это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4084624
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы. Сложившийся подход к финансированию общеобразовательных услуг в России представляется недостаточно эффективным. Это связано, в частности, с отсутствием эффективных инструментов бюджетного планирования, недостаточной количественной взаимосвязью между бюджетными расходами и результатами использования бюджетных средств, отсутствием мониторинга, осуществляемого на постоянной основе и позволяющего оценить эффективность государственных расходы на образование, а также низкий уровень ответственности и инициативы органов бюджетного планирования, незаинтересованность в экономии бюджетных средств.А также, пандемия коронавируса серьезно изменила ситуацию в системе образования, затронув большинство механизмов функционирования данной сферы.Вопросы бюджетного финансирования других составляющих образовательной деятельности также встали в повестку дня, поскольку и научные подразделения вузов, и административные службы работали в новом режиме.Таким образом, возник прообраз виртуальной академической мобильности учащихся и преподавателей, широкого сетевого взаимодействия образовательных учреждений, а, следовательно, потребовался новый подход к построению и реализации образовательного процесса, его бюджетному и внебюджетному финансированию.Цель реферата – анализ мер развития в системе бюджетного финансирования образования.1. Анализ бюджетного финансирования в сфере образованияНа сегодняшний день финансирование образовательных организаций является одной из первостепенных проблем, на пути развития образования в нашей стране. На данном этапе сфера образования в Российской Федерации характеризуется нехваткой бюджетных мест. Проблемы содержания и качества образования отходят на второй план, так как они зависят непосредственно от финансовых ресурсов. Задолженность по заработной плате персоналу в образовательных учреждениях, также является актуальной проблемой в последние годы, что негативно сказывается на привлечении молодых специалистов, из образовательных организаций в коммерческие структуры. Данные обстоятельства оставляют значимый негативный отпечаток в формировании рынка труда, услуг и цен. Такие ученые как: Л. Г. Поляк, Е. А. Колесникова, Е. В. Савицкая, И. Ю. Федорова, Н.И. Сидорова, занимались исследованием данной проблемы, и посвящали этому множество трудов. [ REF _Ref104319258 \r \h 2] Бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы (т.е. исключительно в соответствии с планом). Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам сферы образования заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки, стипендии и пособия студентам и учащимся. В результате недостаточно финансируются статьи расходов, связанных с обеспечением собственно учебного процесса, содержанием материально-технической базы учебных заведений и их развитием [ REF _Ref104319285 \r \h 1]. Эффективность действующей системы финансирования образования в условиях дефицита бюджетных средств определяется, таким образом, следующими факторами:- распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации и соблюдение принципа их целевого использования (как его понимают финансовые органы) не позволяет осуществлять маневрирование ресурсами в зависимости от конкретных условий и для решения конкретных задач;- ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств все больше превращается в необходимость обоснования перед финансовыми органами каждой траты этих средств, что сводит на нет законодательно установленную автономию и самостоятельность образовательных учреждений; - действующая структура финансовых органов содержит множество промежуточных звеньев, замедляющих движение финансовых потоков;- принятая процедура внесения изменений в смету (плановый документ) также затрудняет движение финансовых ресурсов.В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения. Это означает, что, например, муниципальная школа может финансироваться только из муниципального бюджета. При этом бюджет субъекта федерации может выделять средства на обеспечение учебного процесса в этой школе только путем перечисления их в соответствующий муниципальный бюджет, причем без гарантий их направления в школу.Расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов в 2021 году были исполнены на 97,8% от плана, составив 2,549 трлн. рублей, наименьший процент исполнения был по проекту "Образование" - 89,8%, (131,52 млрд. рублей [ REF _Ref104319429 \r \h 4]).По разделу "Образование" в 2022 году будет выделено более 1,23 трлн. рублей, в 2023 году - более 1,27 трлн. рублей и в 2024 году - 1,31 трлн. рублей.Порядка 3,8 трлн. рублей в период с 2022 по 2024 годы планируется направить из бюджета на образование, следует из материалов к проекту федерального бюджета. Согласно документу, по разделу "Образование" в 2022 году будет выделено более 1,23 трлн. рублей, в 2023 году - более 1,27 трлн. рублей и в 2024 году - 1,31 трлн. рублей.По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Образование" составит 0,9% в 2022 - 2024 годах. В общем объеме расходов федерального бюджета доля по этому разделу на предстоящие три года по сравнению с 2021 годом увеличится и составит 5,2% ежегодно.