты священны и не могут ни от кого зависеть. Правитель государства является посланником Бога на земле, исполняющим его волю. Поэтому он приступает к выполнению своих обязанностей только после венчания на правление. Власть монарха при этом рассматривается как незыблемая данность, требующая беспрекословного подчинения.Приверженцами данной теории были многие мыслители древности такие, как А. Августин, Ф. Аквинский, а также иные религиозные философы средневековья.Аврелий Августин в своей работе «О граде Божием» дает характеристику «двум градам», состоящим из людей, живущих по божественным законам и по человеческим. Человек, будучи существом греховным, не способен самостоятельно создать справедливое и совершенное общество. По воле Бога людьми управляет монарх, который становится правителем либо напрямую по назначению Бога, либо же посредством естественного хода событий. При этом в самом государстве религия играет ведущую роль. Августин говорит, что только, то государство может существовать, в котором есть уважение и следование религии. Таким образом, автор провозглашает верховенство церковной власти над светской. При этом Аврелий Августин не противопоставляет их друг другу, напротив религия должна помогать правителю, всецело поддерживать политическую деятельность монарха и наставлять народ на полное послушание, смиренность. В том числе автор оправдывает и социальное неравенство, говоря о том, что это тоже божий промысел.Другим адептом теологической теории является итальянский философ Фома Аквинский. Процесс создания государства, по мнению богослова, подобен сотворению мира. Как Бог создает мир, так и монарх организует государство, основная цель которого – всеобщее благо. Взаимоотношения между различными сословиями, правителем, церковью строятся по тем канонам, которые провозгласил Бог. Если человек отступает от этих законов, проявляет непослушание по отношению к государю, значит, он не повинуется Богу, это расценивается как грех. В свою очередь, у правителя тоже есть ответственность за несправедливые решения, которую он несет напрямую перед Богом. Наказание естественно будет понесено уже в загробной жизни.Среди современных авторов, рассматривающих божественный замысел в качестве фактора образования государства, можно отметить таких, как Э. Вольф, Ф. Харст, А. Ауэр и других.В настоящее время в мире есть государства, в основе которых лежит верховенство религиозной власти. Эти государства называются теократическими. К ним относятся Ватикан, Саудовская Аравия, Султанат Бруней. В этих государствах общественные отношения регулируются нормами религиозного права. В некоторых случаях это носит негативный характер и вредит населению государства. Так, например, в настоящее время в Афганистане установился радикальный режим талибов, в основе идеологии которых лежит деобандизм. Прикрываясь религиозными догмами, они фактически установили в стране режим, нарушающий права и свободы граждан, в частности, женщин. Большинство стран, население которых исповедует ислам, являются религиозно-светскими, правовые системы которых находятся под влиянием шариата. Для подавляющего количества стран, где религия отделена от государства и не имеет поддержки, положения данной теории не актуальны. С точки зрения науки, также нет достаточных фактов для ее аргументации, так как нет ответа на главный вопрос: существует ли Бог. Тем не менее, в качестве одной из теорий происхождения государства, данная теория рассматривается. Так как фактически это самая первая древняя теория, авторы которой пытались обосновать происхождение государства, приписывая ей божественную волю. Теологическая теория обладает рядом достоинств. Так, например, через религию, веру в Бога можно установить определенный общественный порядок через соблюдение библейских заповедей. Люди будут бояться ослушаться правителя, совершать преступления, поднимать восстания и революции. Но главным недостатком теории является невозможность ее опровержения. 1.2.2 Патриархальная теория Согласно патриархальной теории, государство возникает из патриархальной семьи, является ее подобием, глава государства, как и отец семейства, является ключевым субъектом, от которого исходит власть, а подданные, как дети, должны эту власть принимать и подчиняться ей. Одним из автором данной теории был Аристотель, древнегреческий философ, живший в IV в. до н.э. Он первым представил правителя государства в виде отца семейства, который должен, с одной стороны, управлять обществом, как отец управляет своими детьми и иными членами семьи, а, с другой стороны, должен служить обществу. Далее Аристотель анализирует, какой тип государственного правления является наиболее благоприятным и полезным для общества. Он положительно оценивает такие формы, как монархия и аристократия. А самыми худшими считает олигархию и тиранию. Другим адептом патриархальной теории являлся китайский мыслитель Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Государство, по мнению философа, представляет собой большую разросшуюся семью, а император выступает в роли отца семейства. Между подданными и правителем, как и в семье, есть взаимная ответственность, правитель заботится о своем народе, а народ, в свою очередь, почитает и беспрекословно выполняет волю императора.Далее патриархальная теория получила свое развитие в XVII в. в работе «Патриарх или естественная власть королей» английского философа Р. Филмера. Автор обосновывает абсолютную власть английского короля, которую тот получил от патриарха, а патриарх – от Адама. Адаму же королевскую власть передал сам Бог, соответственно, король через посредников получил власть от Бога, поэтому ничто не должно ее ограничивать. Среди последователей Филмера можно отметить таких немецких философов, как Л. Вольтман и К. Борнгак. Они также относили семью к факторам образования государства.В России патриархальная концепция образования государства также была популярна. В XIX в. Ее идеи в массы продвигал теоретик народничества, публицист Н. К. Михайловский. Государство, в работах Михайловского выступает в качестве так называемого арбитра в конфликтах между людьми, а также защищает их от внешних посягательств. В этом кроется сходство государства с семьей, где сильные и старшие защищают младших. Автор усматривает в данной теории большое преимущество для государства, так подобно родственникам, жители одной страны сплачиваются друг с другом, связанные духом патриотизма. Правитель же не столько думает о собственном благе, сколько о благосостоянии своих подданных. Уже в советское время разработкой данной теории занимался историк М.Н. Покровский. Патриархальная теория в России имела особое признание в период существования абсолютной монархии. Царь, император, представлялся народу мудрым отцом, имеющим единственное право управлять государством. Власть при этом его считалась легитимной, основанной на вере в него народа. При этом сами подданные ничего не решают, полностью полагаясь на мудрость правителя – отца. Эта идея получила название патернализма. Если обратиться к истории возникновения Древнерусского государства, то можно обнаружить на практике отдельные аспекты патриархальной теории. Так, в 862 г. новгородцы пригласили Рюрика совсем его родом на княжение, сам Рюрик сел княжить в Новгороде, а братья его, Синеус и Трувор, в Изборске и Белоозере. Можно говорить о семейном правлении рода Рюриковичей. В современной правовой науке многие идеи патриархальной теории опровергаются. В частности, отвергается тот факт, что государство произошло от семьи, так как два этих института появились примерно в одинаковое время. Однако роль семьи, как основополагающего элемента общества, верно отражена авторами теории, но правильнее считать семью причиной возникновения именно общества, а не государства.1.2.3 Договорная теорияПротивоположной теологической и патриархальной теориям стала теория общественного договора. Если первые две теории не связывают образование государства с общественно-социальной деятельностью людей, то договорная теория, напротив, указывает, что государство создается людьми в процессе совместной деятельности. Данная концепция зародилась еще в древности, отдельные аспекты можно обнаружить в работах древнегреческого философа Эпикура, жившего в IV-III вв. до н.э. Однако свою популярность теория общественного договора получила в XVIII в. – в эпоху Просвещения. Основными идеологами договорной теории были французские просветители Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро, в России приверженцем естественно-правовой теории был А. К. Радищев.Согласно теории общественного договора, до появления государства люди жили в состоянии полной ничем и никем не ограниченной свободы. Каждый человек обладал естественными правами, дарованными ему от рождения, но по мере увеличения численности людей, такая вседозволенность стала проблемой для нормального состояния общества. Повсеместно происходило нарушение прав одного человека другим, так как не было границ свободы в поведении людей. Рано или поздно это привело бы к войне, насилию, хаосу и поэтому люди решили договориться друг с другом, что они могут добровольно отказаться от полной свободы для сохранения всеобщего блага. В качестве гаранта прав и свобод люди создали государство, которому обязались подчиняться, государство же, в свою очередь, должно было охранять права людей. К основным естественным правам человека философы относили право на жизнь, свободу и частную собственность. Что касается правителя государства, то он должен избираться народом, а не быть представителем Бога на земле. Отсюда вытекает тезис о том, что договорная теория происхождения государства в качестве правильной формы правления рассматривает республику при наличии гражданского общества.Данная теория, являясь одной из самых прогрессивных теорий происхождения государства, не находит исторического подтверждения. Кроме того в концепции не рассматриваются социально-экономические предпосылки образования государства.Наряду с многочисленными сторонниками теории, договорная теория подвергалась критике. Так, например, шотландский философ Д. Юм, современник Ж. Ж. Руссо видел в этой теории разрушительное, революционное зерно. Такой же точки зрения придерживался английский философ, юрист И. Бентам.Практическое применение данная теория нашла в образовании США. В Декларации независимости, составленной Т. Джефферсоном, было закреплено право на революцию, а английская корона обвинялась в нарушении естественных прав человека, прав на независимость и суверенитет народа. В отечественной правовой науке идеи общественного договора затрагивались А. К. Радищевым. Он считал, что источником власти в государстве является народ, а правитель лишь наделяется компетентными полномочиями. В случае злоупотребления властью, глава государства должен сложить с себя полномочия. Существовавшее в России крепостное право Радищев критиковал, так как считал, что все люди рождены равными и обладают естественными правами и свободами в равной мере. Создавая государства путем договора, люди не отказываются от всех прав в пользу государства, а хотят лишь определенных ограничений, ради недопущения произвола и хаоса. Идеи Радищева легли в основу программных документов декабристов. В советский период идеи общественного договора отвергались, так как содержали в себе черты демократии и гражданского общества. В настоящее время теория общественного договора рассматривается как одна из основных в объяснении происхождения государства. Но так же, как и в других теориях в ней есть пробелы. Так, данная концепция не может быть применена к факторам возникновения древневосточных государств. Так же открытым остается вопрос о появлении гражданского общества, так необходимого для заключения общественного договора и, следовательно, для создания государства. Гражданское общество стало развиваться гораздо позже государства. Получается, что теория общественного договора не может в полной мере объяснить, как люди пришли к консенсусу для создания общественного договора.