Как поясняется в документе, в сравнении с действующим законом о бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов финансирование в 2022 году увеличено на 168 млрд. рублей, в 2023 году - на 162 млрд. рублей. В 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, бюджетные ассигнования увеличены на 43 млрд. рублей.На нацпроект "Образование" на последующие три года в казне выделяется более 530 млрд. рублей, также указано в документе. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Образование" запланированы в 2022 году в объеме 165 093,4 млн. рублей, в 2023 году - 175 715,8 млн. рублей, в 2024 году - 189 752,7 млн. рублей.В сравнении с действующим законом о бюджете на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. финансирование в 2022 году увеличено на 44 млрд. рублей, в 2023 году - на 25 млрд. рублей. В 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, бюджетные ассигнования увеличены на 17 млрд. рублей.Кроме того, РФ планирует выделить на реализацию государственной программы "Развитие образования" в 2022-2024 годах более 1 трлн. рублей. Согласно документу, в 2022 году планируется выделить более 469 млрд. рублей, в 2023 году - более 472 млрд. рублей и в 2024 году - более 486 млрд. рублей. Как уточняется в пояснительной записке, предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными ранее, в 2022 году увеличены на 131 313,5 млн. рублей, в 2023 году на 112 663,4 млн. рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, увеличены на 13 976,9 млн. рублей [ REF _Ref104319411 \r \h 3].Но, в настоящее время отсутствуют именно правовые гарантии бесплатности дополнительного образования детей.Согласно части 2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Также согласно части 3 Конституции РФ гарантируется возможность бесплатного получения высшего образования на конкурсной основе.В то же время бесплатность дополнительного образования для детей Конституцией РФ не гарантирована – этот вид образования вообще не упоминается в Конституции РФ.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части 1 статьи 8 предусматривает в качестве одного из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования «обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам».Согласно части 2 указанной статьи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют предоставление дополнительного образования детей в подведомственных им образовательных организациях.Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит систему норм, обеспечивающих комплексное регулирование бесплатного предоставления дополнительного образования детям, позволяющих четко определить, в каких случаях такого рода образование может быть бесплатным. В связи с этим затруднено формирование расходных обязательств соответствующих бюджетов в отношении дополнительного образования детей.Это означает, что необходимо совершенствовать правовую базу для обеспечения распространения финансируемого из различных бюджетов дополнительного образования детей.Исследования, проводимые в системе образования, позволяют искать и разрабатывать новые финансовые механизмы и инструменты, которые позволят ускорить шаги, на пути модернизации системы образования и ее финансирования. 2. Совершенствование системы бюджетного финансирования образованияОсновным принципом модернизации (совершенствования) системы финансирования образования должно стать создание условий для обеспечения:1) возможности финансирования учебных заведений из бюджетов разных уровней на основе установленных нормативов;2) расширенного привлечения внебюджетных средств. Оба эти направления должны непротиворечиво сочетаться с развитием автономии учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами.В настоящее время для повышения эффективности расходов бюджета на общее образование требуется совершенствование механизма финансирования образовательных учреждений для чего необходимо предпринять следующие шаги: • оптимизация расходов бюджетов на образование; • повышение качества бюджетного планирования; • обеспечение зависимости выделяемого объема финансирования от результатов деятельности образовательных учреждений; • проведение мониторинга результативности бюджетных расходов на образование и оценки их эффективности. Реализация предложенных направлений совершенствования механизма финансирования образовательных учреждений предполагает проведение ряда практических мероприятий, позволяющих повысить эффективность бюджетных расходов на финансирование системы образования. Для повышения эффективности бюджетных расходов необходима полная реализация предложенных мероприятий. Несмотря на рост бюджетных расходов на образование, сохраняется проблема бюджетного дефицита, что предполагает объективную необходимость оптимизации бюджетных расходов на образование [1, C. 112]. Так, в России существует практика финансирования лицеев и гимназий по повышенному стандарту, что не всегда обеспечивает эффективность их деятельности. В связи с этим предлагаем профинансировать дополнительную усложненную образовательную программу. В то же время должны быть четко определены ожидаемые результаты программы. При разработке образовательной программы должны быть указаны все ключевые характеристики конечного результата реализации программы: количество обучающихся, критерии эффективности и качества предоставляемых услуг.Многогранность образовательной программы и адекватный контроль за ее реализацией позволяют рассматривать ее как инструмент планирования, качества и оперативности оказания услуг учреждениями, реализующими комплексные образовательные программы. Все это позволит установить взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программы и объемом необходимых для этого ресурсов, что повышает эффективность как планирования, так и использования бюджетных средств. Одним из основных направлений совершенствования механизма финансирования образования является повышение эффективности распределения бюджетных средств на образование. В настоящее время в Российской Федерации при планировании бюджетных расходов на образование практически не учитываются результаты деятельности образовательных учреждений, достигнутые в предыдущем финансовом году.Необходимо, чтобы система показателей эффективности расходов бюджета на финансирование общеобразовательных услуг отвечала следующим требованиям: • система показателей должна в максимальной степени охватывать направления расходов, курируемых государственным органом субъекта Российской Федерации и его задачи; • показатели и их значения должны трактоваться однозначно с точки зрения характеристик эффективности; • система показателей не должна допускать возможности административного воздействия на итоговые значения показателей, а также чисто формального выполнения возложенных функций без реального повышения качества оказываемых услуг; • система показателей должна обеспечивать их сопоставимость между различными органами государственной власти, учреждениями, субъектами Российской Федерации, различными муниципальными образованиями, в том числе во времени.Показатели, используемые в настоящее время для оценки эффективности государственных расходов на общее образование, имеют ряд существенных недостатков. В качестве альтернативы считаем возможным использование показателей, отражающих конечный социально-экономический эффект от бюджетных расходов, осуществляемых в сфере общего образования. Систему показателей строим по следующей схеме: • выбор показателя, характеризующего расходы бюджета на достижение результатов; • определение соотношения расходов бюджета на достижение конечного результата с самим результатом; • сравнение этого коэффициента, например, со средним по региону, что делается путем деления, результатом которого является коэффициент, значение которого больше единицы, указывает на эффективность, если значение коэффициента меньше единицы, то эффективность равна низкий. Показатели для оценки эффективности расходов в обобщенном виде характеризуют деятельность государственных органов в сфере образования.В связи с вышесказанным, на пути совершенствования финансирования системы образования, мы считаем, что полезными факторами будут являться:- Освобождение от уплаты налогов бюджетных образовательных организации, на которые возлагается основной доход.- Совершенствование системы финансирования образования на законодательном уровне.- Создание единой информационной платформы для анализа функционирования бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации.- Привлечение частных и спонсорских инвестиций на государственном уровне (Совершенствование и развитие программы государственно-частного партнерства в области образования).- Введение четкой подотчетности и повышение ответственности учредителей и подведомственных организаций. Оценка эффективности использования финансов.- Развитие системы образовательного кредитования, с частичным покрытием государства.- Введение тендеров на образовательные услуги.- Плановые мониторинги и оптимизация в образовательных организациях.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что процесс финансирования образовательных услуг требует серьезной работы по исследованию и анализу бюджетных образовательных учреждений и для их потребителей, с целью сведения к минимуму рисков, по созданию определенной нормативной базы. Результатом проведенных мониторингов и работ, должно быть не сокращение финансовой поддержки образовательных организаций, а эффективно функционирующий процесс расходов, с целью оказания качественных образовательных услуг.Предложенные направления совершенствования механизма финансирования бюджетных расходов на образование создадут основу для повышения обоснованности и результативности расходов бюджета на образования и позволят повысить их эффективность. Список использованной литературы
Елистратова Е. Ю. Повышение эффективности бюджетных расходов на финансирование общеобразовательных услуг // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1. С. 176–179Коокуева В.В Проблемы прямого финансирования образования на федеральной основе в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2020. – № 5 – С. 533.Образование в цифрах: 2020 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 120 с. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2021: Стат.сб. / Росстат - M.,2021. – 373 c.Федорова И.Ю. Модель оптимизации доходов общеобразовательных организаций в новых условиях финансирования // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов Выпуск XL. 2014. С. 280–294.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!