Данную теорию можно применить к образованию современных демократических правовых государств. В качестве общественного договора можно рассматривать конституции. Так, например, в Конституции РФ прописаны и гарантированы основные права и свободы, а также обязанности граждан. При этом указано, что источником власти является народ. Конституция также принимается народом. Так, основной закон страны выступает в качестве общественного договора.1.2.4 Расовая теорияОсновоположников расовой теории является французский антрополог Ж. Гобино. В 1853-1856 гг. он опубликовал свой знаменитый труд «Опыт о неравенстве человеческих рас», в котором изложил основы расовой теории происхождения государства. Так, согласно его теории, люди не равны между собой в физических, умственных, моральных показателях. Автор теории выделяет расы, одни из которых являются высшими и способными к управлению над другими – низшими, в силу своих биологических и социальных данных. Государство, соответственно, появилось вследствие такого деления, высшие расы через государственное управление подчиняют себе низшие расы. Гобино выделяет черную, желтую и белую расу. Высшей расой, на его взгляд, является белая раса, представителям которой он приписывает определенные качества, отличающие их от двух предыдущих. Так, для белой расы характерны – обдуманная энергия, интеллект, физическая сила, тяготение к порядку, свободе, понятие чести. Якобы, эти черты не свойственны или не в полной мере характерны для людей других рас. Гобино рассматривает также варианты смешения рас, но те, в свою очередь, также являются ниже по развитию, чем три первоочередные. В белой (европеоидной) расе автор теории выделяет арийскую расу, которая как раз и является основательницей государства, созданного для защиты арийского народа от проникновения в их расу качеств представителей других рас. Переселившись из Ближнего Востока, арийцы заселили всю Евразию и образовали здесь свои государства. Интерес представляет мнение Гобино относительно гибели государства. Этот процесс согласно теории происходит из-за «вырождения» нации. Высшая нация, образовавшая государство, должна охранять свой генофонд от ассимиляции его представителями других рас. Иначе произойдет смешение и первоначальная раса перестанет обладать теми свойствами, чертами, характеристиками, которые позволили ей создать государство. Процесс ассимиляции приведет к так называемому вырождению расы. Факторами, ускоряющими процесс вырождения, относятся межнациональные браки, в результате которых появляются дети, обладающие уже не теми качествами, какими обладала первоначальная раса. По мере взросления они также вступают в брак, и вновь происходит смешение кровей, таким образом, процесс вырождения продолжается с геометрической последовательностью. И в итоге приводит к гибели государства, так как новые поколения уже не могут управлять массами также эффективно как их предки, обладающие уникальными качествами высшей расы. Автор отвергает объективные причины, по которым государства могут прекратить свое существование, никакие катаклизмы, войны или иные факторы не могут к этому привести, только лишь вырождение нации ведет сначала к упадку государства, а затем и к его гибели. На месте гибели одних государств возникают другие, и этот процесс происходит на протяжении тысячелетий. Другим ключевым положением концепции является наличие высшей расы. Как уже было отмечено, к высшей расе Гобино относит ариев, один из этносов европеоидной расы. Их он рассматривает особняков от остальных представителей белой расы, наделяя определенными качествами, главными из которых были высокий интеллект и развитое мышление. Автор также отмечает и внешний облик арийцев, для них характерными являлись светлые волосы, серые или голубые глаза, высокий рост, развитая мускулатура. Арии, по мнению Гобино, стали основателями всех древних цивилизаций. Государство стало результатом их интеллектуальной деятельности. Данная теория была разработана в середине XIX в., сначала ее идеи использовали для обоснования колониальных захватов европейскими странами. А в XX в. данную концепцию взяли за основу нацисты во главе в А. Гитлером, пришедшим к власти в Германии в 30-е гг. К каким трагическим последствиях это привело, является общеизвестным фактом. В погоне за чистотой нации, в 1933-1945 гг. было уничтожено 6 млн. евреев, 10,5 млн. славян. Расово-антропологическая теория Гобино в настоящее время подвергается обоснованной критике. Выводы и гипотезы, выдвинутые автором, были оспорены научным сообществом. Но, тем не менее, для теории государства и права данная концепция представляет интерес.Таким образом, расовая теория объясняет происхождение государства как результат осуществления господства одной расы над другой. Локомотивом создания государств являлась арийская раса, обладавшая, по мнению автора теории, исключительными качествами, которые позволяли ей устанавливать господство над низшими расами.1.2.5 Теория насилияНа рубеже XIX-XX вв. была разработана так называемая теория насилия. Приверженцами данной концепции были Е. Дюринг, Л. Гумплович и К. Каутский. Основной причиной образования государства, по их мнению, является насилие одного народа или племени над другим. В качестве фактов, доказывающих верность теории, они приводят образование варварских германских государства. Так, Л. Гумплович отмечает, что за всю историю существования государств, не было создано ни одного государства без помощи насилия. Во всех случаях происходило порабощение, закабаление более слабого племени. К. Каутский в своих работах также отмечает, что племя, захватившее чужую территорию и народ, присваивает все себе: землю, орудия труда, скот, подчиняет своей власти народ. Так, появляется два класса: поработители и побежденные, вынужденные подчиняться. Для того, чтобы управлять, правящий класс создает специальный аппарат – это и есть прообраз государства. Гумплович и Каутский были основоположниками теории внешнего насилия. Но также выделяют еще и теорию внутреннего насилия, разработкой которой занимался Е. Дюринг. В отличие от своих сторонников, он развивал идею, что образование государство происходит не вследствие внешнего насилия, а является результатом внутреннего насилия, когда один слой общества подчиняет себе другой, менее защищенный. Большая роль в теории насилия отводится институту частной собственности. По мнению идеологов концепции, государство появляется вместе с развитием частной собственности. Частная собственность, в свою очередь, появляется в результате порабощения одного племени другим. Возникновение рабства вынуждает кочевые захватнические племена начинать вести оседлый образ жизни, чтобы управлять рабами. Так появляется государственное образование. Процесс образования государства не быстрый, а скорее эволюционный. Сначала возникает пламенное государство, в котором более сильное племя порабощает другое, затем происходит образование классов – классовое государства, в котором выделяется господствующий класс и класс подчиненных. В основе деления классов лежит частная собственность. Другими словами, те, кто обладает частной собственностью, тот и осуществляет государственную власть. Далее происходит некоторая демократизация отношений между классами, это занимает длительное время. Проходят столетия, прежде чем классы уравниваются в правах, и происходит заключительная трансформация в современное демократическое государство, со всеми присущими ему признаками: равноправие, законность, гуманизм, парламентаризм и т.д.Итак, в основе образования любого государства – насилие, война, порабощение. В этом заключается основной смысл теории насилия. Но можно ли назвать этот фактор единственным первоисточником образования государства? Противники теории насилия считают, что данная концепция преувеличивает значение насилия в появлении государства. То есть, насилие можно считать одним из факторов образования государств, но точно не единственным и ключевым. Так как для того чтобы государство начало функционировать одного военного завоевания недостаточно, необходимо чтобы в порабощенном народе, племени уже сложились социально-экономические предпосылки для образования государства. Иначе таким сообществом захватчикам будет достаточно сложно управлять, так как государство – это сложный социально-политический институт, для формирования которого одного военного завоевания недостаточно.При этом нельзя отрицать то, что многие государства были созданы путем захватнических войн – Римская империя, империя Александра Македонского, Татаро-монгольская империя и т.д. Причем такая тенденция была характерна не только для стран Древнего мира и Средневековья, но и для Нового времени, так, например, Германская империя была объединена в единое государство во второй половине XIX в. «железом и кровью». Таким образом, теория насилия, ставя во главе причин образования государства – насилие, объясняет, что все государства образуются путем внутреннего и внешнего насилия. Но нельзя согласиться с данным фактом в полной мере, насилие и военные захваты можно считать одним из факторов образования государств, но не единственным.1.2.6 Экономическая теорияАвтором экономической теории происхождения государства был древнегреческий философ Платон, живший в V-IV вв. до н.э. По его мнению, государство появилось из-за того, что людям нужно было удовлетворять свои потребности, которые возрастали по мере развития общества. Но так как каждый человек не мог самостоятельно удовлетворить свои потребности, ему приходилось обращаться к помощи другого человека, так возникали взаимосвязи между людьми в целях удовлетворения экономических потребностей друг друга. То есть, например, ремесленник, не занимающийся сельским хозяйством, не мог себя прокормить, но обращаясь к помощи земледельца, в обмен на свои услуги и товары, он мог приобрести у него хлеб. Таким образом, образуется государство, где каждый человек, занимающийся определенной деятельностью, занимает свою нишу. Всего Платон выделяет три группы людей: земледельцев и ремесленников, воинов и правителей. То есть его теория предусматривает сословное деление общества, а наилучшей формой правления автор видит монархию. Интересным является тот факт, что в учении Платона люди выделялись в сословия не по происхождению, а по личным качествам. Большое внимание автор уделяет такому понятию, как справедливость. По его мнению, оно заключается в том, что каждое из сословий должно выполнять свои функции: правители и воины должны заботиться о сохранности государства, а ремесленники и земледельцы заниматься свои земными функциями. Для наилучшего управления государством, оно должно быть небольшим по размеру и закрытым, чтобы чуждые данному обществу и государству идеи не могли проникнуть извне. Правителем должен был быть непременно ученый-философ. Чтобы общество ему подчинялось, большое значение следует уделить воспитательному аспекту. Так как взрослое население с трудом подвергается перевоспитанию, следует выслать из государства всех граждан старше десяти лет, а остальных воспитать в соответствии с канонами идеального государства. Государство согласно экономической теории возникает постепенно, в ходе общественного прогресса. Первоначально происходит совершенствование орудий труда, которыми человек также стал обладать не сразу. До этого момента экономическая деятельность людей носит присваивающий характер, включает в себя охоту, рыболовство, собирательство и т.д. Затем по мере развития самого человека появляются первые орудия труда. Люди начинают осваивать земледелие и различные ремесла. Происходит своего рода специализация людей по конкретным видам деятельности или, другими словами, разделение труда. На этом этапе догосударственного существования ключевую роль в управлении обществом играют вожди. На следующем этапе развития власть переходит к духовенству, наступает теологическая эпоха, после которой наступает буржуазная эпоха. И, наконец, общество вступает в завершающую эпоху, смыслом которой является всеобщее благо, т. е. возникает государство, управляемое учеными-философами. Автором данной концепции появления государства был французский философ Анри Сен-Симон. Оба представителя экономической теории, хоть и жили в разное историческое время, были убеждены, что в основе появления государства лежит общественный прогресс, связанный с разделением труда. Итак, согласно экономической теории, государство – это продукт исторического прогресса, в основе которого лежат экономические преобразования. Изменения в области экономики приводят к образованию государства. С точки зрения правовой науки данная теория объективно рассматривает происхождение государства, так как за основу берется общественный и экономический прогресс. Это действительно является одной из предпосылок образования государства. Экономическую теорию происхождения государства взяли на вооружение классики марксизма-ленинизма и положили ее в основу своей теории происхождения государства – классовой теории.1.2.7 Материалистическая (классовая) теорияКак уже было обозначено выше, экономическая теория стала основой для создания классовой теории происхождения государства. Ее зарождение произошло в XIX в. и связано с именами Ф. Энгельса, К. Маркса и В. И. Ленина.Суть материалистической теории состоит в том, что государство появляется по мере социально-экономического развития общества. Материалисты, так же, как и теоретики экономической теории считали, что исходным моментов в образовании государства является разделение труда. Затем переход к производящему хозяйству приводит к появлению излишков продукции. Возникает частная собственность. Внутри общества происходит социальное расслоение. Одна группа людей, завладев собственностью, решает защищать ее от другой группы. С этой целью возникает необходимость создания некоей силы для защиты частной собственности. Так возникает государство. Группы людей с противоположными интересами получили название классов.Для того, чтобы лучше понять смысл материалистической (классовой) теории, обратимся к работам теоретиков данной концепции. Основные аспекты классовой теории были отражены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Л. Г. Моргана». Автор производит анализ процесса образования государства у трех народностей: германских варваров, древних греков и римлян. Цепочка образования государства у них выглядит следующим образом: присваивающее хозяйство в ходе неолитической революции трансформируется в производящее хозяйство, возникает обмен, начинают появляться классы с противоположными целями. Для предотвращения конфликтов между ними появляется особый институт – государство. Помимо теории образования государства, Энгельс также рассматривает основные признаки, свойственные данному публично-правовому образованию. Среди них он выделяет: осуществление публичной власти, наличие территориального деления, сбор налогов, законотворческая деятельность и аппарат управления. Последние три признака является непременным атрибутом классового общества.Другим теоретиком материалистической теории был К. Маркс, изложивший свои идеи в своем знаменитом произведении – «Капитал». По Марксу, общество в своем развитии проходит через следующие типы, стадии – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую и коммунистическую (ее он определял как грядущую). На рисунке 1 представлена схема типов общества по К. Марксу.Рисунок 1 – Общественно-экономические формации.Данный подход получил название формационного. В основе всего существования общества лежит экономический фактор, совокупность производственных отношений, на основе которых возникают все остальные элементы – государство, право, религия, искусство.Труды К. Маркса и Ф. Энгельса вдохновили другого теоретика классовой теории, нашего соотечественника – В. И. Ленина. В 1918 г., уже после Февральской революции и Октябрьского переворота, вышел в свет его труд «Государство и революция». Ленин также указывает на то, что появлению государства предшествовало классовое расслоение общества. Однако, в отличие, от своих предшественников, он не считает, что классы пришли к компромиссу и создали государство во избежание хаоса. В. И. Ленин видит в основе возникновения государства – насилие, когда класс эксплуататоров с помощью властных механизмов подчиняет себе класс эксплуатируемых. Данная теория долгое время была единственной актуальной в нашем государстве. Однако уже в поздний советский и постсоветский периоды материалистическая теория подверглась критике, аргументируя это тем, что многие положения теории устарели. Но, тем не менее, классовая теория обладает рядом достоинств, так, например, важным является то, что теоретики данной концепции сделали правильный упор на экономический фактор появления государства. Признаки государства, которые были выделены Ф. Энгельсом актуальны по сей день и используются у теории государства и права.

Глава 2. Современные теории происхождения государства и причины их появления

2.1.1 Психологическая теорияОдной из признанных большинством научного сообщества является психологическая теория происхождения государства. Автором данной теории является Л. И. Петражицкий. В основе появления государства, по мнению юриста, лежат особенности психологии человека. Человек существо социальное, стремящееся к жизни в сообществе с другими людьми, постоянно взаимодействуя. Для психики человека свойственно также подражание и подчинение более сильному, зависимость от воли другого человека. Не только государство, но и право возникает в силу психических особенностей индивидов. Сторонниками психологической теории также были Э. Дюркгейм, Г. Тард, З. Фрейд. Так, З. Фрейд выделяет два типа людей: лидеров, которые могут вести за собой массы и ведомых, не обладающих активной позицией и инициативностью. Лидеры желают управлять, а ведомые подчиняться. Так и появляется государство, для обеих групп людей власть и подчинение являются единственным возможным вариантом существования. Подобная общественная организация зародилась еще в древности, во времена существования родоплеменных отношений. В качестве доминирующей группы людей выступали вожди, жрецы, старейшины. Остальные члены племени для своей же безопасности предпочитали занимать позицию подчинения так называемой элите. В итоге власть, сложившаяся еще в племенных отношениях, постепенно трансформировалась в государственную. Кроме того, в теории не игнорируется тот факт, что в делении общества на доминирующих и подчиненных не будет проблем, допускается появление противоборствующих индивидов, нарушающих правила и порядок. Но для борьбы с ними появляется право. Таким образом, психологическая теория применима к появлению и государства и права.Психологическая теория имела много последователей. Многие ученные внесли свой вклад в разработку данной концепции, дополнив ее различным фактическим материалом. Например, социолог П. Сорокин использовал многие положения теории Петражицкого в своей работе. При этом отмечал, что теория не является идеальной, так как слишком большое внимание уделяется субъективным причинам возникновения государства и права, притом, что объективные факторы не учитываются вовсе.Критике данную теорию подвергали также Б. Н. Чичерин, посвятив анализу идей Петражицкого отдельную книгу. В настоящее время психологическая теория является одной из ключевых теорий происхождения государства. Современные авторы, соглашаются со многими положениями психологической теории, отмечая, что психологический фактор имеет большое значение в государственном образовании. Неслучайно на протяжении истории человечества существовали такие понятия, как вождизм, харизма. Сильные, яркие, харизматические личности находились у основ государственности. Это было характерно не только для Древнего мира, но и было актуально и для XX века, например, В. И. Ленин явился инициатором создания нового государства – СССР. Однако верным ли будет считать психологический фактор ведущим в появлении государства? Нет, так как процесс государственного образования длителен, ему предшествует целый комплекс социально-экономических предпосылок.Но, тем не менее, достоинством психологической теории стало то, что в юридической науке было обращено внимание на психологическую составляющую в реализации различных социально-политических явлений. Другими словами, воля человека, его психологические особенности играют не последнюю роль в процессе образования государства.

2.1.2 Диффузная теория

Основатель культурно-исторической школы в этнологии Ф. Гребнер в начале XX в. разработал диффузную теорию происхождения государства. Гребнер, подробно изучавший культуру различных народов, пришел к выводу, что все достижения того или иного этноса передаются друг другу в процессе социального взаимодействия. Так, например, он полагал, что такие предметы, как лук, стрелы, религиозные символы, не могли возникнуть в одно и то же время у разных народов, а появились у одного и затем путем передачи опыта были распространены повсеместно. Таким образом, его теория получила название «диффузной», что означает в переводе с латинского «распространение, рассеивание; взаимодействие».Согласно положениям диффузной теории, государство возникает в результате передачи опыта управления большими группами людей от одних народов к другим, либо в результате распространения такого опыта в места, где люди еще не знают государственных образований. Чем быстрее распространяется государственно-правовой опыт, тем люди быстрее начинают осознавать его удобство для собственной жизни. Это связано, прежде всего, с развитием культуры, транспорта, торговли, интеллектуального потенциала самого народа. При этом перенимание опыта происходит путем подражания. То есть одни народы учатся у более развитых соседей эффективным методам государственного управления и, таким образом, первобытнообщинный строй сменяется государственным.Сторонники диффузной теории при этом, в своих размышлениях отличаются от представителей расовой теории, они полагают, что не стоит превозносить одни расы, дающие государственность, над другими. Наоборот, последователи Гребнера, видят в этом разницу в природно-климатических условиях проживания различных народов. Они считают, что те народы, которые обитают в менее благоприятных условиях, постепенно перенимают опыт более развитых народов, которые уже образовали свою государственность. Так же между этими народами возможет взаимовыгодный обмен какими-либо иными новшествами, которыми они прежде не обладали. Конечно, не все современники Гребнера восприняли его теорию, многие считают ее несостоятельной. В качестве аргументов они приводят существенные различия в формах государства, ведь если одни народы копируют другие в плане государственного управления, значит и в формах правления, государственного устройства и политического режима в них не должно быть различий. Сам Гребнер на подобные полемические высказывания отвечал, что подобные различия в формах государства обусловлены природно-климатическими условиями.Стоит отметить, что Достоинства диффузной теории происхождения государства обладает рядом достоинств. Так, совершенно верно было определено, что все народы рано или поздно приходят к государственности, причем это происходит с разной скоростью. Основная причина несинхронности появления государственных образований кроется в различиях места проживания этих народов, природно-климатических и географических условиях. Другими словами, у народов, находившихся в благоприятной природной среде государства зародились раньше. Затем они передали свой опыт другим народам, а те, уже учитывая накопленные знания своих «учителей», использовали его для создания своих государств. Причем им не пришлось изобретать велосипед, за них это уже было сделано, оставалось только лишь взять все самое лучшее и эффективное для управления. Так, например, в 862 г. было создано государство восточных славян – Киевская Русь, перенявшее опыт управления у соседей скандинавов – варягов. Важно, что авторы теории не критикуют народы, которые пришли к государственности позже, объясняя подобное отставание объективными факторами, в отличие, например, от представителей расовой теории. В настоящее время государственность есть практически во всем мире, кроме отдельных районов Центральной и Западной Африки и некоторых частей Австралии, где проживают аборигены. Также в рамках этой теории интересен опыт образования колоний развитыми европейскими странами. Стремление этих стран к обогащению, с одной стороны, привело к развитию государственности в их колониях. Данные аргументы, основанные на исторических фактах, могут говорить о состоятельности диффузной теории. Но, как и все теории, объясняющее происхождение государства, данная концепция не лишена недостатков. Диффузная теория не дает ответа на самый главный вопрос: что является первоисточником, как было образовано первое государство? Если с последующими государственными образованиями все ясно, с кого они брали пример и кому подражали, то с первым вопрос остается открытым. Теория не раскрывает предпосылок и причин образования государства. Кроме того, даже в настоящее время есть отдельные племена, пребывающие в первобытнообщинном строе. Хотя сейчас им точно есть с кого брать пример и перенимать опыт, но они, тем не менее, на протяжении столетий остаются на той же ступени развития, что и раньше. Таким образом, положения диффузной теории подробно объясняют, как одни народы перенимают опыт государственного управления у других более развитых народов. Но при этом теория не раскрывает причины появления первого государственного образования. 2.2 Перспективы развития теорий происхождения государстваАнализ наиболее известных теорий происхождения государства позволил сделать вывод о том, что ни одна из описываемых теорий не может в полной мере объяснить причину появления государства. Некоторые из теорий с точки зрения современной юридической науки представляются вовсе несостоятельными, лишенными достоверности. К их числу можно отнести теологическую и психологическую теории. Их можно рассматривать только лишь в совокупности с другими теориями, показывающими многообразие предпосылок появления государства.Наиболее аргументированными теориями, к которым обращаются также и современные авторы, являются теория общественного договора, теория насилия, патриархальная и материалистическая. По поводу последней теории стоит оговориться, так как только отдельные аспекты данной теории считаются актуальными. Эта теория была популярна в нашей стране в период существования советской власти. Однако с отходом от основ социалистического права в юридической науке, она потеряла свою актуальность и значение.Среди современных исследователей происхождения государства стоит отметить Т. В. Кашанину, работа которой была использована при проведении данного исследования. Так, по ее мнению, на появление государства повлияло сразу несколько факторов: экономические, политические, идеологические и психологические. То есть, для формулировки новой концепции происхождения государства, она предлагает объединить положения сразу нескольких теорий. Эту концепцию можно считать плюралистической, включающей в себя совокупность факторов происхождения государства. Первоначальным звеном цепочки образования государства она называет социальную специализацию. Автор подробно описывает, как человек перешел от присваивающего хозяйства к производящему. Увеличение численности населения, избыток производимой продукции, внешняя опасность – все это потребовало управления над обществом, т.е. предопределило возникновение государства.Юридическая наука находится в постоянном развитии, появляются новые теории, концепции. Так, например, А. Л. Бредихин в качестве гипотезы выдвигает криминальную теорию происхождения государства. Основные идеи гипотезы автор заимствует из двух теорий: теории насилия и классовой теории. Предпринимаются также попытки реанимировать классовую теорию.Таким образом, на современном этапе происходит переосмысление существующих теорий происхождения государства и поиск нового оптимального и объективного объяснения появления государства.

Заключение

В ходе исследования были сделаны следующие выводы. Анализ предпосылок возникновения государства позволил выявить следующие необходимые условия: экономические, политические, идеологические и психологические. Только в совокупности указанных предпосылок стало возможным возникновение государства. При этом отправной точкой процесса государство образования стали переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству и разделение труда. В настоящее время известны несколько теорий происхождения государства, которые, так или иначе, с различных позиций объясняют как происходил этот процесс. Среди классических теорий происхождения государства выделяют: теологическую, патриархальную, договорную, насильственную, классовую, расовую. Кроме того в работе рассмотрены диффузная и психологическая теории происхождения государства. Первой теорией происхождения государства была теологическая теория, авторы которой видели в создании государства волю Бога. Соответственно, в этой теории объективные факторы, влияющие на процесс создания государства, вовсе не  учитывались. Близкой к теологической теории является патриархальная теория. Приверженцы данной концепции считали, что государство произошло из разросшейся семьи патриархального типа, где правитель выступает в роли отца. Свою власть при этом он получил от Бога.  В этой теории также не затрагивается социально-экономические предпосылки  и мотивы людей в процессе создания государства. Одной из прогрессивных для своего времени теорий является договорная или естественно-правовая теория. Французские просветители объясняли возникновение государства желанием самих людей к объединению, с целью регулирования общественных отношений. Позднее появились ещё две теории: расовая и насильственная. Так, согласно первой государство появилось благодаря преимуществам одной расы (арийской) над другими. Теория насилия, в свою очередь, в качестве причин появления государства называет насилие, более сильные племена захватывают слабых, устанавливают над ними власть, так появляется государство. Экономическая и материалистическая (классовая) теории во главе предпосылок появления государства рассматривают экономический фактор. Представители первой теории стали основоположниками идеи, что государство – это продукт разделения труда и постепенной эволюции социально-экономических отношений, что в результате приводит к господству одних групп населения над другими. Марксисты развили идеи этой  теории и создали на основе неё свою материалистическую теорию. Выделив, что государство было создано в результате противоположных интересов класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых. Новый взгляд на происхождение государства модно обнаружить в психологической теории. По мнению авторов, особенности человеческой психологии привели к появлению государства. Так, люди бывают двух типов, те, которые стремятся к управлению и власти, лидеры, и, те, которые не способны к принятию своих собственных решений, ведомые, желающие подчиняться. Союз этих групп людей, с противоположными характеристиками, породил государство. Интерес представляет также диффузная  теория происхождения государства. Данная концепция основана на идее подражания, повторения, заимствования, т.е. народы, не имеющие собственной государственности, учились созданию государства у более развитых прогрессивных народов. Правда, эта теория не даёт ответа на главный вопрос, как появилось первое государство. Рассмотренные теории происхождения государства имеют свои достоинства и недостатки. Самым главным их недостатком является то, что они объясняют происхождение государства сугубо односторонне, т.е. в качестве первопричины выявляют только лишь один фактор: религию, экономику, психологию, насилие и т.д. В настоящее время доказано, что это неверный подход к объяснению происхождения государства. Наиболее верным представляется плюралистическая концепция, предусматривающая, в качестве причин возникновения государства, рассматривать комплекс условий, позволивших человеческому обществу прийти к созданию государства. Но все достижения теоретиков происхождения государства должны быть использованы в ходе создания и усовершенствования данной концепции. 

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; в ред. от 14 марта 2020 г.// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 2020 г. – 4 июля.2. Батейщиков, А. И. К вопросу о теологической теории происхождения государства в современных реалиях / А. И. Батейщиков, П. А. Антось, Л. Ф. Рассказова // Вестник науки. – 2018. – №1(1). – С.4-11. 3. Боярская, К. Е. Причины и формы возникновения государства / К. Е. Боярская // Актуальные проблемы теории государства и права. – 2020. – №4. – С.204-211.4. Бредихин, А. Л. Криминальная теория происхождения государства: к постановке гипотезы / А. Л. Бредихин // Философия права. – 2020. – №1(92). – С.174-177.5. Волчок, А. А. Материалистическая теория происхождения государства: противоречия и дискуссии / А. А. Волчок // Контентус. - 2020. - № 6. - С. 34 - 42.6. Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас / Ж. А. Гобино. – М.: Самотека, 2016. – 664 с. 7. Гумплович, Л. Общее учение о государстве / Л. Гумплович ; пер. со 2-го нем. изд. со вступ. очерком, прим. и доп. ст. И. Н. Неровецкий. – Репр. изд. 1910 г. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 544 с. 8. Декларация независимости США (4 июля 1776 г.) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран и римскому праву / сост. Е.В.Поликарпов, И.Н. Мележик, Т.П.Филиппова; отв. ред. И.А.Исаев. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 544 с.9. Дюринг, Е. Теория насилия. Роль в истории / Е. Дюринг, Ф. Энгельс. – М.: Родина, 2021. – 224 с. 10. Ершова, А. А. Происхождение государственности как социально-обусловленный фактор общественного развития / А. А. Ершова // Законность и правопорядок. – 2021. – №3. – С.405-410.11. Каутский, К. Этика и материалистическое понимание истории : опыт исслед. / К. Каутский ; Пер. с нем. К. Когана, Б. Яковенко. - 2-е изд., стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 133 с.12. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие / Т. В. Кашанина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2015. – 300 с.13. Кобежиков, А. А. Теологическая теория возникновения государства // Вестник науки. – 2018. – №9(9). – С. 70-72.14. Кочемасова, М. А. Влияние патриархального фактора и фактора насилия на процесс происхождения и развития государства / М. А. Кочемасова // Вопросы российской юстиции. – 2020. – №9. – С.35-52.15. Лезина, Е. П. Психологическая теория государства и права / Е. П. Лезина // Контентус. – 2018. – №6. – С.33-40.16. Ленин, В. И. Государство и революция / В. И. Ленин. – М.: АСТ, 2021. – 512 с.17. Матузов, Н. И. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2022. – 640 с. 18. Погожева, О. В. Теории происхождения государства в прошлом и настоящем / О. В. Погожева // Вестник науки. – 2020. – №10(31). – С.40-45.19. Сорокун, П. В. Учение Платона о государстве и обществе в нем / П. В. Сорокун //Эпоха науки. – 2020. – №21. – С.260-264.20. Тарабан, Н. А. Идея общественного договора на современном этапе политико-правовых исследований / Н. А. Тарабан // Философия права. – 2019. – №1(88). – С.130-134.21. Чуприн, Д. А. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого на историческом этапе развития науки и в истории правовой мысли / Д. А. Чуприн // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 – С.130-137.22. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (В связи с исследованиями Льюиса Г.Моргана) / Ф. Энгельс. – М.: ЛКИ, 2018. – 240 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.